Беседы с батюшкой. Христианин в Интернете. Священник Виктор Ленок 27 марта 2023

27 марта 2023 г.

Сегодня у нас в гостях клирик Богоявленского кафедрального собора в Елохове иерей Виктор Ленок.

– Тема сегодняшнего разговора: «Христианин в Интернете».

Сейчас время Великого поста, период воздержания. Когда формировались нормы поста, технологии не были развиты. Необходим ли сейчас информационный пост?

– Святая Четыредесятница, Великий пост – время, когда человек пытается преобразить себя, исправить свою жизнь и найти те колоссальные бревна, которые мешают ему приблизиться к Богу. Сегодня виртуальная реальность поглотила всех начиная с детей и заканчивая людьми семидесятилетнего возраста и даже старше. Сегодня все люди так или иначе пребывают в Интернете. Человек очень много времени тратит на информационную повестку, особенно сейчас, когда идут военные действия. Вместо того чтобы обращаться к Богу в молитве, ходить в храм, вести активную духовную жизнь, чтобы формировалось определенное духовное топливо для последующего рывка в духовной жизни, мы тратим свои и без того скудные силы на информационную повестку. Поэтому, безусловно, информационное воздержание от новостей, развлекательных сериалов, многочисленных ток-шоу крайне необходимо для христианина, потому что только так возможно побороть зависимость, в том числе и виртуальную.

– В чем такой пост может проявляться? Где его границы?

– Все достаточно просто. В каждом смартфоне есть функция, которая фиксирует, сколько времени человек проводит в том или ином приложении, в той или иной программе. То есть каждый человек может с легкостью узнать, что он проводит в Telegrame, например, в среднем три часа в день, в VK – два часа в день, в других браузерах и программах, которые никак не совмещаются с духовной жизнью, тоже проводит колоссальное количество времени. А сколько времени он посвящает Богу, молитве, насколько часто приходит в храм на умилительные и глубоко проникающие в сердце великопостные богослужения, как часто обращается к таинствам Церкви?

Получается так, что духовная весна уже приближается к Светлому Христову Воскресению, и необходимо принести плод, но человек, к сожалению, так ничего и не добился. Порой даже, наоборот, приобрел осуждение, раздражение и гневливость, причем не только на своих близких, но и на дальних, на Церковь и даже на Бога.

Поэтому необходимо стараться вычистить свое время и тот огромный пласт, который уходит в никуда, переориентировать на духовную жизнь, на добрые дела, на дела милосердия. Тогда есть вероятность того, что свет, который исходит от Христа, преодолеет эту мглу и тьму погружения в виртуальное пространство.

– Что делать, если не можешь контролировать времяпрепровождение в социальных сетях, Интернете?

– Все очень просто: удалить аккаунты. Чтобы избавиться от страстей, необходимо все-таки кардинально подходить к вопросу искоренения этих бревен. Один священник говорит, что ту зависимость, которая сегодня есть у каждого человека к социальным сетям, к виртуальному пространству, можно даже приравнять к смертельным грехам. Потому что грязи в Интернете гораздо больше, чем чистоты.

Хотя Интернет является прекрасным инструментом для того, чтобы говорить о Христе, показывать пример жизни во Христе. И можно постараться наполнить ленту в социальных сетях каким-то лучиком света.

– Как христианам относиться к Интернету?

– Как к инструменту, который позволяет передавать информацию. Но необходимо создавать определенный барьер, фильтр, что можно, а что нельзя. И обратить внимание, как много времени мы проводим в Интернете и как мало времени уделяем своим близким, своей духовной жизни. Важно все мерить не только Священным Писанием, Священным Преданием, но еще и понимать: если ты прочитал какое-либо информационное сообщение в виртуальной сети и оно вызвало у тебя раздражение, осуждение, ты должен подавить это, преодолеть этот негативный шлейф, который возник в твоем сознании. Этому очень сильно способствует молитва и понимание того, что для тебя ценнее, важнее.

Как часто во время пребывания в Интернете ты творишь Иисусову молитву? Зачастую, к сожалению, Иисусова молитва и любая другая молитва уходят, когда ты пребываешь в виртуальном пространстве, особенно когда отвечаешь на комментарии в Telegram-каналах, социальных сетях известных священников, миссионеров. Миссионерам, которые ведут свою деятельность в Интернете, может быть, стоит даже отключать комментарии на время Великого поста, чтобы не было ссор, вражды. Зачастую, к сожалению, все эти комментарии анонимные. И у нас еще нет культуры поведения в Интернете, определенных этических границ. Просто об этом никто еще пока не задумывается, но мы над этим работаем.

– Стоит ли вообще христианам вступать в какие-то споры о вере в Интернете, высказывая свою точку зрения?

– Господь четко и ясно сказал о том, чтобы не метать бисер перед свиньями. Если человек анонимно выливает ушат грязи, его необходимо отправить в бан, то есть заблокировать, понимая, что искушения проходят не только через сознание христианина, но и через тех людей, которые далеки от Христа. Всякая грязь, которая льется, как правило, стандартна, ничего нового не происходит. Поэтому надо это отсечь, понимая, что это вообще может быть специальная программа, которая создана другим человеком и через него действует дьявол. Поэтому необходимо разделять, кто настоящий пользователь, кто стоит за тем или иным ником в Интернете, а кто является так называемым ботом.

Если есть определенное поругание веры, конечно, необходимо на это отвечать, но в рамках Священного Предания, соблюдая нормы поведения, которые должен показывать христианин в своей жизни. Это пример доброго, честного, благородного, понимающего, внимательного человека. Если у кого-либо есть какое-то заблуждение, необходимо с кротостью и смирением, со спокойным сердцем отвечать, по мере возможности. Как правило, какие-то острые и жесткие комментарии (особенно если они не анонимные) нивелируются, когда спокойно на них отвечаешь и приводишь глубокие, чистые примеры, не вступая в полемику. Потому что, как правило, вступая в дискуссию и полемику, человек просто пытается вывести тебя из равновесия, подливает масла в огонь; это называется троллинг.

– Может ли вообще дискуссия о вере в Интернете быть конструктивной?

– Дискуссия о вере может быть конструктивной в том случае, если человек, который ее ведет, получил определенные богословские знания о своей вере и знает достоверно учение тех людей, которые заблуждаются в истине. Если ты не знаешь даже свою веру, то в первую очередь необходимо получить минимальное богословское образование на миссионерских курсах или курсах катехизации. Сейчас занятия идут даже дистанционно, можно к ним присоединиться, посмотреть лекции. И, конечно, без благословения священноначалия лучше этим не заниматься, иначе превратишься не в того, кто защищает веру, а скорее, наоборот, твои слова, комментарии могут привести к обратному эффекту.

– Что делать, если тебя втягивают в такие дискуссии?

– Просто отойти в сторону и помолиться за этого человека. Как правило, человек, который может в виртуальном пространстве написать любую грязь, никогда не скажет это человеку лично. Можно пригласить этого человека в храм в определенное время, в определенное место, чтобы он задал вопросы или тебе, или священнику, или миссионеру, который способен ответить на ту или иную деструктивную критику.

– Как христианин должен реагировать на оскорбления и критику в Интернете?

– Самый простой способ – это блокировать. Повторюсь, в Интернете зачастую пишут анонимно, неизвестно, кто это пишет, откуда и с какой целью. Самый лучший способ – уйти и заблокировать ту грязь, которая льется. Тем самым у тебя сохранится спокойствие, мир.

Еще раз призываю, если у вас есть зависимость к социальным сетям, если вы проводите там довольно большое количество времени, лучше вообще удалить приложения на время поста. Коммуникация никуда не исчезнет, поскольку есть другие способы передачи информации, не только через социальные сети.

– Или хотя бы сократить время пребывания в сети.

– Да, как я выше говорил, сократить время, чтобы пребывание в социальных сетях не было более тридцати минут в день. Для этого нужно поставить специальные фильтры, блокировки, которые вполне работают и закрывают доступ в социальные сети.

– В Интернете каждый человек имеет право говорить свободно. Должен ли христианин использовать эту возможность для проповеди?

– Наверное, самая большая беда и боль состоит в том, что виртуальное пространство приводит к безнаказанности и вседозволенности. Но христианин должен оставаться христианином всегда и везде, и в настоящей, реальной жизни, и в виртуальном пространстве. Повторюсь, независимо от того, где он пребывает, он должен быть честным, благородным, не должен отвечать злом на зло.

Христианин должен апеллировать к добрым примерам и не вступать в бурные дискуссии, которые приводят к тому, что в сердце возникают не тишина и спокойствие, а буря, цунами, приводящие к раздражению, и в итоге ушат грязи выливается не только в виртуальном пространстве, но и на его близких.

Как мы знаем, после этой виртуальной дискуссии человека больше всего страдают окружающие его люди. Они не могут понять, как так: вот он молился, совершил вечернее правило, после этого погрузился в виртуальное пространство, и вдруг в отдельной квартире многоквартирного дома произошел чуть ли не взрыв водородной бомбы.

Поэтому, конечно же, здесь необходимо ограничивать себя и помнить о том, что Господь видит все наши мысли, слова, дела и даже комментарии, которые мы пишем в виртуальном пространстве. Но мы этого не понимаем, не замечаем. Мы думаем, что в виртуальном пространстве Господь ничего не видит и не знает. Да все Господь знает и видит.

А как бесы всё видят! Они не могут узнать наши мысли, но могут прочитать, что мы пишем, и подливают масла в огонь: «Давай пиши, лей еще больше грязи на эту мельницу». И вместо того чтобы во время поста стараться приобретать мир, избавляться от страстей и хоть немного приближаться к Богу, мы, наоборот, погружаемся в эту виртуальную мерзость запустения.

– Батюшка, кому можно проповедовать в Интернете, а кому лучше этого не делать?

– Каноны Святой Церкви четко и ясно говорят, что проповедовать имеют право только епископы и священники. Мирянам проповедовать в Интернете можно только по благословению священноначалия. Здесь очень важно понимать, что проповедь в Интернете – это замечательный инструмент для того, чтобы об истине узнали миллионы людей. Вот если бы сегодня пришел апостол Павел, он бы точно не выходил из прямых эфиров.

Но, к сожалению, люди зачастую берут на себя неудобоносимые бремена, которые приводят к таким ошибкам, что вместо проповеди о Христе они проповедуют свое «я». Вместо того чтобы стремиться к тому, чтобы их общение с людьми соответствовало канонам, учению Церкви, Священному Писанию, они пытаются создавать так называемый хайп, противоречащий канонам Церкви, тем самым дискредитируя учение Церкви, Священное Писание и оскорбляя Самого Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

И поэтому очень важно понимать, что, ведя любую миссию в Интернете, можно наломать таких дров, которые не только не приблизят невоцерковленных людей к Церкви и ко Христу, но, наоборот, еще больше оттолкнут их от истины, от жизни во Христе.

– А как во время поста можно использовать Интернет во благо?

– Да очень просто. В первую очередь Интернет – это средство коммуникации, передачи информации. К примеру, в Интернете люди могут узнать о том, когда будут проходить богослужения, что во вторник мы будем праздновать память Севастийских мучеников, а в субботу у нас особое поминовение усопших, Суббота Акафиста или Похвала Пресвятой Богородицы, и они смогут сформировать свой календарь на предстоящую седмицу.

У нас при Елоховском соборе действует замечательное волонтерское движение, к которому присоединилось огромное количество людей, работает молодежный клуб «Елоховцы». Мы публикуем в Интернете план наших действий на неделю – когда у нас будут происходить какие-то встречи, совместные поездки, и молодые люди подстраиваются под этот план, чтобы они могли не просто общаться, но в первую очередь, исповедовавшись накануне, прийти в воскресный день на литургию и присоединиться к великому таинству Евхаристии, причаститься Святых Христовых Таин.

– Батюшка, сейчас священники активно ведут свою миссию, проповедь в Интернете, в социальных сетях. Расскажите, как Вы к этому относитесь и как в соцсетях вещаете о Боге, о своей деятельности.

– Недавно Святейший Патриарх встречался со священниками, которые ведут свою миссионерскую деятельность в Интернете и у которых довольно большое количество подписчиков. Он призывал к тому, чтобы священник, ведя свою миссионерскую деятельность в Интернете, на первое место ставил Христа, а не себя, чтобы он не гонялся за лайками, за тем, чтобы его репостили…

– Восхищались им.

– Да, поклонялись ему, создавали из него кумира. Наоборот, действия в Интернете священника, получившего благословение от священноначалия на эту деятельность, направленные на то, чтобы как можно больше людей задумались о своей жизни, пришли к мысли о том, какое место в их жизни занимает Христос, конечно же, идут во благо Церкви, во славу Христа.

Но, к сожалению, по вине того или иного священника иногда случаются и ошибки, и какие-то события, которые дискредитируют Церковь, вносят в ее деятельность некий диссонанс. В таком случае священник, осознав свою ошибку, должен попросить прощения, и, если хайп уже запущен, он должен использовать определенные инструменты, чтобы исправить ситуацию. Но, к сожалению, так бывает не всегда, и неприятный отпечаток все же остается.

А что касается моего пребывания в социальных сетях, то во время Великого поста я стараюсь описывать какие-то свои мысли, происходящие события, рассказываю о тех или иных значимых праздниках, о Священном Писании, о святых отцах, привожу такие примеры, чтобы человек немножко разбавил свою ленту, стараюсь провести некий своеобразный информационный детокс. А все ненужные информационные каналы я попросту у себя удалил и освободившееся время отдаю своим близким и своему служению.

– Вопрос от телезрительницы: «Батюшка, как Вы относитесь к распространению в соцсетях зависти, пороков, фальши? Я в социальных сетях выставляю напоказ не свою личную жизнь, а свои работы, рекламу сделанных своими руками красивых вещей. Иногда я описываю и свои чувства. Скажите, нужно ли все это? Я чувствую, что у меня появляется зависимость от соцсетей – от популярности, от лайков».

– Мы уже говорили, что одно дело, когда мы используем Интернет и социальные сети как инструмент продвижения результатов своей творческой деятельности, но зачастую бывает так, что просмотр ленты, каких-то клипов отнимает у нас не один час, и уже три часа ночи, а вставать нужно в семь, и днем у нас просто нет сил, чтобы совершать какие-то дела.

Поэтому нам необходимо помнить, что есть инструменты для того, чтобы заблокировать ненужный контент. И также нужно стараться минимизировать наше пребывание в социальных сетях во время поста. Вообще, вместо того чтобы часами пребывать в виртуальной реальности, нужно задуматься, давно ли мы играли в шахматы с нашими близкими, когда в последний раз покупали на почте или даже в храме поздравительные открытки со Светлым Христовым Воскресением и посылали их нашим родственникам, живущим в других городах.

Я уверен, что банальная открыточка с искренними поздравлениями с праздником будет во сто крат приятнее нашим близким, друзьям и даже врагам, чем какая-то картинка в мессенджерах, и духовный эффект от нее будет весомее. На Прощеное воскресенье все просят друг у друга прощения, присылая огромное количество картинок. Но эти картинки вызывают только чувство раздражения, но никак не прощения.

Грядет Вход Господень в Иерусалим, Светлое Христово Воскресение, и я хочу сказать, что не нужно никому присылать в мессенджерах и в социальных сетях эти безумные картинки. Можно же самим что-то нарисовать или записать сообщение либо послать открытку с поздравлением с Пасхой нашим близким, друзьям, а еще лучше написать письмо нашим ребятам на фронт. Помните, какие замечательные открытки отправлялись на фронт до революции, и сейчас ничего не изменилось. Подчеркиваю, чем больше времени мы этому уделим, тем меньше времени останется у нас на виртуальные сети.

– «Можно ли в Интернете использовать ложную информацию о себе – называться другим именем, фамилией, указывать другой возраст, другое место проживания? Грешно ли это? Я просто не люблю рассказывать о себе. Мало ли какие люди это прочитают».

– Конечно же, нельзя. Анонимность в Интернете приводит к тому, что ты позволяешь себе выливать грязь на людей и считаешь, что никто не узнает, что эти грязные комментарии твои. Но Господь знает все, и эти твои действия приводят к тому, что по большому счету ты выливаешь грязь на себя, а не на этого человека.

Если же ты пишешь лично от себя и люди знают, кто ты, то в твоих действиях появляется определенная ответственность, и ты уже начинаешь следить за тем, что пишешь и какую информацию выдаешь. Поэтому анонимность в Интернете, которая сегодня превалирует, необходимо потихонечку искоренять, особенно христианам, и нужно приходить к пониманию, что лучше вообще ничего не писать, лучше промолчать, чем выливать эту грязь...

– «В Нагорной проповеди мы слышим: пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Старцы говорили: «О чем не надо распространяться – это о своей благотворительности. Благое дело – большая редкость в этом мире, и именно поэтому ее надо беречь как зеницу ока. Не нахваливайте себя за хорошие дела. Гордость тут же увидит и отберет все то благо, которое пришло в результате этой благотворительности». А если нужна помощь в распространении репоста и она не терпит отлагательства, почему бы не использовать социальные сети в благих целях? Так можно ли в соцсетях делать репост о материальной помощи нуждающимся?»

– Что касается распространения информации в социальных сетях, особенно с просьбой о материальной помощи, здесь необходимо перепроверять, действительно ли этот человек нуждается в помощи. Мне очень часто пишут с просьбой разместить информацию о помощи, и я на это отвечаю, что эти люди должны выйти со мной на контакт с помощью видеосвязи либо прийти в храм. Мы познакомимся, пообщаемся, и если человек действительно нуждается в помощи, то я, конечно же, размещу эту информацию.

Лично у меня был не один случай, когда мы собирали средства для лечения детей в социальных сетях. У меня есть крестник, Виктор. Когда я еще служил дьяконом в Покровском монастыре, у Матронушки, я встретил в храме женщину и бабушку с колясочкой. Они подошли ко мне и попросили о помощи в крещении младенца. В разговоре с ними я узнал, что у мальчика рак глаз, и они приехали на лечение в медицинский центр в Коломенском, где ему должны были помочь.

Так получилось, что я стал крестным этого мальчика. Для продолжения лечения ребенка необходимо было собрать большую сумму денег, и, удивительное дело, буквально за несколько дней мы собрали необходимую сумму благодаря репостам, благодаря доверию, в том числе и ко мне. Поэтому человеку, который распространяет или перенаправляет информацию, нужно понимать всю меру ответственности, которую он несет. Если же информация оказывается непроверенной, ложной, то это накладывает на него определенный отпечаток, свидетельствующий о том, что он мошенник, обманщик.

Сегодня возможность распространять информацию позволяет христианам помогать друг другу, помогать беженцам, фронту, детям Донбасса. Благодаря репостам мы собрали огромное количество книг и канцелярских принадлежностей для детей Донбасса, собираем помощь бойцам на фронт, беженцам и передаем ее непосредственно из рук в руки. Поэтому, конечно же, использование современных инструментов необходимо, только нужно обязательно перепроверять, что ты отправляешь со своей страницы другим людям.

– «Можно ли регистрироваться в таких социальных сетях, как «Одноклассники», «ВКонтакте», выкладывать там свои фотографии и фотографии своих детей? Меня это волнует, потому что там идет обсуждение фотографий. Не могут ли там сглазить детей, ведь бывают же и недоброжелатели?»

– Ни один волосок не упадет с нашей головы просто так. Господь все держит под контролем. Честно говоря, я с таким не сталкивался, поэтому не могу это комментировать, но могу сказать, что нужно не просто выкладывать фотографии, но и указывать, почему мы выкладываем их, с чем это связано. Не нужно бояться писать о том, что произошло во время этого снимка, до и после него, то есть не нужно бояться чего-либо и кого-либо. Не нужно бояться говорить о том, что ты христианин; наоборот, нужно говорить об этом.

У каждого храма есть страничка в социальных сетях, и необходимо распространять те или иные начинания твоего храма в соцсетях, потому что многие люди, твои подписчики и друзья, живут неподалеку от храма, но при этом не знают, что в нем происходит. И когда ты распространяешь информацию о жизни твоего прихода, о событиях, которые происходят в твоем приходе, это побуждает твоих друзей найти свободное время и прийти в храм. Даже когда люди смотрят богослужения в Интернете, например, когда они болеют либо когда у них нет возможности посетить храм, безусловно, у них возникает желание прийти в храм на богослужение.

Я помню, как в 2020 году, когда только началась пандемия коронавирусной инфекции, я встретил Пасху на больничной койке. Мое физическое состояние было тяжелым, я использовал кислородную маску, температура не падала, и Господь дал мне утешение – в моей палате был телевизор, по которому шли прямые трансляции великопостных богослужений. Я помню, что 12 Страстных Евангелий читал нынешний настоятель Елоховского собора архиепископ Фома, и это было настолько удивительно!

Я никогда не смотрел пасхальные богослужения по телевизору, потому что всегда был в это время в храме, а тогда первые слова о Воскресении Христовом я услышал благодаря трансляции из Храма Христа Спасителя, которую комментировал Николай Иванович Державин. И после того, как я проснулся, первое, что я сделал, – спел пасхальный тропарь на больничной койке, записал его на видео и отправил видео в социальную сеть с поздравлением всех с Пасхой. Я поделился со всеми радостью, которую почувствовал от того, что Христос воскрес.

– Вопрос от телезрительницы: «Мы с сестрой родились в пост. На протяжении всей жизни наш день рождения приходится на Великий пост, и жизнь складывается так, словно мы всю жизнь постимся. Скажите, как можно в пост отметить в семье день рождения, чтоб хотя бы дети порадовались? Можно ли есть торт?»

– Конечно, можно. Такие события, наряду с церковными праздниками, собирают близких людей вместе. Только нам необходимо понимать, что же такое воздержание, что есть на нашем столе, какие напитки мы пьем, общаясь. Постный тортик с чайком способствует тому, чтобы люди общались, радовались.

Мы помним, что Господь призывает нас в начале поста умыться, приободриться, надеть лучшие одежды и вообще показать этому миру, что пост – это замечательное время, когда мы приближаемся ко Христу и стремимся к тому, чтобы жизнь наша изменилась и чтобы мы с пользой проводили время. И поэтому я желаю всем провести оставшееся время Великого поста вдали от виртуальной реальности, уделяя как можно больше времени Богу и духовной жизни.

– «Во время пребывания в соцсетях на меня нападает уныние из-за новостей, которые я там прочитываю. Как можно это побороть?»

– Да очень просто. Необходимо исключить все информационные каналы из вашей повестки, просто удалить их, а поиск очистить. Сначала у вас будет желание зайти в социальную сеть, но вместо этого нужно нажать на вкладку чтения Священного Писания дня либо Библии, либо войти в приложение «Молитвослов». Нужно стараться удалить из своей жизни всю информационную шелуху, которая не приближает к Богу, а удаляет от Него.

Одно дело, когда ты в силу своей работы должен каким-то образом пребывать в этом информационном пространстве, проводя в нем определенные профессиональные действия, и другое дело, когда ты этим не занимаешься и лишь впустую проводишь в нем время. Тем более что информационная повестка сегодня очень напряженная, и лучше помолиться за ребят на фронте, за мир, помолиться за то, чтобы Господь дал сил искоренить лично твои страсти, испилить твои бревна.

– Батюшка, спасибо, что Вы сегодня пришли к нам, поговорили с нами на очень важную тему. Прошу Вас дать наставление нашим телезрителям на продолжающийся пост.

– Время Великого поста замечательное. Нам осталось совсем немножко до Пасхи, и как было бы здорово, если бы мы, оторвавшись от виртуальной реальности, как можно чаще приходили в храм на великопостные богослужения, совершали утром и вечером молитву преподобного Ефрема Сирина со своими близкими, старались перечитывать книги Ветхого Завета, к примеру, удивительную, глубокую, очень актуальную Книгу пророка Исайи. Тем самым мы бы действительно приблизились к Светлому Христову Воскресению. А Пасха обязательно будет!

Ведущий Павел Денисик

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать