Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Березовский. 12 сентября 2023

12 сентября 2023 г.

Сегодня у нас в гостях клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Александр Березовский.

– Часто, когда молимся, мы так или иначе представляем себе Бога. Правильно ли это?

– По учению святых отцов, неправильно. Когда молимся, мы не можем иметь перед собой какой-то образ. Как сказано у Иоанна Богослова: Бога не видел никто никогда. Бог есть совершенный Дух. Он не имеет образа, который мы могли бы себе представить. Поэтому, молясь, мы погружаемся в слова молитвы, пытаемся сосредоточиться на том, о чем беседуем с Богом.

Молитва – это разговор человека с Богом, и не только его ума, но и души, сердца. Хорошо бы наблюдать за тем, что происходит в этот момент в нашей душе, изо всех сил стараться не отвлекаться умом. А если представлять себе какой-то образ, то это будет, во-первых, отвлечение от самой молитвы, во-вторых, искаженное представление Того, к Кому мы обращаем свои слова.

– Может ли человек молиться и не представлять Бога?

– Может.

– О чем он должен думать в этот момент?

– Как я уже сказал, лучше сосредоточиться на словах самой молитвы, на том, о чем мы просим. Мы можем беседовать с человеком по телефону, не видя его. И хорошо, когда мы в этом разговоре участвуем, а не отвлекаемся, делая что-то параллельно. Так же и с Богом. Во время молитвы наш ум постоянно куда-то уползает, и получается, что молитва прочитана, но о чем и как это было, человек даже не вспомнит.

Собирать ум в слова молитвы важнее, чем представлять себе что-то. Конечно, у нас есть образ Иисуса Христа, и, может быть, он очень ярко запечатлен в нашей голове и душе. Но лучше Его не представлять, хотя мы обычно молимся, стоя перед иконами. У нас есть привычные образы Пресвятой Девы, Спасителя и святых, но настоящая молитва не нуждается в каких-то образах. В житиях тех подвижников, которые посвятили всю свою жизнь молитве, описано, что они иногда молились, просто закрыв глаза, и даже занавешивали единственное окошко в келье, чтоб ничто не отвлекало их именно от самой молитвы. Об этом надо просить Бога, к этому стремиться.

Молитва – это Божий дар. Мы не можем сами по себе, вне Бога, возгреть в себе молитву. На самом деле молитва есть действие Святого Духа в человеке, поэтому мы испрашиваем духа молитвы, внимания, просим, чтобы Господь молился вместе с нами. Святитель Филарет (Дроздов) даже говорил так: «Господи!.. Сам во мне молись». Вот к чему на самом деле мы должны стремиться. И когда дух молитвы действительно снизойдет на человека, она в нем потечет как ручеек, о котором мы тоже иногда читаем в житиях святых.

– А где границы нашего размышления о Боге?

– Границы у всех разные. Когда человек только начинает свое воцерковление, то ему достаточно того, что написано в Евангелии. Когда человек освоит Евангелие, то начинает осваивать те Божьи откровения, которые даны нам через святых отцов. Есть действительно очень серьезные темы. Например, учение Григория Паламы о Божественном свете. Это очень непростое учение и для восприятия, и для понимания. Но все восходит от простого к сложному. И в ту меру, в которую человек будет способен это воспринять, Господь ему и даст.

– В какой мере вообще мы можем познать Бога?

– В какой Бог Сам захочет нам открыться. Знания о Боге без Него невозможны. Мы знаем о Нем только из Его откровений, поэтому пытаемся уяснить то, что уже открыто человеком. Те люди, которые сподобились Божественного Откровения, передали его нам в виде своих учений и записей, и мы стараемся в них вникнуть.

На самом деле богопознание очень сложная тема. Оно многоуровневое. Первый уровень – это естественное познание окружающего мира, в котором мы живем. Бог открылся нам через Свое творение. Потом это те откровения, которые получили святые отцы и затем передали нам. Мы пытаемся уяснить с их слов то, что им открыл Бог. А следующий уровень – сверхъестественное познание, когда Духом Божиим человеку открывается то, что он сам никогда никак постигнуть не может.

Бог открывается в меру чистоты человеческого сердца. Заповедь блаженств: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Человек начинает больше видеть по мере очищения сначала своего ума от всяких дурных мыслей, затем чувств от всяких нехороших желаний.

Некоторые люди даже заявляют, что Бога нет. Хотя Он рядом. Мы живем Богом. Без Него жизни нет. Но люди настолько слепы, что могут утверждать, что Его нет, что это всё выдумки. Просвещение приходит параллельно с очищением человека, когда он начинает каяться в своих грехах. Начинает не оправдываться, а признавать свою вину. Не искать виноватого, а признавать себя таковым. Это уже есть некая степень выздоровления человеческой души. И по мере того, как человек кается в своих грехах, он начинает все больше и больше понимать Бога. Сам Господь в Евангелии от Иоанна говорит: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Оказывается, жизнь вечная и спасение есть знание Бога. И вообще смысл и цель человеческой жизни есть богопознание. Но происходит все постепенно, человек не сразу постигает все тайны, которые Господь хотел бы ему открыть.

Любой человек начинает свое обучение в первом классе с каких-то простейших арифметических действий, а потом по мере возрастания переходит к более сложным вещам и достигает таких высот, когда его ум способен решать очень сложные задачи. Так же и здесь. Если у человека есть стремление к познанию Бога, то Господь ему открывает то, что хочет, и то, что человеку полезно. Еще раз повторюсь, жизнь вечная есть знание Бога. Господь ставит между этими двумя понятиями знак равенства.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Если человек всю жизнь творил добро и перешел в иной мир, будут ли эти его добрые дела во спасение, если они совершались не ради Бога, а ради своих близких и родных, ради своего доброго имени?» 

– Всякий творящий добро приятен Богу. Приятен. Но что касается спасения, все-таки здесь должно быть более конкретное устремление человека к Богу. Как сказано: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам. Может, человек не ищет Бога, живет так, как научен, хорошо воспитан или от Бога имеет доброе, отзывчивое сердце, незлобивый, не скандальный, не жадный. Но все это дары не приобретенные человеком, а полученные им. Он как-то все это реализует в своей жизни. Иногда просто по человеческой потребности, а чаще всего по собственной корысти. Бывает, человек добрый потому, чтоб его похвалили. Люди любят похвалу и стараются хорошо выглядеть в глазах других, чтобы заслужить ее. Стоит кому-то его не похвалить, человек начинает обижаться, как-то напоминать о себе. А если кто-то отругает, то тут совсем другая реакция: человек из доброго становится нетерпимым, злым.

Предположим, человек пожил хорошо, по-доброму, но он же за это добро уже получил много наград от окружающих. Кому сделал – сказали «спасибо», кому помог – взамен помогли, кого облагодетельствовал – дали в ответ. И у нас получается как бы взаимозачет. Но Бог-то остается в стороне от жизни такого человека. Человек к Богу не стремится. В одной из притч Господь сказал: станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! отвори нам»; но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы». Видите, оказывается, человеку мало знать Бога, надо, чтобы Бог знал человека. А Бог узнает человека, когда тот делает что-то ради Него.

А если человек по-доброму относился к своим соседям, родственникам, вообще к людям и в конце месяца пришел в кассу некоего предприятия получить деньги? За что? «Ну как? Я был добрым». «Молодец, но ты же ничего не сделал для нас, почему мы должны тебе платить зарплату?» Он скажет: «Я тому помог, этого утешил». Ему ответят: «Молодец, они тебе и отплатили за твое добро. Мы тут при чем?» Очень важно, чтобы мы жили так, как учит нас Господь. Бог хочет, чтобы мы творили добро ради Него, терпели ради Него, смирялись ради Него, чтобы учились у Самого Христа. Ибо Он сказал: научитесь от Меня. Он хочет, чтобы мы познавали Бога. Еще раз вернусь к этим замечательным словам Спасителя: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Человек этого не знает и оказывается вне вечной жизни.

– Существует расхожее мнение о том, что у каждого Бог свой. В том смысле, что каждый мыслящий о Боге думает о Нем несколько иначе, чем остальные. Насколько верно это утверждение?

– Оно верно в том смысле, что каждый человек знает о Боге нечто свое. Большинство людей знает о Боге то, что они где-то услышали, потому что Евангелие мало кто читает. Люди довольствуются тем, что услышали, может быть, какой-то кусочек передачи; или что-то где-то мелькнуло в разговоре. Из этих обрывочных кусочков у человека складывается некое мнение. И у всех оно разное.

Если мы будем изучать Писание (что нам, собственно, и заповедано, Господь говорит: Исследуйте Писания) и как-то прилагать его к своей жизни, то будем приближаться к Истине. Господь желает каждому человеку познать Истину. А Истина есть Сам Господь Иисус Христос. Он сказал: Я есть путь, и истина, и жизнь. Он Сам. Не его учение, не какие-то Его отдельно взятые слова, а Он Сам. Христос пытается открыть нам некое знание о Боге Отце и о Себе Самом.

Помните: никтоже весть, кто есть Сын, токмо Отец: и кто есть Отец, токмо Сын. Как может человек познать и Бога Отца, и Бога Сына, если Сам Господь Иисус Христос не откроет ему эту тайну? Но открывается она только тому, кто слышит. Господь часто говорил: имеющий уши да услышит. Большинство людей вроде бы и слышат некие знакомые слова, но не разумеют, что они значат. Для них это сокровенно. Ученики удивлялись и спрашивали: Для чего притчами говоришь им? А Он говорит: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано… они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют.

Конечно, у всех людей разное представление о Боге. А Господь хочет, чтобы оно было единое, чтоб мы были единодушны во мнениях и верованиях, чтобы не разнились друг от друга, а пришли к познанию Истины. Истина же одна. Не может быть много истин. Есть много мнений, а Истина одна – Иисус Христос. И если мы познаем Его, то будем единодушны.

– А как понять, что в молитве мы общаемся с Богом, а не с собственным представлением о Нем?

– По действию Божией благодати. Молитва есть один из источников Божией благодати. И Господь отвечает на нашу молитву. И отвечает по-разному, иногда исполняя то, о чем мы Его просим, иногда просто давая человеку некую уверенность в том, что он услышан. Господь еще не исполнил просимое, но человек точно понимает, что услышан.

Мы можем познать Бога только по Его действию. Господь действует в этом мире непрестанно, действует в каждом из нас. Ищущий Бога ощущает это действие. А иначе душа остается сухой, без росы Божией благодати.

– Как отличить истинные знания о Боге от собственного мысленного идола?

– Господь нам открыл знания о Себе, они изложены в Священном Писании. Господь говорит: Исследуйте Писания (Ин. 5, 39). Исследуйте, изучайте его, погружайтесь в него. Для нас это, конечно, Новый Завет. Хотя и Ветхий Завет для нас очень важен, но мы все-таки люди Нового Завета, и для нас слова Христа имеют первостепенность и важность. Мы будем погружаться в эти слова, зачем нам собственные измышления?! Бог нам открыл все, что нам необходимо для того, чтобы встать на путь спасения. Нельзя сказать, что исполни мы все заповеди – и спасены. Отнюдь. Господь говорит: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10).

Мы не достойны никакой награды, поэтому не за дела наши, а по благодати Своей Господь спасает нас. Но Ему угодно, чтобы мы искали Его, познавали Его, стремились к Нему, жили по Его заповедям. Поэтому важно изучение Священного Писания и приложение его к своей жизни. Не просто надо знать, что Господь сказал не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1), а нужно приложить это к своей жизни. Господь запретил кого-либо судить, поэтому ни в разговоре с соседями, ни с близкими, ни с родными, ни по телефону – нигде никогда я не буду обсуждать жизнь других людей, это мне запрещено Богом, это мне душевредно, поэтому я буду этого избегать. Вот когда человек изучит Священное Писание, будет знать его и исполнять, тогда он потихонечку начнет преображаться под действием благодати Божией, которая непременно придет в его сердце, ибо желающему исполнить заповедь обязательно нужна помощь Божия.

Отец Димитрий часто, сидя в этом кресле, говорил: «Никакую заповедь Божию человек исполнить сам не может, это если только Господь ему даст». Ищущему, просящему Господь дает, и человек потихонечку исполняет то, что Бог велит, – начинает преображаться. И потихонечку приходит к тому состоянию познания Бога, которое именуется Царствием Божием. Ведь не просто так Господь сказал: Царствие Божие внутри вас есть (Лк. 17, 21). То есть это не какое-то место во Вселенной, куда человек переносится по смерти своей здесь, на земле. Отнюдь. Человек уже здесь (как часто отец Димитрий повторял) или в раю, или в аду. Пока мы живы, мы можем поменять состояние: из рая пасть в ад, а из ада вознестись до рая. Это какую цель мы себе поставим и как будем об этом Бога просить, какие усилия прилагать.

– Батюшка, а как освободиться от собственных представлений о Боге и возможно ли в целом это для человека?

– От чего-то освободиться, как от любой, например, греховной привычки, человек не может сам. Человеку нужна обязательно помощь Божия. Если бы так можно было, Господь бы нам дал подробную инструкцию, как избавиться от тщеславия, от гордости. Как в инструкции к какой-нибудь компьютерной программе было бы по пунктам расписано, что нужно сделать, чтобы в конце концов получить требуемый результат. Но однажды ученики вопросили Господа: Господи, так кто же может спастись? (Мф. 19, 25). На что Господь им сказал: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26). Невозможно человеку спастись даже от какого-то мелкого пристрастия (уже не говорю – греха). Хочет человек меньше говорить, но никак не получается, как начал – его несет, прямо как река словесная. А как ему исцелиться? Взывать к Богу, затворять свои уста, следить за своей речью и умолять Бога избавить его от этого пристрастия. Поэтому если у нас есть некие искаженные представления или какие-то дурные привычки, давайте противиться дурному.

Человек может противиться греху, не может его победить. Изжить грех из себя человек не может, он может ему сопротивляться. Например, когда на человека напали разбойники, их больше, они сильнее, человек может им сопротивляться и кричать – звать на помощь. И непременно, если есть кто-то недалеко (а Господь всегда рядом), приходит эта помощь. И пусть израненный, но живой, человек получает эту помощь. Точно так же и грех мучает нас и иногда сильно ранит. Но если мы взываем к Богу о помощи, о спасении, Господь не опоздает прийти нас спасти.

– Отче, что такое прелесть?

– Это завышенное искаженное представление человека о самом себе. Человек бывает уверен в том, что он что-то понимает, что-то может, способен на что-то особенное, недоступное другим. Некое самомнение. И в этом мнении человек совершает массу ошибок. Ведь как только человек думает, что он что-нибудь может, он тут же начинает ошибаться, и потом гора этих ошибок окружает этого человека и он перестает видеть все в реальном свете. Происходит некое помрачение души.

– Является ли собственное мнение о Боге прелестью?

– Если человек только на начальном пути к Богу, то не является. Человек просто пока еще не просвещен, пока еще мало что знает, но по мере того, как он будет что-то узнавать, у него будет меняться мнение. А вот если человек уверен в своей правоте и ничего другого принимать не хочет, то это является состоянием прелести. Состояние прелести диагностируется именно тем, что человек полностью уверен в себе и никакое иное мнение – ни людей, ни Церкви, ни Священного Писания – не принимается, все отвергается, потому что человек уверен в своей правоте. Это, конечно, состояние прелести.

– А что такое добродетель трезвения? О чем она?

– Это когда сбросишь с себя уверенность в собственной правоте и признаешь свою немощь. Когда человек говорит: «Я все могу», он же явно заблуждается. То есть он может быть опьянен какими-то своими успехами – у него получилось, потом еще раз получилось,  еще раз получилось, и все в восторге, он сам в восторге от самого себя, и у него появляется опьянение успехом. И он говорит: «Я все могу». А потом поражение одно, другое, третье, и человек начинает протрезвляться от этого состояния опьянения: «Оказывается, не все могу...  Вообще мало что могу… И вообще ничего не могу... И вообще я хуже всех на земле…» Вот когда человек придет к этому пониманию, он полностью протрезвился.

– Как трезвение связано с богопознанием?

– Напрямую. Чем больше человек уверен в своей правоте (то есть более горд), тем он дальше от познания Бога. Недаром Господь говорит о том, что блаженны нищие духом (Мф. 5, 13). Эта нищета духовная – смирение, которое позволяет человеку увидеть, услышать и понять те откровения Божии, которые Господь являет нам. Что мешает человеку увидеть Бога? Именно нечистота сердечная и гордость: «я могу», «я знаю». Если иному человеку начинаешь говорить о Боге, он говорит: «Мне это не надо». Интересно, а почему тебе не надо? Ты не хочешь знать о своем Создателе? Ты не хочешь знать о том, что Он о тебе промыслил?

Человеку интересны мнения людей. Люди готовы ходить ко всяким гадалкам, экстрасенсам и всяким прочим служителям сатаны, деньги платить, чтобы они что-то ему рассказали о нем самом. А то, что Бог Всеведущий и все знает о человеке, ему неинтересно. Это по гордости человек никак не хочет смириться с тем, что он ничего не знает, ничего не может и ничего изменить не в состоянии. Так потихонечку Господь смиряет, и человек протрезвляется и светлеет.

– Отче, давайте ответим на вопросы наших телезрителей, которые приходят к нам в Telegram.

Вопрос от телезрительницы Ирины: «Каково соотношение души и духа в человеке? Каково их влияние на человека?»

– Человек трехсоставен: тело, душа и дух. Тело – это наша телесная оболочка, в которой живет наша душа и обитает наш дух. Душа – это эмоциональная сторона нашей жизни. А дух – религиозность человека, некий инструмент, данный Богом, именно для познания Бога. Почему животные не могут познать Бога? У них нет духа. У них есть тело и душа. Животные могут быть ласковыми или злобными, они могут проявлять некое своеволие или послушание, они могут выражать пристрастие или неприязнь к кому-то или чему-то – это все действие душевных сил. И в человеке это тоже проявляется. И в этом и во многом мы, может быть, даже схожи с животными. А Духа, который есть дуновение Божие (Господь вдохнул в Адама жизнь, дал ему этого Духа), у животных нет. Именно духом своим человек и познает Бога.

Все взаимосвязано. Например, как говорят святые, ум – это движущая сила души. Так и есть: сначала помысел приходит к человеку, а затем, если человек его принимает и сочетается с ним, этот помысел начинает порождать в его душе некие чувства и желания. А потом эти желания начинают человеком руководить. А есть еще дух, который действует в нас сдерживающим образом. Например, совесть. Что это за инструмент такой? Мы его часто ощущаем и даже используем в человеческом общении («у тебя нет совести», или: «поступи по совести»). А что такое совесть? А это и есть тот голос Божий, который звучит в человеке, который как раз и воспринимается человеком через духа, данного Богом. Создал Бог человека, как написано в Библии: Сотворим человека по образу Нашему, и подобию Нашему (Быт. 1, 26), – такой Предвечный Совет Пресвятой Троицы. Затем говорится: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт. 1, 27). По образу. А по подобию – не сказано. Вроде бы было замыслено по образу и подобию, а создан только по образу.  

На этот вопрос, кстати, очень хорошо отвечает святитель Григорий Нисский. Он пишет, что образ Божий запечатлен в человеке, а подобие приобретается человеком в течение жизни. Мы знаем, что некоторые люди сподобились даже уподобиться Богу в высшей степени – мы их называем «преподобные». То есть следуя Богу, следуя Его заповедям, научаясь, познавая Бога в течение всей своей жизни, они сподобились таких откровений, которые обычному человеку недоступны именно в силу пока еще его неподготовленности. Но Господь очень хотел бы, чтобы мы, устремляясь к Нему, просвещались всё больше и больше и уподоблялись Ему всё в большей степени.

– Вопрос телезрительницы Людмилы: «Сын болеет алкоголизмом. Говорю ему, что это грех, который его погубит. На это он уверяет, что ничего не делает плохого, что все так живут и в этом нет никакого греха…»

– Человек вот так убежден в своей правоте. Хотя все так не живут. Может быть, в его окружении – да, потому что люди обычно ищут себе подобных. Таких людей много, но вообще-то не очень. Если взять процент людей, страждущих алкоголизмом, к общему количеству людей, живущих в стране, это же не половина, даже не одна десятая – гораздо меньше. Да, серьезная проблема, таких страждущих людей много, но говорить, что это все или почти все?.. Отнюдь. Теперь что самое главное? Ему нравится такой образ жизни, он находит в этом удовольствие.

Вообще человек грешный всегда ищет удовольствия. Но кто в чем. Сын этой женщины, к сожалению, нашел удовольствие в винопитии, и для него это смысл жизни: где-то найти денег, купить, выпить и испытать это состояние алкогольного опьянения дурманящее, радующее. Это стало смыслом жизни – утром проснуться, найти денег на то, чтобы опохмелиться, с кем-то встретиться. И так изо дня в день люди проживают жизнь. Почему большинство из них не хотят ничего: лечиться, реабилитироваться? Потому, что они не видят смысла в иной жизни. «Ты иди работай». – «Мне это так противно, я не хочу. Восемь часов в день пять дней в неделю куда-то идти, кому-то подчиняться, что-то делать – это выше моих сил, я не могу». А что человек может? А максимум, что он может, – это сходить в магазин, найти таких же, как он, и провести день в таком общении с бутылкой. Поэтому так трудно лечатся алкоголики. Во многих храмах служат молебны о их выздоровлении. Обычно на них приходят родственники, редко когда сами страждущие. Им этого не надо, они вполне себя чувствуют комфортно в той жизни, которую избрали.

– А как объяснить, что это грех?

– Понимаете, чтобы что-то объяснить, нужно, чтобы человек хотел это знать. Для людей вообще не существует слово «грех», они его иногда используют для каких-то своих личных целей. Собственно, кто вообще из людей хоть как-то ужасается от того, что творит грех? Мало кто. «Пить – это грех. Ты погибнешь, ты умрешь, у тебя будет белая горячка…» А он говорит: «Отстань от меня, и от других болезней люди умирают. А есть те, которые всю жизнь пьют и живут». Это бесполезно объяснять.

Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать