Беседы с батюшкой. Осознание личности в православии. Священник Александр Асонов. 5 октября 2023

5 октября 2023 г.

 Сегодня у нас в гостях священник Александр Асонов, настоятель храма Всех Святых на Гатчинском кладбище. Тема нашей сегодняшней передачи: осознание личности в православии и самопознание.

Конечно, самосознание, сознание, познание личности в православном дискурсе, в православии очень интересная и сложная тема.  Например, с какого момента Вы себя помните?

–  Приблизительно с двух лет или двух с половиной.

–  Как раз здесь возникает интересный вопрос. Вы начинаете себя помнить. Но ведь Вы же были и до двух с половиной лет, но себя не помните. То есть наступает какой-то момент, когда мы начинаем себя осознавать в новом качестве. Самое интересное, что, наверное, этот процесс происходит в нас всю жизнь. Но в какой-то момент мы вдруг начинаем осознавать себя не только как какую-то личность (ребенком), но и начинаем осознавать себя в этом Божественном мире. Конечно, в 2,5 года мы не думали о Боге, не могли представить себе в том возрасте, что через много лет мы будем сидеть в студии телеканала «Союз» и размышлять о Божественном.

–  Вообще очень сложно сказать, что переживает ребенок в это время. Это был 1972 год (я родился именно в этом году). На голубые телеэкраны вышел фильм «Семнадцать мгновений весны». Моя мама рассказывала мне, что я стоял и держался за спинку своей маленькой кровати и смотрел все серии стоя, не отрываясь. Она могла спокойно оставить меня в комнате, пойти на кухню, приготовить ужин, вернуться, а я все стоял и смотрел «Семнадцать мгновений весны». Я не помню. Мне был год или два года. Я смотрел так завороженно все серии. О чем думал этот человек? Я этого не помню. Не знаю, что могло меня привлекать в этом очень взрослом и очень глубоком произведении. Явно были не мультфильмы. Свидетельство моих родителей о том, как я себя вел в детстве, меня иногда очень удивляет. Это какая-то другая личность, мне незнакомая. Но это же я.

–  Меня интересует этот вопрос осознание себя. Между тем человеком и сегодняшним отцом Александром прошло много времени. Мы, наверное, как были детьми, так и остались ими, но все-таки что-то происходит. Насколько осознание себя в сегодняшнем православном мире происходит у человека сейчас? Что происходит? Как происходит это осознание?

–  Я глубоко уверен, что в христианстве (я говорю так специально, потому что православие априори историческое христианство) осознание себя происходит особым, удивительным образом, потому что человек через опыт богообщения и богопознания начинает возвращаться к таинственным истокам. Происходит то, что мы называем в нашем богословии обожением. Это не просто какое-то освящение при помощи Божественной благодати (как говорят некоторые западные богословы, санктификация). Это постепенное, удивительное, интересное возвращение к истокам. Без этого процесса нет христианства, нет Церкви. Осознание себя в Боге, возвращение к своим истокам, является главным базисом всего опыта Церкви. Это не просто какой-то акт самопознания, то есть осмысление своих поступков в прошлом. Это новый опыт жизни. Недаром в христианском богословии используется понятие «рождение свыше». Как говорит  Спаситель с Никодимом, фарисеем, который приходит к Нему ночью: «Всякое рожденное от плоти есть плоть, всякое рожденное от Духа есть Дух. Нельзя войти в Царствие Небесное, не будучи рожденным свыше». Без этого удивительного опыта осознания себя в Боге, без богообщения, богопознания и обожения невозможно вхождение в Царствие Небесное, по опыту Церкви. Когда я говорю «Церковь», я не имею в виду социальную организацию, которая имеет свой устав, свою иерархическую структуру. Это мирские понятия. Я имею в виду опыт живых людей своего нахождения и служения в Церкви от патриархов до какого-нибудь римского раба. Если размышлять о христианстве в перспективе I (даже II и III) века, то рабство было неотъемлемой частью большинства государств, тем более Римской империи. Об этом упоминает апостол Павел и призывает всех оставаться в том качестве, в котором они были призваны Богом (если ты раб, должен оставаться рабом, почитай своих хозяев). Это заново открывает христианство тем людям, которые считают, что Христос был первым революционером, а апостолы Его первыми соратниками в борьбе против римского империализма.

–  Вопрос телезрителя: «Еще Декарт говорил: «Пока я мыслю, я существую». Отсюда вывод: получается, что сознание человека определяет реальность и смысл его жизни».

–  Это древний спор: что определяет бытие, что на что действует. Это древний Аристотель, Платон и прочие, в том числе Сократ. Еще до христианской эры многие древние мудрецы и философы размышляли об этом. Этот спор не закончился до сих пор. Вот вам высказывание из одного фильма: «Не мы такие, жизнь такая». Это об этом: мы такие, потому что окружающая среда такая. Бытие определяет сознание или сознание определяет бытие? Христианство утверждает, что сознание. Вот то, о чем мы говорим сейчас. Христианская Церковь утверждает, что сознание определяет бытие, что многое зависит от человека. На этом построена теория синергии, соработничества (отклик человека на Божественный призыв, спасение по вере, которая реализуется в делах, и благодать). Без этого нет христианства. Об этом говорит святой апостол в одном из своих посланий: и бесы веруют, и трепещут. А что толку?

Молитва «Отче наш» содержит в себе очень важный смысл. Мы об этом мало думаем. Молитва «Отче наш» в церковнославянском и синодальном переводах содержит в себе  некоторые, не совсем правильно интерпретируемые в современной русской речи понятия. Так, например, фраза «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» в оригинале звучит чуть-чуть иначе. Мелочь меняет глобальный семантический и семиотический смысл. На двух древних языках, и по-латыни, и по-гречески (однозначно, что когда-то было по-арамейски), звучит: «Не введи нас в испытание, не даруй нам, Господи, тяжелых времен (не в смысле, что Бог искушает; Господи, защити нас от жизненных неприятностей)».

А следующая фраза (та фраза, которую мы читаем как «избави нас от лукавого») звучит еще интереснее: «Избави нас от зла». Здесь очень важный момент. В современном русском языке понятие «лукавый» предполагает некоторую персону, личность. Есть некоторый лукавый, который находится где-то рядом, в некотором тонком мире. Благодаря ему в нашей жизни все беды и происходят. Мы так мыслим: избави нас от него, он где-то здесь, вот его происки. А в оригинале: «избави нас от зла». То есть не защити нас от зла, которое находится вне нас, избави нас от того зла, которое находится в нас. Это совершенно другое. Это значит, надо предположить априори, что все беды, которые происходят вокруг тебя и с тобой, связаны с твоим внутренним состоянием. Это осознание того, что определяет что: бытие сознание или сознание бытие.  Это связано со всем евангельским повествованием. Чтобы увидеть, как вынуть сучок из глаза брата твоего, иди и удали сначала бревно из своего глаза. Ты должен сначала над собой поработать. Тогда увидишь, как надо действовать, тогда поймешь. Надо начинать с себя. Поэтому один из русских святых и говорит: спасись сначала сам, а вокруг тебя потом уже миллионы спасутся. Не надо постоянно заниматься поиском противников во внешнем пространстве. Начни с себя. Может быть, самый главный враг прячется в тебе. Ты и есть этот враг. Это и есть форма осознания из опыта богообщения, когда человек, размышляя об источнике бед, подходит к зеркалу и начинает вглядываться в себя… Чем отличаются осознание и самопознание? Самопознание это когда пройден какой-то жизненный путь, потрачено какое-то время, есть какой-то опыт.   И, оглядываясь назад, ты говоришь: «Так вот какой я был тогда и каким стал сейчас».

– То есть это гнозис.

– В некоторой степени да, это гностическое ощущение. То есть это просто знание на основании какого-то жизненного опыта. У Бердяева есть произведение «Самопознание». Он больше философ, не психиатр, не психолог, не психотерапевт, он философ с богословскими воззрениями, очень глубокими. Его произведение (я рекомендую найти его и почитать нашим телезрителям) очень интересное на фоне того, что сейчас происходит в истории. Зачитаешься. Бердяев пережил имперское время царя-батюшки, из киевской богатой семьи еврейский мальчик. Его родители дружили с генерал-губернаторами Киева, с губернатором и т.д. Это золотая молодежь царских времен. Еврейский и киевский мальчик, который ходил на демонстрации, выступал против царя-батюшки, сидел при царском режиме, пережил Февральскую и Октябрьскую революции, видел начало правления и Временного правительства, и большевиков, затем сидел при большевиках в Советском Союзе. Потом был выслан на так называемом «философском пароходе» (их было несколько, но все говорят о том, который отчалил от пристани подворья Оптиной пустыни на Васильевском острове; и даже есть живописные картины, посвященные этому). Было несколько пароходов, потому что был указ советского правительства. Его отправили, он оказался в Германии, откуда потом переехал во Францию.

Он видел, как развивается немецкий фашизм при Гитлере, как немцы входят в Париж. Это человек, выступавший против царского режима, высланный из страны революционерами, с которыми он выступал против этого царского режима. Новая советская власть, которая его невзлюбила и выслала, казалось бы, и есть его настоящий враг (я считаю, что ему повезло, иначе он бы сгинул где-нибудь, как Мандельштам или Гумилевы). Когда немецкие войска в период Второй мировой войны входят в Париж, он берет красный стяг и вывешивает на стене своего дома… Вот она, история. Поэтому его интересно читать. Самопознание – кем я был, к чему я пришел и что это было. Это просто гнозис, я делаю переоценку своей жизни, пытаюсь смыслить, кем я был и кем стал.

– Все правильно, но там все равно было осознание себя. Вы сами сказали о том, что человек был верующий…

Вопрос телезрителя: «В Священном Писании апостол Павел говорил об учителях (далее неразборчиво)… Что это за учителя – представители каких-то сект? И как к ним относиться?»

О каких учителях говорится в Священном Писании?

– Я просто не совсем услышал вопрос, к сожалению, телефонная связь была плохая. Дело в том, что в Священном Писании в разных местах по-разному говорится, о разных учителях…

– Вопрос по поводу осознания себя. Если мы говорим об учителях. Мы помним советскую школу, как нам преподавали некие дисциплины, и в том числе нам говорили, что никакого Бога нет. И что нужно быть очень наивным человеком, чтобы предположить, что Бог вдохнул жизнь в человека. Самопознание – это школа в том числе, а вот осознание себя – это не школа, потому что можно быть в этом случае человеком, который наперекор всему вывесит красный флаг.

– Я понял, о чем Вы говорите. Может быть, да. Это вопрос о катафатике и апофатике, некотором особом опыте, который можно назвать необъяснимым (мы называем его мистическим). А есть опыт в некотором смысле более рациональный, практическо-эмпирический, катафатический. Но это очень сложные понятия в богословии. Они очень интересны. Я глубоко убежден, что для меня апофатика занимает первое место, да вообще для восточного христианства (оно не может быть не восточным, оно оттуда приходит). Чем дальше ты углубляешься в сторону Востока и встречаешься с христианством, которое там еще сохранилось, тем лучше видишь, что оно больше мистично. У него какой-то свой опыт.

Я всем рекомендую не только книги Бердяева почитать, но и познакомиться с древневосточным православием. Оно очень интересно. Мы с ним здесь мало знакомы, но оно потрясающее. Это и копты, и армяне, и сирийцы, и яковиты, и малабарцы, их много. Это все древние Восточные Православные Церкви, которые возникли на основании раннехристианских общин, где творили апостолы и апостольские мужи. Это очень интересно. Все эти общины хранили очень много интересных древних качеств, свой опыт. Например, в дневниках отец Александр Шмеман описывает свой личный опыт общения с монахами (по-моему, коптами или эфиопами), когда он приехал в Египет, у него была такая возможность (он жил не в Советском Союзе, а в США, и в те годы он мог путешествовать). Он встретил монахов-коптов и удивился, насколько это монашество отличается от того, которое он привык видеть в европейском православии. Оно легкое, настоящее и жизненное, лишенное некоторой черной тяжести. Это был его опыт, слова отца Александра Шмемана.

– Я, конечно, понимаю, что это познание, осознание себя в вере может быть разным: и монашеским, и традиционным в плане нашей обычной семейной жизни. Тем не менее каждый человек осознает себя по-своему, и этот процесс происходит очень лично. Об этом я бы и хотел задать Вам вопрос, но прежде мы примем вопрос от Юлии из Москвы.

Вопрос телезрителя: «Я недавно послушала батюшку, который говорил: «Вы хотите чего-то добиться в духовной жизни? У вас не получается молиться, поститься, ничего не получается. Но цель этих всех послушаний в том, чтобы ты пришел к тому, что ничего не можешь, без Бога ты ничто». И я немного запуталась – я должна радоваться, что у меня ничего не выходит?»

Интересный вопрос про цель послушаний: поститься, молиться. Мы многого не понимаем: что такое пост, настоящая молитва. И не знаем, но любим это слово: послушание.  Цель послушаний не в этом, надо правильно расставлять приоритеты. Надо ли радоваться, когда у тебя что-то не получается?  Нет! Надо расстраиваться, это естественно. Если у меня что-то не получается, я расстраиваюсь. Значит, что-то делаем не так. Если я без молотка не могу вбить гвоздь в стену, надо взять молоток.  Когда ты делаешь что-то правильно, у тебя все всегда получится. В вопросах духовного характера есть свои правила и законы. Надо со смирением принимать те обстоятельства жизни, которые тебе посылает Господь, доверять Богу. Но мне не очень понятен вопрос.

Была передача, где говорилось о готовности к послушанию. Если ты плохо молишься, постишься и осознаешь это, надо радоваться. Действительно ли надо радоваться, когда понимаешь и осознаёшь, что ты без Бога не можешь сделать ничего, в том числе молиться, поститься.  Имеется в виду, что здесь нужно слушать Господа и осознавать себя в этом понимании.

Такая интерпретация для меня была бы тоже искушением и запутала.  К сухому источнику люди не пойдут, и ты не можешь играть в одни ворота. Когда с одной стороны свет, а с другой нет, какой смысл в молитвах и постах, если нет реакции?

Надо думать о том, о чем ты молишься и постишься.

Я глубоко убежден, что проблема не в самой молитве, а в том, готовы ли мы получить реакцию с другой стороны. Ответ всегда есть. Иначе я не был бы здесь сейчас, не беседовал. Если бы у меня не было христианского опыта богообщения и мои молитвы никогда бы не получали ответ, ради чего все это? Лгать себе и носить подрясник с крестом?

Я здесь потому, что у меня есть свой жизненный и апофатический опыт. Для меня он важнее, чем все остальное. Это вопросы очень серьезные для смысла жизни. Когда мы молимся, должно быть доверие. Мы же молимся с какими-то словами благодарности либо просто с просьбой к Господу, и мы должны доверять Богу и, молясь о чем-то, добавлять: не моя воля, но Твоя да будет, – как молился Спаситель в Гефсиманском саду, чтобы Его миновала эта Чаша. Если Сам Спаситель, Христос, Сын Божий это говорит, то и нам нужно так же к этому относиться, и ответ будет дан, и все совершится правильно.

Но ответ дается всегда, просто мы либо хотим его получить, либо не хотим. Поэтому я думаю, что проблема не в молитве, а в нашем доверии Богу. Но у нас атрофирован слух и атрофировано зрение, поэтому Спаситель в Евангелии говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите. Эти слова именно об этом.

Люди недоумевают: «Вот я молюсь, молюсь, а ответа все нет». Да нет, он есть, просто вы не хотите его видеть и слышать. Вы хотите услышать тот ответ, который вам будет приятен, но не слышите, что говорит вам Бог. А Бог – это Личность, то есть вы отрицаете мнение этой Личности.

– Вы буквально сняли у меня с языка то, что я хотел сказать. Когда мы говорим о Личности Бога, в богословии мы часто заменяем это словом «Ипостась». А что значит личность в нашей Церкви, в христианстве? Как нам оценивать понятие личности и как ответить себе на вопрос – кто я?

– Я буду говорить, не делая детального разбора, потому что это заняло бы много времени и было бы очень непросто. Я использую некоторые абстрактные формы пояснения. В христианском богословии, в соответствии с апостольским учением, каждый человек является личностью, которая сотворена по образу и подобию Божию. Что такое образ и подобие – это отдельный философский вопрос, и сейчас мы не будем углубляться в него.

Суть состоит в том, что каждый человек является существом, сотворенным Богом, которое может вмещать в себя Бога, соединяясь с Божественной Личностью, но оставаясь при этом собой. Это понятие творения используется в христианстве и иудаизме. То есть человек – это тварное существо, способное вмещать в себя Божественное, Бога, полностью сливаясь с Божественным и оставаясь при этом личностью.

Поскольку Бог сотворил человека по Своему образу и подобию (а Бог есть Личность), то Он вложил в каждого человека отдельную личность. То есть человек – это прежде всего личность, это не какая-то аморфная субстанция. Именно поэтому Бог, будучи Личностью, общается с каждым человеком на том языке, который понятен каждой отдельно взятой личности.

Я не имею в виду какой-то земной язык – английский, немецкий, польский, русский и так далее, я говорю об определенном языке знаков, жестов и переживаний. Если у человека есть духовная, мистическая, метафизическая способность видеть и слышать, если он над собой работает, то он начинает чувствовать язык, на котором говорит с ним Господь, начинает видеть эти знаки.

Спаситель в Евангелии говорит, что мы очень странно устроены. Мы слушаем Его, но не слышим. Мы научились различать знаки небесные; например, когда вечером небо такого-то цвета, мы говорим: «Судя по цвету неба, завтра будет дождь». Так вот, природные знаки, физические явления мы научились понимать, и нам нужно научиться понимать и метафизические, духовные явления, у которых тоже есть свои знаки. С нами постоянно общаются, что-то нам говорят, отвечают на наши вопросы, на что-то намекают, вокруг  постоянно совершается множество событий, так будем же внимательными.

– Вонмем.

– Именно так! Будем трезвиться. Не в смысле – не пить вина, будем внутренне бодрствовать, и мы увидим, что мир наполнен удивительными событиями и красками. Нет ни одного случайного события, каждое событие к чему-то ведет.

У Булгакова в «Мастере и Маргарите» все следует одно за другим. Булгаков не случайно это написал, его отец был хорошим теологом, преподавал в духовных училищах, и поэтому многое из того, о чем он писал, он хорошо понимал.

Но суть даже не в этом. Суть в том, что иногда, чтобы предвидеть будущее, не нужно быть мистическим пророком. Нужно научиться различать знаки. В некоторой степени эту способность можно назвать житейской мудростью.

– Мы говорим, что цель жизни – это наше обожение. Из того, о чем мы сегодня говорили, я понял, что обожение происходит в нас постоянно либо не происходит совсем.

– Это зависит от нас, от того, есть ли у нас внутреннее стремление к определенному процессу. У человека как у личности есть воля, и он может этой волей управлять. Но личность без воли – не личность. А вообще понятия личности и воли нераздельны. Без воли нет личности. Опять же я говорю философскими понятиями.

Человек, благодаря своей воле, выбирает для себя либо какие-то конструктивные векторы, либо деструктивные, и совершается либо разрушительный акт, либо созидательный. Человек делает еще выбор, жить ему инстинктами или встать над инстинктами и этим отличаться от животного мира, который живет только инстинктивно.

– Отец Александр, благословите наших телезрителей.

– Да благословит всех нас Господь оставаться духовными личностями и да дарует Он нам силы идти по созидательному пути обожения. Аминь.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать