Беседы с батюшкой. Может ли человек знать своё предназначение? Иеромонах Корнилий (Морозов). 12 декабря 2024

12 декабря 2024 г.

Мы будем говорить о том, может ли человек узнать свое предназначение. Эта тема действительно важная, интересная и во многом может быть неожиданной. Отец Корнилий, у людей всегда есть желание узнать свое предназначение, свою судьбу и успокоиться навсегда по этому поводу. С другой стороны, это желание может быть связано с оккультизмом, когда человек хочет узнать все у каких-то астрологов или гадалок. Но как только мы обращаемся к вере, теряется возможность каким-то образом узнать о себе что-либо. Например, мы никогда за богослужением не читаем Откровение Иоанна Богослова. Может быть, там мы могли бы узнать, что нас ожидает, но тем не менее для нас это закрыто. Вот и вопрос, который мы сегодня собираемся обсудить. Может ли человек узнать свое предназначение?

Предназначение человека это одно, и мы, как христиане, его знаем. Это вхождение в Царствие Небесное. А вот узнать волю Божию о себе это другое. Она, конечно, непознаваема, потому что является именно волей (или видением) Бога о нас. Мы не можем сказать, как Господь нас видит, как Его Промысл ведет нас. Это сокрытый момент, потому что он находится в произволении Божием. Говоря непосредственно о человеке, нужно начинать с малого, со своего предназначения, его-то человек может и должен выявить. Сегодня существует инфантилизм среди молодежи, люди не понимают, чем им заниматься, где бы пристроиться, что приносит им удовольствие, а что нет. Это говорит о том, что человек не задумывается о своем предназначении в жизни. Спрашиваешь другого, допустим, почему он стал врачом, и он тебе может четко сказать, что его мама или папа были врачами, он видел, как они работают, и загорелся, понял, что хочет так же. Человек увидел свое предназначение в данной профессии или в какой-то иной.

Для христианина, конечно, основное предназначение войти в Царствие Небесное, или, как говорил Серафим Саровский, стяжать благодать Духа Святого. Мы все знаем, что умрем. Этот момент у нас не только в будущем, но как бы уже и в настоящем, потому что мы знаем, что рано или поздно он настанет. Следовательно, человек должен прожить свою жизнь так, чтобы ему было не стыдно за нее.

У меня есть такой вопрос в этом случае. Вы были настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в городе Нарва-Йыэсуу, а сейчас стали клириком храма Воскресения Христова в Нарве. Я думаю о том, что сейчас с Церковью в Эстонии и других европейских странах начинаются реальные проблемы. Начинает меняться жизнь людей, которые были прихожанами Православной Церкви Московского Патриархата. Например, мы живем в благоденствии, посещаем храм, но внезапно меняются внешние обстоятельства. Я понимаю, что если мы ищем только спасения, то и все неприятности воспринимаем именно в таком свете. Тем не менее жизнь человеческая меняется и под воздействием внешних факторов. Я имею в виду конкретную ситуацию с Русской Православной Церковью в Европе.

Когда отец Иоанн (Крестьянкин) еще был мальчиком, начались гонения на Церковь. Двух епископов в Воронеже, которых он знал, арестовали. Церкви стали закрывать. Отец Иоанн говорил: «Я не понимал, что такое, как это может происходить, и тогда мне моя мама сказала, что Бог плохо не сделает». У него эта фраза даже была выписана. В этом отношении мы знаем: все, что посылается на жизненном пути, мы так или иначе можем и должны преодолевать. Даже в классическом языческом изводе боги никогда не могли преодолеть рок, то, что было предначертано. Все знают миф об Эдипе, которому было предсказано, что он женится на своей матери и убьет своего отца. Эдип ищет выход из этой ситуации, уходит от своих родителей, которые его воспитали. Однако они не были его настоящими родителями. В итоге он убивает своего настоящего отца и женится на своей матери. То есть даже в греческой, римской мифологии и во многих других мы видим, что люди мыслили судьбу как неотъемлемую и непреложную, как то, что невозможно изменить, от чего невозможно укрыться. Действительно, человек всегда стремится знать, что с ним будет в тот или иной момент. Хочет постелить себе соломки, мол, буду знать, что со мной произойдет.

С другой стороны, прелесть жизни заключается в том, что мы до конца не знаем, как она будет складываться. В первую очередь нас должна защищать наша сформированная личность. Те принципы, по которым мы живем, нравственные, этические установки, которыми мы пользуемся в своей жизни. Тогда трудности, которые выпадают в жизни каждого человека, будут преодолеваться. А вот это знание заранее, как видим, ничего не несет. Даже когда тебе предсказывают, что с тобой что-то произойдет, это обязательно произойдет. Стоит ли ждать? Как сказал профессор Алексей Ильич Осипов: «Хотите, я вам расскажу, что с нами будет? Мы все умрем». Действительно, это единственное непреложное знание, которое помогает правильно сформировать свою жизнь. Если человек будет иметь память смертную, то, как говорят святые отцы, он вовек не согрешит. То есть проведет свою жизнь на высоте, выстроит ее на определенном уровне, потому что будет помнить об основных ценностях жизни.

Кроме того, так человек будет проживать каждый момент жизни как дар, который ему дан. Самое основное – это момент, который мы проживаем сейчас. У нас есть только он и только время, которое нам дано в нем. Прошлого уже нет, будущего еще нет. Только этот момент. Такое отношение помогает человеку прожить глубокую, осмысленную и полноценную жизнь.

Вспомним известного психолога и психотерапевта Виктора Франкла. У него есть всем известная книга: «Сказать жизни “Да”!» Он пережил этот выбор, когда в Австрии начались притеснения евреев, а он был из еврейской семьи. Виктор, будучи известным к тому времени ученым, мог покинуть Австрию, но там оставались его родители и жена. Когда он шел по городу, ему попался осколок от синагоги, камешек, и на нем была написана пятая заповедь. Он подумал, что, видимо, Господь указывает ему остаться. И он остается в этом городе, попадает в лагеря и проходит их. Мы видим, какой урок он выносит из всего этого. Во-первых, благодаря прожитому опыту Виктор сумел помочь многим людям, да и сейчас его школа логотерапии помогает огромному количеству страждущих. Во-вторых, мы видим, что именно благодаря пережитому событию в его жизни он не отчаивается.

Кстати, он пишет удивительные слова о надежде. В том лагере, где он находился, не было печей. Должен был приезжать поезд, который забирал людей и отвозил в другой лагерь, где эти печи есть. Виктор попал в этот список. Завтра за ним должны были приехать, но почему-то на следующий день поезд не пришел. Многие могли бы покончить жизнь самоубийством или как-то отчаяться, зная, что они в этом списке. Однако в такой момент, если человек не теряет надежду, то возможно многое. Пусть что-то происходит независимо от тебя, помимо твоей воли, но ты всегда имеешь это упование и островок надежды. Замечательно, что благодаря этому человек становится человеком, потому что он имеет упование и надежду и может таким образом определить свою жизнь.

Есть замечательный образ: каждый раз перед нами открываются тысячи дверей, но войти в этот момент ты можешь только в одну. Когда ты в нее входишь, все остальные захлопываются, но перед тобой снова открывается тысяча дверей. Ты можешь войти только в одну дверь в тот или иной момент. Мы видим, что так и происходит в нашей жизни. Я могу выбрать между одним садиком и другим. Выбираю один из этих двух, потому что в два садика ходить не могу, и мой ребенок попадает в определенный круг преподавателей, в окружение детей, которые формируют его. Я выбираю ту или иную школу, институт, направление в своей жизни. Всегда вытаскиваю только один момент из своей жизни, хотя для меня изначально предполагается тысяча вариантов. Самое важное, что есть в жизни, ценить и правильно акцентировать внимание на том, что ты похитишь из пасти вечности, что станет реальностью и действительностью. Тогда мы действительно сможем прожить нашу жизнь в полной мере, отдавая отчет за нее перед Богом. Зачастую люди ездят к старцам, пытаясь узнать у них о своем предназначении или о том, что Господь думает о них. Или ищут тех или иных колдунов, экстрасенсов, гадалок и прочее. Все это показывает, что человек не совсем способен взять ответственность за свою жизнь. Он не хочет сделать выбор, который предлагает ему Господь. Этот выбор существовал изначально, мы видим, что Адаму было предложено вкусить или не вкусить от запретного плода древа познания добра и зла. В этом отношении у Адама был выбор да или нет. В зависимости от этого выбора совсем по-разному устроилась бы жизнь как его, так и всего человечества.

Опять же Господь принимает этот выбор. Часто люди задают вопрос: «Почему Бог искушает, можно сказать, Адама, дает ему эту заповедь о невкушении с запретного древа познания добра и зла? Если бы этой заповеди не было, то не было бы никакого нарушения и изгнания из рая». Однако именно добровольный выбор делает человека человеком, позволяет ему встать и сказать, что он подобен Богу. Действительно, подобие Божие заключается в свободном выборе человека. Господь этот выбор изначально предоставляет как нравственный для Адама и Евы, чтобы они возрастали в духовной жизни, а без заповедей этого быть не может. Да и мы всегда выбираем в нашей жизни, вкусить это или не вкусить, послушать голос одного или другого. Я думаю, что именно благодаря этому жизнь человека становится полноценной.

Вы привели пример, скажем, садика или школы. Но ведь когда мы выбираем садик для своего ребенка, то не делаем это по принципу: «Вот ближайший». Мы стараемся все узнать, переживаем. Также и школу мы стараемся выбрать такую, которая подходит нам по нравственным качествам.

Я согласен, но критерии у людей всегда разные. Кто-то даже может выбрать садик потому, что он близко к дому, удобно отвезти ребенка именно в этот садик, потому что он на пути к твоей работе. Кто-то будет выбирать садик не потому, что он удобно расположен, а потому, что там хорошая воспитательница. Она любит детей, и ты спокоен, когда твой ребенок находится с ней. Третьи выбирают садик, может быть, потому, что там хорошо готовит повар. И так далее, у каждого есть свой критерий.

Но все равно нравственные и духовные критерии могут многое поменять.

Конечно, но я же не случайно привел пример с Франклом, потому что можно оказаться в тех или иных ситуациях, даже в лагере, где все происходит помимо тебя. Один может озлобиться и перестать любить весь мир, а другой может подумать о том, что его будет ждать за стенами этого лагеря. И станет жить ради этого.

Иоанн (Крестьянкин) тоже очень много лет провел в лагерях. Он был практически уничтожен пытками, но тем не менее в нем не было никакой злобы.

Да, но это внутренний выбор человека, простить или не простить. Стремиться к прощению или закоснеть в своей обиде. Это всегда нравственный выбор человека, и благодаря ему он устраивает свою жизнь, свое дальнейшее существование.

То есть Бог плохо не сделает.

Да. Если в нашей жизни происходит то, что от нас не зависит, значит, так надо. Я думаю, даже стоит воспринимать тот момент, в котором мы находимся, как самое лучшее, что происходит со мной.

Да будет воля Твоя.

Да, наверное, это показывает и Христос.

Вы в своей жизни выбрали путь служения Богу, причем я помню Вас еще до монашества. Скажите, пожалуйста, когда Вы еще были совсем юным человеком, то предполагали, что у Вас будет такой путь и Вы станете монахом?

Нет, я никогда не загадывал что-то наперед. Всегда смотрел, пребывая в моменте, как будет складываться моя жизнь, и в этом отношении выбор всегда за мной. Это было моим выбором сердца, как говорится, без принуждения. Я всегда говорю, что выбор дает не только привилегии, но и приносит ответственность. И когда мы выбираем, то несем ответственность за свою жизнь. Странно, когда человек переводит стрелки своего выбора на кого-то другого и думает о том, что пусть за него что-то решит волшебный шар или просветленный старец.

Или логический прогноз.

Поэтому, конечно же, самое основное и важное это научиться быть ответственным за свою жизнь и свой выбор.

У меня есть еще один очень сложный вопрос, касающийся предназначения «судьбы» (не могу не использовать этот термин). Я несколько раз сталкивался в своей жизни с такой проблемой: живет человек, и вдруг тяжелейшая болезнь; и он очень скоро угасает. Бывает даже так, что люди просто перестают сопротивляться. Наоборот, когда человек начинает усердно молиться и при этом не расслабляется, он побеждает тяжелейшую болезнь. Каким образом тяжелейшие болезни имеют отношение к предназначению человека? Как это принять как волю Божью? И стоит ли так делать?

Я думаю, что любой момент в нашей жизни мы можем принять как волю Божию.

То есть и не сопротивляться?

Почему? Меня Господь поставил в эти условия. Будем помнить, что болезни не от Бога, а потому, что мы живем с вами в поврежденном мире, где есть болезни и смерть. Болезнь как раз показывает поврежденность этого мира грехом. Важно, как я отнесусь к своей болезни, буду ли стремиться ее преодолеть. Был удивительный случай, когда один спортсмен, который ходил в горы, сломал себе ноги и попал в больницу. Реабилитация была очень тяжелой, и никто не мог его сподвигнуть на то, чтобы он начал заниматься собой. Он совсем впал в уныние от того, что больше не может пойти в горы. Тогда один из мудрых священников, придя к нему и увидев брошюру о походе в горы, сказал: «Может быть, болезнь, которой Вы сейчас занимаетесь, тоже поход в горы и такой же момент, который Вы преодолевали тысячу раз, находясь в горах?» Эта мысль воскресила человека. Он перестал унывать и воспринял свою болезнь как некий вызов, подобный тому, когда он шел в эти горы. Он стал заниматься своей болезнью. Да, мы можем унывать и опускать руки в те или иные моменты, но надо просто понять, что это такой же вызов, как и многие другие, которые нам предоставляет жизнь тысячи раз на дню.

Вспомните библейскую историю: была битва, и пророк опускал руки, а его друзья поднимали ему их для того, чтобы воины могли победить. Мы тоже способны многое изменить в своей жизни, если только продолжаем верить, не опуская рук и преодолевая эти препятствия. Тогда, наверное, наша жизнь может поменяться. Значит, мы способны каким-то образом влиять на свое предназначение?

Да, абсолютно верно. Таким образом мы влияем на свое предназначение в будущем, ведь каждый предназначен одновременно и к раю, и к аду. Только делая тот или иной выбор, человек попадает либо туда, либо в другое место. Так он влияет в своей жизни на свое предназначение в будущем.

То есть это не детская считалочка, которая помогает преодолеть то или иное испытание. Получается, что свое предназначение человек способен узнать, если только не будет опускать руки.

Есть хорошее выражение: когда человек рождается, то все вокруг радуются, а он один плачет. Жизнь он должен прожить так, чтобы все вокруг плакали, когда он умрет. Это и есть предназначение человека в его жизни, оно изначально дано ему. От нас не зависит, когда мы родимся, в то или иное время. Нам не дано понять, когда мы умрем.

Мы не выбираем родину.

Мы не выбираем многое. Не выбираем цвет своих волос, не выбираем, быть мужчиной или женщиной. Надо понять, что именно исходя только из тех данностей, которые у нас есть, мы можем прожить полноценную жизнь. Об этом говорят очень многие сейчас, когда, кажется, у человека нет ни одной пары конечностей, но он становится первоклассным художником или иконописцем. А другой человек может в такой же ситуации унывать и говорить: «Ну вот, Господь мне не дал ни рук, ни ног, как другим людям». Он даже не пытается открыть то предназначение, которое вложено в него, а другой это делает, потому что чувствует, что жизнь это великий дар, который ему уже дан. Исходя только из тех данностей, которые у него есть, он может делать свою жизнь как радостной и прекрасной для себя и окружающих, так и горькой и несчастной.

Здесь еще есть один момент, связанный с людьми, которых мы называем людьми с ограниченными возможностями по здоровью. Можно вспомнить то время, когда общество отрицало даже само их существование.

Приведу замечательный пример. Мы очень часто говорим об инвалидах, что это люди с ограниченными возможностями. А в Европе говорят, что это люди с расширенными потребностями. Вот как! Сразу видим, как меняется восприятие этого человека. Правильно, у него просто расширены потребности, которыми он должен иметь возможность воспользоваться. Это именно христианский взгляд на любую ситуацию с любым человеком.

Насколько это удивительно и точно…

Так мы видим, что в нашей жизни не может быть какого-то ограничения, но только расширение. Если у нас чего-то нет, это означает возможность. Что можно сделать, чтобы у нас это появилось?

Я очень благодарен Вам за то, что Вы таким образом перевернули мое сознание. Опять-таки в нашем обществе, после войны, не было принято говорить о людях с этими расширенными потребностями. На Валааме был целый поселок для них, большая больница, чтобы другие ни в коем случае не видели этих проблем. Возникает такой вопрос: может ли забота о людях, которым нужна помощь, изменить наше сознание и повлиять на наше предназначение? Ведь здесь интересно получается: моя жизнь это моя жизнь. Почему я должен тратить ее на других людей? Может ли мое нравственное представление об этой жизни повлиять на судьбы других людей, в том числе на мою?

Конечно. Во-первых, человек социальный субъект. Мы можем жить только в окружении себе подобных. В противном случае человек часто деградирует, и мы видим это на примере людей, которые были оставлены на необитаемых островах. Когда их находили, то их уровень человечности был очень низок, они были похожи на животных.

Человек должен обладать социальными навыками. Если я окажусь в тяжелой ситуации, люди, которые переживают подобное, могут помочь мне. У нас в Нарва-Йыэсуу есть дом попечения, где находятся пенсионеры и люди с расширенными потребностями. Там в том числе содержатся старики, которые страдают деменцией. Эту болезнь очень тяжело переживают близкие, потому что человек вроде бы жив, а вроде бы и нет, он не узнает своих близких, не понимает, где он находится. Особенно, конечно, переживают родственники, тяжело, когда мама не узнает детей. Мы приняли решение создать клуб для этих людей, которые могли бы встречаться и общаться. Клуб детей этих пожилых родителей. Им действительно легче вместе переживать болезнь своего близкого, родного человека, которая, к сожалению, неизлечима. Точно так же родители детей, умерших от рака, встречаются, разговаривают и создают комьюнити, переживают все вместе, для них это всегда большая помощь.

Я думаю, нормально, когда, допустим, пожилые люди или дауны посещают спа-салоны наравне с людьми, которые заплатили деньги за билет. Они приходят туда, потому что организация находится рядом и предоставляет им эту возможность. Они плавают одновременно с обычными людьми, вместе с ними посещают бани и так далее. Это показывает, что общество не отгораживается от проблемы, что другие, наоборот, готовы принять и поддержать этих людей и их родственников. Кто-нибудь скажет, мол, почему ты пришел со своим уродом в нашу песочницу? Нет. И так далее. Это должно быть именно социальными проектами. Тогда мы будем совсем по-иному воспринимать людей с теми или иными проблемами: со здоровьем, ментальностью или еще чем-либо.

Мы задались вопросом, может ли человек узнать свое предназначение. Получается, что надо сначала понять, что такое предназначение. Если мы хотим узнать волю Божию о нас, то это в любом случае, наверное, невозможно. Но о своем предназначении мы не просто можем узнать, мы его знаем – это желание спасения. Путь наш лежит через веру в Бога и преодоление своей жизненной ситуации. Тогда мы можем совершенно спокойно не думать, что в жизни есть некий фатум, рок, и вместе с этим будем жить счастливо. Получается, счастье – это жизнь в Боге?

Да, я думаю, что счастье – это ощущение Бога. Хотя в Священном Писании нет понятия счастья, но есть понятие радости. Счастье – это момент, который не принадлежит мне, не зависит от меня, он мне дан. А радость – это то, что меня наполняет, и то, что будет дано мне Богом. 

Ведущий Глеб Ильинский

Записал Федор Поплавский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X