Беседы с батюшкой. Что такое Божественное Откровение? Протоиерей Михаил Браверман. 1 ноября 2024

1 ноября 2024 г.

– Тема сегодняшней передачи: что такое Божественное Откровение. Счастлив тот человек, который когда-либо хоть как-нибудь получал возможность или великую радость какого-то знания, которое ему дал Господь! Может быть, Божественное Откровение воспринимается нами именно прикладным образом, что Господь коснулся кого-то, кому-то дал это Откровение… Что же такое Божественное Откровение?

– У меня более широкий взгляд на этот вопрос. Божественное Откровение – это то, что вверено всем христианам, что открыто для нас и дарует нам полноту знания о Боге и Творце. Конечно, невидимая Божия сила о Боге свидетельствует сотворенным Им миром. О Боге свидетельствует человек, ибо он, по слову Священного Писания, образ Божий. Но Божественным Откровением в полном смысле мы называем то, что Сам Господь Бог открывает о Себе в Священном Писании и Священном Предании. Божие слово и традиция, которая существует в Церкви, – для каждого человека, кто крещен, кто приходит в Божий храм, слышит на богослужении Священное Писание. Это то, что обращено к сердцу каждого человека.

– Мы могли бы на этом закончить передачу, если бы не одно «но». Если мы, христиане, видим этот мир, который существует вокруг нас и создан по воле Божией, то мы должны это открытие для себя делать постоянно. Но я вижу этот мир глазами, которые видят не только хорошее, но и какие-то ужасные вещи…

– Это тоже свидетельствует нам о Боге. Всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская.

– Каким образом это можно оправдать при моем представлении об идеальном мире, который, как мне кажется, Господь создал таким, чтобы просто все было хорошо и не было никакого зла?

– Все Божие творение весьма хорошо. Но так сказано о мире до его грехопадения.

– И как теперь?

– Когда человек нарушил Божию волю, совершил первый грех, грех непослушания, преступления Божией заповеди, в мир вошла смерть, а прежде смерти – то, что ей предшествует: страдания, болезни, слезы. Но в этот несовершенный мир, греховный, искаженный печатью человеческого греха, вошел Сам Бог, Божий Сын, Спаситель. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Во Христе Спасителе мир между Богом и человеком восстановлен.

Если мы пребываем со Христом, мы смотрим на мир другими глазами. Мы понимаем, что мир лежит во зле, но в этот мир пришел Спаситель. Что сделали со Спасителем в этом мире? В конце концов Ему не нашлось иного места кроме Голгофы и креста. Это было поражением или прославлением Бога? Сын Божий становится Сыном Человеческим, принимает на Себя все ограничения тварного бытия: Он алчет, испытывает жажду, испытывает эмоции, испытывает боль. Наконец Он умирает на кресте, но как Бог побеждает смерть. Поэтому то, что могло показаться торжеством всех сил зла, стало победой Христа Спасителя. Мы живем в мире, зная о его двойственности: о том, что мир греховен, но в этом мире действует Господь Бог, и сила Его Промысла, сила Его любви больше всего несовершенства данного мира.

– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «В синодальном тексте Евангелия от Луки говорится: Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее. Славянский текст говорит: Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю. Все-таки душу спасать или сберегать? Как здесь будет правильно?»

– Это, наверное, вопрос к библейскому филологу. Я думаю, что церковнославянский текст и русский не противоречат друг другу. Сбережение в конце концов и есть спасение. Другое дело, что и кто нас в итоге спасает. А спасает нас в итоге наша вера и Сам Христос Спаситель. В библейском понимании душа имеет очень широкое значение. Иногда мы этим словом обозначаем невидимую сферу в человеке, иногда – всего человека во всей его совокупности, а иногда – просто его жизнь.

– Если мы говорим о спасении и о том, что Господь ценою Своей смерти и Своих страданий искупил нас, нашу греховность, то здесь возникает следующий вопрос. Откуда внутри нас есть то, что мы называем печалью? Имеется в виду не какое-то горе, а печаль, когда мы не испытываем постоянной радости, в которой хочется постоянно пребывать. Откуда это берется? Когда мы живем так, не нарушаем ли мы то Божие Откровение, о котором говорим, которое все мы должны знать?

– В силу нашей греховной природы мы всегда нарушаем Божии постановления, Божии заповеди. Что касается печали, печаль бывает двух видов. О том, что слякотная, темная погода, о каких-то житейских проблемах, а есть печаль о Боге, о том, что мы скучаем по Христу Спасителю, что нам даже мало того, что Он даровал, потому что мы Его любим и хотим с Ним пребывать, и мы скучаем о полноте богообщения, о той полноте, которая была, допустим, у святых.

Апостол Павел говорит замечательные слова: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите. Мне кажется, что вопрос христианской радости связан именно с молитвой и умением благодарить. Потому что благодарность по отношению и к людям, и к Богу – одно из самых замечательных человеческих качеств. «Только благодари Бога, – говорил преподобный Амфросий Оптинский, – и Он тебя не оставит». Не потому, что Богу от нас что-либо нужно. Богом мы живем, и движемся, и существуем. Но когда мы с вами благодарим Бога, то Его исповедуем, признаем Его благой промысл о нас. Таким образом, не Он, а мы Его не оставляем.

– Была церковная байка. Два ангела обсуждают свою занятость. Один ангел говорит, что он все время между небом и землей, отдыха ему нет, потому что все время: «Господи, подай! Господи, дай!» А второй говорит: «А я вообще не работаю. Потому что я посланник благодарения Господу». Наверное, научиться благодарить – это одно из откровений Божиих, но мы меньше всего его соблюдаем. Почему, зная о заповедях Божиих, мы постоянно их нарушаем? Вы скажете, что по нашему грехопадению. Но тем не менее мы же хотим это преодолеть каким-то образом. Как это сделать?

– Вся наша жизнь – школа. Всю жизнь мы учимся Бога любить, на Бога надеяться, в Бога верить и Бога благодарить. Не случайно главная церковная служба носит название «Евхаристия», то есть «благодарение». Мы благодарим Бога за Его воплощение, Его смерть на кресте, воскресение, за установление на Тайной Вечере таинства Причащения, которое является таинством нашего участия в грядущем Божием вечном Царстве. Как учиться благодарить? Начинать с малого. Благодарить за то, что у нас есть дар жизни, дар веры, есть здоровье. Благодарить за пищу, потому что вся пища, как сказал кто-то из богословов, есть воплощенная Божия любовь. Благодарить надо и людей, и Бога.

– Вот здесь я хотел бы Вас остановить. Благодарить людей.

– Обязательно, ведь человек живет в социуме.

– Тут есть еще одна вещь, которую мне очень хочется разъяснить. Потому что она меня часто заставляет быть в недоумении. Мы действительно не умеем благодарить людей. Потому что мы всё воспринимаем как обязанность. Я в данном случае имею в виду не только тех людей, которые мне сделали какое-то добро, но вот просто когда мы приходим кофе попить. Мы не благодарим человека, который сварил этот кофе.

– Почему? Всегда благодарим…

– То есть для того, чтобы мир стал лучше, надо благодарить...

– Чтобы мир стал лучше, надо трудиться над собой и учиться любить и Бога, и людей. А за что благодарить ближнего? Мы собираемся на литургии, а литургия – это и благодарение, и общее дело. Общее дело Бога и человека, общее дело всех нас, собравшихся в храме, где у каждого есть своя обязанность: у священника, диакона, хора и так далее. Мы благодарим Бога за совместную молитву, благодарим людей за то, что они молятся вместе с нами, просим людей о нас молиться, благодарны им за это, и наша благодарность в том, что и мы за них молимся. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2). Если мы хотим, чтобы за нас молились не только самые обычные люди, но и святые угодники Божии и святые ангелы, мы должны научиться молиться за других людей. Это дар любви, дар благодарения.

– Можем ли мы научиться любить Бога, благодаря официанта за принесенную еду?

– Хороший вопрос. Для верующего в Бога все о Нем свидетельствует. Поэтому по-настоящему укорененный в вере человек благодарит Бога и за встреченных людей, потому что Господь Бог действует в том числе через окружающий мир, через окружающих нас людей.

– На могиле Иоанна Златоуста написано: «Слава Богу за всё». В православной среде часто бывает так, что человека спрашивают: «Как у тебя дела?» Он опускает глаза и говорит: «Слава Богу за всё»…

– Господь смотрит не на внешние слова, а на расположение сердца. Действительно, прекрасно и красиво сказал Иоанн Златоуст, когда предавал свой дух в руки Божии. А ведь это было не в мирное, хорошее время, а на пути в далекую ссылку – в медвежий край, на Черноморское побережье Кавказа.

– Чуть-чуть не доехал. В Пицунде, по-моему, он похоронен. Продолжая эту тему, хочу спросить, насколько искренне мы можем открывать свои помыслы и прочее перед людьми. Насколько нужно быть откровенным в жизни, чтобы не прогневать Господа каким-то лицемерием?

– Это чисто практический вопрос. Например, преподобный Никодим Святогорец дает наставление: «Никогда не говори о себе, о своей семье…» И не потому, что ты что-то скрываешь, а потому, что есть сугубо личная жизнь, и человек – существо сугубо личностное. Но также человек – существо социальное, и грань между личным и социальным, конечно же, должна присутствовать в жизни. Каким лицом мы поворачиваемся к нашему ближнему? В человеке есть и что-то светлое, и что-то темное. Когда мы обращаемся и к самим себе, и к другим людям, мы должны апеллировать к тому, что в нас свет и в других людях тоже свет.

– Есть такое выражение: «личный Спаситель»...

– Песня даже такая есть: «Personal Jesus».

– Я не знал, что существует такая песня... Действительно, я бы очень хотел, чтобы мои отношения с Господом строились таким образом, что Он – мой личный Спаситель. Божие Откровение, которое существует для всех, существует ли обособленно для каждого отдельного человека? Например, для меня?

– Господь пришел в мир ради грешников, ради всех вообще и каждого в отдельности. Если бы теоретически был один грешник, Господь бы снова пришел. Как сказал некто из писателей, Господь Бог создал людей разными, чтобы каждого любить по-разному. Поэтому у нас действительно должны быть свои личные от сердца молитвы, обращенные к Богу. Но в то же время мы должны понимать и свою малость, и свое недостоинство; и, помимо того, что каждый из нас – отдельная личность, мы еще в Церкви – народ Божий. Поэтому Господь, когда даровал нам молитву, научил обращаться к Его Отцу, исповедуя Его нашим Небесным Отцом, потому что Он Отец для всего Божьего народа. Опять связь между личностным и общим. Но ведь человек еще должен быть скромным, он должен понимать свою духовную малость, что он не может претендовать на что-то ни по делам своим, ни по чему-либо еще, только по Божией любви. Каждый из нас может взять молитвослов и лично почитать Богу молитвы.

– Свои? Или молитвы Василия Великого, Макария Великого и так далее?

– Можно и своей молитвой к Богу обращаться. Молитва должна быть от сердца. Если бы мы были святыми, как Василий Великий или Макарий Великий, мы бы обращали такие же прекрасные слова к Богу. Но поскольку мы неразумные духовные дети, нам оставлена молитва, чтобы научиться тому, что достойно привнести в обращение к Богу.

– То есть Откровение Божие имеет самое прикладное значение к конкретной жизни христианина.

– Богословие – это не отвлеченная дисциплина, это знание Церкви о Живом Боге. Когда-то учитель монашеской жизни авва Евагрий говорил: «Если ты богослов, то будешь чисто молиться; если ты чисто молишься, то ты богослов». Теория неотделима от практики.

– Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Мы судим о Божественном Откровении с точки зрения человеческой. Ведь богословы – это люди. Есть притча о том, что человек, попавший в рай, удивится трижды. В первый раз удивится, что сам туда попал; второй раз удивится, увидев там тех, по поводу которых считал, что они будут в аду, и в третий раз удивится, не увидев там тех, кого он считал святыми. Вот это и будет Божественное Откровение, которое мы знать не можем».

– Дело в том, что Божественное Откровение, о чем мы говорим, – это не что иное, как Божие слово, обращенное к нам. Другое дело, что воспринять, осознать, понять, претворить в жизнь это слово полностью мы не можем, потому что Божие слово больше, чем человек. Поэтому познание Священного Писания, Предания – это задача жизни каждого человека, и на этом пути мы понимаем очень-очень мало.

– К вам же приходят на исповедь дети?

– Приходят.

– Совсем недавно семилетний ребенок спросил меня, глядя на икону Казанской иконы Божией Матери: «А это настоящая икона Божией Матери?» Я говорю: «Да». – «А я могу к ней прислониться?» У ребенка возник очень интересный вопрос, настоящая ли это икона...

– Правильный ответ: настоящая.

– Да, конечно. Именно так я и ответил. Когда ребенок приходит на исповедь, Вы спрашиваете его о том, слушается ли он своих родителей? Или как?

– Дело в том, что исповедь – это не педагогическая беседа, хотя элементы педагогики, конечно, присутствуют. С семилетнего возраста ребенок (по традиции) осознанно отвечает за свои поступки, слова, мысли и так далее; соответственно, может приходить на исповедь. Но иногда человеку и в 40 лет еще рано приходить на исповедь. Чтобы прийти на исповедь, нужно иметь понимание о своем внутреннем мире. Мы каемся не в том, что родителей не послушали, и не в том, что двойку в дневнике переправили на пятерку, а в том, что в нас есть что-то плохое, что заставляет нас это делать.

– Вы сейчас сказали замечательную фразу, что, бывает, и в 40 лет рано приходить на исповедь...

– Это к тому, что у людей должна быть духовная культура и подлинная духовная работа над собой. Если люди живут духовной жизнью, им всегда есть с чем прийти на исповедь, не выдумывая какие-то несуществующие грехи: мол, съел булочку, а там был яичный порошок, а в среду случайно съел сардинку.

– Вы сказали о настоящей духовной жизни, и этот вопрос для меня животрепещущий. Потому что очень сложно понять, какой жизнью ты живешь, христианин ты по сути или только именуешься христианином. Понимаете?

– Человек бывает близок ко Христу Спасителю только тогда, когда понимает полную свою никчемность, полное свое непотребство. Поэтому вопрошать себя, христианин ли я, можно и нужно каждый день. И, увы, если мы смотрим на себя правдивыми глазами, то видим свое несовершенство, свою духовную нищету. Но из этого состояния можно обращаться к Богу так, что это будет правдой. Ведь проблема человека в том, что зачастую он сам не знает, кто он. А перед Богом можно быть только тем, кто ты есть на самом деле. А на самом деле каждый человек перед Богом – грешник. Но этот грешник Богом может быть помилован. Все согрешили, все лишены славы Божией, говорит апостол. Не все об этом знают. Если мы христиане, нам это открыто из Божественного Откровения, Священного Писания. И нет ничего лучше для человека, чем вместе с апостолом Павлом, святителем Иоанном Златоустом, который включил эти слова в молитву перед причащением, исповедовать: «От грешников я есть самый первый». Почему? Ведь есть явные преступники и прочее. Да потому, что человек ближе всего к самому себе. И первый грешник, которого я лично знаю, – это я сам.

– Вопрос телезрительницы: «Мы говорим, что нужно благодарить Бога за все. Но как благодарить людей, которые совершили убийство человека или, например, невинных кутят, которые никому зла не сделали? Просто человеку надо было на ком-то излить свое зло. Как благодарить-то? Где силы найти?..»

Когда Господа распинали на кресте, Он молился, чтобы Небесный Отец не вменил это тем, кто приводил казнь в исполнение, во грех. Это Господь единственный безгрешный. Мы – люди немощные, для нас достаточно научиться не отвечать злом на зло и ненавистью на ненависть. Человек не должен примерять на себя то, что больше его. Есть вещи, которые мы не можем сделать в силу каких-то причин. Мы знаем, что так надо, но мы от этого далеки. У нас есть эмоции, мы живые люди, вовсе не ангелы.

– Один из законов Ветхого Завета: око за око, зуб за зуб.

– Принцип равного воздаяния. Это принцип закона. Христиане, по идее, должны жить по благодати, по дару Божией любви...

– Но Христос отменил этот закон; Он сказал: не противься злому... И так далее.

– Христос в Себе это исполнил и отменил. Встречаются два аборигена, и один спрашивает другого: «Как у тебя жизнь?» Другой говорит: «Все хорошо, вот бумеранг новый купил». – «А почему весь в синяках?» – «А старый никак выкинуть не могу».  В нас действует и живет ветхий человек.

– Но может ли наш ветхий человек услышать Откровение Божие?

– Технически мы приходим на литургию и слышим Божие Откровение. Сам Господь говорит о том, почему Его слово приносит различный плод. Потому, что различное состояние нашего сердца. Вышел сеятель сеять, и одно семя упало при дороге, другое склевали птицы, третье заглушили тернии, что-то не имело влаги и засохло, а другое хранилось в чистом и добром сердце, над которым трудились, и принесло плод. От нас самих зависит, как мы слово Божие слышим и как его храним.

– Если мы сравним слово Божие с зернами, то эти зерна можно получать каждый день неизмеримое количество раз. Если мы читаем Священное Писание, Новый Завет, то каждый раз получаем эти зерна.

– Ведь дело не в том, сколько глав мы прочли. Мы должны с благоговением обращаться к Божьему слову. Почему Божие слово, Евангелие, лежит на престоле? Почему мы к нему прикладываемся? Почему во время всенощного бдения его выносят на середину храма? Почему его кадят, целуют? Это символ слова Божьего, слова Христова, Который присутствует посреди нас.

– Было бы очень хорошо, если бы мы, пытаясь понять Откровение Божие, потратили часть своего времени на изучение самой литургии…

– Литургия настолько сложна, многослойна, у нее такая богатая история, что для того, чтобы ее понимать, нужно иметь основные знания о ее содержании, историческом развитии, символическом толковании.

– У Вас есть несколько книг, которые я с неизменным удовольствием читаю и перечитываю...

– Спасибо большое!

– Одна из последних ваших книг – «Агни Парфене». Автор гимна Пресвятой Богородице «Агни Парфене» Нектарий Эгинский претерпел невероятное количество гонений, всю жизнь жил оболганный и, в общем-то, имел право на то, чтобы просто обидеться. Но вместо этого человек в самый тяжелый момент своей жизни написал этот знаменитый гимн.

– Потому святитель Нектарий – святой, а мы – самые мелкие люди. Мы и молимся, чтобы Господь не ввел нас во искушение, потому что мы настолько немощны, что ничего серьезного перенести не можем. А удел святых – разделять с Христом Спасителем Его страдания и, соответственно, Его славу. Мы – люди маленькие, молимся о тихом, безмолвном житии (см. 1 Тим. 2, 2).

– Мой вопрос связан с вопросом Ольги. Действительно существуют разные люди, и в нашей жизни бывают весьма разные испытания. И мы не можем понять, как научиться благодарить человека, который причиняет зло...

– Мы не можем мириться со злом, мы должны ему противостоять.

– Когда мы читаем житие Нектария Эгинского, смотрим замечательные фильмы о нем, в нашей душе возникает совершенно конкретное осуждение тех людей, которые его так или иначе преследовали. А это же были священники, не просто какие-то чиновники…

– Я думаю, грешник священник отличается от грешника чиновника только своим социальным положением и профессией, служением.

– Когда я, в заботе об Откровении Божием, начинаю кого-либо обсуждать или осуждать, согласуется ли это с тем Откровением Божиим, которое мне дано?

– Можно ли осуждать и обсуждать? Можно, но это греховно.

– Но я же думаю о том, что отец Нектарий молодец, а эти люди очень плохие. Как это согласуется с Откровением Божиим для меня?

– Еще раз повторю: путь святых и наш путь – далеко не одно и то же. Если Господь и Пречистая Дева Мария Богородица попустили святителю таковые страдания, которые выпали на его долю, то это для того, чтобы его прославить и в Церкви земной, и в Церкви Небесной. Мы люди маленькие, и Господь говорит нам всем: не судите, да не судимы будете. Вы знаете людей, которые никого не осуждают в словах, мыслях, чувствах?

– Я знаю, что это только Христос.

– Наверняка такие люди есть, но по их скромности мы об этом даже не знаем. Потому что осуждение, суждение – это общечеловеческая проблема.

– Она как первородный грех или приобретенный?

– Первородный грех – это смертность. А смертность включает в себя всю палитру греховности, в том числе присвоение себе того, что принадлежит одному Богу, – миловать и карать.

– Если Откровение Божие существует для всех, то каким образом можно научиться вместе познавать это Откровение так, чтобы, не обсуждая, быть в единении? Разговаривая во время передачи или просто общаясь в жизни, мы так или иначе говорим об Откровении Божием?

– Абсолютно, потому что мировоззренческие установки выражены во всем, что делает человек, прежде всего в межличностном общении. Если у нас с вами вера в единого Бога, в Пресвятую Троицу, в Богочеловека, в Церковь, если мы вместе исповедуем Символ веры, то у нас общий базис. Поэтому, естественно, все, что мы знаем, представляем о Боге, касается нашей практической повседневной жизни. То, как мы относимся к миру, друг к другу, к самим себе, мы черпаем из учения Христа Спасителя.

– Я бы очень хотел, чтобы Вы призвали всех нас к тому, что, на Ваш взгляд, самое главное в жизни христианина.

– Самое главное в жизни христианина – вера, надежда и любовь. Вера во Христа Спасителя как абсолютное положение на Его святую волю, надежда на Него и любовь к Нему и к ближнему. Попросим Господа Бога, чтобы Он благословил нас не только знать это, но и помнить и по возможности претворять в нашей жизни.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает священник Владимир Тоготин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X