Беседы с батюшкой. Любовь и Закон. Священник Олег Патрикеев. 16 ноября 2023

16 ноября 2023 г.

В студии священник Олег Патрикеев, настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Ленинградской области, ответственный за миссионерскую работу в Выборгской епархии.

– Сегодня очень интересная тема. Мы будем говорить о любви и законе. Когда я услышал Вашу проповедь об этом, я был несколько поражен, потому что в православном Интернете есть только одна тема: «Закон любви». Если в поисковике написать «закон и любовь», то он предложит посмотреть японский или американский фильм с таким названием. Но на запрос «закон и любовь» ни один православный сайт не дает развернутого ответа. И поэтому вопросы к Вам: «Существуют ли закон и любовь в какой-то взаимосвязи? Или существует закон любви, по которому мы все живем или, во всяком случае, должны пытаться жить?»

– Вопрос очень интересный. Слово «любовь» очень красивое и, наверное, не сравнится ни с каким другим. Может, только со словом «мама». Любовь – это все то, что держит этот мир, все прекрасное, что мы видим в нем.

Отмотаем немножко назад и начнем с того, что же есть любовь. Из Библии мы знаем, что Бог есть любовь. Но это слишком красивая фраза, мы с этой любовью, может быть, еще и не познакомились. У нас есть человеческая любовь. Есть любовь к Богу, человеку, детям, старикам, к апельсинам, собачке, природе. В греческом языке семь видов любви. Это разные наименования, разные слова. Они и звучат по-разному: сразу понимаешь, о чем идет речь. У нас в русском языке тоже есть слова «нравится», «симпатия», но это все как бы касается каких-то душевных моментов. Греки опережают нас в этом понятии. Наверное, это и правильно. Если хочется сказать, что любишь Бога, то никакой другой любви – страстной, телесной, умственной – здесь примешаться не может. Только духовная любовь. Это понятие для человека нужно как бы поставить над всеми остальными заповедями. Есть ли у меня любовь к Богу?

А теперь вернемся к вопросу: «А что есть любовь?» Кто есть Бог? Как я могу любить Того, Кого не вижу? Как я могу любить пространство? Что мне любить? Природу? Говорят, что Бог имеет два отпечатка в этом видимом мире: это звездное небо и Книга Бытия. Библия и сама наша жизнь, конечно же, сотканы из этой любви.

А если отмотать до того, когда еще ничего не было? В этом пространстве был только Бог, имя Которому Любовь. Наши святые отцы подсказали нам, как творился мир. Он творился от избытка любви. Можно сравнить с тем, как шампанское выливается из бокалов. Любовь просто пенится, и появляется эта красота. Избыток любви – весь видимый и невидимый мир, сотворенный Богом, имя Которому Любовь. И тогда от этого понятия мы можем переходить дальше. Мы, может быть, должны во время этой передачи поискать, что есть формула любви.

– В данном случае вспоминаются слова апостола Павла: любовь долготерпит...

– Песнь любви.

– Имеет смысл прочесть Священное Писание. Там есть слова, которые мы все привыкли слышать, но, может быть, не очень понимаем до конца.

– Это Послание апостола Павла к Коринфянам. Любовь не просто описать словами. Апостол Павел пишет гимн: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Можно подвести такой итог: любовь вечна. Удивительный характер любви. Когда читаешь, возбуждается ум: «А я-то там есть?»

– Я как раз сейчас слушал и думал об этом. Понимаю, что это не про меня.

– И, наверно, там много и не про меня. Но это формула, с которой мы должны сопоставить свою жизнь, умножить на количество тех добродетелей, которые есть любовь, и тогда у нас получится правильное уравнение… Любовь – это не столько слово. Мы привыкли говорить: «Я тебя люблю. Я подарю тебе звезду». Это наши любимые обещания. Мы можем с удовольствием это произнести в любой момент времени и жизни. Но именно действенная любовь поражает, она как раз и дает понимание, что есть любовь.

В моей жизни было несколько человек, которые показали мне на своем делании, что есть любовь. И одним местом, где я увидел бескорыстную любовь, был Афон. Когда мы в первый раз прибыли туда, греческий монах накрыл нам стол, положил много яств, поставил вино, закуски. Мы подумали: «Может быть, это не нам. Может быть, нас с кем-то перепутали». Волновались, что потом нам выставят счет, а мы не сможем расплатиться. Он сказал: «Это бесплатно. Это даром».

– Вопрос от телезрительницы Людмилы: «Насколько сильна любовь Господа к человеку, который отрицает Бога, заблуждается, не принимает Его?»

– У нас нет дозиметра любви Бога к человеку. Мы знаем один дозиметр: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного… Не одного человека, а мир. Он возлюбил еще неверующих людей. Он любит человека еще до его веры. Апостол Павел говорит, что Бог нас любил, когда мы грешили, когда были слепыми.

Он доказал эту любовь, отдав Своего Сына, дабы верующий в Него не погиб, а имел жизнь вечную. Здесь как раз уже приходит слово «вера». Вера, надежда, любовь неразлучно связаны. Это три сестры, которые сопровождают нашу евангельскую, правильную жизнь. И они раскрываются в мудрости София. Мы не должны забывать, что все эти составляющие должны иметь мудрость. А здесь как раз можно присовокупить и закон. Мудрость тоже основывается на некоторых постулатах. Ей дан закон любви, через который она может, по крайней мере, уравновешивать те или иные наши проявления: «мама, люби меня поменьше»; или, наоборот, такой оборот: «пока ты это не сделаешь, я тебя не обниму»; «кашу съешь, я тебе дам конфетку». Есть мудрость, что основывается, конечно же, на мудрости Духа Святого, которую принципиально хотели иметь все святые.

– Вы сейчас задели тему закона и знания. Хочется вспомнить отрывок из Евангелия от Марка про мытаря и фарисея. Там есть фраза, что один из них ушел более оправданный, чем другой. И мы привыкли рассуждать, что фарисей – человек, знающий закон, который благодарил Господа за те добродетели, за то добро, что Он дал ему, и за то, что он не такой, как другие. Но, с другой стороны, если соблюдать закон так, как фарисей, и соединить это с гимном любви апостола Павла, то получится нарушение закона любви или нарушение любовью закона. Или это будет беззаконная любовь?

– Давайте разберемся. Когда был дан закон? Он был дан как заповедь еще в раю. Нарушение этой заповеди являлось нарушением закона, а значит, и нарушением того договора, который был подписан с человеком. Он нарушил его, а значит, нарушил закон любви и своего отношения к Творцу. Этим действием он показал, что не просто не слушается Бога, а произошел именно разрыв отношений, имя которым любовь.

Как больно детям, когда родители разводятся... Они просто с ума сходят, это просто нереально видеть двух родителей, которые еще вчера любили друг друга, а сегодня вдруг делят вещи пополам. Это просто шок. А для нас шок то, что Адам и Ева сделали в раю. Они разлучили все человечество с Богом. Конечно, мы сейчас смотрим еще Ветхий Завет. Мы не говорим о том, что уже пришел Христос и снова соединил нас посредством Своей смерти и креста. Своим воскресением Он снова проложил нам дорогу к общению с Богом Отцом.  

Мы должны помнить, что закон был прежде любви. Сначала была полная любовь, но она была потеряна. Произошло нарушение любви, и Богу пришлось дать новый закон  Моисею, который стал путеводителем, костылем, помощником (как угодно назови), чтобы человек мог хотя бы немножко исполнить его. И если мы даже это не исполняем, то кто мы вообще такие? Если у нас нет заповедей в исполнении, то нет и смысла про любовь  говорить.  

Не яко человек, но и горее скота.

– Поэтому сначала закон. Но закон, конечно, основывается на любви. Как учитель дает нам умение слагать правильные слова, указывая нам на наши недостатки. Когда мы ошибаемся, нам ставят двойки и тройки. И после этого мы научаемся. Любви тоже надо учить. В первую очередь это дар Божий, но ей надо учиться, ее надо захотеть иметь в себе. Невозможно сегодня сказать «люблю», а завтра «не люблю». Невозможно гадать как на ромашке, если ты приглашаешь в свою жизнь Святого Духа, если читаешь Евангелие и хочешь понять, что же есть любовь, Кто такой Бог и почему Он любит тебя такой любовью, что отдал Сына Своего. Я не могу дать кому-то другому 300 рублей, а тут отдать жизнь. И тогда возникает вопрос: «А что я такое сделал?» А я ничего не сделал, значит, есть другая любовь: не за что-то, а потому что.

Вот эта любовь как раз и коснулась меня на Афоне, когда мы поняли, что нас кормят не потому, что мы хорошие или плохие; и не потому, что мы гости или какие-то известные люди. Просто к монаху пришел человек, и он видит в нем образ Христа. Есть такая поговорка: «видел брата – видел Христа». Услужи ему так, как служишь Христу, потому что это и есть доказательство любви к Богу. А когда ты любишь еще и чуть дальше брата (своего соседа, командира части и так далее), а потом, может быть, даже дойдешь и до любви к врагам, тогда это будет наивысшая любовь.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как избежать раздражения в общении с больными, особенно с детьми и родителями? Это сложно. Как сохранить к ним любовь и не раздражаться?»

– Отцы и дети. Почему бабушки любят внуков больше, чем своих детей? Потому, что они видят в них то, что не вложили в своих детей. Они хотят в них это вложить. То, что бабушки и дедушки не успели сделать со своими детьми, они часто делают с внуками: ходят с ними на секцию и так далее. Есть невостребованная любовь. Она осталась у них, им нужно ее отдавать. Любовь на самом деле – это такая удивительная мистическая материя, которой нужно делиться. Не всё себе, а всё другим. Так лучше плыть по жизни, когда все раздаешь.  

– Когда от себя, а не себе.

– Не просто отталкиваешь, а даришь. Вот это и есть дар Божий. Сравнений много. Например, колодцы: чем больше из них черпают, тем больше воды в них появляется.  Так и закон бумеранга, добра, финансов. Твоя жертва всегда будет у Бога на галочке и при случае вернется тебе сторицей. Бог в долгу не останется. У Него столько любви на всех!

Преподобный Силуан молился, чтоб все люди познали Бога, познали любовь через Духа Святого. И тогда все бы легло в другие проекции, поменялся бы смысл жизни. Но, увы, мы находимся в греховной матрице. Она командует, и многие исполняют ее закон, – закон греха, который есть плотская часть человека. Апостол Павел говорил: дела плоти известны. Это греховная плоть, которая как раз и получила свое страшное наказание в виде нашего болящего тела, в виде гена смерти, который присущ каждому человеку в виде болезней, страданий и так далее. Все это напоминает нам о бренности и о том, что есть что-то другое, более высокое.

– Я хочу вернуться к теме закона и любви. У апостола Иакова мы читаем, что вера без дел мертва. Получается, мы же какие-то вещи должны знать просто по закону, по той причине, что читаем Евангелие. Для того чтобы услышать Бога, мы должны сначала просто читать те слова, которые Он нам дал, а потом, может быть, услышим и Самого Господа, когда Он говорит это. Мы все равно должны знать какой-то закон, исполнение которого может дать нам ту самую любовь, о которой писал апостол Павел.

– Как было бы здорово, если бы исполнением закона спасалась какая-нибудь плоть… Апостол Павел трубил в каждом своем Послании, что делами закона не оправдывается человек. Делами добра, говорит апостол Иаков, человек доказывает то, что любит Христа, что верит в Него, что является Его учеником и последователем.

Если мы уповаем только на дела закона, которые делаем, – это как мечтать о том, что если я буду исполнять дорожные правила, то никогда не попадусь ГАИ, мне не придет штраф и так далее. То есть этим спасусь. Я буду ездить  40 км в час и точно попаду в рай, хотя ехал вовсе не туда, а в другое место.

– Отличное сравнение.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Как известно, Бог неизменяем, но в Пятикнижии Моисеевом Он выступает как жесткий, даже жестокий, законник. А с первых строк Евангелия Он уже сплошная любовь. Получается, что произошло изменение на 180°».

– Вы правы, изменения произошли. Иисус Христос родился в этом мире как та любовь, которую отвергли Адам и Ева. До Христа в этом мире после грехопадения не было любви. Были пророки, которые говорили, что скоро придет Тот, Кто научит, а пока вот закон, исполняйте хотя бы его. Но если даже его не исполняете, то вы даже не люди. А потом дошло до того, что стали считать: если я исполняю закон, то это мое спасение и есть. Но ведь весь закон никак не исполнить.

Апостол Павел сначала был законником, фарисеем, известным проповедником, учился и знал весь закон наизусть. Но это не дало ему никакого откровения для того, чтобы он шел гнать Христа.

Только встреча с Иисусом изменяет человека, который жил с законом, на 180°. Не говоря уже об язычниках, которые и закона-то не знали, но, как говорит апостол Павел, он прописан в совести. Есть дела, подтверждающие и доказывающие, что и у язычников есть совесть. А значит, она есть у каждого человека. Совесть – это совет Божий. Наша совесть советуется с умом и получает какой-то правильный ответ. Если, конечно, ум совсем не обезображен каким-то безумным нарушением закона. Как мы сейчас видим со всех сторон.

И апостол Павел даже после встречи со Христом не сразу стал святым. Он, наоборот, говорил, что первый грешник, так как гнал Церковь Христову. Покаяние дало ему возможность творить чудеса. Он говорил, что в этой немощи они и совершались. Он трубил на каждом шагу, что законом человек не спасается.

Мы спасены благодатью, а это дар Божий. Чтоб никто не хвалился. Иначе мы можем похвалиться делами закона, что сделали то и то. А если я не могу этого сделать, то получается, я не спасен? Кто-то может построить храм. А у бабушки всего две лепты, и она их отдает. И кто получает спасение?

– Она.

– А тот, кто поставил крест, радуется, что он не такой, как эта бабушка, ведь смог такое сделать. А бабушка выходит оправданной.

– Более оправданной.

– Бабушка-то получила больше всех. Бабушка хоть в храм зашла. А другой стоял у храма, бил себя в грудь и говорил, что не имеет права зайти. Вот это покаяние.

И смотрите, сколько добродетелей есть у любви. Она научает сначала покаянию. Когда ты понимаешь, что тебя любят не за что-то, а, оказывается, ты просто любим кем-то. И не просто кем-то. Представьте, что с вами дружит кто-то из высоких чинов, доверяет вам и уважает вас. Уже состояние особое. А тут любит Христос. И любит до смерти. Вот так Он любит нас.

И тогда начинаешь думаешь: а чем я могу ответить на эту любовь? Какой любовью я могу ответить Ему? Иди за Мной. Научишься у Христа. Он дает дар Святого Духа, который, может, у тебя уже и был. Как у апостола Павла: он был хорошим проповедником среди фарисеев и стал проповедником среди язычников. Но его сознание перевернулось на 180°.

– От Савла до Павла.

– У каждого из нас есть какой-то дар, которым мы обладали еще до крещения, до веры во Христа. Его Господь и развивает.

– Понятно, что любовь выше закона, но закон все-таки существует. И получается, что любовь может научить закону. Она может сподвигнуть нас к тому, что мы захотим больше знать о Христе, как можно больше знать о любимом человеке и так далее. И получается, что в том числе мы способны понять и этот самый закон.

– Понять закон мы можем только через Христа. Христос пришел не нарушить закон, но исполнить его, и Он смог его исполнить. В молитвах перед причастием мы говорим: «Ты во мне, а я в Тебе», – и если мы находимся в такой синергии с Господом, то мы исполняем в Нем закон.

Закон любви, о котором идет речь, это закон Христа, это Его закон – быть распятым за другого человека. Наивысшая любовь – отдать душу свою за други своя, как делали это наши воины в Великую Отечественную войну, как делают это наши ребята сейчас.

Это закон любви, и из него Господь убрал всю середину. Он оставил только первую часть: люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, – и последнюю: люби ближнего твоего, как самого себя. И все. И на этом основываются все пророки.

– Всего две заповеди.

– Да. Он уменьшил это, не стал растягивать. А блаженный Августин говорит еще проще: «Люби Бога и делай что хочешь».

– Вот и закон.

– А как любить Бога – это уже школа. Школа любви должна начинаться еще с детских яселек, скажу больше – еще в животике мамочки. Еще там мама должна учить ребеночка проявлять любовь к другим. Она поет ребенку песни, кормит его правильной, вкусной едой, ходит на причастие, говорит прекрасные слова. Это проявление ее любви к ребеночку, который находится в ней. И мы должны делать то же самое со своим осликом, который называется телом, и мы тоже должны его любить.

Но люди говорят: «Как это я должен любить другого, как самого себя?» Да очень просто. Вот есть у тебя бутерброд с икрой – отдай его своему другу, а сам съешь то, что осталось. По крайней мере, мы всё делим пополам, как поется в хорошей детской песенке. Когда делишься любовью, она приумножается.

– Иногда мы не очень понимаем, что происходит вокруг, что мы должны делать, как должны поступать, потому что мы видим слишком много законов, которые продиктованы не любовью, а какими-то людьми. Если я не соблюдаю законов этого мира, но во мне есть любовь Христова и она входит в конфликт с этими законами, то что же мне делать?

– А любовь Христова в нас не должна входить в конфликт с законами. Дело в том, что любовь Христова более глубоко раскрывает понятие любого закона. Каждый закон здесь, на земле, основан на законе Моисея. Римское право, все конституции основаны на Моисеевом законе, который есть основа мироздания. Если нарушается закон – нарушается любовь.

Власть судить нарушителей закона здесь, на земле, дана судьям. У них есть меч, который дал им Господь, и написано: «Бойтесь этих людей». А тот, кто любит, уже вне закона. Ему не нужно исполнять закон – он любит.

– Поэтому он его не нарушит?

– Такой человек не нарушит закон. Если он любит Бога и ближнего, у него есть эта взаимосвязь. Если же человек выходит из нее – он нарушитель закона, и его ждут неприятности; по крайней мере, душевные неприятности точно его коснутся. Совесть ведь не обманешь.

Вот взял ты у бабушки сдачи больше, чем нужно, или она случайно положила тебе лишний пучок зелени, сначала ты вроде бы радуешься, а потом думаешь: «Господи, помилуй. Да что же я сделал?» То есть первая мысль у нас всегда такая, поэтому лучше опережать этот закон. Любовь покрывает, побеждает грех.

Милые женщины, покрывайте в своих семьях всё своей любовью. Мне кажется, что в вас, женщинах, любви больше. Ева – наша прародительница, и мы знаем Ту, Которая родила эту любовь – Богородицу. А прообраз Богородицы – женщины, которые стали близки к Церкви. Эти женщины – источник любви для мужчин, для наших домашних. Так источайте эту любовь, не делайте из себя фарисеек.

Вот нарушил внучок в одиннадцать вечера закон спокойствия и тишины – подойди и скажи ему: «Милый мой дружочек, давай-ка я расскажу тебе сказку». И все. Побеждайте помыслы этого закона, закваски фарисейской, которая есть в каждом из нас. Мы читали сегодня: берегитесь закваски фарисейской, – ведь как раз она и есть причина всего недовольства нашего.

– Отец Олег, благословите наших телезрителей.

– Благословляю всех на любовь к Богу и к ближнему.

– И правильно ли я понимаю, что с помощью любви Христовой мы способны и преодолеть, и соблюсти закон?

– Да. Любовь никогда не перестает.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

 

 

 

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать