Сегодня у нас в гостях протоиерей Игорь Илюшин, клирик храма во имя Димитрия Солунского в Коломягах.
– Сегодня будем говорить о душевных болезнях. Это не связано с какими-то диагнозами, которые ставят в психиатрических клиниках. Хотя, может быть, и можно дойти и до этого через те внешние проблемы, на которые мы не обращаем внимания. Есть такие выражения: «душа не на месте», «душа ушла в пятки». Когда мы говорим о том, что болит душа. И возникают те проблемы, которые мы пытаемся, может быть, решить самостоятельно либо понимаем, что это душевное состояние может вылечиться молитвой, посещением храма, покаянием, а может быть, оно и не проходит в этом случае. И тревога, такая болезнь души продолжается и продолжается. В 70-х годах прошлого века была одна книга. Там были опубликованы стихи молодых поэтов, не профессиональных, подростков. И там я прочел одно стихотворение, в котором мне запомнилось это: «Вывихнул сустав души». Мы знаем, что такое вывих и как он болит, то есть человек так, видать, пережил это: вывихнул сустав души. Понятно, что эта проблема возникает в жизни часто, а может быть, у кого-то не возникает вообще. Что в этом случае можно сделать?
– Действительно, душа – некое внутреннее наполнение, так скажем, нашего тела. Внутреннее «я». Это то, что человеку дано Богом и является прообразом Бога. Это разум, наш ум, воля, чувство. И понятно, что Создатель сотворил нас по Своему образу и подобию, уже дав нам заповеди как некую инструкцию к жизни. Если мы эту инструкцию нарушаем, что-то делаем не так, то какой-то крен происходит, мы движемся не в том направлении. Соответственно, душа начинает болеть, как тело начинает болеть, если опять же инструкции по сохранению жизни и здоровья не соблюдать. Точно так же начинает болеть и душа.
И понятно, что душа – это еще не самая высшая составляющая. Самое высшее – это дух. Это высшая устремленность к Богу, желание жить по заповедям Божьим. Но бывает, что и душевный человек, можно сказать, сильно не нарушает Богом данные законы совести... Соответственно, он не чувствует, может быть, этой болезни, он живет вроде бы с виду нормальной жизнью, его ничего не беспокоит. Но если смотреть в перспективе всей жизни, душа все равно стремится к Богу, ей этот выход на состояние духовности необходим. И рано или поздно эта вот болезнь проявляется в душе каждого человека. Она как раз выражается в том, что, например, светский человек выстраивает ориентиры, может быть, даже и положительные ориентиры: приобрести какую-то профессию, стать богатым, знаменитым. И вот идет он к этой своей цели. А этого наполнения душа не чувствует.
– А каждому человеку это наполнение необходимо? Вот человек ставит перед собой достижение каких-то прямых материальных благ и видит, что все у него в порядке, все хорошо; мол, живу правильно, все нормально, меня Бог любит, если я здоров, богат; и все люди рядом со мной тоже богаты…
Вопрос телезрителя: «Христос, когда умирал на кресте, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. О душе Он ничего не говорил. И Он же не только Бог, но и Человек. Куда отправилась Его душа? Какой-то абсурд получается. Надо решить вопрос с душой. Что это такое?»
Хороший вопрос. Кстати, давайте на эту тему тоже поговорим.
– На самом деле Господь Иисус Христос полностью воспринял человеческую природу, и в Нем, как в любом человеке, пребывали и душа, и дух. Единственное, как мы знаем уже из Писания и Предания Церкви, дух является главенствующим над душою и телом. И эта устремленность к Богу есть тогда, когда наши душевные состояния, страстные, греховные, покорены духу. Дух выше. Он полностью господствует и над душой, и над телом. Христос как единственный безгрешный Человек, Бог и Человек, этого высочайшего состояния достиг и показал нам, что это возможно. Некоторые думают, что невозможно: мы телесные, плотские, грешные.
Господь показал, что грех можно победить, можно победить этой устремленностью к Богу. Господь потом и сказал: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Это возможно. Он воскрес и вознесся на небеса, вознес наше человеческое естество туда, к Богу. В Церкви Христовой мы как раз имеем возможность через таинство Причастия воссоединяться с Самим Господом и получать и исцеление, и утешение, и наполнение духовное. И наш дух начинает в этот момент господствовать уже над нашими душевными свойствами, которые могут быть и болезненными, но если они покорены духу, мы исцеляемся от болезни греха.
– Вернемся к предыдущему вопросу… Каждый ли человек может ощущать вот эту устремленность? Опять-таки если человек хочет материального, он получает материальное. Успех в том числе, денежный и прочий. И все родственники богатые и замечательные. И все хорошо... Тут можно вспомнить Лазаря, историю про персты и так далее… Вопрос к каждому человеку: будет ли у него болеть душа потому, что он живет без Бога?
– Мне кажется, что каждый. Господь хочет, чтобы каждый спасся. Мы об этом многократно слышим в Евангелии, что Господь пришел для того, чтобы спасти всех людей. И, конечно же, у каждого есть такая потребность. Мы это видим на примерах жизни многих людей. Например, можно вспомнить ветхозаветного царя Навуходоносора, который был правителем Вавилона. И он поначалу Бога чтил, даже как-то молился и понимал, что все, что он делает, он делает с помощью Божьей. Но потом наступил такой момент, что он начал гордиться, думать, что все-таки сам все делает («мое владычество величественное, я мудр»), и он начал превозносить себя. То есть закон почитания Бога нарушил в своей жизни, и произошла душевная болезнь, когда он поверил в то, что сам могуществен, самый великий царь царей. И Господь, желая его спасения, можно сказать, попустил ему болезнь. Но можно сказать, что спровоцировал болезнь сам Навуходоносор. И он впал в какое-то жуткое беспамятство... Хотя в этом состоянии стал славить Бога, и Господь вернул его к царству. И он уже славил Бога.
– Хороший пример.
Вопрос телезрительницы: «Если душа смущается и не понимает, что происходит (то ли болезнь какая-то у души, то ли искушение), нужно ли анализировать, что что-то сделал не так? Бывает, слишком на себя надеешься, думаешь: вот сейчас разберусь, что сделал не так, и получается только хуже. Либо просто попытаются внушить, что ты что-то сделал, мол, обязательно подумай. В общем, как избежать этой путаницы, найти баланс, чтобы и самому понять, что случилось, не запутаться в этом?»
– Можно сказать, что Сам Господь отвечает на этот вопрос. Он так и говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. То есть: наполню смыслом вашу жизнь и принесу в вашу жизнь тишину, спокойствие, радость, ибо кроток и смирен сердцем.
Дальше, можно сказать, как бы маленькие ориентиры даются, каким образом достигается этот покой: обретением кротости в сердце и смирением. Смирение – это мирное сердце и мирное принятие любой ситуации, которая в жизни человека случается. Бывает, мы, может быть, по амбициям, тщеславию пытаемся нарисовать какие-то ориентиры жизненные, которые должны в нашей жизни осуществиться. Если этого не происходит, мы расстраиваемся. Либо кто-то с нами не так общается, как мы хотим. Либо хотим достичь каких-то высот в карьере, еще чего-то… И если мы будем подходить к этому без определенного смирения, доверия Богу?.. Может ведь случиться не так, как я задумал, как мне это кажется на данный момент. В этом смысле мы должны доверять Богу. То есть иметь смирение, мирное сердце, кротость.
И в этом нам помогают таинства Церкви, надо лишний раз прийти на исповедь, исповедоваться, причаститься, получить благословение у священника. Может быть, даже посоветоваться со священником. Если мы идем напролом к своей цели, в этом проявляется наша гордыня. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
– Ни для кого не секрет, что часто душевную тревогу, душевную болезнь мы лечим алкоголем, не говорю уже про наркотики. Бытовое пьянство, которое мы просто не считаем алкоголизмом, некое постоянство в этом греховном деле – это же тоже попытка залечить эту самую душевную боль. Вы человек, который занимается этой проблемой уже много лет, есть большой опыт общения с людьми, которые так или иначе пострадали от этой страсти. Можете ли Вы сказать о том, что это как раз как замена Бога?
– Да, это суррогат, самая настоящая ловушка от дьявола для человека, легкий путь к преодолению проблемы, что на самом деле еще больше эту проблему усугубляет. И однозначно с христианской точки зрения это решается только трезвостью, трезвым образом жизни. Нельзя обращаться к этому злому источнику, разрушительному. Он действительно разрушает тело человеческое, это приводит к жуткой болезни, к жуткой деградации. Душа, тело и дух принадлежат Богу, они нам даны для того, чтобы мы славили Бога, чтобы Господь в нас пребывал, в нас жил. И в этом смысле мы являемся храмами Духа Святого, сосудами, где должна благодать Божия присутствовать. Если мы себя наполняем совершенно злыми вещами, греховными, питаемся от злого источника, мы удаляемся от Бога и находимся в злом состоянии. Мы уже здесь в аду находимся. И если мы говорим уже о загробной перспективе, мы точно так же себя просто навеки удаляем от благодати.
– «Что спиши, душа моя?»
– Да, деятельно не работаешь над собой, деятельно не борешься со страстями, со страстными проявлениями. Соответственно, ты находишься в болезни. Тем не менее мы же все равно веруем потом во всеобщее воскресение, но эта болезнь так и останется. Поэтому очень важно, чтобы мы выстроили эту перспективу к Богу, чтобы этот истинный ориентир поставили. И бывает, что ложный ориентир человек выстраивает, чтобы было, можно сказать, полегче. Он всегда ищет путь полегче, чтобы не прямо к Богу, а хотя бы это было какое-то отражение Бога. И проще человеку найти какого-то кумира, гуру и оттуда уже черпать какие-то, может быть, даже положительные моменты, которые человеку предлагаются. Но тем не менее это не является истинным светом. Христос нам как раз показал истинный свет, дал Церковь, через нее, через таинства церковные мы можем как раз исцелить наши души и прийти к истинному источнику, Богу нашему.
– Вопрос телезрительницы: «Я живу одна, у меня нет детей. Так случилось, что умерли. Мне уже за 80. И я беспокоюсь о своей жизни, о немощной старости. Я стараюсь своим родственникам (у меня племянников много) помочь. Иногда просят, а больше я сама их одариваю деньгами. Но в ответ от них никакой, как говорится, благости я не получаю. И я за это переживаю. Как мне правильно поступать? Стоит им помогать или нет?»
– К сожалению, наш мир несовершенный. Бывает так, что, делая какие-то добрые дела и ища обратной связи, мы этой обратной связи можем здесь и не получать. И понятно, что мы можем по-христиански к этому относиться, но все равно начинаем печалиться, что нет должной обратной связи. Хотя продолжаем делать доброе дело. Но это уже наш путь, который должен быть сопряжен с тем, чтобы мы научились по-настоящему, по-христиански любить наших ближних. Понятно, если уж совсем какое-то неправильное и грубое, пренебрежительное отношение, надо от таких людей отходить. А если мы просто не видим должной заботы?.. Сейчас многозаботливое время, когда заняты все. От самых маленьких детей до самых старших людей преклонного возраста. Все чем-то заняты. И эта многозаботливость не дает возможности действительно проявить какую-то любовь, позвонить человеку лишний раз. Это не значит, что они как-то пренебрегают Вами. Просто они, скорее всего, решают какие-то важные вопросы в своей жизни. И, конечно, надо на них смотреть добрыми глазами.
Вот пример был у Антония Великого, который молился Богу и спрашивал, есть ли еще великие праведники на земле. Не превозносясь, он спрашивал, объективно, и Господь ему показал, что есть. Сапожник в Александрии, который живет прямо в центре города, никого не осуждал, даже видя каких-нибудь людей, которые очевидно шли на злое дело, он ассоциировал их с добрыми людьми, которые идут в храм Божий помолиться. Вот такое доброе устроение души Господом принимается как добродетель великая, как доброе, милостивое сердце. Понятно, что мы немощны, можем обижаться. Один старец говорил, как справляться с обидой. Тебя обидел кто-то, возьми картофелину, положи в сумочку и носи с собой. Обиделся на другого человека – еще одну картошечку туда положи. Этот человек послушался старца и носил сумочку с картошечкой с собой. А потом из этой сумочки стало пахнуть, потому что начался процесс гниения картошки. Он пришел к старцу и сказал: «Я уже не могу носить эту сумку с собой». И старец ему ответил: «Так и не носи, избавься от нее».
Внутри у нас происходит то же самое. Когда держишь обиду на какого-то человека, можно сказать, что твоя страстная составляющая души как бы начинает подгнивать и болеть. Это и есть болезнь, только мы не чувствуем запаха гниения, мы чувствуем дискомфорт, боль. А что нам болит? Говорят: «Болит комок страстей, страсти наши болят». Иоанн Златоуст сказал, что лечить эту боль нужно еще большей, более значимой даже в мировом пространстве болью.
– И сейчас таких болей много.
– Да. Но прежде всего мы должны думать о страданиях Христа, о том, что Господь пострадал за всех нас. Размышления о страданиях Господа Иисуса Христа исцеляют наши болезни, и мы постепенно избавляемся от этой сумочки.
– Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Я слышала, что в последние времена будет много душевнобольных. Скажите, будет ли это зависеть от того, какой была жизнь человека – тяжелой или спокойной? Или же это будет зависеть от каких-то других причин?»
– Действительно, в наш век информационной, интеллектуальной перегруженности некоторые люди просто не выдерживают. Возникают болезни, которые уже должны лечиться медикаментозно, но это несколько другая тема. Но у любой, даже такой болезни все равно присутствуют зачатки грехов.
Существует такое понятие, как беснование, которое попускается Богом. Бывает, что человек, который несет на себе крест беснования, на самом деле огражден от греха мира. Несмотря на то, что в человеке живет бес, он все равно ходит в храм Божий, с трудом, но подходит на исповедь, причащается. И можно сказать, что такие люди достойно несут свой крест как попущение Божие и исцеляются от болезни своей души.
– Я бы еще вспомнил Христа ради юродивых, которых при жизни называли безумцами, сумасшедшими, начиная от Василия Голого и заканчивая Ксенией Блаженной.
– Да, но они совершали свой великий подвиг по благодати Духа Святого. Конечно, это очень редкое явление, тем не менее оно есть в Церкви Христовой. Мы преклоняемся перед величием людей, которые всему миру показывали, что они безумцы, чтобы отречься от видимого почитания, от благополучия, от каких-то благ. Они терпели множество невзгод, но от Бога получали духовную награду за такое свое отречение от мира.
– Ксению Блаженную практически всю жизнь считали безумной, а не Христа ради юродивой. То есть общество должно было понять, кем на самом деле она являлась, через какие-то чудеса, происходившие по ее молитвам. Так и современному человеку, чтобы излечиться от каких-то душевных невзгод, тоже необходимо вмешательство Бога, когда Он даст понять, что пора уже выбираться из тьмы и идти к свету.
– Основным отличием таких людей является святость, духовная чистота. Можно даже сказать, что Христа ради юродивые как бы избрали для себя состояние ребенка, такая у них была детская чистота, чистое сердце. То есть они могли делать вид, что в пост едят мясо, а по ночам они молились, клали поклоны, носили кирпичи на церковную колокольню и накладывали на себя великие подвиги, которые впоследствии были явлены.
Только вследствие этого уже можно сказать, что благодать Духа Святого присутствовала на этих людях, и Господь действовал через них – исцелял, что-то предсказывал и так далее. Можно сказать, что Сам Господь жил в них, потому что они полностью отреклись от своего, от служения себе. Своими душами, своими телами они служили Богу, в них господствовал Дух, и они уже действительно являлись храмами Духа Святого.
– Завтра мы отмечаем память пророка Илии, и я вспомнил, как Елисей попросил у него: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. Эту просьбу ученика к учителю можно назвать дерзновенной, но эта дерзость была поистине человеческой, и в результате Елисей получил вдвое больший дух святости.
– Да. И попросил Елисей у Илии-пророка духа не по гордости, а от чистоты детского, радостного сердца. Он тоже хотел послужить Богу, может быть, с еще большей отдачей, если это было возможно, и действительно все так и получилось. Илия-пророк пообещал, что если его милоть (то есть плащ) упадет к ногам Елисея, то он получит этот дар. И мы знаем, что пророк Елисей получил благодать от Илии-пророка, а значит, от Самого Бога, потому что он тоже сделал себя храмом Духа Святого.
Мы должны понимать, что в нашей жизни очень многое зависит от нас самих. Нам нужно стремиться к Богу, молиться, читать Священное Писание, служить не себе, а нашим ближним и задачей жизни своей считать помощь людям. Но вот человек уже 30, 40, 50 дней в Церкви, и он думает о себе: «Я уже все знаю. Я уже самый умный и разумеющий». А ведь у Господа тысяча лет – как один день. И если человек в этом состоянии не научится ставить себя на последнее место и где-то потерпеть, где-то смириться, где-то не осудить: «Ты не так крестишься, не так свечку ставишь…»
– Здесь нужно вспомнить про картошку.
– Правильно. Ему нужно взять картошку, положить ее в сумочку и носить с собой.
– Я так понимаю, что у него должен быть рюкзак или даже тележка.
– Дай Бог, чтобы у нас даже повода к этому не было, чтобы мы сразу все это отсекали. Если мы чувствуем в себе позывы к тому, чтобы кого-то осуждать, кого-то важным тоном назидать, как-то себя возвеличивая, нам нужно просто бежать на исповедь. Ведь все это говорит о том, что наша душа заболевает. Господь призывает: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. И Господь сделает нас смиренными, кроткими, радостными.
– Да. Можно бесконечно долго говорить на тему наших душевных болезней. Но давайте подведем итог, как это можно преодолеть.
– Только обратившись ко Господу нашему. Нам важно понимать, что главным делом Господа Иисуса Христа является то, чтобы человек получил обратную связь от Бога. Когда мы молимся, это, образно говоря, некое наше сообщение Господу, а обратная связь от Него – таинство Причастия, когда мы принимаем Тело и Кровь Христа и Господь начинает в нас пребывать. Если мы будем регулярно исповедоваться и причащаться, то благодать Божия будет в нас действовать, и наша душа будет выздоравливать, исцеляться.
– Как говорил Иоанн Кронштадтский, помолишься, исповедуешься, и вновь Господь дает некое пространство в душе. Отец Игорь, благословите наших телезрителей.
– Божие благословение всем нам на исцеление через Причастие Таин Христовых!
Ведущий Глеб Ильинский
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Что я должен Богу и что Бог должен мне».
Этот день в истории. 28 марта
День ангела. 28 марта
Церковный календарь 28 марта. Священномученик Михаил Богословский
Евангелие 28 марта. Был также зван Иисус и ученики Его на брак
Читаем Апостол. 28 марта 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!