Беседы с батюшкой. День всех святых, в земле Русской просиявших. Архимандрит Александр (Глоба). 18 июня 2023

18 июня 2023 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Сегодня большой праздник для нашей страны, для всего русского мира – Неделя всех святых, в земле Русской просиявших. Всех можно поздравить с днем ангела. Это молодой праздник, ему около ста лет. Расскажите его историю, как он появился.  

– На заседании Священного Синода при патриархе Тихоне в 1918 году встал вопрос о том, чтобы реанимировать память русских святых. В церковном месяцеслове очень много имен. Сначала идут мученики и святые первых веков, потом VIIXI веков. Преобладают греческие, афонские, палестинские, египетские святые. На Соборе встал вопрос о том, чтобы в Русской Православной Церкви была память и обо всех русских святых.

В XVI веке митрополит Московский Макарий, последователь преподобного Иосифа Волоцкого, созвал два Собора с периодичностью в два года и канонизировал около сорока святых. Предположительно 13 общецерковных и 27 местночтимых. Таким образом, он положил начало тому, чтобы в Русской Православной Церкви праздновалось это событие.

Самым первым праздником памяти святых, в земле Русской просиявших, был Собор Новгородских святых, известный с 1831 года. 

– В Новгородской земле положено начало празднования памяти всех святых?

– Да. Святые были систематизированы; и был установлен праздник. Архиереев очень интересовал этот вопрос. Эта идея вырисовывалась в течение многих столетий. Она исходит из патериков. Сначала был составлен «Афонский патерик», а потом «Московский», «Троицкий», «Синайский». На этих примерах начали создаваться жития святых. «Великие Макарьевские Минеи Четьи» стали первым инструментом богословской научной мысли. Из описанных там святых выбирались те, которые отметились на нашей земле.

Каждая Поместная Церковь хвалится (в хорошем смысле: не гордится, а радуется) своими святыми. Греки хвалятся своей святостью и своими общецерковными святыми: Николаем Чудотворцем, Спиридоном Тримифунтским. А Русская Православная Церковь хвалится святыми, которые прославились на нашей земле. Это и Серафим Саровский, и Сергий Радонежский, и мой небесный покровитель Александр Пересвет с Андреем Ослябей. Их официально канонизировали совсем недавно, при Святейшем Патриархе Кирилле, но никто не сомневался в их святости уже через несколько лет после их кончины на Куликовском поле. Их, простых воинов-схимонахов, похоронили в особенном месте, как не хоронят даже многих священников и архиереев. Туда до сих пор можно прийти, посмотреть, приложиться, там находятся их мощи.

– А где это?

– На Восточной улице, бывший Симонов монастырь, ныне там храм Рождества Пресвятой Богородицы. Я очень часто туда приходил, когда приезжал в Москву. Меня каким-то образом дорога все время приводила именно в это место. Я был там раз пять еще до принятия сана и монашества. Приходил, молился, ставил свечки. Была какая-то особая молитвенная ревность съездить именно туда, к ним приложиться.

– Метро «Автозаводская»?

– Да. При крещении моим небесным покровителем был Александр Невский, но я все равно приходил туда и молился. А когда меня постригли в монашество, дали имя Александра Пересвета. Я тогда очень удивился, что ему нет ни службы, ни молитвы. В течение двух лет я трудился, составлял службу из текстов, которые были частично опубликованы, занимался неким гимнотворчеством. Потом я отправил пакет документов с этой службой Святейшему Патриарху, а он переслал их в богослужебную комиссию. Мне позвонили и попросили прислать файл с текстом.

– Чтобы править?

– Да. Очень приятно, что над ним поработали и более умные люди. Потом я посмотрел текст: мой на восемьдесят процентов.   

– То есть Вы один из авторов службы Александру Пересвету?

– Да, своим святым Александру Пересвету и Андрею Ослябе. Очень радостно было, когда в 2018 году Священный Синод утвердил текст. Теперь эту службу можно найти на сайте Московской Патриархии и в новонапечатанных Минеях за сентябрь. Духовная радость, что всегда можно помолиться своему святому. Теперь хотелось бы поработать над текстом акафиста.

– Очень интересно.

– Да. Так становишься сопричастным к делу и творчеству людей, которые занимались гимнотворчеством. Некоторые приглашались из Греции. Они составляли службы нашим русским святым, которые вошли в служебные Минеи. Теперь мы празднуем память этим святым, можем прочитать тропари, кондаки, каноны, акафисты. Так мы получаем великую духовную радость. А когда чувствуешь сопричастность к Церкви Христовой, радуйся: может быть, ты и один из самых грешных ее членов, но от нее не отпадаешь и не отдаляешься.

– Важный посыл. Мой святой, преподобный Сергий Радонежский, благословил Александра Пересвета на битву.

– Совсем недавно был в Троице-Сергиевой лавре. В ней на выходе, на стене надвратной часовни, есть большое панно, на нем написаны лики и изображения святых, которые прославились там. Увидел, что над окошком – Пересвет и Ослябя. Теперь всегда, когда прохожу, стараюсь помолиться всем радонежским святым, особенно своему.

Мы должны помнить и чтить память о нашем святом народе, брать с лучших пример. Это очень важно. Очень много святых на Афонской Горе и в других местах, и может возникнуть вопрос: «Там какие-то особые условия, раз все становятся святыми?» А мы здесь, такие грешные, – не становимся? У Бога Своя правда. В глазах Божиих, может быть, жизнь этих людей отмечается особенным образом. Множество людей и в мирском чине, и в монашеском, и в святительском, и многие правители заслуживают особой любви Бога, и в конечном счете они уже у Него в совете или в составе святых членов Царствия Божия. Это очень важно, и никто не сможет сказать, что нельзя прийти к святости на нашей земле. Мы живем в Московском регионе, и у нас есть Собор Московских святых.

– Есть и местночтимые.

– Да. Мне часто приходится трудиться в Пушкино. А рядом находится Ивантеевка, где есть свои святые.

– Новомученики.

Да. Там даже построили храм во имя новомучеников Ивантеевских. Во многих епархиях есть свои святые: Собор Крымских, Тамбовских, Воронежских святых. Это очень важно. Люди, которые населяют православную вселенную, видят эти особые духовные маяки, особые заслуги этих людей и понимают, что жизнь можно менять, находясь на том месте, где они сейчас: на заводе, в поле или у операционного стола.

Мы живем и набираемся житейского и духовного опыта, и это благотворным образом сказывается на людях, которые хотят быть членами Церкви Христовой, которая приведет их к Царствию Божьему. Мы восхищаемся и духовно радуемся тем событиям, которыми славна наша Русская земля. У нас есть сонм мучеников, новомучеников, исповедников, святых, которые своей службой и жизнью, своим исповедничеством и житейским и духовным опытом показывают нам путь в Царствие Небесное.

Хорошо, когда людей воспитывают и нравственно просвещают, но это бесполезно, если делается без Бога. Особую ценность имеют члены Церкви Христовой, которые ценой своей жизни исповедуют принципы попадания в Царство Небесное. А когда люди, имея этот духовный маяк, стараются идти в направлении спасительного света, возникает особенная радость.

– Святые XIV века, а мы в XXI веке. Но на самом деле грани стираются, будто их нет.

– Монашеские четки состоят из зерен, количество которых нарабатывалось в течение определенного периода времени. Так же собиралось и ожерелье святых, которым теперь можно молиться и приобретать славу и слово Божие. Когда мы молимся по четкам, мы используем слово Божие. Когда мы используем слово Божие, мы приходим к славе Божией, одухотворяемся и становимся людьми, пригодными для Царствия Небесного. Это очень важно. Мы должны об этом помнить.

Процесс рождения русских святых происходит в течение длительного времени. Когда святых набирается определенное количество, Церковь прославляет их в лике святых, им пишутся службы и иконы. Потом происходит систематизация, и святые получают определенное место в богослужебных праздниках. Таким образом получается благоукрашение церковной службы нашим русским святым.

Но были и казусы, когда этим занимались святители из греков или те, кто получал образование в Греции и имел эллинофильское расположение. Например, Анна Кашинская была канонизирована, а потом происходил процесс деканонизации. И только при царе Николае II, в 1909 году, Синодом было принято решение о ее повторной канонизации. Николай II был царем с большой буквы, молитвенником, исповедником, очень любил Церковь Христову. Возвращение празднования памяти Анны Кашинской имело особое значение для людей, которые жили на этой территории. Канонизация святой – это большая радость. А процесс деканонизации – большой духовный удар, это как разбить перед человеком перспективы, украсть у него надежду на спасение. Он не понимает, что происходит и что руководит людьми, которые занимаются этими вопросами. Вместе с тем люди, которые жили близко к святыне, всегда верили, что Анна Кашинская святая, приходили к ней и не оставляли молитвенной памяти о ней.

Иногда греки лазили в составление наших служб. Не буду называть имена. У служб есть разряды, допустим, славословная или вседневная, всенощное бдение. А после ревизии Типикона греками некоторые святые удалялись из святцев, а празднования понижались в разрядах; например, из всенощной до вседневной службы.  

– Помню, приехал в какой-то регион в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в церкви шла шестеричная служба. То есть даже не полиелей.  Так решил священник. Для меня это было странно. С другой стороны, мы здесь служим простую службу какому-нибудь рязанскому преподобному, а там торжества. В этом вся многогранность церковного устава.

– Но хочется или не хочется, надо придерживаться устава Церкви. Сергий Радонежский даже имел дерзновение приходить в другие епархии и заколачивать храмы, если их князь не хотел мириться с Московским или у него были какие-то другие воззрения на судьбу Русской земли. Сергий Радонежский не церемонился, мог очень крепко сказать, чтобы была проведена какая-то ревизия взглядов, мыслей и идей.

Мы должны придерживаться богослужебного Типикона, тех богослужебных указаний, которые дает нам Церковь, и служить по тому разряду, который там указан. Есть правило, что настоятель имеет право повысить разряд службы, но не понизить.

– Может сделать ее более торжественной.

Вопрос от телезрительницы: «Недавно в храме увидела, что можно заказать Параклисис. Что это такое?»

– Это особое моление Божией Матери с каноном, молитвами, последованием, чтением Евангелия перед особо чтимым списком Пресвятой Богородицы. Когда у человека бывают особые житейские обстоятельства, особенно если он теряет надежду и твердость в вере, когда что-то не получается, необходимо приходить и молиться Божией Матери и просить Церковь помолиться особым чином за себя и своих близких, чтобы Пресвятая Богородица попросила у Сына Своего и Бога нашего особую милость и благословение. Мы обращаемся с молитвословиями к Божией Матери, чтобы Она приняла особое участие в нашей жизни, чтобы мы духовно окрепли, подумали над своей душой, сердцем и умом, чтобы не делали ошибок духовного плана и не оскорбляли Бога своим невежеством и грехом, чтобы наша жизнь получила ровное христианское течение. Это очень важное и полезное духовное делание.  

– Многие мои знакомые и друзья почитают разных старцев, например батюшку Ипполита (Халина). Они, по сути, проводят подготовку к их канонизации. Почему канонизация святых так важна? Казалось бы, Бог Сам все решит. Как происходит этот процесс?

– В эпоху современных технологий, когда новость распространяется почти со скоростью света, очень важно, чтобы мы узнавали о людях, которые жили в наше время и недавно почили. Например, отец Кирилл (Павлов), архимандрит Наум (Байбородин), отец Иоанн (Крестьянкин). Это святые наших дней.

– Это и ответ на вопрос: «Где же старцы в наши дни?» Вот они.

– Очень хорошо, когда через новостные церковные каналы мы узнаем, что создаются такие инициативные группы. Они позволяют нам больше узнать о нашей Русской Православной Церкви, ее молитвенниках. Но от человеческой воли тут ничего не зависит. Если на то будет Божья воля, Господь обязательно откроет нам этих молитвенников, старцев, чудесным образом явит нам их дух, их мудрость, их содействие и соучастие в нашей жизни. И найдутся люди, которые обязательно соберут необходимое количество источников, подтверждающих то, что старцы помогают и исполняют молитвы.

У святых одна функция – они не могут отказать в благословении и соучастии в добрых делах. Помолились Николаю Чудотворцу, чтобы сделать что-то полезное и доброе для храма, для спасения души, спасения людей, и он обязательно это исполнит, и очень быстро. Когда эта функция открывается и на тех, кого мы исповедуем и вспоминаем, то решается вопрос об их канонизации. Все по воле Божией. Если она есть, то все обязательно будет. А в это время мы должны внимательно смотреть за памятью об этих святых и, как камушки, собирать фактический материал, чтобы в дальнейшем, если произойдет прославление, было побольше фактов, доказывающих истинность этого явления.

– Например?

– Бывает, человек безнадежно болен, приходит на могилку или в пещерку, где покоятся останки старцев, помолится и получает исцеление. Все это фиксируется. И потихоньку, крупинка за крупинкой, собираются эти факты, дела духовного плана. Потом они подаются на церковную комиссию, которая рассматривает эти чудотворения. И если они подходят под церковные критерии святости, то происходит процесс канонизации, а потом уже и обретение мощей, написание икон, текстов молитв, устанавливается празднование. На это нужно время, определенное количество лет. Но бывают и быстрые канонизации. Допустим, Гавриил (Ургебадзе): со дня его кончины до канонизации не прошло и 20 лет.

– Старец Паисий Святогорец.

– Митрополит Петр, московский чудотворец, канонизирован в течение нескольких лет. Пересвета и Ослябю всегда считали святыми, относились к ним как к святым, почитали их. Собрано много фактического материала, который доказывает их действительную святость. По таким духовным критериям (их можно назвать даже научными) определяется фактический материал, позволяющий в дальнейшем пополнить наши святцы еще одним именем святого угодника, к которому можно было бы обращаться и просить его содействия в деле нашего спасения.

– Я недавно смотрел видео обретения мощей, там служилась заупокойная лития.

– Она называется последней.

– Было очень интересно. Для Бога этот человек уже святой... Какие-то интересные ощущения возникают, что он был такой же, как и мы…

– Да, а это очень важно, что он такой же, как мы.

– Как мы молимся сейчас за усопших, так же и о нем молимся, а потом раз – и уже по-другому: молимся ему.

– А в чем важность воскресения Христова? В том, что Он был такой же, как и мы. Он имел такое же тело, как и мы, такую же человеческую волю, человеческие желания, вожделения, проблемы. Кроме греха и беззакония у Него все было человеческое. Этим самым мы и обнадеживаем себя, что через Иисуса Христа, Господа и Бога нашего, можем попасть в Царствие Небесное.

Мы верующие не потому, что в церковь ходим, а потому, что верим действительной, живой верой в Иисуса Христа, Который спасет нас. Он наш Спаситель. Этот духовный маяк необходим для того, чтобы идти в потемках. Находясь в море в темноте, можно и погибнуть. Мы в нашей греховной жизни, бывает, заплываем в такие просторы, что потом не справляемся своими силами. И если Господь не явит нам какую-то помощь в виде света или какого-нибудь случайного подручного средства, то можно погибнуть. Так и в житейском море, чтобы мы не погибали, очень важны эти подручные средства для нашего спасения.

– Часто задают вопрос: мы молимся святым, просим что-либо у них – и не получаем. Почему?

– Во-первых, должна быть воля Божия.

– Немного дополню вопрос. Ведь люди спрашивают: какому святому молиться, чтобы взяли на работу? Какая молитва этому святому особенно подействует в каком-либо предприятии?

– По этому поводу Христос сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). И когда мы молимся святым, то прежде всего должны открыть перед ними свою греховную душу, рассказать о своих греховных вожделениях, о каких-то запутанных жизненных ситуациях и постараться духовным способом решить их. То есть наладить связь с Богом, выйти на правильную тропу, которая не заведет нас в гущу леса, где нас могут сожрать дикие звери.

Поэтому прежде всего необходимо просить у них то, что поможет нам обрести связь с Богом. Когда человек очищается от грехов, тогда уже Господь видит, что ему надо. Когда нужна работа, молимся Николаю Чудотворцу, Спиридону Тримифунтскому, Матроне Московской. В Питере знают, что нужно молиться Ксении Петербургской, в Рязани наверняка знают, что есть Пелагея Рязанская, к которой надо обязательно съездить. И в других местах есть местночтимые святые, святые, которые прославились на этой земле, – обязательно надо к ним съездить, помолиться крепко, послужить молебен, подготовиться и приобщиться Святых Таин, примириться со всеми своими близкими.

– Сделать добрые дела. 

– Да, и тогда все получится. А самое главное, чтобы человек не терял надежду. Солнце будет так же вставать, благословенный день будет так же наступать. И мы должны это все принимать как дар Божий, как особую радость. Мы должны сорадоваться со всем миром этим событиям.

Когда же мы впадаем в духовную депрессию так, что и зелень травы для нас теряет цвет и приобретает серые оттенки, тогда надо бежать от этого состояния в церковь, к батюшке, к Чаше Христовой. Приобщиться Святых Христовых Таин и переформатировать свое внутреннее состояние, в котором поселился духовный вирус. Этот духовный вирус удаляется через пост, молитву и Причастие. Других способов не существует.

Конечно, есть клинические состояния, когда человек впадает в клиническую депрессию, но это происходит из-за органического или функционального поражения головного мозга. Там уже надо работать по определенным схемам, рецептам, это немного другое состояние. Конечно, опытный духовник сразу поймет, что у человека: духовная или клиническая проблема или соединение той и другой. Тогда священник и врач сообща начинают решать эту проблему и оказывать духовное пастырское попечение таким людям.

– У нас был такой вопрос: «Я больной шизофренией. Какие молитвы лучше мне читать при этой болезни?» Как мы можем помочь этому человеку? Ведь это особое социальное служение Церкви – работа с людьми, которые страдают такими недугами. Нужно же понимать, как спасаться этим людям.

– Самое главное в общении с людьми психиатрического профиля – воспринимать их как абсолютно нормальных людей и показывать им это. Они действительно нормальные люди, у которых есть какие-то проблемы. Мы же не будем человека как-то осуждать или унижать из-за того, что он хромает, что у него нет конечности или имеются какие-то проблемы с внешним видом.

Здесь то же самое – человек «хромает», но эта хромота в головном мозге. Поэтому здесь назначается корректная терапия. В зависимости от стадии болезни, если нет упадка сил и человек усидчив, то, конечно, он может полностью прочитывать утреннее и вечернее правило, принимая соответствующую терапию.

– Он может участвовать в таинствах?

– Конечно, может. Просто необходимо помогать головному мозгу справляться с определенными проблемами. Он должен проходить плановое лечение, обследование, подтверждать свой статус, наблюдаться у психиатра, чтобы не пропустить определенные проблемы. Ведь можно просмотреть назревающую проблему, а потом возникнет какое-нибудь осложнение. Поэтому необходим график встреч с лечащим врачом, чтобы человеку могли подкорректировать дозу препарата.

А в духовном плане, если человек находится в таком состоянии, которое не позволяет ему выполнять молитвенное правило, можно и за него помолиться, или вместе с ним, или в его присутствии. Таким образом Бог исцеляет больных по вере людей, которые находятся рядом с ними. Помните, как Господь исцелил парализованного человека, которого через крышу на циновке спустили к Его ногам друзья? По молитве этих людей Христос сказал: «Прощаются тебе все твои грехи, возьми постель свою и иди».

Так что Господь силен исцелить любую болезнь. Но многие болезни даются нам для назидания. И, может быть, для того, чтобы мы не согрешали в чем-то другом, нам посылаются психические болезни. Бывает, человек грешит, и Господь дает ему эту болезнь, чтобы у него не было зависимости от греха.

– Спасибо за сегодняшний разговор. Я хотел бы еще рассказать одну историю, которая связана с Александром Пересветом. Я бываю в зоне СВО с гуманитарными миссиями. Я познакомился в одном подразделении с солдатом, у которого позывной «Пересвет». Такой позывной был выбран не случайно. Он узнал историю подвига монаха Пересвета на Куликовском поле и выбрал этот позывной. Он еще забрал у меня шеврон с изображением Спасителя, ему это было очень важно. Этот человек настоящий военный, спас очень много жизней, выводил людей из-под обстрелов. Вот так через века живут подвиги русских святых.

– У меня сейчас возникла мысль, что я в течение короткого времени составлю молебны, постараюсь найти людей, чтобы распечатать их в виде маленьких книжечек, и дам Вам партию этих молебнов с молитвенным последованием Пересвету и Ослябе, чтобы Вы раздавали их там.

– Дай Бог!

– На самом деле Вы делаете большое дело, когда посещаете эти места. Дай Бог, чтобы Господь хранил Вас в этих местах особой Своей Божественной благодатью и Божия Матерь покрывала Вас от всякого зла. Помоги Вам Господи!

– А ребятам нужно знать свою историю.

– Обязательно.

– Оказалось, что у нас много пробелов в истории нашей страны, и многие просто не понимают, кто такие эти святые. Но этот парень узнал их историю и идет в бой с именем святого монаха Пересвета. Помоги ему и всем нашим воинам Господь!

– Знаете, как переводится имя Пересвет? Это значит «победитель».

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать