Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба) 3 января 2023

3 января 2023 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач, специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Вопрос от телезрителя: «Почему Церковь осуждает пьянство? В некоторых уставных книгах написано, что в какие-то праздники полагается такое-то количество вина».

– В самом Священном Писании сказано, что Богу противно, когда человек очень сильно упивается вином и приходит в состояние, когда не имеет человеческого облика. Апостол Павел говорит, что пьяницы Царства Божия не наследуют. В Ветхом Завете также сказано о том, что сикер и люди, которые увлекаются им, были мерзостью в очах Божиих. Сикер – это напиток, крепостью немного ниже, чем у современной водки. Мы должны делать соответствующие выводы.

– А сейчас есть такой напиток?

– Чача перебродившая, которая имеет спирта 20–30%, в зависимости от того, сколько сахара было, как идет процесс брожения. Сейчас даже больший процент спирта есть в крепких напитках: и 70%, и 75%, и 80%. Человек пьет напиток, который имеет большую крепость, и приводит себя в соответствующее исступление.

Иоанн Златоуст говорит, что пьяница – это человек, который добровольно накликает на себя беса. Василий Великий, святые отцы первых веков и наши современники – все говорят о том, что пьянство очень большой грех в глазах Божиих. И человека, который умирает в состоянии алкогольного опьянения, нужно сильно вымаливать, чтобы душа его в конце концов обрела мир и покой, чтобы Господь по молитвам Церкви и родственников не осудил бы душу этого человека, чтобы была надежда на его встречу с Богом.

Пьянство всегда было порицаемо на страницах Священного Писания. Оно даже приводило к смерти. Когда два сына первосвященника пришли пьяными для совершения богослужебных действий в Ветхозаветном храме, они были умерщвлены ангелом, который был послан от Бога. Они не смогли осквернить своим присутствием, своими действиями величие славы Божией.

Мы должны помнить о том, что православный человек является прежде всего образом Христа. Он напоминает о Христе. Должны быть определенные рамки, дисциплина, чтобы своей жизнью свидетельствовать всем окружающим, что мы все-таки люди, которые воздерживаемся от всяких нечистот в духовном и телесном плане и стараемся угодить Богу, чтобы быть пригодными для Царства Небесного.

– Это очень интересно и актуально. В новогодние праздники обычно алкоголь рекой льется, несмотря на то, что обстановка вокруг к этому не особо располагает.

– В обществе существуют неправильные ориентировки, неправильный вектор духовного развития. В фильмах, в литературе воспевается это состояние. Людям не говорят о том, что происходит отравление. А если мы посмотрим в химическом словаре, энциклопедии, что такое спирт, то там прямо написано, что это гемолитический яд, то есть яд, который разрушает кровь. Но почему-то люди спокойно к этому относятся, употребляют его в довольно больших количествах. То же самое похмелье, головная боль – это признаки того, что отмирает большое количество нервных клеток в голове, что в мелких сосудах происходит тромбоз, разрушается стенка сосуда, слипаются друг с другом эритроциты. Из них в капиллярах образуются эти столбики монет, и из-за этого кровь не может омыть определенные участки головного мозга, не может принести туда кислород. Такие участки могут быть в любом месте мозга, и это приводит к тому, что человек хуже запоминает, хуже соображает, у него теряются какие-то навыки. Есть развитие алкогольного паркинсонизма. Из-за алкоголя зоны головного мозга поражаются, и человек может просто-напросто потерять определенные функции. А если человек увлекается алкоголем очень длительное время, то у него появляется алкогольный тремор. Это тоже повреждение определенных структур головного мозга, повреждение нервной ткани. Человек теряет способность нормально выглядеть. Он идет, а руки, ноги, голова – все трясется. 

– И становится агрессивен.

– На психику это тоже влияет. Есть люди, наоборот, неагрессивные, смотря какие зоны головного мозга повреждены. Если те, которые отвечают за эмоции человека, то, конечно, это отражается в определенных изменениях характера человека.

Лучше заниматься здоровым образом жизни, употреблять разрешенные напитки, которые помогают человеку поддержать организм, заниматься каким-то легким видом спорта, проводить это время в радости, в молитве, с близкими, но быть проводником добрых идей, которые угодны Богу. Если ты называешься христианином, то по-другому быть не может.

– Говорят, что у алкоголиков нет совести, от этого страдает не только тело, но и дух.

– Совесть – это категория, которая имеет свои границы определения.

– Когда ты смиряешься перед своей болезнью, начинается какое-то лечение. Это получается определенная гордыня?

– Эти люди горделивы, они неправильно оценивают окружающую обстановку, ситуацию. Работы, которые производятся этими людьми, характерны тем, что могут быть неправильно выполнены, не по технологии, имеют очень много бракованных последствий, которые приводят к тому, что что-то ломается или сделано неправильно. У хирурга может быть нарушено внимание. Как и у операторов каких-то точных машин.

– Летчики, военные...

– Это вообще страшное дело. В годы ВОВ было принято решение провести статистический анализ боев, которые проводились людьми военными в состоянии опьянения и трезвыми. У тех, кто не употреблял алкоголь, не принимал наркомовские 100 граммов, боевые поражения противника были точнее, массированнее. Все было намного лучше, чем у тех, которые употребляли.

– В бою надо думать головой.

– Да. И даже меньше потерь было. А если рассматривать алкоголь как средство от депрессии или тоски, то это не лучший, а худший способ избавления от психических явлений. Он только усиливает эти состояния. Люди просто-напросто стареют, их нервная система быстрее изнашивается. Да, она способна к восстановлению, но очень медленно. А здесь получается, что резервные способности организма очень сильно занижаются или даже переводятся в отрицательный характер, то есть происходит разрушение нервной ткани без способности ее восстановления.

– Интересно получается, ведь мы, по сути, должны говорить о чем-то высокодуховном.

– Это о духовных вещах.

– Как-то один раз я попал на исповедь к очень духовному священнику. Благо я был семинарист, более-менее что-то знал, имел хоть какой-то опыт. Я ему сказал один грех, и мы часа два копались, откуда он появился, искали причину.

– Нашли?

– Нашли. Но даже здесь, разбирая все эти вопросы медицинского толка с  некоторыми терминами, мы порой можем понять причину своих проблем. Одна из проблем сейчас…

– …бездуховность.

– Да. Какие-то другие понятия, ценности. Праздник – это выпить. А у православных как проходит праздник? Поблагодарить Бога, помолиться, литургия и так далее. Молебен…

– Мученику Вонифатию. Нужно обязательно помнить о том, что в этой жизни мы должны найти путь к Богу, встать на него и спастись. Господь дает нам такую возможность: прежде чем быть как ангелы, пройти земной путь, побывать в этом мгновении, в воспитательном процессе, который промыслительно Богом сделан для нас, и быть рядом с Ним. А мы хотим задурить свою голову и сознание тем, что есть что-то высокое, что нужно испытать. Бесы шепчут в ухо, вкладывают мысли, и человек ловится на них и действует. Таким образом попадает в ловушку. Дай Бог, чтоб она не была вечностью для человека, чтоб он мог избавиться от нее. Если он страдает грехом пьянства, наркомании, чтобы он избавился от этой зависимости и в конце концов пришел к Богу. Но к Нему лучше идти проверенным, проторенным путем, не надо делать над собой эксперименты, особенно в этой области, которая хорошо изучена и исследована, – алкоголь, наркомания, токсикомания, курение. Мы не должны ссориться с Богом, не должны нарушать Его заповеди. Господь нам прямо говорит не делать то-то, потому что будет то-то.

– Еще жизненный опыт иногда подсказывает.

– Надо быть глупцом, чтобы спорить с Богом. Он же сказал, что не хочет этого. А ты думаешь: «А что будет, если я сделаю?»

– При этом Богу-то ничего не будет. Проблемы будут у нас.

– Богу ничего не будет. А у нас будут проблемы с организмом, с человеческим телом, с окружающими, с обществом. Это полиморфная проблема, которая имеет очень много особенностей своего течения и очень трудное, долгое лечение. Нет людей, которые вчера были алкоголиками, а завтра уже исправились. Нет, эта печать алкоголика, наркомана держится до гробовой доски. Этот процесс, в который человек зашел, называется долгосрочной ремиссией. Это не выздоровление.

– Это некий промежуточной подвиг.

– Подвиг – это огромный, каждодневный процесс...

– Вся жизнь – это некое страдание.

– Да, изучение самого себя, изучение резервных духовных возможностей своего организма.

– Наверно, даже осуждать такого человека неправильно. Непонятно, как он жил, как боролся с этим, какие трудности преодолел.

– Осуждать вообще никого не надо.

– Это правда. Но их мы часто осуждаем. Нам неприятно.

– Нужно осуждать данный грех. И не позволять этим людям, которые к тебе приходят, учить тебя жизни, чтобы ты дал им на очередную дозу пойла или наркотиков. Ни в коем случае таких людей не надо ни понимать, ни прощать. Если хочешь им помочь, то помоги им попасть в реабилитационный центр. Или дай хлеба и воды, чтоб он поел. Больше ничего не надо давать. Даже не надо вести с ними никаких разъяснительных бесед.

– Это бесполезно.

– Во-первых, бесполезно, а во-вторых, кто ты такой? Проходил какие-то курсы? Этот человек с десятком бесов. Он сначала поддастся, а потом завалит тебя, еще вместе с ним напьешься. Он тебе расскажет все прелести этого бытия. Залезет тебе в карман, обманет, надурит и сделает компаньоном. «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не сидит на седалище губителей». Это люди, которые и нечестивцы, и губители, с которыми даже не нужно садиться за один стол.

– А если ты видишь, как они борются? В ремиссии?

– Это уже другое. Я говорю о тех людях, которые находятся в острой стадии. Надо этих людей изолировать, проводить с ними определенные мероприятия для того, чтобы это бесовское состояние прошло, чтобы уменьшилось давление алкогольных паров на мозг, чтобы он пришел в себя. Дальнейшая его реабилитация без лечения, без адаптации абсолютно бессмысленна. И не надо даже ставить эксперименты и лживо уповать на помощь от Бога. Это безнадежно. Господь дал такие алгоритмы, такую биохимию, потому что человек должен пройти это. Нет такого, чтоб ты пьяный встал и пошел. В этом плане чудес не бывает. Если кто-то вам рассказывает что-то другое, он врет.

Этот грех описан в Священном Писании и у святых отцов. От него очень трудно избавиться. Человек должен упасть до дна, понять, что он ничего из себя не представляет, что у него нет сил бороться. И только тогда взывать к Богу о помощи. Иначе лживые люди обманывают. Опасные.

– Есть такой термин: созависимость.

– Созависимые – это люди, которые находятся рядом с таким больным человеком. Алкоголизм прежде всего болезнь, она имеет свою нозологическую единицу, шифр в здравоохранении. А созависимые люди те, которые находятся рядом с больным; может, даже поддерживают его в этом патологическом влечении. Кто это может быть? Мама, бабушка, папа, сестра, брат, близкие родственники, те, кто живет рядом. И очень часто они совершают одну большую ошибку. Выпил – одеялом накрыть его, проспится, и все. Эти люди уже не бьют тревогу, не пытаются вывести человека из этой болезни. Они начинают его уговаривать, даже сами с ним начинают пить. Пытаются понять его жизнь, чтобы понять и простить его. На самом деле нужно просто-напросто  менять его жизнь кардинальным путем.

– То есть это то, что можно назвать любовью…

– Любовь – это когда ты пытаешься человека избавить от этой проблемы, а не когда ты ему наливаешь со словами: «Пей лучше дома, не ходи на улицу, чтобы не замерзнуть». Какая это любовь? «Нет, ты не ходи, не травись на улице, я тебя дома лучше отравлю». Хороша любовь…

Любовь – это жертва, это труд, это работа, надо делать то, что тебе не нравится, не хочется. Ну, можно ничего не делать, можно смириться с этим и быть созависимым человеком. Поэтому сразу, как появляется такая проблема, нужно бежать. У нас сейчас довольно развиты комплексы мероприятий типа: анонимные алкоголики, анонимные наркоманы. Надо сразу хотя бы на этом уровне пытаться помочь таким людям или самим себе.

А также уповать на милость Божию, ходить в храм, заказывать молебны страждущим от пьянства, страждущим от наркомании, от зависимостей. У нас при Церкви есть Синодальный отдел по взаимодействию с медицинскими организациями, и там можно узнать, где, в каких храмах, в каких епархиях занимаются такими людьми, и приступать к немедленной реабилитации и лечению.

– Вопрос телезрителя Максима: «Зачем делают из тел святых людей мощи?»

– Во-первых, они сами делаются. Получается так, что тела лежат, их похоронили, а потом начинают чудеса происходить на могилках, по молитвам этого святого. Допустим, Николая Чудотворца или Киевских святых, нетленные мощи которых в пещерах лежат. Никто ничего не делал, они сами такие образовались. И заметили, что когда проходят возле них или обращаются к этим святым, чьи мощи тут лежат, то появляется какая-то сила, которая помогает человеку избавиться от чего-то: либо от болезни, либо от каких-то проблем. И начинают молиться. Потом эти обращения увеличиваются, сначала в арифметической, а потом в геометрической прогрессии. А если люди получают просимое, то изучается жизнь человека, мощи которого остались, и потом уже принимается решение о том, что этот человек был святой, его канонизируют, достают мощи для поклонения и укладывают в раки, облачают в одежды, если это священник, или епископ, или святой, как Матронушка. И он почивает и таким видимым образом показывает нам, что сила Божия совершается даже и в немощи человеческой. Мощи – это тело, которое не двигается, человек, который умер, а благодать Божия проходит через него и укрепляет людей живущих. И у христиан должна быть определенная парадигма. Мы хотим воспринимать Бога, Его учение на определенный промежуток времени. От рождения человека. Мы не рассматриваем вопрос эмбриогенеза, то есть когда человек еще эмбрион, когда многие считают, что можно аборт сделать, что там ничего нет… Вот этот промежуток пытаемся замазать, чтобы на него не смотреть. Как человека зачать, ЭКО, различные технологии, суррогатное материнство – этот промежуток мы тоже замазываем. И до человеческой смерти или сильных болезней. Это мы тоже начинаем замазывать, считаем, что это не норма.

А православие говорит обо всем. Начиная от помысла зачать ребенка. Нужно правильно подготовить себя, должны быть определенные мероприятия, должен быть брак, два любящих сердца. Это должно быть желание построить семью, создать ячейку общества, как многие говорят. Чтобы это была малая церковь. И все, что Господь дает в жизни человека, православный человек принимает и начинает раскрывать всю свою жизнь в православном свете.

А когда мы начинаем говорить о смерти… А что произошло? Ну, человек умер. Мы все, люди, носители своих телес, мягких тканей, твердых тканей, костей – это же наше естество. Что здесь такого? Ну, мертвый, да. Все там будем. Все будем посеяны в землю…

– И они так же воскреснут, как и мы.

– И так же воскреснут, и ничего страшного нет. Просто у нас парадигма другая. Мы это принимаем как данность, как целое. А когда здесь вырезали, отсюда вырезали, оттуда, хотим только вот на это смотреть... Но это не религия, это не православный взгляд, это неправильное отношение. Мы должны всё воспринимать: и радость, и скорбь, и болезнь, и печаль, и воздыхание. И воспринимать это как данность, с которой надо смиряться.

Надо помогать людям, которые страдают и даже сказать не могут, лежат прикованные к постели. Они хотят жить, а кто-то решает, что им надо умереть, типа они мучаются. Мучаетесь вы, которые не имеете духа, которые не имеете любви, которые не имеете желания служить. Вы мучаетесь. Эти крики больного разрывают ваше сердце, потому что оно слабое, оно не духовное, оно просто какое-то эмоциональное. И поэтому люди, находящиеся в таком состоянии, – бездуховные, и у них возникает ужас. Они боятся того, кто с ними рядом, они хотят его задушить, как-то умертвить, куда-то отправить для того, чтобы не связываться. Потому что не получают помощи от Бога.

А другие люди умеют ухаживать, они принимают это как данность, понимают, что все мы получаем за свои грехи, все человечество получает за грехи. Это несовершенство нашего тела, но Господь в конце концов наше тело усовершенствует. После воскресения, всеобщего Суда все будет по-другому, не будет ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, и мы, живя этими мыслями, этими знаниями, подкрепляем себя Божественной благодатью через таинства Святого Причастия, Покаяния, Крещения и получаем от Бога определенную силу нести этот крест.

А люди, которые живут бездуховной жизнью, начинают придумывать эти законы. Убить, умертвить, отправить, спрятать, закопать. Это слабые люди. Поэтому здесь мы должны раскрывать свое христианское сердце, христианскую любовь, проповедовать миру добро и желание, умение служить ближнему. Вот это любовь. А если мы будем только на эмоциях – далеко не уедем.

– Вопрос: «Стала замечать приметы колдовства в своем доме. Иголку в брюках, которые сохли после стирки на улице, какие-то нитки, мотки и так далее. Как относиться к людям, которых подозревают в таких действиях? Молиться за них, подавать записки или просто не подавать виду и ничего не высказывать?»

– Здесь должна быть четкая дифференциация. Человек, допустим, в носках дырку зашивал и воткнул иголку. Это может быть совпадением, потому что люди, бывает, накручивают себя сами. Если здесь такого совпадения нет – тогда поговорить с этим человеком, зачем он это делает. В принципе, понятно, что существуют духи злобы поднебесной, и человек каким-то образом, либо по зависти, либо по какому-то своему духовному невежеству, хочет причинить страдания, ограничить в способностях более успешного человека. Надо посмотреть со своей стороны, нет ли у тебя какой-то гордыни и пренебрежения желаниями другого человека. Если ты такой весь красивый, такой весь модный, то другого человека ты начинаешь принижать, заушения ему делать, все время упрекать в чем-то. Ты такой хороший, а он не совсем того сорта, как все. Ну конечно, человек тут будет молиться против тебя, что-то делать, пытаться принести тебе какой-то ущерб, чтобы успокоиться. Это несовершенство человеческой души, и это надо учитывать. Найти компромисс, может быть, поговорить с ближними.

За таких людей надо молиться, потому что Господь говорил, что за людей, которые тебя хотят убить, хотят плохо тебе сделать, – надо молиться. Почему молиться? Потому, что молитва – это обращение к Богу, а Бог знает, что надо делать. И один молится, и другой молится. Тот, который хочет убить, – молится Богу, и тот, которого хотят убить, – молится Богу. Господь же не делает так, чтобы и одного удовлетворить прошение, и другого. Господь – это и великий ум, и великая любовь, и милосердие. И конечно, когда мы неправедно гонимые, то у Бога возникает такой вопрос: «Как это ты незаконно гонишь этого человека, да еще и молишься?» И тут может быть попущение такое, что человек, который эти самые иголки, нитки подкладывает, может пострадать сам. И это делается не для того, чтобы как-то проучить его, ограничить, а для того, чтобы изменить его жизнь. То ограничение, которого он пожелал другому, – он сам и испытает его. Так очень часто бывает.

А православным людям надо просто молиться. Если мы будем молиться, обращаться к Богу в утренних, вечерних молитвах, приобщаться Святых Христовых Таин, то ничего бояться не надо, потому что мы находимся в неком коконе Божественной благодати, и Господь нас защищает, Господь нас укрепляет, Господь нам потворствует в нашем желании быть полезными окружающим людям, в служении Ему. Поэтому бояться не надо. Если есть какие-то подозрения – есть молитва от чародейства Киприану и Иустине, Архангелу Михаилу, Господу Иисусу Христу, любая молитва Божией Матери, которая содержит прошение защитить, укрепить, благословить, освятить твою жизнь, Божией Матерью слышима, и всегда Она помогает. Всегда и везде. Поэтому если у тебя есть такой молитвенный щит, состоящий из святых угодников Божиих, то это не страшно. Пусть что хотят, то и делают, ничего у них не получится.

– А что такое страх?

– Страх какой? Бывает несколько видов. Страх адреналиновый, который приводит к ужасу. Страх Божий.

– Давайте поговорим о страхе перед завтрашним днем.

– Это боязнь перед неизведанным. В Священном Писании сказано: не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем.

– Все так, но мы боимся.

– Мало ли чего мы боимся. Это опять-таки нет внутреннего стержня, нет хребта. Прожил сегодняшний день, поблагодарил Бога: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй». И засыпай.

Проснулся, пальчиками поработал, ножками поработал, все работает – «Слава Тебе, показавшему нам свет!» И начинаешь молитвы, и живешь дальше. И так вот живешь каждый день. Каждый день рождаешься, каждый день умираешь. И так постепенно Господь дает тебе определенный жизненный путь. Не нужно жить так, как неблагоразумный богач, который говорил, что завтра житницы все снесет, новые построит, зерна у него много, всего у него много... А Господь через ангела Своего говорит: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя. И ничего у тебя не будет, растащат все твое добро, оно потеряется в вечности и пространстве. Поэтому мы не должны думать так.

Надо всегда уповать на милость Божию, как апостол Павел говорит, что если будет на то воля Божия – все будет хорошо. Поэтому уповать на волю Божию, уповать на мудрость Божию, на Промысл Божий – и тогда таким людям проще живется. А если человек находится все время в каком-то страхе, нерешительности, неуверенности, то, по всей видимости, он многое потеряет.

– Надо быть смелее?

– Надо быть смелее в своей надежде на Бога.

– Доверять Богу?

– Он же сказал, что без воли Его и волос с головы человеческой не упадет. У нас есть очень много способов напомнить Богу о себе. Утренние и вечерние молитвы, молебны, молитвословия, благодарения, чтение Священного Писания, воспоминание имени Божьего, Иисусова молитва – этим всем мы напоминаем о себе. Он говорит: «Хорошо, Я помню о тебе, не переживай!» Понимаете? А если человек, как автономная подводная лодка, без заряда аккумуляторов начинает уходить под воду, то он и не всплывет в этом житейском море. У него не хватит сил подняться и подышать воздухом. А если он заблаговременно все сделает, подготовит и будет уповать на милость Божию, на помощь Его, то и на дно опустится, и наверх поднимется. Мы должны на Бога надеяться и знать, что Он это сделает. Знать, что Господь поможет, Господь укрепит. Только молись: «Господи, благослови, дай мне этого духа, знания, уверенности». Господь дает, помогает и укрепляет.

– Бывало ли в Вашей практике, когда люди приходят на исповедь и Вы понимаете, что здесь не священник должен разбираться, а психолог?

– Очень часто. Психиатр даже. Так как я имею специализацию по клинической психологии, профессиональный психолог, я могу совмещать эти два состояния. Я специально это сделал, чтобы в дальнейшем мне не заниматься неким футболом, а помогать людям как специалист. Потому что это и медицинская составляющая, и работа священника. Причем они не смешиваются. Есть определенные алгоритмы поведения священника. Есть алгоритмы, когда священник уже как психолог, тогда немного по-другому можно действовать. И помогаешь этому человеку, он избавляется от каких-то проблем, даже неврозов, неуверенности. Много проблем. Бывает, с шизофренией приходят, с неактивной формой шизофрении, вялотекущей, но человеку надо помогать.

– А как такие люди приносят покаяние? Как их причащать?

– Очень просто. Они же отдают отчет своим действиям. Но бывает, допустим, параноидальная шизофрения, когда им все время кажется, что за ними следят, что их все время травят, что их пытаются убить, что от них пытаются избавиться. Они вред обществу могут и не приносить, а могут и принести. Выбежать на дорогу и спровоцировать аварию или спрыгнуть откуда-нибудь могут и не осознавать этого, не отдавать себе отчета. Но они не агрессивные в том плане, чтобы взять нож и убить. Такое очень редко, это уже когда активная фаза шизофрении, когда не хватает лекарственных препаратов, тогда таких людей надо, конечно, помещать в стационар и приводить в порядок. И потом они опять определенное количество времени живут, принимают медикаментозное лечение и, в принципе, нормальные люди, которые могут и в храме помочь, и выполнять какие-то функции, даже работать на производстве. Здесь такая проблема, которая корректируется. А обращается много людей таких. С неврозами, с подобными неврозам проявлениями, нарушениями.

– Сейчас много людей с депрессией. Или это всегда было?

– Дело в том, что сама эта погода, мрачность всегда в людях возбуждает такие низменные, инстинктивные начала, люди часто бывают озлобленные, с нарушениями психики. Приходится улыбаться, приходится собой являть пример: люди приходят с мыслями, что все плохо в жизни, в стране, – а ты им улыбаешься.

– Можно сказать, что это от безделья?

– Что значит от безделья? Человек трудится на производстве…

– Можно дополнительно что-то себе придумать, потому что есть время свободное.

– У него хватает сил дойти до храма, посоветоваться с батюшкой. Это уже неплохо. А есть много людей, которые пытаются пивом заглушить, алкоголем, наркотиками, блудом заглушить, различными непотребствами. И они тонут. Очень много людей тонет, разных, со своими болезнями. У всех болезни, нет здоровых людей, есть плохо обследованные. Мы должны стремиться не к тому, чтобы у нас все в теле было хорошо, потому что апостол Павел говорил, что Господь дал ему это жало, чтобы оно напоминало, достаточно ли той благодати, которую он получил от Господа, и вот это жало, которое он от Господа получил, напоминает ему о том, что он все-таки человек ограниченный,
что он не вечный и должен посвятить свою жизнь служению Господу сполна. Вот мысль апостола Павла. Поэтому мы тоже должны помнить, что у нас у каждого есть какое-то жало, которое ограничивает нас в чем-то, показывает, что мы несовершенны. Но также мы должны понимать, что это жало есть, что мы умеем справляться с этим жалом, но вместе с тем и правильно служить Богу, без остатка.

Спасибо Вам за эту беседу, было очень интересно. А вывод можно сделать такой: всякому греху, даже духовной проблеме есть причина, и иногда она кроется в том, что мы, может быть, банально не следим за своим здоровьем.

– Духовным в том числе.

И физическим тоже. Разные случаи, разные ситуации, но один из выводов такой. Поэтому будем беречь свое тело, душу, заботиться о себе по мере сил.

– Помните, у нас одна из бесед была о том, что хорошо, чтобы в здоровом теле был здоровый дух, по словам апостола Павла. Будем об этом молиться

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать