– Батюшка, грядущая неделя Великого поста – Крестопоклонная. Хотелось бы сегодня поговорить об этой неделе и о Кресте. И первый вопрос: каково значение Крестопоклонной недели в Великом посту?
– Вообще самое важное всегда ставят в центр. В центре Великого поста Крестопоклонная неделя, напоминающая нам о главном событии в истории человечества – распятии Господа нашего Иисуса Христа, Его смерти и воскресении. Мы приближаемся к этому событию. Перед Пасхой будет Страстная неделя, когда будем вспоминать крестный путь Господа на Голгофу, Его крестную смерть, а затем будем встречать Светлое Христово Воскресение.
Крест, воздвигаемый в середине поста посреди всех православных храмов, напоминает нам о событии, к которому мы приближаемся. Без креста спасения нет. Мы знаем, что каждый человек призван идти за Христом, взяв свой крест. Христос так и сказал: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. И идти за Тем, Кто первым нес крест, можно только неся свой. Это всегда нужно понимать.
Наш крест – это все наши страдания, неудобства, печали, болезни, сопровождающие нас по жизни. Если мы претерпеваем все это со смирением и благодарностью Богу, то мы несем свой крест. Если же ропщем, то пытаемся сбросить его с себя. Распятый на Кресте Господь напоминает о том, что нам не должно роптать, жаловаться, унывать, что поприще поста, принятого нами на себя, есть легкая ноша. Если же мы не несем добровольно свой крест, он на нас все равно лежит; и он более тяжел. Поэтому крест для верующего человека, знающего, куда он идет, является укреплением.
Вот зайдет в храм человек с улицы и увидит, что посередине храма стоит крест. И он задастся вопросом, для чего крест здесь стоит. Если останется в храме, посмотрит и послушает, может быть, тоже проникнется происходящим. Если же сразу уйдет, то для него это событие останется совершенно неважным и бесполезным.
А мы пришли в Церковь, чтобы проникнуться духом Христовым, научиться мыслить как Он и чувствовать как Он. Апостол Павел говорит: в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, – и мы пытаемся этому научиться. А как мы можем понять значение Креста Господня, если несем свой крест с ропотом? Нам это будет недоступно. Если же мы смиримся, то значение Креста Господня будет нам открыто.
– Вы сказали, что самое главное всегда в центре. Но почему все-таки именно в середине поста мы вспоминаем Крест, поклоняемся ему? Середина поста, людям хочется послабления, потому что у тех, кто с энтузиазмом начал поститься, особенно у тех, кто постится первый раз, не имея никакого опыта, силы уже не те. Почему же Церковь предлагает нам вспомнить о Кресте именно в середине поста, в начале третьей его недели? И целая неделя называется Крестопоклонной.
– За три недели поста люди устали, и у некоторых возникает желание сделать себе послабление. Но, может быть, глядя на крест с распятым на нем Господом, человек как-то устыдится и подумает: «Но Он же прошел Свой путь до конца, Он же от этого не ушел, хотя и молил Своего Отца: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И человек, понимающий, куда он идет, может быть, и устыдится своих мыслей и желания немножко ослабить пост.
Если пост взят не по силам, то, конечно, его нужно подправить, посоветовавшись с духовником, который поможет найти оптимальную меру поста. Бывает так, что люди начинают поститься очень строго, даже строже монашеского устава, но не выдерживают этого и начинают унывать, потому что считают, что любое послабление – это уже как бы убегание от креста. Но это совсем не так.
Крест в середине храма и богослужения, связанные с Крестом, напоминают нам о главном – о пути, который нам нужно пройти. Напоминание – всегда хорошо, потому что некоторые люди посчитали, что пост – это когда что-то не ешь. И вот они очень строго следят за пищевым постом, читают на этикетках состав продуктов, из чего сделана какая-то булочка... Но они забывают о том, что пост – это многогранный драгоценный камень; и каждая грань в нем ценна.
Есть телесный пост, о нем апостол говорит, что он малополезен, и есть пост духовный, который в сочетании с телесным приносит многие плоды. Иногда нам хочется что-то посмотреть – но хорошо бы удержаться от этого, хочется куда-то сходить – хорошо бы этого не делать.
Сейчас у нас просто некий информационный бум. Люди все время погружены в море разной информации, от новостной до культурной и прочей, и они не могут оторваться от этого, привязаны к этому. Личного общения нет, есть только виртуальное, интернет-общение, в котором люди просто тонут, каждый день проводя в нем многие часы. И было бы очень хорошо воздержаться от этого, а освободившееся время посвятить богосозерцанию и богообщению.
Нам очень не хватает богообщения, не хватает на это времени. Мы все время бежим. Человек утром проснулся, умылся, что-то съел, и уже нужно бежать в метро, нырять в толпу людей. И если на бегу вспомнились какие-то молитвы, то по дороге он что-то про себя прочитал. Целый день он в делах, в каких-то занятиях, и к вечеру у него уже ни на что нет сил. Остается немножко времени только на то, чтобы пообщаться с домашними, сделать элементарные домашние дела и поскорее лечь спать, потому что завтрашний день опять будет тяжелым. А богообщения-то и нет.
И вот постом для нас как раз очень важно высвободить время для общения с Богом, помолиться не торопясь, почитать Евангелие, поразмышлять над ним, может быть, почитать толкование на Евангелие, помолиться об усопших, почитав Псалтирь. В это время многое можно успеть из того, что в обычные дни сделать не удается. Поэтому было бы очень хорошо наполнить этим дни поста.
– Какое место в жизни православного христианина должен занимать крест?
– Крест – это центр всей нашей христианской истории, как бы ее и начало, и конец, и вообще все ее содержание. Без креста не бывает христианства. Нельзя взять и вычеркнуть крест из нашей жизни, продолжая называть себя христианами. Это невозможно. Сам Господь неразрывно связан с Крестом. Поэтому мы так часто видим Господа, распятого на Кресте.
Мы носим крестик на себе, во всех храмах есть крест, в каждом храме есть голгофа с изображением распятого на Кресте Христа. И это напоминание нам о том, что явилось орудием нашего спасения. Крест – орудие нашего спасения, поэтому отношение к нему самое благоговейное и почтительное. И нужно постоянно напоминать себе об этом.
Но в жизни у нас много всяких неприятностей, к сожалению, принимаемых нами с ропотом. И вот здесь нужно себе напомнить: «Господь за меня терпел такие муки! Неужто я не потерплю и малого?» И если человек помнит о Кресте Господнем, то собственный крест ему будет нести гораздо легче. Если мы помним о нем, то наша жизнь одна. Если мы о нем забыли, наша жизнь становится совершенно другой.
Обратите внимание: если каждый день мы не вспоминаем о страданиях Христа, то позволяем себе очень много лишнего. Мы позволяем себе нарушать заповеди, повторять грехи, даже те, которые уже исповедовали. Мы позволяем себе очень многое из того, что никак не должно делать христианину. Память же о Кресте Господнем может удержать нас от этого и направить на истинный путь покаяния.
– Какие особенности богослужения есть в Крестопоклонную неделю?
– Крест выносится накануне воскресного дня, на всенощной в субботу. Он полагается посередине храма и пребывает там до пятницы Крестопоклонной седмицы, когда после литургии Преждеосвященных Даров уносится в алтарь. То есть крест пребывает посередине храма всю седмицу. В понедельник, среду и пятницу по завершении богослужения священник выходит на середину храма и совершает поклонение кресту. Этим мы как бы напоминаем себе о величайшей Жертве, принесенной Богом ради нас.
Один батюшка очень хорошо сказал в проповеди, что мы не славе Христа кланяемся, а Его бесчестию, и это очень важный момент. Когда Христос пребывает на царском Престоле, в царском одеянии, с силой, властью и славой, поклониться Ему очень легко. А когда Он, оплеванный, избитый, израненный, висит на Кресте, поклониться Ему как своему Спасителю – великое дело.
Кто склонит голову, например, перед нищим или бродягой? Хорошо, если на него не посмотрят с пренебрежением, а ведь могут еще что-то и сказать в его адрес. Люди, глядя на распятого Христа, будучи очевидцами Его крестной смерти, насмехались над Ним. И только один разбойник (кроме Пресвятой Богородицы и любимого ученика Христа, стоящих у креста) увидел в этом избитом, израненном, истекающем кровью Человеке Господа. И сказал Ему: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
Но люди говорят: «Как же так? Он разбойник – и его в рай!» Но он единственный из всех увидел в этом Человеке Господа и исповедовал Его, вися на кресте рядом с Ним. Поэтому наши страдания, что мы претерпеваем, должны, как и этого разбойника, приближать нас ко Христу. Разбойник исповедовал Христа, приблизился к Нему и услышал: ныне же будешь со Мною в раю.
И мы с какими-то своими трудностями, болезнями, жизненными нестроениями тоже как бы распяты на своем кресте, вынуждены терпеть это. И если мы будем терпеть свое распятие со смирением и, что очень важно, ради Христа, то узрим нечто особенное в Кресте Господнем.
А для человека неверующего это просто некое обрядовое действие. Люди ведь любят называть даже таинства Церкви обрядами. Таинства Венчания, Крещения – это для них обряды, некое действие, они ничего за этим действием не видят. Внутреннее для них сокрыто, потому что они сами себя закрыли от видения этого.
И вот человек зашел в храм, посмотрел вокруг, поставил свечку, и ему вроде как полегчало на душе – он сходил в храм. Но происходящее в храме остается для него недоступным, сокрытым. Нам же очень важно постоять у подножия Креста Господня, помолиться о даровании видения и чувствования, которые должен испытывать в эти минуты человек. И это тоже дар Божий. Человек не просто простоял в церкви два часа (хорошо, что он сумел себя понудить и не ушел), но просил у Подателя всяческого блага этого понимания.
Премудрость – она у Бога. И если мы хотим проникнуть во что-то умом, и душою, и сердцем, мы должны просить этого у Бога. И если у вас есть какие-то вопросы к Богу, встаньте у подножия креста и задайте их. И я думаю, что Господь найдет способ ответить вам на них.
– Вопрос от телезрителя: «Сейчас в храмах ежедневно читаются три книги: Книга пророка Исаии, Бытие и Книга Премудрости Соломона. В один из дней поминали злодеяния Каина, и в одном отрывке прозвучало, что Бог дал Каину знамение о том, что никто не посягнет на его жизнь. А какое знамение Он дал Каину? И еще. Ламех сказал, что он убил мужа и отрока, но что означают эти слова, не сказано. Разъясните это, пожалуйста».
– Какое знамение было дано Каину, мы не знаем, потому что это не было указано. А как мы сами можем догадаться? Но это знамение понимали все встречающие Каина. Каин сказал: «Меня теперь любой встреченный убьет», – но Господь ответил ему, что этого не будет. И Каин претерпевал постоянные мучения, потому что всю жизнь он жил в ожидании воздаяния за свой содеянный грех. Он понимал, что воздаяние непременно будет, но когда и каким оно будет, не знал, и это его мучило. А какой именно знак был положен на нем, я не знаю, потому что Библия об этом умалчивает, а высказывать какие-то предположения на этот счет я не берусь.
А что касается Ламеха, он пригласил обеих своих жен и сказал: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. То есть Ламех как бы свидетельствует о том, что он приумножил грех Каина. Человек, позволяющий себе зло, никогда не знает всех последствий этого зла. Но, совершив это зло, он чувствует, что оно в нем действует.
Знаете, бывает так, что человек сразу страдает из-за какого-то своего плохого поступка. Он совершил его и сразу получил какое-то воздаяние, и вроде бы все понятно. Но когда это воздаяние отложено, здесь уже возникает мучительное ожидание, как у Каина и Ламеха: «Что же теперь будет?»
Эти люди – Каин и Ламех еще недалеко отстояли от времени изгнания человека из рая. И Каин, хоть и согрешил, был еще способен беседовать с Богом. Он еще мог воспринимать слова Божии и говорить с Ним, то есть это свойство в нем еще оставалось. Каин и Ламех чувствовали ту неправду, которой они себя предали, ведь человек наследует некую память о рае. Даже мы, отстоящие от тех событий на тысячи лет, все равно чувствуем неправду, когда совершаем какой-то грех. Нам становится совестно, нехорошо, некомфортно.
Знаете, совсем бессовестным человеком стать нельзя. Даже злодеев все равно мучают угрызения совести. И это такой голос Божий, рука Божия, помощь нам, грешным людям, чтобы мы, устыдясь, могли покаяться и получить некое и вразумление, и прощение. Поэтому каждый человек, в том числе и Каин, и Ламех, вообще все люди до нас с вами были подвержены угрызениям совести.
А про совесть Господь сказал в притче: когда идешь с соперником на пути, постарайся от него избавиться, пока он не привел тебя к судье, а судья не отдал истязателю. Вообще этот соперник толкуется как совесть. Пока ты им еще обличаем, пока он еще не привел тебя на суд Божий, примиряйся с ним. И если Господь что-то тебе открывает, постарайся это исправить. Не оправдать себя, как это часто бывает, а исправить в себе то, что Бог указывает тебе исправить.
– Вопрос от телезрителя: «Когда я читаю утренние молитвы, я еще обращаюсь к тем святым, иконы которых у меня есть, например к небесному покровителю мужа святому Александру. Я прошу помочь рабу Божьему Александру, моему мужу, нести его земной крест. Правильно ли я делаю?»
– Да, правильно делаете, потому что Господь повелел нам: молитесь друг за друга. И мы возносим молитвы Господу за наших близких, прося им помощи Божией и заступничества всех святых и Небесных Сил Бесплотных. Это вы замечательно делаете. Собственно, этим мы и живем. Знаете, иногда человек так суетно живет, что ему даже некогда за себя помолиться. И хорошо, когда есть человек, который вознесет Богу молитву за него.
– Батюшка, но что означает то, что крест Христов выносится в центр храма? Мы знаем, что в каждом храме есть место для распятия, но именно в этот день, в эту неделю крест после всенощной выносят в центр храма. Что мы должны понять?
– Это делается, чтобы привлечь к нему внимание людей. Когда крест стоит в определенном месте храма, люди знают, что там есть распятие, и некоторые подходят к нему, а некоторые не подходят. Обычно когда человек входит в храм, он идет к праздничной иконе, к центральному аналою. Если рядом есть еще какие-то иконочки, он их тоже поцелует, подойдет к подсвечнику, поставит свечку, перекрестится. А к кресту, стоящему, скорее всего, где-то в приделе, иногда и не подходит.
И вот здесь важно напомнить человеку о Кресте Господнем: «Крест есть центральное место человеческой истории. Господь родился, чтобы взойти на Крест». Еще Адаму и Еве Бог предсказал, что в мир придет Спаситель. И народ тысячи лет жил в ожидании исполнения этого пророчества, этого предсказания Божия.
И вот в мир пришел Спаситель. То есть мы поднимаемся, поднимаемся по лестнице, Господь уже родился, и все это уже совсем рядом. И вершина этой лестницы – Крест Господень. Господь на Кресте сказал: свершилось. А что свершилось? Наше с вами спасение.
Собственно, человечество шло к этому. Человек потерял рай, отпал от Бога, стал смертным, болезненным. Он потерял все – богообщение, боговидение, богопонимание. И он не то что озверел, он осатанел. Почему Господь в свое время навел Потоп на землю? Все отвратились от доброго и сочетались со злым. Только Ной и его небольшое семейство – три сына, жена да жены сыновей – остались праведными на земле, а все остальные достаточно быстро развратились. Но это был еще допотопный, совсем древний человек.
В общем, от Адама до Потопа прошло не так уж много времени, и дух Каина уже вошел в людей. И люди не просто потеряли человеческое обличье – они осатанели. И раскаялся Господь, что создал человека на земле. Но Он дает человечеству шанс заново восстать из праведного семейства Ноя. Но, как мы видим, даже в сыновьях Ноя грех уже проявляется – в его сыне Хаме. И история развивается дальше, и опять человек отступает от Бога, но Господь пытается сохранить веру во Единого Бога в Своем избранном народе.
Возможно, во всем остальном мире какие-то отдельные люди в отдельных народах еще сохранили понятие благочестия, такое еще случалось, но вера в Истинного Единого Бога сохранилась только в избранном Богом народе. Этот народ восставал против Бога, много раз он хотел раствориться в языческом мире, но Бог не давал этого сделать. Всякими завоеваниями, потерями, трудностями Он удерживал в людях память о Боге.
Иногда наступали времена, когда люди взывали к Богу: «Господи, помоги! Уже нет никаких сил!» И Господь восставал, спасал, выручал, помогал. И в людях снова воскресала вера, но потом она опять затухала. И должна была родиться Та, Которая послужила нашему спасению, – Пречистая Дева Мария. Потому что не было на земле человека, который мог бы послужить делу нашего спасения. Родословие Адама и Христа отображено у двух евангелистов, все эти люди и честные, и нечестные, и благочестивые, и неблагочестивые. И, читая, думаешь: «Как такой человек мог быть избран Богом патриархом?» Но так Бог указал, так Он решил.
Вершина всей истории человечества – это крест. Крест стоит на вершине нашего человеческого бытия, потому что с креста нам должно быть вознесенными туда, к Престолу Божию, в Царство Небесное. А если человек не на кресте, то зайти в Царство Божие он никак не сможет. И Церковь напоминает людям о том, что вера – это не поставленные свечки, не принесенные записочки. Конечно, все это неплохо, но именно крест – самое главное, и нам нужно не забывать о том, что без Креста нет нашего спасения.
Но некоторые говорят: «Но Бог же Всесилен, Он же может все. Зачем были нужны такие сложности? Если Бог одним словом все создал, почему же одним Своим словом Он не мог все преобразить? Он ведь мог сказать: ‟Не быть греху”. Или: ‟Исчезните все бесы”. Бог мог сказать: ‟Исправьтесь все нечестивые”, – и люди взяли бы и обновились, и преобразились, и по чистоте своей стали бы равноангельными. Бог же Всесилен…»
Но мы не можем рассуждать за Бога. Это нечестиво, мерзко, дерзко – рассуждать за Бога, что Бог должен сделать. И мы смиренно склоняем свою голову перед Крестом Господним, потому что это единственно возможный путь спасения человека, но только для тех, кто ищет этого спасения.
А для некоторых людей пребывание в болоте земной жизни вожделеннее всего на свете. Они хотят в этом болоте жить, хотят продлевать свое присутствие в этом болоте. Ни о чем небесном они не помышляют, для них это чуждо. Разговоры о Боге, о Церкви, о покаянии раздражают этих людей, они этого совершенно не приемлют, они бегают от этого изо всех сил. Но для тех, кому спасение необходимо, Крест – это великое утешение, потому что на нем свершилось наше спасение. Всё, ад не имеет над нами власти, смерть не имеет над нами силы, ибо Господь победил смерть.
Господь говорит о Себе, что Он победил смерть. Он сказал: всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. И это для нас великое утешение и спасение. И все это происходит через Крест. Нужно напоминать об этом, чтобы человек вошел в церковь, в храм Божий и первое, что увидел бы, – лежащий посередине храма крест. Подойдет он к центральному аналою, а на нем крест с распятым Господом, украшенный цветами. Вот, оказывается, что самое главное.
– Вопрос от телезрителя: «Скажите, пожалуйста, можно ли во время поста читать Псалтирь?»
– Да, можно. Вообще Псалтирь – это главная наша богослужебная книга. Все богослужения обязательно включают в себя псалмы, особенно Великим постом, когда чтение Псалтири на богослужениях многократно увеличивается, потому что словами псалмов мы взываем ко Господу. Многие из псалмов покаянные, многие – призывающие Господа для укрепления нашей веры.
И вообще раньше все богослужения состояли только из псалмов. Потом уже появились стихиры, тропари, кондаки, икосы и прочие богослужебные тексты, и они вошли в обиход нашей церковной жизни. А раньше все было построено на псалмах. Так что постом особенно хорошо почитать Псалтирь поусерднее и вдумчиво.
– Вопрос от Алексея: «Я ни разу не причащался. Можно ли причащаться во взрослом возрасте? И если да, то как это происходит?»
– Конечно. Каждый человек, уверовавший во Христа, принимает Святое Крещение, ибо некрещеным принимать таинства Церкви нельзя. То есть сначала человек должен войти в Церковь через Святое Крещение. Если Вы человек крещеный, то чтобы причаститься, Вам нужно подойти к священнику в церкви и побеседовать с ним по поводу Вашей подготовки к первому причастию.
А если я сейчас назову Вам правило, которому следуют люди перед причащением, не зная Ваших возможностей, состояния здоровья и вообще состояния Ваших дел, оно может показаться слишком тяжелым и даже неисполнимым. И Вы опять отложите причастие на неопределенное время.
Но откладывать это нельзя, потому что Господь сказал: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. То есть вопрос здесь стоит не о качестве жизни, а в принципе о жизни как таковой. По слову Господа нашего Иисуса Христа, человек, не причащающийся с верой Тела и Крови Христа, будучи членом Церкви, не может иметь жизни.
Но люди любят спрашивать: «А как же остальные?» Это дело Божие. Но для нас, кому это, собственно, и дано, это очень важно, без этого жизни нет. Поэтому для начала Вам нужно подойти к священнику и сказать: «Батюшка, я никогда не причащался. Помогите мне подготовиться к первому причастию и скажите, когда мне прийти». И он все Вам расскажет, исследовав Ваши возможности, здоровье и прочее, и порекомендует вам, как подготовиться… Вообще человеку очень хорошо прилепиться к какому-нибудь священнику, чтобы, будучи им руководимым, совершать первые шаги в Церкви и не ошибаться.
– Вопрос от Лилии: «Как победить состояние обиды? Меня очень мучает этот грех, и особенно он обостряется в пост. Я все понимаю, но терпеть никак не получается».
– Господь сказал: молитесь за обижающих вас. Если Вы будете исполнять эту заповедь, то Господь Вам поможет. И еще Господь говорит: творите добро ненавидящим вас. То есть очень важно, преодолев в себе неприязнь к человеку, не выказывать ему свое недовольство, а все-таки идти ему навстречу. Умейте идти навстречу вашему обидчику. Не злословьте, не осуждайте его и молитесь за него, и Господь отнимет от Вас обиду. А другого пути нет.
– «Как разобраться, что в моей жизни является крестоношением?»
– Все является крестоношением, потому что мы пребываем в очень немощном теле. Оно постоянно болит, дает сбои, напоминает о своей немощи. И мы несовершенны, поэтому частенько хотим большего, чем можем, и вынуждены смиряться со своей немощью и ограниченностью. Поэтому все то, из чего состоит наша жизнь, и есть крестоношение.
Когда человек рождается в мир, Господь уже дает ему некий крест. Крест – это семья, в которой рождается человек, это состояние здоровья, изначально определенное ему Богом. Один рождается здоровеньким, другой – больным, третий – инвалидом, и это тоже крест, данный Богом. И в течение всей жизни это условия жизни, разные нестроения, непонимание со стороны людей, зависть людская, насмехательство.
Бывает, что уже в детском саду над ребенком насмехаются, и он вынужден терпеть. Он уже несет свой крест, потому что родители привели его в детский сад, дети над ним насмехаются, а воспитатели не реагируют на это. И он, как загнанный в угол волчонок, смотрит на всех полными слез глазами, ему обидно и страшно. И это тоже крест, попущенный Богом.
Не думайте, что одному повезло, а другому не повезло. Нет, Бог каждому дал свой крест, в ту меру, в какую человек способен понести. Поэтому несите свой крест безропотно, никогда никому не жалуйтесь, не рассказывайте о том, как вам обидно, как плохо у вас на душе. Умейте открывать свое сердце, душу, помышления только Богу. А людям – так, немножечко. Потому что от Бога помощь, и утешение, и радость.
– Батюшка, поясните, пожалуйста, слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Господом. Как бы не ошибиться, как бы не взять крест по своему произволу, тому произволу, который в первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения?! Самовольный подвиг – это самодельный крест, и несение такого креста всегда оканчивается падением великим».
– Во-первых, все мы подвержены зависти, нам хочется, чтобы у нас было так, как у другого, и это попытка как-то подменить свой крест. Ропот – это попытка каким-то образом сбросить с себя этот крест. А лукавство – это попытка облегчить свой крест нечестным путем. И вот всякие эти попытки приводят к тому, что человек попадает в еще худшее состояние. Он может взять на себя то, что для него непосильно.
Вот короткий пример: человек подчиненный, и ему очень хочется быть начальником. Но Бог не дает ему этого и говорит: «Тебе лучше быть в подчинении, в послушании, чем начальствовать над другими». Но человек думает: «Нет, я хочу быть начальником», – и изо всех сил лезет в начальство. И Господь ему попускает: «Ну ладно, давай».
Человек садится не в свое кресло и поднимается на высоту, на которой он просто не способен удержаться. И на него наваливаются проблемы, которые ему не по силам, потому что с начальника спрос больший и за подчиненных, и за результаты работы, и за всё и вся. А человек думал, что начальник – это больше денег, больше власти, больше свободы. Ничего подобного. Начальник – это человек, отвечающий и за себя, и за людей, которые «под ним». Кто-то накосячит, а тебе будут давать по шапке, с тебя спросят. Кто-то что-то сворует, а с тебя все это взыщут, удержат.
И вот человек взял на себя непосильный крест, и что начинается? Ропот, еще большая зависть, склоки… А спуститься вниз, сказать: «Слушайте, давайте я опять буду обычным работником», – уже гордость не позволяет. И ему кажется, что здесь плохо, потому что он низко поднялся, что нужно лезть еще выше.
И он начинает лезть выше, а там еще хуже, потому что он попадает в систему, где всё не так, где нужно свою совесть полностью продать, затоптать в грязь. А она ему спать не дает, эта совесть, она его подтачивает. И человек попал в тиски, которых он не выдерживает. Крест ему не по силам. Уж лучше бы он занимался тем, что Бог ему определил, и все было бы хорошо.
Если Богу будет угодно – Он Сам возвысит человека, и будет ему благословение на его новое место и помощь в несении нового креста. Ну, не нового, а того, который таким образом определился Богом. Поэтому любое своеволие делает нашу жизнь только тяжелее и труднее.
– Алексей спрашивает: «Чем можно питаться в пост?»
– Церковный устав предписывает воздержание от скоромной пищи – мясной, рыбной и молочной. Если здоровье позволяет, будем придерживаться этой степени воздержания – растительной пищи. Кто-то позволяет себе еще морепродукты. Если же по состоянию здоровья такой пост тяжел, то он ослабляется после совета с духовником.
Духовник может посоветовать, каким образом можно ослабить пост, но чтобы не был утерян главный плод, к которому мы стремимся. А главный плод поста – это покаяние, а не похудеть, что-то не съесть. Когда мы начинали подготовительное время к посту, мы пели: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» Поэтому покаяние – это плод поста. И очень хотелось бы, чтобы он не потерялся.
Ведущий Павел Денисик
Записала Людмила Белицкая
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Где встретить воскресшего Христа».
У книжной полки. Екатерина Каликинская. Один в поле воин. Историческая повесть о святителе Луке
У книжной полки. Пасхальные рассказы
Божественная литургия 24 апреля 2025 года
Этот день в истории. 24 апреля
День ангела. 24 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!