– Мы часто говорим о том, что наша человеческая природа повреждена. А мы, крещеные, тоже повреждены?
– Когда школьники стоят на пороге ВУЗа, они кто? Еще не ученые, необразованные. Кто скажет, что уже готов? Никто. Но тем, кто желает учиться, выдают студенческие билеты. Это и есть наше крещение. Это наши студенческие билеты. Очень хорошая аналогия на самом деле, потому что некоторые мастера самоучки. Про них мы ничего не знаем. Но если студент будет учиться и четыре или пять лет трудиться над своей учебой, то выйдет из ВУЗа не просто с другой корочкой, но другим человеком: образованным, ученым, способным специалистом.
Это наш переход в иной мир. Мы выходим с этой учебы в иной мир с каким-то багажом, мы чего-то достигли с Божьей помощью. Безусловно, цыплят по осени считают, но эта осень уже за пределами земного бытия.
Мы крещеные. Но если студент забросит свой билет в ящик стола и пойдет пить, гулять, петь и веселиться, что тогда толку от такого студенческого билета? Что толку от такого крещения? Эту форму рассуждения, как у нас говорят, парадигму, любой священник рассказывает на огласительных беседах перед крещением. По решению Церкви мы проводим такие беседы, объясняем людям все это.
В основном кого крестят? Малышей. И чтобы таинство Крещения было действенным, взрослые должны принять на себя очень серьезную задачу. Конечно, бывает, крестят детей певчих, дьяконов и попов, там взрослые уже давно приняли эту задачу. Как говорят, ученого учить – только портить. Но большинство из тех, кто приходит крестить деток, совсем как те студенты в первый день в ВУЗе.
– Повреждение нашей души случилось после грехопадения?
– Грехопадение и есть повреждение.
– Все это продолжалось до Рождества Христова. Потом началась новая эра. Но мы все равно продолжаем быть поврежденными?
– Конечно, мы продолжаем быть поврежденными. Мы только получаем стопроцентное средство преодоления этой поврежденности в ходе нашей земной жизни, в ходе христианского подвига следования Христу. «Подражайте мне, – пишет апостол Павел, – как я Христу». Это наша жизнь, наш путь, наш ВУЗ.
– Получается, что человек вследствие своей поврежденности всегда будет тянуться вниз?
– Хороший вопрос.
– Нас повредили, у нас кровоточит рана, и рано или поздно она может привести к смерти?
– Не то чтобы кровоточит рана, но в организме имеются бактерии, болезнетворные бациллы. И, кстати, медицина это тоже очень хорошо знает. Бациллы, вирусы существуют в организме.
Человек, ведущий в целом здоровый образ жизни, не болеет всерьез, хотя имеет какие-то мелкие заболевания. Это праведник, который может совершать какие-то ошибки. Мы все исповедуемся и каемся в грехах. Как священник могу сказать, что иногда после исповеди, как ни странно, остается приятное впечатление. А иногда не очень. Ну что сделаешь?
Студенты-отличники тоже чему-то учатся, стараются, они не знают заранее всю программу. И бывают лоботрясы. Я одного студента спросил, как он сдает определенную дисциплину. Он говорит: «Да как? Преподаватель тяжело вздыхает и ставит отметку».
– Тройку?
– Ну, кому что. Этот тяжелый вздох преподавателя заменяет все учебные, так сказать, труды студента на освоение той или иной дисциплины. Это отдельная тематика.
Наш жизненный путь – это путь преодоления трудностей и борьбы с грехом. Борьба идет у всех по-разному. Есть люди, захваченные каким-то очень понятным, конкретным грехом. Типичная ситуация – пьянство. Человек преодолевает его. Но мы все знаем, что алкоголизм неизлечим. Это такая негативная, пессимистическая сторона. Но в то же время алкоголик может жить, как ни странно, полноценной, здоровой жизнью. Я таких людей знаю.
У нас есть православные и общечеловеческие, если можно так выразиться, общества трезвости, группы анонимных алкоголиков. Люди ведут здоровый образ жизни, не принимают ни грамма алкоголя. Если примут – беда. Когда все собрались за столом, кому по рюмочке, кому что, а эти люди наливают себе минеральную воду. Не знаю медицинских тонкостей, которые связаны с физиологией, но в целом так.
Примерно как и диабетики. Нам дадут торт, мы его разрежем и съедим по половине – только удовольствие. А человек с диабетом положит себе ложку ксилита в чашку чая. Как он будет смотреть на наш торт? Не знаю. Но торт ему нельзя.
Так в точности и любой человек. У одного одни пути преодоления греха, у другого другие, у третьего третьи. Недаром есть очень мудрое свойство Православной Церкви (у Римско-Католической, как я понимаю, тоже) – тайная исповедь. Исповедь, когда человек подводит итог своей борьбы с грехом, получает новое направление. И никому не должно быть дела до этого. Нарушение тайны исповеди – это тяжелейший грех, тяжелейшее нарушение христианского образа жизни. Я хотел бы сказать, что не встречал такого никогда, но, к сожалению, бывали случаи. Обойдем их молчанием.
– На то есть священноначалие. Пусть оно разбирается в этих ситуациях.
– Такие гадости очень трудно доказать. Человек приходит и рассказывает, что такой-то священник слышал то-то, узнал вот то-то, рассказал. И что, писать рапорт архиерею со всей этой гадостью? Тем более это не докажешь, не обоснуешь. И если человек реально виновен в этом, он будет отбиваться. Я исключительно редко слышал такие жалобы, но ни разу не слышал, чтобы это дошло до разбирательства, до попытки наказать виновного.
– Преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский такие же, как и мы?
– Да.
– Они тоже были с поврежденной природой?
– Да. И Христос тоже принял поврежденную природу. Она изменилась при Его воскресении. А до этого у Него была наша природа.
– Что такого делают святые, чтобы стать ими?
– Учатся. Как студенты. Вот человек получил красный диплом. Что он такое делал? Усердно учился. Вот вам и святые. Усердно учился, решал задачи, сдавал экзамены. Я со студентами общаюсь через исповеди и преподаю. Для некоторых студентов учеба начинается с сессией, только тогда они начинают что-то учить. И это ненормально. Это никуда не годится. Это безобразие. Но тем не менее…
А у такого студента, как Вы говорите, учеба идет 365 дней в году, за маленькими исключениями.
– То есть вся наша жизнь – это должно быть некое напряжение в духовном смысле?
– Да, умеренное напряжение. Святые отцы пишут, что не нужно уклоняться в крайности. Крайности от беса. Очень хорошее высказывание.
– Но порой эта работа, напряжение в любой сфере жизни требуют от нас усилий. И порой они, скажем так, могут тяготить. Как с этим бороться? Как преодолевать себя и при этом оставаться свободным? Порой что-то преодолеваешь, что-то себе запрещаешь, но при этом как бы чувствуешь какой-то дискомфорт.
– Вы очень хорошо сказали. Вы замечательно употребляете термины, которые помогут нам разложить все в одну строчку. Необходимо отличать сферу нашей воли от сферы наших эмоций.
Сфера эмоций – это дискомфорт. Неприятно, надоело, трудно, нет желания – это эмоциональная сфера. А сфера воли – это то, что надо делать. И не надо для этого пускаться ни в серьезную моралистику, ни в богословие. Когда утром звонит будильник и вам надо идти на работу, в школу, в университет, на богослужение (особенно раннее, в 4:50), чего вам хочется? Спать. Особенно если вы накануне вечером были чем-то заняты, работали. Вам хочется спать. Тяжело. И что вы делаете? А ничего не делаете, встаете и идете, протираете глаза, моетесь, чистите зубы. Волнует ли вас тот факт, что ваши чувства, эмоции, переживания, какой-то дискомфорт входят вразрез с тем, что вы делаете? Ничуть не волнует. Надо, значит – встал и пошел.
Я могу нарисовать картину про человека, абсолютно далекого от Церкви, от синагоги, мечети, от чего угодно, такого, который вообще ничего не знает про Бога и даже никогда не задумывался об этом. Такие люди, к сожалению, есть. Но такая картина всем ясна. Просто она в религиозном сознании укладывается в общий жизненный строй. А вне религиозного сознания могут быть какие-то трудности. Человек может зачем-то записаться на прием к психотерапевту. Такое бывает иногда.
– Поэтому и говорят, что наш путь тернистый. Очень часто задают вопрос: почему у православных все так сложно? Бывает, человек спокойно жил до крещения, поступал по совести, старался никого не обижать, а потом принял крещение, стал активно приходить в церковь, и начались искушения, скорби, в жизни появилось очень много правил. Вроде как все понятно, но в то же самое время начинается более регламентированная жизнь даже в духовном смысле. Таинства, службы. И от этого становится как-то совсем непросто, тяжело. И человек считает, что становится несвободным.
– Надо бы поговорить с этим человеком и конкретно понять, что ему не нравится. Может, человек раньше работал охранником на лесном складе, а потом решил стать офицером спецназа или что-нибудь в таком духе. Ему стало гораздо труднее жить. Да, он будет жаловаться, что тяжело. Но его спросишь, и он скажет, что надо же все-таки как-то расти.
– Значит, просто новая ступенька.
– Да, новая жизнь. Вот у меня нет музыкального слуха, а вдруг меня по какой-нибудь дикой причине возьмут в симфонический оркестр.
– Музыкальный слух есть у всех, вопрос только в развитии.
– Ну, в общем, он развит настолько, что быть только охранником на лесном складе. Меня из дьяконов прогнали в священники, и это была ведущая причина. И если бы меня действительно взяли в симфонический оркестр играть на скрипке, то через два дня я, конечно, завыл бы и сказал, что трудно. А мне сказали бы: «Ну, знаешь, ты полез со свиным рылом в калашный ряд, нечего тебе там делать».
Или, может быть, человек решил стать монастырским послушником. Монах – это действительно если не майор спецназа, то сержант. Хороший монах в хорошем монастыре. Ну, на то и послушничество бывает. Попослушничал с полгодика и сказал: «Знаете, нет». И я таких людей видел, к ним полное уважение, никаких проблем. Он в монастыре пожил, потом ушел, женился и ведет хорошую семейную жизнь. Ничего плохого в этом нет.
– Часто общаешься с людьми и говоришь им о том, что христианские ценности – это те, которые могут привести этот мир в порядок, в том числе и нашу жизнь.
– В общем, да.
– Даже простые человеческие отношения. Но многие люди, даже образованные, говорят, что это полная ерунда, что можно жить без религии, просто быть честным и порядочным, выполнять какие-то правила, никого не злить в бытовом смысле, и все будет в порядке. Что сказать такому человеку?
– Когда кто-то что-то такое говорит, не спешите сразу говорить «нет», выразите согласие.
– Мне пришлось согласиться.
– Вот пришли вы в магазин самообслуживания. Мне очень нравится это сейчас: пришел, взвесил товар, тебе цену пробили, карточку прижал... А хороший человек взял что-то ценное, помидоры по 200 рублей за килограмм, и думает, что не будет платить за них, так пронесет, никто и не увидит. И у него крутится это в голове. Почему? Совесть? А что такое совесть? Не хочу платить за помидоры и не заплачу. Никто не увидит. В магазин их пять тонн привезли, ведь лучше их быстрее разобрать, чтоб не сгнили. Человек думает: если я их не возьму, то они у них в ящиках сгниют.
Такого рода рассуждения хороших людей составляют для них большую проблему. Когда речь идет не о помидорах, а, скажем, о супружеской верности или о верности своей Родине, особенно в наше время, такой человек может очень сильно дать зигзаг. А может и сразу перескочить. – Вы своей жене изменяете? – Нет. – Почему? – Я порядочный человек.
Хорошо. Так живет год, другой, пять, дети родились. И потом его раз – и змея кусает в сердце или в другое место, и он начинает думать: «А что порядок? Кто его установил? Я себе сейчас другой порядок установлю». Понимаете, что дальше идет? Дальше смотрите статистику разводов.
– Она есть и среди православных.
– Увы. Потому что эти православные студенческий билет получили, а за учебу не взялись или взялись плохо, безуспешно, только первый семестр проучились, как в любом ВУЗе бывает: после первого семестра все-таки редко кого отчисляют. А потом пошли процессы, и эти студенты уже не доходят до конца.
– Когда мы пребываем в Господе Иисусе Христе, то наша природа как бы становится богоподобной. Как можно это объяснить?
– От одного слова она не становится богоподобной. Но дорога открывается.
– Можем ли мы как-то приблизиться к этому? Святые приближались. А мы в бытовом смысле можем ли так рассуждать, иметь дерзновение стать подобными Богу?
– Как пишет апостол Павел: воля Божия есть ваша святость. К сожалению, в синодальном переводе написано «ваше освящение». А сейчас иногда вместо «я» ставят «е» – «освещение».
Сия бо есть воля Божия – святость ваша. Наша общая. Как ректор ВУЗа говорит студентам: «Вы пришли сюда учиться, вам всем открыта дорога к тому, чтобы стать прекрасными выпускниками нашего замечательного университета». Так же и наш Ректор – Господь – зовет нас всех.
А дальше у всех разные степени. Кому-то получить четверку вместо тройки – большой подвиг, а кто-то будет отхватывать одни пятерки на всех экзаменах. Это сюжет притчи о талантах. Кому дали десять, кому пять, а кому один. И хозяин от всех ждет дохода с этой инвестиции. Каждому свое. Кому дали десять – с того десятку. Кому пять – принеси поменьше. Кому один – хоть один заработай, хоть что-нибудь. А он его положил под куст и забыл про него.
– Человек, который принял крещение, получает этот студенческий билет, чтобы стать святым. А если в конце концов он переходит в другую веру, отказывается от христианства, что происходит с его билетом?
– Это чрезвычайное происшествие. Единственное, что можно сказать, Церковь не глядит за свои пределы. Переход в другую религию достаточно редкое событие. На Земле 8 миллиардов человек, и большинство из них не православные. Иногда спрашивают: «А что, вы их всех в ад загоняете?» Никого не загоняем. Мы знаем то, что нам дано. А про других людей не знаем и знать не можем. Мы должны только проявлять доброжелательность и надежду на то, что Господь им как-то помогает. Тут есть очень интересное рассуждение. Вы сказали, что у нас все сложно. Но сложно не потому, что «не делай зла», а потому, что «делай добро».
– Сложно, потому что мы сами всё усложняем в бытовом плане.
– Есть непростые вещи. Основные факты нашего богопознания негативные, апофатические, отрицательные.
Есть опять-таки хорошая аналогия: вот перед нами стол, мы более-менее знаем его границы, но не можем судить, что за ними. Мы говорим: «Нет спасения вне Церкви». Значит, все остальные в ад пошли? Неправда. Мы этого не утверждаем. Мы не знаем, как расположены границы Церкви. Мы знаем, что для людей, которые приняли крещение и живут христианской жизнью, эти правила определяют возможность быть православными христианами, идти по проложенной дороге. А кто с этой дороги сошел куда-то в темноту, не знаю, как пойдет. Направление остается. Представьте, всем надо идти на север или на северо-восток, какой-то курс взят, он известен, у нас проложена дорога, есть компас и карта, мы идем по той дорожке, которую нам указывают. А кто-то сошел с дорожки. Что мы можем сказать? Может, он доберется туда как-то по-другому. Направление одно, но кто знает, как они добираются? Это серьезный догматический вопрос о границах Церкви. И тут, как говорится, конь не валялся. Это очень сложно.
– На самом деле мы много чего не знаем.
– Кое-что мы не знаем, но можем узнать из истории Церкви, из истории богословской мысли. Кое-что мы не знаем и никогда не узнаем совершенно ясно, потому что Бог по Своему существу, по Своей природе непознаваем. Он познаваем в Своих энергиях, в Своих проявлениях, в Своих действиях по отношению к сотворенному миру. Вот тут начинаются те самые сложности, о которых Вы упомянули.
– А если человек ушел в какое-то философское течение, в буддизм, и осознанно сказал, что больше неправославный, что все это чушь, какие тут границы Церкви? По-моему, он ушел. Всё.
– То, что мы, христиане, не знаем, – это одна сторона, фактическая, онтологическая. А кроме того, есть нравственная сторона: если мы начинаем его судить, осуждать, то тем самым причиняем вред себе.
– В то же самое время тоже переходим какие-то границы, правда?
– Не надо переходить эти границы. Можем сказать: «Вольному воля, спасенному рай. Ты пошел? Ну, что с тобой сделаешь?» Наши мудрые православные учители говорят, что каждый ушедший – это наша вина. Если бы мы были лучше, как должны быть, они, может быть, и не ушли.
Вчера отвечал на письмо, девушку кто-то затягивает в ислам. Мы уважаем мусульман. Но почему-то она уходит из христианской среды в ислам. Кто-то ей закомпостировал мозги. Она очень открытая.
– Может быть, ей просто кто-то хорошо рассказал об этом?
– Мама пишет, что произошло с этой девочкой. Она говорит, что в церкви все за деньги, купи-продай, а в мечети все бесплатно. Ну, надо бы ей прояснить, показать, что это неправда, что ее обманули. Те деньги, которые люди приносят в Церковь, – это их финансовое, материальное участие в нашем общем церковном доме, без него Церковь бы не существовала. Надеюсь, наши уважаемые телезрители прекрасно это понимают…
Я знаю, что во многих церквях, даже в больших городах, и у нас в областном центре, свечи в силу их невысокой стоимости и достаточно стандартного набора, в общем-то, реализуются примерно так: стоит ящик для пожертвований и ящик со свечами. Берите, пожалуйста, свечи и, если хотите, опускайте пожертвование. Но девочке закомпостировали мозги.
– Почему у нее именно такой аргумент выйти из Церкви? Не какое-то богословское противоречие.
– Она еще подросток.
– Но на самом деле люди чаще видят внешние проявления, и, может быть, они в какой-то степени негативные. Но как же так произошло, что люди уходят из-за того, что батюшка на «Мерседесе» заехал на территорию храма? Но никто не вникает в какие-то тонкие богословские вопросы. Что пошло не так? Я знаю людей, которые ушли из Церкви потому, что не поняли догмат Святой Троицы. Но этот человек может догматическое богословие мне самому рассказать. Он просто с этим не согласен. Это другой случай. Но в большинстве случаев люди уходят из-за внешних признаков. Почему так?
– Надо смотреть конкретно. В случае с девочкой либо это были просто какие-то лгуны (но не хочется плохо говорить про мусульман), либо она имела негативный опыт в церкви. Мне одна монахиня просто с гневом говорила про какую-то работницу храма, которую спросили, в чем разница между записками. Хитрые вопросы.
– Я, кстати, тоже до сих пор не понимаю. Простая записка, заказная. Я как-то потерялся.
– Это не канонический вопрос. Но женщина, которая эти записки принимала, сказала с видом полицейского комиссара: «Как это Вы не понимаете? Вы что, не видите, здесь написано, что эта записка за 50 рублей, а эта за 100? Что Вам еще объяснять?» Если эта девочка-подросток была свидетелем такой сцены, то этого было бы достаточно, чтобы очень во всем усомниться. Для монахини этого достаточно, чтобы попросить эту бабушку пойти вон из церковной лавки. А бедная девочка оказалась под ударом.
– Неужели это такой сильный удар?
– Все люди разные, разное устройство души. В целом я могу определенно сказать, что ошибочная трактовка финансовой стороны церковной жизни приводит к куче неприятностей. Надо трактовать ее правильно. Надо, чтобы на каждом углу церковной лавки висела надпись: «Молитва не покупается и не продается». Это цитата из книги Деяний апостолов, где Симон-волхв пытался купить за серебро благодать. И это, пожалуй, единственное место во всем Новом Завете, где апостол произносит некую форму проклятия. «Да падет серебро это на голову твою», – говорит он волхву.
Если бы эту тематику шире и аккуратнее доносить до людей, была бы польза. А вместо этого им говорят: «Да, это стоит пятьдесят или сто рублей. Что вы хотите? Не понимаете, что ли? Вот написана цена». Слово «цена» применительно к молитве…
– Мы говорили про огласительные беседы. И порой видишь в каких-то постах в соцсетях такие слова о спасении. Человеку, который, в принципе, себя нормально чувствует в светском обществе, когда он приходит в церковь, говорят: тебе нужно спастись. Как правильно объяснить, от чего и для чего мы спасаемся?
– Вообще-то мы спасаемся от смерти.
– Так смерть все равно есть, скажет он.
– Человеку говоришь так, а он отвечает: все равно мы все умираем. Я спрашиваю: «Ваша цель какая – стать перегноем на глубине полтора метра? Для этого вы живете?» Есть люди, которые говорят: «Да». Но их очень мало. Большинство скажет: «Нет, что-то же есть за гробом». – «Есть что-то за гробом? Очень хорошо. Приходите к нам на огласительную беседу, поговорим о том, что есть за гробом».
– А если человек не верит в загробную жизнь? Я таких знаю много. Они говорят: мы просто испаримся – и всё.
– Таким приходится сказать: «Испаряйтесь. Там увидите, но будет поздно». Мне один человек пишет полуутвердительно-полувопросительно: «А ведь никакого ада нет?!» Я ему отвечаю стандартно: «Увидите, но будет поздно». Святоотеческий ответ очень простой: помни про геенну для того, чтобы не делать таких дел, которые тебя туда приведут. Феофан Затворник прекрасно пишет: «Давайте уничтожим ад своим безгрешием». Господь будет очень этому рад.
Я участвовал в написании одного сборника, у которого было такое заглавие: «Давайте уничтожим ад». И когда я этот сборник подарил одной женщине, она была страшно недовольна: «Как это – уничтожим? Как это может быть?» Ей очень хотелось, чтобы ад был и чтобы там кого-то на крючке подвешивали над огнем. Но это уже личные пристрастия.
– Порой ад мы создаем сами вокруг себя. Отец Димитрий Смирнов так говорил в одной из проповедей, что мы уже в аду, и объяснял почему. Потому что мы так плохо живем, сами себя не уважаем.
– Отца Димитрия очень люблю и уважаю.
– Кстати, сегодня день его памяти, если не ошибаюсь.
– Помяни его, Господи, во Царствии Своем. Действительно, это был замечательный человек. Но, как и у всех замечательных людей, его слова могут требовать какой-то поправки. Когда мы употребляем местоимение «мы», это надо делать с осторожностью.
– Когда ты в своей жизни делаешь плохие вещи, конечно, вокруг тебя ад.
– Не надо делать таких вещей. А если сделал, то покайся и исправься.
– Но это надо осознавать, что вот она – стена, надо как-то выбираться.
– Эту стену разбивает и разбрасывает по сторонам Господь. Это страшно важно. Мы же с вами сейчас говорим о людях, которые только приходят в церковь или, может, уходят из церкви по какой-то причине. Может, им кто-то сказал: «Тебе все равно в аду гореть, что ты лезешь-то…»
– Мне кажется, мы балуемся иногда такими фразами, но это же очень серьезно.
– А вот не надо баловаться. Вы не знаете, с кем вы говорите и на какую почву упадут ваши слова. Восприимчивость у людей очень разная. В православной среде есть шутки, прибаутки. Ясно, что это лишнее, но оно не приносит вреда. Когда школьники дерутся (или боксеры) – мы не знаем, куда придется удар. А для кого-то, кого вы даже не знаете, этот удар может быть смертельным. Особенно в нашей информационной работе. Мы сейчас с Вами разговариваем. Попробуй скажи сейчас что-то неуместное, кто-то из зрителей это услышит – и зарыдает, а то и что-нибудь похуже сделает.
– Да, надо быть очень аккуратным. Поэтому надо молиться за священников.
– И друг за друга молиться.
– Много раз это повторяем: надо понимать и свою ответственность – участие в жизни Церкви своей молитвой. Как говорят в миру, ваш голос важен для нас. Оказывается, каждый глас вопиющего важен.
– Очень важен. Не знаешь, с кем на улице встретишься… Здесь, в Москве, я стоял и ждал автобус. Подошел молодой мусульманин (увидел, что я в подряснике с крестом) и начал со мной какой-то богословский разговор: «Почему вы, православные христиане, верите не так, как надо?»
– Хотя у нас очень разные религии, но ищут они что-то общее…
– Совершенно верно. Тут требуется доброжелательность и некоторый опыт, чтобы не сказать им лишнего, а сказать нечто, что, по крайней мере, не произведет плохого впечатления. Можно сказать, что мы разные народы, они знают свой путь, мы – свой. И сказать что-то доброе, умиротворяющее.
Один крупный мусульманский деятель на моих глазах одному мусульманскому вопрошателю (дело было в молодежном лагере) дал очень жесткий ответ, который в православии был бы немыслим. Он ответил так: «А вы, молодой человек, изучали богословие? Учились где-то в Саудовской Аравии, медресе окончили?» – «Нет». – «Тогда это не Ваше дело, не Ваш вопрос. Без Вас богословы разберутся. А Ваше дело, чтобы жизнь была спокойной, миролюбивой, отношения между соседями были братскими, чтобы Россия была целой, благополучной. Вот этим займитесь, а богословие без Вас обойдется». Мне ответ понравился, но в православии все-таки так не принято.
– В православии так не пойдет. Когда нам говорят: вам этого достаточно, идите занимайтесь делом, – мы впадаем в крайности. И начинаются всякие суеверия.
– Верно, апостол Петр пишет: «Будьте готовы дать каждому ответ с кротостью».
– Получается, что каждый прихожанин должен учиться понимать свою веру, изучать то же догматическое и основное богословие.
– Обязательно. Митрополит Филарет Московский говорил: если вы не совершенствуетесь в православии, то я не знаю, кто вы такой и что с вами будет.
– То есть если твоя вера основывается только на том, чтобы раз в месяц (в лучшем случае) исповедоваться, причаститься, не понимая, зачем это надо… Но кому-то, может быть, этого и достаточно.
– Опять же все люди разные. И наше время дает определенные ресурсы. Кому много дано, с того много и спросится. Это слова Спасителя. И сегодня дано очень много, особенно молодому поколению. Какой-нибудь бабуле я говорю, что я тоже уже старенький. – «Вам сколько лет, батюшка? Мне вот уже восемьдесят девять». И этой бабушке я уже не буду советовать читать книгу Олега Давыденкова «Догматическое богословие».
– Да, каждому свое. Но все это говорилось в контексте того, что все равно надо совершенствоваться. Кому-то достаточно совершенствоваться в добрых делах, а кому-то нет.
– Приходите на исповедь. В условиях исповеди эти вопросы решаются очень надежно и спокойно.
– И в таинствах Церкви происходит то самое обожение, жизнь во Христе Иисусе и уврачевание нашей человеческой природы.
Ведущий Сергей Платонов
Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин.
Божественная литургия 11 декабря 2023 года
События недели. 10 декабря 2023
Воскресные беседы. Митрополит Серафим (Чичагов)
Православный словарь. Поместная церковь
Церковь и общество. Кандидат искусствоведения Жанна Григорьевна Белик. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!