Беседы с батюшкой. Преодоление влечения ко греху как путь к спасению. Cвященник Олег Герасимов. 16 мая 2025

16 мая 2025 г.

 – Тема сегодняшней передачи: преодоление влечения к греху как путь к спасению. Можно поразмышлять: если существует влечение к греху, то, наверное, есть и причина этого влечения. Мы привыкли говорить о том, что существует распространенная сеть грехов, которые мы, может, и не осознаем. Мы можем думать, что грехи бывают маленькие, большие, могут быть грехи, которые мы коллекционируем, когда на исповеди отчитываемся о них. В любом случае отношение к греху в нашем обществе как-то размыто. Поэтому мы начнем наш разговор с вопроса о влечении к нему. Это значит, что мы должны каким-то образом понимать: что-то нас влечет к нему?

– Я думаю, можно взять даже глубже. Начать с того, что если мы крестимся во Христа, то в таинстве Крещения отрекаемся от греха и от того, кто этот грех нам предлагает, то есть от сатаны. В чинопоследовании Крещения есть даже специальные запретительные молитвы. Предполагается, что, крестившись, мы совершенно отвращаемся от греха. Мы становимся совершенно чистыми. Из купели мы выходим новыми людьми.

Тем не менее грех все равно в нашей жизни присутствует, и очень активно (я имею в виду вообще человеческое общество, а не только российское). Это понятие размывается, и, в принципе, мы привыкли к тому, что это уже что-то нормальное. Мы даже перестаем ощущать его пагубность. Только если произошло что-то уж совсем ужасное, что прямо на сердце камень упал, тогда, может, мы что-то почувствуем. А так получается, что мы вроде как живем не хуже, чем все остальные, и нам, в общем, не надо ничего больше менять.

Это можно увидеть на примере большинства исповедей, которые мне приходится принимать. Когда мы с другими священниками затрагиваем эти вопросы, выясняется, что в основном люди ко греху относятся терпимо. Им кажется, что сейчас чуть-чуть что-то подправить  и человек уже хорош, больше ничего особо не надо. Мы как-то совершенно не понимаем, что покаяние – это изменение сознания, изменение самого себя, разворот на 180 градусов. Вот я был такой, меня одно увлекало, а теперь, узнав о Христе и узнав Христа, я развернулся и пошел за Ним. Тут уже не остается места даже делению на маленькие и большие грехи.

Это теория. Мы понимаем, что вот так должно быть. Когда же дело доходит до практики,  мы сталкиваемся с тем, что действительно грех умеет облачаться в приятные одежды. В чем суть нашего влечения ко греху? Если бы мы видели сразу неприкрытую личину поступка или мысли, которая пришла нам в душу, то мы, конечно, ужаснулись бы и отшатнулись от этого. Но мысль облечена в заманчивые одежды, и нам кажется: почему бы и нет? Ведь это же здорово, приятно, в каком-то смысле полезно, может, для здоровья. Есть очень много способов, чтобы для самого себя сделать грех не таким отталкивающим, противным.

– Вопрос телезрительницы из Пскова: «Как преодолеть страсть чревоугодия к шоколаду? Как бороться с этим?»

– Наверное, страсть чревоугодия – более общее понятие. Это не влечение к какой-то конкретной разновидности пищи. Это в принципе позволение себе есть больше положенного и даже чаще всего себе во вред. Тем не менее, зная это, мы пытаемся как-то себя «порадовать». В нашем арсенале есть очень много различных маленьких уловок. Например, мы можем себе доказать, что шоколад полезен, потому что в нем есть так называемые гормоны радости. Как уж тут не съесть шоколадку! Кто что себе выбирает в качестве такого любимого продукта. При этом мы забываем о том, что самое главное – это умеренность во всем. Если даже самый неполезный продукт мы будем употреблять умеренно, наверное, это тоже будет борьбой с чревоугодием.

Вопрос не в том, чтобы есть правильно, а в том, чтобы не позволять чреву возобладать над разумом, над своими духовными запросами. Чем бы мы ни наедались, мы лишаемся возможности молиться. Есть знаменитая русская мудрость о том, что сытое брюхо к молитве глухо. Для этого у нас и существует пост, который дает возможность поупражняться в борьбе с самим собой. Я бы посоветовал не сосредотачиваться на том, что это должна быть борьба именно с шоколадом. Да, может, для Вас шоколад является наиболее искусительной пищей. Но я рекомендую в принципе пересмотреть свое отношение к процессу потребления пищи. По мне видно, что я, наверное, тоже должен этим заняться. Я стараюсь этим заниматься, но у меня не всегда получается. Поэтому советчик из меня, может, не самый хороший, но общие принципы я могу посоветовать.

Борьба каждого человека с самим собой заключается в том, что Господь, как Великий Педагог, Великий Тренер, Великий Врач, нам очень деликатно показывает наши слабые места. Если Вы для себя сочли, что именно вкушение шоколада для Вас является искусительным, тогда надо попробовать каким-то образом сократить его потребление. Есть много всяких способов. На этом поприще, наверное, преуспели различные диетологи. Зачем гнушаться опытом, который накоплен светскими врачами? Цели могут быть разными. Они нам предлагают оздоровиться, а мы понимаем, что здесь вопрос не столько в телесном здоровье, сколько в том, чтобы победить самого себя. Я Вам желаю на этом поприще помощи Божией и Божьего благословения! Попробуйте, помолившись, для себя самой решить, каким образом Вам приступить к этому подвигу. А это подвиг! Подвиг – это все, что является борьбой со своими страстями.

– Вопрос телезрителя из Гатчины: «По себе скажу, что не поддаваться на сладость манящего греха из любви к любящему Отцу, то есть просто не грешить, чтобы не огорчить любящего Отца, – это высшая ступень, которой я еще не достиг. Но знание того, что за каждым грехом, за этой манящей сладостью неминуемо следует скорбь, останавливает от совершения этого греха. Мне кажется, именно это движет людьми, которые не достигли еще высшей ступени. Как Вы считаете?»

– Я думаю, что в этом есть резонное зерно. Нам, наверное, очень сложно рассуждать на эту тему полноценно, потому что для этого нужно иметь очень серьезный аскетический опыт, чтобы можно было подобно Иоанну Лествичнику или авве Дорофею делиться уже своим опытом. Но своими соображениями на эту тему, конечно, поделиться можно. Потому что опыт вкушения этой сладости или падения есть у каждого в той или иной мере.

Да, мы говорим, что любое нарушение Божией заповеди – это причинение боли и причина грусти, разочарования нашего Небесного Отца. И если мы по аналогии с тем, как своими поступками стараемся не огорчить любящих нас близких, не делать чего-то плохого, чтобы не обидеть ближнего, то уж насколько сильнее должна быть мотивация, когда мы стараемся не совершать грех только из боязни огорчить нашего Небесного Отца.

Но для этого нужно, чтобы вот это ощущение, что Бог рядом, близко, мы погружены в Него и Он погружен в нашу жизнь, было не просто какой-то абстракцией, а действительно живым. Вот это ощущение надо постараться в себе возгреть. Его невозможно сымитировать, как-то из себя выдавить. Его нужно выстрадать, чтобы действительно, если  совершил что-то такое, что противно Божией заповеди, немедленно отреагировать в каких-то глубинах своего сердца. Становится тяжело, появляется уныние. И по этим признакам можно понять: ты сделал что-то не так. Причем совершенно не так важно, как на это будут смотреть окружающие. Потому что часто бывает, что делаешь что-то не очевидно плохое, что в глазах других людей может показаться даже хорошим и тебе будут аплодировать и даже говорить, что ты молодец, поступил правильно. В определенных кругах, например, считается геройством, если что-то сделал и при этом заработал деньги. Но ты понимаешь, что сейчас поступил плохо. Никто этого не поймет, только ты и Отец Небесный, но этого должно быть достаточно.

Святые отцы настаивают на том, что мало просто воздерживаться от греха. Если мы воздерживаемся от греха, это хорошо, но это только первая ступень. По слову Господа, когда бес выходит из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, но не находит его и возвращается туда, откуда вышел; видит, что дом пуст, выметен и вычищен, берет с собой еще семь злейших бесов, и тому человеку становится еще хуже (см. Мф. 12, 43–45). Мало перестать делать что-то греховное, нужно еще заместить образовавшуюся пустоту противоположными добродетелями. Например, для страсти блуда это будет воздержание, целомудрие; для страсти чревоугодия воздержание в пище. Для каждой страсти своя добродетель. Нужно вдуматься в это, прочувствовать и понять. Не просто перестать делать плохо, а начать делать хорошо, чтобы сердце всегда было заполнено.

Поэтому мотивация не огорчать Небесного Отца хороша, но еще более совершенной является мотивация порадовать Небесного Отца. Как порадовать? Господь неоднократно повторял: кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет (см. Ин. 14, 21). И наоборот: соблюдающий заповеди проявляет любовь. Когда мы просто вздыхаем: «Господи, как мы Тебя любим!» это не любовь. Любовь это когда молча, без лишних сантиментов делаешь то, что Господь от тебя ждет.

 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Это очень сложный и тонкий момент, но его всегда нужно держать в памяти. Сложность заключается в том, что сладость, которую предлагает нам тот, кто склоняет нас к греху, настолько яркая, что очень сложно все это вспомнить и почувствовать тихую сладость радости с Господом. Потому что нам предлагается прямо-таки фейерверк чувств, яркость. И как-то забывается, что в конце обязательно будет горечь. Это образ чаши вина, на дне которой яд.

Помним мы или не помним, что наша главная цель не огорчать Небесного Отца, зависит от того, насколько для нас живо ощущение живого соприкосновения с Богом, когда это не просто какой-то теоретический посыл: ты не должен грешить. Да, пока мы в спокойном состоянии и нас никто не соблазняет, мы стараемся не грешить. Но вдруг появляется какая-нибудь яркая мысль, которая сбивает с толку, и этот посыл, что ты не должен грешить, отходит на задний план, про это забываешь.

Так вот, наша задача сделать так, чтобы близость к нашему Небесному Отцу стала для нас самым главным приоритетом в жизни. Это очень тяжелый путь поиска Бога, когда каждую минуту, каждый свой шаг, каждый вздох мы должны согласовывать с Небесным Отцом и чувствовать Его каждую секунду.

– Вопрос телезрителя Владимира из Курска: «Скажите, пожалуйста, Иуда причастился или нет? Какие святые отцы говорят о том, что он причастился? Если он причастился, то почему сатана вошел в него, как говорит Иоанн Златоуст? Как он мог соприкоснуться со святыней? И еще один вопрос. У человека есть страсти. Страсти порождают грех. Грех порождает смерть. Любая страсть может человека отделить от Бога, и вся наша жизнь заключается в том, чтобы бороться со страстями. Как в земной жизни акцентировать внимание на борьбе со страстями?»

Большинство святых отцов (не скажу, что все) считают, что Иуда причастился. Но этот вопрос на самом деле не является принципиальным. Потому что причастие Божеству само по себе ни от чего не защищает. Человек должен принять Причастие осознанно, должен понимать, с Кем он соединяется. Апостол Павел, например, говорил, что можно причаститься в суд и осуждение. Можно причаститься и при этом не быть достойным той святыни, которую принял в себя. Сама святыня от этого не пострадает, но человек, который принял ее недостойно, становится еще более подверженным нападкам злых сил. Что мы и видим, кстати, на примере Иуды, потому что он, причастившись, все-таки не оставил мысли о том, чтобы предать своего Учителя. Получается, то, что он принял Святое Причастие, стало для него отягчающим обстоятельством.

Это, кстати, для нас очень серьезное предостережение. Мы думаем, что если часто причащаемся, тем самым защищены от любых нападок. Ничего подобного. Вот самый главный пример Иуда: он причастился, тем не менее осознанно пошел на грех, тем самым усугубил свое положение.

Что касается борьбы со страстями, то это действительно самое главное делание в нашей жизни. Мы читаем в житиях, как святые Древней Церкви боролись со своими страстями, как подвергались нападкам злых сил. И на их фоне нам кажется, что наши собственные усилия ничего не стоят, потому что где они, а где мы... Но Господь  Величайший Педагог, Величайший Врач, Который каждому человеку дает ровно столько, сколько этот человек может вынести. От нас не требуется совершать такие подвиги, которые брали на себя святые; например, преподобный Серафим Саровский. Для нас это немыслимый подвиг. Я не знаю, способен ли кто-то это повторить. Хотя наверняка подобные люди есть, просто они находятся в тени, не выпячивают себя.

Мы понимаем, что далеки от святых. Но мы должны быть убеждены, что те страсти, которые одолевают нас, и те способы их преодоления, которые предлагает нам Господь, даются нам для того, чтобы мы на своем уровне, своими силами, в меру своих возможностей боролись со страстями. Нам не нужно демонстрировать чудеса каких-то духовных подвигов. Нам достаточно просто перестать осуждать. Попробуйте прожить один день, никого не осуждая. Ведь Господь прямо сказал об этом. И даже если это не вполне получится, мягко скажем, это уже будет тот подвиг, который Господь наверняка оценит. Он оценит даже само наше намерение перестать осуждать.

Приведу пример. Человек приходит на исповедь и говорит, что раздражается. Спрашивает совета, как побороться со своим раздражением. Начинаешь объяснять человеку, что нужно вдуматься, что такое раздражение. Это всего лишь проявление гордыни, когда ты нарисовал себе картину мира, которая очень логична и кажется тебе правильной, но окружающие люди и обстоятельства не хотят вписываться в эту картину мира. Тебе кажется, что она логичная, справедливая, а они не хотят делать так, как ты хочешь. И появляется раздражение.

Когда мы приходим на исповедь, каемся перед Богом и говорим, что хотим перестать раздражаться, что делает Господь? Мы ложимся спать злыми и раздражительными, а просыпаемся кроткими агнцами? Ничего подобного. Господь как бы говорит: «Хорошо, давай посмотрим, насколько сильно ты хочешь избавиться от этой страсти». И на нашем пути начинают появляться раздражающие нас люди, раздражающие обстоятельства, на нас сыплются какие-то беды, неожиданные неприятные сюрпризы. Это Господь проверяет нашу осознанность и серьезность наших намерений.

– Он нам помогает.

Да, тем самым Он и проверяет нас, и помогает нам. Давая нам задачу, где-то рядом Он держит ключ от этой задачи. Бывает так, что мы несколько раз наступаем на одни и те же грабли. Человек говорит: «Я пытаюсь сдерживаться, но он (или она) делает что-то такое, что я все равно срываюсь». Может быть, есть смысл поступить не так, как поступаешь обычно, чтобы вырваться из этого круга? Например, ты привык к тому, что когда тебя начинают ругать или предъявлять какие-то претензии, ты терпишь, терпишь, но в конце концов взрываешься. А ты попробуй не взрываться, как обычно, а улыбнуться и сказать: «Хорошо, я сделаю так, как ты сказал». Это уже будет выход из ситуации, результат будет не такой, к которому ты привык. И вдруг окажется, что именно этого Господь от тебя и ждал.

Очень часто мне встречались такие ситуации, когда человек говорил, что его проблема неразрешима. Я советовал из создавшегося замкнутого круга найти какой-то другой выход. Потом человек приходил и говорил, что этой проблемы больше нет, она исчезла. Стоит один раз поступить так, как Господь от тебя ждет, – и, как говорится, зачет принят. Ты молодец, зачет сдал. Но это не означает, что с тебя сняты все остальные задачи. Нет; это означает, что нужно переходить к следующей задаче, и она будет тяжелее предыдущей.

Вот таким образом, от задачи к задаче, от испытания к испытанию, мы потихонечку движемся под руководством самого мудрого, самого опытного, самого лучшего Учителя, Который знает нас так, как мы себя не знаем. И чем больше мы будем открыты, всецело предавая себя Господу, тем успешнее будет наше продвижение по этому заковыристому и тяжелому пути.

Так что борьба со страстями – это не наша борьба, а наша с Божьей помощью борьба. То есть мы идем по жизни и на каждом шагу поглядываем на небо: «Господи, я правильно сделал? Я правильно поступил? Я в правильную сторону пошел? Подскажи, помоги, дай мне понять, чего Ты от меня ждешь».

Вот такая вроде бы немудреная мысль, но очень сложно себя на этом ловить. Потому что сладость или притягательность греха заключается в том, что он перед нами раскрывается во всей своей притягательной красе, в яркой и шуршащей обертке. И почему-то забывается, что нужно в этот момент помолиться, взглянуть на небо, согласовать с ним следующий шаг. Кажется, вот цель, сейчас я это возьму – и все будет хорошо. Но, увы…

– Я сегодня общался с одним человеком, который очень интересно сформулировал: «Господи, помоги мне помочь Тебе спасти меня». Спасение дает нам по благодати Господь. Но я же могу и не заслуживать этого спасения по грехам своим. Есть такая притча. Человек приходит на Суд Божий, его встречает апостол Петр и говорит: чтобы попасть в рай, нужно сдать экзамен и набрать 100 баллов. Человек спросил, что для этого нужно, на что апостол сказал: «Рассказывай о том, что ты сделал, а я скажу, сколько баллов ты заработал». Человек стал говорить, что всю жизнь каждое воскресенье ходил в церковь, искренне молился, искренне причащался. – «Хорошо, молодец, 4 балла». Человек продолжает, говорит, что всю жизнь занимался благотворительностью, всегда людям бескорыстно помогал. – «Отлично, еще 4 балла». Человек спрашивает: «И что же мне теперь делать? Я набрал всего 8 баллов». Апостол отвечает: «Ты спасен, ты набрал 100 баллов: по благодати Господь дает тебе еще 92». Эта притча о том, что мы, наверное, вряд ли можем заслужить спасение, сколько бы ни старались. Может быть, борьба с грехом как-то поможет, но все равно мы можем быть спасены только по благодати Господней. Или мы не можем уповать только на благодать Божию и должны изо всех сил стараться помочь Господу спасти нас?

Я думаю, стараться мы обязательно должны, но не для того, чтобы зарабатывать баллы.  Совсем недавно было евангельское чтение, в котором Господь называет Себя светом миру. Толкователи говорят, что в праздник кущей, который проходил в Иерусалиме, ночью зажигался огромный светильник, который горел всю ночь и освещал все вокруг. Это был яркий свет, который символизировал огненный столп, который вывел евреев из Египта. И на фоне этого светильника Господь говорит:  Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Иудеи очень критиковали Его за это. Но суть сейчас не в этом, а в том, что вот этот образ света очень близок к пониманию того, для чего мы, собственно, пытаемся следовать заповедям Христовым, для чего пытаемся бороться с грехом.

Представьте себе человека, который находится в полутьме. И он знает, что по прошествии определенного времени ему придется выйти из этой тьмы на ярчайший свет. Этот ярчайший свет теплейший, глубочайший, который просвещает все. Это тот самый свет, при котором ты никогда не окажешься во тьме и никогда не споткнешься. Но чтобы воспринять этот свет как благо, тебе нужно приучать к нему свои глаза. Если из темноты сразу выйти на яркий свет, каждый знает, что глаза режет, больно. И в этот момент тебе нет никакого дела до того, что это солнечный свет, который тебя греет и в котором хорошо, потому что сейчас тебе в нем плохо, тебе больно, ты к нему не привык.

Так вот, наша борьба с грехом это не зарабатывание очков, а приучение себя к тому, чтобы находиться в свете Божием. И как только мы окажемся перед этим Источником света, вдруг окажется, что нам больно, мы не сможем находиться в этом свете, мы к этому не привыкли, не приучали себя к этому в течение жизни. И тогда по милосердию, великодушию и благости Своей Господь скажет: «Хорошо, иди туда, в темноту, где ты привык быть».

То есть по любви?..

– Да, именно по любви. Не потому, что Он хочет, чтобы мы прозябали в темноте, а потому, что мы не можем выдержать этого света. И люди, которые оказываются в темноте без Бога, оказываются именно там, где им привычнее быть. И это тоже милосердие Божие.

Поэтому вопрос не в том, что я заработал очки, поэтому оказался в какой-то VIP-ложе, где у меня все будет. Нет! Я или с Богом, или в том месте, где Бога нет. А чтобы с Богом было хорошо, нужно в течение этой жизни приучать себя к этому; чтобы слово Божие было для нас не просто цитатой из непонятного текста на непонятном языке, а прожигало сердце до самой глубины. Чтобы каждый свой шаг мы согласовывали с волей Божией и в этом находили сладость, а не в чем-то ярком, с мишурой, что превращается в пыль и оставляет после себя только горечь.

Вы ведь наверняка общались с людьми, к которым приходили как пастырь, а они говорили, что им это не нужно?

– Да, и это беда. Чтобы почувствовать Божий свет, Божию милость, тепло от общения с Богом, нужно хотя бы развернуться в Его сторону, хотя бы поднять глаза к небу. А мы привыкли смотреть в землю, потому что здесь опора, здесь то, к чему мы привыкли. Что нам журавль в небе? Нам хочется, чтобы здесь было посытнее, всего побольше, чтобы здоровье было. Обидно. Но меня подбадривает только то, что, читая Евангелие, мы видим, что Сам Господь находил отклик далеко не во всех сердцах, только в тех, что готовы были повернуться к Богу. А были люди, кого устраивало все то, что есть на этой земле, при этом они цитировали Писание и считали, что служат Богу. И они же этого Бога гнали.

Мы должны сами почувствовать: то, что мы делаем, – это ведет к Богу или уводит от Бога? Яркость и сладость греха, что нас манят, очень явственно показывают, что Бога там нет. И для нас это должно стать самым главным мотивом для того, чтобы от этого отречься.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X