Беседы с батюшкой. Надежда через страдание. Священник Михаил Проходцев. 19 мая 2023

19 мая 2023 г.

– Тема сегодняшней передачи посвящена дню памяти Иова Многострадального: к надежде через страдание. Иногда кажется, что зачастую мы не готовы воспринимать  испытания, которые приходят к нам в жизни, со смиренным сердцем и говорить: «Слава Богу за все!» Все в нас протестует, мы говорим: «Да где же справедливость! Я же не заслужил этой кары». А уж когда болеют наши близкие, в этот момент мы не воспринимаем это как какое-то заслуженное испытание. В нас очень много малодушия и трусости перед испытаниями. И пример Иова Многострадального имеет к нам прямое отношение, тем более сейчас. Как человеку справиться с теми испытаниями, которые кажутся ему незаслуженными?

– Очень трудно говорить и размышлять о страданиях, а особенно отвечать на вопросы, когда их задает страдающий человек. Я, как священник, часто с этим сталкиваюсь. Часто даже и сказать нечего. Но сказать что-то надо, сердце-то переживает вместе с человеком. Когда читаешь Книгу Иова, особенно в первый раз, то только руками разводишь в начале повествования.

Совершенно праведный и непорочный человек, богобоязненный, семьянин, богатый, уважаемый всем обществом… И вдруг с ним происходят совершенно ужасные, с точки зрения человека, вещи. Дьявол решает погубить его и предлагает Богу позволить ему сделать так, чтобы этот человек возвел хулу на Бога. Но Господь говорит: «Все можешь забрать у него, кроме его бессмертной души. Я ее тебе не отдам». Мы видим, что происходит дальше: Иов, только что здоровый, богатый, праведный, уважаемый человек, оказывается весь в струпьях, всеми брошенный, потерявший детей, богатство, здоровье. Да еще и самый близкий человек, одна плоть с ним – жена, предлагает ему похулить Бога, да еще похулить и умереть. А еще приходят друзья и вместо того, чтобы поддержать его, начинают его осуждать.

Все это читать страшно. Это очень тяжелая книга. Здесь мы и видим на примере Иова, как принять и пережить именно незаслуженные страдания: как он принимает и как он переживает. Вопрос: принимает ли? И принимает, и не принимает. С одной стороны, он не делает последнего шага, который мог бы сделать человек в отчаянии. Он не берет нож и не убивает себя. Хотя такие случаи бывают. Например, когда человек узнает о смертельной болезни, не желая нести этот крест болезни, добровольно прекращает свою жизнь, а тем самым возводит хулу на Духа Святого и совершает самый страшный в мире грех: самоубийство. Находясь не в сумасшествии, а в здравом уме. Это очень страшно. В замутненном страданием, но все-таки здравом уме.

Иов этого шага не делает. Мы видим, что он принимает свою долю, но, конечно,  возмущается и призывает к ответу друзей и Бога. На примере Иова мы понимаем, что, во-первых, Господь попускает нам страдания не только по нашим грехам. Иов был не просто праведным, он был непорочным и богобоязненным. Возможно, более праведного человека, чем Иов, земля Уц и не знала. Но вот именно его постигли самые страшные страдания, какие могут выпасть живому человеку: он узнал, что у него умерли дети, жена от него отвернулась, он не видит поддержки друзей, и он решил, что отвернулся от него и Бог. Это, наверное, самое страшное для Иова, потому что он всегда хранил верность Богу. Он задает много вопросов, но до поры до времени Господь ему не отвечает.

Во-первых, мы видим, что страдания могут постигнуть человека и праведного, и грешного. Во-вторых, мы видим, что Господь дает нам возможность, находясь в страдании (поскольку мы свободны, обладаем свободой воли, так как Господь создал нас свободными), выбирать, быть с Ним или не быть с Ним. Мы видим, что Иов желает быть с Ним, быть с Богом, несмотря на то ужасающее состояние, в котором он оказался. Он просто требует Бога предстать перед ним и хочет с Ним судиться. Тут мы видим, что в страдании самое главное – быть с Богом, а также то, что задавать Богу вопросы (за что, почему и т. д.) – это не грех. Но все-таки в поведении Иова есть и греховные моменты, когда он требует от Бога судиться как с равным себе по званию. Потом мы видим, как Господь общается с Иовом, и Иов смиряется.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Для чего Богу страдания человека? Второй вопрос у меня по Иову. Он потерял своих детей. В конце концов Бог ему их как бы возвратил, так как потом У Иова родилось детей в два раза больше. Но он потерял тех детей, которых уже не вернешь. А человеку дороже тот ребенок, которого он потерял. Он может после родить и 20 детей, но тот уже становится невосполнимой потерей. Почему Бог ему их не вернул?»

– На вопрос, почему Бог сделал так или иначе, я, увы, не могу ответить, потому что тайна сия велика есть. Что же касается того, зачем Богу страдания человека, то Бог не создавал страдания. Это очень важно! Бог не творил зла и не творил страдания. Но после того, как человек отпал от Бога, потерял возможность быть постоянно в раю, созерцать Бога, возрастать в своем обожении и был изгнан из рая, страдания стали естественной частью его жизни, как и смерть.

Но пришел Христос, чье Светлое Воскресение мы празднуем и сегодня, поскольку Пасху мы празднуем 40 дней. И я всем нам желаю сохранять эту пасхальную радость от Пасхи до Пасхи всю свою жизнь. Что важно, Господь пришел и избавил человека от греха, проклятия и смерти, а тем самым укрепил, утешил нас, дал нам возможность вместе с Ним проходить через любое страдание и обретать вечную жизнь. Что самое главное? То, что Христос – истинный Бог, но Он стал и истинным Человеком. Мог Он не страдать? Конечно, мог! Но Он, зная, что всякая тварь под солнцем страдает и мучается, пострадал, взяв на Себя грехи мира, и испытал страдания выше всякого человеческого страдания, которое вообще возможно испытать. Потому что Он взял на Себя грехи всего мира, был распят на кресте, умер и воскрес в третий день.

То, что Бог приходит на землю, Сам очеловечивается и по-настоящему, а не видимо страдает, может нас утешить. Потому что страдания и их природа нам неведомы. Скорее всего, это следствие нашего грехопадения. Мы пали, мы страдаем и мучаемся под солнцем. Но Господь показывает нам, что именно через прохождение этого горнила страданий, то есть через несение своего креста, мы можем наследовать Небесное Царство и вечную жизнь, которые Он нам обещал и которые Он Своим крестным подвигом даровал нам как великий дар.

– Мне кажется, здесь задан вопрос по этому разговору между врагом человеческим и Господом, когда Господь допустил страдания Иова. Поэтому, наверное, наш телезритель и спрашивает, зачем нужны эти страдания. В этом случае получается особый взгляд на это. Понятно, если не трогать душу человеческую, Иов мог победить врага человеческого и не похулить Бога. Но ведь тут проверка получилась и для жены, и для друзей. Ведь получается, что он кроме своих детей потерял и их. Потому что они призывали его к тому, чтобы он похулил Бога и умер. И выносить человека в струпьях, пахнущего чрезвычайно тяжело. И таких примеров в жизни чрезвычайно много. Почему Господь допустил эти страдания?

– С духовной точки зрения мы можем сказать, что Господь допустил эти страдания для того, чтобы испытать своего возлюбленного Иова, его праведность. Возьмем последующие примеры святости: святые апостолы. Все апостолы, кроме евангелиста и апостола Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину, жутко страдали: кого-то распяли, кого-то пронзили копьем, кого-то усекли мечом, а перед этим содержали долгое время под стражей и истязали, кого-то забили камнями. У нас огромное количество святых, которым Господь попустил пострадать ради того, чтобы они, как воины Христовы, как праведники, проповедники, явились примером святости для последующих поколений.

Книга Иова совершенно не демотивирует, она мотивирует. Читать ее страшно и тяжело. Помню, когда я читал Книгу Иова первый раз, сразу прочитал ее всю, от начала до конца. Иногда закрывал, откладывал, потому что не мог дальше читать, меня многие моменты возмущали, во мне кипело возмущение. Но я просто читатель. А представляете, что испытывал святой праведный многострадальный Иов?..

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Человек от рождения болен тяжелым наследственным недугом, всю жизнь страдает и мучается. Что ждет этого страдальца в этом мире и в том?»

– Как я уже сказал, мне тяжело говорить о страданиях, хотя они есть в жизни каждого из нас, и мы по-своему их переживаем. Если человека постигают страдания от рождения, то, по своей свободной воле уверовав в Господа нашего Иисуса Христа как в своего Бога и Спасителя, человек может согласиться с тем, каким он родился, и через всю жизнь пройти вместе с Богом, несмотря на то, что ему даны эти страдания. И этот путь станет для него спасительной дорогой в вечность.

Мы знаем людей, которые родились, например, не имея ни рук, ни ног. Очень известная персона – Ник Вуйчич. Он очень многих людей сподвигает к тому, чтобы они перестали ныть, встали с дивана, что называется, и начали что-то делать. Он женат, у него есть дети. Не знаю, как сейчас, но раньше он писал много книг, ездил по всему миру, разговаривал с людьми и вдохновлял их на то, чтобы жить и радоваться той жизни, которую дал Господь. Господь сотворил человека для радости.

Я видел много примеров людей, у которых сначала в страданиях было много ропота, возмущения. Но потом они принимали свое состояние, свое страдание и, обратившись к Богу, шли через это страдание вместе с Ним и обретали настоящую, подлинную радость. Я видел это не единожды, у меня есть примеры, вдохновляющие меня самого, когда мне трудно как человеку, как священнику. И это радует.

Пример святого праведного Иова показывает нам, что можно пройти через самое тяжелое страдание, надеясь на Бога, уповая на Него; может быть, призывая Его к ответу, за что и почему Он такое сделал, но вместе с Богом. Господь не отвернулся от Иова, Он подождал немножко и пришел к Иову, поговорил с ним и утешил его.

Что касается детей, которых потерял Иов, он запомнил навсегда, что они были и преставились. И те дети, которые родились потом, не заменили тех детей, которые умерли. Как проявлял Иов свою любовь к заново родившимся детям, история умалчивает, но, естественно, он помнил тех детей, которых не стало, это невозможно стереть из памяти. Надеюсь, дальше в том утешении, которое он обрел, ему жилось хорошо.

– Еще надо помнить о том, что все-таки Иов жил за 1500 лет до Рождества Христова, это ветхозаветная история. И тогда дети фактически не считались людьми, пока не повзрослеют. Это одно из размышлений по поводу отношения к детям. В Книге Иова перечисляется, что вместе с детьми он потерял скот...

Когда мы читаем Книгу Иова, она невероятно перестраивает наше мышление. Когда мы слышим евангельское чтение или паремии, у нас не возникает такой мысли: «Вот ведь что имел в виду Господь!» Мы к этому относимся несколько дежурно, может быть. Получается, что примеры святых, страдальцев, преподобных для нас имеют какое-то прикладное значение. Мы обращаемся: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас!» И всё. Я слишком плохо говорю или так действительно бывает?

– Есть у нас замечательный батюшка в Санкт-Петербурге – отец Вячеслав Харинов, он преподавал у нас в академии пастырское богословие. И он говорил, что святых много, а когда мы станем священниками, на отпусте будем произносить имена тех или иных святых, как написано в Служебнике. Иногда будут встречаться совершенно незнакомые имена святых: например, священномученик Андрей или мученик Герман. Кто это, что с ними произошло, почему они оказались в святцах – далеко не каждый решается выяснить. Отец Вячеслав установил для себя такую практику: зная, что завтра он будет служить, он читает жития тех святых, кого завтра будет называть на отпусте, а перед этим на проскомидии... Ведь не всегда святой известен; бывает, его вообще никто не знает. На службе читается канон ему, люди стоят молятся, а кому – не знают.

То есть отец Вячеслав заронил в наши сердца важное зерно, которое проросло. Теперь и я, и мои товарищи по академии, которые уже в священном сане, стараемся так делать: знакомимся с теми святыми, кому будем совершать службу, кого будем поминать на отпусте. Иной раз открываешь для себя настолько удивительного святого, что с ним уже не хочется расставаться.

Например, для меня такова Книга Деяний апостолов: когда я ее прочитываю, всегда жалею, что она закончилась. Так хочется еще побыть с апостолами, походить с ними по разным местам, посмотреть их глазами на происходящее. Книга Деяний дает эту возможность.

Так и Книга Иова: она дает нам возможность узнать Иова, познакомиться с ним. К концу книги мы уже глубоко сопереживаем ему. Если мы будем читать так все Священное Писание, это будет замечательно.

– Вопрос телезрительницы из Петергофа: «Я хотела бы спросить по поводу своей подруги. Она имеет больного ребенка, у девочки водянка мозга. И она спрашивает меня: "Где твой Бог, что допустил рождение такого ребенка? Почему мне дано это испытание? Где милосердие и человеколюбие Бога, что Он дает такое? Как Он может вообще такое допустить?" Я ей говорю, что, может быть, это ангел родился и живет рядом с ней. Но она говорит, что не понимает меня, и не верит в Бога. Как мне ей доказать, что Бог есть?»

– Вы сейчас как бы в роли одного из друзей Иова. И что бы Вы ни сказали, едва ли человек Вас услышит. Доказать бытие Бога человеку, который не хочет в Него верить, крайне сложно. Единственное, что можно посоветовать Вашей подруге, – попытаться обратиться к Господу напрямую. Прежде чем с ней о чем-либо разговаривать, прочтите Книгу Иова, сколько бы времени это чтение у Вас ни заняло. Прочтите не спеша, и Вы увидите, какие вопросы задавал Богу Иов. Может быть, тогда Вам будет что сказать подруге.

Если она захочет, она обратится к Богу, задаст вопросы. Господь не оставляет ни одного вопроса неуслышанным. И Книга Иова тому пример. Бог любит всех, каждого из нас, и Он не желает нам страданий, Он желает нам спасения и вечной жизни и сотворил нас для радости.

Есть люди, которые не принимают своей участи. Но я могу свидетельствовать и о других людях, которые собирают массу справок, полностью перестраивают свою жизнь, улучшают свои жилищные условия только для того, чтобы взять на воспитание таких детей из ПНИ или детского дома. Они становятся приемными родителями и в радости служения такому человечку проходят с ним всю его жизнь, даря ему радость, внимание, свою любовь. Господь говорит нам: «Если сделали доброе одному из малых сил, то сделали Мне». Люди хотят послужить такому особенному ребеночку, как Господу, и в этом найти радость. Таких примеров масса. Есть люди, которые, простите за выражение, из кожи вон лезут, чтобы взять особого ребенка. Казалось бы, почему? Вот такое у них искреннее, подлинное стремление, и оно не поддельное. Конечно, есть те, которые не справляются с этой задачей, бывает и такое. Но очень много тех, кто справляется, и это отрадно.

Мы видим примеры, когда люди страдают, мучаются и не хотят верить в такого Бога, Который дал им такого ребенка. А есть те, которые просто бегут к такому ребенку, чтобы воспитывать его, любить, вкладывать в него всего себя и таким образом славить Господа, Который сотворил всех нас для радости.

– У меня есть друг, у которого гидроцефалия, то есть водянка головного мозга. Он вырос и сейчас работает, востребованный человек, верующий. Еще есть у меня дальняя родственница, у нее тоже гидроцефалия, она выросла и живет с этим диагнозом, вышла замуж, все у нее в порядке. А в детстве тоже говорили: за что?..

– Нам с супругой недавно рассказывали новые знакомые, что в одной семье родилась девочка, у которой тоже был такой диагноз. Когда во время беременности делали УЗИ, родителей отговаривали рожать, говорили, что ничего не получится, что они будут страдать, ребенок будет мучиться, потом умрет. Мол, делайте аборт. Но они решили оставить девочку. Когда она родилась, действительно у нее была большая голова, тело было очень маленькое. Но ей сделали какую-то операцию и откачали водичку из головы. В прошлом году она поступила в институт.

– Так что отчаиваться не нужно. Тем более многие люди помогают. Это не те друзья Иова, которые говорили ему, что, видимо, такой он ужасный, поэтому его Бог карает... Для того чтобы вынести испытания, нам очень хочется какой-то поддержки. Мы хотим чувствовать ее от своих друзей, от близких людей. Если нет близких, нам хочется кричать: «Люди, мне плохо, помогите мне». Нам надо уповать только на Бога, а на друзей не надо?

– Нужно уповать на Бога в первую очередь. Но, естественно, мы желаем поддержки. Что здесь важно? Первое: быть рядом. Если бы друзья Иова просто сидели с ним рядом (так было до определенного момента), может быть, все было бы по-другому. Второй момент: молитва. Нужно молиться вместе. Не говорить человеку какие-то слова, которые он может не принять, а молиться с ним. Молитву человек все-таки может принять.

– Я сейчас подумал, что те друзья, которые любили Иова здоровым и богатым, – это одни друзья. А те, которые познаются в беде, – это другие друзья.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Скажите, можно ли полюбить страдания? И можно ли к ним привыкнуть?»

– Есть книга святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Я полюбил страдание». Можно ли полюбить страдания? Я предполагаю, да. Это не мазохизм, сразу подчеркну, это принятие воли Божией о себе и прохождение через свое бытие с Божией помощью. Если человек осознал, что Господь дает это для спасения, то и страдание он полюбит.

В каких страшных обстоятельствах был написан акафист «Слава Богу за все»! И какая в нем глубина и красота! Или молитва Оптинских старцев: мы знаем, что обстоятельства у них тоже были нелегкими. Или апостолы: их избили, арестовали, а они ночью сидели и пели. Или псалмы Давида. В самых тяжелых испытаниях человек брал псалтирь (музыкальный инструмент) и пел. Вот что удивляет! Сейчас, читая псалмы, мы понимаем, что все это было написано как искренний крик души, как вопль души к Богу, радостный или печальный, просящий или благодарящий.

– Последний вопрос. Мы все готовимся к смерти, но никто из нас не готов к ней. Но все мы знаем, что умрем. Практически все святые, жития которых мы читаем, говорят о том, что чрезвычайно полезно размышление о смерти. Можем ли мы в размышлении о смерти увидеть радость бытия и надежду на спасение?

– Конечно, можем. Как говорит апостол Павел: «Ныне время благоприятное, ныне день спасения». Память смертная говорит нам о том, что наша собственная жизнь – величайший дар Божий. Когда мы видим своего родного человека бездыханным и предстоим перед гробом, конечно, мы скорбим. Но в то же время может прийти (и приходит) мысль, что нам Господь дал еще дней жизни. Близкий, родной для нас человек, лежащий во гробе, как бы говорит нам: «Живите, вам еще надо пожить». Размышление о смерти или столкновение с ней напоминает нам о ценности жизни, которую мы можем ощутить с утроенной силой, столкнувшись только лишь с мыслью о смерти.

– Можно сказать, что образ Иова Многострадального – это образ страданий, ведущий к надежде. Если страдание не ведет к надежде, любви, то...

– ...это ад. Если страдания не ведут к Богу, это ад. Страшная формула, но тем не менее... Если мы в своем страдании выходим к Богу, это путь в Небесное Царство. Если у нас озлобленность, ропот, хула, отречение и отчаяние – это ад, который наступает уже на земле и может наступить для человека и в вечности.

– Это в том числе ответ на все испытания, которые нам посылает Господь. Ведь Он посылает нам те испытания, которые мы способны вынести.

– Только так.

– Значит, Иов мог вынести те страдания, которые ему послал Господь. Не дай Бог нам испытать такие страдания! Но, может быть, все те страдания, которые испытываем мы, для нас тоже как страдания Иова.

– Сегодня, к сожалению, мы видим, страдает много людей, потому что идут боевые действия. Дай Бог, чтобы в скором времени они были прекращены и наши дорогие братские народы, которые всегда были вместе, любили друг друга и были в общении друг с другом, членами Единой Святой Соборной Апостольской Русской Православной Церкви, жили вместе, рядом, без всякой злобы.

– Благословите наших телезрителей.

– Дай Бог, чтобы Господь провел нас через все испытания и вывел в тихую гавань Своего Небесного Царства.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что нам надо знать об удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать