Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба) 19 марта 2023

19 марта 2023 г.

Сегодня у нас в гостях архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач- специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Сегодня Крестопоклонная неделя. Вы к нам пришли не с пустыми руками.

– Со святыней, реликварием.

– Что это?

– Это подарок покойного блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана). Он оставил мне святыню на память с той целью, чтобы потом я передал ее в какой-нибудь храм или монастырь. Но пока я являюсь ее хранителем. Здесь находится частица Креста Господня (где было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» на трех языках), частицы мощей нескольких святых, в том числе евангелистов, апостолов и святителя Николая Чудотворца.

Эта святыня помогает, в данном случае мне, сосредоточиться на молитве, почитать акафисты, каноны, службы этим святым, особенно усердно помолиться. Когда я бываю в монастыре, ее выставляют на поклонение. Люди приходят помолиться и отдать таким образом поклонение Богу, святым и святыням, которые в ней находятся. Сама святыня Крест Господень – большая редкость, но вместе с тем ее имеют даже некоторые люди, которые награждены наградами Поместных Церквей. Одна из них – Иерусалимская Церковь – дает Крест Гроба Господня. Кавалеры этих крестов имеют в составе мощевика креста (который бывает трех степеней) частицу Креста Господня. Эта святыня дается тем людям, которые делают большое дело, чтобы поддержать жизнь монастыря и Иерусалимской Патриархии. Духовенство, священноначалие отмечают этой святыней особые заслуги, награды этих людей, архиереев, жертвователей. Потом очень часто люди передают эту святыню в храм, ее вкладывают в какой-нибудь специально подготовленный крест. И, таким образом, эта святыня находится в храме, чтобы люди поклонялись ей. Особенно это важно во время крестопоклонных праздников, например – Воздвижения Честного Животворящего Креста.  

У нас здесь изображен Богоявленский кафедральный собор города Москвы, там тоже есть частица Креста Господня. В крипте, где находились мощи Серафима Саровского, есть мощевик с частицей Креста Господня. Во многих храмах Москвы присутствует эта святыня. В храме Российского православного университета на Старой площади тоже есть очень красивый крест с частицей мощей. Владыка митрополит Павел организовал доступ к нему. Все, кто хочет поклониться этой святыне, пожалуйста, приходите в Богоявленский собор, в храм Российского православного университета. Некоторые храмы города Москвы имеют такую святыню.

– И Вы имеете.

– Да, имею. Я этому очень рад, благодарю Господа. К этому мощевику прилагается удостоверение.

Где указана подлинность?

– Да, имеется сургучная печать епископа. Есть кресты, которые в своем составе имеют частицы Креста Господня. Такой крест есть, например, в Спасском монастыре. Бывает, что об этом есть надпись, а иногда частицу делят на два-три храма, тогда выдается свидетельство, что кто-то поделился. Это такая духовная радость! Такая святыня может находиться в храме в составе какого-нибудь мощевика или креста, но не иметь  аутентичного медальончика, куда вкладывается эта частица и запечатывается сзади. В Католической Церкви это очень распространенная практика, которая позволяет подтвердить подлинность. Говорят, что Патриарх Иерусалимский лично вкладывает частичку в мощевик и выдает свидетельство о награждении, где указывает, что в данном ордене находится подлинная частица Животворящего Древа Господня.

– А где находится само древо?

– У Патриарха Иерусалимского.

– А еще?

В Крестовом монастыре в Иерусалиме, где, по преданию, прорастали древа, из которых был сделал Крест Господень. Существует даже очень благочестивая история, что само Древо Господне имело происхождение из райского сада и ангелом было дано Моисею. Другая история говорит, что Лот взял посохи трех странников и поливал их водой из Иордана, из них выросли три дерева.

Само Древо Господне трехсоставное. Ствол – кипарис, перекладина – разновидность сосны, подножие, куда опирались ноги Спасителя, – кедр. И даже в ветхозаветном пророчестве о Христе, о распятии, об орудии Его страдания упоминаются три этих дерева. Мы особенно трепетно, благоговейно относимся к этой святыне – как к особенному жертвеннику, на котором была принесена величайшая жертва.

– Вчера во время всенощного бдения в определенный момент службы выносили крест с пением тропаря и молитвословием.

– «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

 – Этот тропарь как-то по-особенному звучит, как будто мы переносимся в древнюю Византию…

– …когда устанавливался этот чин.

– И в то же время в нашей современной действительности происходят некие гонения на православных. Символично, что Вы сегодня пришли с подарком от блаженнейшего митрополита Владимира. Он был одним из тех иерархов Церкви, который хранил веру в ее единство.

– У блаженнейшего было несколько таких реликвий. Одна, к сожалению, досталась человеку, который предал нашу Церковь и ушел в раскол.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В Послании к Евреям апостол Павел говорит о Мелхиседеке, называя его царем Салима, священником Бога Всевышнего, который встретил на пути Авраама и благословил его. Также говорит, что он уподобляется Сыну Божию и предстает священником навсегда. Раз он уподобляется Сыну Божию, то это не Христос и к народу Авраама отношения не имеет. Так кто такой Мелхиседек и откуда он взялся?»

– Мы все-таки думаем, что это Господь наш Иисус Христос, Который и являет Собой вечное священство. Мелхиседека посвятить никто не мог, потому что племя Авраамово идет потом. Также очень часто мы не совсем правильно понимаем переводы. Надо смотреть переводы с греческих текстов, бывает, Синодальный перевод не передает точное значение. Кому уподобляется Мелхиседек? Здесь говорится о вечном священнике, а это Господь Иисус Христос.

– Расскажите, пожалуйста, про блаженнейшего митрополита Владимира.

– Это был человек большой духовной силы, великого духа. Человек, который любил каноническую Православную Церковь. Сейчас ему приписывают какие-то статьи, где он якобы что-то говорил, но мне довелось определенное время быть рядом с ним. Мы вели разговоры. Он всегда говорил, что никогда и помышления не было о том, чтобы отделиться от Церкви, иметь свою самостоятельность. Он всегда был доволен тем статусом Церкви, который существует. Он говорил, что Церковь находится в таких межах и границах, которые помогает сохранять Господь. Он всегда был предан Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, очень его любил и уважал. Я несколько раз даже был свидетелем их переговоров. Святейший звонил блаженнейшему, а я в это время был рядом с ним, следил за выполнением процедур, это капельницы, физиотерапия, какие-то медикаментозные приемы. И я слышал разговоры двух великих людей. Теплота и любовь, которые были со стороны Святейшего Патриарха, и любовь, которая исходила из уст блаженнейшего митрополита Владимира, показывали, что это действительно люди одного духа, одной веры, которые имеют в сердце Христа.

Сейчас смотришь, как люди относятся к нашей Церкви, изменяют ей, начинаешь задумываться: об одном ли Боге мы говорим? о тех ли апостолах?.. Раскольники, предатели получили в Церкви свое положение, а потом ушли в никуда, в какую-то грязь, болото. Ну, откажитесь тогда от всего, а то получили награды, высокие звания, положение, должны были защищать чистоту православия, чистоту веры ценой своей жизни. Наверно, они даже хуже, чем Иуда, сбегают и делают некрасивые жесты в сторону Матери Церкви, предают ее, даже продают. Я не думаю, что у этих людей были какие-то убеждения, они продали свою честь, свое достоинство. Мы знаем, что спонсору развала Церкви на территории Украины, человеку с деньгами, помогает заграница, Америка. Этим людям была предложена определенная сумма, за которую они продали свою честь и архиерейское достоинство. Их не уважают у нас, не уважают и там, куда они пришли. Просто есть какие-то договоренности, которые вскоре потеряют силу. И эти люди будут вынуждены опять обращаться к нашему Первосвятителю, Патриарху Московскому, чтобы получить прощение. Предатели никому не нужны.

– Вопрос от телезрителя: «Сколько раз можно собороваться? Прощаются ли все грехи после соборования? Как исповедовать грех пьянства?»

– Очень просто: прийти трезвым и исповедоваться. Работать над собой. А если не получается, то необходимо обратиться в православные группы анонимных алкоголиков, наркоманов и получать более качественную духовную поддержку. Там есть определенные наработки. Просто покаяться в грехе пьянства – одно дело, а поработать над собой, чтоб не иметь привычки вернуться к этому греху, – совсем другое. Этот процесс очень долгосрочный. Пьянство – это токсикомания, можно сказать, наркомания. Поэтому все эти процессы имеют хроническое течение. С ними очень трудно бороться. Просто покаяться недостаточно. Это химическая зависимость. Надо работать медикаментозно, должна быть задействована психология, а может, даже психиатрия.  

Что касается соборования, то оно имеет под собой определенные показания – человек должен быть реально больным, иметь какую-то патологию. По логике этого таинства он может даже находиться на одре болезни. К нему приходит священник (по чину до семи) и совершает определенные богослужебные действия, которые направлены на призывание благодати Святого Духа, чтоб исцелить этого человека по молитвам священнослужителей. Сколько раз может совершаться это таинство? Достаточно одного раза в пост. Обычно оно совершается Великим постом. Если совершать чаще по одной и той же болезни, то, наверно, это будет свидетельством малой веры в Бога. Отпущение грехов, помазание святым маслом, чтение святых текстов молитв над этим человеком свидетельствуют о том, что мы молимся вместе с ним всей Церковью, что должно по вере этого человека возбудить в нем осознанное желание принятия в свою душу благодати Духа Святого. Если у человека открывается это желание, возможность; если у него молитвенный настрой на должном уровне, то очень часто бывает, что после даже единичного таинства Соборования болезнь отступает, человек получает исцеление. Также молятся об оставлении грехов. Грехи прощаются на таинстве Исповеди, но есть забытые грехи, которые человек по своему состоянию, несовершенному складу совершил, но не знал, что согрешил. Церковь молится, чтоб и такие грехи были изглажены перед лицом Божиим, чтобы человек избавился от них, чтобы его совесть, сердце и душа были очищены посредством благодати Духа Святого через молитвословие священников и Церкви.

Вопрос от телезрителя: «В каждом храме есть частицы мощей, ведь в каждом храме освящался крест?»

– В каждом храме есть частицы мощей в антиминсе или престоле.

– Имеется в виду частица Креста Господня.

– Не в каждом храме.

– Верно. Но вчера и сегодня в центре храма находится крест. Чем-то он отличается от мощей того Креста?

– Мощи – это останки тела. А частица Креста – это частичка Древа (поперечины, перекладины либо подставки).

– Вопрос в том, нужно ли заморачиваться, где есть частица, а где нет?

– Все-таки каждая звезда в своей славе отличается.

– Народ у нас все время к этому подводит.

– Церковь призывает к тому, чтобы Крест на чине изнесения имел в своем составе дерево, был изготовлен из дерева. Распятие может быть вырезано из дерева, а на нем красками, маслом написано или напечатано изображение Спасителя. Желательно, чтоб в составе было дерево для напоминания, что Христос был распят на деревянном кресте. Если в кресте есть святыня, то это большая милость Божия, Его большое снисхождение к людям, которые ее имеют. Если этой святыни нет, то люди, которые хотят приложиться к этой святыне, могут пойти в тот храм, где она есть.

Сам чин напоминает нам об этих спасительных действиях. О чем нам говорит Крестопоклонная неделя? О том, что в IV веке царица Eлена обрела Древо Господне. Это воспоминание того величайшего события, которое имеет огромнейшее значение в Церкви. Мы не должны стесняться того, что являемся христианами, что у нас есть Крест Господень. Есть восьмиконечные, шестиконечные кресты. Священники носят кресты на перстах и груди. Мы носим нательные крестики, которые не нужно снимать ни в коем случае, даже когда купаемся. Крест должен нам напоминать о нашем Спасителе, о том, что мы имеем определенную печать дара Духа Святого. Это знамение победы должно напоминать о том, что мы – христиане, люди особого склада, должны выполнять специальные правила, выстраивать свою жизнь определенным образом, не забывать о том, куда мы идем, с Кем хотим встретиться, Кто будет нас судить. Все это будет делать Иисус Христос. С Его жизнью, Его смертью, Его орудиями страдания, Его воскресением связана вся наша последующая жизнь, которая будет определяться именно Его волеизъявлением. Если Он захочет поселить нас в Царствии Небесном, сделает это. Если мы будем недостойны этого, то сами виноваты, что не захотели быть с Богом.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли и нужно ли освящать крест? Например, он сделал его своими руками. В принципе же изображен крест, то есть то, на чем распят Спаситель. Зачем его освящать?»

– Нужно. Древнее священство всегда говорило о том, что священник – и учитель, и врач, и образованный человек. Священник имеет определенное богословское образование, знает правила, каноны, знает, как выглядит православный крест. Человек изготавливает его по форме православного креста, но могут быть ошибки, какие-то недочеты.

– Например?

– Допустим, у нас две ножки Спасителя находятся рядом.

– А у католиков ноги изображаются друг над друге.

– У инославных изображения другие. И православный крест – это все-таки икона, которая показывает нам умиротворение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Мы не имеем здесь такой эмоциональной экзальтированности, как инославные, они изображают на кресте человека, который испытывает огромнейшие страдания, корчится от боли, имеет какую-то неестественную позу. Такая эмоциональность отвлекает от духовного.

– Как на картинах евангельских сюжетов западных художников (например, Рембрандта) все ярко показано.

– Ярко и эмоционально. Мы все-таки говорим о духовном. Эмоция – это хорошо, но это душевность. Самое главное – духовность, что нам не мешает общаться с Богом, обращаться к Нему и не отвлекает от молитвы. А любая душевность может привести к каким-нибудь экзальтированным состояниям, даже психического характера.

– Святые отцы пишут, что во время молитвы не нужно представлять перед собой Спасителя, это искушение.

– Абсолютно не нужно.

– Иногда кто-то из телезрителей рассказывает, что начинает испытывать те или иные эмоции.

– Как будто Спаситель обнимает его.

– Священник спрашивает: «А Вы представляли Его?» – «Представлял». – «Так не рекомендуется». Это очень интересно.

– Это очень важное замечание. Святитель Игнатий (Брянчанинов) очень четко говорит, чтобы не было этой духовной прелести, эмоциональной экзальтированности, потому что все это приводит к тому, что человек даже может сойти с ума.

Может, поэтому в храме или перед иконами молиться легче?

– Да. Икона и личная, и обезличенная. Мы знаем, что это Божья Матерь, но никогда не будем говорить, какого цвета у нее были глаза: голубые, серые, карие или зеленоватые.  Мы знаем, что это Божья Матерь, и не вдаемся в подробности. Потому что у нас есть изображение, являющееся отражением того невидимого, трансцендентного мира, которое помогает нам сосредоточиться не на человеке, а на духовной составляющей личности святого.

Когда пишется икона, есть определенный канон, как изображать лицо, цвет кожи, волосы, положение рук. Это очень важно, потому что настраивает человека на молитвенный лад. А в западной традиции присутствует художественная экзальтация, неестественное положение святого, которое говорит о том, что он испытывает какое-то нестандартное ощущение в данный момент. Поэтому мы должны помнить о том, что есть в Церкви каноны, которые помогают нам оставаться духовно и душевно здоровыми людьми.

– Вопрос телезрителя: «Мы или не в полной мере пользуемся нашими молитвословами, или вообще ими не пользуемся. Там есть дополнительные молитвы (например, о примирении враждующих, о путешествующих). Они ведь были кем-то ранее написаны. Еще Вы сейчас говорили о крестике. На наших крестиках есть изображения и Богородицы, и Архангела Михаила. Это как бы мини-иконостас. Им же тоже можно пользоваться, взять в руки и помолиться. То есть свой иконостас есть у нас на груди».

– Да, очень правильный пример приведен. Действительно, сейчас изготавливают такие крестики, где много изображений святых. И люди очень часто пользуются такими святынями. Плохого в этом ничего нет. Очень хорошо, что люди помнят и об ангелах, и о святителе Николае Чудотворце, и о Божией Матери, и о святых, имена которых носят. И пользуются этой святыней в своей жизни, снимают с груди и осеняют свое жилище, когда читают молитвы.

К вопросу о молитвословах. Действительно, к этому инструменту нужно привыкать. Молитвослов – это духовный инструмент, который необходимо использовать в своей жизни. Если он лежит просто для красоты – это одно дело. Да, там много молитв, которые необходимо использовать в разных случаях. Поэтому надо знать, что в молитвослове написано, иметь не краткий, а более полный молитвослов, который позволяет человеку реализовать свои духовные потребности, помолиться, обратиться к Богу, к святым, чтобы они ходатайствовали перед Престолом Божиим за нас. И тогда эта книга помогает человеку обрести духовный покой, умиротворение, подготовиться к таинствам Исповеди, Причастия. Это инструмент огромной важности, который позволяет православному человеку быть как бы защищенным от некоторых житейских невзгод, прежде всего духовного плана.

– Часто спрашивают: что делать, если крестик потерял, сломал или нашел? Еще говорят, что крестик нельзя с пола поднимать.

– Иоанн Златоуст говорит: даже если увидишь скрещенные ветки на земле, на которые могут наступить, лучше их убрать или сложить так, чтобы не было попирания образа креста. Если увидел какую-то святыню, допустим, маленькую икону на полу в метро, не надо стесняться, лучше поднять ее и отнести в храм. Нельзя проходить мимо и позволять попирать святыню. Потому что святыня дороже, чем, к примеру, брошенные купюры денег, поднять которые человек не побрезгует. Поэтому нужно поднять святыню, особенно если это крестик (ничего страшного тут нет, никакие грехи не перейдут на этого человека), завернуть в бумагу и отнести в церковь, чтобы церковнослужители решили, что с этим делать дальше. Надо правильно относиться к таким вещам.

Что касается потери крестика – бывает и такое. Не надо унывать, бояться, просто пойти в храм Божий, взять еще один крестик и носить со спокойной совестью. Страшного ничего нет, потому что крестик дан для нашего спасения, он является и орудием, и иконой, и средством к воспоминанию Господа, Спасителя нашего Иисуса Христа и Его крестных страданий и обладает огромной духовной силой.

Отношение к нему должно быть уважительное, специально его снимать не нужно. Бывает, люди обидятся на Бога, что-то у них в жизни не получилось, и начинается: «Ах, какой я бедный, несчастный, Бог меня не защитил! Сниму-ка я крестик, все иконы, не буду Богу молиться». Я так людям говорю: «Если Вам в автобусе, в магазине или метро наступят на ногу, то Вы, наверное, больше не будете ходить в магазин и ездить в метро или на автобусе, потому что Вам причинили боль, страдания?» Они говорят: «Нет, будем». Я говорю: «Логики нет в Ваших рассуждениях, потому что делать виноватым Бога – это самое последнее, это делает нас глупее обезьяны».

Если человек знает, что он носит, в честь Кого и для чего крестился, то он, наверное, никогда не будет попирать звание христианина. А когда человек отказывается от святыни, от ношения креста, молитвенного правила, то это говорит о духовной незрелости человека (хотя он может быть и в преклонных летах), которая открывает его скудоумие (потому что ум – это духовное состояние). Человек еще не созрел даже для того, чтобы понимать, от чего он отказывается или что не хочет принимать. За таких людей надо молиться.

Я всегда им объясняю, что нужно абсолютно по-другому поступать: вопреки своему нежеланию надеть крестик, молиться, пить святую воду, вкушать святую просфору и духовно поправляться. Этот процесс может быть очень длительным.

– В какой-то степени мы относимся к изображению креста и самому кресту очень спокойно, потому что, наверное, давно не видели, как их срывают. В Африке копты живут в очень сложном регионе, где противоборствуют радикальные мусульманские группировки и христиане, и они делают себе татуировку в виде креста. Надо понимать, что если человек попадет в плен, он не сможет выкинуть такой крест, потому что татуировка сделана на теле, и иноверец может его просто убить. То есть человек осознанно готовит себя к этому. Это некий подвиг?

– Это традиция, осознанное желание человека пострадать за святыню. Это должно и нам напоминать, что нам не следует бояться смерти. Не бойся, малое стадо (Лк. 12, 32), –говорит Христос. Поэтому мы должны помнить: если мы сначала откажемся от Христа, а потом снова присоединимся к Нему, затем снова откажемся – это нас не приблизит ко Христу, а, наоборот, отдалит от Него.

И когда мы предстанем перед небесными вратами и услышим: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие, Я вас не знаю», – этот глас Христа будет для нас как гром среди ясного неба. Он будет прожигать нас, и мы не сможем найти себе места в том состоянии, в котором будем находиться. Потому что нам откроются все грехи, которые мы совершили. Также откроется состояние восприятия этих грехов, с нас как бы спадет защитная одежда, и мы почувствуем силу кислоты этих грехов. Это будет очень страшное духовное состояние. Поэтому нельзя думать, что сегодня я надену крестик, завтра его сниму, послезавтра снова надену, – это не какой-то карнавал.

– Буквально недавно я вернулся из очередной поездки в зону боевых действий, общался там с настоящими воинами-профессионалами. Мы уже прощались, а ребята знают, что мы верующие (некоторые из нас в священном сане), и какую-то фразу бросили: «Работает?» Я говорю: «Что работает?» Оказывается, что в один из выходных дней они втроем (боец, врач и кто-то еще) были у верующих родственников и те дали им три крестика. Через какое-то время они в бою теряют своих товарищей, для них это очень большая потеря. Врач был неверующим, но крестик тогда на себя надел, он рассказывает: «Я отошел от одного места, и буквально через мгновение туда упала мина, а это смерть». И он эту удачу в бою связал с тем, что надел на себя крест, после боя подошел к товарищу и сказал: «Работает».

– Это действительно работает.

– Нам рассказали реальные чудеса. Да, они потеряли товарищей, но перед нами засвидетельствовали, что выжили в бою, потому что были у родственников, которые дали им нательные крестики. Боец достал его и показал: «Вот мой крестик». Хотя не скажешь, что они какие-то верующие, там совершенно разные люди. Вот факт. Я о нем свидетельствую перед всеми и очень радуюсь. Давайте будем молиться.

– Очень часто так бывает. Для нас, может быть, это уже обыденность…

– Когда слышишь от других людей о чудесах – это одно, а когда тебе говорят об этом, ты совершенно по-другому это воспринимаешь. Слава Богу за все.

– Обратите внимание на монашествующих, они увешаны крестами.

– Два креста носят: нательный и параман.

– Священник еще и на груди носит крест, четки тоже с крестом. Все атрибуты монашеского духовного делания – с крестом. Это огромнейшая сила и благословение.

– Будем об этом помнить, молиться, беречь друг друга, свою веру и не унывать.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать