Беседы с батюшкой. Дела милосердия. Протоиерей Михаил Зазвонов. 8 августа 2023

8 августа 2023 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Сегодня у нас в гостях протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосине г. Москвы.

– Сегодня мы начали праздновать память великомученика Пантелеимона. Поговорим о делах милосердия и о том, как нужно относиться к ближнему, помогать другим. Коротко расскажите о великомученике Пантелеимоне; может быть, есть какой-то важный эпизод из его жизни, который  очень актуален в наше время.

– Чем нам интересен великомученик Пантелеимон? Тем, что он уже был известным врачом до принятия христианства. Он все время хотел большего. Думаю, как каждый врач. Когда умирает пациент, врач испытывает чувство вины, что он не смог что-то сделать, чувствует свое бессилие. Для атеиста это опасно, потому что человек не может долго нести этот груз и становится циником. Так часто бывает. Верующий человек знает, что жизнь вечная, уповает на волю Божию, просит Его помощи в своем служении, и смерть пациента он переживает лучше, хотя все равно сердце реагирует. Такой врач хотя бы молится за тех, кого не смог спасти.

Эта пустота и чувство вины порождали в Пантелеимоне (до крещения) чувство бессилия. Поэтому он с очень большой радостью откликается на проповедь христианского учителя и принимает христианство. И уже с молитвой, с упованием на Бога, становится на путь целительства. Но видя его сердце, желание, ревность и стремление, Господь наделяет его не только дарами Святого Духа, но и самым сильным даром, который был в то время, – даром исцеления.

Для нас важна именно личность целителя Пантелеимона, то, что он нашел в своей жизни что-то важное, что полностью преобразило его, дало ему смысл и он продолжил бы свое служение в новом статусе. Каждый из нас в своей жизни, кем бы он ни был, должен соизмерять это со своей верой. Это самое главное, чего сейчас очень не хватает.

На проповеди я всегда обращаюсь к нашим прихожанам: как же так получилось, что мы оставляем все свое церковное, всю свою веру только в ограде храма? Стараемся не говорить о Церкви среди своих друзей, на работе. Стесняемся, когда нам задают вопрос, почему мы что-то не едим. Некоторые даже придумывают какие-то странные отмазки. Что такого, если это для тебя действительно важно? Господь сказал, что если кто перед кем-то постыдится Его, то и Он не будет ходатайствовать за него перед Отцом Своим Небесным. На самом деле это очень страшно.

На работе все делятся тем, что для них актуально и важно. Пьют чай и говорят: «Я такую замечательную сумочку купила, смотрите...» А если вы пришли со службы, почему бы не сказать: «Я причастился, такая радость, такая благодать, сегодня праздник целителя Пантелеимона (или Преображения Господня)…»? Но кто-то разве говорит об этом на работе?

Целитель Пантелеимон соединил свое служение с верой в Бога. А почему бы не быть верующим сантехником, инженером или кем-то еще? Начальник злится, планы летят, а Вы скажите: «Давайте быстренько помолимся, у меня есть такая молитва, чтоб Господь нам в этом сейчас помог». И с молитвой начать свое дело. Это же замечательно. Почему не говорить так на своем рабочем месте?

– Расскажу пример из своей практики. Я на работе в одной компании сказал, что верующий православный. Они говорят: «Ты прямо верующий? Ну ладно». И в принципе, на этом все закончилось. Просто они перестали осуждать Церковь, и с повестки ушли какие-то религиозные вопросы. Хотя бы так.

– Пусть осуждают, но можно же и ответить.

– Просто прекратили все обсуждения. Навязываться очень сложно. Только показывать своим примером.

– Нужно просто жить спокойно. Если тебя волнует та радость, которую ты получил в Церкви от Причастия, то скажи: «Я причастился, и у меня все хорошо». Если тебя спросят, как дела.

– Наверное, если аудитория готова.

– Она никогда не будет готова. Мы сами виноваты, что стесняемся говорить о Церкви. А если мы, проходя мимо храма, будем креститься, как это обычно делалось?

В этом плане я уважаю мусульман. Пришло время намаза, и они останавливают свои машины, кладут коврики и начинают молиться. И хоть трава не расти. Я не говорю, что это должно принимать какие-то радикальные формы, но просто надо все делать с любовью. Ведь нормально, когда кто-то выходит на улицу покурить. А ты скажи: «Мне сегодня тревожно, я сейчас молитву почитаю и буду дальше работать». Проблем не будет. Кто начинает спокойно так делать, с любовью, не возносясь, не осуждая никого, проблем не бывает. Даже люди за советом обращаются.

На работе все делятся: у меня проблема – брат пьет. А ты скажи: «Я знаю батюшку, который занимается помощью алкозависимым, давай я дам тебе его телефон или пойду с тобой вместе». Да он будет тебе благодарен. На работе все всем перемывают кости, что только не говорят. Так внеси туда животворящую струю веры Христовой, и многие придут в храм, решат свои проблемы и будут благодарны.

Когда я вспоминаю великомученика Пантелеимона, прежде всего вижу это его желание и стремление. Он не бросил свое искусство, а одухотворил его. Это же здорово! Каждому надо задуматься об этом. Это очень важно.

Во-первых, никто не отменял миссию для православного христианина, каждый должен миссионерствовать. В чем заключается миссия? Господь сказал: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех. Если вы любите ближнего и видите, что он погибает, найдите какие-то нужные слова. Один пьет, другой по бутикам бегает, еще что-то. Внесите струю веры, чтоб они не погибли, а имели жизнь вечную. Ведь для этого пришел Христос.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Это удивительные слова. Как говорил апостол Павел: и уже не я живу, но живет во мне Христос. Так если Он в тебе живет, не держи Его под спудом. Что ты делаешь? Ты действительно стесняешься Христа? Разве Он враг? Экстремист? Он есть любовь. Он решит все проблемы тех, с кем ты сталкиваешься на работе или где-то еще. Это же замечательно. А мы почему-то это держим под спудом и еще думаем, что в нашей жизни что-то не так. Мы становимся лицемерами: здесь одни, там другие.

Разве мы злое что-то сделали, когда перекрестились на храм? Или когда еду перекрестили? Я даже в мусульманских кафе, когда мы заходим туда с семьей, молюсь перед едой. Встали, помолились, сели. Мусульмане, кстати, нормально к этому относятся. Они уважают это, ведь сами тоже молятся. Русскоязычные смотрят так, будто мы сделали какое-то преступление.

Мы сами заставили себя так выдрессировать. И идем на поводу у этого совершенно безобразного явления. Почему мы говорим, что Церковь отделена от государства? Мы сами отделили ее. Где прописано, что нельзя креститься в кафе? Или на рабочем месте? Если будет написано, тогда другое дело. Но ведь нигде не написано. Надо все делать с молитвой. Молиться и на рабочем месте. Необязательно класть земные поклоны, но можно перекрестить еду. А если что-то не получается: «Господи, помилуй и благослови». Уверен, эффективность повысится в разы, потому что на душе будет мир и покой. И не будет пустословия.

–  Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «С чего начинаются дела милосердия? Бывает, что христиане ищут какие-нибудь проекты, но ведь в первую очередь нужно попросить прощения у родителей, примириться с ними».

– Надо быть, а не казаться. Если вы любите, значит, живете по любви. Если мы запланировали что-то когда-то начать и не делаем сразу, то скорей всего и не начнем.

Примириться с родителями? Конечно, надо. Но что мешает параллельно делать добрые дела? Кто-то вам встречается, делайте что-то ему. Ровно настолько, насколько вы можете. Вы проходите мимо малоимущего человека, который просит деньги, как ему нужно помочь? Если у него нет документов или он остался без жилья, то надо помочь с этим, посмотреть родственников, близких, чтобы вернуть его в дом или что-то еще. Но простой человек этого не может сделать, это трудно для него, но можно дать какие-то деньги. Тут сразу мысли, что пропьет или это цыганская мафия. Так может быть, не скрою. Но если сомневаетесь, дайте немного, но дайте. Будьте всегда открыты к этому. Если у вас есть немножко времени, узнайте, что ему нужно. Можно  промониторить Москву на наличие благотворительных фондов. Это займет не так много времени. Это делается один раз и надолго. Можно даже сделать распечатку этих адресов и телефонов. Я часто так делаю: даю на проезд на метро и говорю:«Обратитесь в этот фонд, там как раз помогают купить билет или справить документы. И вот вам еще плюсом денег, чтоб покушать где-то по дороге». Не такие уж большие средства.

И при храмах сейчас есть социальные работники, стараются этим заниматься. С чего начать? Стараться полюбить дела милосердия. Делать настолько, насколько можешь. Не надо переступать через себя, потому что получится по-другому: ты перенапряжешься, и враг рода человеческого этим воспользуется и отобьет всякое желание заниматься добрыми делами. Делай так, чтобы от этого не страдали ни семья, ни другие дела. Ровно настолько занимайся благотворительностью…Ты можешь подсказать, где есть гуманитарный центр, где можно обновить одежду, где есть ночлежки, центры помощи бездетным, многодетным. И если будешь так стараться, то Господь Сам будет подкидывать тебе те форматы, с которыми ты можешь справиться. С этого надо начать и стать таким же милосердным, как великомученик Пантелеимон.

–  Господь говорил: Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд. Получается, милосердие – это самый простой, доступный и в какой-то степени легкий способ уподобиться Богу?

Это наша сущность. Заповедь: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Это же очень просто. Если тебе попался ближний, у которого чего-то нет, что есть у тебя, то ты должен его возлюбить, как самого себя. У тебя несколько одежд, а у него ни одной? Тогда сам  возьми такую же, как у него, и ходи в ней.

А если ты любишь себя, тогда сделай что-то и для него. А как иначе ты будешь исполнять заповедь любви к ближнему? Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Как? Ты будешь бутерброд с икрой есть, а он в помойке ковыряться? Тебе долго поделиться? Разве тут есть какая-то проблема? А как ты после этого будешь смотреть на себя в зеркало?

– Тут важен не только поступок, но и душевное состояние.

– Это должно быть мировоззрение.

– Можно же делать поступки без чувства. Бог сказал, и я делаю. Но это должно еще чем-то сопровождаться. Это не только поступок, а нечто большее.

– Человек, который имеет христианское мировоззрение, даже не думает об этом. Он просто живет. Надо быть, а не казаться. Не надо тут думать. Просто иди и живи с любовью.

– А если ты в депрессии?

– Человек в депрессии нуждается в лечебнице.

– То есть по природе мы не можем быть такими, мы всегда открыты? А все равно это деформация, да?

– Любые формы темперамента есть: кто-то же должен быть спокойным, кто-то должен быть решительным. Если все начнут на амбразуру бросаться, что будет?! Все должно быть в гармонии. А если это связано с гордостью, то в любом случае пагубно для человека и для других, такой человек токсичен как для себя, так и для окружающих. Если он рьяный, он становится буйным, если он спокойный, он становится социопатом. В этом нет ничего хорошего, его надо лечить, каким бы он ни был.

А любовь как раз лечит: гордость побеждается любовью. Надо просить любовь – это дар Божий. Апостол Павел говорит: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Почему он так говорит? Потому, что действительно Христос живет в его сердце. Но чтобы Он там жил, ты его должен туда впустить – причащаться, исповедоваться, говорить о своей проблеме священнику, вместе с ним вырабатывать какие-то рекомендации для того, чтобы менять что-то в своей жизни. Тогда все это будет.

А когда мы начинаем думать что-то другое, этот путь как раз вражий... Тогда лукавит совесть – человек готов что угодно оправдать, психопат тоже оправдывает, почему он убивает своих жертв, он говорит: «Им так хорошо». Ему говорят: «Так они же не хотели». – «Они просто не знали, что им так хорошо». Понимаете? В психологии есть такое понятие: «догнать и причинить добро». Это тоже от гордости. Человек не делится любовью, человек это делает для себя, потому что он испытывает какой-то «кайф» (в кавычках) от того, что он там что-то делает. Кстати, многие волонтеры этим грешат. В какой-то степени это неплохо, если это под каким-то контролем более опытных людей, которые это понимают…

– Чем-то же нужно подпитываться, доказать свою значимость, что  помог человеку…

– Если в тебе живет Христос, то ты это делаешь не потому, что хочешь сделать, а потому, что ты и есть такой. Смиренномудрию, целомудрию, любви мы учимся у Бога в известной молитве. Это нас и обогащает. А самое интересное, если ты действительно становишься таким, а не кажешься, то тебе уже подпитываться особо не нужно – у тебя всегда мир и радость на душе, ты стойкий. Конечно, будут какие-то скорби и так далее, без них не обойтись, но ты будешь закаляться этим всем.

Апостол Иаков говорит: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение (Иак. 1, 2–3). А через терпение – к совершенству. Такой путь, без этого никуда, мы действительно должны быть стойкими. И в наше время вырабатывать терпение – хорошая ситуация, с учетом того, что в атмосфере этого мира все пропитано гордыней и отчаянием. Сейчас гордости много. Будем убирать гордость, будем учиться со смирением принимать это и вырабатывать терпение, все уйдет, а мир и радость останутся.

Человек, который просто живет в таком мире любви, он спокойно живет, ему не нужны особые автомобили, платья или что-то еще; есть – хорошо, нет – тоже хорошо, он на это очень спокойно реагирует. А зачем реагировать и что-то менять в себе? Это суета все, и она уйдет, да ее и не нужно, потому что находиться в суете – самое страшное. Суета сует и томление духа – это сущность этого мира. Не надо в ней участвовать, потому что в этой суете ты будешь как загнанная лошадь, тебе уже ничего не нужно, не будет ни радости, ни любви, ты вообще не вспомнишь ни о Боге, ни о семье.

Почему семейные кризисы сейчас возникают? Гордость всегда загоняет. Вообще это излюбленная тема врага рода человеческого – он загоняет человека. Игнатий (Брянчанинов) писал: «Перед тем как сделать доброе дело, подумай,  не искушает ли тебя враг рода человеческого». Чтобы ты истратил все свои силы на это, а сил на спасение души у тебя уже не осталось. Это очень мудрый совет, потому что должна быть всегда рассудительность. Почему я и сказал, что нужно все делать по возможности. Как только ты этому научишься, Господь тебе даст и возможности, и ресурсы, что угодно для того, чтобы ты по этому пути шел. Пока ты этому не научишься, зачем тебе давать ресурсы?! Ты ничего не сможешь сделать, эти ресурсы тебя погубят.

– Потрать время на создание, скажем так, дорожной карты, проекта, чтобы потом получить что-то?

– Что угодно может быть. Надо быть, а не казаться, надо уметь эту любовь стяжать в себе и потом приступить к этому важному моменту любви к ближнему. Люди помогают людям – это главный принцип милосердия. Если ты человек, то тебе свойственно помогать другому человеку.

– Вопрос от телезрительницы Ирины из города Ярославля: «Я раньше думала, что порядок действий такой: человек исполняет заповеди, и тогда он будет ближе к Богу, то есть он докажет свою веру. А тут недавно прочитала, что без помощи Бога мы заповеди выполнить не можем, то есть Господь должен нам помочь в этом исполнении, без Его помощи мы слабы. Я правильно поняла?»

– Вам рекомендуется прочитать Послание в Римлянам апостола Павла. Он как раз пишет по этому поводу, половина его законов посвящена закону и благодати. Если зацикливаться на заповеди, станешь фарисеем. Это наглядно. Я не антисемит, но часто мы это встречаем в иудаизме до сих пор: не ходи туда в субботу, не делай это в субботу... Кто в субботу оказывался в Израиле, это просто беда. Даже если у тебя что-то случилось, ты не получишь медицинскую помощь вовремя – все аптеки закрыты, никто не работает. Я не против, но ведь Господь всем фарисеям и говорил: милости хочу, а не жертвы. Это главный момент, и апостол Павел как раз и говорит об этом. Закон уже нас осуждает.

Как ты исполнишь заповеди? Это же смешно! Они неисполнимы. Вот в чем весь парадокс. Они неисполнимы, потому что ты всегда перед законом будешь грешен. Да, у нас есть таинство Исповеди, ты можешь стереть моменты греха, в котором ты согрешил, но ведь апостол Павел говорит: Бедный я человек! Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19–24). Каждый из нас признайтесь себе: надо любить. «Любишь?» – «Нет». Да, надо поститься… «Постишься?» – «Нет, там не получилось, тут не получилось». То есть у нас это не получится. В этом и есть момент, чтобы понять, что Господь дал заповеди, чтобы дать нам какую-то планку. Но Господь сказал: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).

Человеку невозможно, Богу же возможно все. Как раз без Него – это бег с препятствиями. Невозможно переплыть океан, невозможно его выпить, так и с заповедями. А вот если ты обращаешься со смирением к Богу, говоришь: «Я хочу жить, мне сладко исполнение заповедей, но не могу…», Господь начинает тогда помогать, дает благодать, Он нас возвышает. Начало премудрости – страх Господень. Господь начинает Свои заповеди блаженств: блажен будь и будь смиренный сердцем, нищим духом, ибо таковых есть Царство Небесное. Не какая-то святая гордость, а нищета духовная. То есть это вообще-то адекватность. Господь говорит: пойми, где ты и где Бог.

Сократ говорит: «Познай самого себя». Ты познаешь что-то не очень хорошее, хорошего  ничего не увидишь. Если действительно будешь откровенно все анализировать, ничего хорошего в нас нет. А вот тогда, когда ты к Богу обращаешься, Он тебе дает благодать, тогда ты творишь. После Причастия Господь тебе дает благодать, ты вообще не хочешь творить грех, думаешь: «Как же я это мог сделать?» Ты готов молиться, что угодно делать, ты летаешь… Проходит чуть-чуть времени, ты успокаиваешься и думаешь: да вроде грех-то не такой уж и плохой, вроде все хорошо. Господь дает благодать, и ты спасаешься. Но постоянно Он не может проживать за нас нашу жизнь, Он не может постоянно одарять нас этой благодатью, если мы сами не будем эти шаги делать. Он дает то, чтобы мы видели, к чему нам надо стремиться, потом отпускает, чтобы мы делали эти шаги. И еще не забывали, что без Бога нам никуда.

Это как с малышом. Когда он только учится ходить, мы его поддерживаем. Но мы же не предполагаем, что всю жизнь его будем поддерживать. Мы стараемся, ему страшно, он боится без родителей идти, но мы его все время заставляем – сначала тихонечко поддерживаем, потом немножко отпускаем и находимся рядом, но он должен эти шаги сделать. Так и каждый из нас. Мы должны видеть эти заповеди, стремиться к ним, а там уже как Господь позволит, это как мы будем стараться к этому идти. Поэтому сначала нужно просить у Бога благодати, стремиться к тому, чтобы послужить так, как Бог велит. А Господь уже все управит. И сильно не расстраиваться, если это все не получается: ничего, завтра получится, буду стараться. Главное – стараться. И так каждый день. Всю жизнь думаешь: что же я так ничего и не достиг? Но если ты старался, значит, ты все сделал правильно. А если ты не старался, все напрасно.

– Получается противоположное состояние милосердию – жестокосердие?

– Да, если нет милосердия, сложно.

– Порой сложно быть милостивым человеком. Например, если ты начальник или у тебя есть какой-то функционал, когда нужно регламентировать правила…

– Очень все просто. Как я сказал, надо быть, а не казаться. В чем заключается милосердие начальника? Кто-то что-то нахулиганил, ты раздражен этой ситуацией (хотя не надо позволять себе раздражительность, надо адекватным быть всегда), человек «на ковре» перед тобой. Ты смотришь на него, ты начальник: что ты хочешь? что тебе надо? Конечно же, план работы, чтобы все исполнялось. Потому что это для организации, для других людей, которых он подвел. Но ты видишь, что тот человек что-то недопонимает, то есть он далек сам от Царствия Небесного, ведь он тоже должен чувствовать эту ответственность, стараться делать добрые дела по отношению к другим людям. Поэтому здесь нужно врачевание. А на исповеди священник разве всегда елейный? Нет, он где-то скажет: «Очнись уже!» Где-то нам надо по щекам, может быть, получить (в переносном смысле), взбодриться. Что это? Гнев? Нет, это любовь – забота.

Я иногда говорю такое, человека это, конечно, пугает. Я говорю: «Прости, мне просто не все равно. Я хочу помочь». Разве не любовь сказать какие-то строгие слова? Да, может быть, ты слезу этим вызовешь. Надо так и сказать: «Я хочу, чтобы у нас на работе были ответственные работники. Что тебе надо сделать, чтобы это исправить? Давай с тобой вместе. Но если ты не сможешь, надо тогда тебе искать работу в другом месте, попроще. У тебя здесь не получится». Но если сказать это с любовью и заботой о человеке, где тут жестокосердие?!

Жестокосердие там, где ты, кроме своего горделивого носа, ничего не видишь. «Не получилось? Да как ты мог!» Что это за слова?! Они только агрессию вызовут. Человек только скажет: «Меня здесь не уважают, не любят, зачем я вообще здесь нужен?» Христианский путь начальника – это справедливость, милосердие, ответственность за всех остальных. Надо такому человеку сказать: «Дорогой, ты же понимаешь, что не только меня подвел, ты же подвел тех, кто рядом с тобой, кто-то твою работу сейчас должен выполнять, кто-то должен остаться после работы доделать это все. Ты думаешь, это нормально?» То есть надо вызвать это чувство ответственности, и это будет милосердно.

– Мы делаем дела милосердия (подаем милостыню или еще что-то) часто только тогда, когда видим жалкое существование человека (скажем так) либо его падение или еще какое-то нехорошее состояние, и нас как будто это вынуждает делать дела милосердия. Это правильно или есть еще другие моменты, когда мы не видим видимых недостатков?

– Надо просто любить. Само собой так получается. Если у человека все нормально и ты его любишь, ты будешь говорить ему просто слова любви. Замечательно вместе прогуляться, поговорить, сходить куда-то, пообщаться. Но если у него вдруг что-то случится, ты сразу же ему поможешь. Если он без сандалий, значит, надо реагировать как-то. Тут не надо думать, сколько я должен дел милосердия сделать или что-то еще.

– Зачастую так и происходит…

– Я и говорю, что надо быть, а не казаться. Если ты познал любовь и хочешь жить в этой любви, тогда все делается естественно, просто это становится сущностью твоей жизни. Не надо как-то себя понуждать. Но вначале, если у тебя этой любви нет, понуждать себя надо. Молись о любви: «Подай мне, Господи, эту любовь». Это и есть смиренномудрие. То есть ты понимаешь, что ты не любишь, не исполняешь заповедь Божию о любви, значит, со Христом ничего тебя уже не связывает. Это же катастрофа: ты проживешь эту жизнь совершенно бессмысленно. Тогда так и говори с Господом: «Господи, я понял, что, оказывается, я жестокосердный. Господи, я не могу так, я хочу служить Тебе, хочу возлюбить ближнего своего». И начинать что-то делать.

Если ты сейчас не готов за этого человека что-то сделать, помочь ему, значит, сделай что можешь – пожалей его, помолись за него, скажи слово доброе… Что-то ты должен сделать. Это стремление жить по любви. Можно сколько угодно из себя строить интеллигента – заставлять себя за ужином в каком-то ресторане с друзьями с вилкой и ножом ковыряться, но радости это не будет приносить, а только головную боль, потому что ты весь ужин в напряжении: правильно ли сделал? Это невозможно. Надо или быть таким интеллигентом, или этому научиться. Но если постоянно так себя заставлять, возненавидишь эти рестораны, этих друзей, потому что это тебя будет напрягать реально. Лучше все это выучить, действительно принять это все и жить так. Тогда это будет свойство твоей души. Тогда ты будешь просто веселиться, общаться, радоваться, не задумываясь обо всем этом. И людям будешь казаться интеллигентным человеком.

– Подведем итог сегодняшней программы. Главное – любить, быть самим собой; если какие-то проблемы – обращаться к Богу. Можно сходить и к батюшке поговорить.

– Обязательно.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать