В нашей студии – иерей Стахий Колотвин, клирик храма в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы в Леонове (г. Москва).
– Поступил запрос от телезрителей: разобрать заповеди блаженств. Давайте попробуем. Наверно, по порядку начнем. Вот первая: Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное. Как это объяснить? Кто такие нищие духом?
– Очень хороший запрос про заповеди блаженств. У людей, даже верующих, но не очень воцерковленных, иногда спрашиваешь: какие евангельские заповеди знаете? И люди отвечают: не убий, не укради, не прелюбодействуй… Это, конечно, хорошие заповеди, но они даны за полторы тысячи лет до пришествия Христа в мир! Это как говорят про нижний уровень... Ниже этого нельзя опускаться! Это просто основа основ. Это те заповеди, которые знало еще дикое человечество, находясь в языческом окружении, за много веков до пророка Исайи и Псалтири. Даже в Ветхом Завете Господь предъявлял к человечеству куда более высокие требования, потому что, в отличие от Нового Завета, Ветхий Завет формировался из поколения в поколение, в течение десятков и сотен лет, чтобы потихоньку подготовить людей к той Благой Вести, которую принесет Христос.
Нагорная проповедь – это центр и основа евангельского благовестия, а также некий аналог построения заповедей по пунктам. Когда я публикую что-то в социальных сетях, поясняю что-то с рациональной точки зрения, тоже пишу по пунктам, обозначая текст какими-то маркерами, чтобы за мысли проще было зацепиться.
Так же и Господь наш Иисус Христос: если мы откроем Евангелие от Иоанна, самое поэтичное и самое сложное для понимания, мы увидим, что там говорится единым потоком, красиво и вдохновляюще. Если даже ты что-то не понял, но прочувствовал – уже хорошо. А где-то Господь говорит прямо по пунктам, чтобы нам было проще, чтобы были моменты для самопроверки: приближаемся мы к Богу или отдаляемся от Него? Христиане ли мы хоть в каком-то смысле или нет?
Можно сказать, что заповеди блаженств имеют аналогами ветхозаветные заповеди, это тоже основа основ, но они посложнее для понимания. И в самом начале мы видим самое непонятное: Блаженны нищие духом. Причем заповеди блаженств есть и в Евангелии от Луки, и в Евангелии от Матфея. В Евангелии от Луки более короткий список, там нет «алчущих и жаждущих правды», нет «нищих духом». Там просто нищие и алчущие. Тебе плохо здесь, на земле, но на небесах тебе будет хорошо. Это проще для понимания. Евангелист Лука писал позднее, чем евангелист Матфей, но он писал куда более подробно. И это парадокс, что заповеди блаженств у него в более кратком изложении.
Он как бы подбадривает нас в простых, земных вещах. И когда мы изучаем заповеди блаженств, может быть, проще начать с конца, с Евангелия от Луки. Если у тебя на земле есть проблемы – не страшно, это спасению души не помешает. Ведь мы помним, что для ветхозаветного человека райские врата закрыты. Как Господу показать, что ты Ему угоден? Мы-то сейчас можем жить в каких-то несчастьях, но наследовать Царствие Небесное.
Давайте вспомним Иова Многострадального: лукавый приходит и отнимает у него все – и детей, и богатство, и здоровье. Только жена остается, чтобы мучить его, ведь если бы сатана считал, что ему было бы тяжелее без жены, то и жена бы умерла. А Господь попустил, чтобы и жена ему шпильки вставляла. Почему же Иов страдает, а вокруг него люди говорят: ты же благочестивый, мы знаем, значит – Господь несправедлив. А когда видят, что где-то проигрывают люди праведные, то говорят: наверняка ты не такой праведный. Как Иоакиму и Анне, Захарии и Елисавете говорили: детей у вас нет, значит, вы благочестивы только внешне, а на самом деле грешники, что-то не то делаете за закрытыми дверями, поэтому Господь вас вразумляет и наказывает.
Да, Господь потом являет Пророка и Крестителя Иоанна, величайшего из рожденных женами, и Пресвятую Владычицу Богородицу, Честнейшую херувим и серафим. Но в ветхозаветном понимании на земле все должно быть хорошо, и это – свидетельство того, что у тебя будет все хорошо в Царстве Небесном. Это, конечно, перекликается с язычеством. Мы хорошо знаем древний мир благодаря захоронениям: в могилу надо положить человеку то, что он будет использовать в загробном мире. Простому человеку, рыбаку – сети, рыбацкие крючки, ножи... Просто так бы их не клали, а продолжали бы использовать это в жизни, потому что тогда не было магазинов и все делалось вручную.
В захоронениях фараонов мы видим различные символические изображения, в том числе рабов, которые потом будут прислуживать им в загробном мире. Такой же подход и у иудеев, которых Господь недаром ругает в Новом Завете, говоря, что они ничем не лучше язычников. Он говорит: хорошие язычники – такие же, как вы, хотя вам дано куда больше.
Это, кстати, тоже очень опасная вещь, когда верующий человек, христианин, сравнивает себя с другими: я, в принципе, неплохой человек, веду себя нормально, живу по совести. Нет, если ты живешь по совести, а не по заповедям Божиим, не по заповедям блаженств, которые мы с вами сегодня разбираем, – этого недостаточно. Для язычника, не знающего Христа, для иноверца, может быть, это и нормально, и Господь его примет по Своему милосердию. Как апостол Павел говорит: человек спасается не естественным законом.
Что такое естественный закон? Тебе помогли – ты помог в ответ. Это естественно. Тебе навредили – ты отомстил. Тоже естественно. Но если христианин будет так жить – попадет в ад стопроцентно. Потому что у христианина другая планка. Бывает и вообще противоестественное: тебе помогли – а ты в ответ вредишь. Но даже язычник понимает, что так нельзя. Или какие-то экстремистские «радужные» идеологии типа ЛГБТ (запрещенные у нас, слава Богу!) – это же противоестественно; наше естество, вся наша природа говорит: нет, так нельзя!
А обычный блуд – парень и девушка? Вроде всё по природе, и животные так живут: начался период гона – и все естественно. Но если ты христианин, тебе так жить нельзя. Тебя Господь призывает жить по другим заповедям.
И получается как бы некая лествица из этих заповедей. Евангелист Лука нам говорит: если у нас проблемы здесь, на земле, нам это не помешает получить награду в жизни вечной. И есть еще утешение, что не только в жизни вечной. Иногда Господь посылает нам временные испытания, но Лука говорит: продержись, все будет хорошо.
У евангелиста Матфея акцент делается на духовном. Он много цитирует пророков, иногда прямыми цитатами, а иногда это как некий пересказ. Он обращается к своим соплеменникам, которые тоже ждали Мессию, но когда Он пришел, не очень этому порадовались. Поэтому Матфей специально от практических дел закона, от земных заповедей пытается увести их на духовный уровень. И поэтому у него не просто «нищие», а «нищие духом».
У большинства из нас неверное понимание этого выражения – «нищие духом». Нам кажется, что это человек некультурный, или равнодушный, или у него маленькая душа и в ней не хватает любви. Нет, это не так. Как иногда говорят: «Бедность не порок, а нищета – порок». Бедный человек честно трудится, у него все гладко и аккуратно. Поменялись жизненные обстоятельства – он честным трудом что-то себе заработал. А нищий человек в этой нищете прозябает. Он мог бы работать, но он бомжует, выпивает, его зовут поработать – ему неохота. Перехватил у кого-то денег, чтобы в себя еще алкоголя залить, – и все, жизнь течет дальше. Человек сам цепляется за эту нищету.
Можно ли сказать, что нищета духовная – это когда цепляешься за грех, что у такого человека нет добродетели? Вот признать, что без Бога ты духовно нищий человек, – это старт. Пока будешь считать, что ты и так хороший, а в чем-то даже и лучше других, ты даже не начнешь восхождение к спасению души. Ты застрял в Ветхом Завете. Хорошо, конечно, что ты живешь не как язычник, или сатанист, или неоязычник, или сектант. Но если ты живешь на уровне Ветхого Завета, а Господь уже пришел и дал Новый Завет, – этого недостаточно.
Поэтому можно сказать, что стартовая позиция – это преодоление любой зависимости. Может ли человек излечиться от алкоголизма, если не признает, что он алкоголик? «Да нет, я в любой момент могу бросить. Да нет, я только для настроения. Да ладно, кто сейчас не выпивает! Ну да, с работы меня уволили, но это они меня не ценят, я себе лучше работу найду!» И пока человек так считает, он будет только дальше терять человеческий облик. Даже не Божий облик, а уже человеческий.
Мы смотрим на человека, который хочет духовного совершенства, хочет взойти к Богу. И Господь не говорит ему: «Я обязываю тебя это делать. Хочешь – делай, не хочешь – не делай». Он никого не заставляет. Но Он говорит: блажен, благословен тот, кто сможет к этому вечному блаженству приблизиться. Тот, кто уже признал: без Бога у меня ничего нет. И даже если у тебя есть какой-то талант (люди иногда гордятся: я такой терпеливый!), то Кто тебе этот талант дал? Господь всем распределяет добродетели.
И тебе Он дал терпение, врожденное качество. И родители твои спокойные, которые на тебя не кричали и не топали ногами, детской травмы у тебя нет, психика устойчивая, живешь ты в спокойных условиях. Да, какие-то проблемы есть, но текущие, никто тебя не преследует. Господь дал тебе и талант, и характер, и условия, и детство, и нынешнюю ситуацию – все Он тебе дал, а ты считаешь, что это ты такой молодец.
Кто тебе дал решительность? Кто дал силы, хорошее самочувствие? Если бы у тебя голова кружилась и давление скакало, как бы ты ни хотел, как бы тебя совесть ни укоряла – ты не смог бы никому помочь, потому что сам еле на ногах стоишь. Не получится ничего. Тебе Господь все дал, и ты признаешь: Господи, без Тебя я духовно нищий, все распределяешь Ты! И как только ты это признал – дальше начинается рост, можно переходить к следующей заповеди.
– Да, давайте перейдем. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Возникает вопрос: возможно ли при жизни узреть Бога?
– Да, предположим, мы прошли по стартовым ступеням, сделали практические шаги по работе над собой. Но надо понимать, что сразу чистоты сердечной не достигнешь. Если ты не приложил усилий и не преодолел несколько ступеней духовного совершенствования, у тебя не будет чистого сердца. А если у тебя не будет чистого сердца, ты будешь смотреть на ближнего (который не такой уж и плохой, ведь у каждого свои достоинства и недостатки) и видеть в нем преимущественно плохое.
Можно сказать, что есть такая самопроверка: могу я эту задачу решить или у меня не хватает чистоты сердца? Я все вижу в дурном свете, у меня есть обида на Бога (Он ко мне несправедлив), на ближнего (все плохие, а Господь им что-то лучше и больше посылает). В такой ситуации просто вернись и сделай те несколько шагов. А если у тебя есть чистота сердечная, она позволяет Бога узреть.
Скажем, человек причастился, но приходит из храма раздраженный: вы тут все спали, а я один воцерковленный, пришел – а тут ничего не готово, и вы еще ко мне какие-то претензии предъявляете…
– А бывает еще, причастился – и плохое самочувствие.
– Самочувствие – не страшно.
– Нет, имеется в виду духовное. Расстроен почему-то, нет радости.
– А если в тебе страсти кипят? Вот, например, соскучился по близкому человеку. Полгода был на фронте человек, приехал в отпуск на две недели, и ты вечером где-то с ним увиделся. И вдруг в здании выключили свет, ничего не видно, и ты его не повидал. За руку взялся и не понял – он или не он, может, другой человек. А потом его срочно вызвали, и он уехал. Так же человек причастился Святых Христовых Таин, технически принял в себя Тело и Кровь Христовы. Может, до этого он даже прочел молитвы, попостился. Но если нет чистоты сердечной, то ты Бога при этом не увидел. Хотя ты оказался не просто рядом с Ним, ты к Нему прикоснулся.
Какой тут можно евангельский пример привести? Скажем, архиерейские слуги: они схватили Христа и поволокли Его во двор архиерейский. Солдаты римские Его били, распинали, они Его держали руками! Для каждого из нас прикоснуться ко Христу было бы величайшим счастьем. А эти люди были прямо рядом с Богом, но они Его не увидели.
Или нечестивый суд иудейский в Синедрионе: те, кто там собрался, знали Ветхий Завет куда лучше, чем мы знаем Новый (даже если взять батюшек; кроме разве что преподавателей Духовной академии Свято-Тихоновского университета). И у них все ветхозаветные заповеди, все пророчества сходились на том, что перед ними – действительно Мессия, Христос, Сын Божий. Но эти знания им не помогли, потому что не было чистоты сердечной. Смотришь и не видишь.
Почему опасна ситуация, когда нет чистоты сердечной? Потому что в такой ситуации тебе даже другой человек не может помочь. Даже когда рядом с тобой священник, или верующий друг, или даже человек, далекий от Христа, но в чем-то лучше тебя, то если у тебя нет чистоты сердца, ты выберешь дурной совет священника, дурной совет друга или найдешь в Интернете кого-то, кто научит тебя «беседовать со Вселенной». И уйдешь совсем не туда.
Поэтому за чистоту сердечную нужно не только бороться – ее надо постоянно поддерживать, как фотограф всегда протирает оптику на фотоаппарате. Даже если у тебя нет порядка в доме, окно все равно надо вымыть, иначе через него не будет пробиваться солнце. И если в машине стекло заляпано грязью, то ты будешь плохо видеть и обязательно что-то упустишь и попадешь в аварию. Так же и в нашей духовной жизни, чистоту надо постоянно поддерживать.
Тут мы, слава Богу, не одни: Господь нам дает таинство Исповеди, и мы можем покаяться, измениться. Опять же надо понимать: нужно, чтобы не только глаз был способен что-то воспринимать; видеть невозможно без света. Если ты сидишь с идеальным зрением в темноте, тебе ничто не поможет. Господь – это Свет.
Мы помним, как на Пасху читают: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Этот свет, свет Христов, который просвещает всех (но не против воли, а только тех, кто согласится), позволяет нам узреть Бога. Это полноценно возможно только в христианстве. Множество людей стремится к Богу: делают поклоны, приносят жертвы, прилагают усилия, соблюдают пост. Но если ты не увидел свет Христов, то узреть Бога у тебя все равно не получится. Ведь если Бог пришел и открывает Себя, а ты от Него отворачиваешься или просто не знаешь, куда смотреть, ты Его не увидишь.
Мы, православные христиане, можем сказать: ну, батюшка, слава Богу, одной проблемой меньше! Но ведь и здесь есть проблема: даже если ты христианин, носишь крестик, молишься, но не просвещаешься светом Евангелия, то это как односторонняя беседа...
Русский крестьянин слушал Евангелие на воскресном богослужении, слушал проповедь батюшки, а потом работал всю неделю и во время труда и отдыха о Евангелии вспоминал и от света Христова свою жизнь отсчитывал. Поэтому чистота сердечная невозможна без благовестия.
Заповеди блаженств Господь дает еще в начале Своей проповеди. Это тоже некий старт. Как закон Моисеев был стартом, чтобы потом подняться на высоту Псалтири, почувствовать писания пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля. Точно так же и нам заповеди блаженств открывают дальнейший путь продвижения по евангельским словам Христа. Если у тебя есть чистота сердечная, ты приложил внешние усилия, то дальше поймешь, чего от тебя Христос хочет, как это в своей жизни реализовать. А если чистоты сердечной нет, то даже если ты будешь специалист-текстолог, будешь разбираться в библейской археологии, знать все свитки (какие они и откуда, как велась их перепись и как евангельский текст сформировался), знать древнегреческий, древнееврейский языки, ничего тебе не поможет.
Я помню некий парадокс, который был на богословской научной конференции, когда я был еще студентом. На нее в качестве гостя приглашали специалиста по свиткам Мертвого моря. Он работал в музее, где были эти свитки, но он иудей по вероисповеданию. Там были и профессора различных богословских вузов, не только студенты его слушали. И, конечно, у него был очень интересный, короткий, но емкий доклад. Сколько лет уже прошло, детали забылись, а впечатление осталось. Его доклад переводчик переводил. Но человек не увидел Христа пока что. Надеюсь, что-то щелкнет, и человек Христа увидит.
А у нас, православных христиан, уже этот свет есть, главное – от него не отворачиваться. Человеку, который еще не нашел Христа, просто источник света надо показать. А тут нам говорят: вот тут светло, проходи. Нет, ты идешь и именно в подвал спускаешься, как во всяких фильмах ужасов. На чем там поворот сюжета основан? Что-то страшное там, в подвале, обязательно надо пойти туда посмотреть. Да не иди, не ищи себе проблем. И точно так же для христианина: если тебе Господь свет Христов открывает, зачем ты ищешь эту тьму? Чтобы отвернуться от Божественного света?
Иногда понятно, почему так происходит. Просто совесть человека укоряет. Не хочет он, чтобы совесть укоряла, и думает: «Ярко что-то глазам, дай-ка я немного притушу этот свет». Точно так же, когда совесть укоряет, человек решает: «Вот эта евангельская заповедь мне нравится, у меня получается ее соблюдать. Эта тоже нравится, хотя я не очень ее соблюдаю, но тоже могу себя похвалить, что я тут совершенствуюсь. А здесь – нет, это они меня не любят, это они мне говорят: если не справишься, ничего не получится». Поэтому, дорогие братья и сестры, эта чистота сердечная и про наше желание смотреть, и про свет Христов, который идет нам навстречу.
– Батюшка, давайте разберем такую заповедь: блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9).
– Это уже почти вершина заповедей блаженств. Иногда люди про миротворчество говорят, но не прошли весь этот путь (у заповедей ведь есть иерархия). Я напомню, что выше миротворчества то, когда ты исповедник веры. Например, даже можно сказать, что святитель Николай был исповедник веры. В стандартном житии нет об этом упоминания, тем не менее на его мощах есть следы пыток. И все люди, кто был на Первом Вселенском Соборе, пребывали в таком опыте исповедания веры. То есть они уже были блаженны по заповеди Христа. А до миротворчества еще дорасти надо. Поэтому может ли быть миротворцем человек, который не признал своей нищеты духовной, который думает: я молодец, я уже всем хорош.
Недаром уже в самом американском обществе есть внутренняя критика себя. Там снимаются сериалы, где миротворец – это тот, кто прилетел и все разбомбил. Так вот, если ты думаешь, что ты самый лучший, одарен талантами, что ты венец добродетелей и сейчас других негодных людей исправишь, то твоя гордость тебя подведет. Миротворцем ты не сможешь быть. Миротворцы нарекутся сынами Божиими. А кто у нас Единородный Сын? Господь наш Иисус Христос, у Которого нет ни малейшего греха. Вот Он настоящий Миротворец. Он приходит и говорит: Я принес не мир, но меч, чтобы отсечь грех. Если ты хочешь быть миротворцем, ты должен быть как Христос.
И когда говорят про миротворческие войска, это звучит смешно, но на самом деле это правильно. Может, это не очень эффективный метод, но когда проводится миротворческая операция, мы смотрим, насколько этим мы подражаем Христу, Который приносит не мир, но меч, чтобы отсечь зло. Точно так же, чтобы уметь отсекать зло, чтобы его отделять, ограждать людей от зла, надо обладать, конечно, неким духовным совершенством. И чистота сердечная, которая видит и ищет добро, – это основа основ. Тогда ты сможешь помочь ближнему.
Понятно, мы несовершенные. Поэтому, когда проводятся различные миротворческие военные операции, может, даже из лучших побуждений, все равно там могут гибнуть и невинные люди. Да, мир лежит во зле. И поэтому абсолютный Миротворец – только Христос.
И, конечно, древо познается по плодам. Когда человек говорит, что он миротворец, а становится только хуже, геноцид нарастает, убивают людей, то уже понимаешь, что такое миротворчество не совсем туда повернуто. Может, человек просто хочет быть миротворцем, но говорит, что эти заповеди блаженств ему не нужны, а он сразу к миротворчеству перейдет.
– Мир через силу, говорят.
– До миротворчества нужно дорасти. Вот есть заповедь о любви к врагам. Мы сейчас находимся в такой ситуации, когда боевые действия идут, ракеты летят. Если ты христианин и возненавидел врага, думаешь о том, как бы ему навредить, плохо сделать, то ты уже не миротворец. В Мариуполе, где были патрули «Азова», люди не могли спокойно ходить по улицам, потому что их могли схватить, и больше их никто мог бы не увидеть. А сейчас люди спокойно идут по Мариуполю. Смотришь какой-то город с другой стороны от линии боевого соприкосновения, там мужского населения вообще нет. А кто вышел, перебежками передвигаются. Почему? Боятся, что ракета прилетит? Нет. Потому, что схватят и на разминирование полей отправят в расход. Если ты против этих людей, то ты не миротворец. А если хочешь, чтобы они тоже оказались в безопасности, могли спокойно жить в родном городе, чтобы их никто не хватал и за какие-то интересы далеких держав на смерть не посылал, то это уже будет христианское к ним отношение.
Можно сказать, что вроде возвышенный пример, а применяется к нашей текущей жизни. Так Евангелие – это практическая книга. Евангелие – это слово Божие, которое должно нас вести в вечность из нашего временного, тленного, несовершенного мира. Поэтому, дорогие братья и сестры, наша задача не принизить заповеди Божии и не смешать их с грязью этого мира, а постараться свою жизнь до этого уровня поднять (если не получится поднять жизнь всего мира, потому что каждый в мире делает свой собственный выбор).
Конечно, миротворчество – вещь благая. Русскому человеку всегда хочется поразмышлять о чем-то масштабном, высококультурном, высокотехнологичном. Но миротворчество – это то, что должно быть в нашей жизни всегда. Как ты сможешь быть миротворцем в своей семье, в отношениях со своими детьми, женой, друзьями, коллегами и врагами? Вот это самое сложное. А эту задачу все христиане должны перед собой ставить. И если у тебя есть человек, который тебе вредит (он может тебе много лет вредить, делать пакости, не успокаиваться, как будто других дел у него нет), то как ты сможешь быть миротворцем для кого-то еще, если злобу к этому человеку будешь испытывать? Нет, надо это преодолевать.
Для этого, конечно, мы оборачиваемся назад и смотрим на предшествующие ступени. Смотрим: чистота сердечная. Молишься, причащаешься, читаешь Евангелие – появляется шанс преодолеть вражду. А если будешь ненавидеть человека? Если думаешь, что ты молодец, совершенный, нищеты духовной не признаешь, то будешь думать, как тебя, такого замечательного, обидели... Как только понимаешь, что ты грешный, несовершенный человек, говоришь: Господи, по моим грехам мне посылаешь эту проблему.
Помните, как во время Великого поста читали из пророка Исайи? Господь говорит израильтянам: что вы обижаетесь на ассирийцев? Ассирия – это страна, которая устраивала либо геноцид, либо депортацию. Тех, кто подчинялся, депортировали, кто не подчинялся – вырезали… Израильтяне думали, что ассирийцы совсем нечестивые язычники, а они хоть и грешные, но все равно верят в единого Бога, ждут прихода Мессии. Господь говорит, что Он использует Ассирию как палку и бьет Свой народ, чтобы тот исправился.
Так и ты сможешь быть миротворцем, когда уже понимаешь: есть то, что прежде всего самому надо исправлять. Вот это есть нищета духовная. Есть опора на чистоту сердечную как проблеск в моей грешной душе, которая потом опять может грехами зарасти. Как дельфин или кит не могут без воздуха, но все равно в море плавают. Всплыли, вдохнули – и уже есть какая-то возможность жить дальше. Точно так же и мы постоянно под этим грузом грехов сгибаемся, но в какой-то момент разогнулись, получили помощь от Бога в таинствах Церкви – стали чуть-чуть лучше. И тогда для нас даже заповедь миротворчества будет по силам.
– Самая высшая заповедь о тех, кого гонят и поносят и так далее. Как разъяснить самую высшую ступень заповедей блаженств?
– Иногда человек увидел какие-то слова в Евангелии и думает: «Это про меня! Значит, точно спасусь. Это меня тут гонят, там преследуют, обо мне лгут». А последние слова – Мене ради. Это не обязательно преследования за веру. Да, конечно, этими словами вдохновлялись мученики раннехристианских времен, мученики времен иконоборчества или когда безбожная большевистская власть во главе со страшными кровопийцами уничтожала русских православных людей. И люди укреплялись именно этими словами Христа.
Но речь не о том, что тебя обязательно заставляют отречься от веры или просто преследуют потому, что ты православный. Если ты поступаешь по-христиански и получаешь несправедливые проблемы от этого мира, ты уже живешь не по законам мира сего, а по законам вечности, по законам Царства Небесного. Как Господь говорит: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Оно внутри нас есть, уже по его законам мы должны жить. Снаружи еще мир, который несовершенный, грешный. Да, есть какое-то законодательство; если его соблюдать, как-то будет полегче, и то оно сплошь и рядом не соблюдается. А есть законы духовные, и если ты по ним живешь и они не совпадают с реальными земными законами, тогда бояться нечего, ведь Царство Небесное внутри тебя есть.
Царство Небесное – это не какие-то там Мальдивы на спутниках далеких звезд. Царство Небесное – это состояние. Действительно, Царство Небесное внутри нас есть. Окружающие беды, проблемы, гонения, несправедливости мучительны. Как на Руси говорили после смерти человека? Отмучился. Человек страдал или сталкивался с какими-то преследованиями. Он скончался, и люди за него не переживают. Если человек не был христианином, скажут: «И страдал, еще и умер, проигрыш полный». А здесь – отмучился. Царствие Небесное осталось, которое было внутри. А снаружи уже нет всех этих телесных скорбей и невзгод. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 12).
Единственное, надо не ошибиться, когда Господь посылает тебе гонения, лишения, проблемы, несправедливости, чтобы исправить твои грехи. Потому что лукавый придет и скажет: «Ты уже взошел на все ступени заповедей блаженств, тебя гонят ради меня». Тут надо вернуться на нищету духовную и сказать: «Нет, Господи, я грешный и несовершенный»... И предки наши грешили из поколения в поколение, и мы сами грешили, и мы заслуживаем эти испытания. В основном это дается по нашим грехам… Если на Страшный суд попадем с грехами, Господь нам скажет: уже поздно, отойдите от Меня делающие беззаконие. Ты Господу чужд, на Него не похож – всё, тебя ждет тьма кромешная, где плач и скрежет зубов. Если Господь нам здесь, на земле, посылает испытания, уже есть возможность исправиться.
Человек все-таки венец творения, мы ходим, дышим полной грудью, причем не привязаны к месту. Хотим – идем на север, хотим – на юг, в горы или по реке плывем. Господь дает нам такие возможности. И такие же возможности духовные Он нам дает. Где-то ты за свои грехи расплатился, а где-то – действительно ради Христа претерпел, вообще не по грехам получил проблему. Но когда ты эту проблему преодолеваешь, несешь этот груз смиренно, достойно, с любовью, тогда ты действительно к Богу приближаешься. Из минуса вышел в ноль и делаешь следующий шаг вперед.
Очень горделивый говорит: все несправедливо, все люди плохие, Господь несправедлив ко мне. Если человек совершенствуется, он понимает: да, это по грехам. Иногда на исповеди люди каются, и это видно. Например, спрашивают, почему дети неблагодарные. Спрашиваешь про аборты, и выясняется, что в одного ребенка женщина душу вложила, а трех-четырех на куски порезала руками врачей. И человек понимает: действительно, по моим грехам…
Многих смутили дневники праведного Иоанна Кронштадтского. Он, аскет, постоянно возвращался домой без рясы, потому что все время кто-то бедный и голодный попадался ему навстречу, и бедная жена что-то старое пыталась латать, потому что вообще не знала, в чем ему на службу идти на следующий день. То есть это был человек действительно святой жизни. Открываем дневники, а он там делится своими сомнениями, переживаниями, что не любит политических противников и желает, чтобы Господь их забрал. Он досадует, как несовершенный человек, что есть какая-то несправедливость, – и получает проблемы.
И у нас такие мысли есть, раз они и святых людей посещают... Но ответ что сто лет назад, во времена Иоанна Кронштадтского, что в наши дни один и тот же, сказал Христос: радуйтесь и веселитесь, награда ваша многа на небесах. «Так гнали Меня, значит – и вас будут гнать». Христианин тот, кто живет как Христос. Христианин никогда не будет на сто процентов как Христос, но если хоть на один процент он похож на Христа, то уже у Господа есть справедливое право проявить милосердие и взять его в Царство Небесное.
Ведущий Сергей Платонов
11 ноября 2025 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 11 ноября
11 ноября 2025 г.
«День ангела»День ангела. 11 ноября
11 ноября 2025 г.
«Церковный календарь» (Санкт-Петербург)Церковный календарь 11 ноября. Преподобный Авраамий, архимандрит Ростовский
11 ноября 2025 г.
«Читаем Евангелие вместе с Церковью»Евангелие 11 ноября. Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло
11 ноября 2025 г.
«Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)Читаем Апостол. 11 ноября 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!