Беседы с батюшкой. «Мытарство лжи. Как увидеть в себе ложь и преодолеть ее». Протоиерей Вадим Буренин. 6 марта 2025

6 марта 2025 г.

В студии протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (г. Санкт-Петербург).

 Тема сегодняшней передачи мытарство лжи, как распознать это в себе и как преодолеть. Я, готовясь к передаче, прочел довольно много материала, в том числе всяческие исследования светских ученых из Массачусетского университета, которые говорят о том, что, оказывается, человек врет постоянно, три раза за 10 минут. Я подумал, что это, может быть, не совсем так. Во всяком случае, так только в городе Массачусетсе. Но потом почитал уже наши исследования, и картина складывается довольно грустная: оказывается, вранье, ложь человеком используются для достижения различных целей. В том числе для выстраивания человеческих отношений. Более того, нет критерия, по которому оценивается тот или иной моральный уровень лжи. Для православного человека ложь – это, наверное, невозможное состояние души. Сталкивались ли Вы в жизни с ложью, как ее узнать и как преодолеть?

 Постоянно сталкиваюсь, к сожалению. И не только в нашей стране, но и за рубежом. Причем это все имеет место в совершенно разных странах. И, к моей большой душевной скорби, я констатирую, что это напрямую связано с оскудением любви, потому что ложь уничтожает любовь. Для меня критерием того, что происходит внутри человека, является то, насколько в этом человеке сильно чувство любви. Если в нем есть любовь к Богу и ближним своим, то в нем лжи нет. Такой человек совершенно искренен, он не может даже помыслить, что скажет какую-то ложь. Человек, читающий Священное Писание, помнит слова, которые звучали, звучат и будут звучать вечно. Это слова о том, что дьявол отец лжи. Сатана ниспал с неба и увлек за собой много других творений Божиих. Он возгордился, и вот по этой гордости произошло падение и других бесплотных духов. А мы знаем совершенно точно и то, что в раю дьявол тоже является отцом лжи. Он не может вести себя по-другому.

Просматривая всю историю человечества вплоть до сего дня, мы это воочию наблюдаем. Примеров тому − несть числа, нам и многих дней не хватит для того, чтобы перечислить все хорошо известные, документальные факты той лжи, которая была в истории, причем откровенной и явственной лжи. И мы постоянно это наблюдаем в мире.

Отец лжи продолжает действовать, и направлено это, конечно, против любви, то есть против Бога, потому что Бог есть любовь. И тот человек, который позволяет себе три раза за десять минут соврать, далеко отстал от Творца. Это человек, для которого любовь что-то совершенно потустороннее.

Как правило, человек богобоязненный даже помыслить не может, что будет говорить какую-то неправду. Он не захочет жить с этой неправдой, с этой ложью внутри себя. Кроме всего прочего, неоднократно приходилось наблюдать, как люди начинают в своей лжи путаться. 

Наоборот, человек, который пребывает в любви, стремится к тому, чтобы то, что он говорит, было благодатным, Христа ради, было направлено на созидание настоящей, подлинной духовной жизни. И это все связано с высочайшим профессионализмом, потому что человек, который хорошо владеет понятийным аппаратом, всегда может правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль, донести до собеседника то, что для него является важным. И в итоге добивается нужного результата. 

Многие пытаются ставить перед собой какую-то задачу и врут для того, чтобы добиться положительного для себя решения этой задачи. Но это, конечно, связано еще и с тем, что у человека не хватает любви, не хватает в том числе знаний, профессионализма, которые помогли бы ему объяснить свою позицию так, чтобы противоположная сторона хорошо его могла понять и пошла ему навстречу.

Здесь, конечно, мы вспоминаем святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и, собственно говоря, всех наших великих святых, преподобного Иоанна Лествичника,  многих-многих других праведников, которые этому греху, греху лжи, обязательно уделяли внимание и говорили в том числе об этом грехе. И во все времена враг рода человеческого пытался людей искушать через этот грех. А если человек говорит неправду каждые 10 минут, то это уже просто превращается в страсть.

 Вопрос от Евгения из Белгорода: «Я так думаю, что откровенную ложь человек с критическим мышлением быстро раскусит. А вот не является ли большим грехом, если человек целенаправленно искажает факты, выдает неправду за истину, занимаясь демагогией? Не является ли это более страшной вещью, чем откровенная ложь 

 Ложь все равно остается ложью. Как бы она ни подавалась, она все равно несет в себе разрушение. Разрушение, конечно, любви, потому что любовь созидает, Господь созидает, Он − Творец и Создатель. А ложь стремится к тому, чтобы добиться для себя того или иного результата неправедным путем, не путем благословения Божьего, она пытается зайти, как говорится, через заднюю дверь. И в этом отношении, конечно, та демагогия, когда человек говорит одно, а делает совершенно другое, ведет к тому, что человек разрушает сам себя, свою личность, разрушает все вокруг, наносит зачастую непоправимый вред тем людям, которые его окружают. И окружающие не могут на этого человека положиться, они не могут ему довериться. А доверие появляется только тогда, когда у человека слова с делами не расходятся, он и говорит, и делает так, что все вокруг преображается, улучшается. Тому масса примеров, когда человек в любой профессии добивается таких результатов, которые становятся хорошо всем известны.

И, наоборот, зачастую мы наблюдаем тех или иных людей, которые, не являясь профессионалами, пытаются замещать отсутствие своих знаний определенной значимостью, демагогией. Они очень много могут говорить на те или иные темы, занимаясь празднословием, многословием, но за этими словами ничего не следует. Более того, спустя какое-то время этот же человек, как правило, говорит совершенно противоположное. Вот сейчас он сказал одно, а через некоторое время совершенно противоположное, и люди не понимают, когда же он говорил правду. Люди теряются, и у них уже нет ориентира. А если этот человек является еще и руководителем, начальником, то весь коллектив находится в очень сложном положении. А если это большой коллектив? А если это целая страна? И, собственно говоря, здесь очень важно, чтобы мы действительно видели, как человек и говорит, и своей жизнью показывает, что для него вера в Бога не что-то абстрактное, а объективная реальность. И с этой объективной реальностью человек живет.

На сегодняшний день мы в мире наблюдаем, как некоторыми людьми недооценивается религиозная составляющая в жизни человека, в жизни общества. Некоторые считают, что они могут жить без Бога, не обращая на Него никакого внимания. Но так или иначе все равно окружающая обстановка заставляет и этих людей задуматься о том, что есть вещи, которые являются непреходящими. И хочет человек того или не хочет, они оказывают влияние и на него. Хотя он и пытается отгораживаться: «Вы меня не трогайте, моя хата с краю, я тихонечко буду жить» А окружающий мир говорит: «Нет, вам придется принимать в этом самое непосредственное участие» 

Когда мы говорим о духовной жизни нашего государства, мы, конечно, говорим о том, что наше общество существует на таких духовно-нравственных началах, которые являются непреходящими. Недаром у нас на сегодняшний день духовно-нравственные ценности являются обязательными для всех граждан страны. И об этом тоже необходимо помнить. 

 Я вспоминаю пример Иоанна Крестителя. Пришли к нему фарисеи и саддукеи, и он им сказал: сотворите же достойный плод покаяния, и тогда уже можно будет креститься. Потому что они  порождения ехидны, и отец их  отец лжи. Не является ли ложью в том числе и некое собственное представление о таком варианте спасения, когда есть в первую очередь – я, а где-то там  Бог. И не является ли причиной лжи наше покаяние в грехах гордыни, осуждения, хотя бы в этих двух грехах? Разве это не те грехи, которые порождают ложь?

 Мы, конечно, прекрасно помним о том, что каждый человек здесь, на земле, должен жить именно по заповедям Божиим. Он должен жить, помня, что на земле он должен быть частью Церкви Христовой, Главой которой является Господь наш Иисус Христос. И помнить о том, что каждый праведник отказывался от собственной воли, а предавал себя воле Божией, он имел полное доверие к Богу; и верил в то, что Господь будет управлять им так, что это будет ему во благо.

Вспоминая всех наших святых угодников Божиих, мы действительно помним и о том, что они, предав себя воле Божией, дальше творили дела Божии. И эти дела были не только внутри Церкви. Мы вспоминаем, как и святитель Алексий Московский, и преподобный Сергий Радонежский прикладывали большие усилия для того, чтобы произошла Куликовская битва. На Куликовом поле Дмитрий Донской, который имел духовное окормление и воспитание у святителя Алексия Московского, являл собой духовную твердыню. Он помнил: он, как великий князь, должен исполнять послушание. И он это духовное послушание исполнял, то духовное руководство, которое было для него весьма важным и значимым.

Человек должен жить, понимая и осознавая, что на земле ему от Бога дана определенная миссия и он должен эту миссию исполнять. Один становится первосвятителем, другой святителем, кто-то становится настоятелем монастыря, кто-то настоятелем храма, а кто-то в храме алтарничает всю жизнь, кто-то чтецом бывает, кто-то дьяконом, один в храме полы моет, а другой на свечном ящике может простоять, кто-то же может петь в храме всю жизнь. То есть у каждого человека есть свое предназначение. И исходя из этого предназначения человек и должен жить так, чтобы его жизнь была действительно во Христе и со Христом. И когда человек благодарит Бога за то, что Господь ему дает возможность потрудиться именно на этом поприще, а не расстраивается, что он на сегодняшний день, скажем, не является епископом, или главным бухгалтером, или председателем приходского совета, старостой, депутатом, не возглавляет какую-то администрацию и так далее, то есть трудится на своем месте во славу Божию, то Господь в дальнейшем может этого человека уже на какую-то другую миссию благословить. Господь все управит. И воля Его придет в том числе и через людей, которые скажут: «Да, ты благочестивый монах и достоин того, чтобы быть, как святитель Николай Чудотворец, епископом». Совершенно разные ситуации бывают в жизни, но самое главное чтобы человек имел эту жизнь с Богом, чтобы чувствовал себя частью Церкви Христовой.

Теперь что касается второго вопроса. В нашей повседневной жизни мы ведь постоянно задаемся теми или иными вопросами. Как нам жить? Как провести свою жизнь так, чтобы у нас было внутреннее состояние умиротворения? Потому что без этого состояния умиротворения человеку трудно иметь мир и покой в своей душе, трудно оставаться самим собой. Он должен попросить Бога, чтобы Господь помог ему, его не оставил.

Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Является ли грехом ложь во спасение человека? У меня есть взрослая внучка, она человек верующий, но редко ходит в церковь, многого не понимает, заблуждается. И если ей сказать правду, то она начинает злиться, раздражаться. И я тогда начинаю плакать, так тяжело мне на душе становится Я объясняю, что вера без добрых дел мертва, но она не понимает этого. И я начинаю неправду говорить, чтобы она на меня не злилась. Подскажите, как правильно мне поступать? Мне очень тяжело от того, что она заблуждается».

Ложь есть ложь. Врать нельзя. И мы об этом должны помнить, какими бы ни были ситуации, где бы мы ни находились, мы не должны говорить неправду. В этом отношении мне вспоминаются слова нынешнего министра обороны, который сказал, что люди ошибаться могут, но врать – нет. Ошибка есть ошибка, когда человек что-то сказал, плохо подумав, и не достиг нужного результата. Но вот сознательно врать и говорить неправду ни в коем случае нельзя.

− Но ведь бывает так, что иногда сказать правду человеку может быть даже смертельно опасно. Бывают ли такие случаи, когда мы можем промолчать, не сказать умирающему человеку, что он умирает? В этом случае простое молчание может быть ложью, но может быть, наверное, и во спасение? Это то, что имела в виду и сестра Елизавета.

 Неоднократно я сталкивался с такими ситуациями, когда посещал смертельно больных, онкобольных, которым врачи и родные боялись сказать, что их дни, а может быть, и часы, сочтены. Я всегда придерживался и придерживаюсь той позиции, что мы должны говорить правду человеку. Для чего говорить правду? Чтобы человек подготовился к вечной жизни, чтобы в данный конкретный момент он задумался о вечности и оставшееся время провел именно духовным образом. Успел покаяться, причаститься, может быть, даже и собороваться. Здесь очень важно, чтобы окружающие помогли человеку достойно уйти к Богу, а не говорили ему неправду, которая пойдет не то что не во спасение, а может привести и к совершенно трагическим последствиям.

Мы вспоминаем, когда окружение Льва Толстого сделало все для того, чтобы не состоялось то, что должно было состояться и могло состояться. Более того, со стороны Церкви было сделано все для того, чтобы это состоялось.

Вопрос от Юлии из Москвы: «Иногда мы обманываем детей для того, чтобы их напугать. Просто это самый простой путь убедить детей, чтобы они делали то, что мы хотим. Как Вы к этому относитесь? Мне это не нравится, честно скажу».  

 Вопрос, конечно, актуальный. И я, как многодетный отец, могу сказать, что мы старались всегда дома воспитывать детей именно в любви. Собственно говоря, и меня тоже воспитывали дома именно в любви. И вот эта любовь, которую я ощущал, еще будучи ребенком, для меня является очень важной. Я сейчас вспоминаю своих родственников, бабушек, дедушек, с внутренним чувством радости, потому что я всегда ощущал их любовь. Они всегда старались сделать для меня все, что могли сделать. И они это делали исходя из того внутреннего чувства любви, которое было у них.

Но я не ощущал никаких проявлений вранья, какой-то лжи с их стороны, они мне говорили всегда правду. Лжи никогда не было, не было и других каких-то негативных, греховных проявлений. Вот это чувство любви мы постарались с супругой перенести и на наших детей, и наши дети тоже были воспитаны именно в любви.

Но это не значит, что не должно быть строгости. Строгость тоже должна быть. И объяснения тоже должны быть такие, которые бы помогли ребенку в понимании того, что такое хорошо и что такое плохо. А если ребенка обманывать, то это может привести только к тяжелым последствиям. И, к сожалению, неоднократно я наблюдал (и многие наблюдают), что в тех семьях, где детей обманывают, потом появляется очень много проблем во взаимоотношениях отцов и детей. Когда есть недопонимание, то в дальнейшем наблюдается отсутствие прежде всего любви. То отсутствие любви, когда ребенка не обняли, не поцеловали, когда ему что-то постоянно говорили с раздражением, может быть, даже и периодически били. И ребенок, чувствуя себя ущербно, в дальнейшем ищет этой любви, хочет жить именно в любви и надеется на то, что эта любовь, которую он обретет, поможет ему восполнить то, чего у него не было.

И когда мы говорим, что ложь убивает любовь, то так и есть на самом деле, потому что при внимательном рассмотрении мы видим, как люди страдают, не только дети, но и взрослые, не получившие в детстве той любви, которую они должны были получить.

Поэтому на сегодняшний день мы и наблюдаем, что в обществе немало людей, которые пребывают в состоянии раздражительности, гнева, осуждения других. Они в жизни ничего другого практически не видели, у них изо дня в день в семье было только такое поведение со стороны старших.

 Понятно, что ложь во спасение  это придумка отца лжи. Но как мы еще можем приучать детей ко лжи? Бывает так, что папа курит и при этом говорит: «Сынок, нельзя курить, это очень плохо, это очень вредно И получается, он лжет, ведь при этом сам курит. И для того, чтобы лжи не было, нужно бороться с ней в самом себе, чтобы она не распространялась дальше? Так ли это?

 На самом деле даже у нас на приходе я неоднократно сталкивался с курящими людьми. Один человек даже рассказывал, как он три папиросы одновременно курил, но при этом окружающим говорил, что это плохо. И спустя какое-то время человек от этой страсти избавился. Кстати, и многие избавились от этой страсти. У них было понимание того, что это плохо. Более того, они говорили другим, что это плохо и что они пытаются с этой страстью бороться. Так что здесь очень важно, чтобы у человека был внутренний настрой, что он будет дальше, с Божией помощью, прикладывать все усилия к тому, чтобы эту страсть побороть. Он в это верит сам, и окружающие видят, что он действительно правду говорит, он пытается справиться с этой страстью. И в итоге с этой страстью справляется.

И для окружающих людей, да и для нас, священнослужителей, это хороший пример для подражания, потому что мы на протяжении определенного периода времени видим, как человек действительно работает над собой. Он прикладывает усилия и просит Господа, чтобы Господь ему помог. И Господь такого человека не оставляет, помогает ему.

На сегодняшний день такие положительные примеры нам просто необходимы. Более того, мы должны о них говорить, мы должны максимально, насколько это возможно, помогать и другим людям, чтобы они справились с той или иной своей страстью. И при этом говорили правду: «Да, я считаю себя в данный момент грешником, но я пытаюсь с этим грехом справиться».

 Бывает ли маленькая ложь, маленькая неправда? Когда Юлия говорила о детях, я вдруг вспомнил сказки про бабайку, про то, что «придет серенький волчок и укусит за бочок». Бывает ли такая маленькая, безвинная ложь?

Нет, ложь всегда остается ложью. И при воспитании маленьких детей очень важно, чтобы мы были совершенно искренними с ними. Я неоднократно слышал от своей супруги, матушки, которая, воспитывая уже наших внуков, говорила, что в определенной непростой ситуации она будет вести себя так, чтобы помочь ребенку понять, что такое хорошо и что такое плохо. И даже если ребенок в данный момент ведет себя плохо, нужно действовать с любовью, именно с любовью. Нужно ребенку объяснить, что поступать надо иначе.

И действительно, на протяжении определенного периода времени мы наблюдали такие благотворные плоды. И ребенок чувствует, что и родители, и бабушки с дедушками к нему с любовью относятся, направляют его по тому пути, который является верным. Важно не пытаться ребенка стращать, не пытаться делать что-то для того, чтобы ребенок находился в каком-то мире иллюзий. К нему надо относиться так, чтобы он чувствовал, что его любят, что всё делают для того, чтобы он чувствовал эту любовь и сам проявлял ответную любовь. И дети, видя эту любовь, стремятся, когда немного подрастут, сами поступать именно так, как их научили.

То есть, подводя итоги, можно сказать, что жизнь по заповедям Господним – это путь правды.

Это не только путь правды, но еще и колоссальная работа над собой в том числе. Ведь чтобы ты сумел объяснить тому, кто рядом с тобой, что является в данный момент правильным, является правдой пред Богом, нужно иметь определенные знания, навыки, умения. Поэтому человек должен работать над собой, и этот труд должен быть именно Христа ради. Нас-то с вами воспитали предыдущие поколения, и они сделали все для того, чтобы мы на сегодняшний день были достойными их продолжателями. Мы тоже должны сделать все возможное для того, чтобы и последующие поколения смогли именно все то духовное богатство, которое у нас есть, нести дальше, следующим поколениям, мы должны это им передать. Но чтобы мы это осуществили, нам нужна еще и помощь Божия, чтобы Господь тоже нас каждый раз вразумлял и просвещал, как нам в данный момент лучше поступить.

Иногда ведь надо вместе с ребенком помолиться, даже маленькому ребенку сказать: «Давай мы с тобой вместе попросим Господа, чтобы Господь помог нам, чтоб в дальнейшем такой поступок не повторялся, потому что это неправильно».

В пост, наверное, особенно важно научиться правде, научиться этому предстоянию пред Богом, а иначе пост пройдет как диета.

 Конечно, пост не должен быть исключительно диетой. На сегодняшний день мы, современные люди, в плане питания имеем такое разнообразие пищи, которое позволяет нам провести время Великого поста, можно сказать, в определенных удовольствиях. У нас такое разнообразие постных продуктов на полках магазинов, что, как говорится, ешь  не хочу. А вот когда вопрос касается именно духовной составляющей, то здесь нам нужно постараться помочь себе провести важную тренировку. Тренировать себя, чтобы суметь период Великого поста, этот небольшой отрезок времени, провести именно так, чтобы это время прошло с пользой для нашей бессмертной души.

И вот здесь очень важно наличие духовника, именно того человека, который может помочь, подсказать, на что нужно прежде всего обратить внимание. Так вот, духовник, как, наверное, и тренер у спортсмена, видит, что человеку пойдет на пользу. Но опять же если человек действительно сам этого хочет.

Поэтому я хотел бы пожелать всем нашим православным христианам душеполезных бесед с духовниками или с духовно грамотными пастырями, которые в этих вопросах смогут помочь.

Благословите наших телезрителей!

Божие на вас благословение, храни вас Господь! И призываю вас помогать телеканалу «Союз». В наше непростое время каждая ваша копеечка является очень важной. Помните Евангелие, помните Священное Писание, притчу о том, как вдовица положила последние две лепты. Внесите ту лепту, которую вы можете. 

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X