Беседы с батюшкой. Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Дудко. 14 апреля 2025

14 апреля 2025 г.

Сегодня в гостях настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

 Святая Четыредесятница уже позади; Великий пост закончился. Сейчас началось особое время вне поста – самый строгий, самый важный предпасхальный период – Страстная седмица; ее иначе называют Великой седмицей. Давайте поговорим сегодня на эту тему. Откуда взялось это название?

Вы правильно сказали, что название этой седмицы двойственное – это и Великая седмица, и Страстная седмица. Великой ее называют скорее в Греции; мы называем ее Страстной седмицей. Но есть некоторые следы греческой традиции в названии дней Страстной седмицы: первый день (понедельник) называется Великим Понедельником и так далее.

– Сама седмица Великая по какой причине?

По той причине, что в эту седмицу вспоминаются великие события. После того как Господь вошел в Иерусалим (это мы отметили в воскресенье), идет подготовка к Его Страстям. И эти Страсти великие: Страсти Христовы это искупительные страдания; это то, чего ожидало все человечество после грехопадения Адама и Евы. После этого прошло уже очень много времени, и Господь мог прийти в любой момент. Или не приходить даже, а исправить мир как Ему изволитсяОн Всемогущ. Но Он избрал именно этот путь, путь страдания, путь пришествия в мир, путь воплощения, принятия на Себя человеческой природы (всего, кроме греха). И, соответственно, всего того, к чему «удобопреклонна» наша природа – в первую очередь это страдания. В эту неделю мы вспоминаем страдания Господни, а «страдания» по-славянски  «страсти». Вот так мы и вступаем в эту великую Страстную седмицу.

– Сегодня Великий Понедельник. В богослужении особенно явственно выделяются две темы – патриарх Иосиф как прообраз Христа и проклятие смоковницы. Почему Церковь предлагает эти темы для размышления?

– Начнем с патриарха Иосифа. Тот, кто читал Библию, конечно, помнит трогательную историю о том, как братья Иосифа, позавидовав ему, продали его в рабство в Египет. Там он стал великим царедворцем, потому что обладал огромными талантами: Бог его благословлял предвидением, провидением; он предсказывал очень многие вещи и сохранял свою чистоту.

После того как он стал царедворцем, в Египет пришел и весь народ; пришли и его братья и отец. Оттуда через много-много лет Моисей выведет людей через Чермное (Красное) море в землю обетованную. Иосиф открывает собой период некоторого рабства – не только личного рабства, но и рабства богоизбранного народа Божьего. И мы вспоминаем его как прообраз Христа Спасителя. Христос добровольным образом отдал Себя в рабство нашей «дебелой плоти», как это выражается в славянском языке, а по-русски удобопреклонной ко всякого рода немощам и трудностям. Иосиф это пример того, что мы должны быть не предателями; мы должны быть людьми, которые помогают Господу (если можно так выразиться) на пути ко спасению. В этот день очень уместно перечитать книги Библии, в которых описывается Иосиф; он называется еще Иосифом Прекрасным. Об этом, кстати, много написано литературы, в том числе и художественной. Те, кто желает почитать, наверняка найдут прекрасно изложенную историю патриарха Иосифа.

Что же касается смоковницыэто прямо обращенное к нам увещевание о том, что мы не должны быть такой бесплодной смоковницей, на которой Господь ищет плоды и не находит тогда, когда Ему изволится этих плодов востребовать. Каждый из нас в известной степени плодоносное дерево; каждый из нас просто обязан приносить плоды вовремя.

В притче перед нами встают некоторые вопросы: как можно требовать плодов, если не время плодов? Самое логичное объяснение в том, что время плодов у нас всегда (не для плодоносящих деревьев, но для нас, людей). Как говорится в Священном Писании, се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения (2 Кор. 6, 2). И Господь говорит: «В чем застану, в том и судить буду». Каждый из нас должен являть плоды не в будущем времени, когда они, по нашему мнению, должны созреть, но должны плодоносить каждый день. Сегодня есть день обязательно должен быть плод. Известный наш благотворитель говорил, что день, который прожит без доброго дела, это напрасно прожитый день. Поэтому надо плоды приносить каждодневно. Господь может прийти к нам; Господь может у нас спросить: как мы провели не всю нашу жизнь (как мы рассчитываем, что Господь спросит нас когда-то), а как мы провели последний день, последний час; сделали ли мы что-нибудь доброе? Может быть, кто-то обращался к нам с просьбой и мы имели возможность сделать доброе дело, но не сделали.

Притча о бесплодной смоковнице, которой Господь повелел засохнуть, относится, к сожалению, к нам. Если мы не приносим плодов, значит, мы бесплодная смоковница, которой один путь в печь огненную – это образ геенны огненной (или ада). Если мы уж и Великим постом не приносим никаких плодов, то что говорить о времени после Пасхи, когда все расслабляются и, наверное, уже и забывают о том, что есть люди, которым не до смеха, не до веселья. К сожалению, таковых очень много вокруг нас; все знают, какая ситуация в мире вообще и в нашей странеПоэтому мы должны быть очень отзывчивыми; мы не должны забывать о том, что нужно приносить плоды каждый день. И возможность эта предоставлена каждому из нас.

Вопрос: «Меня зовут Татьяна. Мы чуть не поссорились с моей родственницей. У нее дети 6 и 9 лет, и один батюшка посоветовал ее детям поститься. Говорит, чтобы ели рыбу… Я понимаю, что можно ограничить в просмотре мультиков, в доступе к компьютеру; прилежание усилить. Но зачем едой наказывать? Ответьте, пожалуйста, должен ли распространяться пищевой пост на маленьких детей?»

– По этому поводу есть разные мнения у разных духовников. Я могу сослаться только на свой собственный опыт, поскольку я родился в семье священника, и, разумеется, какие-то вещи в детстве меня тоже касались. Я не очень хорошо помню, когда в нашей семье пост начал соблюдаться детьми. Но я очень хорошо помню, что в какой-то момент все непостное просто пропадало из домашнего меню, и это было естественно; это не вызывало лично у меня никаких вопросов.

Речь идет о рыбеБелок – это строительный материал для мышц, для костей. Рыбный белок ничем не уступает, а даже превосходит мясной белок. Если выбирать между сосиской, в которой неизвестно что намешано, или рыбой, я, конечно, выберу рыбу, потому что это более качественный белок.

Тут, скорее всего, разговор не о богословии, не о посте даже, а о нутрициологии, о тех людях, которые занимаются подбором правильного питания. Люди очень разные, и советы они дают тоже очень разные. Подчеркну, что это не какие-то церковные советы, а советы совершенно обыденные. Я могу сказать, что какого-то ущерба для моего здоровья (меня и моей сестры нас было двое в семье) я не заметил, как не заметил его и среди тех своих товарищей, которые постились таким же образом.

Конечно, не надо слишком требовательно относиться к посту, выдерживать какой-то монастырский пост это совершенно не нужно. Если речь идет о рыбе, то это хороший, разумный компромисс. Мясо в девятилетнем возрасте (тем более мясо в том виде, в котором обычно это подается) не очень хорошо для растущего организма. Нужно подбирать качественное питание, качественный белок.

Кроме того, есть психологический момент: сложный возраст для любого ребенка, когда он начинает искать свой путь, начинает отвергать родительские ценности, бунтовать. Некоторые родители думают, что в девять-десять лет ребенок начнет хотя бы потихонечку поститься. Ничего подобного, в этом вы глубоко заблуждаетесь! После того как ребенку исполнится двенадцать, тринадцать, четырнадцать лет, настанет эпоха созреванияэто сложное время как для него, так и для родителей. И вдруг его лишают привычных сосисок – это будет зрелище не для слабонервных, я точно говорю! Я был свидетелем таких попыток родителей перевести детей на пост, когда те, казалось бы, уже для этого созрели.

Кроме того, возраст тинейджера – это такой возраст, когда организм (уже не ребенка, а подростка) еще в большей степени нуждается в строительных материалах, в этом белке. Давайте еще отложим... До какого возраста? До возраста, когда у родителей уже не будет возможности повлиять на ребенка? Двадцать, двадцать пять лет… Тогда мы должны сказать: вырастет – сам выберет. Но это путь в никуда.

Вопрос действительно сложный, но при известной доле мудрости и любви и, я бы сказал, врачебной науки (только врачи должны быть верующие) этот вопрос возможно решить.

Батюшка, возможно, наша телезрительница была права, что нужно делать упор не на диету, а все-таки на то, к чему больше привязан ребенок: может, это сладости, просмотр мультфильмов, игры в телефоне, в компьютере Это будет для него бо́льшим ограничением, чем замена мяса на рыбу либо любимых сырков на простой творог.

Об этом тоже можно поговорить. Но это отдельная история; ее, конечно, тоже надо иметь в виду.

– Мне кажется, нужно посоветоваться с духовником и обсудить этот вопрос. Найти духовника, который будет знать семью, все особенности: постятся ли родители, как постятся и так далее.

Я могу опираться только на свой опыт и рассказал о том, как это было у нас в семье.

Вопрос: «Я бы хотел уточнить вопрос о смоковнице. В Евангелии сказано, что в это время на ней плодов быть еще не могло. И Христос, как Всевидящий Бог, отлично знал, что плодов там нет. Зачем же тогда Он их искал? Получается какая-то театральностьОн мог прямо сказать: дерево, не приносящее плодов, уничтожается».

– Об этом много пишется, много говорится. Это даже подчеркивается в Евангелии: было не время плодов. И ученики тоже недоумевают: с какой стати вдруг требовать плодов, если их в это время и нет? Господь требует плодов не тогда, когда мы хотим их принести; Господь требует, чтобы плоды у нас были всегда. Господь говорит о людях. Это образ для каждого из нас. Надо приносить плоды каждый день обязательно. Время, не время трудитесь, приносите плоды.

В Великий Вторник все наше внимание обращено к двум притчам: о талантах и о десяти девах. Почему Церковь нам предлагает эти две притчи?

Начнем с притчи о десяти девах: пять из них были мудрыми, а пять юродивыми, то есть, мягко выражаясь, не совсем мудрыми. Одни из них заботились о том, чтобы поддерживать свои светильники в рабочем состоянии. А другие не заботятся ни о чем.

Преподобный Серафим Саровский говорит о том, что масло это наши добрые дела. И каждый из нас, кто хочет войти в Царство Божие со светильником (это сделать достойно), должен позаботиться, чтобы масло не иссякало в нашем сосуде, в нашем светильнике. Масло не иссякает в том случае, если мы делаем добрые дела; это масло поддерживает огонь в наших сосудах. Нет масла – пошли покупать, хотя время уже вышло Нет, так это не работает. Надо делать каждый день хотя бы понемножку и поддерживать свой светильник в состоянии горения. Иначе мы будем этими юродивыми девами.

А притча о талантах самая известная. Слово «талант» вошло в русский язык как синоним какого-то духовного дарования. Мы говорим: талант художника, талант живописца, талант музыканта, композитораХотя само слово означает денежную единицу или даже меру веса серебра или золота, достаточно большую, кстати говоря.

Эта притча о том, что люди по-разному относятся к тем дарованиям, которые им вручил Господь. У каждого есть то, что дано при рождении. Необязательно это талант в том смысле, в котором мы сейчас это понимаем (как талант художника, например), таланты могут быть совершенно разными. Может быть талант сочувствия, например, другому человеку. Такой талант есть у каждого, только не надо им пренебрегать, не надо зарывать его в землю. «Ты дал мне этот талант возьми его назад». То есть мы должны его каким-то образом приумножать. 

Есть идиома: зарыть талант в землю. Тот человек, который осуждается Господом, поступил неправильно: он побоялся Бога; у него нет такой творческой смелости, решимости, которая должна быть у каждого человека, которого Господь послал в мир. И мы должны не бояться пускать свой талант в оборот; не бояться приобретать этим талантом другие таланты. А что это значит? Эти другие таланты, по мысли некоторых святых отцов, приносит не только сам человек, но и другие люди. Если мы и других людей зажигаем, если и другие люди тоже начинают приносить свои таланты, возгревать их и умножать, это то, к чему мы призываемся этой притчей.

– В Великую Среду вспоминается жена-грешница, которая омыла своими слезами ноги Спасителя и помазала Его драгоценным миром. Также вспоминается предательство Иуды. Давайте поговорим об этих событиях Великой Среды.

– Трогательная очень история. Жена-грешница приносит миро, алавастр и помазывает ноги Иисуса Христа. Это символ тех людей, которые не очень разбираются в ценности того или иного мирского предмета, но готовы отдать абсолютно все, чтобы угодить Господу, послужить Ему.  Не случайно это именно женщина. Когда настанет Великая Суббота, мы будем вспоминать женироносиц. Они тоже идут с сосудами, с миром, чтобы помазать тело Иисусово. Эта жена тоже как бы мироносица, но в другом смысле. Она приносит сосуд, и вдруг вокруг раздается ропот людей, которые говорят, что эта жена – грешница и не надо принимать от нее ничего. Господь отвечает, что она помазывает Его на погребение.

С другой стороны, некоторые говорят: зачем такая трата? Миро действительно очень дорогое. Мы слышим, сейчас говорят: «В Церкви все так богато, золото, иконы дорогие пишут... Можно ведь не так роскошно все это делать. В конце концов, нищим все это можно отдать». Очень знакомые отзвуки идут, прямо по Евангелию.

Господь говорит: Нет, не осуждайте, ибо она от своего сердца доброго приготовила Меня к погребению. Это нужно помнить всегда, когда мы начинаем осуждать тех людей, которые всё приносят Церкви, и тех, о которых говорится: «Благослови, Господи, любящих благолепие дома Твоего». Это те люди, которые стараются, чтобы в храм было приятно зайти, чтобы там был ладан хороший, а не гарью пахло, восковые свечи красивые горели, которые не коптят иконопись. Чтобы ризы были красивые и пение хорошее. Тогда и вдохновение приходить в храм у людей будет. В определенные периоды, конечно, нищая Церковь тоже востребована, это очень хорошо. Но нельзя никого осуждать, что люди приходят в храм с каким-то своим вкладом. Тем человеком, который часто упрекал женщин, приносящих свое богатство, был Иуда. Его предательство тоже вспоминается в этот день. Иуда Искариот был, как известно, казначеем этой маленькой общины двенадцати апостолов и Самого Господа. Он носил специальный ящичек, в который те, кто жертвовал на проповедь, бросали деньги. Иуда воровал оттуда потихонечку. Он был вор и предатель. Об этом говорится в Священном Писании. Один грех часто влечет за собой другой. С Иудой именно так и произошло.

Среда вообще традиционно воспринимается в Церкви как день предательства Иуды, поэтому мы даже в дни Великого поста имеем два дня, когда постимся. Это среда, когда вспоминается предательство Иуды, и пятница, тоже постный день, когда вспоминается распятие Самого Господа. Конечно, это нехороший и очень печальный повод для поста. Некоторые святые отцы говорят, что тот, кто не постится в среду, присовокупляется к предательству Иуды. Это наводит на мысль, что в среду все-таки надо поститься. Таково содержание Великой Среды.

– Вопрос от телезрителя Николая: «Верно ли говорят, что Иисус был вообще безгрешным Человеком? Но ведь с Его появлением на свет погибли дети».

–  Наверное, имеются в виду те сорок тысяч вифлеемских младенцев, которые были убиты по указу Ирода. Он решил, что Иисус пришел в мир, чтобы занять его царское место. Наш телезритель, насколько я понял, обвиняет в этом как раз Иисуса Христа. Таким образом можно вообще обвинять Бога, что Он создал этот мир. Потому что в мире творится много зла. Кто в этом виноват? Те люди, которые убивают друг друга, или Сам Господь, Который создал этот мир?

Для того чтобы уничтожить грех – достаточно уничтожить всех людей или просто не дать им родиться. Откровенно говоря, наш мир к этому идет. Людей рождается все меньше, и в какой-то момент может просто не оказаться тех, кто придет на смену поколению. Так или иначе, но мир вымирает под тяжестью своего греха или под тяжестью стремления к благам, к тому, чтобы жить роскошно, беспечально. К сожалению, мир приходит к этому тупику. Обвинять Господа в том, что из-за Его рождения некий злодей решил истребить младенцев, немного странно.

Господь действительно безгрешен, Он воспринял на Себя человеческую плоть, и Он же пострадал, будучи безгрешным, за каждого из нас. Он отдал Свою плоть на Крестные муки и тяжелую смерть. Об этом говорится уже в Великую Пятницу.

 – Батюшка, мы переходим к Великому Четвергу. В народе его называют Чистый Четверг. В этот день воспоминаются четыре важных события: установление таинства Евхаристии на Тайной Вечере; омовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения, любви к ним; молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Давайте поговорим об этих событиях.

О предательстве Иуды мы уже поговорили, поэтому нет смысла возвращаться к этому. Первый и самый важный момент – это установление таинства Евхаристии. Ученики собрались в тайном месте, чтобы Господь рассказал им о Своих будущих страданиях и приобщил их каким-то образом к этому будущему Искуплению, которое через страдания Господни даровано роду человеческому.

Господь преломляет хлеб, раздает ученикам Своим и говорит: Сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов (Мф. 26, 26). Преподает им чашу вина и говорит: Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 28).

Это начало того таинства, которое совершается сейчас практически каждый день в храмах Русской Православной Церкви и других Православных Церквей по всему миру во оставление грехов. Священник, когда причащает приходящих к Причастию, всегда говорит: «Во оставление грехов и в жизнь вечную». Мы причащаемся не просто потому, что это дает нам здоровье, например, как некоторые считают, или просто потому, что надо (как же без Причастия жить!), или для того, чтобы иметь наследие в жизни будущего века. Священник говорит правильные слова: «Во оставление грехов». Жизнь вечная следует уже за этим.

Так что само Причастие уже даровано нам во оставление грехов, если мы не живем в смертных грехах, а живем честно, по закону Божиему, стараемся быть настоящими христианами, как в Евангелии это написано. Тогда оставление грехов и жизнь вечная даруются нам через Причастие.

Господь также омыл ноги ученикам в знак Своего великого смирения, этот момент тоже вспоминается. Потом Он много раз говорил: кто хочет среди вас быть первым, пусть будет всем слугой (Мф. 20, 27). Я вам умыл ноги, и вы должны друг другу умывать ноги (Ин. 13, 14).

Это, конечно, великий образ. Мы сейчас не очень понимаем, что это значит. В тех местах и в то время люди очень хорошо понимали, что значит в жаркий день, когда они трудились, ходили, получить холодной воды на ноги; и хозяин омывает тебе ноги. Это великая честь. Мы должны этой чести удостаивать (хотя бы в образном смысле) тех, кто рядом с нами.

И, наконец, Гефсиманское моление. Некоторые богословы, в частности – наш русский богослов владыка Антоний Храповицкий, который, кстати, был на Соборе 19171918 годов, а потом был первоиерархом Русской Зарубежной Церкви, как раз считал, что центральный момент Искупления – это даже не Крестные страдания Господа, а вот это самое моление в Гефсиманском саду. Так что это тоже очень важный момент.

Вечером этого дня читается двенадцать так называемых Страстных Евангелий. Надо обязательно прийти вечером в храм. Многие потом сохраняют этот огонек у себя в лампадочке, идут по улице, стараясь, чтобы ветер его не задул, или в машине везут и потом дома зажигают лампадки от этого огня. Некоторые прочерчивают крест над косяками двери в надежде, что он освятит все то, что находится в доме.

– Переходим к дню Великого Пятка, который посвящен страданиям Христа, смерти Спасителя. Давайте вспомним этот великий день.Пожалуй, это вершина седмицы. Она переходит постепенно в Великую Субботу, когда в храме, во время Божественной литургии, поют: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом». К этому моменту Господь уже лежит во гробе.

Что касается Великой Пятницы, то в этот день положены только царские часы. Они, конечно, напоминают нам о царском достоинстве Спасителя. Литургия – как знак некоторого празднования – в этот день не служится. Совершив часы, мы ждем выноса плащаницы и погребения плащаницы, которое совершается во всех храмах. Обычно вынос плащаницы и поклонение ей в середине дняПомню, что в юности я сбегал из школы (никому не советую этого делать), потом из института, брал отгулы на работе для того, чтобы этот день (да и вообще всю Страстную седмицу) провести в молитве, не пропустить ни одного драгоценного мгновения, тех смыслов, которые нам предлагает Святая Церковь. Утром, в середине дня и вечером очень советую всем быть на службе.

На выносе плащаницы мы приложимся к ней первый раз, а уже вечером этого дня пройдем вокруг храма (обычно вокруг него носят плащаницу, но там, где это невозможно, внутри храма все происходит) погребальным крестным ходом. Принять участие в нем надлежит каждому. В некоторых местах это происходит ночью. Я прекрасно помню, как в юности ездил в Троице-Сергиеву лавру (еще до поступления в семинарию), где это богослужение совершалось именно ночью и очень долго. Зачастую приходилось не спать две ночи подряд: и субботнюю, и ночь на Воскресение Христово, потому что далеко было ехать, на другой приход. Целую ночь я стоял на службе, день занимало путешествие из одного храма в другой, а потом – Пасха. 

– Сейчас такой традиции нет. Я знаю, что как раз в пятницу вечером погребение в лавре. Поздно, но не ночью. Мы приближаемся к Великой Субботе, уже начали о ней говорить. Какие основные события вспоминаются, что это за особый день? У многих уже преддверие праздника, днем освящают куличи, пасху, забывая, что это тоже важный день, когда «да молчит всякая плоть».

– Да, все знают, что пасху и куличи нужно освящать в субботу. На самом деле это неверно, хоть и вошло в традицию. Все эти снеди стоит освящать уже после пасхальной службы. Конечно, это невозможно из-за большого количества людей, далеко не все простоят до конца.

Раз пришли в храм, то, слава Богу, есть возможность для минимальной проповеди. Батюшки на нашем приходе (довольно многие) пытаются произнести хотя бы краткое нравоучение перед каждым столиком, на котором стоят пасхальные снеди. Иногда это получается, иногда люди потом возвращаются и более подробно расспрашивают о событиях субботы, Страстной седмицы вообще. Первый раз иногда причащаются после того, как услышали эту проповедь.

В богослужебном смысле эта литургия совершенно уникальная. С тем песнопением, которое заменяет Херувимскую песнь («Иже Херувимы тайно образующе»), в этот день поется «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом».

Почему «со страхом и трепетом»? Господь во гробе. Как говорится в тропаре, который читается, кстати говоря, и во время проскомидии, перед началом Божественной литургии: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный».

На слух, наверное, сложно уловить, о чем там идет речь. Он во гробе сейчас находится плотью Своею. «Во аде же с душею яко Бог», то есть душа Господа находится во аде (хоть нам и чудно это слышать), откуда Он потом выведет праведников. «В раи же с разбойником». Разбойнику он сказал: Сегодня же будешь со мной в раю (Лк. 23, 43). «И на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом». Это такой день, который обымает собой сразу все, он универсальный. Вся Вселенная торжествует смерть Спасителя, но одновременно и победу Христа над адом, над древним злом.

– Батюшка, сердечно благодарим Вас за эфир! Дай Бог нам провести с пользой эти дни Страстной седмицы; то, что мы не успели сделать за Святую Четыредесятницу, в эти дни, оставшиеся до Пасхи, воплотить и достойно встретить Светлое Христово Воскресение!

Ведущий Павел Денисик

Записали Иван Игнатов и Павел Зюзин

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Где встретить воскресшего Христа».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X