Беседы с батюшкой. Праздник Крещения Господня. Протоиерей Максим Первозванский 17 января 2023

17 января 2023 г.

В студии клирик храма во имя сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе г. Москвы протоиерей Максим Первозванский.

– Тема сегодняшнего разговора: «Праздник Крещения: смысл и значение». Мы накануне сочельника, в преддверии дня Крещения Господня. Какое значение для нас имеет этот праздник?

– Крещение Господне – это событие, которое входит во все четыре Евангелия, оно принадлежало еще той передаваемой из уст в уста части, заучиваемой наизусть, с которой апостолы шли и проповедовали людям. Начинается история с того, как Иоанн крестил народ, к нему приходила вся Иудея, люди исповедовали свои грехи и принимали крещение покаяния. И на Иордан вместе с народом пришел Иисус. Господь приходит не в каком-то царском одеянии, не в преднесении креста, не при пении «Достойно есть», а просто среди прочих. Он собирается принимать крещение от Иоанна.

В Евангелии написано, и Иоанн сам свидетельствует о том, что ему Дух сказал. Он увидит на ком-то сходящего Духа в виде голубя, и это и есть Тот, в ожидании Которого Иоанн совершал дело своей проповеди. Он говорит: «Я не Пророк и не Мессия. Я – тот, кто идет впереди Мессии, кто идет перед Христом, чтобы приготовить Ему путь». И он не знает, Кто это будет, Кто такой Мессия, несмотря на то что Иоанн и Иисус были близкими родственниками. Они были разлучены и друг друга не знали…

Иисус спускается в воды Иордана. Иоанн собирается Его крестить и видит Духа, спускающегося как голубь, и слышит голос с небес: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Вообще по тексту до конца непонятно, кто слышал этот голос. Напрямую можно прочитать, что Иоанн его слышал, но общецерковное толкование говорит нам о том, что он был слышен всем. Иоанн отказывается крестить Иисуса, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя; и Ты ли приходишь ко мне?» На это Господь отвечает: оставь теперь, ибо так нам надлежит исполнить всякую правду.

– А зачем вообще Христу нужно было креститься?

– Это очень важно; наиболее ярко это проявляется в предыдущем празднике, который был буквально несколько дней назад, это Обрезание Господне. Для чего Господу, Установителю Нового Завета, нужно было, чтоб над Ним совершился этот обряд принадлежности к народу Божию? Для того, чтобы исполнить закон. Он говорит: не нарушить пришел Я, но исполнить. Он Человек, это Его истинное человечество. Он не мираж, не призрак, не какое-то видение, не ангел, а истинный Бог и истинный Человек, и поэтому все, что по человечеству человеку положено, Он на Себя и принимает. В том числе и послушание пророку, который призывает всех креститься в Иордане. Это есть то, что должен исполнить любой человек. Иисус приходит, чтобы исполнить всякую правду. Правда и есть закон в данном случае.

Второй смысл, мистический, образный, очень хорошо изложил митрополит Антоний Сурожский. Но на самом деле не только он один, это есть и у древних отцов, но у митрополита Антония это сказано современным, понятным языком. Он говорит, что Иисус пришел на Иордан не первым, а одним из последних, когда Иоанн уже заканчивал свое подготовительное служение. Собственно, с крещением Христа его подготовительная проповедь была завершена. Об этом нигде не указано, но может быть так, что после Иисуса Иоанн больше никого не крестил. Таких указаний у нас нет.

Люди спускались в Иордан, чтобы оставить там свои грехи. Что такое вода? Это символ очищения, универсальный для всех народов. Какую культуру ни возьми, вода есть символ чистоты. Просто потому, что ею мы смываем грязь.

Митрополит Антоний пишет, что воды Иордана были тяжелы и наполнены человеческим грехом. Конечно, это образно и мистически. И символически именно в эти тяжелые, наполненные грехом воды, которые физически, конечно, уже утекли, спускается Христос и принимает все эти грехи на Себя. Он пострадал за нас, будучи распят на кресте, умер, сошел в ад. Он не мог этого сделать, будучи лично безгрешным Человеком. Но как Ему это удалось? Это примерно то же самое, как шарик, наполненный гелием. Он не будет здесь держаться, мы его отпустим, и он улетит под потолок. Такова его природа. А безгрешная природа Господа не могла умереть. Бог не мог умереть, а уж тем более Он не мог спуститься в ад. Но, приняв на Себя наши грехи, наполнив Себя их тяжестью, грузом, который привязан к гелиевому шарику, Он смог спуститься в глубины преисподней. Символически Он принял на Себя грехи всех людей. Сколько их было на крещении? Тысяча? Пять тысяч? Десять? Двадцать? Понятно, что не все люди пришли на Иордан, которые жили тогда, уже не говоря о тех, кто жил до и после этого момента. Но те люди, которых крестил Иоанн, символизировали и представляли собой все человечество.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Иоанн Креститель говорил: я крещу вас водой, а за мной следует Тот, Кто будет крестить Духом Святым и огнем. Такого крещения удостоились только апостолы на день Пятидесятницы, а все остальные так и остались на уровне Иоаннова крещения. Мы Духом Святым не крещены».

– Это не вопрос, а некое утверждение. И это неверное толкование, потому что каждый человек, принимающий крещение в таинстве Миропомазания, получает дар Святого Духа, такой же, как получили апостолы. Мы иногда путаем Святого Духа как дар и дары Святого Духа. Дары у всех разные, апостол Павел об этом много говорит. Дары, которыми мы должны служить. У апостолов был соответствующий дар, например дар языков, проповедничества.

О том, что такое крещение получили не только апостолы, говорит нам, например, один эпизод из путешествий апостола Павла. Во время второго своего путешествия по Малой Азии Павел встречает общину и спрашивает: «А вы как крещены?» Они говорят: «Мы крестились в Иоанново крещение». – «То есть крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа вы не знаете?» – «Нет». И тогда он крестит их, и на них сходит Святой Дух. Собственно, таким образом апостол Павел устанавливает христианскую общину.

История Церкви знает два варианта совершения таинства: это миропомазание, которое исторически существовало в Православной Церкви, и возложение рук архиерея, которое существует в Западной Церкви. Подчеркиваю, что это не только современные католики, но и Западная Церковь эпохи, когда Церковь была едина, первое тысячелетие. Не было таинства Миропомазания, именно в таком виде, как помазание миром, но есть возложение рук архиерея.

– Апостол Павел утверждал, что мы крестимся смертью Христовой. Что он имел в виду? Как это – креститься в смерть Христа?

– Как раз на Крещение читается наиболее полный отрывок из апостола Павла на эту тему. Мы умираем со Христом, чтобы и воскреснуть с Ним. У апостола Павла есть несколько удивительных, пронзительных слов, которые очень тяжело воспринять человеку, не читающему Апостол, не живущему церковной жизнью, не понимающему церковного мировоззрения. Например, он говорит: «Вы умерли, и жизнь ваша погребена со Христом в Боге; уже не я живу, но живет во мне Христос». Для апостола Павла это было естественным. Образно апостол говорит: Христос есть жизнь моей жизни.

Христос утверждал: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Чем я живу? О чем думаю? К чему стремлюсь? Что наполняет мое сердце? О чем я на самом деле мечтаю? В чем я на самом деле вижу смысл моей жизни? Как я строю планы на сегодняшний вечер, на ближайшую неделю, на месяц, на весь остаток моей жизни? Чему я собираюсь ее посвятить? Исходя из чего строю именно эти планы? Может, мной движет тщеславие, или гордыня, или чревоугодие, или похоть? Или действительно Христос живет во мне и я ощущаю это, причем будучи не в прелести, не в каком-то ложном духовном состоянии? Если вся моя жизнь наполнена Им и любовью к Нему, если я любому чтению предпочитаю чтение Евангелия, размышление над словами Христа, над Его образом, над Его жизнью, это значит, что я умер для греха.

Можно сказать еще более простыми словами: если вы действительно живете жизнью Христовой, если вы умерли и живет в вас Христос, значит, вы не грешите. Так апостол Павел и говорит: умерший не грешит. Эти слова апостола Павла как раз читаются на таинстве Крещения каждого человека. Вода, в которую мы погружаемся во время этого таинства, тоже образ очищения, это было и в Иоанновом крещении в Иордане, которое мы сейчас празднуем, но в таинстве Крещения образ несколько другой – образ смерти, погребения. Троекратной смерти и троекратного воскресения. Если брать современную культуру, то в нашумевшем в последнее десятилетие сериале «Игра престолов» есть утонувший бог. Понятно, что это голимое язычество, но там буквально совершается обряд утопления для посвящения этому утонувшему богу. Человека реально топят. Он захлебывается, и после этого его откачивают. Понятно, что это кино, современная массовая культура, но по большому счету при крещении с нами мистически, духовно происходит то же самое. Нас погрузили – мы утонули, нас достали – мы воскресли. Но воскресли не просто для этой жизни, а воскресли со Христом, и теперь Он в нас живет. По крайней мере, так должно быть, но не всегда получается.

– Вопрос от телезрителя Олега: «Если Иоанн узнал, Кто Христос, зачем он потом отправлял учеников спрашивать у Него: Ты ли Тот, Кого мы ждали, или ожидать другого?»

– Это важный момент и честный. В Евангелии множество моментов, которые убеждают любого непредвзятого читателя, даже совершенно далекого от религии, в том, что такое придумать нельзя. Человек, читающий евангельский текст, сразу поймет, что если бы это придумывали люди, то они написали бы по-другому. Есть масса придуманных апокрифических текстов, где люди додумывали что-то. Допустим, у нас отсутствуют свидетельства о детстве Иисуса, поэтому представлено, каким Он мог быть в детстве. Я читал этот текст студентом, но это прямо как детство антихриста, вовсе не Христа. И такого очень много. Стоит начать разбирать эти апокрифические сказания (они необязательно агностического толка, разные есть), и понимаешь, что это написали люди. А четыре Евангелия, которые мы имеем, написаны не людьми; по крайней мере, они точно не придуманы. 

Когда Иоанн закончил свою проповедь, занялся совершенно другими делами. Например, обличал Ирода, что не должно ему брать жену Филиппа, брата своего. Собственно, за это он и пострадал и был заточен в темницу. И он понимал и чувствовал, что жизнь его очевидным образом подошла к концу. И здесь его посетили сомнения: «А действительно ли то, что я делал, было угодно Богу?» Это естественное, нормальное человеческое чувство. Как мы привыкли воспринимать святых? Читаем житие, где написано, что он во чреве трижды прокричал, в купели стоял, молока не вкушал, с детства мертвых воскрешал. Я утрирую, но у нас складывается понимание, что святой – это некий удивительный, образцово-показательный человек, который от чрева матери не грешил никогда и был чудотворцем, избранным Богом. Такие святые есть, это правда. Но подавляющее большинство пророков, величайших святых (про Иоанна Крестителя сказано: больший из рожденных женами) – это живые люди со своими колебаниями, сомнениями, проблемами, какими-то комплексами... И Иоанн задает себе вопросы, которые есть у каждого человека, если не пытаться от них убежать. Убегать не надо. Если есть внутренний вопрос, то надо искать на него ответ. А верю ли я в Бога? А был ли Христос? А все ли я правильно делаю? А вдруг это вообще все ерунда и выдумка? А вдруг все это правда? И, между прочим, мир, в котором жил Иоанн Креститель, был очень похож в этих вопросах на наш современный мир, когда есть разные мнения, верования, представления.

Условно говоря, Иоанну рано было находиться в кризисе среднего возраста, но вопросы были. «Ты ли Тот, Кто должен прийти?» И удивительным образом Христос апостолам не отвечает. Казалось бы, как просто сказать: «Да, Я, успокойся. Все нормально, ты все правильно сделал». А Он говорит: «Пойдите скажите Иоанну, что вы видели». То есть Иоанн в темнице, и Господь дает ему это видение через свидетелей. «Скажите Иоанну, что вы видите. Хромые ходят, слепые прозревают, нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится обо Мне». Вот такая удивительная, укрепляющая фраза. Но представь, что ты приходишь к другу и говоришь: «Мне тяжело, я сомневаюсь, у меня колебания, сомнения». Вы мучаетесь каким-то сомнением в семейной жизни: не изменила ли жена, еще что-нибудь… Нет прямых свидетельств, но есть четкие подозрения. Что может сказать друг? Вот как бы Вы в этой ситуации сказали другу, который к Вам пришел с такими сомнениями?

– Что не нужно сомневаться, нужно верить.

– На самом деле я почти уверен, как бы Вы поступили. Скорее всего, обняли бы; возможно, внимательно выслушали, а потом сказали бы: «Держись, брат!»

 Может быть, по наивности стали ему возражать: «Нет, наверное, она тебе не изменяла». Или, наоборот, может, обсудили бы какие-то элементы и подробности, все «за» и «против». Но это не была бы поддержка. Это был бы какой-то разговор внешний. А надо обнять. Как у Высоцкого поется: «Врач резал вдоль и поперек, он мне сказал: “Держись, браток!” …И я держался». На самом деле вот это делает Иисус по отношению к сомневающемуся Иоанну.

В жизни практически любого верующего человека есть чудеса. У меня их много. С самого прихода в Церковь, за тридцать с лишним лет, этих чудес у меня в жизни много. Значит ли это, что я не сомневаюсь в этих чудесах? Ведь любое чудо всегда можно перетолковать по-другому. Оно потому и не несет объективной доказательной силы. Вот ты рассказываешь кому-нибудь про чудо, случившееся с тобой, а сомневающийся скептик объяснит это все по-другому. Скажет: да нет, смотри, это вот так можно объяснить… Так же и там: «Ну, мало ли… голубя ты видел, еще чего-то...» Но Господь укрепляет Иоанна.

– Вопрос телезрительницы: «В каком возрасте крестился Иисус Христос?»

– В возрасте 30 лет приблизительно. В древнем мире тридцатилетие было возрастом совершеннолетия мужчины. До тридцатилетнего возраста мужчина не мог становиться учителем, или равви. Сейчас так же. Хотя иногда это правило нарушается в современном мире. Но на самом деле это канон, которого следовало бы держаться. И вообще древние, не только христиане и не только иудеи, в том числе и язычники, этого правила старались придерживаться. Потому что действительно тридцатилетие – это возраст мужского совершеннолетия. Это не значит, что до этого возраста человек какой-то ущербный, но он еще не совсем совершенный в возрасте, чтобы, например, выходить на проповедь. И Господь нам сегодня говорит, что Он соблюдал законы и правила. Это важно было для Него, и это важно для нас. Мы знаем отрывок про двенадцатилетнего отрока Иисуса в храме, где Он разговаривал с учителями, и они дивились Его разуму. Вряд ли Ему нужно было ждать тридцатилетнего возраста, чтобы поумнеть, например, или узнать что-то. Но канонически Он все соблюл и в 30 лет вышел на проповедь.

– Батюшка, мы знаем, что уже завтра многие придут за водой в храмы и в день самого Крещения, 19 января. Для чего нужно освящение воды?

– В чине освящения воды есть удивительные слова, приблизительно скажу: «Да все (чтобы все) причащающиеся, мажущиеся, кропящиеся, вкушающие эту воду получили в освящение и благословение». То есть через прикосновение к Великой агиасме – святой воде – мы получаем освящение и благословение. Мне кажется, это исчерпывающие слова.

– Объясните, что такое агиасма. И чем она отличается от обычной святой воды, которую во время всего года можно получить в храме?

– Агиасма – значит святыня. Обычная святая вода тоже может быть названа агиасмой. По большому счету все освященное, что у нас есть, может быть этим словом названо. И святой воде Крещения, Богоявления усвоено название Великая агиасма. То есть великая святыня – это то, что мы с благоговением храним весь год, храним в своих домах. Вкушаем, кроме самого дня сочельника и дня Крещения, исключительно натощак. Для освящения и благословения.

А вода малого освящения освящается, как правило, по-разному, и по-разному ко всему этому относятся. Допустим, освящается жилище. Если совсем канонически к этому подходить, приходит священник и совершает чин малого освящения воды. Сейчас на практике батюшка с водой придет, а вообще-то в доме совершается чин малого освящения воды и этой водой кропится дом. Это вода, что называется, по поводу. Собрались мы огород свой кропить и совершаем чин малого освящения воды с соответствующими молитвословиями, молебным пением об освящении огорода…. В современной практике все совершается немного по-другому. Сейчас вода где-то раз в неделю (например, по воскресеньям, субботам) на молебнах освящается. По потребности люди эту воду берут и, соответственно, могут ее по необходимости использовать.

– А вот чин Великого освящения, мы знаем, совершается и в навечерие, и в сам праздник. Зачем дважды?

– Если прямо четко по богослужебным указаниям, то в сочельник, то есть в навечерие Господне, этот чин должен совершаться в храме. Это освящение той воды, которую принесли в храм. А в сам день Крещения полагается исхождение на воды (там, где они есть; где-то это есть, где-то нет). Иногда во многих храмах, особенно городских, ничего такого не происходит, никуда никто не идет. Возможно, в сельской практике священник из храма идет на воды, где заранее та самая иордань приготовлена, вырезана прорубь. В идеале, если есть у людей бензопила, время и силы, вырезается прорубь в виде креста. Делается ледяной крест. Нет бензопилы – делается обычной пилой. Это уже усердие прихожан, какая будет купель. И на купели совершается тот самый чин Великого водоосвящения. «Днесь вод освящается естество».

– Вопрос телезрительницы Марины: «Если мы наделены каким-то своим собственным даром, то как узнать, что это за дар? Как заглянуть в глубину своей души и честно спросить свои желания? Как это сделать?»

Тут два уровня, что называется, одного и того же вопроса. Есть простой ответ и более сложный. Простой ответ апостол Павел четко дал: «Каждый служи тем даром, в котором призван». То есть ничего особо думать не надо. Ты трудишься на своем месте; если это достойное, нормальное место, то трудись. Подметаешь – подметай. Строитель – строй. Учитель – учи. Понятно, что речь идет о взрослых людях, и апостол Павел пишет к тем людям, которые стали христианами уже во взрослом возрасте. «Служи тем даром, в котором призван». Откроется тебе другой дар, например исцелений или проповеди, еще какой-то – служи им.

Более того, у апостола есть удивительные слова, когда он рассуждает, например, о рабстве. Он говорит: «Если ты призван быть свободным, не становись рабом. А если ты призван быть рабом, то избери лучшее». А что лучшее? И здесь есть разные толкования. Иоанн Златоуст трактует так: оставайся рабом. А Мартин Лютер говорит: стань свободным. Что лучше для человека? По крайней мере, апостол прямо не говорит ни «избери свободу», ни «останься рабом». В каком призван звании, в таком и надо оставаться, считает Иоанн Златоуст. Стремиться изменить род занятий, которым ты занят, в общем, не нужно, если не чувствуешь особого призвания. Вот явился тебе Господь, грянул гром, разразился потолок, пришел Архангел Михаил, сказал: «Тебе надо ехать на Дальний Восток или в зону спецоперации, еще куда-нибудь. Или усыновить десятерых, или хотя бы одного...» Если есть какое-то указание внешнее или уверение сердечное, то надо по зрелом рассуждении постараться на этот призыв Господа ответить. А может, это наваждение какое или дурь. Отличить не всегда просто.

И еще вспомним притчу о талантах. Каждому Господь дал свои таланты, кто-то их закапывал, а кто-то приумножал. Вот вы считаете, что у вас есть дар… Но опять же в современном мире очень модно, когда человек работает где-нибудь на простой работе, потом наслушается всего на каких-нибудь курсах личностного роста и решает: «Нет, не хочу я перекладывать бумажки, продавать помидоры или рыбу на рынке, или у станка стоять, или даже в НИИ работать. Наверное, у меня есть дар художника. Или я всегда мечтал быть капитаном дальнего плавания. Продам все, куплю яхту и буду плавать по морям». Многие курсы личностного роста именно так и призывают: «Слушай свое сердце! Самое главное, чтобы ты реализовал то, что по-настоящему хочешь». На самом деле тут обманка. Обманка серьезная, и поступать так не нужно. Хотя сердце слушать нужно.

Вот у меня есть один знакомый, который тоже всегда мечтал работать капитаном. У него была работа хорошая, творческая. От капитанства далекая. Так он, не прекращая этой работы, постепенно к своей цели двигался. И в конечном счете сейчас у него свой неплохой катер. Он на этом даже попытался построить свое какое-то дело. Будучи капитаном, возит людей, проводит экскурсии. Пока не по морям, но, глядишь, через десять лет будет и по морям. Но, еще раз говорю, он не бросил все, не перестал работать, содержать семью. Он не кинулся в омут своего желания, а постепенно к нему шел. И Господь ему отвечал. Так и ты увидишь, что Господь тебе отвечает, даст какой-то знак, пошлет помощь или еще что-нибудь. И ты поймешь: «Есть, видимо, на это воля Божия, раз на мои желания, соединенные с сердечной молитвой, Господь отвечает и помогает мне».

С одной стороны, заглядывать глубоко внутрь себя мы призваны, а с другой стороны, как говорится в псалме, тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великим. Страшно в эту бездну своей души заглядывать. Хотя иногда – важно, нужно и полезно.

– Спасибо, батюшка, за ответ. Мы начали говорить о проруби, о том, что многие приходят к ней. Завтра уже начнется массовое купание. Имеет ли это какой-то сакральный опыт, смысл? Или все-таки это народная традиция? Как Вы относитесь к купаниям и что это значит?»

– К величайшему для меня сожалению, каждый раз накануне Крещения многие священники и епископы, даже очень авторитетные, начинают говорить, что в этом нет никакого смысла. Что это языческий обряд и православным христианам не стоит принимать в этом участие и т.д.

Я придерживаюсь противоположной точки зрения. Считаю, что это замечательный, удивительный, важный момент праздника. Не случайно мы идем и освящаем воду. Желание оказаться полностью объятым этой святыней – Великой агиасмой – вполне уместно, и нет в нем ничего языческого. Приводят в пример настольные книги священнослужителя Булгакова еще конца XIX – начала XX века, что, может быть, не стоит духовенству поддерживать эти купания, что обычно в крещенских купаниях принимают участие те, кто в храм не ходит, занимается гаданием на святках, колядованием и прочим. Может, так и было. На самом деле большинство людей, которые приходят нынче на крещенские купания, в храм не ходят. И, на мой взгляд, сейчас у нас осталось очень мало мест, где Церковь встречается с людьми, которые в храм не ходят. По крайней мере, эта встреча может произойти. Здесь еще и государство нас поддерживает. Например, в Москве будет оборудовано 46 или 47 мест купания. Там и палатки, и солома, освящение, скорая помощь, полиция будет дежурить. Тысячи, десятки, сотни тысяч людей, если не миллионы, придут к проруби. Если не купаться, то посмотреть. Вот тут и должна быть Церковь. Тут и должна быть проповедь, раздача Евангелий. Тут нам и надо быть и в этом поучаствовать. И на самом деле многие церковные люди привыкли купаться. Я, например, купаюсь.

– Но отношение какое к этому? Все-таки у многих сложилось такое мнение, что это омовение своих грехов.

– Так это надо разъяснять.

– И какой самый главный смысл в купании?

– Понятно, что это – народное богословие. Есть «Пещное действо» про царя Ирода. Может, многие это видели, рассказ в стихах: пастухи, волхвы, «я, Ирод, царь грозный, хочу править силой звездной». Кукольное пещное действо. Очень много в воскресных школах ставится. Раньше этого было много на площадях, базарах. И там есть потрясающие слова. Пастухи идут от яслей Младенца Христа: «Вот идем мы, пастухи, прощены нам все грехи». Это что такое? Они исповедовались? Какое таинство над ними совершено? Они увидели Христа. У них произошла встреча с Богом. И эта встреча с Богом даровала им прощение грехов.

Да, люди говорят: «Я окунаюсь в прорубь, и мне прощаются грехи за весь год». Некое магически-языческое представление. Но мы же не прогоняем людей из храма, которые не ходят в храм, а пришли к нам за святой водой. Или тех, которые приходят к нам тысячами в Великую Субботу куличи святить. Так или иначе, они прикоснулись к святыне. Зачем бороться с крещенскими купаниями? Не хотите участвовать – не участвуйте. Зачем смущать людей? Разъясните в своих стотысячных блогах, как правильно понимать крещенские купания, что не прощаются грехи, что это – замечательный народный обычай, который Церковью освящается. Мы же не боремся с масленицей. Говорим, что чучело сжигать необязательно. Кстати, сжигание чучела – советская история масленицы. Это как раз то, когда мы проиграли. Когда масленицу наполнили странными символами, не древними языческими, а советскими. Вот как современное язычество строится. Попытка косплея. Никто не знает, как в древности все было, письменных памятников не сохранилось, но вот попробуем реставрировать... Так и с масленицей. Конечно, наполняем духовным смыслом то, что есть.

– «Как правильно употреблять данную святыню – освященную воду? И может ли она быть подспорьем для людей, которые, например, отлучены от Причастия или не могут причаститься?»

– Как употреблять, я уже сказал – натощак. Люди по-разному к этому относятся. Кто-то весь год хранит воду и употребляет в исключительных случаях, когда действительно нет возможности причаститься.

Во время коронавирусной изоляции, например, люди использовали воду с верой. Об этом прямо написано. При невозможности причаститься или, как Вы тоже справедливо сказали, в случае, когда человека по той или иной причине отлучают от Причастия, но не отлучают от Церкви. Ему это предлагается вместо Причастия (подчеркиваю – вместо; то же самое с купанием: не заменяет прорубь посещения храма, исповеди и Причастия). Нет возможности, так можно восполнить. Точно так же, как принять артос, пасхальный хлеб для освящения, который мы можем вкушать строго натощак.

– Хочу Вас попросить дать наставление в эти праздничные дни нашим телезрителям. И пожелать доброго и спасительного.

– Поменьше магизма. И не только у проруби, но и в храме. Не надо толкаться. Не надо стремиться во что бы то ни стало одним из первых набирать святую воду. В храмах святую воду будут раздавать всю неделю. Всю неделю будут стоять купели. Можно будет спокойно прийти и набрать воды. Главное – не набрать святой воды, а молитвенно, таинственно поучаствовать в переживании этого удивительного исторического события – Крещения Господня на Иордане. Стать, условно говоря, свидетелями этого Богоявления, чтобы и в нашем сердце родившийся Христос продолжал жить. И мы вместе с Ним шли земной путь, переживали те же события, которые были с Ним в Его жизни. Переживали, конечно, в храме, в молитве, в таинствах.

Ведущий Павел Денисик

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать