Беседы с батюшкой. Будьте как дети. Священник Борис Яковенко. 31 июля 2023

31 июля 2023 г.

В студии Борис Яковенко, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа в Большом Свинорье г. Москвы.

– Предлагаю поговорить сегодня об одном из евангельских эпизодов, в котором Христос указывает на ребенка и призывает Своих учеников и всех, кто Его слушает (в том числе и нас), уподобиться ребенку. Можно обозначить этот момент классической фразой: «Будьте как дети». Но дети очень разные: у них разные характеры, поведение. Мы, взрослые, смотрим на детей и думаем, что не будем себя вести так, как часто ведут себя дети. Наверное, Господь призывает нас не во всем подражать детям, а в чем-то конкретном. Важно все-таки понять, в чем мы можем оставаться детьми, будучи взрослыми.

– На самом деле это очень интересный вопрос (и тема). Потому что нам надо разобраться, что Христос подразумевает под фразой: «Будьте как дети». Самое важное, как мне представляется, мы не должны забывать, Кто для нас Господь Бог. У нас очень много молитв с просьбами к Богу, чтобы Он нам помог в наших переживаниях и трудностях, помог бороться с нашими страстями, грехами. И зачастую мы забываем, Кто для нас Господь. Благодаря молитве «Отче наш» мы вспоминаем, что Господь есть Отец наш Небесный, не только Владыка, Творец всей Вселенной и страшный Судья. Мы читаем в Евангелии о том, что будет Великий, Страшный суд, поэтому боимся греха, хотим в своей жизни быть как-то ближе к Богу.

Отвечая на этот вопрос, мы не должны забывать, что действительно являемся детьми Божьими, а Он наш Отец. И отношения у нас должны быть похожими, как у родителей и детей. Потому что дети всегда нуждаются в какой-то помощи, поддержке, опоре, совете своих родителей. И родители всегда стараются своим детям помочь, объяснить, рассказать, как правильно поступать в этой непростой жизни.

Как правило, опыт показывает: когда мы доверяем нашим родителям, тем самым ограждаем себя от всяких проблем, зол, которые происходят в жизни. Поэтому будьте как дети, доверьтесь Богу, обращайтесь к Нему за помощью, благодарите Его. Родителям всегда очень приятно и радостно, когда дети их благодарят. Я уверен, что Господу тоже очень отрадно, когда мы не просто просим, как маленькие дети: «Пап, дай!», а говорим именно так: «Папа, спасибо за то, что провел со мной время, поиграл в пинг-понг, сходил со мной в поход». Это очень ценно. Поэтому здесь мы должны выстраивать такую параллель.

– Интересные примеры, но они предполагают прямое участие отца. Совместные игры, походы предполагают обязательное присутствие отца, он действительно рядом с ребенком. Очень хороший пример – пинг-понг. Это игра, где два человека стоят друг напротив друга, друг друга видят, слышат и ощущают. Но с Богом у нас отношения строятся по-другому. Мы как минимум Его не видим. Из Евангелия мы знаем, что Господь говорит: просите, и дастся вам (Мф. 7, 7). Но часто, когда мы Его просим о чем-то, не получаем просимого. И не понимаем, почему не получаем. Если продолжать сравнивать наши отношения с Богом как отношения родителей с детьми, то в этих отношениях не слишком ли мало обратной связи?

– Получается очень интересная ситуация. Дело в том, что мы хоть и пытаемся уделять время нашим детям, радовать их, чтобы они радовали нас, но мы несовершенны, нам есть к чему и куда стремиться. Бог совершенен во всем. В Евангелии от Иоанна мы читаем, что Бог есть любовь, а любовь не терпит никакого насилия. Поэтому Бог всегда к нам открыт в духовном смысле, и это проявляется уже здесь, на земле.

Когда мы просим что-то у Бога и нам кажется, что это очень важно, а Бог по каким-то причинам нам это не дает, мы можем возроптать, впасть в уныние, даже проявить какое-то маловерие. Но, как показывает опыт верующих людей, всему свое время. И Господь обязательно даст нам понять, почему в тот момент Он нам то или иное не дал.

Пример из моей жизни. Когда мне было лет восемь-девять, мне очень нравился автомобиль «Джип». И я просил своего отца купить его. А он мне сказал: «Сын, тебе пока рано, прав у тебя нет и нет возможности их получить. Тебе и физических возможностей не хватает, потому что ты еще не настолько большой, чтобы доставать до педалей. Когда тебе исполнится восемнадцать лет, ты получишь водительские права, и будет тебе машина».

Часто в наших молитвах к Богу мы что-то просим, но мы просто еще не созрели, не готовы к этому. Например, юноша просит Бога: «Господи, позволь мне найти девушку, чтобы в дальнейшем, после многих встреч, построить с ней семью». Но Господь видит, что он еще не готов, он должен созреть для взрослой жизни. Придет время, ты только не охладевай в своей вере, и Господь все тебе даст.

– Значит, нужно и в духовном плане дорасти, созреть до такого состояния или возраста, когда просимое, вероятно, будет исполнено. То есть можно предположить, что просимое впоследствии нам будет дано, но только когда мы до этого дорастем.

– А может быть, мы со временем поймем: то, что мы просили у Бога, нам и не нужно и могло бы нанести нам вред. Допустим, ты просишь у Бога, чтобы Он помог тебе поступить в какой-то университет. В итоге проваливаешь экзамены, не поступаешь, но зато находишь какой-то другой путь, и он оказывается более важным. Хотя в тот момент тебе казалось, что это самое важное в твоей жизни, ты должен сдать экзамены и поступить. Но Господь знает про твои таланты и возможности, как и где ты можешь быть полезен. Он как бы говорит: «Нет, подожди, у тебя совсем другой путь». Со временем ты понимаешь: благодаря пройденным трудностям и своей вере ты являешься тем, кем являешься сейчас.

Это с одной стороны. А с другой стороны, когда мы читаем евангельский отрывок про то, что надо быть как дети, нельзя не сказать о том, что здесь имеется в виду и детская наивность. Когда дети нас о чем-то спрашивают, им достаточно нашего родительского авторитета. Мы им что-то говорим, и они уже нам верят, им не нужны доказательства. Это потом, когда человек взрослеет, он говорит: «А ну-ка, докажи мне, почему Бог есть, я Его никогда не видел». Тут уже нужны какие-то аргументы.

В самом начале родители говорят своему ребенку: «Бог есть. Мы ходим в храм. Смысл жизни в добре, потому что добро приближает нас к Богу. Мы все хотим быть с Богом». И ребенок верит. В этом плане тоже «будьте как дети». Потом мы взрослеем, и нам нужны какие-то доказательства, уточнения, мы хотим докопаться до чего-то. Может быть, с одной стороны, это неплохо. А с другой стороны, есть такие вещи, до которых нельзя докопаться, в них можно только верить. И верить действительно как дети.

– Еще один интересный момент, что дети очень доверяют родителям. Доверяют и в плане ответов, о чем Вы сказали, а также в том, как родители их воспитывают и растят. Например, ребенок не задается вопросом, отравят его сегодня или нет. Потому что он подсознательно понимает, что родитель ему плохого не сделает и никакого вреда не причинит. В этом плане мы тоже должны доверять Богу, Его Промыслу. Если мы считаем Бога своим Отцом, то доверяем Его Промыслу.

– Это в идеале, и это очень сложно сделать. Господь дал тебе свободу выбора, свободу воли. По-хорошему ты должен в итоге понять, что воля Божия в отношении тебя в любом случае будет более выигрышная по сравнению с твоей волей. А это очень сложно сделать. «Как же так? Ведь Господь дал мне право выбора». С другой стороны, у меня есть рекомендации от Бога в виде заповедей Божиих из Библии.

Бывает так: например, я знаю, что есть заповедь Божия «не укради», а мне нравится велосипед моего соседа. Руки чешутся, и появляются всякие мысли о том, как бы его присвоить себе. А Господь говорит: «Нет, это плохо». Но Он же наш любящий Отец, и одновременно Он – любовь в полном смысле этого слова, и при этом Он не навязывает Себя, Он дает нам знания, как жить, чтобы быть счастливыми.

И, конечно, не только заповеди Ветхого Завета, но и все, что Он говорит в Новом Завете, – это и есть для нас заповеди: «Не судите, да не судимы будете. Прощайте того, кто просит у вас прощения. Даже если он семь раз на дню чем-то прегрешает перед вами, но просит прощения, прощайте его».

Кстати, в Евангелии есть очень интересная фраза Господа. Он говорит всем нам: кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня.

Помню, когда я первый раз прочитал эти строки (а мне тогда было лет 12– 13), я положил на эту страницу руку и сказал себе: «Стоп! А как это вообще? Вот мои мама, папа, они рядом со мной, я их люблю. Но Ты, Господи, говоришь, что если я люблю их больше, чем Тебя, то я Тебя недостоин, я недостоин Царства Твоего. А я хочу быть настоящим, преданным христианином и Тебе другом и сыном. Как же это сделать? Ведь я Тебя никогда воочию не видел».

Это тоже интересный вопрос, потому что в заповедях блаженств мы читаем: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Счастливые моменты духовного видения Бога были в жизни многих верующих, переживших опыт принятия Божественной благодати и любви.

Если мы хотим исполнить заповедь о том, чтобы возлюбить Бога больше, чем родителей, нам нужно начать с благодарения Бога за то, что у нас есть мама и папа, есть дети, которых мы любим. Через эту благодарность мы сначала проявляем любовь к Богу, нисколько при этом не умаляя любовь к своим близким.

– Верно ли, что когда человек только приходит в Церковь и становится христианином, он подобен маленькому ребенку, окруженному родительской любовью, которому преподают какие-то первоначальные истины?

– Да, верно, если этот человек искренне готов повернуться к Богу и познать все, что дает ему Господь. Когда мы крестим взрослых людей, мы наблюдаем, что поначалу им непонятно, как стоять в храме, как читать молитвы и креститься, как прикладываться к иконам, приступать к исповеди и Причастию.

Эти люди не знают, почему столько всего происходит во время богослужения – закрываются и открываются царские врата, включается и выключается свет. Но если человек готов все это познавать, он это познает, как ребенок, с детской радостью. И когда он крестится, мы видим это его детское понимание в добром смысле этого слова.

Вот мы дарим ребенку подарок, и он радуется ему, но он не знает, как, к примеру, складывать конструктор, хоть к нему и есть инструкция, и поначалу мы ему помогаем. И когда мы ему немножечко поможем, он уже начинает понимать, как дальше складывать конструктор, это его увлекает, он с радостью это делает и просит купить ему еще что-нибудь подобное.

– Многие свидетельствуют о том, что в период неофитства они ощущали Божественную благодать. Скажите, можем ли мы в нашей сегодняшней беседе об отношениях с Богом как отношениях с родителем предположить, что эта благодать – первая родительская забота о новорожденном в Церкви? Ведь человек, который крестился и вошел в Церковь, родился в новую жизнь.

Но потом люди свидетельствуют, что благодать от них отступила. Говорят, что Господь таким образом как бы отпускает человека в самостоятельный путь. То есть до этого Он вел его за ручку, как родители ведут за ручку маленького ребенка, а теперь ребенок уже подрос, и ему уже нужно идти самому. Но как идти – для многих это остается очень большим, серьезным вопросом.

– У всех все происходит по-разному. У каждого свой путь, но Господь касается всех Своей благодатью в свое время. Наверное, бывает, что Господь много раз открывается человеку, но тот, как упрямый осел, все равно хочет жить так, как считает нужным. Это немножко другая сторона.

Так бывает, когда человек живет своей жизнью, никто ему не рассказывал о Боге; или, может быть, в детстве ему пытались привить веру, познакомить с Богом, но что-то пошло не так – и он отдалился от Бога. Тем не менее Господь всегда ко всем повернут и готов протянуть Свою руку.

Вопрос лишь к нам, к нашему сердцу, готовы ли мы тоже протянуть Ему руку и сказать: «Господи, Ты нужен мне, мне нужна Твоя помощь». И, конечно, как в любых отношениях, мы должны отвечать Богу благодарностью, иначе все это не будет иметь никакого смысла, мы не почувствуем Бога в нашем сердце, в нашей жизни.

Когда мы говорим о том, что христианин должен что-то делать, что у него есть какие-то обязанности, мы понимаем, что жить по заповедям, творить добрые дела, молиться очень сложно, и часто нужно заставлять себя это делать.

Я размышлял об этом, читая житие преподобного Сергия Радонежского. В какой-то момент, когда преподобный Сергий стал уже игуменом монастыря, у него появился опыт богообщения, то к нему стали стекаться люди за советом, благословением, молитва его уже стала непрестанной. Вот он идет за водой и молится, встречает путника – и все равно молится. Где бы он ни был, что бы ни делал, все равно в его сердце, его мыслях была молитва к Богу.

Я задумался, как можно достичь такого состояния, чтобы ты уже понимал, что тебе это необходимо как воздух. Немножко поразмыслив, я понял, что преподобный Сергий Радонежский достиг этого успеха в духовном плане благодаря своему огромному труду.

Достаточно вспомнить, что когда он уже ушел в лес и жил в своей келейке, его истязали, искушали, соблазняли бесы, они внушали ему, что ему нужно вернуться в мир, но он не оставлял своего пути. И тогда он поднялся на еще одну духовную ступеньку – научился радостной молитве, она совсем не была ему в тягость.

Возможно, для многих из нас молитва тяжела, но мы понимаем, что это нужно нам, а не Богу, и хоть нам очень трудно, мы все равно будем молиться. Нам трудно прощать, но мы будем это делать. Нам трудно не раздражаться на своих детей, когда они капризничают, но мы не хотим доводить себя до такого состояния, чтобы отругать их, накричать на них, а потом будем жалеть о том, что были по отношению к ним грубыми и жестокими. У кого есть дети, те, наверное, понимают, о чем идет речь.

Мы умиляемся, когда дети нас слушаются, когда они добрые и хорошие. Но имеем ли мы к ним столько же терпения и любви, когда они, например, устав от долгой дороги, начинают в машине капризничать, плакать? Мы просим их, чтобы они замолчали, успокоились, но у них нет на это ресурсов, нет сил, ведь они только учатся жить, а мы к ним такие же строгие, как и ко взрослым.

Когда человек только приходит к Богу и получает Божию благодать, для него такая услада – ощущать Его в своем сердце! Господь показывает ему, какой должна быть его радость, его счастье, и теперь он должен стараться своим трудом, своими мыслями, делами, поступками идти к этому. Он уже понимает, что по-настоящему счастливым он может быть только рядом с Богом.

Но опять-таки кому-то Господь этого не показывает, потому что у него не было стадии неофитства. Родители воспитывали его с самого младенчества в православной вере, и этот человек постепенно, неуклонно идет навстречу Богу. Поэтому у всех все происходит по-разному, но Господь всем нам дает возможность прийти к Нему и быть счастливыми,  здесь все уже зависит от нашего выбора, от нашей воли.

– В нашей жизни в Церкви мы проходим определенный период взросления. Вот мы пришли в Церковь, кто-то в детском возрасте, кто-то во взрослом, мы открываем для себя Бога, развиваемся и начинаем расти.

Но Господь говорит нам: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Получается, Он как бы призывает нас оставаться детьми, и процесс нашего взросления в Церкви, по всей видимости, не должен уподобляться процессу взросления в обычной жизни. То есть мы не должны стареть в нашей христианской жизни, да и, в общем-то, и взрослеть так, по-серьезному, тоже не должны, мы должны оставаться детьми.

Говоря об этом, Господь указывает апостолам, взрослым людям, на маленького ребенка. По преданию, это был Игнатий Богоносец, который запомнил этот случай на всю жизнь и всю жизнь нес Бога в своем сердце. И что из этого должны были понять апостолы? Они же тоже в тот момент по-христиански были детьми, они только постигали учение, которое преподавал им Христос, они только-только впервые причастились на Тайной Вечере.

– Я понимаю это так, что нам нужно доверять Богу, как дети доверяют своим родителям, о чем мы говорили в самом начале. Вы упомянули про апостолов, что они, по сути, тоже были как дети, у них только начиналось христианское становление. Но в Евангелии мы читаем, что апостолы, ученики Христовы три года шли за своим Учителем.

Они видели Его чудеса, знамения, слышали Его проповедь и Его слова о том, что Ему надлежит пострадать и быть распятым, что в третий день Он воскреснет, но они до конца мерились, кто из них выше, кто сядет от Него по правую, а кто по левую руку. То есть Господь на тот момент говорил им очень важные вещи; как Человек Он переживал и, наверное, хотел какой-то поддержки от Своих учеников, а они, как дети, не были к этому готовы.

– Сейчас мы говорим уже в негативном ключе, что они вели себя как дети.

– Да. Вот родители говорят ребенку: «Уберись в комнате», – а он не слушается их. Или папа уставший, и мама говорит детям: «Ребята, ведите себя потише, пусть папа отдохнет, потому что у него ночью вторая смена, и ему обязательно нужно  поспать». А дети все равно бегают, резвятся, плачут, капризничают.

И, конечно, у мамы как минимум какое-то сожаление, грусть, она ведь просила детей проявить к папе любовь, чтобы он спокойно отдохнул… И Господь просил Своих учеников во время Его молитвы помолиться с Ним, а они не смогли, они тоже вели себя как дети, но Христос всех их любил. Ученики не всегда доверяли Господу. Достаточно вспомнить: когда они переправлялись на корабле с одного берега на другой, Христос уснул, и поднялась буря, и они испугались, хотя знали, что их Учитель наделен огромной силой. Ученики всегда изумлялись, когда происходило какое-то знамение, хотя этих знамений было великое множество.

– Отец Борис, в заключение прошу Вас подвести итоги нашей программы. А говорили мы, в принципе, на одну тему – «Будьте как дети». И пожелайте чего-нибудь нашим телезрителям.

– Дорогие братья и сестры! Эта тема требует более глубокого обсуждения, осмысления. С одной стороны, мы должны быть как дети,  должны быть быстрыми в доверии к Богу. Нам не нужно терять время на какие-то доказательства, потому что самое лучшее доказательство – доверять Писанию, тому, что Господь оставил нам, и на своем личном опыте убеждаться в его правильности.

Мы можем провести над собой такой эксперимент: зная, чего хочет от нас Господь, какое-то время особенно сильно к этому стремиться и понаблюдать, что же с нами произойдет. А Господь хочет, чтобы мы достигли в нашей жизни только хорошего, чтобы мы были счастливы.

Он говорит нам это как любящий Отец, а мы, как дети малые, которые доверяют своим родителям и просят у них помощи, должны просить у Господа: «Я хочу быть Твоим сыном, но помоги мне, чтобы моя гордость, мое тщеславие и саможаление не помешали мне в достижении любви, счастья и ощущения того, что Ты рядом со мной».

Ведущий Александр Черепенин

Записали Максим Заливакин и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать