Беседы с батюшкой. Как жить христианину вдали от храма. Игумен Филарет (Пряшников). 27 июля 2023

27 июля 2023 г.

В студии игумен Филарет (Пряшников), настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря.

– Тема сегодняшней передачи: «Как христианину жить вдали от храма?» К сожалению, довольно часто люди не могут добраться до храма. В данном случае я говорю не только о воинах, которые находятся далеко, но и о селах, где храмы разрушены или снесены, а до ближайшей церкви добраться чрезвычайно тяжело, иногда буквально невозможно. Таких людей достаточно. И даже если их всего несколько тысяч, то это уже большая проблема. Как жить верующему христианину вдали от храма?

– Для чего нам нужен храм? Что такое Церковь Божия и почему люди туда приходят? Церковь есть богоучрежденный организм. Господь говорит: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Когда мы рассуждаем о церкви, то говорим о том, что человек должен приходить в храм, чтобы что-то получить. К сожалению, так есть. Потому что, приходя в церковь Божию, мы получаем Божественную благодать и Божью помощь.

Как мы это воспринимаем? На уровне святых таинств. С чего начинается духовная жизнь человека? С крещения. В большинстве случаев оно совершается в церкви. Затем человек приходит к таинству Покаяния, причащается Тела и Крови Христа. Эти и прочие таинства мы совершаем в ограде церкви Божией. Это самое важное, что необходимо помнить.

Но в жизни бывают ситуации, когда люди по каким-то причинам удалены от церкви, не могут побывать в ней в ближайшее воскресенье или в какой-то большой праздник. Прежде всего у верующего человека не должно быть отчаяния. Тем более сегодня мы можем воспользоваться техническими средствами и посмотреть трансляцию богослужения по телевизору, например, включив наш телеканал. Но нужно действительно понимать, что постоянное желание христианина пойти в храм является неотъемлемой частью его духовной жизни. Даже может быть некая тоска от того, что человек не может совершить молитвы в церкви Божией во время всенощной или литургии. Когда у нас есть это стремление, Господь не поставит во грех, если мы не смогли в воскресный день посетить храм из-за того, что находимся далеко от него или были в какой-то командировке, поездке.  

Как вести себя человеку вне храма? Всегда по-христиански: внутренне совершая молитву. К домашней молитве можно даже прибавить какие-то церковные правила и почитать, допустим, часы или обедницу. Они есть в наших молитвословах и часословах.

Церковь действительно является нашим духовным училищем. И если мы выпадаем из поля зрения церковных служб, из церковного общения по обстоятельствам, которые от нас не зависят, то это не грех, но повод задуматься о том, как жить ближе к храму или как найти церковную общину. Часто бывает, что в село, где нет храмов, раз в месяц приезжает батюшка, совершает богослужение, причащает, исповедует. Было бы желание, а найти христианскую общину или сесть на междугородный автобус, чтобы посетить храм, всегда может любой человек.

– Еще недавно в Староладожском Никольском мужском монастыре все было закрыто. В Никольском храме стояла сельхозтехника. Все было изуродовано. И эта ситуация, что называется, повсеместная. Люди, которые буквально несколько лет назад считали себя христианами, ходили в церковь, были крещеными, в один момент стали служителями врага человеческого. Каждый раз, когда бываю в вашем монастыре, вижу раны того времени. Они совсем не залечены. Стоят какие-то подпорки… Беда.

– Подрастающее поколение не помнит того времени, когда закрывали храмы, разоряли монастыри. А я и поколение бабушек это прекрасно помним. В 20–30-е годы XX столетия храмы не просто закрывали, но и арестовывали людей за веру. Это было какое-то общее беснование. Что-то двигало теми, кто расстреливал священнослужителей и простых людей, осквернял святые храмы, сжигал иконы. Сильно пострадали и Никольский, и Успенский монастыри. До сих пор мы не можем оправиться от этого времени, когда богослужения не совершались, когда в церкви Рождества Иоанна Предтечи был склад соли, а в церкви Василия Кесарийского XVII века клуб.

Господь милосерден и простит покаявшегося человека, но какие плоды мы должны пожать и какие испытания пройти, чтобы искупить это безумие, когда люди лишались возможности свободно молиться Богу и приходить в храм? XX век кровавый для России, а для Русской Православной Церкви – это, безусловно, подвиг новомучеников и исповедников русских.

Но когда пришло время возрождения, 90-е годы, люди хлынули в храмы: сколько было крещений, какая была духовная жажда... А сегодня мы почему-то этого не наблюдаем. Есть какое-то охлаждение, в храме остались только избранные: те, для которых вера и церковь действительно являются частью жизни или всей жизнью.

Зачастую люди приходят в храм не только для того, чтобы помолиться. Часто люди без храма и священнослужителей живут совершенно не как христиане: какими-то языческими обычаями, различными приметами и прочее. В праздник Рождества Иоанна Предтечи в Интернете объявления: «Встречаем Ивана Купала, собираемся на лужайке, жжем костры».

Люди часто не понимают, что дал Христос человеку, и идут в обратном направлении. Одно дело, когда не разрешают ходить в храм. Но и тогда были наши благочестивые предки, бабушки, дедушки, которые собирались по избам и читали Священное Писание, тайком приглашали батюшку, который тут же в лохани или тазике крестил ребенка. Все это было. Мы это прошли.

Сегодня храмы открыты и доступны. Но насколько люди сегодня увлечены этим, насколько церковная жизнь для них является важной в повседневном бытии? Это самый главный вопрос.

Оставаясь далеко от храма, от общины, человек всегда должен быть христианином и вести себя соответственно: совершать молитвенные правила и добрые дела и ждать встречи с Божиим храмом после разлуки.

– В наши дни мы видим противостояние верующих людей. Я говорю про Киево-Печерскую лавру. Мощи наших Печерских святых изымаются и отправляются за границу. Не будем сейчас об этом подробно говорить, но поражает то, что верующие, которых не пускают внутрь вооруженные люди, стоят у стен лавры и молятся. Во время Великой Отечественной войны люди так же стояли у стен закрытых храмов и возносили молитву Господу. Неужели для того, чтобы прийти к Богу, нам нужно потерять храм, потерять возможность приходить в него?  

– Сегодня мы переживаем очень сложные и трудные времена. Кто бы мог подумать, что на Украинской земле, пропитанной верой предков, в христианской колыбели всех славянских народов, будет твориться то, что мы сегодня видим…

То, что сегодня происходит с лаврой и верующими людьми, – это верх беззакония. Мы все молимся. Я не вижу безразличных людей. Все приходят в храм и от чистого сердца молятся за верующих Украины. То, что они сегодня переживают, – это крест, который несет Церковь Украины даже до последней капли крови.

Но мы должны понимать, что не застрахованы от того, что и на нашей земле когда-нибудь будет совершаться такое беззаконие. Не дай Бог. Обратите внимание на подвиги верующих Украины. Они же понимают, с кем играют и что им за это будет, но идут к стенам лавры и защищают себя. Сегодня раскольники, самосвяты, захватывают храмы Божии, в которых испокон веков молились люди, строили их, заботились о них, воздвигали из руин. А теперь верующим говорят, что они вне закона и должны покинуть эти стены. Я уверен, что Господь и история все расставят на свои места. Безусловно, очень хочется, чтобы это поскорее закончилось.

Мы поражаемся верующим, которые не боятся идти к стенам Киево-Печерской лавры и защищать свои святыни. Каждый из нас должен спросить себя: «А если что-то произойдет в моей жизни, не побоюсь ли я вот так встать перед лицом опасности?»

Что для нас вера Христова? Безусловно, это храмы Божии, и то, что мы там видим, – нечто святое, за это умирали наши предки, защищая город от захватчиков. При захвате города всегда рушили церкви, унижали святыни, сжигали книги, потому что в этом есть некий символ единения народа. Наше общество консолидируется не в торговом центре и даже не в библиотеке МГУ. Общество концентрируется совершенно в иных местах. В сложные времена люди всегда шли в церковь. Давайте вспомним блокаду Ленинграда. В городе было всего несколько небольших церквей, но они были переполнены. Люди молились в холодных храмах без окон, с пробоинами в крышах. Когда смотришь хроники, поражаешься тому, насколько люди показывали высоту своей веры.

–  Тогда у нас было хотя бы десять храмов. Иногда думаю о том, что мы можем дойти до того состояния, когда нам нужно будет заново учиться молиться, заново возвращаться к вере, и опять начнутся те самые 90-е годы, когда в храм будет приходить много людей.

Вы затронули тех, кому совсем не нужна церковь, кто не ходит туда и поклоняется каким-то идолам. Скажите, неужели все эти люди не имеют никакой внутренней тяги к вечности, к тому, что мы называем спасением?

– Сложно говорить о том, чего я не испытывал. Придя в церковь в одиннадцать лет, я остался в ограде Божией. Я не представляю свою жизнь без Бога. Что-то меняется внутри, и человек уже не может существовать без осознания наличия в своей жизни Всевышнего.

Апостола Фому несправедливо называли «неверующим», потому что он был очень верующим человеком. Он был в отчаянии, когда увидел, что произошло со Спасителем.  Он был разочарован во всем, хотя на уме были и чудеса, и воскрешение Лазаря. Но для него крестная смерть Господа – конец. Многие апостолы после смерти Христа решили вернуться к своим занятиям: кто рыбачить, кто палатки шить. Для апостола Фомы это была трагедия личной жизни. Так и для нас, искренне верующих людей, не желающих и не ищущих почувствовать, что значит существовать без Бога. Господи, если Тебя нет, то и меня нет. Я не хочу так жить. Это есть у каждого из нас.

А что касается людей, которым Бог не нужен, конечно, здесь личностное воспитание и мировоззрение, насколько люди адекватно отвечают на те духовные вопросы, которые у них возникают. Ведь можно сказать: «Мне это параллельно. Посмотрите, какие там священники, какие там цены и все прочее». Люди часто ищут отговорку для того, чтобы не поверить в Бога, не ходить в храм. Для них все церковное – это мифы и легенды. «Идите, пожалуйста, мимо, я проживу как-то без вашей Церкви и вашего Бога».

Есть очень красивые слова Господа: Се, стою у двери и стучу. Господь стучится в сердце каждого человека. И зачастую даже последний атеист на смертном одре признает присутствие Божие. Мы не можем объяснить, почему так происходит. Когда из верующих становятся неверующими – это личностная трагедия человека. Но вот почему люди совершенно неверующие или исповедующие другие взгляды после определенного события начинают верить в Бога? И ведь это не единичные случаи, их огромное количество. Есть даже специалисты, которые исследуют тайны клинической смерти, и в большинстве своем для людей, которые пережили нечто такое, наличие Бога становится неотъемлемым. Им уже не надо ничего доказывать. Они просто говорят: «Бог есть».

– Есть опыт жизненный, а есть сердечный. Наверно, чтобы прийти к Богу, нужно получить именно какой-то сердечный опыт.  

– Я сегодня ехал по городу. Лето, огромное количество людей, все гуляют, отдыхают, много туристов. И я думаю: «А где же пандемия? Где же то время, когда люди сидели по домам и боялись? Где то время, когда ругали духовенство, которое заставляло надевать маски и все прочее?» Господь посылает испытания для нашего общества, чтобы мы показали, кто мы есть на самом деле. Еще два года назад нельзя было подумать, что люди снова смогут спокойно гулять, сидеть в кафе, приходить в храм. Церкви были закрыты, без маски туда не пускали (как и в другие общественные заведения: метро, магазины и прочее). Сегодня и след простыл всех этих ограничений. Но осадок остался. Самое страшное, когда обстоятельства сталкивают людей и они уже не готовы слышать друг друга. Одни говорили, что нам нужны вакцины, другие были антиваксерами...  

Мы говорим о том, как человеку вести себя вдали от храма, но так бывает, что даже в большом городе люди живут без церкви. Если человек живет в деревне, где нет церкви, Господь не вменит во грех, если он в воскресенье не пришел в храм. А это древняя заповедь. Декалог. А вот если он живет в городе и слышит колокольный звон, но говорит: «Потом как-нибудь», – здесь уже совершается грех, который человек допускает вольно. Грехи есть вольные и невольные.

Пасха никогда не повторится два раза в год. Она бывает только один раз. Крещение ребенка – один раз в жизни, как и его первое причастие. Есть вещи, которые человек должен ставить в приоритет. И храм Божий должен быть в приоритете у каждого верующего человека.

Совсем недавно я видел в Интернете надпись на одном из западных храмов: «Заходите, у нас прохладно». Казалось бы, ничего страшного, но возникает вопрос о том, что сейчас  возрастает роль Церкви именно в миссионерском плане. Каким может быть это миссионерство? Должно ли оно видоизменяться? Должна ли сейчас Церковь говорить как-то по-другому, чем в XIX, XX веках?

– Паства меняется. Когда-то для многих людей, наших бабушек, прабабушек, было нормой отсутствие элементарных комфортных условий. Они могли отстоять всю служу на ногах, ни разу не присев. И еще внукам подзатыльник дать, чтоб тоже стояли. В любом случае тогда люди были сильнее. Должны ли мы заботиться о своей пастве? Обязательно. Должны ли в нашем храме стоять скамеечки для не совсем здоровых людей? Конечно. Должно ли в храме быть прохладно? Наверно, да. Когда холодно, людям тоже не очень хорошо молиться, поэтому часто в далеких храмах, где нет отопления, батюшки протапливают храм с вечера, чтоб утром было тепло.

Вспомним сегодня подвиг наших верующих в Донецке, Луганске: там, где стреляют, храмы часто используют как бомбоубежище. В подвале храма живут односельчане, спасая друг другу жизни. Условия жизни совершенно меняются, и храм становится не просто местом молитвы, которым должен быть всегда, но приобретает и то значение, которое имел Иерусалимский храм. Ведь в нем обучали грамоте и основам, это было хранилище народной мудрости.

Наши храмы сегодня должны стать духовными кладезями, но и просветительскими, культурными, миссионерскими центрами, где есть воскресная школа, где можно посмотреть вместе телевизор, попить чай, поговорить с батюшкой. Но они не должны превращаться в социальные отделы. Мы должны помогать и друг другу, и обездоленным, как это было в Древней Церкви, но у нас есть и совершенно другое предназначение: в храме должны совершаться богослужения, таинства, люди должны каяться, причащаться. Все это дает Церковь. Нельзя все упрощать до элементарного: «Заходите, выпейте кофе». Но мы, безусловно, должны заботиться о нашей пастве и снисходить к ней, потому что люди сегодня приходят к нам из совершенно иного мира, чем мы читаем в патериках и других книгах. Тогда люди были другие.

– Вы недавно ездили на Донбасс, встречались с людьми, которые были на передовой.   Почему такие встречи необходимы? Почему наши защитники с такой радостью встречают священников, которые приезжают издалека?

– Когда человек живет на грани жизни и смерти, все становится на свои места. Розовые очки снимаются, наушники достаются из ушей, потому что никогда не знаешь, когда  может прилететь снаряд, а проще говоря, смерть. Когда Господь тебя заберет? Зачастую человек умирает от того, что осколки полностью иссекают тело, он истекает кровью. Скорая даже не успевает приехать. В это время мы становимся беззащитными. И именно в момент этой беззащитности мы ощущаем близость Бога, а на священника начинаем смотреть как на подарок, который дает Господь.

Я вспоминаю эту поездку. Сейчас уже готовится следующая. Я посетил госпиталь, где лечат наших ребят. Они возвращаются с передовой зачастую с очень тяжелыми ранениями головы, конечностей. Никогда не забуду, как ко мне подошла одна из сестер и сказала: «Батюшка, благословите нас тоже». Слезы на глазах. Медсестры, которые выхаживают этих ребят, обступили меня, целуют руки. Они видели меня первый раз, но что-то происходит в них, и они чувствуют, что их посетил Господь. Потом ко мне подошел заместитель главного врача и говорит: «Батюшка, Вы даже не представляете, какую радость им доставили». Сегодня редко на улице кто-то подойдет поздороваться или взять благословение. Не знаю: не хотят или не понимают. А там об этом никто не говорит. Там считают, что это и есть их надежда, когда ты встретишься с ними, скажешь хорошие слова, дашь какую-то иконку, которую они будут хранить как зеницу ока.

В чем проявляется высота веры в такие сложные моменты? Когда человек стоит перед лицом жизни и смерти, неверующих не бывает. В подразделениях не только христиане, но и люди, исповедующие ислам. Однажды ко мне подошел человек, пожал руку и говорит: «Окропите меня тоже. Я хоть и мусульманин, но вас уважаю». Я говорю: «И мы вас уважаем за ваш подвиг, за вашу веру, за то, что вы сегодня вместе с нами». Там неверующих людей не существует.

Я изучал сахалинских священников. У Власа Дорошевича вычитал интересный рассказ про смертную казнь. На Сахалине очень редко приговаривали к смертной казни. Но вот приговорили троих: двух молодых и одного взрослого. Тюремный батюшка начинает ходить к этим ребятам. Пока молодые общаются, третий сидит и бравирует: «Ну-ну, давайте, пойте со своим попом. Ничего вам не поможет». А завтра казнь. И там описано, как эти два молодых человека причастились, может быть, первый раз в жизни покаялись и достойно взошли на эшафот, приняли свою смерть как некую участь. А того, который смеялся над батюшкой и всем святым, несли на эшафот под руки, потому что он потерял сознание от этой безысходности. Человек должен понять, принять и ответить на вопрос: «Сколько стоит моя бравада перед лицом этой неизбежности?»

– Христос сказал: Царствие Божие внутрь вас есть. Если человеку невозможно добраться до храма, как ему обратиться к Господу? Что нужно сделать, памятуя об этой заповеди?

– Во-первых, не оставлять молитву. Она должна всегда присутствовать в жизни любого человека. Если нет возможности читать акафисты, каноны, исполнять какие-то правила, то можно совершать короткую молитву, в простоте своего сердца обращаться к Богу, благодарить Его за Его милосердие, просить прощения своих грехов.

Где бы вы ни были, далеко или рядом с Божьим храмом, всегда торопитесь, всегда желайте прийти в него, и тогда Господь никогда не оставит нас без исполнения тех молитв, которые мы произносим.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать