В студии клирик Городницкого Свято-Георгиевского монастыря архимандрит Александр (Глоба).
– В наш век пропагандируется идея, что нужно быть успешным, то есть представлять из себя человека, у которого есть хорошая одежда, который ест в дорогих ресторанах, постоянно путешествует, имеет автомобиль. И такие люди действительно есть. Не скажу, что они очень счастливы, но формируется именно такой образ человека, к этому все пытаются стремиться, не всегда понимая, какой ценой этого можно добиться. Хотят легких денег; и побыстрее. Каким должен быть успешный человек на самом деле?
– Остается только порадоваться за людей, которые живут в достатке и комфорте.
– Они соблазняют других, которые хотят быть такими, но не хотят работать.
– Соблазнить других можно чем угодно. И ответственность на той стороне, которая соблазняется. Специально, конечно, дразнить не нужно. Если люди достигают каких-то высот, прикладывают определенные усилия для достижения цели, это неплохо. Наличие машины, дома, семьи, успеха, когда человек может поехать отдохнуть и живет в определенном достатке – это одно из благословений Божьих.
Другое дело, если человек задирает нос, чувствует себя выше других, привилегированным, определенной элитой и забывает о том, что есть люди, которые нуждаются в заботе, внимании. Тогда возникает вопрос нравственного характера и вспоминаются слова, которые Господь сказал богатому юноше: пойди, продай имение твое… и следуй за Мною. Христос не осудил богатство, но констатировал факт, что трудно богатому войти в Царство Небесное. Соблюдать заповеди – это умение получать от Бога и отдавать Ему. Как отдавать? Господа мы можем увидеть в человеке, который находится рядом с нами, в нуждающемся. Говорят, что иногда Сам Христос может посетить человека в достатке, богатстве и радости и посмотреть, как он реализует Божественный план, который предусматривает, с одной стороны, радость, а с другой – умение делиться с теми, кто нуждается. Нравственная дилемма здесь может быть очень существенной. Если человек понимает этот Божественный замысел, то творит милостыню, участвует в жизни Церкви и других людей.
Людям, которые имеют свой маленький бизнес, занимаются каким-то делом, я часто говорю, чтобы они очень осознанно подходили к тому, что Господь дает им по молитвам. Мы обязательно должны отдавать. Но отдавать тоже нужно правильно. Господь дает особые благословения, особые молитвы. И, допустим, если человек ходит в храм Божий, то должен участвовать в жизни этого храма, чтобы при нем была воскресная школа или какой-нибудь духовно-просветительский центр.
Хорошо, что ты что-то делаешь, что-то производишь, но делать это необходимо не ради того, чтобы получить деньги, а ради особенной сверхценной идеи. Звучит непонятно, может быть, из-за того, что кажется, что такая идея бесполезная, если этот термин, например, используется в какой-нибудь психиатрической патологии. Но ее настоящий смысл: быть выше всех тех идей, которые имеют в виду материальный достаток. Идея имеет духовный потенциал. Поэтому человек должен стремиться к этой ценнейшей идее, чтобы послужить Христу посредством участия в жизни земной Церкви.
– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Церковь проповедует, что нужно читать Евангелие с толкованием. Но сколько я слышал толкований о притче о неверном домоуправителе, все делают упор на то, что нужно привлекать друзей неправильно нажитым богатством. Но, как я понимаю, Христос сказал это с иронией. А главное в конце: если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? Но все толкуют это только так, что надо приобретать друзей на ворованные деньги».
– Действительно, здесь очень много толкований и много мыслей. И это хорошо, что у Церкви богатый опыт и разнообразие толкований. Смысл заключается в том, что управитель, которого, скорее всего, оклеветали, не опустил руки, а показал хозяину определенное отношение к жизни, тем самым давая пример людям, которые, может быть, разочаровались в каком-то жизненном подвиге, в каких-то ситуациях. Очень часто бывает так, что мы опускаем руки и не делаем то, что необходимо для нашего спасения. Нужно искать пути выхода из трудных и, казалось бы, патовых ситуаций. Да, они могут завести человека в духовный тупик, когда он падает на дно и не знает, что делать. При помощи этой притчи можно сделать определенное заключение: если человек профессионал, специалист в своем деле, то он может делать то, что будет полезно, в другом месте, пусть не у этого господина, а у другого, ведь он знает, как решать вопросы по хозяйству, которое ему доверяют.
Мы должны помнить о том, что являемся христианами. Бывает так, что мы заходим в жизненный тупик и забываем о том, что надо молиться Богу, святым, Богородице, вымаливать у них и ангелов, у Животворящего Креста Господня возможность спастись. Мы должны использовать все наши внутренние потенции, все наши силы, как этот неверный домоправитель, чтобы получить прощение грехов, возможность оправдаться перед Господом и Его благословение дальше жить, действовать и выполнять волю Его. В этом евангельском рассказе очень глубокий смысл, который дает нам возможность выйти из нашей трудной жизненной ситуации. Господь все может. Он дает нам силы и таланты.
Домоправителя оклеветали в глазах хозяина, и тот решил это проверить. Но домоправитель не сделал ничего сверх того, что мог делать. Наценка, которую он мог получить для себя, не запрещалась законом и теми правилами, которые существовали в то время. Он имел право получать процент с предоставления возможностей другим людям пользоваться продуктами или благами, над которыми был поставлен. Он отказался от своих процентов, от того, что могло принести ему пользу, но не принес ущерба хозяину, а дал ему то, что положено. И, разобравшись, хозяин говорит: очень хорошо, что домоправитель такой мудрый и сообразительный.
Господь намекает нам, христианам, что и мы должны иметь какую-то духовную смекалку, быть услужливыми, быть такими людьми, которые могут получить вход в Царствие Небесное. Как? Через любовь и служение ближнему, через различные послушания и возможность реализовать знания, которые получаем в жизни, в училищах и институтах, чтобы то, что написано в Священном Писании, перекладывалось на нашу реальную жизнь и мы таким образом исполняли волю Божию. Это замысел Творца. Если человек следует этому алгоритму, то у него, по словам Спасителя, есть возможность наследовать Царствие Небесное.
– Вопрос от телезрителя Владимира из Курска: «В притче о богатом юноше Господь говорит ему продать имение и следовать за Ним. В Книге Деяний люди приносили апостолам проданное имущество. Если я захотел идти в монастырь, то мне надо раздать имущество и идти в монастырь нищим? Или же забрать все с собой? Кому надо помогать? Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».
– Здесь нужно рассматривать разные периоды и духовной, и физиологической зрелости. Если человеку, допустим, лет 70 или 80, он идет в монастырь, то можно принести туда свой вклад, подвизаться и отойти к Богу, будучи монахом. В этом нет ничего плохого, если человек хочет посвятить жизнь Богу и приходит в монахи со своим имуществом, чтобы монастырь стал правообладателем этого имущества и осуществлял деятельность при помощи этого вклада.
Если человек молодой или в зрелых годах, естественно, у него должна быть квартира или дом, какое-то имущество, чтобы иметь гражданские обязательства. У него должна быть прописка, чтобы прикрепиться к поликлинике и получать то, что положено по закону: пенсию или какие-то другие выплаты. Нужен юридический адрес, а не во всех монастырях можно прописаться. Поэтому нет запрета на то, чтобы у тебя была квартира или домик, где ты прописан. А когда уже чувствуешь, что скоро отойдешь к Господу, можно переписать все на монастырь. Но есть и родственники, которые могут претендовать на это имущество. Это сложные, личные вопросы.
Христос говорит не о частном случае, а о том, как следует поступать человеку. Юноша – это образ нашей молодой, развивающейся души, когда, услышав какую-то красивую проповедь, мы одухотворяемся. Но готов ли ты в этом одухотворении реально пострадать за Христа? Господь говорит о том пути, когда назад дороги нет, но есть мечущаяся душа, которая, может быть, созрела для Царствия Небесного. Христос любит это намерение. Сказано, что Он полюбил этого юношу. Тот ему очень понравился. Но духовно душа еще не совсем зрелая: юноша очень расстроился, потому что богатство его было большим. И Христос говорит: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Но Он не сказал, что это невозможно. Возможно, если использовать моменты, которые накладывают бремена и на богатого человека. Ему надо сделать так, чтобы это было угодно Богу, предпринять какие-то действия.
Нужно разбираться с каждым случаем отдельно. Руководство монастыря или духовник подскажет более детально, как надо поступить.
– Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «Через Иоанна Кронштадтского проходили миллионы, но сердцем он к ним не привязывался, почти всё раздавал. А какие приоритеты должны быть в нашей жизни? Посоветуйте, куда людям лучше жертвовать свои средства».
– Самое лучшее – на телеканал «Союз». Вы смотрите передачи и должны понимать, что руководство и сотрудники затрачивают определенные усилия, чтобы выпустить эти передачи в эфир. Необходимы финансы. И если у вас есть возможность, то вы можете проявить деятельную любовь: помочь в развитии и становлении православного телеканала, пожертвовать на цели духовного и культурного просвещения. Надо выбирать не такие цели, которые не принесут результата, а те, что имеют далеко идущие планы. Реализация этих целей будет направлена на духовное просвещение, потому что образовательные программы канала очень большие и требуют определенных затрат. Поэтому я призываю всех людей, которые имеют возможность, делать такие добрые дела.
Мы сталкиваемся с большой проблемой, когда на телевидении, в Интернете существуют различные образовательные программы и ролики представителей других религиозных конфессий, которые, не жалея денег, продвигают свой контент. А нам, православным, почему-то не хочется этого делать; либо стыдно. Часто мы думаем, что этим займется кто-то другой. А я посмотрю. Напоминает анекдот, когда сказали принести что-то в котел. Все принесли по жменьке песка, хотя должны были собрать золото, потому что подумали, что его принесет кто-то другой. Получился целый котел песка.
Чтобы не было у нас такого пустого, безответственного отношения к нашей православной вере, мы должны вкладываться в тех людей, которые умеют реализовывать проекты православного просвещения. Должны поддерживать наше православное телевидение и Православную Церковь для того, чтобы слово Божие могло быть услышано в тех местах, где оно необходимо. Нам необходимо поддерживать веру в людях, которые нуждаются в новых, правильных словах. Чтобы просветительские программы носили регулярный характер, чтобы мы могли слышать евангельское повествование, требуются определенные затраты. Давайте будем помогать нашей родной Русской Православной Церкви в этих образовательных программах. Здесь нет ничего плохого. Если у людей возникает вопрос, то, конечно же, должен быть и правильный ответ.
– Сейчас время очень тяжелое, всегда есть кому помочь.
– Важно, чтобы не было помощи тем, кто не нуждается в этом. Есть различные попрошайки. Приходят люди и говорят: я погорел, ходил туда-то, обманули, не помогли... «А сколько ты потратил?» – «Сто тысяч». – «А свечку за сколько пожертвовал?» – «Самую маленькую взял, Богу же ее не надо». – «То есть тем надо по 100 тысяч, а Церкви, которая имеет огромные нужды, обязательства перед людьми, не надо?»
– Многие священники говорят, что бюджет храма никак не складывается только из продажи свечей и записок.
– На собственном опыте могу сказать, что жертвы людей на богослужение абсолютно не покрывают затрат на то, чтобы содержать храм в достаточно комфортном состоянии. Чтоб пел хороший хор, были тепло и свет, вино на причастии, просфоры. Везде нужны затраты. Раньше люди пекли и приносили просфоры, а сейчас не могут. Надо заказывать их там, где это делают профессионально, правильно, литургически выверенно. Есть очень много вещей, о которых люди не задумываются. Им вынь да положь. Еще напомнят: у вас пожертвования на требы, на какие-то мероприятия... Люди боятся слова «пожертвование», думают, что Церковь получает от государства огромные деньги. Начинаешь рассказывать, что Церковь у нас все-таки отделена от государства, что есть необходимые уставные вещи, определенные финансовые затраты, есть то, что должна содержать община. Люди думают, что они должны принести десятину с того рубля, который заработали. А о том, что они должны десятину давать с того, что имеют, как написано в Библии, не принято сейчас говорить. Во всяком случае, это пища для размышления.
– Я как-то был в Германии, в одном храме. Он ранее принадлежал развалившейся сектантской общине. Батюшка вышел на проповедь и сказал, что, благодаря усилиям общины, получилось выкупить в собственность этот храм. Взяли кредит, и теперь есть где молиться. Там уже стоит православный иконостас. Вот пример того, как наши братья, и немцы, и мигранты, русские, которые там работают, организовали себе храм. Батюшка вышел и сказал: «Братья и сестры, вы все не правы, потому что исповедоваться нужно вечером, а не прямо перед причастием, иначе служба затягивается». Всех пожурил, все приняли это к сведению.
– Он один на службе, да?
– Да. Батюшке было тяжело, он вышел и прямо сказал об этом. Может показаться, что раз они его содержат, то он принадлежит им, но нет. Он действительно выполняет свои обязанности священника, в том числе делает наставления даже в жестком тоне, объясняя, как теперь они будут исповедоваться, чтобы литургия не затягивалась.
– Очень важна молитва священника. Почему батюшку должны содержать? Потому, что он идет молиться, оставляет семейные, домашние дела, жертвует всем, чтобы сделать необходимое для ближнего… А как вы хотели? Чтобы священник и работал, и молился, и все делал? Так тоже, наверное, возможно. Так бывает. Но какая тогда отдача от всего этого? Если вы хотите молитвенника, то должны его содержать. А если хотите «приходящего», он три минуты вам отвечает, а остальное время должен зарабатывать на хлеб, так что потом не обижайтесь.
В России, наверное, самое лучшее, когда в монастырях и храмах молятся, а благочестивые люди, понимая это, делают определенные вклады, пожертвования для того, чтобы эта молитва работала в полном смысле слова. А если хотите музей, тогда ничего не надо. Пришел, заплатил взнос и получил музейный отклик.
– Община должна помогать не только священнику храма, но и нуждающимся ближним.
– Пока на бумаге, но есть стремление к этому. Община общиной, но также стоит исходить из того, что ее члены являются гражданами государства. Надо, чтобы все нуждающиеся получали субсидии, полагающиеся по определенным программам. Община должна и сама кому-то помогать, и содействовать реализации тех программ, что есть у государства. Очень часто люди, которые собираются в церкви, делают большое дело. Юристы, врачи, люди других специальностей могут поучаствовать в жизни прихода, которая очень многогранна, она должна быть живой. Это не просто пришли, отстояли литургию, поставили свечку и разошлись до следующей воскресной литургии. Нет, это такой организм, который надо каждый день кормить и лелеять. Храм – это корабль нашего спасения, нужно постоянно что-то делать, чтобы нормально плыть на нем. Если не смазывать вовремя механизмы, то такой корабль может и не доплыть до пристани спасения. Это дисциплинирует нас во всех смыслах.
Часто люди хотят от храма что-то получить. А сколько ты дал храму? Сколько посвятил времени, сколько выделил средств для того, чтобы помочь другому, улучшить условия жизни, посодействовать реализации необходимых программ? Люди должны об этом помнить. Очень хорошо, если человек об этом задумывается. Он потом имеет возможность просить у Бога, потому что Бог не остается в долгу перед людьми, которые участвуют в устроении церкви. Такие люди поминаются до скончания века. Когда Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, поминаются все благоустроители святого храма сего. Эта такая формула, которая очень многих людей, можно сказать, возводит на небо. Молитвами и памятью.
– Несмотря на их жизнь?
– Не всегда может быть так, но за них все время молятся. У Церкви есть такая функция – вымаливать людей. Молитвами святых, Богородицы, милосердием Божиим. Поэтому люди, которые хотят попасть в Царствие Небесное, должны об этом задумываться и помнить.
– Кому молиться, чтобы не то что разбогатеть, но жить в достатке? Ведь постоянно есть нужда.
– Господу Богу, Божией Матери «Экономиссе», Николаю Чудотворцу, Спиридону Тримифунтскому, Иоанну Воину, святой великомученице Ирине и всем святым. О чем молиться прежде всего? О том, чтобы спастись. Все остальное приложится. То, что необходимо, Господь нам даст. Конечно, когда мы начинаем доброе дело, нужна молитва. Мы очень часто начинаем что-то делать и не молимся. Без молитвы садимся за стол, ложимся спать, встаем, начинаем какие-то дела. А потом начинаем спрашивать, почему у нас ничего не получилось. Где был Господь? Но почему Он должен тебе? Ты не обращался к Нему, не нуждался в Нем. Это все равно что те, кто находится в преисподней, начинают качать права в сторону неба, чтобы привлечь к ответственности Господа. Ты в Нем не нуждался. Чего ты хочешь? А когда нуждаешься в Боге, призываешь Его имя, молишься Ему, участвуешь в таинствах, когда живешь ради Бога, тогда и Господь присутствует в твоей жизни. Поэтому мы должны об этом помнить. И знать, что нужно просить у Бога, святых угодников Божиих. Но когда получим, должны благодарить Бога. Христос рассказывал, что из десяти исцеленных один поблагодарил, а девять нет. Эта составляющая нашей неблагодарности к Богу остается и до нынешнего времени. Когда мы нуждаемся, приползаем к Богу на коленях, а когда получаем, мало кто Его благодарит.
– Вспоминается шутка-анекдот. «Господи, где же парковка-то здесь?» Появилось место: «Ой, Господи, спасибо, не надо, нашел». Так и у нас все происходит.
– Бывает так: люди молятся, что-то обещают. Помолились, все сделали, получили просимое. Потом говорят, мол, обстоятельства изменились. Или еще скажут, что это не из-за молитвы, просто обстоятельства так сложились. Эти люди должны помнить, что в долгу Господь не остается. Он посмотрел, как ты это делаешь, и второй раз так у тебя уже не получится.
– Он же видит наше сердце, знает нужду.
– Да. Очень много таких людей, которые что-то получают и не благодарят Бога. Считают, так и должно быть. Не должно так быть. Господь дает нам возможность наладить с Ним отношения, потому что они испорчены очень через нашу греховную жизнь, нелюбовь друг к другу. Но человек очень часто эту возможность не использует и усугубляет яму, пропасть между собой и Богом. Церковь призывает человека заполнять эту яму камушками добрых дел, выравнивать это пространство, чтобы быть поближе к Богу и соединиться с Ним.
– Если, однако, Бога не поблагодарил, можно попросить прощения, Бог простит.
– Нет греха, который Господь не простит.
– Нельзя останавливаться в этом.
– И отчаиваться тоже нельзя. Но когда вспомнил, что ты обещал и не сделал, выполни это вдвойне. Или хотя бы отдай то, что должен отдать. У нас такой характер: себе все, а Богу ничего. Говорят: «На тебе, небоже, что мне не гоже». Небоже – убогий человек. А некоторые неправильно говорят: «На Тебе, Боже, что мне не гоже». Но бывает так, что и этого не дают. Конечно, не надо приносить в храм всякое барахло. Нужно отдавать самое лучшее. Потому что в храм несется жертва, то, что отрываешь от сердца, чем обделяешь себя. Носишь серебро, а в храм несешь золото. Носишь медь, а в храм несешь серебро. Для храма надо жить, потому что храм – это особое место обитания Божия. Там чистота, благодать. Поэтому для храма – все самое лучшее.
– Батюшка, давайте подведем итог нашей беседы.
– Дорогие мои, радостно видеть программы, которые показывает нам телеканал «Союз». Поэтому еще и еще раз призываю вас, когда есть такая возможность, участвовать в становлении нового духовного контента. Очень часто мы смотрим богослужения, которые показывают через телеканал «Союз». Если у вас есть возможность, всегда поддерживайте его материально. А кто не может материально, молитесь, чтобы дело, направленное на духовное просвещение, было успешным. Всем Божьего благословения.
Ведущий Сергей Платонов
Записали Анна Вострокнутова и Федор Поплавский
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Чудеса начинаются!
Минск. Акафист святителю Иоанну Шанхайскому и Пресвятой Богородице «Целительнице»
Москва. Спектакль «Это сам Христос — малютка»
Казань. Беседы по основам Православия как подготовка к Таинству Крещения
Прогноз погоды на 6 декабря 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!