Беседы с батюшкой. «Благовещение. Добрая весть для человечества». Священник Алексий Дудин 7 апреля 2023

7 апреля 2023 г.

В студии священник Алексий Дудин, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в п. Коммунар Гатчинской епархии.

– Тема сегодняшней передачи: Благовещение Пресвятой Богородицы, добрая весть всему человечеству. Наверное, я не открою ничего нового, когда скажу, что Благовещение для каждого православного человека – это особый праздник. Но самое удивительное, что мы все не очень хорошо понимаем великий дар и смысл этого праздника для всего человечества, для каждого человека: верующего или даже неверующего. В чем же великий смысл праздника Благовещения Пресвятой Богородицы для людей?

– Действительно, этот праздник является определенным водоразделом и в Священной истории человечества, и в истории отношений человека и Бога. Когда Господь изгонял из рая Адаму и Еву, Он обещал, что через Еву родится Освободитель, Христос, что Он избавит нас от тех мук, в которых мы стали повинны, совершив грех, став сопричастниками первородного греха, что вверг нас в пучину болезней и смерти. Действительно, все человечество много тысяч лет ждало того момента, когда Господь благоволит исполнить Свое пророчество, и этот момент настал.

Для того чтобы этот момент настал, прежде всего было необходимо, чтобы в человеческом роде появилась Та единственная, достойная того, чтобы через Нее Бог пришел к нам на землю. Недаром Пресвятая Владычица наша Богородица воспевается превыше херувимов и серафимов, то есть самых высоких небесных чинов бесплотных, потому что Она стала этого достойна. Чтобы понять вообще, что произошло в тот момент, когда Богородица сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему, – наверное, нужно прежде всего понять, насколько человек может быть верен Богу и насколько человек может Богу доверять.

Если мы возьмем Ветхий Завет, одним из самых ярких примеров был Авраам. Авраам назван даже отцом всех верующих людей. Когда он вымолил у Бога то самое великое чудо рождения себе сына, потому что он много лет был бесплодным и не имел возможности на земле оставить наследника, Господь, испытывая его веру, подверг его испытанию: Авраам должен был принести своего сына Исаака в жертву. В этот момент, если мы вчитываемся в Книгу Бытия, переворачивается вся душа человеческая. Насколько трудно человеку бывает отдать то, что для него дороже всего. Но настолько, насколько он любил Исаака, настолько и еще больше он доверял Богу и любил Господа.

Чудо, которое совершилось потом, сопричастником которого он стал благодаря тому, что полностью доверился Богу, повторяется и в Благовещении. Богородица сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И потом Она эти слова в Своей жизни и реализовала, прежде всего в тот момент, когда стояла у креста Своего Сына и была полностью безмолвна. Она никого не упрекала, ни к кому не обращалась. Она принимала все то, что Ей дает Бог. Поэтому эти Ее слова являют готовность человечества принять волю Божию на земле и принять тот дар, который Господь хочет дать.

Человеку даже в мыслях трудно себе представить, насколько великое событие произошло в тот момент, когда Сам Господь пришел в этот мир, когда Он смирился до того, чтобы стать Человеком. Чтобы это произошло, нужно было, чтобы Пресвятая Дева Богородица сказала эти слова, чтобы Она их произнесла, и не только Своими устами, но и Своим сердцем. Впоследствии Она произнесла их всей Своей жизнью. Потому что для Бога времени нет, и для Господа всякая жизнь человеческая открыта. То, что сделала Пресвятая Богородица, и то, что происходило потом у Креста, – это все было Ее вольным выбором, который Она запечатлела как раз этими словами в ответ на благовестие архангела: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.

Действительно, в жизни каждого человека его духовное возрастание, приближение к Богу как раз и начинаются с того момента, когда человек начинает Богу доверять. С тех пор как человек уже намучается в этой жизни, когда он набьет себе определенное количество шишек, когда смирится, если уж говорить христианским языком, и скажет: «Господи, возьми мою жизнь в Свои руки! Сделай так, как угодно по воле Твоей святой. Сделай так, чтобы дело спасения, которое Ты хочешь совершить, совершилось и в моей жизни», – так сразу это великое таинство Благовещения, которое совершилось, которое мы сегодня вспоминаем, совершается и в жизни каждого человека. Недаром наше слово Божие, слово Нового Завета называется Евангелием. «Евангелие» переводится как «благая весть». И как только человек становится способным не только слышать Евангелие, но и его исполнять, так Благовещение входит и в его жизнь.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Если женщина смертная родила Бога, то как это сочетается с учением о том, что Он – источник жизни Сам в Себе и Начало всех начал, тем более с Символом веры?»

– Попробую ответить на этот вопрос. То, что Дева Мария была такой же, как и все остальные люди, – это и так, и не так. В каком смысле «не так»? Она во всем доверяла Богу и, как говорят святые отцы, не совершала вольных грехов, то есть все Ее человеческое волеизъявление было направлено на то, чтобы творить волю Божию. В этом отношении у Нее была определенная уникальность. Но в то же время Она и полностью принадлежала роду человеческому. Мы Ее из него не изымаем. Например, у католиков есть догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Они таким образом изначально изымают Ее из рода человеческого. Нет, Дева Мария – всецело такой же человек, Она из нашего рода не вырвана. Наоборот, Христос приходит и становится частью человеческого рода, во всем подобный нам, кроме греха. Только если Дева Мария не совершала вольных грехов, то Христос не совершал абсолютно никаких грехов. Он становится частью человеческого рода, и как сие таинство происходит в полноте, на самом деле человеческий ум понять не может.

Конечно, это описано в догматическом учении Православной Церкви. Можно в это углубиться, можно взять любую догматическую книгу: Олега Давыденкова или архимандрита Алипия. Можно это все почитать, посмотреть и вникнуть в это, если позволяет образование, если есть такая возможность, и это будет благо для человека. Но самое главное, что человек должен знать, – это то, что Дева Мария была из рода человеческого, и Она всецело роду человеческому принадлежит. И Христос благодаря тому, что Он воплотился в Деве Марии, Он всецело вошел в человеческий род и стал Человеком, во всем подобным нам кроме греха.

– Вы говорите о возможности человека принять такое же решение, принять Бога в свою душу и жизнь и следовать Его заповедям, это мы все хорошо знаем. Но через день мы будем встречать праздник Входа Господня в Иерусалим. Мы все будем вспоминать, как люди клали Ему под ноги одежду и пальмовые ветви и кричали: «Осанна!» Но буквально через несколько часов Он будет распят, и эти же люди, которые Его встречали в Иерусалиме, будут кричать: «Распни Его, распни!» Это же тоже мы. Это же тоже наш поступок. Как это в нас сочетается? Как мы способны желать Бога, но вместе с этим своими поступками распинать Его?

– Тут есть великая грань, великий водораздел. Человек может желать Бога таким, каким Бог ему удобен, каким он Бога хочет видеть, а может желать Бога таким, какой Он есть, и может желать знать Его и служить Ему в истине, служить Богу истинному. В этом отношении как раз и происходит выбор человека: либо он принимает Бога и всецело доверяет Ему, как всецело доверилась Ему Дева Мария, как доверился Авраам, либо пытается Бога использовать в своей жизни как нечто утилитарное. Иудеи, которые кричали: «Осанна Сыну Давидову», воспринимали Его как некоего потенциального царя, который способен сделать Израиль самым главным государством в этой вселенной.

Что они видели? Вот Христос воскрешает Лазаря Четверодневного, значит, Он способен воскресить любого умершего человека. Христос насытил 5000 человек пятью хлебами, соответственно, Он может прокормить любой народ, любое войско. Христос исцеляет больных и увечных, соответственно, Он может исцелить раненых. Он может быть идеальным военачальником, идеальным целителем, идеальным человеком, который обеспечит Израилю то, к чему Израиль в то время стремился, что имел своей главной ценностью.

Как только Христос от этого отказывается, так сразу же человек отказывается и от Христа. Мне, например, приходилось иногда слышать такое: «Батюшка, я перестала верить». Я спрашиваю: «Почему? Что случилось?» Мне говорят: «Я так молилась, так просила Бога, а Он мне не дал этого».

То есть человек даже не хочет думать о том, полезно ему то, что он просит, или неполезно, сможет ли он понести то, о чем просит, послужит ли это во благо ему или его ближним. Человек ничего не хочет слышать, он хочет творить свою волю. Как только человек хочет творить свою волю, Бог для него автоматически становится неудобным. Неудобного Бога человек не хочет принимать, отвергает Его, вплоть до физического уничтожения, до той трагедии, которая случилась с израильским народом. Такое случается и в нашей жизни абсолютно с любым человеком, который не хочет принять благовестие Христово таким, как оно есть, а хочет это благовестие сделать таким, какое для него удобно и желаемо.

– Следующий мой вопрос связан с людьми, с которыми Вы постоянно работаете. Когда Вы только начинали этот труд, эти люди – алкоголики, наркоманы – имели собственное представление о Боге. Многие из них сейчас уже работают консультантами и помогают другим людям преодолевать этот грех. Как Вы объясняете людям, которые находятся в таком серьезном кризисе, о том, Кто есть Бог и что Он значит в их жизни?

– Это вопрос личного благовещения. Потому что человек готов слышать о Боге ровно настолько, насколько готов принять Его в свою жизнь. Это прежде всего мы говорим людям зависимым, которые у нас находятся, и тем консультантам, которые уже сами работают, чтобы помогать зависимым людям вырваться из этого состояния. Для этого у нас есть специальный проект, реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов.

Самое главное – человек должен принять Бога свободной волей. Ведь Пресвятая Дева Богородица высказала Свое соизволение. Если бы Она не сказала: «Се, Раба Господня, будет Мне по глаголу твоему», то и не было бы чуда Боговоплощения.

И здесь происходит то же самое. Как только человек соглашается с тем, что Бог должен войти в его жизнь, чтобы помочь ее исправить по Его святой и благой воле, с этого момента и происходит благодатное изменение души человека. Но это происходит очень таинственно, постепенно; человек, не совсем готовый это принять, может не принять и Бога.

В этом отношении мы ни в коем случае не давим на людей. Это очень важно. Если человек еще не готов принять Бога, то даже Всемогущий Господь не насилует воли человека. Это благовестие должно быть желаемым, то есть человек должен сам этого захотеть, должен сам обратиться за помощью к Богу как к Высшей Силе (как говорят в программе «12 шагов»). Когда человек обращается к доброму, любящему Отцу, с этого момента начинается чудо исправления человеческой жизни. И как только это обращение заканчивается, приостанавливается и этот благой процесс, и тогда человек может откатываться в обратную сторону, потому что Бог никогда не навязывается человеку.

Чудо, которое есть в Благовещении Пресвятой Девы Богородицы, в том числе заключается в Ее постоянстве. Человеку не хватает постоянства: сейчас у него благой настрой, а чуть отошел в сторону – и уже появились какие-то злые и лукавые мысли; сейчас есть желание идти к Богу и исправлять свою жизнь, а через некоторое время это желание угасает или слабеет. И это один из поводов обратиться в этот праздник к Пресвятой Владычице Богородице и попросить постоянства в верности Богу. Когда человек прилагает со своей стороны усилия и старается быть постоянно верным Богу, просит об этом Бога, тогда происходит чудо – благое изменение в человеке. Это на самом деле непрекращающийся праздник, непрекращающаяся радость. Пока существует этот мир, пока Церковь совершает Бескровную Жертву, пока есть кающиеся грешники, будет происходить это великое чудо исправления человеческой души.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Верно ли, что любое послушание, выполненное человеком со смирением, Господь оборачивает во благо?»

– Если это смирение истинное, то, безусловно, так. Я попробую немножко расширить вопрос о смирении. То, что человек сделал с истинным смирением, обращается во благо. Потому что смирение – фундамент любой добродетели, без этого фундамента ни одна добродетель не устоит. Одним только смирением уже можно войти в Царство Небесное.

Просто иногда под смирением человек понимает совершенно другие вещи. Например, некоторые воспринимают смирение как некую слабость, согласие на все. Нет; смирение христианское зачастую бывает очень активным. Порой нам проще пройти мимо и промолчать, но, движимые смирением, мы должны прекратить беззаконие, которое творится. В данном случае смирением будет не то, что нам удобно сделать, а то, что угодно Богу. И здесь действие может быть очень активным. Или наоборот: смирением будет принятие всего того, что посылает Бог через людей.

Поэтому какого-то универсального ответа я дать не готов. Потому что могут сказать: мол, батюшка благословил всем быть смиренными. Господь благословил быть смиренными. В Евангелии от Матфея сказано: научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Но кротость Христова зачастую имеет очень активные действия. Например, когда Его пытаются поставить царем. Казалось бы, когда несут тебя на царский престол, ты вроде бы не должен отказываться по смирению. А Христос отказывается. И тому, что люди хотят сотворить не на благо, Господь тоже противостоит очень активно. Будучи смиренным (Христос – абсолютное смирение), Он может, например, противоречить первосвященнику, хотя в иудейском обществе это воспринималось как некое преступление. Он изгоняет торгующих из храма. Поэтому смирение – иногда очень серьезный активный поступок.

– Надо еще суметь отделить смирение от осуждения.

– Осуждение и смирение – диаметрально противоположны. Когда святые смиренные люди совершают какие-то активные действия, они никогда не осуждают тех, кто творит им противодействие, досаду. И апогей этого виден в молитве Христа на кресте, когда Он просит: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят».

Где есть осуждение, там точно нет смирения. Это некая лакмусовая бумажка. Если вы хотите проверить, действуете вы со смирением или по своей страсти, можете заглянуть в свою душу и прочувствовать, осуждаете ли вы тех людей, по отношению к которым поступаете тем или иным образом, или скорбите о них, даже если они поступают вопиюще неправильным образом.

– Мы произносим в молитве: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою». Когда мы произносим слово «Благодатная», мы особо не вникаем в смысл этого слова. Если бы мы только были способны понять и оценить благодать, которую нам дает Господь, наша жизнь круто изменилась бы. Насколько вообще благодать необходима в нашей жизни, тем более во время поста и Страстной седмицы?

– Благодать Господня нам жизненно необходима: мы и живем, и движемся, и дышим Господней благодатью. Просто эта благодать иногда имеет для своего действия определенные препоны в виде стены греха, которую мы сами воздвигаем. Но в любом случае любой человек всегда испытывает на себе благодатное воздействие Божьего влияния. Даже грешник испытывает на себе влияние благодати Божией, просто он может эту благодать отвергать, а может ее принимать.

Без благодати не может быть радости. Без радости, без этой подпитки, без Божьего утешения человеку бывает трудно, зачастую невозможно нести свой крест. Человек – существо немощное, он нуждается в каком-то утешении, поддержке. И Господь, как правило, всегда так и действует. Чем больше у человека искушений, тем больше рядом с ним благодати Господней.

Благодать всегда присутствует там, где появляется грех, потому что Господь старается дать человеку возможность уйти от последствий греха и в этом грехе не погибнуть. Апостол говорит: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать. Но это не значит, что нам нужно умножать грех, чтобы появлялась благодать Господня. Ни в коем случае! Как благодатные потоки живительной влаги необходимы жаждущему, так эти благодатные потоки Господь всегда дает тому человеку, который начинает в своей душе алкать и жаждать этого из-за своего грехопадения.

Нужно просить, чтобы Господь дал Свою благодать, укрепил нас ею. Божьей благодатью мы питаем и насыщаем свою жизнь. Без благодати ни одна человеческая жизнь на земле не может существовать.

– Сейчас многие наши братья и сестры, матери и отцы находятся в состоянии страха, тревоги. Есть люди, которые нуждаются в самой элементарной заботе, человеческом попечении. Каким образом можно выйти из этого? Только ли с помощью какой-то материальной заботы? Или это тоже является душепопечительным проявлением?

– Для того чтобы человеку выйти из состояния кризиса, ему необходима поддержка. И эта поддержка на первом этапе вполне может быть материальной. Например, у нас на приходе действует «Антикризисный семейный центр», реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов, и он включает в себя в том числе материальную заботу о ближнем. Но когда человек приходит, чтобы оказать материальную заботу ближнему, он включается в процесс, в котором ему начинает помогать Господь.

Как получить благодать Господню? Начать помогать другим. Начнешь помогать другим, тебе начнет помогать Господь. Вроде бы ты делаешь материальное дело, привязанное к этому миру, но получаешь благодать от Бога, потому что заботишься о своем ближнем.

В человеке все связано. Человек же состоит не только из души и духа, но и из тела, которое плотно взаимодействует и с душой, и с духом человеческим. Заботясь о человеческом теле, мы можем воздействовать и на душу. Если мы делаем что-то благое, то человек, испытывая к нам благодарность, будет исправляться, становиться лучше. И Господь, видя наши труды, пусть даже они выражены в каких-то материальных измерениях, будет давать награду духовную, благодатную. И это тоже одно из чудес Божиих: трудясь в материальном мире, мы можем зарабатывать себе духовную награду.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Я выражу свою точку зрения, что богословие – самая сложная наука, потому что все тонкости, которые Господь хочет до нас донести, не всякий человек может воспринять, уловить. Но если человек стремится сохранить свою душу, знает социальные законы в обществе, что нужно быть честным, добрым, смелым, преданным и так далее, достаточно ли этого для сохранения души? Признает ли Бог наши социальные законы, чтобы нас сохранить?»

– В Ветхом Завете есть такая фраза: как небо отстоит от земли, так пути Мои отстоят от путей ваших и мысли Мои от мыслей ваших. Это говорит Господь. Конечно, те моменты, которые связаны с богословием, бывают для обычного человека трудны. Но если мы кого-то любим, мы начинаем этим человеком интересоваться: что он любит, чем интересуется, где родился, кто его родители, что ему нравится. Поэтому тот человек, который любит Бога, все равно будет заниматься богословием на том уровне, который ему доступен. Он будет прибегать к тем пастырям, с которыми созвучно его сердце. Если ты не можешь понять что-то сам, всегда можешь спросить об этом у того человека, который тебя понимает и с которым у тебя есть определенное духовное родство.

Поэтому интересоваться Богом и богословием человек должен. Не нужно, может быть, всем и каждому вникать во все догматические особенности тех или иных учений Церкви, которые были созданы зачастую для того, чтобы людей удержать от тех или иных ересей. Догматическое богословие появилось как некий иммунитет. Например, если в организме появляется какая-то зараза, наш иммунитет находит способ с ней справиться. Точно так же в организме земной Церкви: когда возникали какие-то ложные идеи, чтобы эти идеи купировать и исправить, возникали догматические учения, которые человеку помогали не заблудиться, не уйти туда, где Бога нет.

Поэтому, может быть, и нет необходимости человеку все подробно изучать в плане каких-то особенностей богословия, но нужно изучать, Кто есть Бог, почему Бог нас любит, что Он от нас хочет, что для нас Дева Мария, святые, их пример, как мы будем предстоять перед Богом. Все мы знаем, что наша встреча с Богом неизбежна.

Часто спрашивают: может ли человек быть хорошим без Бога? На этот вопрос я обычно отвечаю так. Представьте себе хорошего человека, который живет в каком-нибудь городе, у него есть дом, прекрасная лужайка, прекрасные соседи, с которыми он всегда здоровается, кому-то помогает. И этот прекрасный человек в соседнем городе имеет отца, которого никогда не поздравляет с днем рождения, не звонит и не интересуется, как его отец живет, не нужна ли ему помощь. Можно ли такого человека назвать хорошим? Очень трудно. Он хорош по отношению к тем людям, в чьих глазах он хочет быть хорошим, ему так комфортно жить. Но при этом он забывает Бога, нашего любящего Отца, Который дал нам все и дает нам каждый день жизнь и здоровье.

Господь ждет от нас, что мы будем с Ним находиться в состоянии живого общения, живой коммуникации. Когда мы читаем Священное Писание, мы слушаем, что Бог говорит нам. Когда мы молимся, мы говорим Богу. Если человек не хочет общаться с Богом, Подателем всех благ, трудно такого человека назвать хорошим. Во всяком случае, мне трудно, это для меня немножко непонятно. Неблагодарность Богу, на мой взгляд, – высшая степень неблагодарности как таковой, которая вообще может существовать. Повторю, Бог все сотворил, все создал, Бог дает нам каждый день все благое, что есть на земле. Поэтому я отвечу, что не может быть человек социально хорошим и при этом абсолютно не интересоваться Богом, убрав вопрос богообщения из своей жизни.

– Впереди Страстная седмица. Мы с особыми мыслями ждем эти дни. На что нужно особо обратить внимание в течение этой седмицы?

– Наверное, самый главный духовный совет на время Страстной седмицы – пережить все то, что случилось в эти дни более чем две тысячи лет назад: как Господь прощался со Своими учениками, как Он совершал моление о Своей чаше, как Он напутствовал тех, кто должен был остаться на земле. Мы должны думать о том, что испытывала Пресвятая Дева Богородица. Как мы сказали в начале нашего эфира, Ее благовещение было не только благой вестью, что принесло Ей великое признание всех народов (ибо отныне будут ублажать Меня все роды), но это самое великое горе, самое великое испытание, самая великая несправедливость, которую Она безропотно, с доверием Богу приняла.

Мы должны вспоминать и то усыновление, которое произошло при кресте, когда Господь Иисус Христос, покидая этот мир, позаботился о Своей Матери, вручив Ее Своему ученику. Он позаботился и о Своем ученике Иоанне Богослове, через которого Он фактически весь человеческий род, как говорят святые отцы, усыновил Пресвятой Владычице нашей Богородице, Которая с этого момента становится Ходатаицей за весь человеческий род. Таким образом, узы Боговоплощения при кресте еще больше укрепляются.

Все эти моменты мы должны пронести через свое сердце. Мы сами должны стоять у креста, мы должны пережить скорбь Господа, прочувствовать ту богооставленность, которую Он испытал на кресте, и то смятение, которое было среди учеников. Мы должны увидеть, что происходит с человеком, когда он предает Христа, и какие могут быть последствия этого. Предательство без покаяния было у апостола Иуды Искариотского. А предательство, которое было у апостола Петра, тут же вылилось в потоки слез, которые были у него до самой его кончины.

Все это должно стать частью нашей жизни, этим мы должны напитать наше сердце. И самый прямой для этого путь – читать Священное Писание, особенно посвященное последним дням жизни Господа нашего Иисуса Христа перед распятием. Нужно посещать службы, потому что все дни Страстной седмицы посвящены тем событиям, которые питают нашу душу и помогают нам стать полными сопричастниками того великого таинства, которое совершилось на кресте Господнем.

– В Великий Четверг мы вспоминаем Тайную Вечерю, когда Господь дал заповедь о причастии. В этот день все мы стараемся прийти в церковь. Есть люди, которые ни разу в своей жизни не исповедовались и не причащались. Может быть, именно в этот день имеет смысл особо прийти в церковь?

– В Великий Четверг вспоминается Тайная Вечеря, когда было установлено таинство Евхаристии – то главное сокровище, которое Христос нам дал и которое совершается ежедневно на литургии. Бескровная Жертва, которая была передана нам Богом, – самая великая драгоценность, за которую мы Богу должны быть благодарны. Шестая глава Евангелия от Иоанна посвящена прямому завету Господа о том, что нам необходимо принимать Его Святые Таины.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать