Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба). 29 октября 2023

29 октября 2023 г.

Сегодня у нас в гостях архимандрит Александр (Глоба), клирик Городницкого Свято-Георгиевского монастыря.

– Вспыльчивость, раздражительность – психоэмоциональные состояния человека, но бывает, что это черты характера. Кроется ли за этим какой-то духовный смысл? Могут ли быть вспыльчивость и показывание своего «я» проявлением некой гордыни и так далее?

– Действительно, очень интересный вопрос. Эти состояния наблюдаются почти у каждого человека. Даже в Священном Писании говорится о похожем состоянии у Господа нашего Иисуса Христа, когда Он был в храме и, свив из веревок бич, начал изгонять торгующих. Он говорил: Дом Мой домом молитвы наречется. Все беззаконие, что там происходит, вся эта мерзость духовного запустения вызвали особое чувство в сердце Господа, и Он сделал действие, направленное на избавление от того, что невозможно принять и с чем невозможно соединиться ни с какой стороны.

Конечно же, это психоэмоциональная характеристика человека. И если эти качества находятся в таких пределах, что из них не может развиться эмоциональная буря, то, в принципе, это считается вариантом нормы.

Человек не может быть бесстрастен. Все-таки бесстрастие – это призвание людей, которые находятся в определенном монашеском и духовном состоянии спокойствия и соединения с Богом, примирения с Ним, когда в сердце у них Христос, а в душе любовь и благодать. Для них это естественное состояние. Они не поддаются триггерным актам, которые может вызвать житейская ситуация или какая-то мелочь. Эти люди находятся в духовном благостном бытии, для них это что-то пройденное и обузданное.

Если человек не старается себя сдерживать, то такие состояния перерастают в страсть, и это видно уже по его лицу, глазам, движениям.

– Видно, что лучше с ним не связываться.

– Да, лучше его обойти. Так поступит умный человек. Но есть люди, которым интересно посмотреть, во что это может вылиться, и они, наоборот, начинают провоцировать такого человека и получают от этого некое внутреннее удовлетворение.

– Это другая крайность. Но все-таки что делать, если вспыльчивость стала твоим духовным недугом?

– Нужно это осознать и как бы посмотреть на себя со стороны. Сейчас есть средства записи, видеофиксации. Хорошо, конечно, чтобы это не было из каких-нибудь новостей про человека с неуравновешенной психикой, совершившего поступок, который повлек за собой какой-то резонанс. Нужно попросить человека, с которым находишься в доверительных отношениях, записать тебя на телефон и посмотреть, как это все происходит. Или, может быть, есть какая-то видеозапись. Я думаю, если человеку показать, объяснить это, то он все поймет, как бы увидит себя со стороны и начнет над этим работать.

–  Это в лучшем случае.

– Конечно, очень часто люди позволяют себе такие состояния, когда чувствуют внутреннюю разнузданность. Не свободу, а разнузданность. То есть их никто не успокаивал, им никто не говорил о правилах поведения.

– Какое-то чувство собственной правоты.

– Да, чрезмерное. И поэтому с такими людьми надо работать, это все-таки психологическое состояние, которое требует психологического воздействия. Но если такие люди очень буйные, агрессивные, то естественным и нормальным, наверное, будет применение к ним более жесткой силы и приведение в чувство. А если это патологическое состояние…

– Это может быть болезнь?

– Да. Такие люди нуждаются в медикаментозной коррекции, в помещении в определенный стационар на дневное отделение или диспансерное наблюдение, а может быть, и на какое-то длительное время для того, чтобы выработать концепцию и стратегию лечения этого состояния.

Если же такие состояния слабые, то есть человек в большинстве случаев в течение дня нормальный, добрый, но бывают моменты, которые могут спровоцировать какую-то гневливость, раздражительность, то это уже вариант нормы. Но человек должен уметь быстро приходить в спокойное состояние.

– Это очень тяжело.

– Надо над этим работать. Когда человек падает, конечно, лежать-то легче.

– А есть ли какие-то православные способы преодолевать это состояние? Ведь они бывают у каждого.

– Конечно, необходимо общение с людьми, которые показывают нормальную модель поведения. Нормальное сообщество. Худые сообщества развращают добрые нравы. Если модель поведения, которую транслирует человек, принимается сообществом, то он считает, что это норма.

А если люди, которые окружают его, будут не согласны с такой моделью поведения, будут сигнализировать ему об этом, будут пытаться изменить отношение этого человека к той или иной ситуации, им не будет нравиться, как он себя ведет, ему будут говорить об этом и помогать избавиться от плохих поступков, то вот и лечение.

Если говорить с духовной точки зрения, то человек должен быть духовным.

– Как это понять? Я помню, один мой знакомый, чтобы не ссориться с женой, вообще уходил из дома, не сказав ни слова. Она вначале это не принимала, но потом поняла, что лучше пусть идет. Как раз из-за того, что верующий, он понимал, что лучше уйти, найти какие-то ответы внутри себя, вернуться и уже нормально поговорить.

Уклонися от зла и сотвори благо. Эти рецепты есть и в Священном Писании, и в Псалтири, и в Притчах Соломоновых. Если их почитать, если знакомиться с насыщенностью этих духовных советов на страницах Священного Писания, то каждому человеку будет легче жить. Поэтому Ваш знакомый поступал правильно, профессионально. Когда человек уходит, он не является раздражителем для другого и сам удаляется от раздражителя, поэтому его чувствования приходят в нормальное состояние.

– Но часто мы проявляем эмоции совершенно из благих побуждений, это какое-то негодование, например, или праведный гнев.

– У Господа в эпизоде, который мы рассказывали, был как раз праведный гнев.

– Можно же, когда видишь несправедливость, как-то высказать свою точку зрения?

– В некоторых ситуациях так и надо сделать. Потому что человек – это психоэмоциональное существо, он также воспитан на определенных моделях поведения. Этот мыслительный, психологический алгоритм понятен большинству людей, которые обладают такими же психоэмоциональными характеристиками. Поэтому когда человек выражает этот гнев, все знают, что здесь что-то ненормальное. Если человек, который не является каким-то субъектом, будет выражать гнев, то здесь возникает вопрос: «А с чего вдруг?» Если человек начальствующий, который поставлен для того, чтобы блюсти порядок, то с этой стороны мы понимаем, что что-то сделали не так, поэтому получили ответную психоэмоциональную реакцию. Но здесь другое.

Если человек гневлив, то ему не хватает любви.

Какой любви? К нему?

– Вообще любви к человеку, к образу Божию, любви к миру, к Богу, к Его творению. Мы люди нищие духом и должны понимать, что в нас мало хорошего. Мы должны просить этого у Бога. А когда человек думает, что он хороший, когда он делает кучу грязных, плохих вещей, но при этом думает, что никому не наносит вреда, он ошибается. Он наносит большой вред своей душе. Он думает, что хороший только вот по этим критериям. Но в глазах Божиих, относительно правды Божией такие люди не весят ничего и не могут войти в Царство Божие. Самые сильные грешники, допустим, блудницы, которые описываются на страницах Евангелия, вроде ничего плохого людям не делают, даже дарят им счастье, добро, но к ним вот такое отношение. Лукавый так запутывает.

– Путает карты.

– Путает духовные ориентиры, и человек просто-напросто может прийти в такое логическое заблуждение. Мы должны придерживаться Священного Писания. Оно, как нить Ариадны, помогает нам выйти из лабиринта неправильного отношения к жизни.

– Порой думаешь о том, что ты в праведном гневе, а на самом деле просто попал в не очень хорошую ситуацию.

– Часто люди, которые подпитываются каким-то «праведным» гневом, совершают большое количество преступлений и нарушений. От этого портятся отношения между людьми.

– Я недавно встретил сектантов, которые хорошо знают Писание, приводят цитаты, постановления Соборов. Даже я по сравнению с ними как-то не очень... Но как только начинается что-то, сразу хотят выбить мне зубы. Яркий пример. Хотя они вроде как правы. Но где любовь?

– Они подкованные.

– Очень много эмоций.

– Почему захотели сразу выбить зубы?

– Я же стою на своем, что я в Русской Православной Церкви Московского Патриархата и не сдвинусь; и почитаю Святейшего Патриарха Кирилла.

– Я понимаю, откуда ветер дует. С такими людьми надо показывать свою твердость и непоколебимость.

–  Наверное, лучше с ними не общаться?

–  Ну, если надо, можно и ответить своей твердостью. Иоанн Златоуст говорит о том, что нужно сокрушать уста нечестивому.

– В каком случае можно высказывать свою правоту, свое мнение, правду Церкви?

– Свою правоту надо доказывать в суде.

– Если это гражданский путь, диалог.

– А если это пустой спор, то, как сказал один интересный психиатр, надо иметь пять скоростей вперед и семь скоростей назад. Нужно тысячу раз подумать: «А стоит ли?» И будет правильно сдать назад, даже если в глазах какого-то сообщества ты при этом будешь выглядеть более бледным и неправильным.

– С такими людьми, как свидетели Иеговы, которые, между прочим, запрещены в России, иногда интересно пообщаться, выслушать их точку зрения. Они потом импульсивные становятся, возбуждаются как-то. Или нужно избегать таких разговоров?

– Конечно, нужно.

– Праздное любопытство – это плохо?

– Это агрессивные люди, которые сразу бегут в суд, начинают выносить мозги, еще что-то. Поэтому лучше с ними не связываться, просто игнорировать, как-то ставить их на место. С ними надо говорить на языке закона. А доказывать им свою правоту, правоту своей веры… во-первых, ничего не докажешь, они зомбированные люди…

– Я удивляюсь, как люди легко продают свои квартиры, рушат семьи.

– Потому что это психологи, проводят зомбирование.

– Вопрос от телезрителя: «Как часто исповедь помогает в борьбе с гневным чувством? Когда его нужно исповедовать? Как почувствовал, что оно в тебе возникло, или когда оно уже получило какое-то развитие в душе?»

–  Господь указал нам универсальные средства спасения, это пост, молитва, любовь и вера в Бога.

– Вроде все просто, но трудиться надо.

– Нужно приходить исповедоваться к священнику, который Вас знает. Иногда человек каждый раз приходит к новому батюшке, и приходится постоянно изучать анамнез, рассказывать все сначала. Но есть такие люди, которые просто хотят поговорить.

Если человек действительно борется с этой страстью, если у него есть духовник, к которому он ходит, который его наставляет, который ведет его по жизни, благословляет молитвенное правило, то, конечно же, это чувство лечится.

Человек должен соблюдать пост и гастрономический, и душевный, и духовный, то есть воздерживаться от чрезмерных эмоциональных нагрузок, не смотреть телевизор и Интернет. Бесы злобы поднебесной проникают через все это духовное пространство, и человек теряет контроль над своими эмоциями и чувствами. Он перестает существовать в реальном мире и переходит в виртуальный, начинает каким-то образом там проявлять себя. Но в реальном мире законы того мира не действуют или действуют по-другому.

Здесь необходим пост, воздержание от всего, что нагружает психику и душу человека ненужными вещами. Когда человек начинает соблюдать молитвенные правила, вечерние и утренние, читает молитвы в течение дня, каноны, акафисты, нагружает свой ум добрым чтением, все это благотворно действует и на его сердце. Такой человек преображается. Но обязательно должен быть духовник, который будет что-то подсказывать.

Есть люди, которые любят ходить по всем православным сайтам. Начинаешь такому что-то рассказывать, он начинает психовать: «Батюшка, Вы не правы, вот я прочитал у святого отца…» Так если ты такой умный и все знаешь, лечись дальше.

Когда заходишь за ограду церкви, нужно закрывать чемодан своих страстей, оставлять его перед входом. Приходишь в церковь, будь готов принять советы. Не волю, воля в монашестве, но выслушать советы, принять лечебные действия молитвы, благословения, таинства. А если ты приносишь свой чемодан страстей, открываешь его и показываешь батюшке, то зачем тогда пришел? Найди себе другого собеседника. Я обычно советую, чтобы люди нашли кого-то для разговоров и таким образом проявляли свое одиночество или желание пообщаться. Священник все-таки для другого. Он, конечно, должен быть соответствующе подготовлен, но и человек, который к нему приходит, должен знать, что пришел к священнику, а не к какому-то мужчине, который переоделся.

– И всегда тебя выслушает.

– Священник не должен никого выслушивать. Он молится Богу и приводит людей ко Христу. Он рождает людей для Царствия Небесного, поэтому к нему и отношение должно быть соответствующее.

– С другой стороны, частая исповедь, то есть постоянное наблюдение за своей духовной жизнью, может подавить такие моменты.

– Что значит частая исповедь?

– Скажем, внимательное отношение к своей жизни.

– Знаете, перфекционизм – это тоже грех. А духовный перфекционизм еще хуже.  

– Прелесть.

– Да, это называется «прелесть», поэтому здесь надо реально понимать, кто ты. Если ты не монах, если живешь в этом мире, то должен выполнять то, на что поставлен. Какая польза от человека, который должен заниматься какой-нибудь деятельностью, но вместо этого работает над своим духовным перфекционизмом? Его спрашивают: «Почему не выполняешь работу?» – «Знаете, у меня проблемы с моим духовным состоянием, я не могу на этом сосредоточиться. Вы мне платите деньги, я буду приходить, показывать, что я как бы на работе, но заниматься этим не буду, потому что должен понять себя».

Что значит частая исповедь? Каждый день? Каждую неделю? Каждый месяц? Надо определить рамки. Частая исповедь обычно в монастырях и скитах, где послушаешься духовнику, старцу, настоятелю, наместнику. Там есть такое понятие. Там, бывает, собираются братья, каждый открывает свои помыслы (или, может быть, это какая-то частная беседа). Это одно дело.

А если человек, у которого есть жена, дети, родители, начинает копаться в том, в чем не должно? Конечно, надо расставлять акценты. Конечно, там не нужно вести такой монашеский образ жизни. Есть посты, которые установила Церковь. Будь добр – соблюдай. А то получается: «Батюшка, дайте мне послабление во время поста». А когда поста нет: «Благословите меня на пост». Дождись, когда будут посты, и постись как положено. Говорят: «Батюшка, благословите на чтение Псалтири». Спрашиваю: «А утренние молитвы читаешь?» – «Да, по сокращенному молитвослову». – «Зачем тебе добавлять что-то, если ты молишься по сокращенному? Бери полный молитвослов и увеличивай свое молитвенное правило». Таким образом человек будет возрастать.

– Почему нужно брать благословение на Псалтирь? Человек не может самостоятельно по возможности прочитать три псалма?

– Дело в том, что человек, который все-таки хочет духовного руководства, имеет на это право. У людей, которые занимаются молитвенным деланием, есть опыт. Это же целая наука, а не просто открыл, почитал, закрыл. Это определенная система, которая помогает человеку преобразовать себя и свое внутреннее состояние, изменить человеческое естество.

Просто так не возьмешь и не помолишься. Духи злобы поднебесной не спят. Они великие постники и великие подвижники. Они не спят, не едят, только наблюдают, кого бы совратить со спасительного пути, поэтому хорошо, если человек берет благословение, советуется.

Но если у него нет основания для того, чтобы сдержать свое молитвенное правило, то, взяв благословение, он будет искать другого священника, чтобы этот другой облегчил его ношу. Потому что к тому батюшке, у которого взял благословение на увеличение ноши, стыдно идти. Батюшка не поймет. Очень много таких людей. Спрашиваешь их: «А почему так?» – «А мне было стыдно, как-то не по себе. Я взял благословение, и пришлось пойти к другому, объяснить все». – «А почему ты не мог прийти сюда и объяснить, какие у тебя жизненные изменения, что у тебя происходит, что вызвало потребность ослабить молитвенное правило?» – «Ну, не знаю». И это очень частая ситуация, которая бывает почти у каждого батюшки на каждом приходе. К таким людям и соответствующее отношение со снисхождением, с пониманием. Это тоже духовный опыт. Человек, который прошел этот путь, получил этот урок, посоветует и другому христианину не брать на себя огромную ношу. Для начала нужно хотя бы справиться с теми обязательствами, которые мы имеем. Вот молитвослов. Сначала хотя бы по этому алгоритму пройти определенный путь и получить духовную пользу.

– В современном обществе есть так называемые токсичные люди.

– Есть.

– Это тоже какое-то духовное состояние?

– Да. Дело в том, что все люди токсичные, но кто-то проявляет это сильнее. И все-таки это секулярное название: «токсичный». В Церкви чем человек токсичнее и чем лучше ты умеешь налаживать с ним контакт, быть в диалоге, тем больше твоя добродетель. Токсичные люди – это модное явление. Сейчас модно этим объяснять какую-то свою духовную, душевную недееспособность.

– Индивидуальность.

– Люди, которые говорят об индивидуальности, эгоистичные личности, они хотят отказаться от своих общечеловеческих обязанностей. Они придумывают эти рамки и определения, которыми обкладываются как защитной стеной. «Ты токсичный, ты противный, ты злой». И начинается градация людей: на каждого повесим ярлык. Церковь, наоборот, говорит: разрушайте эти барьеры, работайте над собой, дарите всем любовь.

Если говорить с точки зрения секулярной психологии, то есть определенные психотипы, типы личностей, имеющие какой-то набор характеристик. Потому с этими людьми надо вести себя так, а с этими – иначе. Но с точки зрения духовной психологии священник все-таки должен уметь находить контакт со всеми людьми посредством союза с Богом через любовь и молитву. Конечно, на сто процентов со всеми найти контакт не получится, но надо просить у Бога, чтобы хотя бы на девяносто пять процентов это получилось. Я думаю, Господь поможет в этом.

– Как быть, если, допустим, есть какое-то предвзятое отношение к тебе либо ты чувствуешь, что постоянно придираешься к человеку и ничего с этим сделать не можешь? Вроде как и любить его нужно, о чем мы сегодня и говорим, но ты так не можешь. Например, он твой коллега, а тебе не нравится, что он делает и как говорит, что ходит за тобой и задает какие-то вопросы. Как в этом состоянии себя вести?

– Молиться за него и просить у Бога, чтобы помог найти правильное решение в тот или иной момент, когда возникает какая-то ситуация. Бывает, что ситуация и яйца выеденного не стоит. А наделать ошибок, наломать дров можно столько, что потом ретроспективно начинаешь думать, зачем так поступил. Ведь можно было просто промолчать, помолиться, уйти от этого, а ты начинаешь искать правду, какую-то истину. Господь есть путь и истина и жизнь. Поэтому мы должны в таких ситуациях обращаться к Богу, начинать читать Иисусову молитву.

– А есть люди приторно-сладкие, якобы хорошие, правильные. И нам тоже это порой не нравится, мы к этому начинаем относиться как-то негативно.

– Господь говорит: будьте в трезвении. Не должно быть ни приторности, ни навязчивости. С навязчивыми ты должен быть кротким, а с приторными – нейтральным. Просто: я знаю, что ничего не стою…

– А так можно о себе думать?

– Конечно, мы рабы неключимые. А кто мы еще?

– Здесь возникает вопрос: уничижая себя внутри, можно это делать по-разному, даже подавлять свою личность.

– Во-первых, это не должно быть со страстью. Есть люди, которые так уничижают себя, что и гордый до такого не додумается. Конечно, все должно быть в рамках разумного. Человек должен понимать, что такое человеческое достоинство. И вместе с тем понимать: если человек себя высоко ставит, тут что-то не так. Когда человек себя просто недооценивает, люди тоже это замечают. Но когда человек не имеет к себе завышенных требований, с ним и легче жить, и легче договориться. Когда человек идет по золотому пути, он легче воспринимает все то, что предлагает ему мир.

– Эти состояния, когда ты себя переоцениваешь или недооцениваешь, тоже своего рода духовные проблемы человека? Может быть, это защитная реакция на что-то?

– Она не должна переходить в страсть. Что такое страсть? Это укоренившаяся привычка.

– Но иногда не можешь остановиться.

– Так надо работать над собой. Надо себе говорить: «Подожди». Начинать читать Иисусову молитву. Хочешь выругаться – остановись, помолись. И Господь тебя преображает, наводит в твоей душе умиротворение. Просто надо быть готовым принять это от Бога. А если ты этого не делаешь, у Бога ничего не просишь, Господь говорит: «Пробуй сам».

– Кого-то это состояние тяготит, тяжело понимать, что несвободен, что-то камнем внутри висит. А кому-то нравится так себя вести.

– Этот человек страстный.

– То есть вырабатывается модель поведения, которая противоречит собственному естеству, получается. Он же родился с какими-то дарованиями, с каким-то характером…

– Характер – это все-таки дело воспитания. Если человек пылкий, его можно воспитать так, что он станет кротким. Это зависит от воли человека, его умственных, душевных и духовных способностей, то есть все это возможно сделать. А кроткого человека можно воспитать злым, агрессивным, вспыльчивым. Это все в пределах возможного.

– Почему и говорят, что добрых людей лучше не злить.

– Вообще никого не надо злить: ни добрых, ни злых. А стараться, как говорил Амвросий Оптинский, никого не осуждать, никому не досаждать и всем – мое почтение. Это и есть золотой духовный путь. Это тоже замечено, испробовано в монастырской жизни. Дают готовые советы – бери и делай. Не хочешь делать – проходи определенный путь, но ты придешь к одному ответу, что этот святой все-таки был прав. Надо было к нему прислушаться и применить на практике его совет, тогда не было бы многих жизненных ошибок. И был бы совсем другой человек.

В Священном Писании сказано: изучай с детства слово Божие – и жизнь у тебя будет благословенной. В этом смысл Псалтири, смысл духовного учения, которое дано Самим Богом.

– Часто мы видим неспокойных людей, вспыльчивых, гневливых. Возможно, этим людям кажется, что это проявления характера, воли, чего-то еще.

– Они считают себя индивидуальностями с такими замашками.

– А порой встречаешь очень спокойного человека, понимаешь, что он свободен в своих решениях, в своем поведении. И у него есть какой-то успех в жизни. Потому что, получается, в этом состоянии он достигает некоего целостного образа, это видят другие, и с ним можно общаться.

– Есть корреляция между воспитанием и образованием. Если человек не читает духовную литературу, не живет духовной жизнью, от него ждать больших духовных результатов нельзя (или такое бывает очень редко). Если человек растет, образно говоря, на улице, среди тех людей, которые матерятся, используют наркотики, у них девиантные формы поведения, то, конечно, бывает, что ангел Господень защищает его, находящегося в такой среде. Но в большей степени люди воспитываются на потребительском отношении к жизни и потом транслируют это уже в других местах.

– Все-таки вокруг себя нужно формировать соответствующее окружение.

– Надо обязательно стараться выбирать таких друзей, в которых нет зла, нет модели агрессивного поведения, церковных, которые любят Бога.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Сохранение личности».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать