Беседы с батюшкой. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). 21 августа 2023

21 августа 2023 г.

– Когда-то одному своему знакомому я рассказывал о том, как я учусь в семинарии, о каких-то дисциплинах, открытиях, пении, еще о чем-то. Он слушал, слушал и задал только один вопрос: «А ты там хоть молишься вообще?» И я не знал, что ответить. Вроде и молишься, а вроде и не молишься.

– Он задал самый главный вопрос.

– Сегодня мы поговорим о молитве. Что такое молитва? Почему она так важна?

– Когда меня пригласили на эфир, я посоветовался с помощниками, попросил подобрать тему о чем-то позитивном, о какой-нибудь добродетели. Я смотрю много передач на «Союзе», на «Спасе», но, положа руку на сердце, можно сказать: слышишь о чем угодно, только не о молитве. Молитва – дыхание души. Где нет молитвы, нет жизни для души. В «Добротолюбии» есть слова кого-то из святых отцов, что молитва – это всеобъемлющая добродетель. Почему всеобъемлющая? Потому, что молитва – это возношение ума к Богу, это выражение любви к Богу. Кстати, даже одна мысль о Боге – это уже молитва.

– Сел за руль машины и произнес: «Господи, благослови!» Это молитва?

– Два слова – уже молитва. Когда перед тобой какой-нибудь дуралей резко затормозил так, что ты чуть не влепился в заднее стекло его машины, даже одно слово «Господи», произнесенное от души, – тоже молитва. Мы молимся не для того, чтобы у нас что-то получилось...

– Хотелось бы.

– Хотелось бы, но молимся мы не для этого. Например, когда ты разговариваешь со своей супругой о фильме или о детях, о работе, зарплате, которой всегда не хватает, ты что-нибудь ждешь от нее в результате этого разговора?

– Поддержки, понимания.

– Мы с друзьями и близкими людьми просто разговариваем обо всем и абсолютно ничего от этого не ждем. Есть прямые просьбы: надо то-то и то-то сделать, помочь… Но мы не можем всегда начинать разговор с родными и близкими с какой-нибудь просьбы. Мы просто разговариваем. Мы слова подбираем? Нет. Задумываемся о том, что сказать? Нет. Мы просто общаемся, разговариваем, потому что любим человека, уважаем, и это нам дорого.

Часто приходится слышать: «Как тяжело молиться». Тяжело молиться потому, что вы это не любите; вы до конца не поняли, что Бог есть. Если Он есть, то невозможно, встав утром, не перекреститься в кровати, поблагодарив Бога, что проснулись живыми. Мы целуем крестик и от всей души говорим: «Господи, слава Тебе!» И началась молитва. Идем умываться – и произносим: «Господи, благослови; Господи, сохрани». Молимся любыми словами.

Часто спрашивают, какими словами молиться в том или другом случае. Сейчас столько «специализаций»: такой-то святой помогает от этого, другой – от того; этот псалом – вот от этого, другой псалом – от того. Есть такой девиз у отцов: «Молись от души и делай что хочешь».

Вспоминаю себя: когда я пришел к вере, был счастлив только от одного осознания, что надо мной Господь. И молился своими словами, молитвослов появился уже потом. И непонятно, что было правильно: молитва своими словами или по молитвослову.

Вспоминается один случай. Антоний Сурожский постриг какую-то монахиню и дал ей правило (кстати, у каждого христианина должно быть правило, но об этом я позже расскажу), как ему показалось, правильное: два акафиста, кафизмы, чтение Священного Писания. В общем, была какая-то перезагруженность. Через полгода он с ней встречается и спрашивает: «Матушка, как дела? Правило монашеское исполняешь?» Она отвечает: «Владыка, все, что Вы мне дали, читаю, а потом закрываю молитвослов и начинаю молиться».

Кстати, все советуют, что только на одном молитвослове мы не должны останавливаться. Авва спросил у монахов, как они молятся. Они ответили: «Утром и вечером». – «А потом?» – «А потом работаем». Если вы молитесь только утром и вечером, значит, вы почти вообще не молитесь. Например, мы же со своими детьми не только за завтраком здороваемся, спрашиваем, как дела, какие планы, а потом еще вечером спрашиваем, что было. Нет; мы целый день друг с другом общаемся, постоянно разговариваем, о чем-то спрашиваем, и все это идет произвольно.

И святитель Феофан нас к этому подвигает: беседовать с Богом как с Живым. Но мы не верим, что общение должно быть таким. Должны, но не верим. Тот, кто верит именно так, тот и беседует с Живым Богом.

Святитель Феофан Затворник Вышенский пишет одной женщине: «Вы – жена, мать, хозяйка. В исполнении сих обязанностей ваше спасение. А матери, сердобольно заботящиеся о спасении чад своих, уподобляются мученикам. И я вам говорю: и вы ожидайте венца мученического».

Вы – жена, мать, хозяйка и можете подражать священникам и монахам. Как? Простая женщина от плиты не отходит, четверо детей, огород, стирка, уборка... Кстати, тогда не было электричества, стиральных машин, газа, скороварок; самовар был за счастье. Я был в Касимове в музее «Русский самовар». Обязательно съездите в Касимов, это замечательный город. Самовар тогда был роскошью, чай пили один раз в день, да и сам чай был довольно дорогой. Кстати, Достоевский писал отцу, чтобы он присылал ему денег на чай; мол, что мне теперь, чаю не пить и помереть?

Великим постом старец Амвросий давал братии ограничение и на чай, разрешал выпивать только по три чашки чая в день. Они спрашивали: «Батюшка, только три чашки?» Он говорил: «Ну ладно, с блюдечком».

– Что за чай такой был?

– Просто пили горячий чай. Было холодно, и чай пили для того, чтобы согреться. Это сейчас у нас одинаковая температура в квартирах поддерживается, а раньше печку надо было топить, в зимнее время – по два раза в день. Температура в помещениях была низкая; с вечера натопят, а ночью уже помещение остывает, холодно. И чай был элементом поддержания здоровья.

Так вот, Феофан Затворник писал: «Вы – жена, мать, хозяйка и можете подражать монахам». Женщина спрашивала: «Как я, простая женщина, которая в трудах и заботах, могу подражать монахам и священникам в молитве?» И Феофан Затворник говорил: «Начали готовить обед (например, борщ) – скажите: ˮГосподи, благословиˮ. Варите обед – скажите: ˮГосподи, помогиˮ. Закончили готовить обед – скажите: ˮГосподи, благодарюˮ. И так ваше дело, начатое с молитвой, продолжающееся с молитвой и закончившееся молитвой, будет не суетой, а богослужением, приятным Богу. Потому что вы это делали ради любви к своим домочадцам, да еще с призыванием имени Божьего».

Что такое молитва? Молитва – это возношение ума к Богу. Что для этого надо? Радио? Телеканал «Союз»? Знаете, как сейчас православные спасаются? Алиса за них молится. Говоришь: «Алиса, включи три канона». Или: «Алиса, включи 15-ю кафизму». И всё. Я говорю: «Когда вы окажетесь на Страшном Суде, спасется ваша машина, которая, кстати, безгрешная». Это мы грешим, когда нарушаем правила, а машины наши спасутся, потому что они столько «молятся», сколько мы не молимся. Это злоупотребление.

Можно ли молиться во время работы или когда что-то делаешь? Можно. А когда встаешь на молитву, что-то можно делать в это время? Если ты молишься, то ничего в это время уже делать не должен. Если ты посвящаешь вечерним и утренним молитвам 10–15 минут, в это время ничего делать нельзя, это будет неправильно. И наоборот: когда ты что-то делаешь по дому, находишься в дороге, на работе, в это время можно спокойно мысленно молиться. Этот навык как раз свидетельствует о том, что ты Божий человек. Потому что если человек молится – он живой. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

Поэтому просите Господа, чтобы Он укрепил вас в вере, чтобы до вас дошло, что Бог – Живой, Он на нас смотрит. И как тогда к Нему не обратиться? Молитва может быть какой угодно, лишь бы она была от души.

Когда прихожане нашего храма за свечным ящиком спрашивают, какому святому и перед какой иконой помолиться в каком-то конкретном случае, наши замечательные свечницы говорят: «Бог принимает любую молитву от души. Поэтому свечу можете поставить где угодно, перед любой иконой. Господь вашу молитву, сказанную от сердца, от души, примет». Помолитесь от души,  не надо начинать специализацию: святитель Николай помогает путешествующим, преподобный Сергий Радонежский – учащимся, святой Вонифатий – от пьянства. Все это правильно, но сначала люди должны другое усвоить...

– Святые – это такие же люди, как и мы. С ними тоже можно пообщаться.

– Пусть человек сначала усвоит одну истину: Бог везде, и Ему важна не форма, а содержание. Самарянка сказала Господу: отцы наши поклонялись на этой горе (при этом она указала на гору Гаризим), а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Так где же правильно молиться? И не в Иерусалиме, и не на горе Горизим, но поклоняющихся в духе и истине ищет Себе Бог.

Дух дышит, где хочет. И в окопе, и за студенческой партой, и в больничной палате, и за операционным столом мы слышим всякое призывание имени Божия. Но у Бога нужно просить самого главного – укрепления в вере, чтобы верить, что Господь над тобой. Помните слова из псалма: предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся.

Как-то я спросил у одной прихожанки: «Как ты пришла к вере?» – и она мне ответила: «Когда я ложилась спать и утром просыпалась, я видела, как бабушка молится в святом углу. Мы что-то делали с ней по дому, и я слышала: “ Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи, сохрани! Господи, благодарю!”» Бабушка беседовала с Господом, она говорила с Ним как с живым существом, и для меня это было лучше законов Божиих, лучше «Союза», «Спаса». Для меня это было лучшей проповедью, лучшим примером молитвы».

Как воспитать детей в православной вере, в христианстве? Ты сама будь христианкой, живи Богом, и не нужно будет ничему детей учить. Если же родители только на словах христиане, дети видят эту фальшь. У отцов есть девиз: «Не учите тому, чего сами не делаете». Не нужно говорить сыну: «Сними трубку и скажи, что меня нет», – чтобы потом не угрожать ему: «Если будешь мне врать, смотри!»

Если родители живут христианской жизнью и дети это видят, видят принципиальность родителей, то, что они ни под кого не подстраиваются, рано или поздно дети скажут: «Ничего себе! А они все-таки настоящие!» – и совесть будет их укорять, и волей-неволей они тоже станут так жить. Но вот сейчас кто-то смотрит нас и говорит: «У меня дети совсем не такие. Я столько вложила в них, так их воспитывала… И куда все подевалось?»

Как-то лет двадцать назад в разговоре с отцом Алексием Сысоевым – выдающимся педагогом, который служит в нашем храме (кстати, его сын – отец Даниил Сысоев), я сказал: «Батюшка, прослужив после монастыря год-другой на подворье, я стал замечать, что когда дети достигают переходного возраста, многие из них отходят от веры». И он мне ответил: «Да не многие, а почти все».

На это я сказал: «Батюшка, тогда объясни мне, зачем мы занимаемся всем этим – гимназией, воскресной школой, воскресными беседами, походами, летними лагерями. Зачем все это?» И я услышал ценную мысль: «Знаешь, когда они будут возвращаться после того, как отошли от Церкви, от веры, их обратный путь будет гораздо короче, потому что они всё уже знают. Они были в отчем доме, они понимали, что такое исповедь, Причастие, молитва, Евангелие, заповеди, но потом им захотелось поискать чего-то интересненького, каких-то острых ощущений. Возвращение их в Церковь будет более легким».

Потрясающую вещь сказал святитель Филарет, митрополит Московский. Он был инициатором строительства Храма Христа Спасителя в честь победы в 1812 году над Наполеоном, и мощи его пребывают в этом храме. Так вот, святитель Филарет сказал: «Тяжело жить по-христиански, но не жить по-христиански еще тяжелее, потому что это бессмысленно и бесцельно».

Кто-то из старцев сказал: «Молитва – это всеобъемлющая добродетель». Память о Боге помогает нам держаться в этой жизни. Мы знаем светское выражение: «Все мы под Богом ходим». Вот если мы помним, что над нами Господь, мысль о Боге – это уже молитва. И если кто-то на нас «наехал», или жена что-то не сделала или сделала неправильно и пошло внутреннее недовольство, и гнев, и готовность сказать какие-то обидные слова, лучше промолчать и сказать об этом завтра.

Вот сейчас, летом, едешь на машине по городу и видишь, что идут то ли полуодетые, то ли полураздетые девушки. Но мы помним слова из Евангелия: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. И ты переводишь глаза наверх, затем на дорогу, на асфальт, только чтобы «не словить зайчика».

А знаете, что такое «словить зайчика»? Когда я служил в армии, я видел, что сварщики во время работы использовали защитные щитки со стеклом. Это стекло предохраняет от излишнего света, возникающего во время сварки, но через него очень плохо все видно. И вот хотелось им сделать что-то побыстрее, и они думали: «Уберу на секундочку щиток и точно увижу шов», – и получали ожог роговицы глаза. Это и называется «словить зайчика».

Зачем же ты открытыми глазами смотришь на живое излучение – на греховное существо? Нужно постараться не наловить этих «зайчиков». А что в этом помогает? Помогает память о Боге, желание уберечься от гнева, нечистых мыслей.

Мы знаем, что всякая ложь от лукавого. Вот спрашивают у тебя: «Почему ты опоздал на работу?» Можно спокойно ответить: «Я проспал», – но ты говоришь: «Попал в пробку». Ну, пробки и пробки – тебе поверили. Раз поверили, два, три, и ты уже находишься в состоянии лжи. А Господь говорит, что всякая ложь от лукавого.

Когда вас о чем-то просят, вспомните слова Господа: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Когда я уезжал из Оптиной на послушание в Москву, один старец сказал мне: «Мелхиседек, ты только не забудь – сегодня ты князь, а завтра грязь». И я подумал, как верно сказано. В любой момент можно оказаться в грязи, поэтому нужно по возможности помогать людям.

Блаженный Августин, молясь, говорил: «Господи, делай со мной то, что я делал с моим ближним». Кто из нас может такое сказать? Проявляли ли мы по отношению к нашим ближним любовь, милосердие, сострадание, помощь, поддержку? А Августин так делал, поэтому он имел дерзновение молиться такой молитвой. Поэтому я от всей души желаю, чтобы мы не просто этого не забывали, но чтобы это стало дыханием нашей души.

Кстати, относительно молитвенного правила. Епископ Игнатий советует: «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены». Многие говорят: «Батюшка, я не могу полностью прочитывать утренние и вечерние молитвы». Но это же духовный уровень детского сада! А есть еще и подготовительная группа к детскому саду. Моя племянница Маша начала ходить в детский сад в три года, и вначале ее водили туда на один час, чтобы она привыкала.

Так вот, я говорю: «Ну, не получается у вас читать сразу все утренние и вечерние молитвы, сделайте так: читайте начальные молитвы, а все остальные пронумеруйте и по нечетным числам читайте молитвы с нечетными номерами, а по четным – с четными номерами. Получится в два раза короче, но за два дня все молитвы будут прочитаны. Держитесь какое-то время хотя бы этого правила. А потом у вас уже возникнет желание и потребность прочитывать все молитвы». Епископ Игнатий говорит: «За большим и непосильным правилом следует тотчас оставление всякого правила».

– Это к вопросу о том, сколько нужно брать на себя молитвенных подвигов.

– То же самое касается и детей: Трисвятое, «Отче наш», тропарь своему святому и, может быть, какая-то краткая исповедь по лжи, эгоизме, чтобы был какой-то анализ, как прошел день, чтобы навык не потерялся. Я знаю, что христиане очень радуются Светлой седмице, когда вместо утренних и вечерних молитв читаются пасхальные часы. Я спрашиваю: «Ну, хоть их-то вы читаете?» – «Ой, батюшка, читаем». – «А почему?» – «Да три минуты, и все».

– А их ведь нужно петь.

– Ну, кто-то поет, кто-то читает. И вот люди радуются, и это маленькое правило почти никто уже не оставляет. Епископ Феофан дает еще такой практический совет. Если что-то уже надоело (у нас ведь утренние и вечерние молитвы одни и те же), если наступает охлаждение, какая-то сухость, апатия, если вы чувствуете, что молитва как бы не идет, отложите молитвослов в сторону.

Сколько у вас занимает по времени вечерняя молитва? 15-20 минут? Встаньте перед иконами и молитесь эти 15–20 минут как хотите. Прочитайте Трисвятое, хотите – со вниманием двенадцать раз прочитайте «Отче наш». Знаете 50-й псалом наизусть? Прочитайте его несколько раз со вниманием. Хотите, прочитайте 90-й псалом, тропарь своему святому, Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся» какое-то количество раз...

У святителя Феофана есть такая интересная мысль: «Марфа скажет, что правило не исполнено, а Мария отойдет, как будто она припадала к ногам Иисуса». Нам дается свобода, потому что мы не рабы и не наемники. Мы должны быть сынами. И поэтому молитвослов является для нас поддержкой, как бы разогревом, чтобы мы могли перейти к внутренней молитве. Иногда человек не может прийти к внутренней молитве без этого разогрева, поэтому в духовной жизни всегда нужно экспериментировать, но самое главное – не стоять на одном месте.

Архимандрит Венедикт, покойный наш наместник, говорил: «Гайка духовной жизни должна не раскручиваться, а закручиваться». Вот ты водишь машину и с какой-то периодичностью проверяешь колеса, потому что они имеют тенденцию раскручиваться, иначе можно на большой скорости улететь в кювет. Так и в духовной жизни: если ты не идешь вперед, то непременно скатываешься назад. Нам нужно почувствовать радость молитвы, и когда мы ее почувствуем, нас уже будет тянуть молиться.

Страшные слова сказал преподобный Серафим Саровский: «В мире вся брань идет за две вещи: дьявол борется с людьми против молитвы и против целомудрия». Думаю, то, что идет борьба дьявола против целомудрия, в эфире комментировать излишне, потому что все и так всё понимают – это немыслимый разврат в Интернете и на телевидении, какого раньше никогда не было. А еще дьявол настраивает: «Делайте что угодно, только чтобы вы забыли о молитве».

Вот женщина мне говорит: «Батюшка, я целый день кручусь как белка в колесе, смотрю – а уже 11 часов, пора спать, и к молитвослову совсем не тянет». – «Ну как, детка, тебя будет тянуть к молитвослову, если в течение дня ты не могла даже вздохнуть к Богу? Тебе это не было нужно. И кто ты тогда? Ты просто плоть и кровь, и тебе нужно только поесть, попить, поработать, поспать, сходить в магазин».

– А можно ведь просто сказать: «Господи, у меня нет сил: я так хочу спать! Можно я пойду спать? Благослови меня».

– И такое может быть, и это уже хорошо.

– Ведь наши молитвы не Богу нужны. Или как?

– Конечно, они нужны нам самим. Господь готов выйти с тобой на связь в любое время дня и ночи, а у тебя телефон не работает – разряжен. Ты жмешь на кнопки, а ничего не работает. И кто в этом виноват? Ты, потому что ты без подзарядки. Молитва и есть наша подзарядка, поэтому навык молиться, конечно же, у нас должен быть.

По поводу молитвы есть еще потрясающая мысль у Иоанна Лествичника. Он говорит: «Когда молишься, заключай ум свой в слова молитвы». И здесь не имеет значения, читаешь ты эту молитву или она твоя внутренняя (внешняя молитва по молитвослову со временем должна перерасти в молитву внутреннюю), это твое личное обращение к Богу, беседа с Ним. Думай только о том, что ты сейчас произносишь.

Если по твоему малолетству, по отсутствию привычки мысль будет отлетать в сторону, возвращай ее, заключай в слова молитвы, не давай ей улететь. Не думай о работе, о том, что приготовить, что купить, сколько осталось времени и что уже нужно выбегать из дома.

И дальше Иоанн Лествичник продолжает: «И по немногом времени найдешь успех». То есть этот опыт, это умение, этот навык – управлять своим умом по немногом времени ты получишь, найдешь. Если же ты с самого начала понял, что молитва идет бракованная, старайся исправлять этот брак, и молиться тебе поможет молитва. Ты же призываешь Бога: «Господи, помоги мне молиться от всей души». А что значит «молиться от всей души»? Это значит, что ты ни о чем другом думать не должен.

Вот мы сейчас с тобой разговариваем, и я же не говорю параллельно Мише, который сидит и слушает нас, чтобы он посмотрел по навигатору, как мы будем добираться в Ясенево, но мы умом умудряемся думать о нескольких вещах сразу. Так вот, Иоанн Лествичник говорит: если ты сейчас беседуешь с Богом, то только об этом и думай. Но дьявол вмешивается в твой разговор и подсовывает другие мысли. И вот нам от Бога дана счастливая возможность управлять своими мыслями, как говорят отцы, прилогами, помыслами, сочетаниями, сосложениями. Но это уже нюансы духовной жизни.

Как мы знаем, ПВО работает не по факту, а упреждающе. Так и у нас мысль сбивается на подлете. А чем она сбивается? Молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» («А как на работе? А как там дети?») – «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» И потихонечку мысли об одном, о другом сбиваются этой молитвой. Поэтому отцы и говорят: «Молитва дается молящемуся». От нас труд – а от Господа благословение.

У блаженного Августина есть потрясающая мысль: «Молитва восходит, а благословение нисходит». Человек действует, а Бог содействует. Откуда же у тебя будет навык, если ты не потрудился даже над самым элементарным? Поэтому сегодня мы должны думать не о больших правилах, не об акафистах, не о Псалтири, не о том или другом святом, которые, конечно же, нам помогают в каких-то наших делах.

Из этой передачи мы должны вынести самую главную мысль: Бог везде, и Он везде слышит любую нашу молитву, но только молитву от души, от сердца, а самое главное – от ума. А в каком смысле от ума? В том смысле: о чем ты говоришь, об этом и переживай.

Святитель Феофан говорит: «Разумевай читаемое и сочувствуй разумеваемому».  То есть мы должны читаемое разумевать и разумеваемому сочувствовать. Если мы говорим «помилуй», так мы и сердцем должны говорить «помилуй». Если говорим: «Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе!» – мы должны понимать это и славить Господа. Если мы говорим: «Господи, прости!» – должны разумевать, за что просим прощения, говорить об этом и молиться духом с чувством покаяния.

Вот, например, едем мы в паломничество. Встали перед иконами, и я говорю: «Читайте вечерние молитвы». И не нужно их читать так, как читают в храме, мы же беседуем с Богом. В храме немножко другое, потому что там у всех разные эмоции, и поэтому чтение в храме снивелированное. А дома мы читаем своими словами. И вообще молитва – это собеседование с Богом.

– Батюшка, вот мы говорим, что молитва – это дар Божий. Но нам задают вопрос: «Бывает ли молитва бессмысленной?» В каком случае молитва бывает бессмысленной?

– Бывает, когда человек не понимает, о чем он молится.

– Вот в храм пришел неверующий человек, у него горе. Ему сказали: «Читай 50-й псалом». Он читает его и ничего не понимает. Как ему быть?

– В таком случае вообще все сработает. Человек взял в руки молитвослов, встал перед иконой и по-детски, с малюсенькой верой обращается к Богу, даже не понимая, о чем он говорит. Но он просит Того, Кто над ним, и ожидает чего-то после своей молитвы.

– «Господи, я ничего не понимаю, но Ты дай мне это». Как-то так получается. Но это же тоже молитва?

– Конечно. У отцов спрашивали: «А как обрести опыт веры?» И они отвечали: «А ты обратись к Богу с молитвой: “Господи, если Ты есть (но я в это не верю), помоги мне в этом убедиться, откройся, что Ты есть”». Человек сам не до конца верит в то, что он молится, но, благодаря этой его детской обращенности, какими-то судьбами Господь ему это открывает.

Во время панихиды и на каждой полунощнице читается молитва об усопших: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой Господи душу усопших раб Твоих». То есть Господь все в этом мире делает с человеколюбием и глубиною мудрости, которую мы пока понять не можем. Все встанет на свои места только со временем.

Поэтому, дорогие братья и сестры, я призываю вас к тому, чтобы все мы дышали воздухом вечности, ведь молитва – это дыхание души. А святые отцы говорят нам, что внимание – душа молитвы. Там, где нет внимания, проникновения в произносимые слова, у молитвы нет души. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания мертва.

Поэтому учитесь молиться своими словами, вникать в содержание слов. Узнавайте, что означают непонятные слова утренних и вечерних молитв, чтобы все понимать.

Один ученик как-то обратился к авве: «Авва, знаешь, я молюсь, но не вижу плодов, успеха от молитвы». И тот ему ответил: «Даже если ты и не видишь прямых плодов, успехов от своей молитвы, пребывание в молитве уже есть успех, потому что это сеяние в дух. Тот, кто щедро сеет, щедро и пожнет; и сеющий скупо – скупо пожнет».

Поэтому давайте сегодня постараемся не пропустить вечерние молитвы. Если же кто-то захочет поэкспериментировать, помолитесь десять минут перед иконами только своими словами, и вы почувствуете, что «не по многом времени обрящете успех». Пусть Бог всем нам помогает научиться самому главному делу – молитве как собеседованию с Господом нашим, в Троице славимом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать