В студии священник Олег Патрикеев, настоятель храма святой великомученицы Варвары в поселке Рахья.
– Тема передачи: как говорить о Боге с людьми? Наверное, эта тема волнует очень многих, потому что каждый из нас знает изречение Господа: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Бывает, что среди прихожан много людей, абсолютно уверенных в том, что уж они-то знают о Боге все и ничего нового мы им не расскажем. Они взрослые люди, много читали и вообще в храме уже 50 лет. Чему еще их можно научить? Человеку, который считает так, рассказать о Боге, наверное, невозможно. С другой стороны, бывает и так, когда человек вдруг понимает, что за свои 50 лет в Церкви он, оказывается, ничего не узнал о Боге. Были ли случаи, когда происходило что-то подобное с Вами или с близкими Вам людьми, когда они вдруг понимали, что о Боге знают мало?
− Вся наша жизнь, в принципе, наполнена поисками. Поиск всегда происходит, и если в этом поиске найдется еще местечко для Бога, то, думаю, этот человек счастливый уже по своей природе. Когда он утром вдруг найдет под рукой Евангелие, которое ночью немножко почитал, то он знает, что и Кого ищет.
И, конечно же, рассказывать людям о Боге – это миссионерство, которым я занимался много лет. Это катехизация. Я в своей жизни был и музыкантом, и диджеем (и до сих пор люблю музицировать), был Дедом Морозом, а поиск смысла жизни, наверное, у людей искусства возникает чаще, он выражается и в поэзии, и в искусстве... Некоторые люди начинают писать иконы, некоторые, даже невоцерковленные, вдруг приходят и говорят: «Батюшка, мне хочется вышивать иконы». И начинают вышивать иконы. Человек в храм, может быть, не ходит, но начинает искать что-то другое в этом мире.
Так и у меня произошло в жизни, когда более 30 лет назад мой друг Олег, клавишник из нашей музыкальной группы, которая называлась «Рай» (а мы уже тогда назывались «Рай»!), подарил мне Евангелие. Оно до сих пор со мной, затрепанное, зачитанное. Мы тогда музицировали, ездили с выступлениями, в том числе выступали вместе с группой «Русские», то есть уже были, что называется, на волне. И вдруг он мне дарит Евангелие со словами: «Возьми, пригодится».
Я человек русский, крещеный, православный, то есть вроде живу правильно. Зачем мне Евангелие? А он говорит: возьми, пригодится! Ладно, оно маленькое, удобно в кармашек положить – и пускай лежит. Евангелие долго лежало у меня в кармане, иногда я на него поглядывал, почитывал: чего там интересного-то, в этом Евангелии? Семь лет его возил с собой в кармане, семь лет его читал, даже задом наперед читал, думая, что там, может, зашифровано что-то особенное. Почему его верующие люди так любят читать? А я в глубине души ведь тоже верующий был, даже в церковь ходил, свечки ставил. А раз верующий, то чему меня можно еще научить? И, наверное, я уже так утомил Бога своими вопросами, что однажды, когда ехал с ночной работы, у меня вдруг возникли в голове мысли: зачем я живу? где мой путь? куда мне идти? И я остановил машину, взял Евангелие и прямо ребром вопросы эти поставил, попросил Господа ответить. Открыл Евангелие. И Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь.
Вот тут-то все и началось. Я получил ответ и в мгновение ока все понял. Я понял, что есть Тот, Кто со мной разговаривает, Кто любит меня и у Кого есть имя. Я к Нему могу обращаться по имени. И начался уже поиск откровения, подтверждения евангельской истины, а потом и приход в храм. Я познал, что Бог меня любит. Я понял: то, что я делал раньше, было не очень приятно Ему, если честно разобраться. И здесь пришло осознание своего «я», своего недостоинства, сравнение себя с евангельскими людьми, которые прожили эту жизнь с Богом… Я стал смущаться – и здесь мне помогла Церковь, а также исповедь.
Господь знал, что уже пора, у Него все приуготовлено для каждого человека. Для каждого есть свой духовник, есть человек, который подведет к духовнику. Мой брат забеспокоился обо мне, я похудел очень быстро, потому что начал поститься, молиться, читать Евангелие. Это как первая любовь. А Евангелие мне попалось как будто бы протестантское, в синодальном переводе, но смущало то, что там было написано: «Издание братьев Гедеоновых». И меня брат повел в храм Божий, подвел к священнику и спрашивает его: «Батюшка, мой брат читает это Евангелие. Скажите, пожалуйста, можно это читать?» Священник взял, посмотрел и сказал: «Не только можно, но и нужно!»
– У нас есть вопрос от Евгения из Белгорода: «Чтобы рассказывать о Боге другим, нужно, по крайней мере, хотя бы немного познать Бога. А кто может, положа руку на сердце, сказать, что он что-то познал о Боге? Один известный ангел заявил, что он знает Бога. И где он потом оказался – мы все тоже знаем. Может, лучше думать и познавать Бога, а не спешить с рассказами для других, чтобы не оказаться в положении дилетанта?»
– Спасибо. Белгород, мы с вами, молимся за вас, родные! Конечно же, сразу говорить о Том, о Ком ты только сейчас узнал, – неправильно. У новоначальных христиан есть желание сразу рассказать всем о том, что Бог есть и любит нас. То есть это задор: «Ух, сейчас я всех изменю, всех к покаянию приведу!» Это присутствовало и присутствует. Сейчас я улыбаюсь этому, это было приятное состояние. Не эйфории, а состояние первой любви, первой благодати, которую Господь дает. Призывающей благодати. Она у святых отцов есть, они об этой благодати рассказывают, и святой апостол Иоанн об этой первой любви говорит: Вспомни, как горяча была любовь твоя ко Господу прежде и как охладел ты к Нему теперь. А ты уже, конечно, стал мэтром, сам все знаешь! О Боге мы не можем узнать всё. И никто не говорит о том, что надо полностью познать Бога как Он есть.
Есть прекрасная книга архимандрита Софрония (Сахарова): «Видеть Бога как Он есть». То есть это длительный процесс, это вечный процесс познания. Но даже если мы будем смотреть в телескоп и познавать небо, которое создал Бог, то нам не хватит и пятидесяти жизней, чтобы увидеть всю эту небесную красоту, тем более познать Того, Кто эту красоту сотворил.
Но Бог познается в духе. И вторая ступень познания Бога, конечно же, – это покаяние. Покаяние привело меня уже к Причастию, хотя сам смысл таинства Причастия для меня еще не был понятен, а ведь Причастие дается как залог твоего общения с Богом, с Его Сыном, со Святой Троицей. Но человек должен познавать Бога, и есть учебники познания Бога, есть таинства познания Бога, и Бог открывается людям только в той степени, в какой мы готовы Его познать.
Мы часто ездим на Афон. Есть книга: «Гора Афон, гора святая», она о людях, которые населяют эту Гору, о простых монахах. Я уже уверовал в Бога, уже был в Церкви, уже объездил много-много других святых мест, но Афон для меня оставался загадочным. Я думал, что мне туда еще рано, это место для меня непонятно. И вдруг я все-таки попадаю туда, еще не будучи священником, и вижу простых людей, монахов – греков, русских, грузин… И вижу, что они абсолютно другие, у них нет стяжательства, у них нет мыслей непременно тебя научить чему-то, рассказать о Боге. То, что часто возникает у людей: вот сейчас я тебе расскажу, как надо себя вести, как исполнять закон, как надо каяться, какие грехи исповедовать. Мы считаем, что мы об этом всё знаем. Но мы не знаем того человека, кому это рассказываем; и не знаем Того, о Ком хотим рассказать. Поэтому процесс познания Бога очень длительный. Как апостол Павел познал Христа? Он ослеп. Увидев Христа, он ослеп. Значит, мы должны быть готовы к тому, что мы либо и так слепые, раз не ослепли после Причастия, либо все-таки причащаемся с открытыми глазами и видим Бога таким, какой Он для нас есть, Он нам открывается в Сыне Своем. Самого Бога мы никогда не узнаем, ангелы закрывают нам Его лик, но Бог открывается нам в Своем Сыне.
А Сын принял человеческую природу, поэтому мы можем познавать Бога через Его Сына, через Иисуса Христа. Его мы можем не только познавать, но и общаться с Ним как с Человеком. И принять Его в себя. И как с Ним общаться, как Его принимать, как с Ним дружить, говорить – этому всему учит Евангелие. И когда мы читаем Евангелие, мы начинаем понимать, что, наверное, не всегда Бог отвечает на наши молитвы. Он часто молчит, даже чаще молчит, чем говорит, потому что Он уже все сказал. Он все сказал, послав Своего Сына две тысячи лет назад. Вот в Нем – Его слово. Для нас это и есть познание Бога.
А как о Нем рассказать другим людям? Тут должна быть сначала, конечно, вера. А знаете, кто первые люди, которым я рассказывал о Боге? Это были свидетели Иеговы, секта, которая сейчас запрещена в России.
– Вы им рассказывали о Боге? Они пришли рассказать Вам, а в итоге Вы рассказали им?
– Да. У нас завелось некое духовное соперничество, мы беседовали, прения были, я ходил даже на их собрания, мне было интересно, они были моими первыми учениками, потому что мой первый диплом был как раз о Божественной природе Иисуса Христа по материалам встреч с этой сектой. Я им доказывал Божественность Иисуса Христа, говорил о Его природе. И они, конечно же, удивительные люди, но упертые, до них трудно достучаться, там есть психологическое воздействие. Мы изучали потом их психологию, когда я уже пошел учиться. Я понял, что мне мало просто знать Евангелие, я должен был учиться, и я пошел в первый православный институт, где преподаватели из семинарии и духовной академии меня поддержали, научили. Преподавателя Евангелия, архимандрита Ианнуария (Ивлиева), можно было бесконечно слушать, внимать ему.
– Царствие ему Небесное!
– Да. Я молюсь на каждой литургии о нем. Это люди, которые познали сладость общения с Богом посредством молитвы, Евангелия, действий церковных таинств. И они научили меня многому.
И когда я приходил к свидетелям Иеговы, я приносил тексты на греческом языке, который я тогда изучал, и говорил им: давайте смотреть источники. Вот – ваша Библия, а вот – наша Библия, и у них был перевод другой. Потом, когда мы сопоставляли тексты, было понятно, что у них идет некий самообман. И это давало мне желание миссионерствовать, я же учился этому и хотел делиться с ними. Ведь мы рассказываем не о себе, не о том, как мы познали Бога, а рассказываем о Евангелии.
Вот у меня в руках Евангелие, которое присылают нам из Москвы. Я пишу прошение, и мне присылают бесплатно по 2−3 тысячи экземпляров. Я очень благодарен за это. И на любую проповедь (или когда выезжаю с беседами к школьникам, молодежи, в больницы) я беру с собой пачку Евангелия.
– Хорошо, если человек захочет его взять.
– Это не листовки. Но перед этим я рассказываю о том, как я пришел к Богу, рассказываю, как это Евангелие дало мне свободу, – и предлагаю людям освободиться, покаяться, искать Бога. Это же целая история – привести человека к Богу, рассказывая о Евангелии, о любви Христа к человеку. Собственный пример всегда срабатывает, как и в любой другой теме. Если ты рассказываешь о хорошей машине, на которой сам ездишь, показываешь ее удачные стороны – люди хотят ее купить.
– Вопрос от Ирины из Ленинградской области: «Когда Господа спросили, как молиться, Он сказал: Отче наш, сущий на небесах. Для меня вот это как-то звучит убедительно. А мы молимся: «Отче наш, Иже еси на небесех». Меня это смущает, мне кажется, что это звучит не совсем точно. И вопрос по евангельской притче: когда лежал на дороге больной, весь избитый, почему только самарянин подошел к нему и даже за него заплатил? И почему самарянин, только один из прокаженных, поблагодарил Господа за исцеление?»
– «Иже еси на небесех» – это красивые церковнославянские слова. То есть «Сущий на небесах, существующий, вечно пребывающий». Здесь не надо смущаться. Есть перевод церковнославянский, а есть греческий. Вы не бойтесь слов, которые произносите, бойтесь того, что можете не понимать их смысла. Можно только сказать слова: «Отче наш», – и уже мы осознаем, к Кому обращаемся, и дальше можно ничего не говорить. Ведь мы обращаемся сейчас к Тому, Кто сотворил весь мир, эти звезды, это небо, землю, воду, меня лично. И сейчас мы хотим с Ним пообщаться.
«Отче» на церковнославянском и «патер» на греческом – на русском просто: папочка, папа… Можно сказать, что мы обращаемся к Своему Отцу. Ведь люди были Его творением. Он вечен, и Он рисует этот мир словом. Говорит и рисует одновременно, как художник, поэт, музыкант. И картина мира прекрасна! А когда в ней появился человек, образ и подобие Его, тогда первые люди не обращались к Нему: «Отец». Они не были Его детьми, они были Его творением.
Но смотрите, что делает Христос: Он раскрывает нам Отца в Самом Себе, усыновляет нас Отцу через Себя и дает нам власть быть чадами Божиими, то есть детьми Божиими, и Он говорит, что теперь мы можем называть Его Отца – Своим Отцом.
Адам и Ева жили при законе, у них был закон не вкушать плод с древа познания добра и зла, а Христос нам дает благодать, и человек с абсолютно свободной волей решает, принять ее или нет. Вот удивительное свойство Его любви.
И в том мире, в том царстве, которое мы называем Царством Небесным (или райскими кущами, как угодно), будет один закон. Закон любви. Ты придешь в рай, и там уже не будет зла, не будет смерти, там уже не будет ничего нечистого.
Здесь, на земле, происходит выбор человека, но он происходит только по вере. А как уверовать в Бога, если о Нем не слышал? Как рассказать о Боге? Ведь наша вера –от слышания. А слышание – от слова Божия. А слово Божие – это Евангелие.
– Самарянин, который помог избитому человеку, тогда считался, по сути, язычником, неверным?
– Это была особая секта. У них был свой храм, свое поклонение.
– Самарянин – это же язычник абсолютнейший, это неверующий человек?
– Неверующих людей не бывает. Они не поклонялись, как язычники, разным богам, у них было тоже понятие единого бога, но только оно было совсем другим. И та самая жена-самарянка, с которой беседовал Господь у колодца Иакова, узнав о Христе, потом пошла рассказывать о Нем всем. Она пострадала за Христа и была прославлена в лике святых.
– Но вопрос был о том, почему самарянин – единственный человек, который пришел возблагодарить Господа за чудо исцеления. Ведь исцеление от Господа получили десять прокаженных, но только один, самарянин, возвратился к Иисусу Христу, поклонился Ему в ноги и слезно благодарил.
– Я думаю, Господь здесь говорит о том, что нет неверных, а есть люди, которым еще не открылась истина. Так как и саддукеи, и фарисеи были слепы, о них Господь говорил, что они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Они проповедовали о Боге, Его любви, о законах, которые нужно исполнять, при этом сами не видели Христа, Который был Основоположником этого закона.
– Вопрос из Гомеля от Елизаветы: «Прежде всего хочу поздравить вас с 20-летием вещания замечательного православного канала «Союз»! И дай Бог вам крепкого здоровья, чтобы дальше продолжал работать этот телеканал, потому что «Союз» есть свет миру и помощь всем людям. Огромное спасибо всем сотрудникам! У меня такой вопрос. Моей внучке 10 лет, она ходит в 4-й класс. Я ее с Божией помощью приобщаю к духовной жизни. Она что-то читает, благодарит Бога, у нее есть много икон, я про святых ей рассказываю. И вот однажды она спросила у меня, откуда появился Бог. И я не смогла ответить. Я говорю: все, что ты видишь, что нас окружает, – это создал наш Спаситель. А как появился Бог, так и не смогла ей ответить».
– Примите и от меня поздравление телеканалу «Союз», благословение на многая лета работы «Союза»!
Это вопрос, который дети постоянно задают. Когда я рассказываю, например, о творении Бога, о том, как Бог сказал: да будет свет! – то у детей возникает вопрос: а что было до Бога? И этот вопрос имеет право быть, потому что в нашем уме слово «бесконечность» может только обозначаться знаками. Мы смотрим на небо, которое конечное, но в нем видим бесконечность; мы не можем понять, как оно может быть конечным, потому что в нашем представлении это невозможно.
Наш ум не может представить себе даже в каких-то фантазиях эту бесконечность, потому что это – вечность. А вечность мы тоже не можем познать, потому что мы смертны, наше тело смертно. И ум тоже отказывается верить в то, что мы можем воскреснуть. Как мы можем воскреснуть? Кто я такой, чтобы воскресать? И мы можем часто даже отвергать бессмертие потому, что не знаем его, не видим.
Ведь когда мы хороним близких людей, какое тут бессмертие? Какая проповедь о воскресении, если мы видим мертвого человека, лежащего в гробу? Люди не верят в воскресение из мертвых. Если бы мы верили в воскресение из мертвых, мы верили бы и в свое воскресение. Тогда бы и плакали, как плакал Христос у гроба Лазаря, но и знали бы о том, что с усопшим случится через несколько минут. Минута (а это может быть и сто, и тысяча лет) – и мы воскреснем. Об этом говорят нам апостолы, об этом говорит Христос. Так как же нам не верить Христу? Но наш ум отказывается в это верить, потому что ум надо не просто убедить, уму нужен Дух.
– Поэтому, думаю, этой девочке обязательно Господь откроет эту тайну.
Вопрос от Юлии из Москвы: «Я вспомнила слова отца Олега Стеняева. Он же известный миссионер, через него многие люди приходили ко Христу, крестились, и после крещения он у каждого человека спрашивал, что побудило того принять крещение, какие-то, может быть, слова, цитаты… И, как говорит отец Олег, никто не мог вспомнить никаких конкретных слов, но все говорили только одно: ваше внимание и любовь. Только это. Так, может быть, нужно просто любить человека и ждать, пока он сам спросит что-то?»
– Господи, какие у нас есть зрители! Огромное спасибо, вы абсолютно правы. Проповедь о Боге не заключается только в словах. Она заключается больше в делах, конечно же, потому что вера без дел мертва. Но иногда наше молчание может быть из-за того, что мы не видим проблемы. Можно молчать, смотреть на проблему человека, внешне кивать головой: ну что поделать, вот такая у тебя судьба! А можно молчать с молитвой. Это то молчание, о котором говорят нам святые отцы. На Афоне и во многих других монастырях есть такое течение, как исихазм, то есть познание Бога через молчание, через молитву Иисусову. Это молчание приносит огромную пользу и тому, кто молчит и молится, и тому, за кого молятся, кому сейчас трудно. И ведь любовь – это глагол, это действие. Любовь – это делание, и Бог доказывает нам действием, что Он тоже любит нас.
– «Любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
– Да, но Он еще так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Эти слова надо записать себе. Бог любит меня до того, что отдает Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы я имел жизнь вечную! Мы же этим словам верим? Верим! Тогда нас должен отпускать страх смерти, ведь мы будем жить вечно, если будем верить в Иисуса Христа. Всего лишь вера! Первое условие – это вера. А вера, как мы говорим, от слышания. Надо открыть слово Божие, надо его полюбить.
Когда я понял, что Господь со мной разговаривает через Евангелие и открывает те простые истины, что надо любить друг друга, то возник вопрос: как я могу любить людей, которые меня не любят? Как я могу их любить, если они делают мне больно и это неприятно? А Господь, оказывается, учит меня этому. Евангелие – это учебник нашей жизни, здесь заложена вся формула любви. Если мы хотим достигнуть этого состояния любви, то мы не сможем сделать этого без чтения Евангелия, мы не сможем, не окунувшись в Евангелие, быть Ему подобными. А мы должны быть подобными Ему, потому что Он вложил в нас этот образ.
«Образ» – в переводе «икона», мы должны найти эту икону в себе, и потом ее можно показывать другим. Иконы молчат, иногда плачут, не всегда икона бывает чудотворной, иногда она бывает потрескавшейся, порезанной, прожженной нашими страстями, но она остается иконой. Бывает пробитая копьем неверия, но остается иконой. Так и человек. И Господь, до последнего нашего издыхания, верит в нас, верит в то, что каждый человек найдет в себе этот образ, образ подобия Самому Христу, а значит, и Богу. Вот это можно говорить людям, но только тогда, когда чувствуешь в себе эту силу любви.
Ведь Господь первыми посылал апостолов, говорил им: примите Духа Святого, проповедуйте, говорите обо Мне, Дух Святой будет вам подсказывать и помогать. Тогда получается, что это не я говорю, а говорит во мне Дух Святой. А Дух говорит только об Иисусе Христе и только то, что написано в Евангелии. Если я буду говорить то, чего нет в Евангелии, то это уже что-то мое, не Божие, и это надо всегда сверять со святыми отцами, учителями, преподавателями академии. Они-то пропитаны Духом Святым, потому что от них идет благодать.
– Помните, у нас был на телеканале протоиерей Димитрий Смирнов? Царство ему Небесное! Когда он уже был совсем болен, он говорил, что не хождение в церковь, не молитва, даже не Причастие приводят к Богу, а любовь, проявление любви к ближнему.
– Да, это делание. И митрополит Антоний Сурожский сказал, что никогда человек не поверит другому, рассказывающему ему о Боге, если в том человеке не будет искры, радости о воскресшем Христе, радости от чтения Евангелия и любви к Евангелию. Господь говорит: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Вот поэтому я теперь раздаю Евангелие, но с условием его чтения, углубления в него; и провожу при этом беседы. У нас есть кружок библейский, где мы читаем Библию, ее изучаем.
– Да, я видел молодых людей в вашем Молодежном отделе, видел, что у них глаза горят, и это действительно радостно.
– Это лучшая похвала!
– Просим Вашего благословения для наших телезрителей.
– Идите в этот мир, который вас ждет, который очень строг, он будет ждать ошибки вашей, чтобы в этой ошибке вас обвинить, осудить. Но помните, что наши ошибки, нашу неправедность изменяет Христос. Он хочет, чтобы мы стали другими, иными. И вы ими станете! Я в это верю. С Богом все возможно!
Ведущий Глеб Ильинский
Записала Полина Митрофанова
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Что я должен Богу и что Бог должен мне».
Этот день в истории. 28 марта
День ангела. 28 марта
Церковный календарь 28 марта. Священномученик Михаил Богословский
Евангелие 28 марта. Был также зван Иисус и ученики Его на брак
Читаем Апостол. 28 марта 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!