Беседы с батюшкой. Что такое грех. Часть 2. Священник Александр Асонов. 4 августа 2023

4 августа 2023 г.

В студии священник Александр Асонов, настоятель храма Всех Святых на Гатчинском кладбищеответственный за связи с общественностью Гатчинской епархии.

(Продолжение)

– В прошлый раз мы говорили о том, что такое грех, и о власти человека над грехом. Эта тема оказалась настолько большой, что сегодня у нас будет вторая часть. Мы можем поговорить на эту тему еще более подробно. В прошлый раз мы начали обсуждать, что такое грех, и дошли до того, что это за явление и какова его природа по учению Церкви. Получается, мы не можем победить грех. Но что-то мы можем изменить?

– Я бы сказал так: если рассматривать грех как погрешность, как нарушение образа и подобия Божиих в человеческой природе, то восстановить подлинные образ и подобие можно только при помощи Божией. Сам по себе человек на это неспособен, потому что он есть субъект, страдающий от заболевания. Он не врач. Он не может сам себя излечить в данном случае. Он полностью поражен этим заболеванием, которое мы называем хамартия (грех). Полностью! При этом у него сохраняются, естественно, образ и подобие Божии, но они искажены вследствие этого заболевания. Это как если бы человек болел оспой. На этом образе и подобии есть оспенные язвочки, но сам по себе вирус (само по себе это заболевание) кроется глубоко в природе человека. Имеется в виду тот вирус, который греки называют «хамартия», то есть «грех, погрешность, поломка». Это искажение образа и подобия Божиих.

Поэтому без Господа это невозможно, вследствие чего и происходит пришествие Господа нашего Иисуса Христа в мир: чтобы всякий, кто назовет имя Господне, мог заново быть спасен и обрести первородный образ Божий и подобие Божие. Но это возможно только лишь через Господа Иисуса Христа, при действии Святого Духа как одной Ипостаси Святой Троицы, то есть Божественного действия, пришествия Бога в полноту человеческой природы, и этот процесс называется процессом обожения, то есть это возвращение к Божественному образу, который нарушен. Он есть в человеке, но он нарушен.

Иными словами, хамартия (грех) – это болезнь, у которой есть свои последствия. Эти последствия – все наше поведение: все наши ошибки, все наши падения. Вся мировая история наполнена ужасными злодеяниями, которые нам известны, которые практически всегда повторяются. Причем трагедия заключается в том, что человек не придумывает ничего нового, и под разными личинами повторяется одно и то же злодеяние. Есть такая философская поговорка: «Я не знаю, кто исполнитель, я знаю, кто заказчик». Лицо заказчика всегда чувствуется, проглядывает.

Поэтому в данном случае мы не должны забывать, что грех, по учению Церкви, – это та духовная болезнь, которая поразила человека после вкушения от древа познания добра и зла. Знание добра и зла проникло в человеческую природу, но само по себе знание без противоядия является страшным и губительным ядом. Оно стало повреждать человеческое сознание. Человек стал весь мир видеть иначе.

А мы, христиане, определяем, что сознание определяет бытие. Сознание! Не бытие определяет сознание, а сознание определяет бытие: то, как человек смотрит на вещи. Поэтому Спаситель и говорил, что начинать надо с сердца, что Царствие Небесное начинается внутри нас, неприметным образом, когда наше внутреннее состояние меняется. Если сердце твое чисто, то и око твое чисто. Иными словами, если сознание твое чистое, то ты и видишь вещи в правильном, неискаженном виде. Ты как бы иначе смотришь на мир. Все начинается с восприятия. А восприятие возможно иметь правильным только при помощи Божией. Сам по себе человек это не может. Как может парализованный человек перемещаться в пространстве? Только при помощи внешних факторов.

В данном случае единственный внешний фактор, который может помочь человеку, – это Бог, то есть вмешательство Божественной природы, что и происходит в соответствии с учением христианской Церкви. Происходит пришествие Того, Кого древние христиане называли Сотер, то есть Спаситель. Почему Спаситель? Благодаря Ему все начинает меняться. Поэтому Господь очень часто нас к этому отсылает. Он говорит: «Вы только придите ко Мне». Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. «Блаженны ищущие, ибо найдут». Мы видим, как Господь подчеркивает очень важный момент: у человека есть воля, он ищет истину, но без помощи Божией не найдет. Надо искать, и, как Господь говорит, вам откроют. «Вы стучите, Я вам открою».

Но без наших действий ничего не будет происходить. Таким образом, от нас лично зависит очень многое. Поэтому все непреходящие евангельские истины, все рассуждения о том, что тебя ударили по одной щеке, подставь другую, – это разговоры о совести человеческой, о том, как ты смотришь на вещи, к чему стремишься в жизни, как  относишься к людям, как себя ведешь со своими коллегами по работе, сослуживцами, как ты как мужчина ведешь себя в отношении женщин, своего отца, своей матери, как ты как женщина ведешь себя в отношении своих родных и близких, отца, матери, мужчин.

Потому что в результате человек – это сумма его поступков, а не сумма его убеждений. Убеждения – понятие относительное. Они могут меняться в течение жизни. А сумма поступков зависит от того, какова совесть, то есть сознание человека. «Совесть» и «сознание» – в русской речи однокоренные слова. Во многих европейских языках это вообще один термин. «Сознание» и «совесть» – это синонимы: ведать, иметь знания; и приставка со-, префикс. Это такое явление, которое до сих пор невозможно физически подтвердить. Это философский термин. Где эта совесть находится, неизвестно: мозг это или вообще не мозг. Что такое мозг? Мы сейчас не будем углубляться в эту сложную тематику. Я не биолог, не доктор, не лингвист. Не знаю, что сказать по этому поводу, но этот вопрос до сих пор задается учеными. На эту тему написано очень много научных статей, даже исследования проводятся. Так вот, Святая Церковь испокон веку утверждает, что все связано с человеческим сознанием, человеческой совестью, которая является неотъемлемой частью духовного бытия человека. Это очень важно!

Начинается все именно с духовных начал. Это тоже чисто философское понятие. Что такое духовное начало? Что такое душевное начало? Даже апостол Павел об этом рассуждает и говорит, что есть люди духовные, а есть  душевные. Душевные суть люди не духовные, они душевные. Они тоже есть, а есть духовные. Святой апостол Павел говорит, что это разные вещи. Иными словами, он пытается подчеркнуть, что душевные люди – это люди, которые слишком многое в своей жизни связывают с вопросами чувствительными, вопросами чувственности, но они рассуждают не на высоком уровне. Это тоже интересная тема, о которой рассуждает святой апостол Павел, но сейчас не об этом.

Грех – это болезнь, которая искажает образ Божий и подобие Божие в человеке. В человеке вроде бы есть доброе начинание, но он не может воплотить эти добрые начинания в своей жизни. Поэтому он постоянно задается вопросом, как Гамлет: «Быть или не быть?» Жить или не жить? Как жить? Умереть человеком или жить монстром? А почему жить монстром? А потому, что, как писал апостол Павел, к доброму стремлюсь, но природа моя такова, что не могу его найти в себе. Я зла не желаю, но оно происходит. «Бедный я человек!» – говорит он. Я хочу жить по-доброму, но в то же самое время обнаруживаю, что у меня ничего не получается, все из рук валится.

– Я вдруг вспомнил такую русскую поговорку: «Хотел бы в рай, да грехи не пускают».

– Да, все примерно так. Причем грехи – это какие-то злобные обстоятельства, которые никак не дают выйти из этого темного леса. Есть хорошая русская поговорка: заплутал в трех березах. Чем опасно это состояние, эта болезнь хамартия? Она же порождает в человеке очень много психосоматических нестабильных состояний, если можно так выразиться. Сама по себе хамартия является причиной большинства таких состояний. Поэтому в психиатрии есть определение, что нет ни одного стабильного человека. Статика невозможна. Все находятся в группе риска, и все плюс-минус близки к пограничному состоянию. Это просто факт.

Я думаю, что большинство тех, кто нас сейчас смотрит и слушает, согласятся с тем фактом, что в их жизни тоже присутствуют некоторые странные явления, которые пугают их самих, явления каких-то психозных состояний. Вот эта нестабильность. Это от многого может зависеть. Это могут быть какие-то мелочи: просто падение сахара, повышение сахара в крови, изменение погодных условий и прочее. Я поэтому и говорю, что это психосоматическое состояние, но оно очень нестабильное. Оно может быть связано с чем угодно. В конце концов, может быть череда каких-то определенных событий. В данном случае возникает причинно-следственная связь.

Так вот, без Божественного вмешательства человек не может никоим образом восстановить в себе стабильность, которая была у него от вечности, и вернуться к этому райскому блаженству, которое человек имел в Эдеме, когда находился в полноте общения с Творцом, Богом. Сейчас человек пребывает вне Божественной любви. Он сам избрал этот путь. Мы говорили о том, что все мы у Господа Бога ушедшие корабли, в плавании предавшиеся разным стихийным ветрам, которые гонят нас по морям. Мы это сделали потому, что это сделали Адам и Ева. Но кто такие Адам и Ева?

Адам и Ева – это мы! Мы не сильно от них отличаемся. Я глубоко уверен, что с момента творения человек практически не изменился. Не буду сейчас углубляться в тематику креационизма или эволюционизма. Речь сейчас не об этом. Человеческая природа с момента грехопадения не меняется. Все идет по кругу. Если мы будем изучать историю человечества, то увидим, что внешняя атрибутика, может, меняется, условия жизни меняются, в зависимости от технологического, технического процесса, развития… Но это не так важно. Суть человеческих устремлений не меняется. Все остается на своих местах.

Поэтому предательство – это всегда предательство, и не так важно, в каком интерьере, в каких условиях. Насилие над личностью – это всегда насилие над личностью, не важно, при каких обстоятельствах, в какие одежды это все ряжено и на каком языке звучит. Речь идет не об этом. Речь идет о намерениях. Так вот, намерения человека не меняются, и то, что человек определил как гордыню, испокон века остается причиной всех бед.

Но почему именно это качество такое страшное? А потому, что с него все начинается. Когда человек вкушает от древа познания добра и зла, он это делает для того, чтобы почувствовать себя способным жить без Бога. Отсюда и возник вопрос: «Где ты, Адам? Почему ты прячешься?» А Адам уже перестал видеть этот мир так, как видел прежде.

– Но это же сумасшествие…

– А я и говорил, что хамартия – это та болезнь, которая создает форму умопомешательства. Постоянный поиск ответа на то, что такое добро и что такое зло, есть форма умопомешательства. То есть мы ищем ответ и никогда не будем его находить. Это хорошо или плохо? Я не знаю.

Посмотрите, как быстро в нашей современности люди сходят с ума. То, что вчера было хорошо, вдруг сегодня стало плохо. И вот уже целый народ бежит и кричит: да, это плохо! Еще вчера это было хорошо, а сейчас – плохо. И пока мы суетимся и бегаем, растет еще одно поколение, которое, придя на смену этому поколению, будет кричать, что оно кричало глупости. И как к этому относиться? Как увидеть, что есть действительно истина?

Это вопрос Понтия Пилата к Иисусу Христу: что есть истина? «Весь Древний Рим думает, как понять, что такое истинная мораль и этика. А Ты пришел и говоришь: Я пришел, чтобы свидетельствовать об истине. Да кто Ты такой, Назарянин? Ты молодой еврей, Тебе тридцать лет. За мной целая империя, нация – и Ты мне тут говоришь об истине. Вон пьяницы с глазами кроликов кричат, что истина в вине».

У кого-то истина и в вине. Как гласит древнее ветхозаветное произведение (наставление матери сыну): дайте вино опечалившемуся – пусть он выпьет и забудет о своих бедах. Так люди в древности думали, что можно выпить и забыться. Действительно, на какой-то момент это лекарство, но оно не решает вопрос. Потому что вопрос, что есть истинное зло и истинное добро, остается навсегда.

– Навсегда – это только до момента нашей смерти? Или это продолжается всегда? Остается человек с этим вопросом и поиском Бога после смерти?

– Я могу только предположить. Я считаю, что остается всегда, до полноты пришествия Божественного в жизнь человека. А полнота пришествия Божественного в жизнь человека происходит уже после его смерти, как учит об этом Церковь, и воскресения в Боге. Христианская Церковь говорит о том, что все мы воскреснем, как Христос, но перед этим должны перейти тот рубикон, который называется рекой Летой – смертью. Все должно кануть в Лету. И тело, и все остальное там будут другими. Но это тот процесс, который должен быть.

Когда Спаситель приходит к Иоанну Крестителю, тот Ему говорит: «Я недостоин крестить Тебя, даже шнурок развязать на Твоей сандалии». А Господь ему говорит: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). Почему? Потому, что это неотъемлемая часть процесса. Если это не будет исполнено, все остальное не сбудется. «Я должен пройти этот путь, потому что по этому пути пройдут все остальные. Я должен пройти этот путь, чтобы стать для них Светочем и Светильником».

У Иосифа Бродского есть красивые слова. Старец Симеон находится в храме, ему было дано обетование, что он не умрет, пока не увидит Сына Божия. Помните эту историю? Праздник Сретения («встреча» – в переводе на русский язык), встречи человека с Богом.

Приходит Богородица с Младенцем. Симеон начинает думать о том, что наконец-то это свершилось: Он увидел Деву с Богомладенцем. Красивое произведение у поэта Бродского, называется «Сретение». Рекомендую нашим телезрителям найти и почитать, очень красиво написано. Там есть такие строки, когда Симеон встретился с Марией и все ей сказал:

В лежащем сейчас на раменах твоих

паденье одних, возвышенье других,

предмет пререканий и повод к раздорам.

И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть его будет, твоя

душа будет ранена. Рана сия…

Он говорит все это, а Мария стоит и думает: «Слова-то какие…» Закончив свою речь, он двинулся к выходу, и поэт говорит:

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед

Мария, сутулясь, и тяжестью лет

согбенная Анна безмолвно глядели.

Он шел, уменьшаясь в значенье и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.

Почти подгоняем их взглядами, он

шагал по застывшему храму пустому

к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.

Лишь голос пророчицы сзади когда

раздался, он шаг придержал свой немного:

но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.

И дверь приближалась. Одежд и чела

уж ветер коснулся, и в уши упрямо

врывался шум жизни за стенами храма.

И вот тут очень важные слова говорит поэт: «Он шел умирать…» Он встретился с Младенцем и пошел умирать. Он понял: надо переходить рубикон, сейчас вся эта суета и канитель закончатся.

Он шел умирать. И не в уличный гул

он, дверь отворивши руками, шагнул,

но в глухонемые владения смерти.

   Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.

И образ Младенца с сияньем вокруг

пушистого темени смертной тропою

   душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,

в которой дотоле еще никому

дорогу себе озарять не случалось.

   Светильник светил, и тропа расширялась.

Вот ответ на вопрос. Вот она – история человечества: «Светильник светил, и тропа расширялась». Там, за чертой, – река Лета, через которую все мы переплывем.  Я говорю, используя языческую мифологическую концепцию. Просто хочется вспомнить о том, как древние люди смотрели на эти вещи. И там не будет полноты мучений, там будет светильник, который выведет всех из этого темного леса. Он туда пришел – и через это любовь Божия открывается.

И Он поможет тебе, человек, с твоим знанием, которое мучает тебя всю жизнь, что есть добро и зло. Ты никак не можешь поймать их, они тебя мучают. Тебя уничтожает это знание. Почему древний говорит: «Многие знания – многие скорби». Чем дольше живу, тем страшнее, ужаснее, тяжелее. Натворили мы столько – куда нам дальше? А мы всё копаем и копаем. А самое страшное, когда ты посмотришь не на животный мир. Там все понятно – борьба за выживание. В сердце человека посмотришь – там бездна.

Как сказал философ (он же психолог) Ницше, который оказался там, где и должен был оказаться: если вы будете долго всматриваться в бездну, она начнет всматриваться в вас. А бездна – это человеческое сознание, сердце. Человек подобен образу Божию, через него открываются двери в такие страшные миры, он таких существ может сам из себя порождать. Он сотворец: дал наименования животным, определил их в пространстве (и сейчас может это делать и делает). Он имеет знания о добре и зле, но не умеет управлять им и определять, что есть истинное добро и зло.

До чего дошло… Помните, ужасный гений, преданный своему вождю Геббельс говорил: дайте мне средства массовой информации, я их так использую, что любое общество превращу в стадо свиней. Так устроен человек, так можно управлять знанием. Он знает, что есть добро и зло; главное, понять, что он никогда не сможет определить, что есть подлинное добро и зло. А значит, можно им манипулировать.

В этом трагедия человека: без Бога им можно манипулировать. У него нет стержня, той силы, которая может метафизическим образом повлиять на ситуацию. Человек через двери своего сердца выпускает кошмарных демонов, сам порождая их и насаждая горе и себе в жизни, и другим. Они населили уже практически весь мир. Порожденные когда-то другой личностью, они кусают других. Эти твари метафизического характера не могут жить иначе. И как с ними бороться?

Вот такая тяжелейшая история человечества вследствие одного понятия хамартии, связанной с гордыней человека: «Я вкушу запретный плод, буду иметь знания, стану как Бог». И ирония Бога в Ветхом Завете: Адам стал таким, как один из Нас. Это же трагичные слова: «Вот ты и вырос, сын. Что будет дальше? По какому пути пойдешь? Будешь мучить себя дальше, ты же без Меня решил идти».

Человек умирает – и даже там есть выбор. Мы знаем по учению Церкви, что Господь выводит оттуда праведников. Но кто-то и там выберет другой путь, все зависит от степени повреждения, степени хамартии: насколько эта болезнь повредила человека, как это случилось, с чем это связано. Поэтому вопросы Страшного суда не отпадают. Но я уверен, что Страшный суд начинается здесь, при жизни. Для Церкви и Бога все это существует вне времени. Поэтому Спаситель в Евангелиях и говорит: «Ныне суд миру сему, Свет пришел в мир. Но люди не приняли Его. Потому что люди больше возлюбили тьму».

Это говорит Спаситель Иисус Христос: ныне суд. Все, он уже начался. Не надо думать, что это будет потом как-нибудь. Любой человек, столкнувшийся со страшными угрызениями совести, понимает, что адские муки могут начаться при жизни, когда вроде бы ты жив, но ты уже не живешь, а гниешь изнутри.

Есть хорошее произведение английского писателя «Портрет Дориана Грея», оно примерно об этом. Внешне ты выглядишь успешным, здоровым, красивым человеком. Но внутренне, как говорил Спаситель о фарисеях, полон гнили и костей. «А внешне вы красивые. Поздравляю, вы хорошо выглядите, все у вас удается. Главное – не меняется. При всей внешней форме вашего благополучия ваше внутреннее содержание является смердящим и противным, то есть там нет ничего хорошего».

Апостолы очень часто говорят, что Бог нелицеприятен, Он смотрит в сердце человека. Все остальные моменты внешнего благочестия вообще никого не интересуют. Там, за чертой, это никого не интересует. Людей можно всю жизнь обманывать – себя не обманете. А если себя не обманете – Бога тем более. Поэтому и говорит апостол: Если совесть ваша вас осуждает, кольми паче Бог (1 Ин. 3, 20). А совесть – это опять сознание, опять часть души – это Божественный дар. У человека поражен, искажен Божественный образ вследствие хамартии – первородного греха, болезни и гордыни, связанной с этим, подобие поражено, но они же остались, хоть и пораженные. Поэтому есть способность чувствовать интуитивно, если можно так выражаться, потому что понятие интуиции тоже относительное – что такое интуиция? Мозговая деятельность. Интуитивно человек чувствует: в данном случае это неправильно. Человек постепенно формировал и создавал законы этики, эстетики и морали, в том числе ветхозаветной морали – она отсюда вырастала.

– Как должна строиться исповедь после того, как узнаешь столько о природе греха? Я представляю, что совсем по-другому должно быть.

– Да, речь должна идти совершенно о другом. Не о тех поступках, которые ты совершаешь, хотя хорошо, что ты о них думаешь. А настоящая исповедь – это каждодневное событие в жизни христианина. Исповедь – «конфессио» по-латыни. Русское слово очень хорошо передает это понятие. Исповедь – исповедание веры – с утра до вечера. У нас в традиции Русской Православной Церкви существует обязательное таинство Исповеди перед причащением, но это не присуще всем Православным Церквям. В некоторых Православных Церквях люди исповедуются отдельно – ведь это отдельное таинство. Его совершают в монастырях – там свои духовники. Есть Поместные Православные Церкви, где есть даже специальная должность духовника, который по расписанию объезжает приходы, а настоятели, штатные клирики не имеют права исповедовать – это отдельное событие, отдельное таинство. А исповедь и есть отдельное таинство.

К чему я это говорю? К тем Вашим словам, которые Вы только что сказали. Исповедь – это отдельное событие, оно касается особого переживания, когда у человека есть сокрушение сердца и он хочет об этом помолиться, очень хочет, чтобы Господь помог ему выйти из этого состояния. А вообще исповедь должна звучать каждый день. Молитва «Отче наш» предполагает исповедь – это единственная молитва, которую оставил Господь всем нам при жизни через апостолов. «Остави нам долги наша» – это и есть исповедь, т.е. «прости нас». Исповедь предполагает прощение – «якоже и мы». Там даже формула подсказана. В молитве «Отче наш» очень правильно все подсказано: Он не оставит вам долги, пока вы не отпустили зло из вашего сердца. А в тот момент, когда мы об этом просим, мы долги кому-то оставили из тех, кто действительно попросил у нас прощения? Не о тех, кто сделал нам зло, плюнул на нас и пошел дальше – с этими все понятно, но надо и на них не держать зла.

Мы в тот момент, когда у Бога что-то просим, сами-то как? Внутри что-то есть? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог… и намерения целует». У тебя есть намерения быть добрым? Всё, достаточно, иди, тебе помогут, ты только начни, но помни, надо быть верным этому всему, потому что мир все равно так устроен, что в нем благодаря человеку очень много неприятных, метафизических явлений, физических в том числе. Поэтому будь готов.

Христос сказал: «Будете иметь в мире скорбь, но не бойтесь, Я победил мир». Об этом даже очень многие древние философы рассуждают, в том числе и ветхозаветные мудрецы (мудрец и философ – это одно и то же). Книга про многострадального Иова это хорошо передает. Это говорит о том, что в древности люди об этом постоянно думали: народы, не имеющие отношения к иудейской традиции, но к более ранним традициям. Если изучать мировые религии, очень много интересного открывается – надо изучать и смотреть. Часто скептики говорят: то, что у христиан, – уже давно известно; Всемирный потоп, все обстоятельства, связанные с творением, – это еще древний иудаизм, зороастризм, персидские культуры, прочее, прочее…

Все это, конечно, красиво звучит, но почему у аборигенов Австралии тоже есть легенда о Всемирном потопе? Аборигены Австралии – один из примеров, их очень много. Эти вопросы очень серьезно связаны с историческими, археологическими исследованиями древних культур и текстов – там много интересного. Историкам можно позавидовать – люди занимаются интересным делом. Кстати, филологам тоже можно позавидовать, потому что филологи изучают язык как часть человеческой мировой культуры, а все языки возникают вместе с человеком. Любая языковая форма, т.е. форма передачи информации, возникает, как только возникает тот индивидуум, которого ученые называют «хомо сапиенс эректус» – «человек разумный, прямоходящий». Мы видим, что человеку умение выражать свои мысли, передавать информацию было свойственно с древних времен, а язык сам по себе очень много интересного рассказывает о философии древности – это бездна познаний. Нужно заниматься изучением этих вопросов. Скажу честно, я счастливый человек, мне повезло, я был связан с языкознанием, представляю, как это интересно, и всем рекомендую.

– Я понимаю, что человек не властен над грехом, только Бог может помочь нам преодолеть нашу греховность. В этом случае, в этом уповании что нам нужно прежде всего сделать, чтобы каким-то образом хотя бы понять грех, чтобы можно было его каким-то образом преодолеть? Если я его сумею преодолеть с помощью Божией, соответственно, я властен над своим грехом с помощью Бога?

– Да, вопрос очень серьезный. Я постараюсь ответить быстро, но емко. Для того чтобы человеку встать на путь исцеления от первородного греха, при помощи Божией, нужно сокрушение сердца, осознание своей неспособности без Бога выйти из этого болезненного состояния и проявлять хоть чуть-чуть стремление к доброте. Всякий, ищущий доброе, ищет Бога. Как я уже сегодня говорил, святой Иоанн Златоуст любил повторять, что Бог и намерения целует. То есть нужно иметь только желание, только постучи – Бог тебе откроет, но делай это искренне, а искренне можно сделать только тогда, когда понимаешь, осознаешь свою неспособность что-то сделать. Ты искренне просишь помощи, чтобы разобраться в том, что такое добро, что такое зло, и тогда Господь даст тебе мудрость.

– И сердце сокрушенно Бог не уничижит.

– Не сокрушит. В этом сокрушении и взлет.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать