В студии игумен Филарет (Пряшников), настоятель Никольского мужского монастыря в Старой Ладоге, кандидат теологии.
− Тему сегодняшней передачи подсказали наши телезрители: как преодолеть страх смерти? Я хочу начать с вопроса, который звучит таким образом: «Что делать, если не проходит страх смерти? Я исповедуюсь и причащаюсь, хожу на службы каждый день, читаю молитвы утром и вечером, стараюсь жить правильно. Разговаривала со своим батюшкой на тему смерти, вроде бы стало полегче, но потом снова накатывает. Боюсь не того, что буду наказана за свои грехи, а просто самого факта смерти. Не могу принять мысль, что умру, очень люблю жизнь, очень сильно хочу жить. Боюсь, потому что не могу представить, как это − жить без физического тела? Как это − жить вечно, без времени? Смогу ли я говорить, видеть близких, что я вообще буду делать? Все, что читаю у старцев, в житиях святых, – на время успокаивает. Но потом все равно возвращается страх. Что мне делать?» Я думаю, что этот вопрос, наверное, очень многие задают (в разных вариантах), но суть сводится примерно к этому.
− Вопрос очень пространный, но давайте поэтапно постараемся коснуться фундаментальных основ учения о человеке и того, как христианство нам вообще раскрывает тему смерти и посмертного пребывания человека в том мире.
Хотел бы начать с того, что у Бога нет смерти. Апостол Павел говорил, что смерть для него − приобретение. Почему он так говорил? Есть над чем задуматься. Физическая смерть – это переход в иное состояние. Как учит христианство, наша личность никуда не исчезает. Та память, которая у нас есть о нашей прожитой жизни, тоже не стирается.
Человек состоит из двух частей, это тело и душа, и в учении о человеке мы видим, что Господь сотворил человека не только по образу и подобию Своему, но и даровал ему бессмертную жизнь. То есть мы все бессмертны. И вот отсюда идет понимание того, что у Бога нет смерти. Смерть физическая – это переход из одного состояния в другое.
Я в свое время встретился с книгой-притчей Юлии Вознесенской: «Мои посмертные приключения». Я не знаю, как телезрители к этой книжке относятся, но я ее прочитал за одну ночь. Конечно, это иносказание, но там отчасти показано то, что будет происходить с нами в другом мире. Достоверных сведений, безусловно, нет. Первое, что у нас там будет, – это вечное общение с Богом. Если человек жил правильно, то он будет вечно наслаждаться общением с Богом. Если человек жил не очень хорошо и своими поступками заслужил другое к себе отношение, то, конечно, в раю такой человек не окажется, но окажется в месте вечной тоски и вечного плача. И Сам Господь говорит, что там будет плач и скрежет зубов, то есть вечное отчаяние. Когда человек переступает порог смерти, у него происходит переоценка того, как он жил, и он встретится лицом к лицу с бессмертием. Вот это самое важное.
Увидим ли мы своих близких? Безусловно, увидим. Увидим ли мы ангелов? Безусловно, увидим, потому что есть примеры из святоотеческого Предания, когда ангелы Божии приходили за душами святых людей, но и демоны тоже приходили за душой только-только умершего человека. Поэтому мы с вами должны быть уверены, что встреча с бессмертием – это вечное общение с Богом.
Есть еще один момент, о котором мы всегда забываем: физическая смерть до всеобщего воскресения – это какой-то период, какое-то время. Но мы знаем, что будет общее воскресение из мертвых, когда наши тела, души соединятся. Все изменится, будет новая земля, мы будем новые, в бессмертных телах, и будет совершенно иное состояние.
Поэтому, когда мы говорим о сегодняшнем времени, до Второго Пришествия в мир Христа, то, конечно, это время пребывания в ожидании того, что будет потом. Но, безусловно, страх смерти присутствует у всех, поверьте. Даже не физической смерти, потому что смерть – это секунда. Вопрос в другом. Насколько мы готовы ответить Господу Богу за свою жизнь? И в вопросе есть такая мысль, что Бог накажет за грехи. Но мы всегда живем надеждой. Есть христианские добродетели – вера, надежда и любовь. Мы не только верим в Бога, что Бог существует, стараемся жить по Его заповедям, а верим в то, что у Него найдется милосердие для каждого человеческого существа, стремившегося к Нему, старавшегося жить с Ним. Даже если что-то у человека не получалось в этой жизни, все равно все будет покрыто, я уверен, Божиим Промыслом и Божиим милосердием.
Мы очень любим своих домашних животных, и я где-то читал, что будет потом с животными, ведь они же имеют душу растительного происхождения, как говорили древнегреческие философы. У животных нет бессмертной души. Со смертью тела умирает и их духовная составляющая, хотя они и разумные существа. Но, по-моему, Клайв Льюис писал, что Господь может человеку даровать в иной жизни нечто похожее на то живое существо, которое в его земном бытии жило с ним вместе. Но это уже просто предположение. А с родственниками, близкими мы обязательно там встретимся; и со святыми, если Господь сподобит, потому что все они находятся в обителях Божиих.
Господь сказал, что в доме Его Отца обителей много. И как звезда от звезды отличается, так и люди будут находиться в разных местах вечного прославления Бога, вечного общения с Ним. Какие при этом будут чувства, какие ощущения, мы узнаем, когда туда попадем.
− Вопрос от Ирины из Ярославля: «Я ловлю себя на мысли, что, думая о смерти, боюсь того, что умру не исповедовавшись и не причастившись. Вдруг такое внезапно случится, а я без причастия. Где я тогда окажусь? Я, например, хочу быть рядом с Богородицей, с Матронушкой, со святым Лукой. Но смерть на самом деле неожиданно может случиться, а я не успею подготовиться».
− Да, когда мы с вами приходим на богослужение, мы просим у Господа мирной христианской кончины. И эти прошения повторяются за богослужением не один раз, особенно на Божественной литургии. Мы всегда у Господа просим безболезненной и мирной христианской кончины. И если об этом просим, Господь обязательно даст возможность принять Его Тело и Кровь. Возможно, перед самой смертью, возможно, за несколько дней, за неделю… Но Тело и Кровь Христа – это залог будущей жизни.
Опять же приведу маленький, но очень назидательный пример. Мы всегда Великим постом вспоминаем преподобную Марию Египетскую. Сколько раз она причастилась в своей жизни? Представляете, всего два раза! Понятно, что она − святая, она совершила подвиг борения со страстями. Поэтому мы, когда причастились, уже получили залог того, что когда-то воскреснем, залог будущей жизни. Но желать причаститься перед своей кончиной, стремиться к этому, просить у Господа: «Господи, не дай мне умереть без Причастия», – это наша святая обязанность. «Господи, поддержи меня через Причастие, потому что это очень важный и трепетный для меня шаг, трепетная секунда перехода в мир иной!» Вообще без Причастия жить невозможно. Мы, священнослужители, причащаемся каждое воскресенье и еще в праздники. То есть мы постоянно живем в этом духовном единении, потому что мы соединяемся как с Церковью, через Чашу Евхаристии, так, конечно, и с Богом. И самое главное − не надо бояться, что вы умрете без Причастия. Мы просим, чтобы Господь не дал нам внезапной смерти. Хотя мы, конечно, не знаем, когда Господь нас заберет, это может случиться в любой момент. Шел человек, упал – и умер. И все, он ушел в мир иной. Поэтому здесь надо просить Господа, и Господь услышит и, конечно, не отвернется, а даст помощь и утешение.
− А мы, зная, что уже на пороге смерти, если это не скоропостижная смерть, можем ведь пригласить священника, чтобы причаститься.
− У отца Даниила Сысоева, по-моему, есть замечательная книжка: «Инструкция для бессмертных». Почитайте. Он пишет: когда мы выйдем из тела, душа будет иметь уникальную способность быстро, моментально перемещаться. И нужно лететь туда, где мы никогда не были, лететь в Иерусалим. Как только выйдем из тела – лететь ко Гробу Господню. В вопросе Ирины прозвучало, что она хочет быть рядом с Богородицей. Вы и будете рядом с Богородицей, если душа будет тянуться к Ней, к святителю Луке, к святителю Николаю Чудотворцу, которого в нашем Никольском монастыре мы всегда прославляем. Я вообще считаю, что Николай Чудотворец − хозяин нашего Староладожского Никольского монастыря, потому что он охраняет его, заботится о нем, и братия монастыря каждое утро совершает братский молебен, в котором обращается к святителю.
Еще раз хочу сказать: мы многих вещей страшимся, потому что их не знаем, опыта же нет у нас. Мы не знаем, как это будет, почему это будет, какие будут законы, что там делать… Яблоки собирать и по саду гулять? Возможно, будет что-то и наподобие этого. Но самое главное − будет вечное блаженство, вечное пребывание с Богом. Ведь мы к Богу стремимся всю свою жизнь. Мы говорим: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» А там мы лицом к лицу Его будем видеть.
− Вопрос от Татьяны из Москвы: «Я смерти не боюсь, а боюсь того, с чем я туда приду. Вот это страшно. Меня успокаивает то, о чем пишут святые отцы, – что я обязательно увижу своего Творца лицом к лицу, увижу Богородицу, святых своих любимых, Иоанна Кронштадтского. И надеюсь на милость и любовь Божию. Хотя это, наверное, с моей стороны дерзновенно, но я надеюсь на Его любовь. И второе: святые отцы пишут и про ад, и про рай, кто чего достоин. Но многие пишут, что будет всё во всем. Некоторые святые поясняют: когда золото, бриллианты добывают из земли, то они все грязные, их очищают. Так и мы будем все очищены».
− Конечно, надо иметь в молитвах ко Господу Богу большое дерзновение. Знаете, как написано в одном месте Священного Писания? Стучите − и отворят вам! Не постукивайте, а стучите! Имейте дерзновение, имейте великое упование на то, что Господь не посрамит нашей веры, даже если мы несовершенны, даже когда грешим, спотыкаемся, когда, может быть, отдаляемся от нашего Создателя. Но все-таки, как написано даже в святоотеческом предании, нет греха, который бы Бог не мог простить. Единственное, что Он не может простить, – когда человек сам не видит греха в себе. Важно, что мы каемся, стараемся исправлять себя, ведь ошибки у нас всегда будут.
Я тоже где-то читал о том, что до всеобщего воскресения для грешников будут мучения, но после воскресения они как бы очистятся от своих грехов. Но зачем нам об этом рассуждать? Господь Сам определит. Да, есть такое понятие, как всеобщее оправдание, такое учение, о котором очень много спорили, что все будут прощены (и дьявол будет прощен).
Но не забывайте: если воля не совсем смиренная − о каком оправдании может идти речь? Для чего нам нужна эта жизнь? Чтобы своей волей определить, где будешь потом находиться. А так нечестно, когда живешь греховной жизнью, попадаешь в другой мир – а там ангелы…
− Если живу всю жизнь с врагом и служу врагу − у врага и окажусь.
− Да. Если мы при жизни не нашли Христа, не приобрели то, о чем Он учит в Священном Писании. Я не хочу рассуждать о том, что меня не очень касается, я не знаю, как это будет. Я бы оставил все в руках Божиих. Господь печется о любом человеке, видит всю судьбу, всю жизнь этого человека. И может, в этой жизни есть то, за что Божий Суд сможет человека оправдать.
Вопрос смерти, посмертного пребывания души очень интересный, там много таких страниц, которые нам неизвестны.
− Я, конечно, не могу не вспомнить блаженную Ксению Петербургскую и ее мужа Андрея Петрова. Он перед смертью не исповедовался и не причастился, и Ксения взяла на себя подвиг молитвы за него. Мы понимаем, что умерший человек определить и изменить свою судьбу уже не может. Только мы можем за него молиться. А насколько мы, люди, никакого опыта смерти не имеющие, можем молиться за ушедшего уже человека, чтобы попытаться повлиять на его посмертную участь?
− Здесь я бы хотел нашим телезрителям напомнить, что молитва Церкви имеет колоссальную силу. Мы представляем образ апостола Петра с ключами от Царства Небесного. Ключ – это символ власти. Когда молится вся полнота Церкви, то изменяется состояние души человека. И в книге Юлии Вознесенской очень хорошо об этом говорится на примере человека, к которому прилетал ворон, приносил просфору и кидал именно ему. Просфора – это символ церковной молитвы. И почитайте, как преображалась душа этого человека под влиянием церковной молитвы. Душа, даже находясь в каких-то не очень благодатных местах, потихонечку начинает преображаться, она получает от молитвы огромную пользу.
И помните рассказ, как кто-то из египетских монахов шел и увидел на дороге череп? Он спросил его:
– Кто ты такой?
– Я – жрец.
– И что там у тебя?
– Великое пламя, стена пламени! Но, поверь, когда вы молитесь, бывает небольшое утешение, отдохновение, пламени становится меньше.
Мы говорим о молитве Церкви. И когда мы уйдем и Господь определит нам конец нашего бытия, нашей земной жизни, то мы не будем там одиноки, будем чувствовать поддержку Церкви Божией, всех христиан, которые молятся. Ведь смотрите, сколько поколений христиан прошло, их имена уходят из памяти, могилки зарастают, а Церковь Христова продолжает молиться за всех христиан. Молитва за каждого человека будет совершаться вечно, постоянно. Пускай даже наши имена не называются, но мы причастны к единой Церкви; как торжествующей на небесах, так и воинствующей на земле.
– Вопрос от Владимира из Курска: «Я ходил в магазин обуви и увидел на паре ботинок протекторы в виде креста. Что-то мне это очень не понравилось. И еще такой вопрос. Почему Господь попускает, чтобы пропадали мощи? В человеческой истории такое неоднократно было, некоторые мощи сжигали, некоторые просто утрачивались. Ведь они являются безусловной святыней».
– Начну с ответа на вопрос о мощах. В истории Сербской Православной Церкви есть уникальная личность, основатель сербской государственности святитель Савва Сербский. Это человек, который сделал огромное дело: он не только объединил сербов в единое царство, основал Сербскую Православную Церковь, но был всегда символом борьбы против завоевателей, поработителей. И, кстати говоря, в XVI веке, когда Сербия находилась под властью турок, были сожжены мощи святителя Саввы, потому что Савва Сербский объединял народ воедино, он был символом Сербии. Турки достали его останки из монастыря и сожгли. На этом месте в Белграде сейчас находится величественный собор в честь святителя Саввы Сербского.
Почему Господь такое попускает? По навету злых людей прежде всего. Злой человек может делать то, чему мы не можем воспрепятствовать, мы не можем помешать его злой воле. И вот эта злая воля кучки людей, к сожалению, привела к тому, что великая святыня сербского народа исчезла. Но преподобный Савва не перестал быть национальным героем, святым Божиим угодником. Потому что мощи – это всего лишь тело, оно вообще может истлеть со временем. Я привел один пример, почему это происходит: по воле злых людей. Но иногда это происходит и для какого-то нашего вразумления.
Я всегда задавал себе вопрос: почему у нас в северо-западных областях много святых находится под спудом? На Валааме святые находятся под спудом, а почему их так спрятали? Потому, что там постоянно были войны, шведы и другие враги приходили, которые точно так же могли поступить с останками святых: просто их уничтожить.
А в советское время что делалось? Вот это и есть злая воля людей. Останки – это просто останки, но мы же обращаемся к душе этого святого человека, чьи останки лежат под спудом. Кроме того, мы же еще обращаемся к иконам святых, молимся этим угодникам Божиим – и тогда святые отвечают на наши молитвы.
А на вопрос про ботинки я бы ответил, что есть много мест, где мы видим символ креста. Тот же перекресток – это тоже символ креста. Важно то, что возникает ответственность за глумление над святынями, когда специально издеваются над христианской символикой. Если вы надели эти ботинки, то это не значит, что вы крест топчете. Но если вас сильно это задевает, просто не носите эту обувь. Но в этом нет попирания креста. Вот если бы вы специально крест приклеили к подошве ботинок, чтобы на него наступать, – это другое дело… Относитесь к этому без фанатизма. Фанатизм нигде не нужен.
– Известен случай, когда одна из антихристианских сект имела ковер при входе, о который люди, когда заходили, вытирали ноги. И когда эту секту, что называется, вскрыли, то оказалось, что на обратной стороне ковра был лик нашего Господа. Но это было сделано специально. А помните бассейн «Москва», который находился на месте разрушенного храма? И если те, кто там купался, знали о том, что купаются на месте разрушенного храма, – то они совершали в чистом виде кощунство. А если человек не знал об этом?
– Тоже тема интересная. Посмертное воздаяние – это не наказание за прожитую жизнь, за какие-то нелицеприятные поступки. Это некий экзамен, Суд Божий, когда Господь развернет перед вами всю вашу жизнь, как вы поступали в той или иной ситуации, как жили. И человек сам себя будет осуждать за это. Но одно дело, когда человек все знает и понимает и при этом совершает нехороший поступок, впадает в грех; а другое дело, когда он совершает этот проступок по незнанию. Хотя незнание не освобождает от ответственности, но в христианстве все-таки есть такие разграничения, когда знаешь – и делаешь; и когда по неведению что-то совершаешь. Мы и в молитвах говорим такие слова: в ведении и в неведении, в разуме и в неразумии.
Сегодня огромная беда в том, сколько абортов совершается, сколько маленьких детей умирает по ряду причин. Мы при этом говорим, что они не были просвещены светом Христовой истины, не были крещеными. Хотя мама сама может прямо в больнице (при необходимости) крестить ребеночка, произнеся крещальную формулу. Конечно, иногда бывает не до того, но нужно знать, что такое допускается.
А что с некрещеными умершими младенцами будет? Мы говорим, что Господь Милосердный. В западной традиции сказано, что все идут в ад. Но младенцы-то при чем?
А один из наших восточных святых писал, что души этих детей не будут наказаны, но и не будут прославлены. У Бога много обителей, и этих детей не за что наказывать. Хотя это тайна, которую мы никогда не разгадаем.
– Наверняка у каждого человека в жизни было такое, когда он ночью вдруг просыпался в каком-то страхе. И когда с нами такое происходит, мы, конечно, обращаемся к Господу: «Помилуй, прости, сохрани меня, Господи, Твоей любовью и благодатью!» Может быть, как раз страх смерти помогает нам обратиться к Господу, даже если мы не имели ранее молитвенного опыта. В Священном Писании сказано: а других страхом спасайте. Может быть, страх и может обратить нас к Господу?
– В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, читаем: Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь. Помни, человек, что твоя жизнь не бесконечная, ты будешь отвечать за свои дела. И я думаю, что мы, верующие христиане, должны отдавать себе отчет в том, что нам придется о своей жизни дать отчет Господу Богу.
Мы порой думаем: а может, там и нет ничего? Современная медицина позволяет человека возвращать к жизни после остановки сердца. По-моему, реанимационные действия могут длиться час, даже полтора. И есть свидетельства о том, что видели люди, находясь в состоянии клинической смерти. Об этом пишут исследователи, врачи. Конечно, не все, потому что в среде врачей есть и такое мнение, что это результат кислородного голодания мозга. И среди людей, переживших клиническую смерть, есть те, кто ничего не видел и не чувствовал, а много и таких, которые говорят, что было нечто такое, что они и объяснить не могут. Какой-то свет, какой-то голос...
Я сейчас не скажу имя американского врача, кардиохирурга. Он написал книгу на английском языке, но я пытался ее переводить, чтобы понять, о чем он пишет. И он рассказал историю, когда в палате реанимировали слепую женщину. У нее остановилось сердце, и он пишет, что когда удалось запустить сердце и душа ее вернулась назад, то она описала, какого цвета стены палаты, какая прическа была у медсестры, что происходило в палате, кто где стоял. Она глазами не могла увидеть это в принципе, а душа ее увидела. Может быть, это ближе уже к чему-то мистическому, но такие свидетельства есть.
– А страсти, которые мы не исповедовали, которые и страстями-то не считаем (например, курение или блуд), после смерти остаются в человеке? Но ведь он же уже не сможет курить, потому что тела нет.
– Вот в этом и проблема. Вот почему мы при жизни должны освободиться от своих страстей. Есть такое состояние, когда страсть сжигает человека. Человек берет инструмент – свое тело – и грешит, и таким образом временно страсть тушится. А там тела-то не будет, а этот огонь страсти останется. Почему святые отцы и говорят, что потушить этот огонь надо здесь, на земле. Есть такое понятие, как бесстрастность, это то, к чему стремились святые отцы. Нужно помнить, что от страстей, маленьких и больших, надо потихоньку избавляться, просто не поддаваться им. Но если не получается – все в руках Божиих. Главное – стремитесь! Господь и человеческие намерения целует. Даже просто добрые намерения – это уже большой плюс.
– Но при этом мы понимаем, что за каждый грех ответ будет. Я опять-таки вспоминаю Ксению Блаженную и Андрея Петрова, который не успел исповедоваться. Когда и как можно исповедоваться в том случае, если нет священника? Вы ездите часто в зону СВО, и там тоже бывает такое, что человек не успевает обратиться к священнику. Можно ли исповедоваться Господу в том случае, если нет рядом священника?
– Безусловно. Можно и нужно в последний час своей жизни, в последнюю секунду сказать: «Господи, прости меня за все мои грехи!»
– В руце Твои предаю дух мой!
– Не знаю, смогли ли мы хоть немножко утешить и успокоить того человека, что задал нам этот вопрос о страхе смерти. Вспоминаю советские времена, особенно 1920–1930-е годы, времена гонений на веру Христову. Кто исповедовал священников, которые стояли на грани смерти? Их ведь расстреливала тройка НКВД; и тут же закапывали. Никого не было, чтобы можно было исповедоваться. И уповали на Божие милосердие и Его силу.
– Да, протоиерей Философ Орнатский успел помолиться о своих сыновьях, которых расстреляли перед ним. У нас очень много примеров святых людей, которые таким образом перед Господом успели исповедовать свои грехи.
Прошу Вашего благословения для наших телезрителей.
– Дорогие наши телезрители, я хотел бы пожелать каждому из вас милости Божией, укрепления веры. Не бояться, а знать одну очень важную христианскую истину: Господь очень-очень любит всех нас. И если посылает испытания, то Он, конечно же, подкрепит и даст силы, чтобы донести свой крест до конца. Берегите себя и своих близких!
– Наверное, страх смерти может быть для нас очень полезным. И митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что размышление о смерти чрезвычайно полезно для православного сердца.
Ведущий Глеб Ильинский
Записала Полина Митрофанова
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает священник Владимир Тоготин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве.
У книжной полки. Начало спасения — страх Божий
Этот день в истории. 18 февраля
День ангела. 18 февраля
Церковный календарь 18 февраля. Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
Евангелие 18 февраля 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!