Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба). 20 апреля 2025

20 апреля 2025 г.

В студии – архимандрит Александр (Глоба), клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Батюшка, как Вы встретили светлый праздник Христова Воскресения? Какие у Вас были ощущения, эмоции? По себе замечаю, что каждый раз как будто заново все происходит. Такая детская радость всегда

– Действительно, детская радость. И хорошо, когда эту детскую радость сохраняешь, особенно когда надо делать большой объем работ, чтобы эту радость ощутили те, кто приходит встречать светлое Христово Воскресение. К сожалению, у нас очень многие думают, что, наверно, государство или какие-то особые структуры выделяют средства для того, чтобы мы, священнослужители, устроили такое торжество. Что оно уже кем-то организовано, нам же надо только там появиться, показать себя, а все будет само собой. Все эти «первомаи», демонстрации оставили такие штампы, и люди не знают, что организовать праздничное богослужение, крестный ход и все то, что в бытовом плане обеспечивает нашу пасхальную радость, – это огромный труд. Во многих местах храмы надо и покрасить, и привести в порядок. Иногда бывает, что за один вечер надо выполнить объем работ, который обычно делается за месяц, два... К сожалению, бывает так, что планы не сходятся с возможностями. Казалось бы, можно подготовиться за полгода. Но не получается: то одного нет, то другого не хватает, то люди уехали… Бывает, что Господь устраивает так, что эти объемные работы выполняются за короткое время, чтобы радость от пасхального богослужения состоялась. Любой священнослужитель, который отвечает за проведение праздничного богослужения, находится в определенном напряжении.

– Он еще и молится!

– Да, он еще и молится, и исполняет свои пастырские обязанности. Если бы мы не знали, что в этом нам помогает Бог, то никто бы не шел на это служение, боясь быстро потерять здоровье. Но когда Господь устраивает все наилучшим образом, участвует в жизни прихода, в жизни пастыря, когда ощущаешь благодатное действие Святого Духа, то благодаришь Бога за все. Потому что Господь сказал, что о тех, кто будет Ему служить, проповедовать Его имя, Он будет заботиться как о птицах небесных. Действительно, часто бывают моменты, когда при других обстоятельствах ты давно уже сошел бы с этой дистанции. Но Господь каким-то чудесным образом держит, поддерживает, подкрепляет. А главное – Он требует от нашего сердца, чтобы мы не унывали, были верными, не предавались Иудиному греху. Мы же знаем, что Иуда не дождался того момента, когда Христос бы его простил. А Христос бы простил его, если бы тот покаялся. Но он сам себе вынес решение, осуждение и сам привел приговор в исполнение. Во Христа он не верил, в Царство Небесное не верил, а жил своими эмоциями, низкими чувствами. Некоторые начинают задумываться: может быть, этот человек преследовал какую-то цель? Но в Евангелии ясно сказано: он был вор, его сердце было наполнено желчью, он желал материального, хотел все и сразу получить, к чему нас тоже постепенно приучает современный мир. Мы должны об этом помнить, если хотим нести крест нашего служения Богу, и полностью полагаться на Господа нашего Иисуса Христа.

– Вопрос от телезрителя: «Когда жены-мироносицы в первый день после субботы рано утром пришли ко гробу, там уже никого не было. Они только засвидетельствовали факт воскресения Христа. А многие факты говорят о том, что Христос воскрес в субботу. Не зря этот день считается днем Бога, и в Писании сказано почитать и святить его. А эту заповедь никто не отменял».

Одно другому не мешает. Суббота – день тишины, и что творится в духовном мире – мы можем только предполагать и полагаться на слова Священного Писания в Ветхом Завете, в мессианских стихах, что имеет очень глубокий смысл. Это такая высокая наука, что нам ее до конца не понять. Но мы знаем, что суббота – это день покоя, когда Господь ничего не делал. Когда Он сошел в ад, когда разрушил вереи ада? Мы должны понимать, что Господь свободен от времени и пространства. Как быстро и в какое именно время Он это сделал – нам это знать пока не дано, мы можем только предполагать. Поэтому мы полагаемся на учение Церкви и знаем, что в субботу Господь субботствовал, чтобы в воскресенье мы могли Его встретить видимым образом и возвестить вечную истину: «Христос воскресе! Воистину воскресе!»

– Есть такая шутка: «Как ни приду в церковь – всё «Христос воскресе!» поют. Один раз в год приходят люди в храм. Очень много людей приходило в Великую Субботу освящать яйца и куличи, пасхальные яства, и я заметил, что батюшки пытались поговорить с ними: вот вы принесли все это, вы молодцы. Но есть более важные вещи: давайте к плащанице приложимся. Есть таинства, нужно причащаться И даже грусть небольшая присутствовала. У нас все видимое любят: вербочки посвятить, теперь – куличи… Потом – Троица, веточки или еще что-то, у кого какие традиции.

– Ну, еще не все потеряно…

– Да, слава Богу, что приходят эти люди. Но, с другой стороны, не очень получается прививать правильное отношение к этому.

– Это все надо формировать. Если ювелир будет сидеть и ничего не делать – у него будут лежать драгоценные металлы, камни, но из них никакое красивое изделие не родится, они так и останутся металлом и камнями. Так и человеческая душа: если она не подвергается обработке словом, духом, то остается необработанной каменной глыбой, черствой и холодной. От священника очень многое зависит. Если сразу не получается, надо молиться, просить у Бога помощи, поддержки, чтобы это происходило по воле Божией. И тогда обязательно получится, капля камень точит.

– Да, будем надеяться, что люди будут приходить не только освящать куличи.

Вопрос от телезрителя: «В Светлую седмицу читаются часы Святой Пасхи. Можно ли читать акафисты и другие молитвы?»

– Очень хорошо читать акафист Воскресению Христову. Есть такие книги со старинными акафистами Воскресению. Можно читать и другие молитвы, посвященные Воскресению Христову, их очень много. Открывайте Триодь Цветную и читайте в пасхальный период все молитвы оттуда. Можно и канон пропеть, и синаксарь читать, и молитвы – много чего. Но мы всё должны нести в меру, без избытка – и пост, и радость. Даже в Светлую седмицу Церковь дает нам такую меру духовного просвещения, духовной радости, которая не превышает возможностей человека, которую человек может в себя вместить, потому что можно «перемолиться».

С другой стороны, на Светлой седмице можно каждый день ходить на литургию. И каждый день крестный ход, особые богослужения. Я очень люблю вспоминать, что в это время происходит в храме. В Великую Субботу на вечерне пели первый глас. Сегодня вечером – второй глас, завтра будет третий глас и т.д. Все воскресные стихиры, которые мы поем в течение года, будут пропеваться за неделю. Так положено по уставу. Придите, послушайте их в храме! Они недолгие, но очень динамичные.

– Да, не заключается все в часах, там много песнопений.

– Еще надо понимать, что часы по уставу поются только в первую неделю, потом мы возвращаемся к обычным утренним молитвам, только без «Царю Небесный» и в начале и конце поем «Христос воскресе».

– И вместо «Достойно есть» – «Ангел вопияше».

– Уникальная неделя, можно ею сполна насладиться. А акафисты – потом. В одном храме, где я несу небольшое послушание, на престольный праздник будет читаться акафист Божией Матери. Именно в престольный праздник Ее особое почитание по традиции.

– Если есть храмовая традиция, ее никто не может отменить.

– То есть бывают разные нюансы, но по особым случаям.

– Главное – чтобы это было с радостью, верой, достоинством и любовью.

– Это как литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост, она полагается только в среду и пятницу, но может быть и в престольный праздник.

– Или если какое-то особое событие…

– То есть у нас устав строгий, но и гибкий.

– Гибкий, и, самое главное, он позволяет нам увеличить торжество дня. Если устав нам что-то предписывает, мы меньше не можем сделать, а полиелей или бдения мы можем добавить, если настоятель благословит. Это устав позволяет.

– А с другой стороны, даже если составляешь службу, есть определенные критерии, когда полиелей, когда славословие… И по-другому ее строишь.

– Да, есть такое право: повышать разряд службы.

– Поэтому у нас очень интересно в храме, и все понятно становится сразу.

Вопрос о причастии: многие священники говорят, что те, кто регулярно исповедовался и причащался в пост, особо готовился всю Страстную седмицу, могут на Светлой причащаться без исповеди, если не заметили за собой какого-то тяжелого, смертного греха. Как здесь быть? Ведь иногда сложно причащаться без исповеди.

– Если сложно и что-то тебя не пускает, наверно, надо отложить до следующего раза. Не надо себя насиловать. Есть духовник. Если он считает по-другому, он может разрешить твои проблемы. Возможно, у тебя в голове крутится какая-то мысль, какая-то проблема мучает, которая не является препятствием для причащения. Здесь надо с духовником решать. Бывает, что человек с дороги, с работы пришел, не успел подготовиться, но очень хочет причаститься. Если духовник считает, что ты внутренне готов, серьезными грехами не согрешил, – причастись, потом что-то почитаешь. Здесь нужен подход ради Христа: если Христос пришел ради нашего спасения, то мы-то кто такие, чтобы людей от Него отгонять? Даже если не нравится тебе человек (всякое бывает), но ты должен его внутренний мир исследовать: может быть, вы просто не нашли взаимопонимания? А если человек обманывает, злоупотребляет этим, его лучше пока придержать

– А в Светлую седмицу как все-таки?

– Если человек готовился, имеет такую потребность и нет вопиющих грехов, которые являются препятствием для причастия, почему он не может причаститься?

– Радость должна быть полной.

– Мы знаем время литургического поста. И просто не надо объедаться, надо в меру потреблять все, что есть. Бога поблагодарил, молитву почитал, поел – и слава Богу, радуйся жизни.

– А как готовиться?

– Часы читать, канон и молитвы к причастию.

Вопрос от телезрителя: «В чем заключается духовный смысл праздника Пасхи?»

– Смысл ее в том, что Господь дал обещание нашим прародителям, что совершенный ими грех будет разрешен Богом. Господь Свое слово сдержал, послал Искупителя, послал Утешителя, и мы живем в том промежутке времени, когда Христос воскрес. Мы живем во время Светлого Христова Воскресения. Каждая встреча Пасхи – это наша надежда, наше ожидание Пришествия в мир Спасителя для того, чтобы Он судил мир и по Своему благому Божественному Промыслу сделал так, как Он это замыслил. Смысл Пасхи заключается именно в этом. Это не какое-то оконченное событие. Еще будет Второе Пришествие Господа Спасителя. Мы живем не в какой-то закоснелой системе, где ничего не происходит. В книгах написано, что было время до прихода Спасителя, было время, когда Он пришел, когда пострадал. И все это происходит согласно Писаниям, которые Сам Спаситель диктовал тем, кто это все записывал. Он же Логос. Мы должны об этом помнить и знать, что само Христово Воскресение для нас имеет огромнейшее значение: нас Бог не обманул, и мы являемся свидетелями этой Божественной правды. Мы надеемся на воскресение, верим в это воскресение. А если мы верим в него, мы знаем, что Господь придет и воскресит нас. И Он показал нам, как мы воскреснем: мы избавимся от этой ограниченности.

Христос же появился там, где Его не ждали ученики. Он среди них появился и сказал: «Мир вам». То есть Он управлял уже и телом и показал, что и нам будет возможно так же управлять своим телом, состоянием, положением. То есть мы будем в этом плане богоподобны. Для этого мы должны понимать и философию, и духовный и нравственный смысл явления Воскресения Христова и, конечно, Пасхи.

– Да, и многие люди говорят из вежливости: «Христос воскресе». Так принято говорить.

– Из вежливости говорят обычно: «Христос воскрес». А грамотные люди говорят: «Христос воскресе». То есть в церковнославянском языке это особая форма глагола в продолжающемся времени. Христос воскрес, и мы живем в это время, – время Воскресения Христова.

– Потому что даже в Символе веры заложено, что мы чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Порой люди называют себя христианами и не понимают, кто воскрес. «О чем вы говорите?» – задают вопрос.

– Когда мы говорим, что Христос воскрес, то это как бы закончившийся акт. А мы живем именно во время Воскресения Христова, во время того дня, когда придет Христос судить живых и мертвых. Поэтому мы должны это более духовно понимать, так, чтобы не потерять богословский смысл этого выражения. И церковнославянский язык очень хорошо говорит об этом.

– Да, об этом нужно знать. Батюшка, Вы когда-нибудь были на Святой Земле во время схождения Благодатного огня?

– Не был. Я только его встречал, когда привозили.

– Телезритель просит рассказать, действительно ли есть такое чудо.

– Мы верим, что Господь посылает нам чудо после молитвы предстоятеля Иерусалимской Церкви, когда тот выносит этот благодатный свет и раздает людям. И, естественно, мне нет интереса лезть в физику или химию происхождения этого огня. Для меня важен результат того, что по молитвам происходит величайшее событие, и это обнадеживает весь мир.

– Да, все говорят: еще год проживем.

– Я боюсь туда ехать, потому что я человек грешный. Бывает так, что грешник съездит по святым местам, а потом надо готовиться к смерти. У меня такое понимание. Поэтому я боюсь много ездить по святым местам. Я люблю в храме молиться, что-то такое маленькое делать, у меня свой Афон, свой островок спасения. Если будет возможность, конечно, может, и поеду, а так сейчас ни возможности, ни времени нет. Может быть, я и хотел бы съездить, но я не знаю, как там, я там не был ни разу.

Господь мне как-то посылает окольными путями эти святыни. От Гроба Господня камушек дали, от других святынь Иерусалима камушки есть. Друг из Италии тоже какие-то святыньки привез. А я верю, что они имеют особую сакральную, мистическую силу. Там все хорошо, и у меня на душе хорошо. Особого стремления попасть туда нет, если даст Господь – попаду, а нет, так и я сильно не стремлюсь. Но боюсь вместе с тем. Потому что место святое, а я как сорная трава. А всякая сорная трава боится огня попаляющего.

– Правда ли, что на Пасху обязательно нужно съездить на кладбище? Это постоянный наш вопрос.

– На Антипасху – да, пожалуйста. Можно сходить в свободные дни прибрать могилку. Но на Пасху надо проводить время в храме, дома позаботиться о молитве. На кладбище надо ехать в специально выделенное Церковью время – на Радоницу. Но если человек имеет возможность попасть туда только на Пасху, то, конечно, сходить надо. Бывает, захоронения в других городах, в других странах. Поэтому, конечно, попасть туда надо и память почтить, свечку поставить, помолиться, но не устраивать поминания на кладбище из еды. Потому что люди порой приносят конфеты и этим крыс разводят. Потом удивляются, что кресты клонятся вниз, могилки просаживаются. Крысы там живут, норки себе делают, а люди, получается, их подкармливают. Потом деньги платят, чтобы выровнять эти могилки. Поэтому надо даже практически к этому подходить. Не нужно и с алкоголем приходить, а то льют этот алкоголь на могилу. Свою душу калечат. Это же в греховное состояние себя приводят, когда напьются и наедятся в тех местах, где это не положено. Устав же не только в богослужении, но еще и в жизни нужно соблюдать: как себя вести, что делать. Поэтому не нужно сюда примешивать какое-то обрядоверие, вообще не православное, не христианское, а нужно просто-напросто узнать, как благословляет Церковь проводить то или иное время.

– Если человек умер в эти дни, на следующей неделе все равно идет отпевание.

– Особый чин, да. Но все равно мы молимся, и литургии совершаются, и частички вынимаются и за живых, и за мертвых. Потому что мы должны помнить, что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Поэтому поминаются все абсолютно. Иногда спрашивают, можно ли подавать записочки. Можно. Подавайте и за здравие, и за упокой, и на сорокоусты. Чем больше вы молитесь, тем лучше для души усопшего и для вашей. Поэтому надо молиться, прикладывать особые усилия, жертвовать на храм, церкви восстанавливать, поддерживать храмы. У нас же люди боятся помогать храму, а пойдут в клубы, там потратят тысячи за ночь и потом жалуются. Или к каким-нибудь шарлатанам пойдут, тысячи потратят.

– Миллионы, батюшка. Квартиры продают. Просто прочитаешь иногда об этом и ужаснешься.

– А за сколько свечку берут? За 5–10 рублей. И при этом совести не хватает прийти в храм и дать на краску, на ремонт или чтобы иконы отреставрировать. Давайте, может быть, что-то сделаем для Бога, что-то построим, сделаем так, чтобы Господь увидел наше сердце, стремящееся к Нему.
 
 Мы должны людей к этому призывать. И, конечно же, не идти на поводу у тех, кто все время плачется, что денег нет. Выйдешь провожать человека до калитки, смотришь – а у него «Мерседес» или BMW, а говорит, что денег нет.

– Такие машины даже содержать дорого.

– Я понимаю, все деньги уходят на это. Это проблема. Нас же все время обвиняют за денежные вопросы. А вы хотите в чистый храм приходить, чтобы в нем свет был, хор красиво пел?.. Бывает, на иконах стекло протирают, прежде чем приложиться. А как такие причащаются? Только губами, так, что частичка выпасть может. Надо уста широко открывать, чтобы принять частичку.

– То есть это некая брезгливость?

– Абсолютная брезгливость.

– А зачем это тогда им нужно?
 
 – Ну, как бы они и хотят, и боятся, а потом себя пересиливают.

– Борьба идет, может, какая-то.

– Да, а потом как бы одолжение делают себе Бывает, стесняются.

– Многие относятся к причастию как к некому магическому действию, не понимая его сути, думая о том, что это принесет удачу.

– Если греческое слово «магикос» понимать в полном его смысле, то да, это огромные мистические, таинственные силы. Это хорошо, что у них есть такое понимание. Но дело в том, что у них редуцированы духовные качества, свойства. Например, есть корова, а есть хвост от коровы. Он корове принадлежал когда-то, и ты не скажешь, что это не коровий хвост. Но самое полезное мясо, из которого можно блюдо сделать, накормить людей, осталось в туше.

Когда понимаешь, что нужна работа над душой, над своими грехами – это как мясо коровы. А есть какие-то остатки, хвосты да копытца, они никому не нужны. Люди, памятуя об этом, думают, что получают от Причастия самое главное для них – деньги, удачливость. То есть они не понимают всей силы и размаха Божественного величия. Они судят о Божестве по тому человеку, который заходит в Божественный сад, но у него такие маленькие карманы, что те большие яблоки, которые он там может взять, в них не помещаются. И он рвет всякую зелень, чтобы хотя бы что-то унести.

Но в этом саду можно поработать, потрудиться, отдохнуть и законным образом пользоваться плодами благодати Господней, а они на это не готовы. Им надо сейчас откусить хоть что-то, как тем детям, которые бегают по садам и яблоки воруют. Так и эти люди приходят чуть-чуть откусить, испытать какой-то драйв, еще что-то – и все, им большего не нужно. Они свою жизнь не собираются тратить на эти «мелочи». Это мы такие люди, как апостол говорит, для многих и юродивые, и безвольные, и ущербные, а для Христа нужные и полезные. Поэтому мы должны для себя выбор сделать: кто мы такие, чего хотим и насколько далеко можем за Христом идти. Каждый человек может сделать для себя такой выбор.

– И вопрос такой задавать себе можно ежедневно.

– Да. Вот говорят: как понять свое призвание? Иные говорят, открывается что-то. Какие счастливые люди! Может быть, Господь им открывает что-то, может, дневник какой-то чудесный у них есть на каждый день А обычно что-то делаешь вопреки своим чувствам, ради того, что ты подвизался идти за Господом, и не так важно, нравится тебе это или нет.

Потом те люди, которые так сказочно рассказывают, в какие-то некрасивые истории попадают. А так все красиво рассказывали: тут им Господь что-то открыл, там что-то шепнул. Все время шепчет в уши дьявол: этим не занимайся, поспи, отдохни, отложи на потом, кто-нибудь другой за тебя сделает, Бог все простит. Вот когда ты эти борения проходишь (и у святых отцов об этом написано), тогда понятно. А когда говорят, что у них все получается, что-то тут нечисто, на какую-то не ту дорожку ставит лукавый и приведет в такие обители, что потом будешь очень долго сожалеть об этом.

Поэтому служить Богу сложно. Христос об этом сказал. А если кто-то говорит, что легко, – это сказки. Трудно это. И вот ради этого Господь спасает, прощает тебе грехи, потому что это труд. Для твоего тела грех более естественен, чем правильность, поэтому так трудно бывает.

– А если трудно, когда же будет радость? В чем тогда радость?

– А Господь говорит: ждите Моего Пришествия.

– Но мы же на земле сейчас живем. Нам же тоже нужно радоваться.

– Нужно находить какую-то золотую середину. Радость в Светлом Христовом Воскресении. Но если ты понимаешь это, если для тебя это является ценностью, то это радость. А Господь говорит о том, что если бы мы оценили Его подвиг, Его жертву, тогда по-настоящему радовались бы. Но радость – это не хихиканье и не фейерверки, все это эрзац. Радость – это когда находишься в некоем духовном слиянии, духовном единстве с Богом через Причастие. Может быть, тебе много чего не нравится, но ради Бога ты это делаешь. А почему ты это делаешь? Ты Ему веришь.

Для нас важны слова апостола, что мы должны делать очень многое, чтобы идти за Богом. И бывает так, что многие люди потом и уходят, когда достигают какого-то положения, высот. Кто-то священником становится, а потом так складываются обстоятельства, что он говорит: «Зачем мне это надо, зачем мне эти трудности и ограничения? Зачем я трачу свою жизнь на ненужные вещи?» Кто-то веру меняет, потому что не нашел Христа в этом своем служении.
 
 А Христа найти очень сложно. Он нас все время испытывает, научает. И дело православного человека – отдаться этой благой воле Христовой, принимать все, что есть, не паниковать, а просить у Бога милости, прощения, оставления грехов. И надеяться только на Его благую волю. Без этой надежды ничего не получится.

У меня был личный опыт. Думал, сделают эти, помогут те, а была пандемия – умер один, второй, третий. Как столбы, которые поддерживали какой-то массив. Один столб рухнул, второй, и весь этот массив перекосило. Поэтому не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения (Пс. 145). А когда Господь вывел Давида из пастухов и сделал царем Израилевым, то сделал это ради его веры, ради того, что он уповал на волю Божию, знал, что Господь его не оставит. Не то чтобы у него заложены были какие-то качества для этого. Нет, Господь открывал их. Если бы Давид закоснел в том грехе, из-за которого потом написал 50-й псалом, то мог бы сойти с исторической линии и запомниться нам как человек, который совершил этот грех. Но он претерпел и унижение, и порицание от Бога таким образом, чтобы опять вымолить у Бога прощения. И даже Сам Христос потом соблаговолил быть из рода Давидова, прийти в мир и спасти человечество.

Поэтому мы должны об этом помнить и иметь огромную веру. А это очень сложно. Может, есть такие люди, которые не боятся умереть. Я, наверное, боюсь, потому что грехов много. Боюсь этой геенны огненной, всего того, что отдаляет от Бога. Боюсь остаться за пределами Царства Небесного.

– А что делать, пока мы живы?

Надо каяться, делать добрые дела так, чтобы Господь оправдал хотя бы за то, что мы стремились к этому. Поэтому я каждому человеку говорю: ты должен понимать, что не в этом мире ты должен копить сокровища. Неизвестно, что будет. Помните, как Иов Многострадальный много думал о сыновьях и дочерях? В момент их не стало, никого не осталось. Уповайте на волю Божию. Господь нас напитает.

Поэтому для нас праздник Святой Пасхи, Святого Христова Воскресения имеет огромное значение. Пребывание в состоянии веры, радости, немного эйфоричное, праздничное, помогает человеку задуматься о многих вопросах, освободиться от каких-то вещей, которые сковывали и движение, и сознание. И вместе с тем дает надежду, что если Господь довел до этой Пасхи, то доведет, может, и до следующей, если будет Его святая воля. Поэтому радуемся, живем, надеемся. Как говорили святые старцы, делай что должно  и будь что будет. Так и спасаемся.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Валерия Макарова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма святителя Николая Мирликийского в Старом Ваганькове священник Димитрий Артемкин.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X