Беседы с батюшкой. Игумен Флавиан (Матвеев) 29 марта 2023

29 марта 2023 г.

Сегодня у нас в гостях наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга игумен Флавиан (Матвеев).

– Наступила середина Великого поста. Как понять, что пройденный этап успешен или, наоборот, что-то не получается?

– Для этого нужно обратиться к пониманию того, что такое Великий пост. С одной стороны, Великий пост – календарное время года. С другой стороны, пост – это время духовных упражнений для каждого отдельного христианина. Христиане постятся вместе, потому что по календарю положено поститься, и каждый христианин постится по отдельности, потому что ставит перед собой определенные цели. В этом смысле каждому христианину пост нужен для достижения каких-то конкретных задач, чтобы было что принести к празднику Воскресения Христова. Получается, мы постимся и как Церковь, и как каждый отдельный христианин.

Каковы цели поста и сводятся ли они к чему-то единому? Наверное, сводятся: это угождение Богу и стремление откликнуться на Его любовь. Бог любит нас, а мы в ответ стремимся возлюбить Его. Вспоминаем сразу же две заповеди о любви, которые даны Самим Господом Иисусом Христом. Первая заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. И вторая: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Постом мы стремимся эти заповеди соблюсти, в первую очередь – первую заповедь.

Апостолы говорят, что невозможно возлюбить Бога, если к своему ближнему относишься не по любви, не по-человечески. Если у нас в душе какая-то сердитость, с кем-то споры, разногласия, неудовольствия, зависть, жадность, злоба, то с ближними не удается нормально сосуществовать. Не то что любить их, даже жить рядом плохо получается. И это для нас сигнал: если со второй заповедью любви не складывается, значит, не складывается и с первой. Это один критерий.

Второй критерий. Пост – это упражнение для каждого человека, каждого христианина. Если мы это упражнение тянем, не бросаем на полдороге, не унываем, не сгибаемся под его тяжестью, следовательно, наш путь получается более или менее прямой. Когда человек рассчитал свои силы, наметил что-то для себя и идет этим путем, не унывает, а, наоборот, стремится к Божией радости, значит, все с постом более или менее хорошо, можно поститься дальше.

– Часто бывает, что пост становится чем-то невыносимо сложным, абсолютно ничего не получается. Почему так происходит? Как правильно настроиться на время поста?

– Пост как упражнение не получится, если у поста нет целей. У каждого своя цель, потому что у каждого своя страстная натура, свой перекос в душе. Часть людей сгибается под грузом своих телесных потребностей. Поэтому нужно правильно поставить перед собой цели и правильно рассчитать свои силы.

Если цель будет, например, такая, чтобы избавиться от всех своих страстей одновременно, вычеркнуть все страсти из своей души и абсолютно чистым прийти к празднику Светлого Христова Воскресения, то скорее всего это не получится, потому что люди за целую жизнь с такой задачей не справляются.

Если человек выберет одну главную страсть, в чем он особенно слаб, и возьмется за эту страсть, а за остальными будет просто присматривать, чтобы они сильно не кусали, тогда, может быть, и удастся добиться какого-то продвижения.

Мы себя ограничиваем в еде, развлечениях, еще в чем-то. Но правильно ли мы рассчитываем свои силы, чтобы не унывать, не отложить все, сказав: «Пусть все подождет до следующего поста»? Будто остаток поста нельзя провести с пользой. Так может наступить уныние. Чтобы этого уныния не было, нужно познавать себя. Духовные учители Православной Церкви, святые отцы, говорят, что человек должен знать самого себя: на что он способен и в плохом смысле, в чем может дать слабину и какие есть силы, чтобы делать шаги вперед, навстречу Богу. Если человек стремится познать себя, правильно себя настроить, чтобы устремиться к богопознанию, тогда он находится на правильном пути. Это путь духовного рассуждения, духовных размышлений.

Нужно к посту относиться разумно, планировать его для себя – только в этом случае от поста можно ожидать какой-то пользы. В православии не должно быть никакого оккультизма, никаких ожиданий, что нажмешь на кнопку – получишь результат и твоя мечта осуществится. У нас в православии нет ничего автоматического. Мы постимся, употребляем какие-то средства самоограничения, молитву, чтобы приблизиться к Богу. Но это не происходит автоматически. Мы надеемся на милость Божию, употребляем свои усилия, и происходит, как говорят богословы, синергия. В милости Божией, в свете Божием мы совершаем свое спасение.

– Давайте поговорим о том, какова структура седмиц Великого поста и почему она выстроена именно так. Какие примеры Церковь нам предоставляет во время поста и чему нам следует научиться у святых, чья память в это время особо почитается?

– Великий пост сложился таким образом за многие и многие столетия. Вряд ли можно сказать, что был какой-то, так сказать, автор Великого поста, который составил график; все это складывалось постепенно, но складывалось, во-первых, в Духе Божием.

Великий пост – особое время в жизни всей Церкви. Церковь, движимая Духом Святым, со временем расставила значимые празднования, значимые отметины в течение Великого поста таким образом, чтобы пост приобрел большое воспитательное значение, чтобы были какие-то наглядные примеры, чтобы направить нас на правильный путь, поддержать в духе церковном. Не мы первые и не мы последние. Ветхозаветные праведники, апостолы и их последователи стремились к Богу, ко Христу. Все мы идем этим путем и учимся у наших предшественников. Вступая в Великий пост, мы подражаем предшественникам и умиляемся их благим примерам. Например, в древних обителях монахи на время поста расходились по пустыням, а перед этим просили друг у друга прощения. Какой умилительный пример – испросить друг у друга прощения, самим всех простить и уже потом начать молить Бога о прощении. Если мы не прощаем, то и нам не простится. Собственно, с Прощеного воскресенья, которое перетекает в первый день Великого поста, и начинаются наши великопостные переживания. А до этого идут три подготовительные недели.

В первые четыре дня Великого поста особенно актуальна тема сугубого покаяния, которая заключена в ежевечернем чтении (слушании) Великого покаянного канона святого Андрея Критского. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Мы стоим в храме, слушаем, читаем, кланяемся и проникаемся духом раскаяния. В первую седмицу Великого поста люди особенно постятся, особенно воздерживаются, и эти устремления первой недели приводят нас к причастию в первую субботу или воскресенье (у кого как получится). Первое причастие Великого поста очень много значит.

Первый воскресный день Великого поста – Неделя Торжества православия, когда мы вспоминаем, как Церковь преодолела ересь иконоборчества. Еретики утверждали, что Бога невозможно изобразить и не надо Его изображать. Мол, кто мы такие, чтобы Бога изображать? И сколько претерпели те подвижники, которые противились этой ереси! Монахов обливали маслом, поджигали, они страшно мучились и умирали. Это были страшные времена. Когда Святая Церковь в конце первого тысячелетия преодолела эту ересь, этот соблазн, был учрежден праздник Торжества православия, в котором Церковь являет свою радость от того, что Духом Святым ереси преодолеваются и правда торжествует. Этот праздник особенным образом нас поддерживает. Когда совершается чин Торжества православия (особенно если он совершается архиерейским чином), звучат анафемы всем ересям, многолетствия всем подвижникам, кто трудился ради утверждения православия. В этом Церковь осознает свое единство в Духе Святом. Это один из тех благословенных дней, когда Церковь ощущает себя именно Церковью.

Второе воскресенье Великого поста – празднование в честь святителя Григория Паламы (святой жил в середине второго тысячелетия). Это тоже особенные переживания. Святитель Григорий утвердил православную истину о том, что Богу небезразлична судьба Его Церкви, людей, каждого христианина мира; Господь всегда действует в нашем мире Своими, как он говорил, энергиями или действованиями. Эти энергии, действования носят нетварный характер. Бог не где-то там; Бог участвует в жизни Церкви, в жизни христиан. Свет преображения Господня, который видели апостолы на горе Фавор, как говорит святой Григорий, – тоже нетварный. И этот нетварный свет, по благодати и милости Божией, могут увидеть настоящие подвижники, которые стремятся ко Христу всей душой, всем сердцем.

Христос Спаситель сказал в Своей прощальной беседе с учениками: кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Опираясь в том числе на эти слова Христа Спасителя, святой Григорий утвердил истину, что Бог близко, Бог в буквальном смысле касается нас Своими действованиями; Бог ведет как всю Церковь, так и каждого христианина в отдельности.

Затем наступает Крестопоклонная неделя. В третье воскресенье Великого поста крест выносится на середину храма, и всю последующую неделю крест лежит посредине храма. Если мы к этому времени уже немножко, может быть, приуныли, то, глядя на страдания, которые претерпел Христос Спаситель, мы понимаем одну простую вещь: что наши страдания и малые скорби в сравнении с тем, что претерпел ради всех нас на кресте Христос Спаситель?

Прекрасные песнопения поются в эти дни, что теперь врата Эдемские не охраняет пламенный меч, потому что он связан Древом крестным. Древо крестное убирает огненное оружие от врат рая. И Христос вместе с крестом стоит во вратах рая и в буквальном смысле слова вопиет: «Снова войдите в рай». Всех людей с Адама и Евы, которые были изгнаны из рая, Христос приглашает в рай сильным возгласом: выйдите из духовного тумана, из духовного расслабления, войдите вновь в рай.

Вот такой поэтический образ. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, Христос Спаситель нас приглашает не в тот рай, в котором жили Адам и Ева, а к гораздо большему: у Адама и Евы было просто общение с Богом, а через Христа Спасителя мы имеем возможность быть приобщенными к самой Божественной жизни. Вот такими мыслями мы проникаемся, когда смотрим на крест Христов в Крестопоклонную неделю.

Четвертое воскресенье Великого поста – празднование в честь Иоанна Лествичника. Мы вспоминаем великого подвижника (он жил в середине первого тысячелетия), игумена Синайской пустыни. Святой Иоанн был поставлен руководить монашеской жизнью в буквальном смысле против своей воли; он не хотел, но ему сказали: надо. Потом его попросили написать книгу, он тоже какое-то время думал, потом все-таки согласился. И какая хорошая получилась книга, сколько в ней духовного опыта! Прочитав ее, мы можем получить много пользы, если осознаём, что наша жизнь и наше приближение к Богу должно идти не какими-то семимильными шагами, а постепенно: одна добродетель за другой. Только тогда мы можем дойти до самой вершины, до Божественной любви, когда все остальное уже прошли, ступенька за ступенькой, не перескакивая, не делая семимильные шаги. Если слишком замахнуться, можно и ногу вывернуть. Недаром на иконах, которые изображают лествицу к небесам, мы видим, как неосмотрительные монахи кубарем скатываются с этой лестницы, летят вверх тормашками. Нужно тихо и терпеливо подниматься, а если будешь неразумным, дурным подвижником, то можешь кубарем полететь вниз.

Пятое воскресенье Великого поста посвящено памяти преподобной Марии Египетской. Колоссальная история о том, как великая грешница, блудница, распутница смогла с помощью Божией откликнуться на Божий призыв, который к ней непосредственно был адресован. Она ушла в пустыню, подвизалась там и достигла спасения. Не прикасаясь к Священному Писанию, она знала его, потому что истины Писания были внушены ей в пустыне Духом Святым. Это научает нас тому, что нет такого духовного тупика, из которого человек не мог бы выбраться. Каждого человека, каждого христианина сопровождает воля Божия и благодать Божия, которая зовет идти по направлению к Богу. Если человек откликается, он так или иначе может быть похожим на любого подвижника, в том числе на святую Марию Египетскую. Это совершенно необыкновенный пример, и он касается каждого из нас. Ведь про Марию Египетскую нельзя сказать, что она была так сильна, чтобы сделаться святой и выжить в страшной пустыне. Она откликалась на Божий призыв, шла за волей Божией. И такая задача стоит перед каждым из нас.

Шестое воскресенье Великого поста – Вход Господень в Иерусалим, когда мы осознаем себя детьми, бросающими ветки под ноги ослика, на котором Христос Спаситель въезжал в Иерусалим, и возглашаем: благословен Грядый во имя Господне. Мы гораздо счастливее тех людей, которые встречали тогда Христа Спасителя, бросали ветки, постилали одежды в знак уважения, почета, любви, потому что знаем, ради чего Христос Спаситель входит в Иерусалим. Мы знаем, как Он плакал о судьбе Иерусалима. Мы знаем о том, что Христос Спаситель идет на смерть, на страшную казнь. Он претерпел побои, терновый венец, заушение, затрещины, страшное бичевание. Затем была дорога на распятие и мучительнейшая смерть на кресте. Христос претерпел все это ради нас и нашего спасения. Днем раньше празднуется Лазарева суббота. Два этих памятных события – воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим – следовали один за другим и объединены в церковном воспоминании одним тропарем. Один тропарь поется и в Лазареву субботу, и в праздник Входа Господня в Иерусалим.

– У апостола Павла в Послании к Римлянам есть такие слова: если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Как правильно истолковать эти слова?

– В те времена, когда эти слова были сказаны, перед христианами был такой соблазн: некоторые христиане страшно боялись идоложертвенной пищи, избегали к ней прикасаться и с осуждением смотрели на тех христиан, которые говорили, что идолы в мире ничто и идоложертвенная пища ничего не значит. Между теми и другими христианами было мало понимания. В апостольской среде было принято щадить тех людей, которые идоложертвенной пищи опасались, мол, если они не могут это принять, их совесть немощна, то ни в коем случае не нужно стараться при них демонстрировать какое-то другое отношение к пище. Апостол Павел говорит: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

Это было, но в нынешнее время ничего такого нет. Сейчас нас не окружают люди, которые приносят в жертву животных, убивают их в честь каких-то языческих божеств. Но есть слегка ошибочное отношение к Великому посту: некоторые христиане считают, что если кто-то соблюдает пост немножко меньше, чем они, то такие люди великие грешники. Это тоже слабая, немощная человеческая совесть. Конечно, если человек, который постится не так строго, начнет щеголять перед строго постящимся каким-то диетическим творожком, вызывая неодобрение своего сотрапезника, он вряд ли поступит осмотрительно. В этом смысле христианам лучше поберечь чувства своих единоверцев, которые очень строго относятся к посту. Некоторые в буквальном смысле слова придерживаются негласного правила: умри, но постись.

Иногда постящийся христианин находится в обществе людей, которые вообще не соблюдают пост или соблюдают его едва-едва. Часто бывает такое, например, когда христианина приглашают на день рождения или на какую-то вечеринку. Что делать? Христианин здесь вправе рассудить, что для него важнее: живые люди, которым можно оказать уважение (ведь если не пойти, люди могут истолковать, что им не оказали уважения), или сам принцип поста, упражнение, которому человек себя подвергает в эти дни? Наверное, все-таки живые люди важнее. И можно немножко с ними повеселиться. Никто же не обязывает много веселиться, много есть и много пить. Но если человек окажет людям уважение, они, видя, что он как христианин относится к ним по-человечески, не пренебрегает людьми, возможно, присмотрятся к той вере, которая ведет нас к Богу. Может быть, это приведет к Богу и их.

Ведущий Сергей Новиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать