В гостях в студии – преподаватель кафедры церковной истории Московской духовной академии иерей Вячеслав Масин.
– Отец Вячеслав, сегодня мы хотели бы поговорить о важном аспекте духовной жизни каждого христианина – покаянии. Иногда его путают и смешивают с таинством Исповеди. Что такое покаяние в христианском смысле слова?
– Отец Вячеслав, как Вы относитесь (и Церковь вообще) к тому, что перед исповедью люди открывают на сайтах или в талмудах церковных перечень грехов, начинают просто по нему идти и выписывать, какие грехи они совершили, а какие не совершили. Какие к ним относятся, а каких им удалось избежать. Как надо готовиться к таинству Исповеди?
– Вы говорите, что надо поработать над собой, подумать о своих грехах, как-то проанализировать их… Чем тогда таинство Исповеди отличается от психоанализа, от практик психологического характера?
– Отец Вячеслав, хотелось бы разобрать еще такой, достаточно актуальный момент. Многие, подходя к исповеди или готовясь к покаянию в церкви, воспринимают это как самоунижение, самобичевание, которое только вредит их здоровью, психологическому внутреннему состоянию, и у них возникает протест против этого. Как правильно настроить этих людей?
– Когда у человека есть желание изменить свою жизнь, все посторонние аргументы сразу отпадают. Когда у него этого желания нет – любая аргументация, наверно, будет неубедительной. Говорить можно и нужно, но в первую очередь остается только свидетельствовать своей жизнью о правильности выбранного нами пути. Все остальные речи будут не совсем убедительны. Люди склонны воспринимать все, что говорится, через призму личного опыта. Если в личном опыте этого нет (о чем бы речь ни шла), то человек, прежде чем сам опытно не испытает то или иное обстоятельство, всегда будет смотреть на это со скепсисом.
Это, конечно, всегда вызов для нас. Что тут остается делать? Иногда слово помогает. Но надо крепко помолиться, попросить у Господа помощи в диалоге с таким человеком. То, что невозможно человеку, только Богу и возможно. Можно говорить очень хорошие, обоснованные слова, прибегать к самым серьезным авторитетам, ссылаться на самые убедительные аргументы, а человек остается глух, потому что сердце его не готово. А мы как верующие люди помним притчу Спасителя о сеятеле: куда семя упадет, на благую почву или нет? Кто-то даже иногда принимает наши слова, но потом отходит под гнетом житейских забот. Тут однозначного ответа нет. Всегда надо работать индивидуально: смотреть на человека, на его сердце. Каждый из нас по-своему особенный.
– Митрополит Антоний Сурожский говорил, что покаяние должно перейти в радость. Как увидеть эту радость, понять и осознать тот плод покаяния, который ты обрел? Это очищение, эту радость, которую даровал Бог?
– Митрополит Антоний Сурожский действительно очень интересно обозначил плод покаяния как радость. Мне кажется, что это – сугубо личные переживания. Человек, который действительно раскаялся в своих грехах и начинает следовать по пути изменения своей жизни в сторону Благой Вести, рано или поздно начинает воочию испытывать изменения в себе. Когда-то говорили: «Дух творит себе форму». Это, наверно, справедливо и до сего дня. Мы можем посмотреть на светский мир, на все, что нас окружает, и увидеть: например, если человек занимается чем-либо, скажем, путешествует, то рано или поздно он обрастает инвентарем, специальными принадлежностями, которые помогут ему это путешествие успешно осуществить. Если человек – велосипедист, он начинает с интересом наблюдать за новыми моделями, читать, что можно сделать, чтобы велосипед ехал еще быстрее. Если он футболист, любит футбол, у него есть любимая команда – он начинает изучать, когда будет следующий турнир, куда поехать, где это посмотреть… То есть человек проделывает определенную работу.
Что-то подобное, наверно, происходит и с человеком, который раскаялся. Повторюсь, я не сторонник обобщений. Тут каждый сам смотрит на себя и видит плоды. Иногда видишь, наоборот, деградацию: ты был таким, а стал хуже. С одной стороны – хорошо, что ты это замечаешь, а с другой – это призыв еще больше приложить усилий на пути делания христианской добродетели. А эту радость от покаяния можно уподобить любой земной радости, когда ты чего-то достиг, преодолев определенный путь. Например, мечтал забраться на высокую гору – и сделал это. Мечтал завершить обучение в каком-то учебном заведении – и завершил. И в этот день кажется, что большей радости нет. Мечтал жениться на возлюбленной – и вот наконец-то стоишь под венцом. И в этот момент ты чувствуешь тихую радость, которую никто не может у тебя отобрать. Мечтал приобрести дом – и вот стоишь в этом доме. Эта радость есть, но дальше опять нужен труд. Точка достигнута, проделанный путь позади, и тебя посещает радость. Но она тоже непостоянна, если не продолжить путь. Как и в любом деле человеческом.
– Вопрос от телезрителя: «Что делать, если у человека настолько огрубело сердце, что он хоть и хочет раскаяться, но у него не получается?»
Есть множество примеров, когда человек уже в преклонном возрасте, живший не задумываясь о Боге, вдруг на пороге смерти понимает все, но скован какой-то страстью, греховной привычкой. Как бороться, как совлечь с себя этого ветхого человека?
– Наверно, это один из самых сложных вопросов, что мы сегодня обсуждаем. Говорю это на основании моей священнической практики. Многие люди подходят ко мне с уже определенным опытом за плечами, и когда им говорят что-то совершенно иное по сравнению с этим опытом, что нужно сделать то-то и то-то, не у всех откликается сердце, которое уже заматерело в привычках. Тут требуется только смирение и со стороны человека, и со стороны православного прихода. Нужно внимание к этому человеку, внимание к его недостаткам и где-то даже терпимость, потому что, к сожалению, мы часто проявляем нетерпимость по отношению к отличающимся от нас людям.
Нужно покрыть любовью немощи человека, показать ему иной идеал по сравнению с тем, с которым он жил. Для этого требуется не только внимание самого человека, но и участие в его жизни других верующих людей. Необходимо делание со стороны общины, потому что сам человек, даже при наличии желания исправиться и измениться, не всегда способен на это. Ему нужно это показать, где-то даже вместе с человеком встать. Вы же знаете, что мало, например, подать милостыню. Нужно еще понять, действительно ли этот человек нуждается в этой милостыне. Нужно уметь рассудить, куда ее направить. Иногда ты можешь человеку давать определенное вспоможение в течение длительного периода времени, а он просто расслабится и ничего не будет делать. Тут надо вовремя отойти в сторонку и позволить человеку идти дальше.
По поводу огрубелости сердца – сложно говорить, потому что в первую очередь это требует любви, а со стороны человека – смирения. Смирения перед тем, что он, оказывается, был не прав, что его предшествующий опыт несовершенен, были ошибки. Вы знаете, что многие ошибки, которые мы в жизни совершаем, имеют двоякую суть: есть поступки конкретные, и как бы ты ни хотел их изменить, уже не изменишь. Например, в результате серьезного опьянения человек оказался в неловкой, глупой ситуации, и свидетелями этого стали многие его знакомые. Он стал причиной осуждения, раздражения с их стороны. Опорочил тот образ жизни, которым жил до этого. Даже если он после этого сделал очень много для того, чтобы исправиться, люди будут десятилетиями вспоминать этот его поступок.
Таких примеров из разных областей жизни, которые болезненно отзываются в жизни человека, можно приводить много. В таких случаях человеку много внимания должны уделять окружающие его христиане, те, кто с ним молится. Например, если человек подвержен расистским, нацистским идеям, то молчать и смотреть на это – значит потворствовать этой страсти в человеке. Иногда вмешиваться неудобно, т.к. понимаешь, что это приведет к конфликту. Человек будет говорить, что не пойдет в храм, если в нем будут люди другой культуры, другого цвета кожи. И тут простыми словами любви не обойдешься. Тут надо иногда и очень сурово с человеком говорить. Но при этом так, чтобы человеку было понятно, что мы любим его, но не любим его заблуждений (расистские концепции или аморальный образ жизни). Мы понимаем его слабость, его немощь, но он все-таки должен что-то делать, чтобы от этого отойти, иначе никакого единомыслия у нас быть не может. Господь показал нам конкретно, как нужно жить, и Его ученики, апостолы, рассказали нам об этом и раскрыли глубину евангельского благовестия. Они показали нам, что такие вещи недопустимы, и если человек с этим не согласен, то полного единения у нас не будет. Но без желания самого человека все это будет бессмысленно.
– Еще один вопрос, который часто задают: когда уже идешь к священнику на исповедь, возникает какое-то смущение, стыд, который не дает иногда полностью раскрыть свои неблаговидные дела. Что Вы посоветуете людям, которые испытывают такое смущение, стыд, сомнение?
– В первую очередь посоветую: не бояться. Священник за свою пастырскую практику, даже самую небольшую, слышит много всего... Поэтому ничего нового Вы, скорее всего, ему не сообщите. И помните, что мы все-таки перед Богом каемся. Но тут тоже надо подходить разумно: не нужно излагать дотошные подробности всех своих грехов, особенно плотских. Просто констатация факта: я согрешил тем-то и тем-то, преступил закон Бога и хочу с Ним примириться, раскаяться. Стыдиться, конечно же, есть чего. И нам, как людям, живущим в социуме, всегда боязно за свою репутацию; нас волнует, что и как о нас подумают, что о нас скажут. Это естественно для людей. Но одним из серьезных постулатов пастырской практики нашей Церкви является конфиденциальность. Если человек боится встретиться с нарушением этой конфиденциальности – это проблема, и ее надо преодолеть. Возможно, не сразу, постепенно прийти к этой мысли. Что-либо шокирующее, чего служитель Церкви уже не слышал, вы вряд ли расскажете. А если даже и расскажете – благодать Божия покроет весь ужас этого греха и поможет священнику выслушать вас нелицеприятно. Конечно, священник тоже человек и способен поступить эмоционально. Бывают такие случаи, когда люди жалуются, что кто-то их очень жестко наказал за какой-то поступок. Но тут, к сожалению, мы встречаемся с человеческим несовершенством.
Я желаю этим людям смелости, дерзновения. Этот стыд, который они испытывают, – хороший стыд, он означает, что человек понимает: в его христианской практике не все благополучно.
– Когда после исповеди люди уже стоят к Причастию, они смущаются, если неожиданно вспоминают нераскаянный грех. Они уже подготовились, вычитали правило, исповедовались и вдруг, подходя к Чаше, вспоминают грех, в котором не раскаялись. Как поступать в этом случае?
– Я скажу, как поступаю я в таком случае, будучи сам христианином, православным верующим и священником. Бывают и у меня такие случаи, когда, причастившись, понимаешь, что согрешил в чем-то, но не исповедовался. Я внутренне прошу у Господа прощения и в следующий раз, как только представится возможность, исповедуюсь своему духовнику или священнику, которому доверяю.
– Еще один вопрос: когда часто исповедуешься, то ходишь, как правило, к одному батюшке. Он начинает понимать, что ты за человек, твой внутренний путь к Богу, твои склонности – как хорошие, так и вредные, греховные. Обязательно ли иметь духовника – человека, который тебя уже знает? И нужно ли это? Или можно всякий раз ходить на исповедь к разным батюшкам?
– Наверно, сложно каждый раз ходить к разным людям. По своему скромному опыту скажу: когда человек к тебе ходит постоянно, ты приблизительно знаешь уже его мировоззрение, его проблемы. Даже если ты специально не старался его запомнить, то невольно по голосу и другим признакам запоминаешь его, его историю, контекст. Я думаю, гораздо удобнее, когда есть доверенное лицо, лучше духовник, который знает обстоятельства вашей жизни. Это облегчает многие моменты, исключает необходимость каждый раз рассказывать весь контекст своей жизни. С другой стороны, в наших реалиях у многих не получается найти духовника, но есть те, которым люди доверяют и исповедуются. Есть такая расхожая мысль, что сейчас время жизни не по совету, а по святым отцам, время обращения к святоотеческому наследию, к Божественному Откровению. И тут было бы лучше, чтобы было одно доверенное лицо. Необязательно, чтобы это было связано с откровением помыслов, чтобы это были какие-то супердуховнические отношения. В условиях мегаполиса и даже обычного города это зачастую проблематично.
Проще всего – это когда ты ходишь в конкретный приход, где тебя знают, и в рамках этого прихода живешь и действуешь. Но если священник, в силу своих личных особенностей или нехватки духовного опыта, не может вам помочь в разрешении духовных проблем, то, наверно, стоит поискать человека, который бы вам помог и направил вашу жизнь снова в христианское русло. Об этом я бы посоветовал помолиться. К сожалению, бывает так, что из-за частой смены священников на приходах не представляется такой возможности. Тут приходится доверяться именно тем людям, с которыми ты живешь и молишься.
– Отец Вячеслав, напоследок дайте совет людям, которые только что пришли к осознанию того, что надо меняться, но ни разу до этого не ходили в церковь, не исповедовались. Они стоят перед вопросом: что делать? Как смотреть на свою жизнь, выявлять грехи? Какой первый шаг нужно сделать, чтобы присоединиться к Церкви Христовой?
– Я бы посоветовал сначала прочитать те заповеди, которые даровал нам Господь, потом нелицеприятно взглянуть на себя и посмотреть, преступил ты закон Божий или нет. Это было бы началом покаяния. Посмотреть: было это или нет? Если сердце человека готово, то он без труда признает свои ошибки. Если же не готово, то тут надо продолжать молиться и вновь и вновь представать перед судом Божественного Откровения и смотреть, насколько твоя жизнь соответствует тому идеалу, который положен Господом. Осознание – это уже начало покаяния, первый шаг к нему.
Ведущий Иван Поликопа
Записали Павел Зюзин и Валерия Макарова
У книжной полки. Новые чудеса преподобного Сергия
Церковный календарь 15 мая. Обретение мощей преподобного Афанасия Сяндемского (Сяндебского)
Евангелие 15 мая. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня
Читаем Апостол. 15 мая 2025
Международный онлайн-фестиваль «Радость Пасхи»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!