Беседы с батюшкой. Борьба света и тьмы. Протоиерей Вадим Буренин. 12 октября 2023

12 октября 2023 г.

В студии протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (г. Санкт-Петербург).

– Тема сегодняшней передачи: «Борьба света и тьмы». У Вас всегда есть возможность общаться с молодежью. По светскому образованию Вы юрист, преподаете историю государства Российского. Благо, что Вы имеете эту возможность. Наверняка Вам задают не только вопросы, связанные с Церковью или ее ролью, но в том числе и простые человеческие.

Когда мы размышляем на тему борьбы света и тьмы, то представляем себе, что это происходит где-то, с кем-то, что в этой борьбе участвуют некий счет и некая тьма, а мы находимся либо далеко в стороне от этой битвы, либо думаем, что никоим образом ничего не можем сделать, никак не можем поучаствовать в ней. В связи с этим вопрос: насколько серьезно, на Ваш взгляд, сейчас стоит этот вопрос, в том числе у современной молодежи?

– Можем мы что-то сделать на сегодняшний день или нет? Можем ли как-то этому противостоять? Прежде всего у нас есть телеканал «Союз», который несет важную миссию и выполняет очень важную роль в нашем обществе и за его пределами. Поэтому, братья и сестры, помогайте телеканалу, насколько возможно: жертвуйте, делайте репосты, распространяйте информацию. Тем самым вы будете помогать очень многим людям знакомиться с православным вероучением. Это в ваших силах. Этот телеканал действительно проявление света Божия. Мы несем именно свет христианского вероучения. Если не будет средств, то наступит небытие телеканала. Кому от этого будет лучше? Силам тьмы. Они будут радоваться и всячески способствовать тому, чтобы и в будущем такого телеканала не было. Но поскольку у нас на сегодняшней день есть этот и другие православные телеканалы, то мы должны делать все возможное, чтобы они существовали и дальше.

Теперь о молодежи. Конечно, мы постоянно имеем возможность общаться с молодыми людьми, которые являются и православными христианами, и представителями ислама и других вероисповеданий. Они действительно задают вопросы религиозного плана, которые их беспокоят.

Если говорить про православных христиан, то их беспокоит весь спектр проблематики, которая на сегодняшний день есть в нашей Русской Православной Церкви и за ее пределами. Средства массовой информации сейчас очень много говорят о том, что происходит на территории Украины, в наших взаимоотношениях со вселенским патриархом. Эти вопросы не в стороне.

Средства массовой информации способствуют тому, чтобы у людей появлялись вопросы. И на эти вопросы нужны совершенно точные объективные ответы. Сегодняшняя молодежь имеет то, чего в свое время не имели мы: возможность получить практически любую информацию. Но она нуждается в том, чтобы эта информация была упорядочена. Нужен определенный фильтр. Информации очень много. Она подается всеми по-разному, и в связи с этим очень важно, чтобы у человека были критерии, которые помогут ему иметь правильный с нашей православной точки зрения образ мыслей.

– Некий внутренний цензор.

– Безусловно. И не только внутренний. Человек должен руководствоваться и мнением Русской Православной Церкви. Недаром, когда мы берем книгу, на первой странице видим, что она рекомендована или одобрена Церковью для прочтения. В противном случае никто не может ручаться за то, что тот текст, который человек читает, ему не навредит.

Очень важно, что такое свет для человека, который как губка впитывает в себя все, что ему предлагают. Здесь есть большая ответственность со стороны старшего поколения. Насколько старшее поколение сможет помочь молодым людям разобраться в этом многообразии. Я считаю, что на сегодняшний день Русская Православная Церковь делает все возможное в тех условиях, в которых она находится, в том серьезном противостоянии, которое идет в том числе и в средствах массовой информации. Зачастую мы видим, как действия определенных СМИ бывают достаточно претенциозными в отношении Русской Православной Церкви. И тем не менее мы всегда стремились последовательно разъяснять нашу позицию. Более того, пытались донести ее так, чтобы она была понятна любому человеку. Так и апостол Павел стремился помочь людям: каков был уровень человека, на том уровне он с ним и разговаривал. На сегодняшний день мы стремимся максимально доходчиво разъяснять все актуальные позиции.

– Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «Преподобный Серафим говорил такие слова: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего». Если христианин стяжает Дух Святой, то какая может быть тьма?»

– Когда мы говорим о стяжании благодати Святого Духа, то говорим о том, что хотим именно пребывать в Боге и для этого делаем все необходимое. То есть совершаем дела Христа ради, как говорил Серафим Саровский. Именно за эти дела человек получает благодать, то есть Божественную силу и энергию. Но за те дела, которые совершаются не ради Христа, мы никакой благодати не получим. И таких примеров масса.

Зимой вам встречается человек в плохом состоянии, которому нужно еще немножечко опохмелиться. Мороз 20°, и если вы сейчас ему поможете опохмелиться, то он просто скончается где-то на улице. Таких ситуаций очень много.

Прежде всего мы должны думать головой. Хотим мы это дело совершить просто потому, что христиане и нам надо поставить галочку в голове, что сделали доброе дело, или же мы будем делать это дело, понимая, что оно принесет пользу как нашей бессмертной душе, так и душам других...  Потому что часто то, что совершается, бывает несвоевременно. И люди так и говорят: «Будет возможность, поможем». И потом, бывает, действительно приходят и говорят, что хотят помочь, но поезд-то уже ушел, помощь опоздала. Бывает, что и она не помешает, конечно. Тем не менее очень важно, чтобы все было своевременно.

Каждый раз, когда мы говорим о том, что есть тьма, мы говорим и о том, что тьма не в состоянии ничего скрыть. Она ничего не скрывает. Нет ничего тайного, что не будет открыто. Тем более если мы верим в Бога. Перед лицом Божиим все наши дела открыты.

И если кто-то в какой-то момент думает, что здесь никто не увидит и ничего не узнает, Бог все видит и знает. И рано или поздно об этом могут узнать и люди. Иногда обстоятельства складываются так, что человек сделал что-то тайное и думал, что об этом никто ничего не узнает, но люди узнают. Это может быть и добро, которое кто-то сделал таинственным образом, например, помог бедным людям. Вы можете помочь телеканалу, перевести те или иные средства, это будет ваше доброе дело. А кто-то в это время может сделать что-то плохое для телеканала: написать какую-нибудь клевету и тем самым навредить; и при этом думать, что он останется неизвестным.

Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. От Спасителя мы постоянно слышим о свете и тьме. Мы часто говорим о том, что надо пустить Христа в свою душу. Но как это сделать? Может, мы не очень-то и способны на это?

– Мы все способны на это. Если мы хотим быть чадами Божиими, то должны приложить определенные усилия. Если ты чадо Божие, значит, являешься частью мистического Тела Христова, Главой которого является Христос. А это возможно только тогда, когда человек находится в лоне Церкви. И очень важно, чтобы он имел духовное руководство.

Когда есть руководство, человек совершает именно те дела, которые нужно совершать во славу Божию. Когда мы читаем жития святых угодников Божиих, то знаем, что все они исповедовались, открывали свои помыслы, нуждались в духовном руководстве и получали его. Таким образом они духовно совершенствовались на земле. Любой человек в лоне Церкви имеет такую возможность. Но не каждый ею пользуется.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В наше время все так перемешано, что больше серого цвета. Трудно определить, кто настоящий представитель света, а кто искусственно изображает это. Денница, между прочим, тоже был ангелом света, и чем все это кончилось?»

– Хотелось бы еще услышать, стали ли Вы больше молиться в связи с теми событиями, которые сейчас происходят на Белгородчине.

Когда нас постигают те или иные испытания, мы становимся более сконцентрированными, в большей степени начинаем обращать внимание на свою собственную жизнь, что с нами происходит. И традиционно, когда в нашей стране нам приходилось преодолевать те или иные испытания, мы больше молились, уделяли больше внимания своей духовной жизни.

Сейчас у нас тоже очень ответственный момент, когда мы должны обращать внимание на то, какие помыслы овладевают нами, что внутри нас является важным и первостепенным. И от этого будет зависеть и то, что происходит вокруг нас. Если в нас будет благодать Божия, свет Христов, то, конечно, люди вокруг нас будут ощущать наше благостное расположение к ним, наше желание общаться позитивно, духовно.

Нередко мы видим, что между людьми складываются напряженные, а зачастую и злобные отношения. И когда это происходит в семьях – они распадаются, когда это происходит между родителями и детьми – нарушается преемственность, связь поколений, когда это происходит на рабочем месте, на службе – это тоже вредит, нарушаются  взаимоотношения между людьми.

– В храме Воскресения Христова в Иерусалиме очень много людей. Я был поражен. Целое поколение мусульман следит за порядком. Внутри, конечно, практически все христиане, но очень много людей, которые приходят туда просто полюбопытствовать. Но вместе с этим там есть мирный дух. Люди относятся к святыне с таким пиететом, когда внутри не может быть никаких распрей.

Когда мы говорим про себя, что мы христиане, мы наделяем себя теми качествами, которые не могут привести нас к вражде. Мы не хотим нарушать заповеди Божии, но нарушаем, не хотим быть злыми, но вдруг становимся такими. Почему так происходит? Почему в этой борьбе света и тьмы больше серого, как сказал наш телезритель Евгений? Почему даже во время самых тяжелых испытаний мы не совсем способны резко обозначить, где тьма, а где свет?

– Вспоминается апостол Павел, когда он говорил про иррациональный закон. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Зачастую нам сложно себя контролировать, потому что здесь очень важна работа над собой. Когда человек привык постоянно внимательно относиться к тому, что происходит внутри его, иметь внутренний ценз, фильтр, когда он среди потока тех или иных мыслей, желаний, каких-то сиюминутных проявлений может выбрать только то, что является добрым и светлым, и не допускать выходить из себя какому-либо злу, то этот человек действительно духовный.

Об этом говорят и святые угодники. Если человек славословит Бога, то он не должен ни в коем случае произносить какие-то другие слова, которые идут от тьмы, зла, от состояния, которое не является благодатным. Состояние гордости, гнева, раздражения, осуждения, укора, возбуждения, когда у человека уже проступает пена на губах, очень тяжелое. Православные христиане должны стремиться к тому, чтобы у них не было проявлений подобного рода. Слава Богу, в Церкви у нас очень много таких людей и среди священноначалия, и духовенства, и простых мирян. Много действительно духовных людей, которые в любой ситуации имеют полное самообладание и остаются самими собой.

И, зачастую наблюдая за ними, я переполняюсь благодарностью Богу, что Он дает возможность лицезреть это духовное совершенство людей. Если мы в состоянии приглядеться к тем или иным людям, то можем вынести для себя очень много пользы. То, как тот или иной человек проявляет себя в той или иной ситуации, дает нам возможность и самим становиться более духовными. Мы всегда можем учиться на положительных примерах. И, наоборот, когда мы видим вокруг себя ту или иную распущенность, она тоже воздействует на нас. И мы должны прикладывать усилия для того, чтобы обуздать это проявление темных сил, остановить, насколько возможно, людей, которые неправильно себя ведут.

– Может быть, любить врагов как раз и есть забота, молитва и помощь даже в том случае, если эти гонения происходят по отношению к тебе? Бывают такие враги, которые хотят твоей смерти. Как их любить?

– Нередко мы знаем о том, что враги хотят нашей смерти. Но мы, движимые Духом Святым, желаем, чтобы эти люди сотворили достойный плод покаяния, преобразились, чтобы не погибли в своей злобе и в дальнейшем стали Божьими людьми. Сколько было таких примеров в истории человечества, когда тот или иной человек, имевший совершенно другие взгляды, видя праведную жизнь, преображался…

– Вопрос от телезрительницы Надежды из города Ноябрьска: «Все Евангелие несет в себе идею любви и прощения ближнего. А главная молитва «Отче наш» также говорит о том, что мы должны оставлять долги наши должникам нашим. Но в обыденной жизни возникают ситуации, когда человек оказывается перед выбором, перед своей совестью, перед Богом. Возможно ли прощение в любом случае? Ведь есть грани, есть моральные, правовые, нравственные, духовные принципы и правила, через которые нельзя переступать и просто так прощать человека. В одной из своих проповедей Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что прощение без справедливости есть капитуляция и слабость. Прощение должно стоять на стороне света, на стороне Божьей правды. Так как же исполнить в таком случае евангельскую заповедь о всеобщем прощении?

– Как люди мы всегда можем простить даже то, что простить невозможно. Я сейчас вспомнил святую преподобномученицу великую княгиню Елисавету, память которой Церковь совершала сегодня. Она собирала на мостовой останки своего мужа. Человеку с нормальной психикой трудно себе представить, как можно собирать на улице останки любимого человека.

– И потом простить убийц.

– И спустя некоторое время она приходит в тюрьму, встречается с убийцей и прощает его. У нас всегда есть возможность остаться христианами, даже в той ситуации, когда это, казалось бы, немыслимо и невозможно. Мы всегда можем остаться христианами, причем не чисто формально, а на самом деле, потому что это наше внутреннее состояние, наше убеждение.

Но при этом мы знаем, что в любом государстве есть нормы права и законы, которые необходимо использовать в той или иной ситуации. И это совершенно справедливо, когда человек прощает кому-то совершенное зло, но тем не менее по закону перед лицом всего общества происходит определенное справедливое воздаяние на земле. Потому что задача государства ограничивать возможность проявления зла. Если оно не будет этого делать, то зло уничтожит само государство.  В любом государстве есть определенные нормы права, которыми руководствуются.

В нашей повседневной жизни периодически бывают ситуации, когда кто-то может сказать нам что-то обидное, вывести нас из себя, сильно раздражить, и мы потом не находим себе места. И даже в этой ситуации мы можем оставаться христианами. Мы всегда можем обратиться к Господу: «Помоги, у меня уже нет сил, я изнемогаю. Помоги мне в этой беде, в этом испытании сохранить твердую веру в то, что Ты меня не оставляешь». Для каждого человека очень важно помнить, что жертва Агнца на все времена. Иоанн Богослов говорил, что каждый должен исповедовать Христа, пришедшего во плоти, распятого и воскресшего. Если мы – Божии люди, мы всегда должны помнить, что Христос совершил то, что было необходимо совершить для нас: Он избавил нас от греха, проклятия, смерти.

Иоанн Златоуст восклицает: смерть! где твое жало? Его больше нет. Если человек здесь, на земле, живет с Богом, Господь с любовью его примет и сподобит вечной жизни рядом с Собой. Он уже здесь, на земле, принимал его с любовью, а тем более примет в Своем Царстве Небесном.

Но нам очень важно помнить, что мы должны соответствовать требованиям, которые Христос предъявляет к нам. Мы знаем, что только Господь наш Иисус Христос не имеет греха, у нас же у всех есть те или иные грехи, прегрешения, но мы всегда должны чувствовать, что Господь нас любит и поможет нам стать лучше, поможет нам преобразиться.

У нас не должно быть такого состояния уныния, в котором люди говорят: «Не пойду в церковь, потому что я что-то не то съел». Нужно обязательно идти в церковь и молиться. Или некоторые говорят: «Я совершил плохой поступок. Как, с чем мне теперь идти в церковь? Мне стыдно, неудобно». В церковь нужно идти, нужно обязательно переступить через это свое внутреннее «не хочу», нужно наступить на горло своей гордости, потому что ей грош цена, она совершенно ничего не стоит.

Святые говорят: «Упал, согрешил – вставай и иди дальше». Нужно дальше идти по жизни без страха, потому что этот страх человека парализует. Нам нужно помнить о том, что с Богом мы сможем преодолеть всякое свое грехопадение. И тому есть масса примеров в Священном Писании.

В Ветхом Завете мы читаем о царе Давиде, в Новом Завете – об апостоле Петре, который трижды отрекся от Христа. И каждый раз мы видим, что человек не отворачивается от Бога. Он плачет, сокрушается, делает все для того, чтобы вся его дальнейшая жизнь прошла в покаянии, чтобы Господь простил его, не лишил общения с Собой. Наша Церковь верует в то, что Господь никого из этих людей не оставил, что все они пребывают с Богом. Более того, мы молимся им и просим, чтобы они нам помогали.

– Вы привели слова из Пасхального послания Иоанна Златоуста: смерть! где твое жало? – а дальше следует продолжение: ад! где твоя победа? Очевидно, что жизнь со Христом – это свет, но бывает так, что люди отказываются от христианской веры, от веры в Бога, и они оказываются в месте, где плач и скрежет зубов. Скажите, существует ли все-таки эта страна, в которой могут оказаться люди, живущие в хулении Бога, а не в поклонении Ему?

– Человек может быть формально верующим, говорить, что он верующий, и совершать совершенно небогоугодные дела. Вспомним, например, Первый Вселенский Собор 325 года, Ария и всю историю, с ним связанную. Предание нам говорит, что Арий был и молитвенником, и постником, но жизнь его была совершенно иной, чем, к примеру, жизнь святителя Спиридона Тримифунтского.

То есть очень важно, чтобы человек находился в состоянии мира и покоя, а этот мир дает именно Христос. И если человек пребывает в этом мире, то он творит дела Божии. Люди видят добрые дела Спиридона Тримифунтского и понимают: «Это праведник, это угодник Божий». Это же можно сказать и о Николае Чудотворце, и в этом нет никаких сомнений.

Мы знаем и наших современных святых, например святителя Луку (Войно-Ясенецкого), о котором тоже все знали, что это праведник, что он ведет праведный образ жизни и на него можно и нужно ориентироваться. Недаром, когда святитель Лука перешел в мир иной, несмотря на строгие запреты советской власти, попрощаться с ним пришли многие и многие люди, потому что они знали, что это действительно Божий человек, праведник.

Для нас, современных людей, очень важно, чтобы мы чувствовали в себе мир и покой. Если же в нашей душе этого нет, если внутри нас полный раздрай, значит, происходит что-то не то, и мы должны обратиться к Церкви. Нам нужно прийти в храм и сотворить плод, достойный покаяния, чтобы мир и покой снова были в нашей душе. И тогда мы почувствуем, что мы действительно с Богом.

Но покаяние – это еще не все. Человек должен еще причаститься Святых Христовых Таин с верой, что он принимает в себя Господа и что дальше уже Господь будет действовать в нем. То есть человек должен предать себя в волю Божию. На сегодняшний день это очень важно для нас. Если мы хотим быть на стороне Христа, на стороне света и добра, мы должны полностью предать себя воле Божией.

А как это сделать в повседневной жизни? Мы читаем жития святых угодников Божиих и видим, что и тысячу лет назад, и пятьдесят лет назад они оставались верными Матери Церкви в своей повседневной жизни. И нам сегодня тоже нужно оставаться верными Церкви. Мы не должны бояться, смущаться быть православными христианами.

Каждый миг своей жизни, где бы мы ни были и что бы с нами ни происходило, мы должны быть со Христом. Мы нигде не должны стесняться перекреститься, призвать имя Божие и сказать: «Господи, помоги мне, вразуми и просвети меня». И Господь всегда придет на помощь человеку, который искренне просит у Него помощи. Господь знает, что далее этот человек будет жить по заповедям Божиим, в духе любви к Богу и Творцу и в любви к ближним своим.

– Отец Вадим, благословите наших телезрителей.

– Божие на нас благословение, братья и сестры! Храни вас Господь!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать