Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба). 4 сентября 2023

4 сентября 2023 г.

У нас в гостях клирик Городницкого Свято-Георгиевского монастыря архимандрит Александр Глоба.

В толковании притчи о сеятеле Христос говорит о четырех категориях людей по их восприятию слова Божьего. Что это за категории, которые выделяет Христос?

– Эта действительно удивительная притча была сказана Христом апостолам, евангелистам. О толковании притчи говорится в трех синоптических Евангелиях. Вся духовная прелесть была сказана народу израильскому, потому что на тот момент под семенем подразумевался образ народа израильского, народа Божьего.

Мы знаем, что Христос пришел проповедовать спасение сначала сынам Израилевым, которые должны были принять Его, но они этого не сделали. Сначала суть этой притчи заключалась в том, что это семя Израилево должно было быть посеяно для того, чтобы  взрасти в разных народах, чтобы всех людей, все народы привести к познанию истинного Бога, потому что мы знаем, что тогда было много язычников, много людей, которые верили во многих богов, не знали истинного Бога, забыли Его, жили по своим законам. Поэтому народ Израилев был выбран Богом по своим критериям.

Но в конце концов приходит Христос, и люди не узнают Его. Мессия Господь Иисус Христос приходит с определенной миссией для того, чтобы народ Израилев узнал Его, чтобы это благословленное знание распространилось по всей земле, но этого не происходит. В один момент Христос рассказывает эту чудесную притчу о сеятеле. Мы не будем ее пересказывать, а скажем, о чем в ней говорилось и что подразумевалось.

Прежде всего Господь говорит о том, что одно семя, которое было посеяно сеятелем, упало на утоптанную дорогу. Характеристики этой дороги таковы: она протоптана, у нее нет мякоти земли. Семя, которое туда падает, не может попасть вглубь, не может напитаться, не может раскрыться, реализоваться, и птицы, пролетающие мимо, видят это семя, могут похитить его, что и происходит. Под этим подразумевается определенный тип людей, жесткий по своему характеру, такие живут по своим принципам, не хотят слышать условия Божьи. Слово Божие, которое падает в сердце такого человека, не дает никакого результата.

Таким образом, пользы от сеяния для этого человека никакой нет. Бог дышит там, где хочет, но не идет против воли человека. Если нет воли человека услышать слово Божие, нет желания принять Его, взрастить это семя до любви Божией, то тут Бог и не вмешивается, потому что человеку дана особая благодать иметь свою волю, иметь возможность стремиться к Богу, измениться с помощью Божьей для Царства Небесного. Сердце твердое, как твердая дорога, не принимает живую спасительную надежду, которую Господь дает людям, чтобы спастись.

Затем Господь говорит, что иное семя упало в каменистую почву. Что значит каменистая почва? Это земля, в которой много камней, которые не дают благородному семени, зерну, глубоко пустить корни, чтобы это семя питалось, получало влагу, росло и дало определенный урожай. Что понимается под этим образом здесь? Камни, которые находятся в земле, – это люди, которые как бы готовы принять слово Божие, но бывают такие обстоятельства, которые вынуждают человека подумать о житейском, различных рабочих делах, бизнесе, домашних делах, огороде... Таким образом, люди и рады были бы услышать слово Божие, чтобы оно в их душе, сердце произвело какое-то действие, но человек не напрягается духовно, не может себя изменить, не может себя определенным образом настроить на христианскую, православную жизнь. Таким образом, семя чуть-чуть дает всходы, но из-за житейских бурь, солнца, ветров не получает должной силы – и это растение увядает.

Третий тип – это семя, упавшее в дикие растения, названные в Священном Писании терниями. Эти растения любят и влагу, и питательные вещества. Семя, которое тоже хочет получить силу от земли, заглушается этим тернием и не дает всходов. Здесь также просматривается определенный тип людей, которые заглушают свое душевное пространство, пространство сердца, различными ненужными вещами, что символизируют собой распутный мир, не приносящий духовной пользы, мир, который иссушивает человека, забирает у него все силы, делает человека духовно, душевно слабым. Такой человек не может противостоять силе мира сего, не может духовно прорастать. Такой человек – как будущий живой мертвец. Может быть, у него есть физические силы, а вот душевных и духовных сил нет, потому что все ненужное, грязное, плохое, которое произрастает, может быть, из человеческой ненависти, нелюбви, каких-то отрицательных духовных качеств человека, заглушает семя – и оно даже не прорастает в такой атмосфере, в такой почве.

Вопрос телезрительницы: «У святых отцов написано: чтобы стяжать смирение, надо просить у Бога поношения и оскорблений (конечно, каждому по силе). Как достичь такого смирения в наше время?»

– Людей очень много, и люди бывают разные. У святых отцов сказано, что люди, которые боятся поношения, огласки, страдают гордыней. Это те, у которых высокая самооценка. Они думают, что они незаменимы, что выращены в определенных высоких духовных условиях. Они думают, что другие могут их осудить, что-то такое могут о них сказать, что может повредить их тонко устроенную душевную или духовную систему... Поэтому действительно святые отцы говорят, что когда складываются определенные обстоятельства, то таких людей лечит обычно вот такая духовная таблетка, когда начинаются поношения, скорби.

Такие люди начинают вырабатывать в себе определенные духовные антитела к этому состоянию. Таким образом они излечиваются, потому что высокоорганизованного, духовного человека сколько ни дразни, ни оскорбляй, он на свой счет это не воспринимает. Он молится, благодарит Бога. Что ему до писка муравья? (Муравьи обмениваются информацией каким-то образом, но мы не слышим этого, мы не знаем об этом.) Мы не обращаем внимание на это, нас это никоим образом не задевает, потому что у нас нет высокомерия и гордыни.

Может быть, это в каком-то другом ракурсе может просвечиваться, но здесь Господь лечит и такого человека. Может быть, с одной стороны, мы не слышим в свой адрес чего-то такого плохого и нас это не задевает, а вот с другой стороны, мы, может быть, на что-то оскорбимся, обидимся, и это будет очень полезное воздействие на нашу душу, психику, потому что будут вырабатываться  духовные антитела на это явление; в конце концов мы победим сами себя, свою гордыню, приведем дух в определенное состояние смирения, благодарения Богу. Мы будем правильно воспринимать все, что происходит с нами, что посылается нам.

Я советую очень многим людям, если у них есть такая ситуация, ознакомиться с молитвой Оптинских старцев, читать ее, настраивать свой жизненный духовный камертон в течение дня таким образом, чтобы все принимать от Господа с благодарением, радостью, чтобы наше сердце было спокойным, чтобы мы за все благодарили Господа, просили у Него милости, помощи, поддержки, благословения. Тогда наш предстоящий день будет всегда проходить с особым чувствованием, особым благодатным действием Духа Святого, Которого мы призываем в своих утренних молитвах, молитвах в течение дня, молитвах перед сном.

Если мы обижаемся, если что-то нас задевает, нам очень важно заглянуть внутрь себя. Мы должны сделать выводы не на том основании, что мы такие хорошие, а на нас все нападают, но нужно обратить внимание на свою духовную слабость, на то, что мы не работаем над собой, ставим второстепенные вещи выше молитвы, выше поста и добродетели.

Когда мы начнем это понимать, то, как бы нас ни оскорбляли, ни обзывали, мы будем благодарить Господа, потому что, познавая через скорби Бога, мы познаем истинную любовь. И когда мы познаем истинную любовь, получаем истинное знание о Боге, все эти мелкие раздражители перестают действовать на нашу душу, на наше сердце, мы становимся духовно здоровыми.

Мы уже понимаем, что конечная цель нашего бытия – это Царство Небесное, что нам нужно стать достойными Царства Божия. Нам нужно измениться, нужно стать такими, какими нас хочет видеть Бог, и тогда мы сможем встретиться с Богом и радоваться вместе с Ним.

– То есть при правильном восприятии поношение становится лекарством, которое помогает излечить в нас гордыню и приводит к смирению?

– Да, конечно. Если человек, который страдает гордыней и хочет причинить другому боль, обиду, не видит ответной реакции, он сам получает порцию желчи и начинает волноваться и переживать. Нам, христианам, не нужно этому радоваться, нам нужно молиться за этого бедного человека, не знающего Бога, чтобы Господь открылся ему, чтобы он познал смирение и в конце концов получил спасение в Боге.

– Здесь сразу вспоминаются слова Христа: кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую. Это действие будет направлено на то, чтобы человек, подставляющий другую щеку, вынудил задуматься бьющего его по щеке.

– Да, чтобы этот конфликт не перерос в пожар, чтобы не пролилась великая кровь и не случилось то, о чем пришлось бы жалеть. Христос говорит, что нужно смириться с оскорблением – пощечиной, а ведь на Востоке пощечина – это всегда унижение, вызывающее насмешку у свидетелей этого.

Все это забудется, когда случится нечто более интересное. Поэтому не нужно жить этим мелким происшествием, нужно отпустить это состояние и не вдаваться в губительные подробности, которые могут привести человека к погибели.

– Да, это непродуктивно даже с точки зрения обычной жизни. То есть ответить злом на зло – вроде бы и логично, но никакой пользы это не принесет, только еще больше навредит. Может завязаться драка, в которой вполне вероятно еще больше пострадать, в том числе и быть униженным, а если это произойдет публично, негативных последствий может быть тьма.

– Да, и даже могут быть какие-то юридические последствия. Здесь стоит вспомнить другие слова Спасителя из Евангелия о том, что, идя на войну, следует просчитать свои силы. Современная христианская психология проповедует более спокойное, мирное, добрососедское разрешение возникающих разногласий путем диалога, ухода от конфликтов.

Но вернемся к четвертому типу людей – это почва благоприятная, удобренная, готовая принять слово Божие. Семя, попадающее в эту почву, раскрывается в ней, набирается сил, вырастает и дает очень хороший урожай. В Священном Писании сказано: иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

– Да. Но все это есть урожай. Так ведь?

– Да. И здесь святые отцы, в частности Николай Сербский, говорят о том, что даже характеристики этих трех типов личности не гарантируют того, что эти люди выживут. То есть все это свидетельствует о том, что они не разовьются и в конце концов погибнут.

Для духовной жизни человека это не имеет абсолютно никакой ценности, и мы должны предупредить человека об этом и постараться создать такие условия, чтобы слово Божие все-таки попало в добрую почву. Здесь семя попадает в добрую почву, но благодать рождения плода из этой доброй почвы тоже бывает разной по своей славе, по своему качеству.

Святые отцы говорят, что всходы, которые дают колосья в сто зерен, – это люди, посвятившие себя духовной жизни, исповедовавшие свою веру, проповедовавшие о Царстве Небесном даже до смерти. Это апостолы, святители, проповедники – люди, давшие богатый урожай.

Средний урожай, дающий колосья в шестьдесят зерен, – это священники, которые учат Закону Божию, монашествующие, живущие в общежительном монастыре, благочестивые правители, на которых возложена функция пасти стадо Христово.

Ну и всходы с колосьями в тридцать зерен – это тоже благочестивые православные люди, живущие в правильных христианских семьях, рожающие и воспитывающие в православной вере детей, это учители, посвящающие свою жизнь служению народу и Церкви Божией, имеющие ценность для Царства Небесного.

И пусть безбожники не обижаются, какими бы хорошими они ни были, если Христос им не нужен, если они Его не ищут, в рай они не попадут. Христос и сегодня, и вовеки Тот же, Он не ходит к тем, кто не требует Его присутствия. А кто Его требует? Грешники, осознающие свои грехи и верящие в Царство Небесное.

Апостолы, которые хотели попасть в Царство Небесное и сесть одесную и ошуюю Христа, попали туда по благодати Божией. Христос любит людей, которые Его ищут, которые Его исповедуют. Он любит даже таких людей, которые Его не знают, но говорят о Нем только хорошее.

Но если человек не хочет видеть Христа, если он живет по законам своего бытия, своей жизни (помыть посуду, посмотреть телевизор, вынести мусор, покормить кошечку или собачку, поговорить по телефону с одним, с другим), это не означает, что он что-то делает для Бога, ради Бога. Он всего лишь выполняет то, что должен выполнять обычный человек.

Мы должны помнить об этом, мы должны понимать, что в Царство Небесное не входят через открытые врата. Христос говорит, что Царство Небесное силою берется. Мы должны понуждать себя к этому, изменять себя, делать себя достойными Царства Божия. Это происходит благодаря нашим усилиям, действиям, путем мучительного изменения самого себя с определенной духовной настройкой своих инструментов – зрения, слуха, обоняния, осязания.

Мы молимся, чтобы Господь очистил наши чувствования, чтобы они не были загромождены греховной пылью, грязью, которые делают нас непригодными для Царства Небесного. Мы должны изучать слово Божие, чтобы увидеть в нем определенную инструкцию, как нужно жить, чтобы попасть на прием к Царю Небесному.

Если же человек избегает познания Божественного слова, закона Божия, конечно же, он очень многое теряет. Но мы верим и знаем, что Господь дает Церкви такую силу благодати, что происходят чудеса и многие вещи становятся как бы действенным инструментом, позволяющим вымаливать даже почти безнадежных грешников.

Слово Христово не меняется со временем, никакие лукавствующие богословы со своими толкованиями не могут изменить ни силы, ни соли слова Божия. Мы спасаемся в Церкви, а без Церкви, без Бога мы ничего не можем. Мы должны помнить об этом и подготавливать свою душу, свое сердце, духовную почву к принятию этого семени, чтобы оно возросло в нас и дало свои духовные плоды, пригодные для Царства Небесного.

– Вопрос от телезрителя: «Как-то ко мне пришел мой близкий родственник и в разговоре сказал, что теперь он хочет пожить для себя. Я ему ничего не ответил, но когда он снова пришел ко мне, я ему рассказал притчу о богаче, собравшем богатый урожай и сказавшем себе: ешь, пей, веселись, – на что Господь ответил ему: безумный! в эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

На это мой родственник сказал: «Что ты учишь меня жить?» Я ему ответил, что я не учу его жить, просто в Евангелии есть отрывок, который о многом нас предупреждает, о чем мы даже не задумываемся. Но он обиделся, хлопнул дверью и ушел. Конечно, я потом извинился перед ним, но нехороший осадок у меня остался. Я не знаю, прав я или не прав».

– Вообще человеческие взаимоотношения – это очень тонкая материя, тонкая субстанция, когда мы боимся испортить ткань, сделав неправильную выкройку. Еще больше мы должны бояться испортить отношения с нашими близкими из-за неправильного, неуместного душевного порыва сделать какое-то замечание, наставление.

Мудрый человек всегда выслушает, расспросит, постарается понять смысл сказанных слов, даже если они были какими-то резкими и непонятными. Православный человек никогда сразу не даст им прямую оценку. Всегда должен быть какой-то буфер, что ли, чтобы все негативное могло раствориться, чтобы оно не имело мгновенного прямого воздействия, которое может оскорбить человека, неправильно на него воздействовать и вызвать конфликтную ситуацию.

Я думаю, что Ваш родственник имел в виду какие-то свои идеи и желания, которыми, возможно, он хотел поделиться с Вами в дальнейшем. Поэтому мой Вам совет – никогда не делайте резких оценочных суждений. Я думаю, что у Вас с этим родственником отношения сложатся наилучшим образом, что вы поймете друг друга.

А в том, что Вы рассказали ему эту евангельскую притчу, ничего плохого нет. Главное, чтобы это было сделано с любовью, чтобы это воспоминание о евангельских событиях, о Господе Иисусе Христе принесло пользу и Вам, и Вашему близкому. Помните, что любящий человек, к которому Вы можете прийти и все рассказать, который Вас выслушает и, может быть, не сразу даст ответ, а просто помолчит вместе с Вами, выигрывает и в глазах людей, и в глазах Божиих.

Сочувствие – это большая благодетель, поэтому старайтесь быть человеком терпеливым, и лучше поучиться у другого, чем самому кого-то учить. Нужно приучить себя быть доброжелательным. А то, что Вы попросили прощения, – это очень хорошо. Я думаю, что Ваш благоразумный родственник простит Вас, и Вы еще не раз с ним встретитесь, чтобы поговорить о Евангелии, вместе сходить в храм Божий, поделиться друг с другом христианской любовью. Думаю, что все у Вас будет хорошо.

– А как человеку объяснить, что он заблуждается?

Прежде всего необходимо выслушать даже эти его заблуждения. Какой у нас критерий истины? Мы немножечко знаем из одной книжки, немножечко из другой, немножечко из чьих-то советов. Но если у человека нет регулярного систематического образования, думаю, ему лучше все-таки больше молчать и слушать.

Советы же можно давать, если человек уже действительно знает, что то, о чем он говорит, именно так и есть. Человек может передавать то, что он прочитал у святых отцов. А если он что-то говорит от себя, вкладывая в это свой определенный смысл и думая, что его мысли благочестивые и умные, то это прежде всего говорит о его недалекости, и делает он это от небольшого ума.

Почему мы должны прибегать к творениям умных людей, философов, святителей? Потому, что они прошли апробацию временем, научными школами, в них есть суждения, которые в нашем обществе имеют определенный моральный вес. Если мы придерживаемся этой границы, этой канвы, то, думаю, не будем выглядеть глупо…

Не нужно пытаться представлять из себя нечто, чем мы не являемся, иначе это будет выглядеть просто смешно. От христианина требуется великая добродетель – быть любвеобильным, дарить любовь, принимать человека таким, какой он есть, не давать ему оценочных суждений, не пытаться его переспорить. А если этот человек все же в чем-то заблуждается, в нашей Церкви есть священники, духовники, которые могут дать верный совет.

– В завершение программы я хотел бы заметить относительно притчи о сеятеле: несмотря на то что семена, попавшие на добрую землю, приносят разные плоды, эти плоды одинаково ценны для Бога. Мы же помним притчу о работниках, которых хозяин виноградника принял на работу в разное время, но все они получили одинаковую плату.

Мне кажется, что и эти колосья с разным количеством зерен – это, конечно, разные плоды, и по нашим земным меркам они ценятся по-разному, а вот по Божественным меркам все здесь, наверное, оценивается по-другому.

– Да. Но мы не должны забывать: сколько бы на небе ни было звезд, у каждой звезды своя слава. И также мы не должны забывать о том, что в Царстве Божием обителей много. Люди, живущие по христианским правилам, исповедующие православие, говорят: «Господи, мне бы попасть хотя бы на окраину райских селений, только чтобы в адские муки не попасть». Мы не надеемся на какие-то хоромы, на царский брачный чертог, нам бы пристроиться хотя бы где-нибудь сбоку, но только чтобы быть рядом со славой Божией.

Я думаю, что тех, кто трудится для Бога, Господь вознаграждает. Самая же великая слава в Царстве Небесном у тех, кто был замучен за Христа, за Его слово. Конечно же, благодать райского сада для всех людей имеет спасительное значение, и быть ближе ко Христу всегда благодатнее, чем вдали от Него или вообще без Него.

– Прошу Вас подвести некие итоги и дать напутствие нашим телезрителям.

– Дорогие братья и сестры! Я снова и снова обращаюсь к вам с просьбой поддержать наш православный телеканал «Союз». Я вижу, что верующие из других конфессий очень много тратят на то, чтобы информационная повестка дня об их вере была широко представлена в различных средствах массовой информации. Так же должны поступать и мы, дорогие братья и сестры.

Мы должны способствовать тому, чтобы слово Божие и православное его толкование также были представлены в средствах массовой информации. Мы должны помогать телеканалу «Союз», должны его поддерживать, чтобы он держался на плаву и чтобы мы с вами с радостью встречались на телеканале и благовествовали о Царстве Небесном, получая от этого духовную пользу.

Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца и святой великомученицы Ирины пребывают со всеми вами.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Ирина Овчинникова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать