Беседы с батюшкой. Как услышать голос Бога в себе. Священник Олег Герасимов. 7 февраля 2025

7 февраля 2025 г.

– Тема сегодняшней передачи: как услышать голос Бога в себе? Я думаю, практически все темы, связанные с присутствием Господа в нашей душе, поиском Господа, размышлениями о Господе, так или иначе объединены взаимоотношениями человека и Бога. Наверное, это самая главная тема вообще всех передач «Беседы с батюшкой». У меня такое впечатление. Во всяком случае, мне бы хотелось, чтобы это было именно так. Когда мы говорим о голосе Бога, я всегда представляю себе, что, наверное, это должно быть следующим образом. Ко мне обращается Господь и говорит: «Ты должен делать то-то и то-то. Тогда будет все хорошо. И ты наследуешь Царство Небесное». Было бы все хорошо, если бы ко мне обратился Господь, а я услышал Его голос в своей душе и все понял бы. Все легко и просто. Я бы взял под козырек… Но такого не происходит. Ко мне Господь не обращается вот так напрямую, голосом, и я, наверное, из-за этого испытываю столько проблем... Хотя, может быть, не из-за этого. Когда Вы не были еще человеком в сане и даже не помышляли о том, чтобы стать священником (Вы были военным человеком), что-то произошло. Может быть, Вы услышали голос Бога в своей душе?

– Я достаточно часто возвращаюсь к этому эпизоду в своей жизни и пытаюсь вспомнить, как это было, припомнить, был ли какой-то особый голос. Иногда меня спрашивают: «Как Вы поняли, что это воля Божия в отношении Вас?» Но, к сожалению, не могу ничем порадовать, потому что вот такого голоса с неба не было. Я даже одно время из-за этого расстраивался, но потом понял, что это очень промыслительно. Потому что вне зависимости от того, насколько ясно и отчетливо звучит голос Божий, все-таки у человека есть право выбора. Это вовсе не означает, что если бы каждый из нас или кто-то избранный слышал голос Божий, мы бы, как Вы сказали, взяли под козырек и делали то, чего Господь от нас ждет. Потому что у каждого из нас есть внутри вот этот дух противоречия: «А я не хочу! Я пойду по другому пути». По сути, так и происходит.

Вопрос не в том, как услышать, отчетливо разобрать, что говорит Господь. Мне кажется, здесь больше вопрос в том, насколько мы готовы последовать этому голосу. А уж достучаться до нас Господь сможет всегда. Может, Вы слышали фразу Клайва Льюиса о том, что Господь сначала с нами говорит шепотом любви, потом голосом совести, а уже под конец, когда человек не слышит, рупором страданий. Он находит такой способ донести до нас Свою волю, который будет уже очевиден. Но все равно мы можем оставить за собой право не слушать это. Поэтому вопрос не в том, как это услышать, а в том, что мы сделаем, когда услышим этот голос.

– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «По опыту могу сказать: когда постоянно читаешь Евангелие, то возникают вопросы. Вопрос как бы зависает, сразу на него не получаешь ответы. А потом вдруг ответ получаешь. Потому что вопрос как бы внутри сидит. Так бывает на практике. А вопрос у меня такой. В Первом послании апостола Петра (глава 2, стих 24) есть такие слова: Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо. Что это значит?»

– Общее понимание этого места заключается в том, что Господь все наши грехи, все наши болезни пригвоздил на кресте. Он умер для того, чтобы нас освободить от тяжести греха. Это уже богословские изыскания. На эту тему можно очень много распространяться, но это немножечко не в тему нашей сегодняшней беседы. Но это очень-очень важно. Потому что мы знаем, что Господь умер за каждого из нас. Это очень важно для того, чтобы понимать: если мы делаем какую-то гадость или просто грешим и думаем, что это не очень серьезный грех, тем не менее это еще один гвоздь в ладони нашего Господа. Если для нас это хоть что-то значит, то тогда даже хотя бы только это нас должно останавливать от совершения необдуманного поступка.

А то, что телезритель сказал по поводу чтения Священного Писания, очень важно, потому что Господь с нами говорит через Священное Писание прежде всего. И если какие-то мысли сверкнули (хотя вы, может, эту строчку уже тысячу раз перечитывали, но вдруг она сверкнула), с очень большой степенью достоверности можно считать, что это Господь коснулся сердца. Что мы с этим будем делать – это другой вопрос. Но очень большая степень вероятности, что это действительно голос Божий.

Продолжим тему. Вопрос заключается в том, что слышать голос Божий и следовать этому голосу – это на самом деле разные вещи. Можно отчетливо слышать и понимать, что ты делаешь что-то нехорошее, но тем не менее настойчиво, упрямо это нехорошее делать. Могут быть всякие контраргументы: «Зачем мне это нужно? Почему это? Для чего?» Смириться с тем, что Господь тебя ведет этим путем, – личный выбор каждого человека.

Совсем свежий пример. Одна наша замечательная прихожанка рассказывала мне, что она медик и ей предложили возглавить хоспис. Заниматься этим – это последнее, что она хотела бы в своей медицинской деятельности. Были аргументы против, и она была готова все эти аргументы представить. Но как-то они потерялись (когда она начала разговаривать с тем, кто ей предлагал эту должность, она начала их озвучивать, а они как-то не звучали). Где-то в глубине души она понимала, что ей это нужно. Последним аргументом за это было то, что она села в машину, включила радио, а там песня: «Ничего не бойся, я с тобой». Это известная песня группы «Секрет». И настолько это зазвучало! Это означает, что Господь всегда найдет возможность до нас достучаться.

Понятно, что мы хотим с Ним более глубинного общения. Ведь наше желание, если мы идем за Господом, заключается в том, чтобы это было соприкосновение, чтобы это были ответы на все вопросы, даже самые, может, незначительные, чтобы это был действительно диалог. Но это уже область, в которую я не дерзну заходить. У святых отцов есть советы, рекомендации о том, как различать помыслы. Потому что помыслы бывают разными. Тебе кто-то может что-то нашептывать. Если чувствуешь умиротворение и тепло, то, наверное, это от Господа. Хотя враг тоже может сымитировать эти тепло и умиротворение. Напротив, бывает горечь, тяжесть на сердце, хотя при всех логических выкладках все вроде правильно, но что-то говорит, что здесь что-то не то. Тогда, скорее всего, лучше этого не делать. Кто-то дает более конкретные советы; например, что надо помолиться три раза и принять первый помысел, который после этого приходит. Я где-то такое читал.

Это все прикладное, но не совсем, может, по теме. Как мне кажется, наша задача – постараться почувствовать: «Господи, Ты здесь!» Как это ощущается? Какие при этом признаки? Если мы их начнем пытаться сформулировать и как-то формализовать, что вот это – голос Божий, а вот это – нет, мы уже попали в ловушку. Потому что Господь выше всего этого. Он выше всех наших определений, всех наших представлений о Нем. В то же время мы точно знаем: когда происходит какой-то поворотный момент, мы стоим перед очень серьезным в жизни выбором, то вдруг приходит очень ясный, откровенный помысел (песня заиграла; или открываешь Евангелие для чтения в рамках своей обычной практики – и вдруг сверкает мысль на слова, которые ты уже тысячу раз слышал, и ты понимаешь, что это голос Божий).

– Вопрос телезрительницы из Ульяновска: «Мы живем в сельской местности. У нас служба бывает по воскресеньям и по большим праздникам. Почему нельзя делать земные поклоны? А также почему после Причастия нельзя вставать на колени?»

Насколько я знаю, это уставные указания, которые предполагают, что должна быть некая дисциплина во внешнем поведении. Как правило, эти уставные указания напрямую относятся к монастырскому образу жизни. Потому что там ежедневные богослужения, и там очень важно, чтобы воскресные и праздничные дни даже по какому-то внешнему антуражу отличались от постных или будничных. Вот там в этом есть церковный дисциплинарный смысл, когда для того, чтобы почитать праздничные дни, чтобы показать особое величие этих дней, мы не становимся на колени, потому что на колени мы становимся в знак очень глубокого покаяния. А воскресный или праздничный день – это день радости, малая Пасха. Это время, когда надо радоваться.

Когда все радуются, вся Церковь радуется, а кто-то напоказ плачет, это уже фарисейство. Но, мне кажется, не стоит абсолютизировать эти требования, особенно в тех условиях, которые Вы описали, когда службы только по воскресеньям. Лишать себя возможности встать на колени, когда сердце этого просит, я думаю, не стоит. Потому что это тоже путь фарисейства, когда мы говорим, что не положено становиться на колени. А если ты встанешь на колени, тогда что? Обидишь этим Бога? А если возникло искреннее душевное побуждение встать на колени и заплакать? Да, воскресенье, но больше такой возможности может и не быть.

Я думаю, не стоит возводить это в абсолют. Встали на колени – и встали; главное, чтобы это не было напоказ и не смущало людей. Встаньте где-нибудь в уголке. Захотелось поплакать перед крестом – встаньте перед крестом на колени, поплачьте. Господь за это точно не будет ругать. Лишь бы это было от чистого сердца, а не потому, что так положено. Дескать, если положено три раза креститься – крещусь три раза. Если четвертый раз перекрещусь, то это анафема и великий грех. Нет, это не так.

Почему перед Чашей не делают крестное знамение? Можно случайно задеть и опрокинуть Чашу. Это будет страшно. Поэтому руки перед Чашей нужно скрестить на груди, чтобы какое-то неловкое движение не привело к беде. С земным поклоном то же самое: вдруг будешь вставать и случайно головой заденешь Чашу. Для любого священника это страшно. Все это во избежание таких недоразумений. Но это вовсе не означает, что если вы встали на колени перед Чашей, то это грех. Это не грех…

– Это дисциплина.

– И дисциплина, и меры предосторожности.

– Может быть, это как раз и приучает нас к тому, чтобы в этой дисциплине мы могли слышать голос Божий, который звучит для всех нас. Ведь сколько раз во время литургии мы слышим прямое слово Божие! Это тоже каким-то образом нам помогает, если только мы погружаемся в это…

–…и если хотим услышать. Не так давно два дня подряд читалось Евангелие об исцелении Христом слепого. Об этом повествуется в Евангелиях от Луки и от Марка. У каждого евангелиста указываются свои особенности, в Евангелии от Марка даже называется имя слепого. Так вот, сидит у дороги слепой, и мимо идет Христос. Этому слепому сказали, что идет Иисус Назорей, и тот стал кричать: «Иисусе, Сын Давидов, помилуй меня!» То есть: «Господи, я хочу с Тобой поговорить». Многие просили его замолчать, но Господь остановился и попросил позвать этого слепого. Его подвели, и первый вопрос, который задал ему Господь: «Чего ты хочешь?» Казалось бы, все очевидно: он слепой, хочет прозреть, хочет видеть. Ничего подобного!

Кто-то из современных толкователей говорит, что этот слепой человек сидел на пути из Иерусалима в Иерихон, а это такое место, где благочестивые иудеи обязаны подавать таким людям милостыню. То есть у этого слепого был источник дохода. А вот сейчас он станет зрячим, и ему нужно будет искать свое место в жизни. То есть не совсем очевидно, что ему нужно это. Поэтому Господь показывает, что Он слышит, и спрашивает: «Чего ты хочешь?» Этот вопрос должен прозвучать.

Очень часто у нас получается так: «Господи, как же мне плохо! Господи, Ты же видишь…» Внимание: среди всего того, что с тобой происходит, чего ты хочешь? Нужно уметь самому себе честно ответить на этот вопрос. Потому что Господь не будет обсуждать с тобой каждое движение твоей мысли: мол, и так было бы хорошо, и так неплохо, и денег бы побольше, и чтобы здоровье было получше и работа не такая пыльная. И так далее. Вопрос: чего ты хочешь?

Я думаю, для того чтобы расслышать голос Божий, нужно начать именно с ответа самому себе на этот вопрос: «Чего я вообще хочу в жизни?» Потому что от этого будет зависеть, услышу ли я голос Божий, пойду ли туда, куда укажет мне Господь. Ведь очень часто мы что-то себе фантазируем, а потом говорим: «Но я же не об этом просил». Это тоже очень важная проблема, которую нужно для себя попытаться решить: чего я хочу от Господа? что хочу услышать?

– Вопрос телезрителя Николая из Ейска: «Иисус говорил, что наступит время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и оживут. Как мертвые оживут, если они не видят, не слышат и не соображают?»

– Если мы имеем в виду мертвое тело, лежащее в гробу, то оно не слышит, не видит и не соображает, как Вы выразились...

– Это будет зомби-апокалипсис, если так.

– Как очень метко сказал один мой коллега, тело – это 3D-биоскафандр для нашей души. Тело позволяет нашей душе существовать в этом мире. Когда приходит время, тело ветшает, выполнив свою задачу, и отходит туда, куда Господь определил, – в землю. Когда мы говорим о воскресении мертвых, есть, конечно, представление, что восстанут именно эти тела. Есть даже какие-то рассуждения о том, в каком возрасте люди воскреснут. Ведь кто-то умер ребеночком, кто-то – старым человеком. Есть рассуждения, что все воскреснут примерно в среднем возрасте. И так далее. Но все это лишь наши представления, на самом деле все будет не так.

Господа искушали вопросом: было семь братьев, все они имели одну жену; так чьей же она будет женой по воскресении… И Господь радикально перевернул этот вопрос, сказав, что там будет совсем не так. Мы машинально переносим в реалии будущего века то, что видим сейчас; нам кажется, что там будут мужья и жены, какие-то отношения между людьми. Но там будет по-другому. Господь сказал, что люди будут как ангелы, не будут ни жениться, ни выходить замуж (см. Мф. 22, 30). Но это лишь часть того, что Он пожелал открыть нам о будущем веке.

Когда Он Сам после воскресения явился ученикам, Его тело имело очень странные для нас свойства: Он мог исчезать, мог проходить сквозь закрытые двери. При этом Его тело было осязаемым, ведь Фома, как мы читаем, вложил пальцы в Его ребра и видел Его раны. Господь мог одновременно быть в разных местах, преодолевая очень большие расстояния, чтобы встречаться с разными людьми.

Если мы попытаемся это как-то представить, то либо сойдем с ума, либо нарисуем для себя какую-то картинку, которая будет нас удовлетворять, но это не будет иметь ничего общего с тем, как это будет на самом деле. Когда мы говорим о воскресении мертвых, можно, конечно, представить, как кости обрастают плотью, как мертвые восстают из гробов, но лучше этого не делать. Лучше просто поверить, что это будет, а как – мы этого даже представить не можем...

Представьте, сколько людей умерло от Адама до наших дней. Миллиарды! Когда все воскреснут, куда денутся все эти миллиарды? Они точно не поместятся на Земле. Уже этот вопрос может поставить в тупик. Тем не менее Господь так сказал, мы верим Ему и знаем, что так будет.

– Мы знаем: когда Христос придет во второй раз, это будет подобно молнии, и все в мире Его увидят. Даже это трудно себе представить.

– Поэтому лучше не представлять. Есть вещи, которые принимаешь на веру. Я верю Богу, доверяю Богу и знаю: как Он сказал, так и будет. Как это будет – мы не знаем. Кстати, из своей жизни каждый человек может без труда вспомнить какие-нибудь примеры того, как он представлял себе какое-то событие, которого ожидал в жизни, рисовал какие-то картинки, но в большинстве случаев было не так, как он себе представлял. Я тоже в свое время представлял, как приду в новый храм и все будет так-то и так-то, но все было не так, а гораздо лучше, чем я себе представлял.

Поэтому тем, кто меня спрашивает, как будет, предпочитаю говорить так: вы себе нарисуете тысячу сценариев, а будет тысяча первый, какого вы даже не представляли. И помощь придет оттуда, откуда вы меньше всего ожидаете; и человек поможет тот, на которого вы меньше всего рассчитываете. Все будет так, как Господь управит. А управит Он самым лучшим образом. Такие праздные вопросы лучше от себя отгонять, рассуждать на эту тему неполезно, потому что ни к чему хорошему это не приведет.

– Есть такая латинская поговорка: Vox pоpuli vox Dеi («глас народа – глас Божий»). И очень много других весьма странных фраз есть в опыте знаний человечества. Есть знания о Боге, которые преподаются в том числе в духовных школах. Но все равно каждый человек выбирает что-то такое, что ему ближе всего. Может быть, голос Бога не един, а для каждого человека свой?

– Я думаю, да. Этот голос исходит от единого Бога, но звучит для каждого человека в такой манере, в такой тональности, которая для него является наиболее воспринимаемой. Я встречал метафору про струны души: Господь умеет найти в каждом человеке такую струнку души, задев которую Он поражает человека до самых глубин его существа.

Например, многие люди, с которыми мне приходится сталкиваться, горят желанием привести человека в Церковь и начинают пичкать его информацией о том, как там хорошо, благодатно, рассказывают какие-то факты церковной жизни, пытаются за руку привести в храм, подтолкнуть к священнику, чтобы тот с ним поговорил. Мол, тогда точно на него что-то снизойдет. Или говорят: «Ты причастись – и почувствуешь такое!..» А человек причащается – и ничего не чувствует. У меня тоже такое было, особенно в молодости. Потом я понял, что все должно складываться так, чтобы у человека вдруг что-то щелкнуло. И это невозможно подстроить, это должно сложиться само.

– Это невозможно воспитать…

– Воспитать возможно, но это сработает тогда, когда Господь сочтет это наиболее подходящим; это будет в самый нужный момент в самом нужном виде. Очень хороший образ, – образ семени, которое человек бросает в землю и не знает, как оно растет. Господь использовал этот образ в одной из притч. Трудно представить себе садовника, который посадил семечко, а потом начинает время от времени его вытаскивать и смотреть, проросло оно или нет, что там и как. Наше дело – посадить, а все, что будет дальше, уже зависит не от нас. Мы должны только поливать, удобрять и надеяться на то, что в нужный момент семя прорастет и даст плод.

– Вопрос телезрительницы Ирины из Санкт-Петербурга: «Я хотела поделиться своим жизненным опытом. Это было еще до моего воцерковления, когда я еще не очень хорошо понимала о Боге. У меня была ситуация, когда я оказалась в очень тяжелых обстоятельствах, и мне было страшно. И в какой-то момент я услышала: «Не бойся». Это, конечно, не звучало как голос человеческий, просто пришло чувство: не бойся. Потом, когда я уже стала воцерковляться, узнала, что Господь так обращается, и в своем сознании сложила, что это, наверное, было от Господа. И помню, вслед за этим «не бойся» пришло какое-то внутреннее успокоение в той тяжелой ситуации. Поэтому я делаю вывод, что это был голос Бога. Но это было в то время, когда я не была воцерковлена. Когда человек воцерковляется, ему, может, и неполезно понимать, что это голос Бога. А когда я ничего не понимала, это было, и мне это помогло».

– Когда меня люди о чем-то спрашивают, я тоже делюсь своим опытом, который заключается вот в чем. Когда не знаешь, как поступить, или у тебя есть какой-то выбор, или тревога перед неизвестностью, то начинаешь молиться (как можешь), погружаться вглубь себя – и вдруг приходит уверенность: «Да, это будет так». Или: «Нет, это не так». И ты не можешь понять источник этой уверенности. У тебя могут быть какие-то факты или логические выкладки, что все правильно, что все складывается, но где-то внутри есть уверенность, что это не пойдет. И потом действительно все рассыпается. Голос ли это Божий? Или, может быть, это просто какое-то внутреннее чувство, когда ты пытаешься с Богом соприкоснуться, схватиться за Его хитон (люблю этот образ). Даже если ты не понимаешь, куда идешь, ты просто держишься за хитон.

Представьте: метель, ничего вокруг не видно, и у вас в руках веревка, что держит человек, которому вы доверяете. Вы ничего вокруг не видите, держитесь за эту веревку и знаете, что этот человек вас выведет; вы ему доверяете, хотя нет никаких оснований считать, что он видит лучше.

– На Крайнем Севере были когда-нибудь?

– Нет, не был.

– Во время пурги там веревки натянуты между домами. Если держишься за веревку, то точно дойдешь до другого конца веревки. Перила могут замерзнуть, могут сломаться, а веревка – нет. Это удивительное изобретение!

– Хватаешься и идешь. Так вот, в ответ на твои метания приходит внутреннее спокойствие: не бойся. Кстати, подсчитано знатоками Писания, что «не бойся» – самое частое обращение Господа. Господь оставил заповеди и многое говорил, но «не бойся» чаще всего встречается в Евангелии.

Мы не можем знать, как Господь все устроит, но доверяем Ему, ощущаем, что в наших руках веревка (или край хитона). В Вырице в храме (по-моему, справа от алтаря) висит огромная картина «Христос и дети». Там Христа окружают детишки, и один ребенок вцепился в хитон и с такой доверчивостью, с такой надеждой смотрит на Христа! Образ этого ребенка сразу всплывает в памяти.

Можно, конечно, полагаться на свои интеллектуальные способности, выстраивать логические цепочки, просчитывать ходы, как в шахматах, на несколько шагов вперед. Но когда встает вопрос о том, как поступить в какой-то очень серьезной ситуации, Господь подскажет. Если использовать тот же образ метели, там не расслышишь какого-то шепота, но будет громкий окрик: «Идите сюда!» И ты идешь на голос. Этот голос обязательно бывает; Господь никогда не оставляет без подсказки.

Иногда бывает так, что подходишь к краю пропасти, и это не время, чтобы миндальничать, что-то шептать; нужно тебя оттолкнуть, чтобы ты не упал. Это больно. И ты говоришь: «За что, Господи?» А потом понимаешь, что там была пропасть, а ты прямиком туда шел. Есть ситуации, когда всякие нежные поглаживания Господь уже исчерпал; и, может быть, тебя нужно и ударить. Когда понимаешь, что этот удар на самом деле был актом любви, то начинаешь больше доверять Богу. Вера – это еще и доверие.

Меня очень огорчает, когда приходят взрослые люди, далекие от Церкви, и начинают говорить: «Мне помогает Боженька». Меня немножко коробит это слово. Или человек говорит: «Я молюсь, и молитва мне помогает». Хочется спросить: «А воздух Вам помогает? Если помогает, то от чего? Чтобы не задохнуться?» Для чего нужен воздух?

То же самое молитва. Для чего нужна молитва? Она не помогает от чего-то, не решает какие-то наши сиюминутные проблемы. Молитва – это не заклинание: мне что-то понадобилось, я произнес какое-то заклинание – и то, что мне нужно, появилось. Нет! Молитва – это дыхание души. Когда дышишь молитвой, ты, кроме всего прочего, начинаешь что-то яснее видеть. Конечно, можно не заметить какие-то колдобины, споткнуться, но любящая рука обязательно поддержит, а где-то и оттолкнет, сделает вроде как больно. И ты даже обидишься: «За что же мне это?» Но потом придет понимание, что если бы не эта боль, ты бы и дальше улетел…

– Вот, оказывается, что такое ропот…

– Ропот – это когда у нас мысль: «Я знаю лучше, чем Ты, Господи. Вот если бы я был на Твоем месте, я бы устроил вот так и вот так». Я читал, что в каком-то монастыре (по-моему, в Оптиной пустыни) некий монах решил поспорить с игуменом. Он считал себя гораздо умнее, считал, что и сил больше, и энергии. Так вот, он начал доказывать игумену, что тот не прав, и позволил себе такую фразу: «Вот ты игумен, но не умен». На что игумен с улыбкой ответил: «А ты и умен, но не игумен».

Нужно понимать, в каком иерархическом положении мы находимся. В этом смысле мы должны четко осознавать, что Господь как наш Творец, как наш Отец абсолютно выше всего того, на что мы можем претендовать. Мы – Его создания, Его рабы, и уже только на этом основании мы должны быть абсолютно послушны Ему. Господь Своим примером, Своей жизнью показал, что смирение – высшая из добродетелей. Христос, Сын Божий, Который мог и горы двигать, и по воде ходить, не совершил ни одного чуда, чтобы спасти Себя или чтобы кого-то удивить; только по делу. Это верх деликатности.

Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит. Мы очень хотим услышать голос Божий в себе. Наверное, этот голос звучит всегда, просто нужно уметь его услышать.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Что я должен Богу и что Бог должен мне».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X