Беседы с батюшкой. Священник Валерий Духанин 29 ноября 2022

29 ноября 2022 г.

В студии кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры иерей Валерий Духанин.

– Поздравляем Вас с началом Рождественского поста.

– И я сердечно поздравляю наших дорогих телезрителей. Дай Господь с духовным, сердечным вдохновением вступить на это поприще. Самое главное – когда душа радуется. Пост наступает, и душа должна возрадоваться, ведь это новый период, когда мы можем отложить все суетное, что нам мешало, мелкие земные дела, и с открытой душой обратиться ко Господу.

– Христианам повезло, у нас есть церковный календарь, который предлагает нам разные способы в чем-то себя ограничить, собраться, заглянуть внутрь себя.

– Внешне ограничить, а внутренне освободиться. Чем меньше груза, тем легче.

– Вопрос от телезрительницы Елены: «Существуют ли проклятия (например, материнское)?»

– Советую успокоиться и выкинуть лишние мысли из головы. Часто, когда у людей случаются беды, они думают, что их кто-то проклял. Некоторые прихожане рассказывают, что их действительно проклинали родители.

– Есть даже такая фраза: «Самое страшное, что может быть, – это материнское проклятие».

– У людей все криво. Человек в каких-то отрицательных эмоциях, негативе начинает это выплескивать, раздражается на ребенка, не следит за своей речью, говорит не пойми чего, ругается. Это плохо. Человек вместо благословения изрыгает проклятия. Нам на жизнь уделено не так много времени. Мы думаем, что когда-то потом исправимся, потом будем более внимательны к своей душе. Но нам все дается в настоящий момент. Сейчас у тебя есть дети, с которыми ты можешь искренне общаться, которых можешь благословлять, играть с ними, гулять, что-то читать, изучать вместе... Ты можешь иметь радость общения и со своим ребенком-подростком, если научился находить с ним общий язык.

Но часто люди коверкают всё в своей жизни. Жизнь получается как плохо написанный черновик. При рождении нам дается тетрадка с чистыми листами. Важно, что мы там будем писать. Мы пишем всякие каракули, а потом вдруг тетрадка закончилась. Мы не понимаем, что подлинная радость совсем недалеко от нас. У тебя есть близкие люди, родители, сестры, братья, обрати к ним свою любовь, отнесись к ним с добротой,  отзывчивостью, и тебе самому от этого будет счастье. Когда ты с добром и любовью относишься к другим людям, то в твоем собственном сердце будет что-то прекрасное, сияющее.

Что такое счастье? Это когда мы сами любим кого-то и относимся к нему с добротой, а не когда кто-то нам что-то дает. Люди не очищают свое сердце. И это грязное сердце выражается в грязных чувствах, мыслях, выплескивается наружу в плохих словах и проклятиях.  

Существуют ли проклятия? Да. Если мы откроем Священное Писание, то увидим, что после грехопадения Адама и Евы Господь говорит змею: проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми. Это некое осуждение. Понятно, что это невидимый лукавый дьявол воспользовался видимым змеем, чтобы искусить Еву. Соответственно, проклятие относится прежде всего к самому дьяволу, который хуже всех скотов и гадов земных.

Проклятие – это лишение благословения, его антипод. В Священном Писании есть история о Хаме, который плохо поступил, когда надсмеялся над наготой своего отца. Ной проклинает сына Хама Ханаана за грех его отца, и уже их потомство лишается благословения Божия. Святые отцы говорят, что Божье проклятие, как некое наказание, всегда действенно, как и Божье благословение. Если Господь благословляет, у человека будет благо, все исполнится, как бы другие люди ни пытались строить какие-то козни. Примером может быть Иосиф Прекрасный. Его продали в Египет, но он был благословлен Богом, поэтому возвысился там. А если Господь лишает благословения, то это лишение как антипод благословения и есть проклятие. Примером служит смоковница, которую Спаситель проклял в научение нам. Да не будет от тебя плода вовек. Она обманывала – показывала листья; и вроде как должны были быть плоды, но их не было. И Господь в научение людям проклинает ее. Она тут же иссохла. Божье благословение и Божье проклятие всегда действенны. А человек может изрыгать какие-то злые слова, кого-то проклинать, но это не значит, что проклятие исполнится.

– В каких случаях исполняется? Это у конкретного человека есть какая-то сила? Что происходит в этот момент?

– Это какие-то пути Промысла Божия. Это исходит не от человека.

– Можно говорить разное, но это будет как об стенку горох?

– Да, конечно. В Священном Писании есть такие слова: Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется. Если человек не заслужил проклятия, ни одно не сбудется. Проклятие сбудется, если оно заслуженное. Господь может вразумить такого человека неким наказанием, и получится так, что человеческое проклятие сбудется на нем.

– Получается, это удовлетворение того, кто проклинал. Например, ты желаешь смерти врагу на войне.

– Христианин на войне должен быть свободен от страсти ненависти. Потому что она ослепляет человеческую душу. И, будучи парализованным ненавистью, человек теряет здравомыслие, может где-то наделать ошибок, которые совершенно не нужны на войне. Настоящий солдат выполняет конкретные военные задачи, которые ему поставлены. Он действует не из ненависти и не из попытки отомстить кому-то. Он строго выполняет поставленные задачи: нейтрализовать врага, занять опорный пункт и прочее. Надо понимать, что это некие объективные задачи, которые стоят перед народом, перед государством. И в нашем внешнем мире приходится все это выполнять. В нашем грешном мире лучше быть свободным от каких-то проклятий. На войне не нужно проклинать никого, лучше мыслью и сердцем обращаться к Богу, и тогда Господь будет тебя сохранять во время тяжелых баталий, оградит от пуль. Самое главное в том, что ты сможешь решить поставленные задачи, если с тобой будет благословение Божие. А когда погружаешься в ненависть, человеконенавистничество, то можешь лишиться благодати Божией. И тогда сам окажешься под ударом.

– Что делать, если вдруг видишь, что твое проклятие начинает сбываться? Это очень страшно.

– Да. Господь попускает это для нашего вразумления. К преподобному Паисию Святогорцу как-то обратилась одна женщина. Она его спросила: «Почему дети все время болеют? Я молюсь за них, но постоянные неудачи». Он тогда уже прозорливости сподобился и ответил ей так: «Вспомни, в детстве ты их не проклинала случайно?» И она сказала: «Да, они в детстве плохо вели себя, и я по неразумию своему проклинала». Она даже какие-то конкретные слова привела, которые говорила. Преподобный Паисий сказал ей, что из-за этого у них и случаются беды.

Насколько материнская молитва имеет силу, настолько ее отсутствие лишает детей духовной поддержки и благословения. Господь попустил это в том числе для ее вразумления. Она осознала, что есть ее вина в том, что дети страдают. Преподобный Паисий посоветовал ей исповедоваться, каяться в этом. Женщина исполнила совет, исповедовалась, покаялась, и все восстановилось.

Человеческий мир – это не собрание каких-то отдельно существующих индивидуумов, а некий живой организм, где все взаимосвязаны друг с другом. И когда кто-то произносит какие-то злословия, проклятия, он тем самым вносит некую деструкцию в этот организм человечества, навлекает некие болезни, недуги. Если отдельные клетки повреждены, страдает весь организм.

Люди произносят проклятия, а потом думают, почему их ближний и они сами страдают. Это именно из-за того, что мы все время живем вне благодати Божией. Мы все время погружаемся в какую-то злобу, ненависть, негодование. Тогда как рядом со святыми людьми мир преображался. Митрополит Афанасий Лимассольский, наш современник, епископ Кипрской Православной Церкви, вспоминал, как он и другие послушники как-то пришли к келье преподобного Паисия Святогорца и задали совершенно простой вопрос. Митрополит Афанасий пишет: когда святой Паисий им отвечал, вокруг вдруг все наполнилось благоуханием удивительного мира, и на душе было чувство неизреченное, как будто ты на небе. Это был человек молящийся, и молитва у него была настоящая, это не наши слабые потуги сквозь суету и помыслы пробиться к небу. Это было живое общение с Богом. И там, где есть такая молитва, все вокруг преображается. И люди, которые находятся рядом с таким святым человеком, тоже невольно будут испытывать благословение Божие, присутствие Его благодати.

А если люди только злословят и проклинают, то кого они привлекают? Какую-то демоническую силу, которая несет разрушение, беды, страдания. В таких местах очень тяжело и тоскливо находиться. Если ты христианин, то спасай свою душу там, куда тебя привел Господь. Там и молись, и преодолевай все эти искушения. Господь тебя не оставит. Одно дело, когда ты находишься рядом с молящимся человеком, другое дело, когда находишься со злословящим. Это совершенно разные вещи.

– Порой каждый родитель в порыве эмоций может что-то сказать в адрес своих детей. Как потом исправить эту ситуацию? Столько вспомнилось случаев, слов, мелких «проклятий» в быту, что не по себе стало. Неужели человеческое слово имеет такую огромную силу?

– Не человеческое слово. Это же не заклинание. Да и сами по себе магические заклинания ничего не значат.

– Это всё пути Промысла Божия?

– Да. Или, допустим, человек в оккультизме, колдовстве входит во взаимодействие с падшими духами. Они начинают специально подстраивать так, что якобы его магическое заклинание подействовало. Если бы это все так легко осуществлялось, то люди давно бы устранили своих конкурентов, исчезли бы целые народы. Но магия не действует. Демоны очень ограничены в своих падших греховных возможностях.

Что такое человеческое проклятие? Когда человек вокруг себя сам созидает ад, и те, кто живет рядом с ним, будут соприкасаться с этим адом и страдать. Человеческое слово – это выражение твоей внутренней сути. Куда стремится твоя душа? Зачем ты превращаешь ее в ад? В таком случае все тебя будут сторониться, никто не будет улыбаться рядом с тобой. Другое дело, когда в твоем сердце созидается рай, Божье Царство. Тогда и те, кто соприкасается с тобой, будут испытывать некое вдохновение, их сердца будут оттаивать, отогреваться рядом с тобой. Слово отображает то, что внутри нас. Губят нас не слова, а наше внутреннее духовное содержание, что мы копим в себе. Ты или исполняешься благодати Божией, или своей злобой и проклятиями привлекаешь к себе демонических сущностей.

– У нас есть традиция не произносить клятв; не клянись вовсе: ни небом... ни землею... Но зачастую люди, даже благочестивые христиане, дают какие-то обязательства, например, читать акафист каждый день или еще что-то, приносят такие маленькие клятвенные обещания. И мы практически всегда их не выполняем. Бывает, нужно что-то получить, какое-то благо и говоришь: «Господи, я не буду вот этого больше делать, только помоги сейчас». Он действительно помогает. Но мы потом забываем об этом и продолжаем делать то, что делали. Насколько это опасно в духовной жизни – произносить клятвы и не выполнять их?

 – Спаситель сказал, что лучше вообще не клясться. «Пусть слово ваше будет: да – да, нет – нет». А что сверх этого – то от лукавого. Если что-то можешь понести, то просто это исполняй, не произнося никакого клятвенного обещания. Что касается правила с акафистами, видимо, имели в виду некие обеты, которые дает человек. У человека бывает, например, тяжелая ситуация в семье или на работе. Действительно, молитва особенно действенна, когда человек сопровождает ее исполнением какого-то обета, чего-то существенного.

Допустим, решил поддерживать какого-то страждущего, больного человека или что-то пожертвовать или решил взять на себя молитвенное правило – 40 дней каждый вечер читать акафист. Кто-то отказывается от мяса, чтобы на протяжении всей жизни не вкушать мясной пищи, и действительно, такая молитва, подкрепленная обетом, зачастую увенчивается молниеносным, существенным успехом. Это не значит, что другие молитвы не исполняются пред Богом, просто нужно понимать, что ты можешь не потянуть данный обет; тогда лучше его не давать. Просто читай эти акафисты 40 дней ради общения с Господом и проси, в чем у тебя нужда. Просто вставай на молитву и молись, а обетами лучше не бравировать, не показывать, что способен на какие-то подвиги, – Господь может посрамить.

Мы иногда необдуманно берем это на себя, но если уж такое случилось, надо покаяться, исповедоваться, с духовником как-то это решить. Обет – это все-таки исключительное дело, не для каждого человека. Хотя есть неплохие обеты, например, бросить курить ради того, чтобы у ребенка что-то исполнилось. К преподобному Паисию Святогорцу приходил один человек и очень просил за своих детей. Преподобный Паисий говорил ему: «Если ты хочешь, чтобы молитва исполнилась, сделай что-то ради своего ребенка, хотя бы откажись от курения». И тот человек взял пачку сигарет, смял ее и оставил на стасидии в домовом храме преподобного Паисия. Правда, потом произошел курьезный случай. Приходит следующий человек, решил закурить, и старец ему говорит: «Ты что делаешь? Здесь же Святая Гора». А тот отвечает: «Я на стасидии увидел пачку сигарет. Ты  куришь, а мне не даешь».

Преподобный Паисий говорит, что мы быстро скатываемся к осуждению кого-то, неправильно поняв ситуацию. Тот человек подумал, что это Паисий Святогорец специально у себя держит сигареты.

– Когда понимаешь, что клятва нарушена, понятно – идем на исповедь, каемся. Какие-то последствия все-таки бывают?

– Господь милосерден. У одного человека беременная супруга получила медицинское заключение, что необходимо делать аборт. Они дали обет полного супружеского воздержания. У них это должен был быть уже четвертый ребенок, и они думали, что будут вести чистый, почти монашеский образ жизни. И действительно, ребенок родился благополучно. И получилось так, что они не потянули этот обет и у них еще рождались дети. А потом этому человеку был поставлен диагноз онкология, и он понял, что это за нарушение обета. Он каялся, исповедовался, в итоге не умер от этого диагноза.

Господь милосерден, и даже если люди неустойчивы и где-то спотыкаются, все равно Господь поступает по Своему милосердию. Но чтобы у нас все-таки в духовной жизни была некая серьезность, Господь нас вразумляет. Вразумляет очень серьезными Своими посещениями, и человек понимает, за что ему это было дано. Но все в конечном итоге разрешается положительно.

– Мы все равно берем в жизни какие-то обязательства; воинскую присягу, например, принимаем, священник свою присягу принимает. Какие-то еще, возможно, обязательства...

– Их не так много. Воинская присяга, присяга священника, клятва врача… Она скорректирована, Гиппократ был все-таки язычником, и я не знаю, сейчас дают ее или нет. В общем, это касалось существенно важных жизненных служений – это защита Отечества, забота о здоровье, забота о духовной жизни народа. Для тех, кто принимает это служение, это не просто работа, ты должен всего себя отдать, пожертвовать этому. Соответственно, такое пожертвование сопровождается обетами пред Богом, что человек всецело посвящен этому делу. А не так, что захотел – и стал священником, а потом расхотел – и перестал, то есть священный сан – это не телогрейка, которую то надел, то снял в зависимости от погоды. Это полностью меняет твою жизнь, ты уже посвящен Богу, ты не можешь принадлежать себе, каким-то своим корыстным желаниям. Путь только такой, и если кто-то сходит с этого пути, нарушая обет, то потом очень мучается.

– То же самое, если говорить про воинскую присягу?

– Там, наверное, все-таки попроще. Те, кто посвятил себя армии, офицеры, если уходят из армии, не становятся клятвопреступниками, у них же нет, как у священников, посвящения – хиротонии. Но все равно некоторые себя после этого чувствуют не в своей тарелке, хотя у всех по-разному.

– Говорят, что предавший однажды предаст и в другой раз.

– Они не предают. Прямое нарушение клятвы – это предательство, когда ты давал присягу, что будешь, не щадя своего живота, отстаивать интересы своего государства, а потом вдруг переходишь на сторону врага. Это уже прямое предательство.

– Как быть в такой ситуации, когда тебя предает друг? Либо супруги предают друг друга… И кто-то просит прощения, а ты просить не можешь.

– Предательство – это, наверное, самый страшный грех. Всякое предательство – это убийство. Убийство дружбы, если предают друга, убийство семьи, если предают семью, ты все разрушаешь. И предательство Бога, убийство своей духовной жизни, когда человек предает Бога своим грехом. Бывают и такие, кто прямо отрекается от Бога, в советское время было очень тяжело, кто-то слагал с себя священный сан, но всегда это заканчивалось очень плачевно. Поэтому надо понимать, что это как ядерный взрыв. Ядерный взрыв, который все вокруг повреждает, и страдает не только человек, но и те, кого он предал. Но те, кого он предал, должны понять, что хуже всего ему – предателю. Как раз о нем и надо бы помолиться, чтобы Господь его вразумил и чтобы душа его спаслась.

А мучаются в итоге все. Мы уже говорили, что человечество как некий организм. Представим, вдруг перестали ноги ходить, «предали» весь организм и не выполняют свои функции. Если ноги перестали ходить, то от этого весь организм страдает, человек не может уже активно двигаться, а организму нужно движение. Тогда другие органы тоже испытывают некий дисбаланс, и нужно предпринимать какие-то усилия, массажи, чтобы из этого выйти.

То же самое, когда кто-то из людей вдруг перестал быть человеком. Предательство – это когда ты перестаешь быть человеком, потому что всякое предательство – это убийство, и в этом смысле ты убиваешь в себе человека, свою совесть. Хуже всего предателю, потому что он прокладывает себе дорогу в ад, и для того чтобы как-то решить эту ситуацию, нужно молиться о его вразумлении. Даже если ты сейчас не можешь его простить, то хотя бы просто молись: «Господи, вразуми его».

– И за себя молить Господа: «Дай мне силы простить его».

– И за себя, конечно. Со временем мы начинаем прозревать: оказывается, в какой-то мере каждый из нас является предателем, потому что у каждого из нас есть какие-то грехи, и не всегда они мелкие. У нас всегда есть выбор: отдать предпочтение Богу или греху. И мы зачастую выбираем именно грех. Когда у вас возникнет какое-то искушение,  подумайте, что лучше выбрать: этот грех или Бога. Лучше, конечно, ко Господу идти, но сколько раз мы все-таки спотыкаемся, выбираем грех, становимся предателями...

Однако Господь нас не уничтожает, Он всем дает лучи солнца, дождь на всех посылает, на праведных и неправедных, потому что он всех любит. Поэтому надо понимать, что если мы прощаем предателей, то и Бог нас и наше предательство простит.             

– Вы говорите, что человечество – это целый организм. Бывает такое, что организм в полном составе начинает предавать – целый народ. Что происходит? К примеру, какая у нас в стране статистика по абортам? На что нам надеяться в такой ситуации? Получается, что мы друг за друга отвечаем?

– Вы привели устрашающий образ, когда весь организм начинает предавать.

– Есть статистика, сколько миллионов убито.

– Такой организм будет обречен на смерть, уничтожение. Так и происходит. В Европе рождаемость сходит на нет, соответственно, туда приезжают мигранты из Африки, Азии – непонятно, кто там скоро будет жить. И у нас.

– По меркам европейцев – это дикие люди, но эти дикие люди любят детей, рожают, ценят жизнь.

– Поэтому они как раз и продвинутся вперед. Не так давно я слышал, что у нас стало меньше абортов, потому что начали действовать в этом направлении. Сейчас работают целые государственные программы, поощряется многодетная семья, государство выделяет всевозможную финансовую помощь, всякие льготы, поэтому темп абортов замедлился, но не исчез. По рождаемости пока мы не очень продвинулись вперед. Надеюсь, что это удастся решить, потому что самая большая проблема не в геополитике, не в том, что идет какое-то противостояние Востока и Запада, а в том, что мы сами начинаем вымирать.

– В этом есть наказание?

– Наказание за наше собственное неразумие. Если вы убиваете своих собственных детей, какое у вас будет благословение Божие? Ясно, что народ, убивающий своих детей, лишается Божьего благословения. Лишается в лице тех, кто убивает детей, но если их будет 95%? Что тогда делать с таким народом? Нам надо бороться за сохранение жизни детей. Есть много методов. В том числе хотя бы само направление абортов изъяли из ОМС (медицинского страхования).

– Чтобы мы за это не платили.

– Да, чтобы перечисления с зарплат людей не направлялись на это. А то получается, что страна сама же это и оплачивает. Правильно, что мы сейчас это обсуждаем.

– От этого никуда не уйдешь – это просто есть. И если мы всем народом грешим, то, получается, мы вместе должны каяться. Как это делать?

– Покаяние в данном случае не в том, чтобы собраться где-то на площади и кто-то почитает «Отче наш»… Необходимо некое существенное изменение внутри самого народа. Как оно осуществляется?

Те, кто делает аборты, пусть идут на исповедь – не надо бояться каяться, исповедоваться в этом грехе. Я знаю, что люди очень боятся исповедовать именно этот грех; видимо, совесть подсказывает, что это нечто страшное. Хорошо бы взять некую епитимью, потому что грех аборта нуждается во врачевании епитимьей. Ее некоторые называют наказанием, но некие уврачевательные методы должны помочь человеку переосмыслить эту ситуацию. Допустим, хотя бы один раз в день положить всего лишь один земной поклон с молитвой: «Боже, прости меня, грешную».

Хотя у нас лицемерие получилось: в основном каются в абортах женщины, а мужчины как бы тут и ни при чем, но ведь дети не появляются без мужчин. Почему каются только женщины в грехе аборта? А мужчины в стороне. Вот ниспровержение всех духовных и нравственных порядков! Какое же тут будет благословение Божие?! Прежде всего нужно созидать свою семью. С семьи начинается исправление всего народа. Нужно рожать детей, воспитывать их. Тогда в целом на всем организме народа это скажется. Только так надо идти.

– Поэтому, наверно, нужно начинать с себя. Если ты порядочный, вокруг тебя соберутся порядочные люди, и общество, может быть, будет оздоравливаться. Каждый из нас – боец, единица. Будем бороться. Уже отступать некуда.

– Нужно каждому быть ближе к Богу, не предавать Господа  в своей жизни, своей семье. Дети – это благословение Божие. Мужчинам нужно нести ответственность за свою семью. Такой народ выстоит, потому что действительно нам некуда уже отступать. Последние годы показали: умерло от коронавируса достаточно много. И нынешние непростые времена… Народ сможет выжить только за счет высокой рождаемости. Для этого надо, чтобы что-то поменялось внутри.

– Будем молиться за себя, своих товарищей, близких, родных. И за нашу страну. 

Ведущий Сергей Платонов

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ протоиерей Василий Гелеван.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать