Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба). 9 июля 2023

9 июля 2023 г.

Сегодня у нас в гостях архимандрит Александр (Глоба), клирик Городницкого Свято-Георгиевского монастыря.

– Мы поднимали разные темы, говорили и про суррогатное материнство, и про ЭКО. Телезрители задают очень много вопросов на эти темы. По статистике за последние два года убыль населения в России около двух миллионов человек. Цифра непроверенная, но есть основания так говорить из-за войны и эмиграции. Население убывает, женщины отказываются рожать, остро стоит вопрос абортов. Как бороться с этим явлением? Как побеждать врагов, если мы убиваем сами себя?

– Даже на страницах Священного Писания сказано, что тот народ, который истребляет своих младенцев, нежизнеспособен. Придут другие и завладеют их имуществом, землей и всеми благами. 

Что касается суррогатного материнства, то сейчас даже принимаются некие попытки его узаконивания. Эти новости повергают в шок. Прорабатывается вопрос, чтобы оплодотворенная яйцеклетка усыновлялась.

– Еще в животе у мамы?

– Женщина подписывает контракт об усыновлении, потом к ней подсаживается оплодотворенная яйцеклетка. Сейчас женщина по документам вынашивает чужого ребенка, а так он будет усыновленным. Остается избыточное количество оплодотворенных яйцеклеток: их не утилизируют, а якобы прибегают к доброму делу: они усыновляются женщинами, которые могут их выносить.

– Это хорошо или плохо?

– Смысл-то от этого не меняется. Это поощрение появления этих яйцеклеток. Эта процедура должна быть запрещена. У нас в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» очень подробно рассказано о том, что в результате ломается психика и душевное состояние женщины и родившегося ребенка. Технологии превалируют над свободой личности. Человек не может ощущать себя вполне свободным и правильным. Он рождается не по законам природы, а по законам инновационной медицинской технологии.

И какой бы ребенок по документам ни рождался в процессе суррогатного материнства, чужой или свой, все равно здесь нарушаются основы православной семьи, права человека и принципы христианского отношения к браку. Каким бы образом это ни происходило, женщина получается третьим лицом, а значит, это участие в блудном треугольнике.

Сейчас решаются вопросы по поводу того, как и на основании каких норм и законов христианам рассматривать эти положения и состояния. На Западе некоторые христианские конфессии уже говорят о том, что это очень доброе дело.

– Почему-то они ждут компромисса от нас, что мы должны идти навстречу.

– Да, мы должны это признать, организовать, узаконить и еще этим хвалиться. На нашей плодородной (как они думают) почве должны взойти колючие цветки, совсем не розы.

Действительно, в мире науки суррогатного материнства происходит очень много того, что обезображивает человеческую природу с духовной точки зрения. Мы никоим образом не должны это принимать. Мы знаем, что такое происходит, но для нашего общества, для нашей веры и традиции – это неприемлемые события.

Недавно мы праздновали рождество Иоанна Предтечи. Большой праздник, который тоже созвучен с темой детоубийства в утробе матери. Эта тема очень острая. В православии есть определенная позиция, которая закреплена в «Основах социальной концепции». На страницах Священного Писания человеческая жизнь является одной из важнейших ценностей. И когда женщина считает, что имеет право воздействовать на своего ребенка, то она глубоко заблуждается. Есть особое состояние – беременная женщина. Оно благословлено Богом. Раньше даже были споры, болезнь это или не болезнь.

Беременность – это определенное состояние, которое необходимо для того, чтобы совершался сам акт творения нового человека, рождающегося в мир, его вынашивание и забота о нем еще в утробе. Это благословенное состояние должно быть защищаемо и обществом, и Церковью, и государством, и социальными институтами, которые могли бы использовать программы поддержки женщин, желающих стать матерями.

Сейчас мы сталкиваемся с большой проблемой: когда девушка забеременела, ей сразу дают пакет обвинений, пакет сложностей, пакет различных скандальных мероприятий, связанных с этим событием и дома, и в обществе. Беременная просто не знает, что делать и куда идти. Эти штампы просто-напросто дестабилизируют ее психику и ее отношение к своему положению. Она не знает, что делать. А работа с медицинским персоналом настолько отработана, что они могут нарисовать какой-то диагноз и как будто по медицинским показаниям, хотя их нет, позволить беременной девушке в таком вот состоянии избавиться от своего ребенка.

Это большая проблема, которая должна решаться на многих уровнях, прежде всего на государственном. И проблема эта прежде всего вербальная. Нет диалога с женщинами, которые хотят избавиться от своего ребенка. Они неправильно информированы и считают, что если на определенном этапе созревания плода у него еще нет развитой нервной и сердечно-сосудистой системы, то можно делать что угодно, он ничего не чувствует. Но они забывают, что процесс образования новой жизни начинается с оплодотворения яйцеклетки. В ней уже бессмертная душа, которая имеет право на жизнь. А люди, причастные к этим проблемам, решают, что делать с этой личностью, с этой душой.

Процесс развития устроен таким образом, что есть начало и есть конец. Это большая проблема. А если общество изменит свои установки, вектор мыслей таким образом, что начнет думать, что старики не должны доживать до 80, 70, 60 лет? Решат, что нужно от них избавляться, потому что на это тратится много денег, возникает много экономических и политических вопросов. Почему бы не затронуть эту группу? А потом скажут, что люди, которые находятся в местах лишения свободы, ограничены в правах. И зачем содержать преступника в больнице, если можно забрать у него жизненно важные органы и помочь другим людям, которые имеют больше баллов в системе ценностей общества? Так общество может дойти до абсурда.

Мы должны прежде всего опираться на христианские ценности и называть вещи своими именами. Аборт – это убийство, суррогатное материнство – это рабство и форма извращения против Божиих заповедей: не прелюбодействуй, не пожелай жены ближнего своего. Здесь идет нарушение законов, и эти грехи впоследствии будут взывать к правде Божией. Потом нам останется только молиться, чтобы Господь не обратил Свой гнев на этих людей.

Проблемы суррогатного материнства, абортов и экстракорпорального оплодотворения идут очень близко. Не бывает экстракорпорального оплодотворения без умерщвления, то есть утилизации некоторых жизнеспособных яйцеклеток. На этом уровне происходит аборт. Также возникают риски. Допустим, имплантируется несколько оплодотворенных яйцеклеток, некоторые из них погибают – и создаются определенные условия для аборта, который, как думает женщина, от нее не зависит. Но на самом деле зависит. Эти яйцеклетки берут от нее. Она соглашается на эти процедуры, поэтому повинна, как и человек, который является ее спутником, мужем, другом. Сейчас много различных форм, очень многие живут во грехе, прикрываются им и находятся в ужасном духовном состоянии.

Церкви необходимо громко заявлять об этом и научать людей не забывать своего духовного начала. Церковь должна выразить свое мнение по поводу абортов и суррогатного материнства, заявить протест, что это не является нормой, чтобы хотя бы на нашей благословенной Русской земле такого не происходило. Эта проблема очень серьезная, дай Бог, чтобы люди одумались.

– Вопрос от телезрителя: «Апостол Матфей говорит: и будут глады, моры и землетрясения по местам… также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть. Мы живем в информационном воздействии, среди всяких настроений и прочего. Как научиться исихазму в миру? Святые и наш епископ Питирим (Творогов) говорят, что в этом поможет только молитва. Когда заходишь в монастырь или храм, становится легче. А в миру приходится заставлять свой ум толкать слова молитвы через силу.

– В монастыре проще молиться, там не слушают новости, не смотрят телевизор, там нет пустых рассуждений, нет обмана. А мирское информационное пространство настроено так, чтобы сковать психику и действия людей, чтобы они были ошарашены какими-то событиями. Ведь одно и то же событие можно преподнести по-разному. Целые институты и лаборатории работают, чтобы держать людей в психологическом стрессе и напряжении. Человек в таком состоянии становится похож на зомби.

В монастыре эти оковы спадают. Благодать Духа Святого, благодать таинств и молитвы делает свое благодатное дело, и человек оздоравливается, духовно прежде всего.

Стремиться к исихазму – доброе дело, но если человек живет в семье, в обществе, то  каждый должен заниматься своим делом. Если есть семья, жена и дети, то время и внимание должны уделяться и им. Если человек более монашеского склада, то, конечно, он может в этом развиваться. Святейший Патриарх Кирилл тем, кто хочет уйти в монастырь и надеть рясу, говорил: «Научись жить монахом и в миру». Он понимал, что это поверхностное стремление, и говорил, что если научиться жить монахом в миру, то будет нетрудно преуспеть и в монастыре.  

Если ты научишься вовремя молиться и жить по церковным правилам, тогда для тебя не будет тяжелой ношей и выполнение каких-то монашеских послушаний. Это не будет обременением, это будет чем-то родным. Будет проще жить по тому призванию, которое у тебя в душе, в сердце, в сознании.

Мы прежде всего должны понять, что молитва – это наше обращение к Богу, а чтение Священного Писания – это изучение слова Божия, направленного к нам. Есть диалог между Богом и человеком при помощи этих святых действий. Мы должны прежде всего научить себя правильному отношению к духовным действиям. Последствия неправильного питания или лечения не заставляют себя долго ждать. А в духовных вещах нет боли или чего-то ограничивающего. Но духовник или люди, которые живут такой духовной жизнью, со стороны видят изменения. Если человек живет, как он думает, богоугодной жизнью, молится, считает, что многого достиг, духовно вырос, то мы его сравниваем с фарисеем, который говорил: «Господи, я и в церковь захожу, и свечку ставлю, и часто причащаюсь, исповедуюсь, у меня нет грехов, все, что за неделю сделал, – исповедал. Я почти святой человек». Духовник со стороны видит это неправильное духовное состояние.

Хорошо, когда есть потребность в молитве. Но не надо ее полностью удовлетворять. Как из-за стола надо вставать немножечко голодным, так и в молитве должно быть состояние: недомолился. Можно еще, но надо и дела поделать. Польза от молитвенного многоделания маленькая. Если человек хочет практиковаться в настоящей молитве, то нужно помнить, что она всегда сопряжена с церковным послушанием. Иногда люди, которые приходят в храм помогать, считают, что раз они пришли в церковь, то должны молиться, что бы ни происходило. Можно не исполнять свои обязанности: раз идет молитва, нужно молиться. А за свечами следить? А за порядком? Такой человек думает, что пришел молиться, а если у него останется время, тогда он может еще что-то поделать. Он заблуждается.

Делание в церкви, убрать грязь за прихожанами, еще где-то – благие дела, которые вменяются в послушание и молитву. Такой человек уже живет по евангельской заповеди, он низвергает сам себя до низов человеческого бытия, пытаясь помочь людям, сделать их жизнь лучше, прибраться, чтоб им было приятно. Эта услужливость, желание быть полезным и сделать правильно с точки зрения церковных послушаний позволяет человеку вырасти в духовном плане. Очень часто бывает полезнее и приятнее поговорить с человеком, который трудится на таких должностях, нежели с духовно развитыми и окрыленными личностями, которые думают, что уже имеют пропуск в Царствие Небесное, что у них там все договорено, раз у них есть красивый молитвослов за пятьдесят тысяч, икона за двести тысяч и крестик на груди с бриллиантами. В этом люди заблуждаются. Нужно помнить, что Господь спасает нас не по каким-то нашим проделанным шагам, которые мы считаем правильными, а по Своему милосердию, чадолюбию, по свойству Божественного бытия, которое изливается любовью на каждое творение.

Господь долготерпелив, многомилостив, многоблагоутробен, любит праведных и ожидает обращения тех, кто во грехе. Мы должны помнить об этом и не прыгать выше головы. Христос говорил, что достаточно ученику быть как его учитель. Мы не должны стремиться к тому, чтобы своей святостью превозмочь святых. Живи, трудись, работай, довольствуйся тем, что имеешь, и благодари Бога. Если будет Его воля, даст больше, а если не будет, то ничего и не получится. Мы должны научиться жить в смирении, тогда будет проще молиться и исполнять свой христианский долг. Тогда мы научимся радоваться тому, что имеем, потому что будем принимать это как особое благословение Божие.

– Еще был вопрос про эвтаназию. Вроде бы это личное дело каждого человека (и как хорошо, что человек может уйти из жизни и никому не мешать). Так это преподносят на Западе. Есть даже видео, как собираются гости, прощаются, а потом укол и слезы.

– Есть различные формы убийства. Оно бывает сладкое и горькое.

– Как это?

– Сладкое убийство, когда, например, сделали укол – и человек уснул. Организм отравили, и он умер. Сладкое чувство. Высокая доза наркотиков, останавливается дыхание, сердцебиение, и человек в блаженстве умирает. Такой человек не хочет пойти поработать, потрудиться, позаботиться о других, которые находятся в более сложной ситуации.

Очень часто к таким методам прибегают люди, которые страдают болезнями. Но это неправильно, мы должны нести свой крест до конца. И, в принципе, сейчас медицинские средства позволяют человеку сделать это достойно. Если у человека боли, которые затрудняют его существование, есть снотворные и другие вещества, которые позволяют уйти физиологически правильно: с молитвой, с каноном, с определенной подготовкой. Человек должен уходить по-христиански. Это вполне естественное состояние. Все должны будут его пройти. Процесс умирания не должен быть для нас табуированным. Наоборот, мы, как христиане, должны думать о том, как умрем. Мы научаем себя правильно молиться, правильно подготавливаться.

– И просим у Господа мирной кончины.

– Да. Просим, чтобы мы примирились с ближними, с Богом прежде всего, чтобы наша жизнь не была бессовестная, а смерть наглая. Мы просим, чтобы все было так, как хочет Бог, чтобы наше человеческое желание совпадало с Его желанием. И тогда это будет приятно и хорошо.

Если человек принимает решение об эвтаназии сам, то это самоубийство. Да, оно осуществляется руками других. Но тот, кто его исполняет, есть убийца, а сам человек не жертва, а самоубийца. Эта воля человека несовместима с волей Божией. Человек должен уходить из земной жизни по-христиански, а не через самоубийство. Господь не благословил это делание, не освятил это явление. Бог освятил уход человека от мученической кончины. За это обещан венец в Царствии Небесном.

Когда работаешь и встречаешься со смертью, начинаешь по-другому смотреть на многие вещи. Тогда становится видна человеческая глупость, и непонятен такой выбор. Зачем это делать? Человек считает, что у него есть на это право.

– Есть.

– Право-то, может, и есть, но не каждый может и должен им воспользоваться.

– Мы свободные, значит, можем это делать.

– Как говорит апостол Павел: все мне позволительно, но не все полезно.

– Так рассуждают люди.

– Рассуждают и те, кто делает аборты и другие беззакония.

– Говорят: «Зачем плодить нищету?»

– Это духовная болезнь и большая глупость, неверие и очень завышенная самооценка.

– Гордыня?

– Конечно. Такие люди не верят в Промысл Божий, в то, что Бог сделает так, как Ему нужно, и обязательно поможет, если Его попросить. С такими людьми очень трудно. Я отговорил от аборта более двадцати женщин. Когда учился в медицинской академии, просто заходил в палату и спрашивал, кто идет на аборт. После нескольких бесед и рассуждений они передумывали. Две из них до сих пор мне пишут, благодарят.

– Часто на аборт идут девушки, которые не познали материнства и не знают, что это такое. Но самое страшное, когда у матери уже пятеро детей, а она убивает.  

– Это патология, которая имеет глубокие духовные корни. С этими людьми надо очень много работать, объяснять, просвещать, молиться за них. И тогда у них меняется полярность: от твердого «хочу сделать аборт» до «аборт – это грех, я оставлю ребенка». 

– Многие благодарят. Это счастье, когда появляется ребенок, даже если был зачат при странных обстоятельствах. Всякое бывает, но ребенок в этом не виноват.

– У нас люди часто зацикливаются на том, что это грех. Но если этот грех произошел, если он уже совершен и рождается ребенок, то мы должны приложить все усилия к тому, чтобы этот родившийся человек стал полноценным, принял крещение и вырос достойным членом Церкви Христовой.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать