Беседы с батюшкой. Игумен Флавиан (Матвеев). 29 ноября 2023

29 ноября 2023 г.

В гостях у нас наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга игумен Флавиан (Матвеев).

– Начался Рождественский пост – время, которое в итоге приведет нас к дивному празднику Рождества Христова. Давайте напомним нашим зрителям о том, как и когда был установлен Рождественский пост.

– Рождественский пост – установление весьма древнее. Сохранились исторические свидетельства о том, что уже в первые века христиане готовились к празднику Рождества Христова, постясь, чтобы праздник встретить в большой радости. И в первые века христианства (по крайней мере, в IV веке) пост продолжался недолго, всего лишь семь дней. В начале второго тысячелетия, в XII веке, патриарх Константинополя, которого звали Лука, устроил реформу, и пост стал длиться 40 дней, как и сейчас. Получается, что уже после крещения Руси наши благочестивые предки привыкали к тому, что Рождественский пост удлинился, стал более серьезным, более строгим.

– Охарактеризуйте, пожалуйста, Рождественский пост по характеру строгости, продолжительности.

– Рождественский пост очень строгий. У нас в православии вообще нестрогих постов не бывает. Когда я вчитываюсь в уставные заметки о том, как нужно поститься, всегда ловлю себя на мысли, что когда-то я мог хотя бы сколько-то времени провести в посте такой строгости. Это очень большие строгости. Понедельник, среда и пятница – сухоядение, нужно есть пищу либо сырую, либо какие-то печеные овощи. По вторникам и четвергам можно вареную пищу с маслом. В субботу и воскресенье разрешена рыба и разрешено вино, но немного. Получается, кроме субботы и воскресенья, очень строгое ограничение в пищевом рационе. Начиная со 2 января (по новому стилю) даже в субботу и воскресенье рыба отменяется. Последние дни самые строгие.

Если соблюдать пост по всей строгости, надо себя обречь на очень суровую жизнь. Понятно, что не только в рационе надо быть строгим, но в количестве и качестве пищи. Тут есть о чем порассуждать.

– Говоря о посте, мы всегда делаем акцент на том, что важно не только гастрономически себя ограничивать, но и работать над собой духовно.

– С духовной точки зрения надо разобраться в том, что собой представляет пост, чтобы не было никакой путаницы. Понятно, что у нас был сложный 70-летний период в жизни общества и Церкви. Но даже потом, за многолетний период духовной свободы в России, правильное духовное образование, правильное духовное знание получили немногие христианине. Очень часто пост воспринимается в виде запрета, табу: вчера мясо, молоко, яйца, сыр было можно, а сегодня нельзя. Некоторые христиане именно так воспринимают пост. Но это неправильно. Запрет, табу, конечно, может человека привести к какой-то духовной дисциплине. Но если, кроме дисциплины, больше ничего нет, от этого будет очень мало пользы.

Пост – это время, в которое Церковь благословляет христиан на различные духовные упражнения. И здесь несколько принципов, некоторые из них очень древние. Это запечатлено в богослужебных песнопениях начала Великого поста, в высказываниях святителя Василия Великого, память которого совершалась в минувшее воскресенье.

Пост – это время, чтобы перемениться, все злое из своей жизни выкорчевать, безжалостно и решительно избавиться от зла, греха (в частности, по словам святителя, от лжи, клятвопреступления, присвоения чужого и так далее) и впустить в свою жизнь все доброе: милость, любовь, радость, терпение, именно к этому устремиться. Это древний церковный принцип, сформулированный достаточно подробно еще в середине первого тысячелетия.

Святитель Василий Великий говорит, что во время поста рацион нужно сделать более дешевым, чтобы была возможность сэкономить на еде и поделиться с нуждающимися. Он говорит: если это не соблюсти, только себя утеснить, а ни с кем не поделиться, в этом будет мало духовной пользы.

Мы живем в XXI веке и часто жалуемся, что время летит стремглав, что времени ни на что не хватает. Одно, другое, третье, одни события меняют другие, перед глазами мелькают какие-то картинки, вдруг раз – и Рождество, пост уже пролетел. Духовные наставники нашего времени, опытные духовники всегда обращают внимание на то, что нужно внимательно пользоваться временем. И одно из духовных упражнений во время поста – рассуждение о том, как проходит наше время, чем мы заняты. От всего суетного, ненужного и второстепенного нужно быть в стороне, а заняться тем, на что обычно времени не хватает: почитать Евангелие, духовную литературу, сходить в храм Божий на исповедь, причастие, чтобы к празднику Рождества Христова подойти с радостью. Перед праздником, в течение поста и в сам праздник приступить к таинствам. Пост действительно должен быть подготовкой к встрече со Христом, и в этом смысле нужно позволить себе перестроить свою жизнь.

Приведу пример. Бывает, человек говорит: «Духовная жизнь – это, конечно, хорошо, но мне некогда, я работаю много, чтобы семью обеспечить». – «Тебе точно не хватает времени на духовные занятия?» – «Абсолютно точно. Все заполнено работой». – «А с домашними-то общаешься?» – «Тоже нет времени общаться». …Человек говорит, что ему сложно себя перестроить. Но на то и дано время поста – чтобы перестроить свою жизнь от худшего к лучшему, найти время на то, на что его обычно не хватало. Иногда человеку изматывать себя работой даже легче. Потому что воспитывать детей, нянчиться, терпеть детский плач, крик, капризы трудно. Лучше на работу.

Это один из примеров, когда человеку стоило бы свою жизнь подкорректировать (через какой-то слом самого себя), чтобы найти время на духовные занятия и для правильной семейной жизни.

Можно привести другой пример. Прихожанка прочитала в книжке о том, что привязываться к вещам – это грех, и спрашивает священника: мол, что тут греховного? Например, вот у меня хорошая ряса, и я Богу благодарен за то, что она у меня есть. Когда есть хорошая одежда, какие-то электроприборы, облегчающие жизнь, – это хорошо, если принимаешь это с благодарностью. Когда одежда или электроприборы приходят в негодность, человек начинает сетовать, как все плохо: одежда рвется, придется зашивать, подправлять, отдавать в ремонт. Начинается ропот. Человек привязан к этим вещам, он к ним привык. Хотя, если спросить, окажется, что и деньги есть, чтобы обновить гардероб, купить новые электроприборы вместо негодных. Человеку кажется, что он бережлив, но на самом деле причина, по которой человек не хочет потратить деньги на что-то новое, – сребролюбие в виде скаредности, жадности. Даже потратить деньги на самого себя рука не поднимается. Человек сетует на жизнь, вместо того чтобы ее облегчить. Вот это, конечно, надо изменить.

Наша жизнь должна быть подчинена Богу, Божиим заповедям, но и здравому смыслу. Если пришла пора обновить гардероб или какие-то предметы обихода, это надо просто сделать, чтобы жизнь стала легче. Появилось что-то новое – есть повод возблагодарить Бога за такое обновление и за обновление в душе, потому что сребролюбие в виде жадности, скаредности удалось как-то преодолеть. И высвободится свободное время: не надо будет думать о том, как латать одежду, организовывать ремонт; будет возможность сделать добрые дела и потратить время на какие-то духовные занятия. В этом смысле духовные упражнения должны быть такими, чтобы это был пересмотр образа мыслей и образа жизни.

– Вы интересно сказали, что было бы неплохо удешевить рацион во время поста и сэкономленные деньги потратить на ближнего, того, кто нуждается. Мне кажется, это проблема для современного человека, потому что он, наоборот, во время поста пытается пищу, которую нельзя есть, заменить чем-то подобным. Например, рыбу нельзя, а морепродукты можно. Но мы же знаем цену морепродуктам. То есть человек начинает искать замену чему-то. Это же тоже проблема.

– Несомненно, это проблема. Вообще устав о посте, который мы имеем, был написан для монахов. У нас нет дисциплинарного устава поста для мирян. Может быть, когда-нибудь устав о посте будет пересмотрен таким образом, чтобы выхода за пределы здравого смысла все-таки не было. Потому что очень многое изменилось с тех пор. Например, немало шуток есть насчет спиртных напитков. Говорят: мол, водочка постненькая. Это вызывает горькие улыбки, тем не менее это факт. (Водочка так или иначе относится к вину; до революции водка называлась «Столовое вино № 21».) По сути, это дает пространство для нездорового восприятия поста. Духовники говорят: вино разрешено, но понемножку. Вино должно радовать, но не опьянять; оно не должно изменять поведение человека. Но у нас дисциплинарно вино разрешено, а вот сколько – не прописано. И так далее.

У нас сейчас очень дешевый сахар. Сладости сейчас какие угодно, и среди них немало именно постных сладостей, в которых фактически только один сахар и еще какая-нибудь химия. Все это считается постным, но это чрезвычайно нездоровая пища. Доктора разводят руками. Некоторые христиане постятся на хлебе, воде и сладостях (мед, варенье). Это крайне нездоровое питание.

Нам в XXI веке нужно поститься, конечно, с оглядкой на тот опыт, который мы имеем, и древние принципы ни в коем случае не терять из виду. Пища должна быть проще. А простота так или иначе соотносится с ценой; это то, что подешевле...

В XXI веке с голоду никто не умирает. Избыточная масса тела приводит к проблемам, например, к повышению артериального давления; люди мучаются, страдают. Для того чтобы избавиться от подобного рода страданий, нужно просто меньше кушать, особенно углеводов, сахара. Так говорят диетологи. И мы точно не пожалеем, если будем на это ориентироваться, потому что это здравый смысл.

Есть какие-то дисциплинарные указания на характер поста. И здоровым людям будет полезно на время отказаться от мясного, молочного и так далее. И кушать поменьше. Но нужно, чтобы все это было подчинено цели: знать себя, управлять собой, своим организмом, своими мыслями, чувствами, всем направлением своей жизнедеятельности.

– К нам поступило несколько вопросов относительно поста от наших телезрителей, предлагаю на них ответить. Первый вопрос: «Много занимаюсь спортом и употребляю спортивное питание в виде протеина и аминокислот. Допустимо ли употреблять в пост спортивное питание?»

– Здесь могут быть разные точки зрения. Но если руководствоваться тем, что человек занимается спортом ради здоровья, то почему бы и не добавить в свой организм белка ради того, чтобы занятия спортом не принесли организму вред? Когда человек тренирует свои мышцы, а белка в организм поступает мало, то обмен веществ искажается. И если мало белка, который так нужен организму для того, чтобы восполнить потери, образующиеся при спортивных занятиях, то занятия спортом могут принести вред.

Тот белок, который предлагается как спортивное питание, – это химически обработанный продукт. Он принимается в виде пилюль или каких-то напитков, которые не такие уж и вкусные, если говорить о том, что такое спортивное питание. Это не котлета или бифштекс, а что-то напоминающее врачебные снадобья. Если все в рамках здравого смысла, то почему бы и не позволить себе употреблять это спортивное питание? Считайте, что это биологически активная добавка к пище.

– Еще один вопрос от зрителя: «Не могли бы Вы сказать, какие молитвы и тексты из Библии нужно читать ежедневно в пост?»

– Если говорить про тексты именно из Библии, Священного Писания, то в пост хорошо бы в первую очередь обратить внимание на Евангелие и Новый Завет. Пост – очень хорошее время для того, чтобы поставить перед собой какую-то задачу. Если человек, например, не читал Евангелие с толкованиями, то нужно поставить себе такую задачу – найти хорошее толкование. Мне самому нравится, и я рекомендую прочесть толкования на Евангелие и Апостол архиепископа Аверкия (Таушева). Это хороший автор, у него все достаточно кратко, емко и по делу. Есть и другие авторы, но тут уж кому какие нравятся.

Нужно поставить перед собой такую задачу – прочесть Евангелие с толкованиями. Если прочитано Евангелие, можно перейти к Деяниям святых апостолов и их Посланиям. Здесь тоже есть какие-то исторические книги в помощь или толкования того же архиепископа Аверкия (Таушева). Важно, чтобы на время поста было серьезное упражнение в познании. Нужно поставить перед собой такую цель: я буду это познавать и вместе с этим познанием приду к празднику Рождества Христова, порадую себя и Христа, к Его ногам положу свой небольшой подвиг.

А если говорить о Ветхом Завете, то, конечно, это книга псалмов Псалтирь. Очень большую духовную пользу и назидание получают те люди, которые берут на себя такую задачу – читать псалмы не только по-церковнославянски, но и по-русски. Некоторые читают параллельные тексты, привыкая таким образом к тому, как в храме звучит церковнославянский язык и что эти слова означают по-русски. Потому что далеко не все псаломские стихи сразу понятны в церковнославянском произношении. Приучать себя к звучанию церковнославянского языка, понимая смысл по-русски, – это очень хорошо.

А некоторые читают Псалтирь просто в виде русского текста, желая проникнуться мыслью автора, воспринять ее в духовном смысле. На Псалтирь тоже есть толкования. И те люди, которые читают псалмы с толкованиями, комментариями, тоже получают много духовной пользы. Также есть назидательные книги из Ветхого Завета: Книга Притчей, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова. Они тоже принесут много пользы.

Если человек не вчитывался в Ветхий Завет, то, по крайней мере, можно прочитать с чувством, с толком, с расстановкой первые исторические книги Библии с самого начала – с Книги Бытия и толкований на нее. Сотворение мира – это колоссальная тема. Важно задуматься о том, что Бог сотворил мир по Своему замыслу, по Своей великой любви, по Своей воле, что мир имеет смысл. Вдумываться в это можно на протяжении всего поста. Сколько духовной пользы можно из этого почерпнуть!

– Есть такие любители книг, для которых они становятся учебными пособиями. Они их читают и что-то выписывают, какие-то пометки делают на полях прямо в книге. А Библия может быть таким учебным пособием? Можем ли мы в ней что-то написать, приписать, когда изучаем ее с толкованием? Я слышал на этот счет очень крайний взгляд, что к ней нужно относиться с трепетом – и больше никак.

– Я встречал таких людей, которые книги Священного Писания используют для каких-то подчеркиваний фломастерами, делают какие-то заметки на полях. Но все эти люди не православные. Православные люди с такими манерами мне в жизни не встречались. Я видел Библию или Новый Завет с такими подчеркиваниями и пометками только в руках протестантов. Сразу же вспомнилось, как в XIX – начале XX века русских протестантов называли штундистами. Они штудировали Библию, изучали ее. И эта штунда (тщательное изучение) у них в буквальном смысле слова на первом месте.

Все-таки какое-то благоговение к Священному Писанию должно быть. Вообще нужно стремиться к тому, чтобы все было на своих местах. Если мы Священное Писание называем словом Божиим, то и отношение к слову Божию должно быть серьезное и благоговейное. Благочестивый христианин на Библию никогда ничего не положит. Она всегда будет лежать отдельно, и на нее просто невозможно ничего положить, потому что это слово Божие, Священное Писание. Я думаю, именно к этому нужно стремиться.

– Еще один вопрос: «Живу в студенческом общежитии. С соседом по комнате готовим на двоих. Раньше мой сосед постился, а сейчас не хочет. На этом фоне у нас начались разногласия и споры. Как в этих разногласиях из-за поста не потерять терпимости друг к другу?»

– В крайнем случае, если из-за этого нет мира, вполне возможно готовить пищу себе отдельно. Если хочется соблюдать пост и следовать в этом своему пути, который считаешь правильным, на мой взгляд, здесь важно не отступать от своего упования. Конечно, готовить отдельно – это целая морока. Когда готовят по очереди (сегодня один, завтра другой), получается экономия времени.

Если решил поститься, ограничив себя в пище, нужно этому следовать. Но постараться так следовать, чтобы в этом не было какого-то духа соперничества, конфронтации. Прежде чем затеять какое-то свое питание, нужно просто поговорить с другом и сказать: «Как друг и сосед ты мне дорог, но то, что для меня важно, я должен делать. Ты, пожалуйста, на меня не обижайся и не сердись, но я все-таки буду делать это по-своему. Может, тебе захочется когда-нибудь ко мне присоединиться – буду терпеливо ждать».

– И еще один вопрос: «Я веду очень строгий образ жизни, мало питаюсь и вообще не употребляю мясную пищу. Чем тогда в моем случае должно отличаться время поста от обычного времени? Что и как мне поменять в пост?»

– Наверное, делать как можно больше добрых дел, обратить внимание на свое духовное образование, быть почаще в храме Божием на исповеди и у Причастия. Потому что в нашей духовной жизни пост – это обрамление того главного, чем является встреча со Христом. Причастие и предшествующая исповедь – это встреча со Христом, а пост как духовное упражнение, как обновление жизни, как особая дисциплина нужен для того, чтобы обрамить себя, правильно настроить, чтобы быть готовым к встрече со Христом как в празднике Рождества Христова, так и в каждое причастие.

Также, постясь, мы готовимся к встрече со Христом в праздник, преодолевая себя, приступаем к Нему, видя во Христе Помощника, Который, войдя в нашу жизнь, будет нам помогать ее шаг за шагом обновлять. И тогда праздник состоится. То есть этому человеку можно посоветовать заняться духовным образованием, делами добра и милости и вести более церковный, сосредоточенный образ жизни.

– Завершая нашу встречу, хотел бы попросить Вас обратиться к нашим зрителям, дать напутствие на этот Рождественский пост.

– Дорогие братья и сестры! Дай Бог всем нам, вступившим в Рождественский пост, начинающим его, быть серьезными, вдумчивыми, молитвенными, по отношению к себе – строгими и бескомпромиссными. А в отношении к ближним чтобы было больше добра и милости, была жажда встречи со Христом. Благословение Господне да будет с вами!

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать