– Тема сегодняшней передачи: как жить во Христе? По мнению одного из отцов, нашу Церковь никто не победит, потому что наш день начинается с вечера. А так как он начинается с вечера, то я от всей души поздравляю Вас с днем рождения! К тому же у Вас день рождения в день, когда в Церкви вспоминают отца Иоанна Кронштадтского. Поздравляю Вас!
– Спасибо!
– Еще 20 лет назад достать книгу Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» было невозможно. Были перепечатки, но купить изданную книгу было невозможно. А сейчас каждый православный христианин хотя бы один раз в жизни обязательно читал эту книгу. А если кто-то не читал, то очень рекомендую это сделать. Это просто удивительная книга! Почему для Вас эта книга так дорога и что значит «жизнь во Христе»? Вы можете сказать, что Ваша жизнь проходит во Христе или это только дерзновенное размышление?
– Начнем от обратного. Если она не во Христе, то в ком же тогда? Если мы не Христовы, то чьи? Об этом нам говорит само Евангелие. Поэтому, конечно же, у всех верующих православных жизнь проходит во Христе. Те, что проходят таинства Крещения, Миропомазания, участвуют в таинствах Исповеди и Причастия, находятся в едином общении со Святой Троицей. И, причащаясь Телом Христовым, находятся в Нем, а Он в них. Если мы скажем, что мы не во Христе, значит – мы и не Его, не Духа Его.
Но заявлять о том, что мы всегда праведные и святые, конечно, дерзновенно. Здесь как раз и есть тонкость момента: когда мы живем во Христе, мы можем выпасть из этого теплого гнездышка, которое, согласно русской поговорке, называется «у Христа за пазухой». Вот такие у нас были русские поговорки. Это не просто, когда тебе хорошо и везет в «Спортлото», но когда твой дух тихий, смиренный, счастливый и спокойный. В книге как раз очень много раз упоминается о человеческом духе, который часто беспокоен. В репринтном издании этой книги еще есть слово «безпокоен». Мы знаем, что после 1917 года приставка «без» была заменена на «бес», и получилось то, что получилось. Мы ведь понимаем, кто нас покоит, когда кто-то беспокоит.
Читая эту книгу Иоанна Кронштадтского, в сочетании с Евангелием и святыми отцами, особенно с преподобным отцом Серафимом Саровским, который говорит о стяжании Духа Святого как о самом главном смысле жизни человека, понимаешь, что это непросто. Ведь Мотовилов спросил: «А как возможно быть в Духе Святом?» Для мирского человека непонятно, как быть в Духе Святом. А как жить во Христе, понятно, потому что Христос принял человеческое естество и стал Человеком. Поэтому, как говорят апостолы, они могли Его созерцать, могли видеть. Для нас составлена иконография с учетом именно того, что мы в Нем видим человеческое. Это как раз говорит нам о Его природе именно как Человека. Это очень важно!..
А Дух Святой невидим. Его невозможно увидеть, и об этом говорит Сам Христос: «Я дам Духа Святого, которого не увидит этот мир. Он Его не слышит, не видит, потому что не чувствует Его. А вы будете в Нем! Потому что Я буду в вас, а вы будете во Мне». Тогда мы и получаем исходный ответ: чтобы получить Духа Святого, нам надо найти Христа. Нам надо к Нему постучаться и войти в Его жизнь, Его откровение, Его присутствие в этой жизни на земле, как и 2 000 лет назад. Потому что Христос был, есть и будет Тот же.
– И для меня, и для многих христиан, конечно, это успокоительные слова. Потому что очень радостно жить, понимая, что твоя жизнь – во Христе. Но в нашу жизнь приходят различные испытания и искушения, причем такие искушения, когда мы просто падаем в грех, как с высотного здания. Кто-то падает с первого-второго этажа, а кто-то – с пятнадцатого. Но падение все равно происходит. В этом случае как мы можем построить свою жизнь, памятуя о той успокоительной мысли, что мы все равно Христовы? Как, не травмируя себя до смерти, выжить, вылезти из этого греха, чтобы продолжать ощущать себя христианином?
– Для нас оставлено таинство Покаяния. Покаяться не может ни ангел, ни аггел... Это дано только человеку. Это как раз и есть первый шаг. Ведь именно об этом говорил сам Иоанн Креститель в первой проповеди: «Покайтесь!» За ним вторит Сам Христос, выходя на проповедь: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Это покаяние и есть как раз тот первый шаг… Важно понимать, что невозможно быть во Христе мыслями. В душе Бог не может быть у нераскаянного человека. Не может иметь правильные мысли человек, который не прошел путь истинного покаяния. А оно может затянуться.
– Вопрос телезрителя из Гатчины: «У меня вопрос по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского о том, что Христос Спаситель и христианская вера заповедуют всякому кротость и смирение, которые не допускают действовать в сердцах духам злобы и гордыни, ищущим смерти всех и каждого. Я понимаю, что зачастую мы учимся кротости и смирению всю свою жизнь. Но, используя свой духовный опыт, может, Вы посоветуете какую-то литературу о кротости и смирении или дадите свои личные советы?»
– Начнем с того, откуда идет отсутствие кротости и смирения: от нашего эго, нашей гордыни, тщеславия, которые есть в каждом человеке, так как природа человека падшая. Мы зачинаемся в природе падшего человека, и это присуще всему человечеству. Как это изменить? Здесь есть целая наука, которая называется аскетикой. Если взять учебник аскетики, а этот предмет преподается и в семинарии, и в академии, и в духовных школах, то там все наши грехи прямо расписаны по нотам: кто за что дергает, кто кем погоняет, кто на ком сидит. Самое главное, что там дается лекарство. У нас есть два вида грехов: плотские и душевные. А иногда они перемешиваются между собой.
Это интересная наука! Но ее надо изучать. Иначе мы приходим к моменту, когда только каемся в таких последствиях греха, как гнев или осуждение. Все время приходим и говорим одно и то же. А надо же каким-то образом понять первопричину... Мы готовы примириться с Богом, но у нас есть моменты, которые нас с Ним разлучили. Тогда мы берем заповеди и смотрим на них как на основу, фундамент духовной жизни.
Исповедь по заповедям как раз позволяет начать размышлять. А что в первой заповеди? Я погневался на человека, сказал ему плохие слова, я не был кротким, смиренным с этим человеком. А первая заповедь мне говорит о любви к Богу всем сердцем, всем помышлением, всеми своими чувствами, всей своей душой. Любовь превыше даже земной человеческой любви, когда мы влюбляемся и готовы все забыть ради человека, которого любим. А здесь говорится о том, чтобы даже забыть того, кто рядом с тобой, а полюбить сначала только Бога. Это первая заповедь.
А потом идет вторая заповедь. На этих двух заповедях как раз весь закон и пророки. Возлюбить ближнего, как самого себя. А как любить ближнего? Опять же каким способом мы можем ему доказать то, что мы любим Бога? Именно то, что мы делаем ближнему, мы делаем Богу. Получается, нарушение первой заповеди является первопричиной всех остальных нарушений нашего закона: и нелюбви, и воровства, и убийства, и так далее.
Если бы ты полюбил Бога всем сердцем, то никогда ничего плохого не сделал бы ближнему своему. Потому что ты должен увидеть в нем образ Божий. Ведь когда мы подходим к иконе, мы ее целуем, кланяемся перед ней. Мы целуем не саму икону, а мысленно переходим к первообразу. А почему же мы не видим образа Божьего в человеке? Может, потому, что у нас в глазах бревна, даже не соринки? Может быть, нужно начать с самого себя и очистить око свое? Если око твое будет чисто, тогда и вокруг тебя все будет чисто.
Есть очень хорошая книга преподобного Серафима Вырицкого: «От Меня это было». О том, что все вокруг подчиняется воле Божией. Даже ошибки, совершенные человеком, промыслительны; они воспитывают смирение. Если, например, человек ошибся не в мою пользу и у меня возникает чувство досады по отношению к нему, оказывается, это было попущено Богом для моего совершенствования. Либо я падаю, осуждая этого человека, либо перехожу через этот помысел осуждения и думаю: «А может быть, человек просто сегодня не выспался? Может, ему дать покушать? Или, может, он хочет пить? Может быть, за него нужно помолиться?» В данном случае я не оправдываю грех, но оправдываю человека, совершающего ошибку. Потому что, возможно, я сам стал причиной его падения. Я беру вину на себя и таким образом освобождаю его от наказания и сам, как говорится, в шоколаде.
Поэтому выбор за человеком. Готов ли ты переступить через свое эго? Но не всегда это получается.
– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Когда мы молимся на Божественной литургии, говорим: Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Как научиться действительно вверять свою жизнь в руки Божии?»
– На литургии мы слышим этот возглас. «Живот» – значит «жизнь», то есть жизнь нашу Богу предадим. Это слова святых отцов, и мы повторяем за ними эти слова. Но у нас не получается не то что других, но даже себя предать воле Божией.
Я всегда вспоминаю Евангелие, когда происходит нечто непонятное для моего ума, моего видения. В Евангелии есть слова, на которых зиждется моя вера: у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10, 30). Ни один волос с нашей головы не падает без ведома Бога. Оказывается, все мои волосы, о которых я не знаю, сколько их у меня, сочтены Богом. Когда я расчесываюсь и выпадает несколько волос, Бог знает об этом, а я не знаю. Если Он знает, сколько у меня волос и сколько их выпало, неужели Он не знает, что будет со мной в какой-то ситуации, если эта ситуация послана Им? Она послана для моего совершенства. Если произойдет падение – значит, для моего покаяния.
Бывает, что Господь посылает нам какие-то искушения, чтобы усмирить нашу гордыню. Мы сделали что-то доброе, хорошее – и сразу нос кверху. И тут же появляются какие-то небольшие искушения. Но ты понимаешь, что происходит воспитательный процесс.
Если чем-то гордишься, то гордись Богом и благодатью Божией: «Господи, я сделал это только по Твоему повелению, сам бы я этого не сделал. Ты мне сказал в Евангелии – и я сделал». То есть всегда приписывай святым или Богу свои правильные поступки.
Когда я еду в храм (дорога занимает 25 минут), бывает, кто-то голосует, и я останавливаюсь. Раньше я возил матушку Варвару (Царство ей Небесное), монахиню. Она меня тоже учила смирению, говорила: «Принимай все как есть». Однажды сел ко мне человек, я его довез, и он спросил: «Сколько с меня?» Я говорю: «Бесплатно, я же не таксист». Он стал упрашивать: возьмите. И я, показывая на фотографию матушки Варвары, которая у меня в машине, сказал: «Если честно, я бы Вас не подвез. А вот матушка Варвара подвезла бы. Я только ради нее. Она мне подсказала: помоги этому человечку. Я и помогаю». То есть всегда нужно отстраняться умом от гордыни. Это трудно.
– Вы держите в руках книгу праведного Иоанна Кронштадтского. Мы называем его праведным. Чем праведность отличается от правильности?
– Наш ум может естественным образом (для этого он нам и дан) принимать правильные решения. Дважды два – четыре. И так далее. Ум всегда должен быть правильным. Если у него дважды два – это три, то у него что-то неправильно, он в другой системе координат…
Но есть праведность в Боге. Творить правду Божию – это другая история. Есть закон, и он правильный. А любовь Божия – праведная. Потому что закон, оказывается, можно нарушить любовью, то есть покрыть грех другого человека. Можно сдать его в полицию, а можно за него помолиться и каким-то образом покрыть его грех. Так делается в монастырях, об этом мы читаем в житиях святых: брат покрывает брата, берет на себя вину. Во время Великой Отечественной войны многие шли даже в газовую камеру за других. Мы знаем таких людей, которые назывались фамилией другого человека и умирали за него. Человек как бы обманывал, но он творил правду Божию. Здесь очень много тонкостей.
С умом не поспоришь, он логичен, особенно у мужчин. Женщины все воспринимают больше через чувства, через красоту. Это тоже прекрасно, но логика должна быть. Поэтому математика для человека очень важна, она закрепляет ум в логических рамках. Но когда логика встречается со Христом, она сдается. Логика побеждается Христом, закон побеждается любовью.
– Есть еще один аспект, который меня тоже очень волнует. Книга «Моя жизнь во Христе» небольшая, очень интересная и, в общем-то, простая. В ней нет каких-то заумностей. У нас есть знание книжное, но есть и другое знание, которое не связано с книгами, но связано с мироощущением. Когда Вы своим детям, когда они еще не умели читать, рассказывали о Христе, что Вы им говорили?
– С детьми очень просто говорить о Христе, потому что дети, не зная Его, любят Его. Не видя Его, верят в Него, как заповедал Христос: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Господь говорит: будьте как дети. Детская вера простая. Дети практически никогда не просят для себя. У меня очень много записочек, я их храню, где детским почерком написано: «Прошу Тебя, Господи, чтобы моему дедушке на том свете было хорошо». Ребенок не просит, чтобы ему машинку подарили. Видно сразу, что дети общаются с Ним другим способом. Хотелось бы подсмотреть, подслушать их беседу с Боженькой, как они говорят. Некоторые детки смотрят на священника и говорят: «Боженька пошел». То есть у них есть представление, что священник – образ Самого Христа. Об этом говорит и Иоанн Златоуст.
Поэтому с детьми проще общаться, Христос для них – это добро, любовь, что есть и в папе, и в маме. И когда они не чувствуют любви от родителей, они не понимают, как такое может быть. То есть они доверяют родителям полностью, как садовнику доверяет растение, зная, что тот уберет у него только то, что не нужно.
Самая страшная ошибка родителей – когда они кричат на детей, говорят им плохие вещи. Я не представляю, что с ними в этот момент творится. Это ужас! Это как на красивую картину, написанную как иконография, выливать чернила своей ненависти, своего гнева. Это страшно. Поэтому нужно быть очень осторожным со словами. Как говорит Иоанн Кронштадтский, нужно, чтобы Дух Божий почивал на нас. Его нужно искать.
И преподобный Серафим Саровский говорит о стяжании благодати Духа Святого. Стяжайте, у кого на что клюет. Ведь рыбка клюет не только на червячка, но и на булочку, и на кукурузу...
– И даже на пустой крючок.
– И на пустой крючок может клюнуть. Поэтому нужно иметь опыт стяжания. Один любит молиться, проводит время в молитве, созерцании, молчании – и получает благодать. Прекрасно! Не торопись бежать и всем об этом рассказывать: мол, я Христа видел, у меня то, другое, чудеса, миро течет с икон. Всё это для тебя. Другой человек может оказывать финансовую помощь и от этого получать радость. Я знаю таких людей, которые жертвуют и получают от этого такое счастье! Я их радость вижу, у них глаза горят.
А бывают люди теплохладные, приходят свечку поставить, да еще ищут подешевле, где скидки в церкви: в этом храме свечки по 40 копеек – туда не пойду, а в том храме по 20 копеек... Ну что это такое? Разве возможно вообще размышлять об этом? Это говорит о низкой духовной культуре.
Поэтому наш всероссийский батюшка святой праведный Иоанн Кронштадтский и говорит, что мы должны учиться. Например, сейчас для свечниц вышла книга вопросов и ответов. То есть это катехизация свечниц, курс духовного бойца, чтобы они могли сказать человеку не только о том, куда поставить свечку за упокой, а куда за здравие, а с любовью могли ответить даже на какие-то богословские вопросы. У нас по всей епархии такие школы для свечниц. А как по-другому?
– Я когда-то был в Симферополе в храме святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Пришла женщина, которая только похоронила своего мужа, и спросила у свечницы, что ей нужно делать. Потому что неопытная была в этих вопросах. И свечница ей тут же рассказала: вот эти свечки нужно взять, туда-то поставить и так далее. Может ли соблюдение церковной дисциплины помочь нам в устроении жизни во Христе? И может ли помешать? Какие условия должны быть соблюдены?
– Дисциплина обязательна. Она настраивает ум человека на правильное решение вопросов. Наш ум нуждается в дисциплине, в порядке. Мы с детства соблюдаем какой-то распорядок дня. Увы, в этом распорядке в детстве у нас не было времени на молитву, причастие, добрые дела. Мы чистили зубки, ходили на зарядку – и вроде бы росли хорошо. Но мы учились у наших наставников, видели их жизнь. Может быть, не совсем святую, но была простота жизни, когда один человек доверял другому. Мы никогда не закрывали двери, ключи у всех лежали под ковриком. Но у нас даже мысли не было, что кто-то чужой может взять ключ и открыть нашу дверь. Мы жили проще. Это была христианская простота. Мы не знали о Христе, но жили Христом.
Христос не оставляет нашу страну, Святую Русь. Что такое Русь? Светлое место. Как в одном рассказе бабушка говорила: цветочки на Русь поставлю – они и оживут... Это русые, светлые люди, рослые, сильные. Тьма не может захватить свет, потому что тьма – это отсутствие света.
Наша Русь граничит со всеми, но границ ни с кем нет. Потому что у света нет границ. От света можно загородиться, построив какую-нибудь ширму, которая не даст свету проникнуть. Но свет ждет. Может быть, кто-то дырочку сделает, носик просунет, как Буратино, чтобы посмотреть, что там, за очагом. А там, оказывается, Царство Небесное, там свет. Приходите, люди добрые, на Святую Русь.
Вчера был День России, и было радостно видеть много людей, молодежь. Мы тоже были на празднике. Везде проходили торжества. Конечно, у России большая история. Сейчас – что есть, то есть, но главное – фундамент есть. Дом был разрушен, но не до основания, как хотели (хотели построить новый мир на своем фундаменте неверия и безбожия). Фундамент веры остался. Наши новомученики оставили фундамент веры, на этом фундаменте сейчас строится Церковь: святая, крепкая, истинная христианская, которая получила благословение апостольское, как мы говорим в Символе веры.
– Когда я Вас слушаю, хочется иногда просто помолчать, потому что все это трогает самые скрытые струны души. Но при этом возникает много вопросов, связанных с тем, как устроить свой быт, свою жизнь так, чтобы, как говорится, «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Как помочь Господу спасти нас?
– Как помочь Ему с нами справиться? Есть хорошая книга святителя Феофана Затворника «Начало духовной жизни». Мы должны все-таки понять, где же наше отечество. Родина, Отечество, патриотизм (греческое слово), соотечественник: все это говорит о слове «отче». «Отче наш»: вот где наше первое свидетельство о том, что мы, оказывается, еще и жители неба, не только земли. Конечно же, мы не должны оставлять землю. Труд и молитва – это то, что оставлено нам в удел здесь, на земле, чтобы построить духовную лестницу, по которой мы поднимаемся на небо. Здесь и скорби, и страдания, и болезни, и смерть. Господь нам сказал, что через страдания, через тернии мы придем к звездам.
Но мы всегда должны помнить о главном и довольствоваться тем, что есть. Есть у тебя кусок хлеба, есть работа – и слава Богу! Держись за то место, где ты сейчас находишься, показывай там правду Божию. Если ты дворник – будь святым дворником, подметай честно, чтобы ни одной бумажки не осталось. Если ты врач – будь врачом, а не рвачом. Можно поменять две буквы, и все сразу меняется. Будь святым врачом, ты же давал клятву Гиппократа. Как же потом можно нарушать эту клятву? Будь святым врачом, святым учителем, святым таксистом.
Что такое святость? Это правильные мысли, которые стяжаются, достигаются трудом. Увы, невозможно съесть таблетку – и стать святым. Это целая наука – достичь Царства Небесного. Навигатор не знает пути в Царство Небесное, а наше сердце должно знать. Царство Небесное – это Христос, к Нему нужно стремиться, искать Его. Ищите прежде Царства Небесного, говорит Господь, остальное (еда, пища) приложится. Он птиц кормит. Неужели мы меньше птиц? Неужели мы попросим у Него хлебушка, а Он даст нам камень или змею?..
Мы должны, не боясь, не страшась, идти по пути к Богу. Святые отцы нам дали не только лестницу, но, мне кажется, уже работает специальный лифт, эскалатор – нужно только встать на эту дорожку, сделать первый шажочек. Господь поддержит. Ангелы, святые, вся Святая Церковь только и жаждет, чтобы каждый из нас достиг Царства Небесного.
– Господь и намерение целует.
– Конечно. Помысел – это и есть намерение. Я хотел бы прочитать удивительные строки из книги «Моя жизнь во Христе»:
«Когда святой мир помыслов царствует в душе моей, тогда во мне верно почивает Царь мира – Господь Иисус Христос со Отцом и Святым Духом: и я тогда особенно должен исполняться чувствами благодарности к Начальнику мира и стараться всеми силами о сохранении в себе этого мира сердечного молитвою и удалением от всякого греха, внутреннего и наружного».
– Кстати, я уже много раз рассказывал, что в этом помещении, где мы сейчас находимся, был святой праведный Иоанн Кронштадтский.
– Представляете, как он сейчас радуется, что мы читаем его книгу! Хотелось бы, чтобы все взяли сегодня в руки эту книгу.
– И никогда не выпускали ее из рук. Благословите наших телезрителей.
– Господь да благословит нас на добрые начинания.
Ведущий Глеб Ильинский
Воскресные беседы. Блаженный Прокопий Устюжский
Этот день в истории. 20 июля
День ангела. 20 июля
Церковный календарь 20 июля. Обретение мощей преподобного Герасима Болдинского
Евангелие 20 июля. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!