Сегодня у нас в гостях игумен Филарет (Пряшников), настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря.
– Тема сегодняшней передачи: почему мы должны жертвовать собой ради близких. Тема сложная, в особенности в наше время. Примеров жертвенности очень много. Недавно Вы ездили, что называется, к «ленточке». Жертвенность очень многогранна. Расскажите, как мы способны жертвовать собой ради близких, как наполнить эти слова смыслом, чтобы они перестали быть одной из православных или околоправославных тем, которые никого не трогают.
– Если мы посмотрим на христианское учение о спасении человеческого рода, то заметим одну парадоксальную вещь: спасение построено на жертве. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Бог Отец отдает Своего Сына в этот мир. Это первый пример жертвы ради спасения ветхого человека, падшего Адама.
Второй момент, который очень близок для христиан: когда мы заходим в православный храм, то обязательно увидим распятие. Что такое распятие? Что такое крест? Крест – это жертвенник, на котором висит распятая любовь к человеку. Сын Божий Иисус Христос отдает Себя ради спасения каждого. Это тоже жертва. И она велика.
Мы часто говорим, что Бог есть любовь. Но это понятие сопряжено у людей с разными качественными формулировками. И все-таки в центре христианского понимания любовь – это всегда жертва. Господь отдает Себя на спасение человека, отдает все, что у Него есть. У человека выше и дороже жизни ничего нет.
Те же слова мы произносим, когда говорим о наших воинах, защитниках Отечества: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Господь говорит эти слова о Себе. В последней беседе с апостолами Он называет их друзьями и говорит, что отдает Себя ради каждого из них.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Мы посвящаем эти слова нашим воинам и тем людям, которые отдают себя ради служения ближнему, находясь на разных профессиональных ступенях. Потому что нельзя жить наполовину, наполовину исполнять свои обязанности. Нельзя быть наполовину священником или врачом. Ты отдаешь всю свою жизнь не только профессии или служению, ты отдаешь себя своим ближним. И когда мы спрашиваем, необходимо ли нам, христианам, жертвовать своим временем и талантами ради своих близких, – безусловно, да, потому что это смысл нашей веры.
– Вопрос от телезрительницы Ирины из Ярославля: «У меня пожилая мама. Она просит отдать ее в дом престарелых, потому что уже немощная, слабая. Я отвечаю, чтобы даже не думала об этом. Ведь она носила меня на руках, когда я была маленькая, никуда меня не сдавала, чтобы я там росла, пока она работает. Я считаю, что мы должны жить со своими родственниками. Кто-то уже слабый, за ним надо ухаживать. А кто-то вредничает от того, что ему больно, он плохо понимает. Я слышала, что таким людям надо чаще причащаться, чтобы брать от Причастия силу, мудрость, терпение. Правильно?»
– Вот пример жертвенности и христианского отношения к нашим близким, особенно к родителям. Мы должны быть благодарны родителям за то, что они подарили нам эту жизнь, воспитывали нас, не спали ночами. И когда приходит время, мы должны заботиться о них, упокоить их. Недаром Господь дает нам наши жизненные кресты. Это ведь тоже некое испытание тебя, твоей веры и выносливости.
Конечно, когда в доме пожилой человек, за которым нужно ухаживать, мы отдаем ему практически всю свою жизнь: внимание, любовь, терпение. Этому необходимо учиться. Таинство Причастия дает человеку внутреннюю духовную энергию, благодать Божию, которая отвечает на вопросы и помогает быть собранным. Ведь служить ближнему не всегда радостно, не всегда приятно ухаживать за больным человеком. Для этого нужно иметь огромное духовное желание это делать. А когда что-то не получается, когда тебе не говорят спасибо за то, что ты ухаживаешь за кем-то (родителями, близкими, больными детьми), то, конечно, без молитвы, без благодати Божией, которую мы получаем в Святом Причастии, невозможно совершать это служение ровно, без срывов, без отчаяния. Причастие дает нам силы нести испытания, которые пришли, исполнять обязанности сына или дочери для своих родителей, помогать им, ухаживать за ними. Что значит почитать родителей? Почему не сказано любить их? Потому что любить – это естественно, а заповедь именно почитать родителей, то есть заботиться о них до последнего. Это тоже пример жертвенности, назидательный для каждого.
– Недавно я беседовал с игуменом Силуаном (Тумановым). Он говорит, что умение благодарить – это тоже жертва. Не просто сказать спасибо, а именно поблагодарить. И если мы не умеем этого делать, то все очень сложно. У нас есть примеры жертвенной любви разных людей. Апостол Иоанн пишет о любви. Его называют апостолом любви. Мы знаем очень много примеров жертвенной любви из житийной литературы. Но все это нам не пригождается по той причине, что мы не умеем претворять в жизнь то, что знаем. Мы знаем умом. Но как сделать так, чтобы это дошло до нашего сердца?
– Безусловно, в каждом поступке есть некая мотивация. Почему я должен это сделать? Почему должен отдать часть своей жизни или всю жизнь за другого? Почему должен жертвовать своим терпением или временем ради, возможно, чужого человека? Когда ты заботишься, ухаживаешь за кем-то, отдаешь себя, то получаешь обратную связь от Господа. Потому что внутренне ощущаешь эту сопричастность. Господь делает добрые дела через нас. Мы всего лишь руки. Когда кто-то нуждается и просит у Бога помощи, Господь посылает нас, меня или близкого, который обязательно поможет решить проблему. Но мотивация здесь не в том, что я получу за это какую-то награду и Бог скажет, что я молодец. Нет. В этом смысл нашей жизни. Апостол сказал: вера без дел мертва. То есть добрые дела, добродетели, к которым так стремились и подвижники, и монахи, и простые люди, были смыслом их жизни. Отдать себя окружающим, помогать, поддерживать, разделять боль, страдания, радость – это смысл нашей веры.
– То есть участие в жизни другого человека с сердцем в любом случае может быть жертвой?
– Да, безусловно.
– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Масса людей и в советские времена приносили себя в жертву ради близких. В чем разница между жертвенностью неверующего человека и православного? Чем отличаются эти жертвы?»
– Разница в мотивации. Почему человек это делает? Ведь можно делать это за деньги. Если ты врач, то тебе платят зарплату, а ты ухаживаешь за больными. Какая здесь мотивация? Что в основе? Ведь это твоя профессия, и здесь уже есть вознаграждение. Если ты неверующий человек, то делаешь это, потому что это твоя обязанность. Другое дело, когда ты имеешь в своем сердце основание и будешь делать это даже бесплатно. Почему я должен делать добро? Почему должен быть отзывчивым? Почему должен разделять и радости, и беды с этим человеком? Вопрос в том, как человек делает это, ради чего.
Можно, конечно, рассуждать по-разному. Ведь Господь никогда не забывает доброделания. И у верующих людей есть определенные критерии. Но я думаю, что неверующих людей не очень много. И иногда одно доброе дело способно человека вытащить на определенный уровень. У Бога много обителей, у Него много возможностей спасти человека. И если он сделал что-то не ради зарплаты, или похвалы, или героизма, а помог ближнему, жертвуя своей жизнью, самым дорогим, что у него есть, такой подвиг никогда не будет забыт. Мы не должны быть весами: этот верующий, этот атеист, тот еще кто-то. Это не наш уровень. Мы не судьи. Господь будет судить нас за наши поступки. Мы не знаем, как Он помилует того человека, который, может быть, на грани жизни и смерти, отдавая свою жизнь, спас другого. Был такой нашумевший случай. В казарме новобранцы вытащили чеку из гранаты, и она упала. Какие-то секунды, и все взорвутся. И что делает командир? Бросается телом на эту гранату и погибает, но спасает жизни этих ребят. Везде есть примеры жертвенности.
Сегодня вспомнили советский период. Я помню рассказ одной женщины, которая была знакома с монахиней. Храмы были закрыты, и та служила дома. Иногда они ездили за тридевять земель в православный храм, причащались, молились. У нее спрашивали, как помогать ближним, ведь пенсии маленькие и финансово помочь не получается. Матушка отвечала (так говорится и в Священном Писании): «Разделите боль со своими ближними, выслушайте, посидите рядом, и так уже будете служить им и давать столько, что никаких денег не нужно». Где соучастие, там и жертва. Откликнусь ли я на призыв пожертвовать человеку свое время, выслушать, разделить его боль или радость? Это ведь тоже очень тяжело. В нас живет зависть. Как радоваться, когда у кого-то хорошо, а у нас не очень? Этому тоже нужно учиться. Это тоже некая жертва. Можно ли сказать, что Господь требует ее от нас? Он от нас ничего не требует. Мы Его должники. Мы должны смотреть на Него как на пример, как Он любит нас, как Он отдал Себя сначала на общественное служение, а потом за наше спасение висел на кресте. Это тоже мотивация для нас. Господь с любовью относился к людям, даже восходя на крест. Он молился даже за Своих убийц. Отче! прости им, ибо не ведают, что творят. Мы обязательно должны брать с Него пример.
– У нас есть примеры жертвенной любви, и о них нужно рассказывать. Одна из наших петербургских сестер милосердия поехала на фронт помогать раненым солдатам. И там была точно такая же история с гранатой. Она бросилась на нее и защитила солдат, а сама погибла.
– Ее подвиг никогда не будет обесценен. Потому что она ушла в вечность в великом свете с великой радостью. Она до конца послужила людям. Я недавно вернулся с Донбасса. Мы были в Горловке в одной из бригад с ребятами, с которыми дружим уже не один год. И они рассказывают о подвигах своих сослуживцев, которых уже нет. И они не говорят о них с сожалением, а так, будто те все еще живы. То есть этот подвиг, когда человек отдает себя ради спасения других, дает ему бессмертие. Они рассказывают о своих ребятах, которых потеряли, со светом в глазах.
Один командир принял решение завести книгу и записывать в нее все случаи беззаветного служения Отечеству. Люди должны их знать. Я поддержал эту идею и сказал: «Обязательно заведите. Записывайте подвиги наших ребят, это будет очень нужно и назидательно. Мы будем вспоминать о них и благодарить их за защиту нашей жизни. И, конечно, это большая назидательная история для подрастающего поколения».
– Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «В Послании к Евреям апостола Павла написано: Господь, кого любит, того наказывает. Как понимать эти слова?»
– Знаете, я бы сказал так: «Кого Господь любит, того Он учит». Я монах и не живу семейной жизнью, но когда-то я рос в семье, у меня были папа и мама. И когда я делал какой-то проступок, родители, любя, наказывали меня, и не потому, что хотели наказать, а потому, что хотели показать, что так поступать нехорошо, и это было учебой.
И когда мы говорим: Господь, кого любит, того наказывает, – это не значит, что Он Своим любимым детям, как сказано, вместо хлеба подает камень, а вместо рыбы – змею. Господь говорит: «Если вы, лукавые люди, можете делать такие дела, но своему ребенку не сделаете плохо, то неужели думаете, что Я могу вместо рыбы подать змею, что люблю его и буду так наказывать?»
Нет, Господь очень любит нас, людей, но иногда нам необходимо некое вразумление. То есть Господь как бы вразумляет, наставляет, учит нас, ведь мы же несовершенны. Мы делаем ошибки, спотыкаемся и иногда так глубоко падаем в греховную тину, что только Господь может нас оттуда вызволить, приложив определенные усилия.
Во многих местах Священного Писания сказано, что Бог – справедливый Судья, карает и все прочее. Но как карает? У Иоанна Богослова – апостола, проповедника любви Бога к человеку, ясно сказано: Бог есть любовь.
Он не сказал: «Бог есть справедливость», – потому что по справедливости мы не заслуживаем расположения Бога. Иногда мы уходим от Него очень далеко, не хотим творить волю Его, не хотим поступать так, как Он нас просит. Поэтому иногда Господу надо и вразумлять нас.
Именно поэтому кого Он любит, того и наказывает. Да, Господь дает нам испытания, и пример несения испытаний – Иов Многострадальный, который ни в чем не был виноват, но Господь испытывал его веру. Вот так и в нашей жизни к нам иногда приходят различного характера испытания, и все это проверка нашей веры.
– Но Господь знал, что Иов сумеет перенести эти испытания.
– Да, согласен.
– Почему мы и просим Господа: не введи нас во искушение, – то есть дай нам такие испытания, которые мы сможем перенести. Я думаю, что, наверное, именно по этой причине ребята жертвуют собой ради спасения мирных людей, своих друзей, близких, своих семей – жен, детей, матерей, ведь нужно уметь найти в себе силы для этой жертвенной любви. И это не просто констатация факта: я знаю, что надо жертвовать. До этого нужно дожить, дослужиться, как священнику – он же не работает, а служит. Так и здесь. Мне кажется, что для людей, умеющих это делать, это дар Божий, но это и дар, воспитанный самим человеком в семье. Ваша мама могла сбежать, просто поступить как-то иначе, но в ней был этот герой.
– Да, конечно. Вспоминаю, что было 10 лет назад; и как бы я поступил. Возможно, я тоже поступил бы так же, как она. Тогда пришло время быть таким героем, потому что нужно было иметь внутреннюю духовную силу, чтобы не уйти, но ценой своей жизни спасать других людей. И это удивительно.
Хочу рассказать еще об одном моменте, который запал мне в душу благодаря этой поездке на Донбасс. Третий или четвертый раз я был в одном детском интернате в Шахтерске, недалеко от Донецка. Мы с ними тоже подружились. Директор там Ольга Васильевна – удивительной души человек; 30 лет она отдала служению детям-инвалидам. Сегодня там 240 детей. И вот она говорит: «Батюшка, в моей жизни был такой случай. Это было в 2022 году или даже раньше. Нам не платили деньги, а у меня семья, мне нужно было ее кормить. И мне предложили другую работу. Я пришла домой, сижу и плачу – как же я брошу этих детей?..»
Мне не нравятся эти слова – дети с ограниченными возможностями, но Вы не представляете, какие они добрые. Когда я приехал туда, они облепили меня, целовали руки, разглядывали мой крестик. Всех нужно было погладить по головке, потому что одного погладил – и все сразу липли. Мне запомнился один мальчик небольшого роста. Когда мы выезжали с территории, он стоял возле окна и ждал, чтобы помахать мне рукой. Один. Представляете? Думаю, он ждал именно этого момента, потому что он что-то спросил, а я его как-то приголубил…
Поэтому служение ближним может быть всегда и везде. Вы говорите о сестрах милосердия. Конечно, если есть возможность послужить кому-то, пожалуйста, делайте это с открытым сердцем, с добротой, разделяйте боль другого человека.
Еще раз хочу сказать: я убежден, что добро и служение ближнему никогда не пропадут, не будут вычеркнуты из истории, из жизни человека. Поэтому нужно служить ближним, разделять их боль и радость, помогать тем, чем можете. Можете помочь финансово – помогите финансово. Можете помочь продуктами – помогите продуктами. Можете разделить чью-то боль – пожалуйста.
Самое главное – чтобы было внутреннее желание. А мы зачастую задаем вопрос: «А зачем это надо? Кому вообще это надо?» Есть огромное количество историй, о которых можно рассказывать бесконечно, приводя примеры простых людей, даже не батюшек, не священников. У священников своя роль, свое служение, и там нет половинчатости. То есть ты должен быть священником до конца, без остатка, а по-другому будет фальшь.
– Вы рассказывали о неверующем человеке, которому мама перед его поездкой на фронт дала крестик. И когда он попал в тяжелейшие боевые условия, он кричал, молясь Господу: «Спаси меня! Спаси меня!» И мы в своей расслабленности просим: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» И в чем здесь разница? Если мы ленивые в молитве, то, наверное, мы не сможем чем-то жертвовать. Здесь нужно трезвение. Но как его обрести? Обязательно ли для этого нужно поехать туда, где страдают люди, или можно оглядеться и найти таких людей здесь, рядом, в своем подъезде?
– Вы сами ответили на этот вопрос, так сказать, сняли с моего языка эти хорошие слова. Безусловно, нужно рассчитывать силы, сможешь ли понести то, что можешь там увидеть.
Расскажу о себе. Когда готовилась моя поездка, мне предложили встретиться с пленными украинцами. Мне говорили: «Батюшка, давайте для полноты картины Вы встретитесь с пленными, воевавшими против нас». Честно скажу, думал я очень долго. И один очень умный человек сказал мне: «Батюшка, это не Ваше. Лучше помогайте ребятам, ценой своей жизни защищающим сегодня нашу жизнь, а там разберутся». Я тоже думал, каким я бы вышел оттуда, увидев в их глазах злость, ненависть... И я не пошел на это.
Я к чему это говорю? Было ли это моим малодушием? Но ведь нужно, рассуждая, понимать, что это тебе принесет, что даст. Поэтому всегда нужно рассчитывать свои силы: сможешь ли ты поехать в госпиталь и увидеть страдания других? Насколько тебя хватит? Для этого тоже нужно иметь духовную закалку, внутренний духовный стержень.
Вы правильно сказали, что нужно помогать близким – живущим на одной площадке одиноким людям и так далее. Все можно делать гармонично, но не так, что вот мне уютно жить, удобно – и я буду это делать. А если мне неудобно – не буду этого делать. Ко всем делам нужно подходить с рассуждением, об этом говорится и в святоотеческой литературе. Нельзя брать на себя подвиг выше своих сил, но и расслабленным тоже быть нежелательно.
– Вопрос от Светланы из Свердловской области: «У моей мамы была серьезная деменция. Она и до этого болела, была на группе. Я не справлялась и отправила ее в больницу, и там она умерла. Будет ли это мне укором на Суде?»
– Сложный вопрос. Мы начинали программу с того, что нужно нести тяготы своих близких до конца. Но что делать, если не можешь? Здесь мой единственный ответ: если болезнь требует участия специалистов, врачей, то, допустим, ребенку будет лучше, если он какое-то время – месяц, два, три, год – полежит в больнице, в реабилитационном центре. Там будет за ним уход, там будет питание, будут различные медицинские манипуляции. Это не значит, что мама хочет сделать плохое для своего больного ребенка. Она, конечно, все понимает и делает это ради любви.
Вот так же и в Вашей ситуации. Я знаю, что деменция – очень непростая болезнь, и нужно иметь много душевных сил, чтобы перенести ее у близкого человека. Господь Вас не осудит – Вы сделали все, что могли. Вы отдали свою мамочку в руки специалистов, они о ней заботились, совершали какие-то медицинские манипуляции, назначали ей лекарства, физиотерапию. Поэтому не вините себя.
Даже если родители в здравом уме, ухаживают за собой, нужно обязательно заботиться о них, когда есть возможность. Но если требуется уход врачей, на помощь придут врачи, и понятно, что человека можно и в больницу положить, и еще куда-то отправить. Это выбор самого человека. Но нельзя человеку сказать: «Давай отказывайся от всего, тяни до конца», – чтобы он не сломался. Я думаю, Господь смотрит на это совсем по-другому.
– Приезжая в Ваш монастырь, каждый раз я вижу, что сделано очень много. Там, где была абсолютная разруха, многое изменилось, хотя я не скажу, что все уже отреставрировано. Понимаю, что изменения произошли, потому что кто-то дал денег, и это тоже жертва людей, труд и молитва. Приезжают трудники, паломники и помогают монастырю, и это тоже жертвенная любовь. И человек не просто думает: «Какой я молодец! Я поехал в монастырь и там потрудился». Хорошо же, что он потрудился в монастыре. Скажите, пожалуйста, помогает ли восстановлению обители эта жертвенная любовь? И второй момент: что нужно сделать, чтобы отдача от этого труда многократно увеличилась, чтобы был восстановлен Никольский храм?
– Немного разочарую Вас. Конечно, мы с братией, прихожанами, помощниками стараемся что-то делать, но до больших успехов еще далеко. Нам нужно восстановить Никольский храм – главную святыню нашего монастыря, что сейчас в разрухе, запустении. Слава Богу, потихоньку мы это двигаем. У нас есть настоятельский корпус. Если мы пройдемся по Старой Ладоге, там тоже есть объекты в плачевном состоянии, за них тоже отвечает монастырь, и мы за них всегда переживаем.
Но сегодня немногие хотели бы приехать и поработать во славу Божию, как это делали наши бабушки и дедушки. Они бесплатно мыли полы в храме, пели на клиросе, а сегодня вряд ли кто-то будет так работать, потому что, я понимаю, время совсем иное. Людям надо воспитывать детей, растить внуков, платить различные ипотеки, что-то еще, и это жизнь.
Но когда человек приезжает поработать во славу Божию, не за вознаграждение, а потому, что так требует его душа, это очень дорогого стоит, и человек увезет с собой намного больше, он вкладывается наперед. А когда человек потрудился, сделал некую работу и ему дали какую-то копейку, то не считается, что он что-то сделал.
Если же он приехал потрудиться во славу Божию, я радуюсь, потому что вижу человека, для которого потрудиться, прославляя Господа, важнее, чем положить что-то в кошелек. Но не ругайте меня за эти мысли, за эти слова. Я все прекрасно понимаю, люди должны трудиться и получать за это деньги, но иногда нужно обязательно потрудиться во славу Божию. Это очень полезно.
– Да, согласен. В таком случае человек и приучается к той жертвенности, о которой мы сегодня говорили, – к жертвенности ради близких. Скажите, можно ли научиться жертвенности не по отношению к людям, а той жертвенности, о которой говорят: жертва Богу дух сокрушен?
– Ну, у нас есть два направления – это Господь и наши ближние. Даже Господь объединил десять заповедей декалога в две: возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего твоего. Конечно, делание добра прежде всего направлено к тем, кто находится рядом с нами. А можно ли назвать жертвой жертву по отношению к Господу? Тягостна ли она для нас, когда мы чаще ходим в храм, постимся? Это же тоже некая жертва, некое ущемление себя ради Бога, ради достижения спасения своей бессмертной души.
Господь видит каждую нашу жертву, даже маленькую свечечку, что мы ставим перед святой иконой, святым изображением, и эта жертва очень символична. Господь научает проявлять любовь не только по отношению к тому, кого видим, но и к Тому, Кто невидим, но мы чувствуем, что Он есть, присутствует, откликается. Мы обязательно должны пожертвовать чем-то ради Него.
– Отче, благословите наших телезрителей.
– Дорогие братья и сестры! Как всегда, мы старались ответить на ваши вопросы. Не ругайте строго, если что-то у нас не получилось. Вот моя просьба к вам: всегда находите место вашему личному подвигу в служении близким своим, тем, кто требует помощи и ваших святых молитв.
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке города Москвы протоиерей Александр Березовский.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Дом Божий — врата небесные. О монашестве, игумене и послушнике
Этот день в истории. 10 декабря
День ангела. 10 декабря
Церковный календарь 10 декабря. Святитель Иаков Ростовский
Евангелие 10 декабря. Написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!