В студии протоиерей Димитрий Кулигин, настоятель храма в честь Державной иконы Божией Матери на проспекте Маршала Жукова (г. Санкт-Петербург).
– Тема сегодняшней передачи звучит так: «Кому нужна молитва? Богу или человеку?» Отец Димитрий, мы знаем, что молитва – это особый способ размышления человека, разумения человека. Часто говорят, что одна молитва угодна Богу, а другая молитва нет. Каждый молится по-своему, у каждого свой опыт молитвы, поэтому разговор о молитве всегда сложный, очень важный, интересный и нужный. У вас приход достаточно большой, и люди очень разные, есть и юные прихожане, есть и взрослые. Как Вы говорите о молитве с прихожанами?
– Если говорить конкретно о нашем приходе, то действительно у нас есть своя специфика, поскольку это домовый храм, и люди бы не пошли к нам, если бы не было какого-то интереса. Я ничего не хочу сказать плохого об отдельно стоящих храмах, но, бывает, человек в такие храмы ходит потому, что ему так просто удобно. Храм красивый, расположен рядом с домом, удобно зайти туда, поэтому человек ходит туда регулярно. Это вполне нормально. Мы привыкли, что в основном храм – это не просто некое помещение, как это было в начале христианства, а отдельно стоящее здание, которое видно издали, в которое можно просто случайно зайти с улицы. Это не про наш храм. Но если люди в наш домовый храм ходят, значит, им здесь нравится, и мне это дорого. Я надеюсь, что они ходят ради молитвы.
Порой мне бывает тревожно, когда тот или иной храм больше становится похож не на дом молитвы, а на клуб по интересам. Да, вроде бы все вокруг Бога, но по-настоящему это скорее можно назвать не домом молитвы, а клубом по религиозным интересам. Поэтому сугубая молитва – это то, что мы пытаемся в нашем уютном приходе практиковать.
В нашем, как его называют, семейном, домашнем храме акцент делается на том, как углубиться в молитву. Но здесь действительно возникает вопрос: а что такое молитва? И кому нужна эта молитва: Богу, людям или кому-то еще? Вопрос, с одной стороны, достаточно простой, тем более в наш век, когда существует Интернет. Стоит забить в поисковике, что такое молитва, – и массу вариантов предложат.
Дорогие телезрители, если я вас спрошу, что такое молитва, то наверняка большинство тут же ответят. А я помню время, когда еще не было Интернета, и такой простой вопрос мог ввести человека в ступор, он начинал задумываться и не мог ответить на вопрос, что же такое молитва. Мы сейчас можем ответить, скорее, потому, что это написано и сказано уже много раз. Да, молитва – это разговор с Богом. Правда, порой человек забывает, что помимо Бога в молитве мы еще говорим со святыми. Было бы хорошо, если бы мы это еще и реализовывали в жизни. Это можно сравнить с отличниками в школе, которые получают пятерки за свои знания, но как только выходят за школьный порог, то почему-то те знания, за которые они получили пятерки, они в жизни не реализовывают. Выучили теоремы, выучили какие-то правила, но по-настоящему этим не живут и даже над этим не задумываются. Вот так и мы порой знаем какие-то положения, потому что прочитали их в книжке или нам сказал о них какой-то батюшка, но в жизни мы над этим не задумываемся.
Я никого не упрекаю, потому что я и сам попадал в такие ситуации. Помимо нашего домового храма я еще шестой год занимаюсь организацией Фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки». И была такая ситуация, когда один человек задал мне в лоб вопрос: каковы результаты вашего фестиваля? И я вошел в ступор. Хорошо, что рядом сидел человек, который сказал: «Батюшка, так вот же я – результат этого фестиваля». И тут я действительно осознал, какие есть у нас результаты. Но в первый момент я вошел в ступор от этого вопроса, на который, по сути, есть легкий ответ. Я благодарен как тому человеку, который мне этот вопрос задал (потому что я еще раз серьезно переосмыслил цели и задачи фестиваля), так и другому человеку, который мне помог дать этот ответ.
С молитвой то же самое. Казалось бы, мы можем очень просто сказать, что молитва – это разговор с Богом, и на этом закончить нашу беседу. А если поразмыслить, то, может быть, не все так просто? И тем более непросто ответить на вопрос, кому нужна молитва. Нужна ли она Богу? Я думаю, большинство моментально может дать на этот вопрос вполне определенный ответ, но давайте попробуем все-таки разобраться.
Во-первых, какова этимология слова «молитва»? Говорят, что слово «молитва» происходит от древнего праславянского глагола «молиться». Существительное, по сути, объясняется глаголом. С другой стороны, давайте вспомним какие-нибудь другие наши древние славянские слова. У слова «молитва» корень «мол», а в нашем языке есть архаичное слово – «молвить», то есть опять-таки «разговаривать». Молитва, по сути, – это тот же самый разговор, но только разговор особый. Разговор не с кем-либо, а именно с Богом и со святыми Его.
Я, говоря о молитве, не буду углубляться в практику других религий, конфессий. Давайте сконцентрируемся на православной молитве. Да, это тот самый разговор с Богом и Его святыми. Хорошо, пойдем дальше: а какая бывает молитва?
– Многословная, молчаливая, искренняя. Молитва может быть умная, может быть сердечная, бывает умно-сердечная и так далее. Но молитва у каждого человека, я так понимаю, все-таки своя?
– С одной стороны, да, своя личная молитва. А с другой стороны, есть же и общественная молитва.
– Да, литургия.
– Прежде всего это литургия. Но и другие богослужения – это тоже общественная молитва. Мы приходим в храм не для того, чтобы стоять отдельно от другого человека, хотя некоторые и говорят: «Отойди, не мешай мне с Богом разговаривать!» Мы приходим в храм для общей молитвы. Для того, чтобы реализовать не только себя, а чтобы совместно, едиными устами, единым сердцем поговорить с Богом. И это тоже очень важный момент: личная молитва и молитва общественная.
Часто, особенно в современном мире, появляются тенденции все больше и больше говорить именно о личной молитве. Есть я и Бог – и другие мне не нужны. С одной стороны, действительно надо уметь предстоять пред Богом, но с другой стороны, не случайно еще в древности была так важна именно общественная молитва. Причем под словом «древность» я имею в виду даже не времена Иисуса Христа и апостолов, а времена Ветхого Завета. Тогда тоже предстояние пред Богом общины, народа Божия было очень важно. Это сейчас у нас в каждом районе, в селе есть храм, а тогда люди собирались для общей молитвы в один город. Я думаю, нам даже сложно сейчас представить такое событие.
Так вот, общественная молитва точно так же важна, как личная. А личные, частные молитвы – это когда человек обращается к Господу с какими-то частными потребностями. Но есть частные молитвы, которые, можно сказать, унифицированы, как и богослужение. Это утренняя и вечерняя молитвы. У нас даже в самых кратких молитвословах содержится как минимум утреннее и вечернее правило. Насколько они там полные – это уже другой вопрос. Так или иначе, но есть такое железное правило: встал утром – помолился. И точно так же вечером, отходя ко сну, тоже совершаем молитвы, общепринятые для частного, личного употребления. Поэтому можно разделить молитвы на общественные и личные.
Как еще можно разделить молитвы? Вот одно деление: молитвы частные и молитвы общественные. А есть и другое – по характеру употребления. Что человек говорит, когда возносит молитву к Богу? Это выражается одним словом – «дай!» Тут даже социологические опросы не надо проводить, в большинстве случаев человек приходит в храм и говорит: «Господи, дай! Господи, подай!» Один знакомый батюшка по этому поводу говорил, что мы – попрошайки. Все время просим у Бога: «Подай, Господи!»
С одной стороны, можно сказать, что мы все время только просим, как эгоисты. С другой стороны, это естественно: мы люди грешные, мы нуждаемся в помощи Божией. Да, можно и укорить просящих: что же вы все время просите? Но опять же и понять, что мы просим от нашей немощи, от нашей греховности. Но только в такой молитве важно, что будет дальше. Ответственны ли мы за то, что просим? Ты попросил, тебе Господь дал, а что ты с этим будешь делать? Забыл и живешь дальше? Я такие случаи наблюдал неоднократно. Когда приходишь в больницу к болящему, человек в тяжелом состоянии, он не знает, что с ним будет завтра, и он говорит: «Господи, дай мне еще пожить! Если Ты меня вылечишь, то я из храма выходить не буду!» Бывали случаи, когда человек выздоравливал и понимал, что, оказывается, в храм-то не так просто пойти, хотя все зависит от него. И говорил: я приду завтра, послезавтра, а сегодня мне надо сделать то-то и то-то. Так что, бывает, мы безответственно относимся к тем просьбам, которые высказываем Богу.
Поэтому эта просительная молитва совершенно неоднозначна. Кстати говоря, когда я в этимологии слова «молитва» копался, то посмотрел, что в греческом, по-моему, болгарском и даже литовском языке слово молитва означает еще и просьбу. То есть, скорее всего, моление в первую очередь как раз и связано с просьбой. Мы просим, и это естественно для нашего немощного существа. Но помимо просительных молитв есть еще другие, и вот об этих молитвах мы забываем. Например, человек в тяжелой ситуации, болезни что-то просит у Бога – и Бог дает. Что дальше делает человек?
– Не благодарит.
– Мне на эту тему хотелось бы зачитать одно стихотворение, которое я в свое время, еще лет 30 назад, запомнил наизусть.
Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.
Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь?
Вот этот повисший вопрос, о чем писал замечательный поэт, обозначавший себя: «К.Р.»
– …Константин Романов.
– Да, этот повисший вопрос на самом деле действительно неплохо бы держать всем нам в уме, потому что просить мы поспешаем, а вот благодарить, к сожалению, не то что медлим, а забываем. «Господи, я поеду в монастырь, Господи, я сделаю то-то, я принесу пожертвования Тебе». Что угодно человек обещает, но, увы, не всегда все реализует, и это печально. И это еще одна из форм молитвы, которая не так часто звучит, как молитва просительная.
Еще одна форма, которая тоже не так часто встречается, – когда человек настолько чувствует или старается почувствовать Бога, что может с Богом радоваться. И когда он радуется – он хвалит. Когда радуешься, что Бог есть, ты с Ним и Его чувствуешь, то что еще надо на этом белом свете?
Порой мы не задумываемся об этих вещах, а стоит задуматься и попробовать проанализировать, какие молитвы у нас. У каждого из нас есть просительные молитвы, и это понятно. Но ответственны ли мы за них? Есть ли у нас хвалебные молитвы? Часто ли мы Бога хвалим и радуемся с Ним? Есть ли у нас благодарение? Поэтому, говоря о молитве и о том, кому она нужна, понимаешь, что это не такой простой вопрос.
Что такое записки в современной практике? Раньше записок не было, а сейчас приходит человек в храм, пишет записку. Это хорошо, и это тоже своего рода письменная форма молитвы. Мы молимся о здравии или упокоении, перечисляем имена тех, о ком наша молитва. Но что делает человек? Он лихорадочно, порой напрягая память, пишет эти имена, передает записку в алтарь – и все, на этом заканчивается его молитвенная функция, а молитвы настоящей нет. С одной стороны, вроде бы он сделал хорошее дело, галочку поставил, может, даже не одну записку потрудился написал, а множество. А сейчас вообще стало очень просто: отпечатал один раз – и тиражируй, отдавай направо и налево во все храмы.
– А можно еще и на сайте заказать.
– Вариантов тьма! Но, дорогие братья и сестры, я опять-таки напоминаю – не забывайте, чтобы за этим механическим написанием (весьма важным, потому что действительно это и общественная молитва, и священник молится, и диакон возглашает) и ваше сердце не закрывалось. А на той же сугубой ектении во время литургии, на молебне, когда возглашаются имена, бывает заметно, что люди ждут, когда этот перечень имен закончится. А ведь перечень этот идет для того, чтобы все молились.
Опять-таки озвучу свое мнение, может быть, достаточно спорное: когда во время чтения записок начинают петь «Господи, помилуй», то порой поют не ради молитвы, а просто потому, что не могут поминать эти все имена. Священник или диакон перечисляет их, а где ты? И когда ты поешь «Господи, помилуй» известным современным напевом, ты молишься о конкретных людях или просто поешь? И тогда кому нужна эта молитва? И молитва ли это? И что это за форма молитвы?
Кстати, насчет формы молитвы. Еще раз говорю, молитва – это разговор с Богом и со святыми, но в первую очередь с Богом. А теперь давайте задумаемся и посмотрим на себя. Очень многие трепетно относятся к утреннему и вечернему правилу, стараются не пропускать, а если кто-то и упускает, то потом на исповеди кается в этом. Но обратите внимание на слово «не прочитал». Люди порой переживают именно за чтение, а не за разговор с Богом. Часто эти замечательные молитвы составлены людьми одаренными, теми, кто действительно общался с Богом, умел разговаривать с Ним. Так вот, эти молитвы у нас превращаются в вычитку. Мы читаем молитвы, а не разговариваем с Богом; и не замечаем, как привыкаем просто читать молитвы, а не молиться. И тут вопрос: а кому нужна такая молитва? Нужна ли Богу вычитка замечательных правил, канонов, утренних и вечерних молитв, а не реальный разговор с Ним? Это тоже большая проблема, и не только нашего современного общества. Думаю, эта проблема, когда подлинный разговор с Богом заменялся именно вычиткой молитв, была всегда.
Еще один момент. Говорят: «Бог не слышит моих молитв. Я говорю с Богом, а Он меня не слышит». Почему это может быть? Во-первых, когда ты формально читаешь молитвы, а не говоришь с Богом, то Бог тебя и не слышит. Но под словами «не слышит» мы не подразумеваем, что Бог действительно как-то глух к тебе. Просто нет отклика от Бога; видимо, должны быть соблюдены какие-то условия, которые помогут тебе донести твое слово до Бога. Одно условие я уже назвал: это должна быть реальная молитва, то есть реальный разговор с Богом, а не просто чтение каких-то слов.
Кстати, заметьте, если говорить о православной молитве, то это реальный разговор. Но что касается магии, язычества, там считается, что неким потусторонним силам достаточно просто сказать некие сокровенные слова, – и всё. Разговора там быть не должно. Вот и представьте, насколько может быть ужасна эта вычитка. Мы, по сути, поступаем как язычники, когда просто начинаем вычитывать что-то. Важен, еще раз подчеркиваю, разговор.
Ну а какие еще должны быть условия? Еще в Ветхом Завете эти условия названы у многих замечательных писателей. Я посмотрел кое-какие цитаты; например, из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои (Сир. 28, 2). Это момент покаяния в Ветхом Завете. Мы часто просим: «Господи, прости меня, грешного, прости мне грех». Но еще в Ветхом Завете связывали прощение обид от ближнего с тем, что и Господь простит тебя. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
Еще доброе дело – молитва, совмещенная с постом, милостыней и справедливостью, то есть молитва может быть сопряжена с каким-то деланием. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит – написано в Книге Притчей Соломоновых. То есть опять-таки для того, чтобы молитва была услышана Богом, надо все-таки постараться очистить себя, свою душу, иначе обременение грехами не даст молитве, скажем так, воспарить до неба. Понятно, что христианство с Христа началось, но есть христианские вещи, которые еще в Ветхом Завете заложены, и многие ветхозаветные люди, к сожалению, их упустили.
– Псалом 50 царя Давида совершенно удивительный: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
– С этим псалмом очень интересная была история. Я знаю одного человека, который этим псалмом молиться не мог, потому что Давид согрешил. Как же такое можно читать? Этот человек какое-то время пропускал 50-й псалом, который есть как раз в утреннем правиле, потому что он реально не мог этими словами молиться. И он не молился до тех пор, пока, как бы сказать помягче, не получил по голове. И когда почувствовал свою греховность, он понял царя Давида. И понял, как можно от греховности своей сказать: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей. И вот тогда он принял эту молитву, она стала для него значимой и трепетной. Господь таким образом его научил и, можно сказать, вразумил. Опять-таки к вопросу о реальности молитвы.
Я бы еще задался вопросом, который в самом начале Вы озвучили: кому нужна молитва, Богу или нам? Нужна ли Богу молитва?
– Но Сам Господь сказал: Молитесь же так: Отче наш...
– Но нужна ли Самому Богу молитва? Мне кажется, большинство скажет, что Богу не нужна наша молитва, и это вполне логично, ведь важно именно нам иметь связь с Богом. С другой стороны, я рискну высказать свое предположение, что Богу нужна молитва, но нужна не как необходимость, а нужна по любви. Бог нас любит, а любовь – это потребность в общении. Некоторые толкователи по поводу Книги Бытия говорили, что уже в словах Господа сотворим человека заключено понимание крестной смерти, страдания за все человечество. Бог все знает, Бог все ведает. Вот и здесь Бог есть Любовь, и я рискну предположить, что все-таки по любви Ему нужна наша молитва, и не как некая необходимость, а как потребность любви.
– Как выражение человеческой любви в ответ на любовь Отца.
– Бог любит нас, поэтому (я за Бога, конечно, не могу говорить, это мои предположения) Ему отрадно, радостно, когда от нас есть отклик. Вот в этом плане, может быть, Богу нужны наши молитвы. А мы часто заменяем молитву чем-то другим, к сожалению.
– Если мы научаемся молиться, то, наверное, будем ждать какого-то ответа от Господа? А какого ответа от Господа мы ждем прежде всего? Если мы что-то просим у Господа, то должны точно понимать, чего просим. Если мы просим оставления грехов, то должны осознавать свои грехи; если просим здоровья, значит, ощущаем свое нездоровье. И так далее.
– Здесь я бы вернулся к тому, что уже говорил. Мы должны быть ответственны за то, что просим, и должны осознавать, для чего просим. Например, о здоровье. Бывали и такие случаи, когда человек говорил: «Благодарю, Господи, что положил меня в постель, потому что я грешил, и если бы не болезнь, то грешил бы дальше».
– Прошу Вас благословить наших телезрителей.
– Если уж мы говорили сегодня о молитве, я бы, наверное, кратко помолился: «Господи, помоги нам молиться, помоги нам иметь разум молитвы, умение общаться, разговаривать с Тобой. Аминь!»
– Спасибо, отец Димитрий! И спасибо вам, дорогие наши друзья, за то, что вы молитесь за нас, за вашу поддержку!
Ведущий Глеб Ильинский
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в поселке Керро Ленинградской области священник Олег Герасимов. Тема беседы: «О чем мы просим Бога».
Беседы с батюшкой. О чем мы просим Бога? Священник Олег Герасимов. 18 июля 2025
Евангелие 18 июля. Изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную
Церковный календарь 18 июля. Преподобноисповедник Агапит
Прогноз погоды на 18 июля 2025
Этот день в истории. 18 июля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!