Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр Глоба 27 ноября 2022

27 ноября 2022 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач, специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Сегодня заговенье на Рождественский пост. Расскажите, пожалуйста, нашим телезрителям, что это за пост, его основные моменты; когда можно есть рыбу, когда нельзя; зачем этот пост нужен, ведь в это время столько праздников, столько радости – и Новый год, и день святителя Николая Чудотворца, и Введение во храм Пресвятой Богородицы…

– Я искренне не понимаю, почему люди замыкаются лишь на гастрономическом моменте, ограничивают себя во всем, что может дать силы и какую-то радость, но категорически забывают, что пост в первую очередь для духовных изменений и преобразований. Пост прежде всего нужен человеку для того, чтобы посмотреть внутрь себя и избавиться от того, что мешает называться настоящим христианином. Многие православные курят, например. А посмотришь на баптистов, сектантов – они избавляются от различных вредных привычек. И возникает вопрос: «А почему ты, православный христианин, не работаешь над собой?» Уже стало нормой злоупотребление алкоголем и наркотиками.

– И блудная жизнь.

– Да. А есть люди, которые к Церкви не имеют прямого отношения, но вместе с тем стараются вести здоровый образ жизни. Он не помешал бы и православным. Пост – это время, когда человек может избавиться от какой-нибудь страсти (при своем желании и обращении к Богу). Святые отцы пишут, что отказаться сразу от всех грехов не получится.

– Нужно выбрать один?

– Да, нужно выбрать определенную страсть. Причем ту, с которой сможешь справиться.

– Например, перестать играть в телефоне или читать новости?

– Это не совсем страсть, скорее зависимость, которая отвлекает от молитвы и не делает тебя более православным человеком. Мы очень часто сплетничаем, лжесвидетельствуем, обманываем, испытываем много ненависти к окружающим людям. Мы очень горделивы, не выполняем обещаний. Но жизнь православного человека должна протекать в том русле, которое образовывает Священное Писание и слова Господа Иисуса Христа. Если мы не будем попадать в это русло, то в Царствие Небесное никак не въедем, не войдем, не вползем. И в таком случае, по словам Спасителя, мы будем страдать: «Кто не исполняет слов Моих, тот не войдет в Царствие Небесное». А конечная цель спасения – быть со Христом в Царствии Божием измененным, преображенным, подготовленным. Какая будет наша функция там, определит Господь. Главное – попасть туда. Поэтому каждый человек должен подготавливать себя в таких циклических процедурах, которые повторяются каждый год, – великие и малые посты, постные дни в течение недели. Человек должен подготавливать себя определенным образом и пытаться избавиться от своих страстей. Курящий человек должен постараться избавиться от пагубной привычки за определенное время, может быть, при помощи молитвы, психотерапии, лекарств. Алкоголик должен стараться избавиться от своей зависимости. Обманщик от своей.  

– А балабол должен научиться держать язык за зубами.

– Да, нужно научиться себя ограничивать в чем-то, проверять себя, чтобы не быть носителем той или иной страсти, плохого поведения. Пост – это не только ограничение употребления мяса, колбасы или рыбы в определенные дни. Апостол сказал, что пост не приближает нас к Богу и не отдаляет от Него, пост – это средство ко спасению, это определенная методика, которая помогает человеку держать себя в определенном состоянии. У человека, который употребляет много мяса и ведет малоподвижный образ жизни, образуется очень много жирных кислот, триглицеридов, из которых синтезируется холестерин, мужские и женские половые гормоны. А когда их становится очень много, они начинают влиять на мозговую деятельность человека. Он становится агрессивнее, похотливее, поведение меняется, и в определенный момент времени его сложно будет назвать православным. Когда же человек воздерживается от мясного, употребляет легкую пищу, то бороться с плотскими страстями становится намного легче. Поэтому Церковь и выбрала это как рецепт борьбы с греховными наклонностями.

Если человек работает на тяжелом производстве, служит в армии, Росгвардии, полиции, чистит снег с крыш и на улицах, то без определенного тяжелого рациона, куда входят жиры, белки, углеводы, ему будет трудно работать и существовать. Людям, которые находятся на таких тяжелых работах, но исповедуют православие, послабляется эта часть гастрономического поста. Однако к ним предъявляются определенные требования: утренние, вечерние молитвы, особенная подготовка к причастию, правильные взаимоотношения в семье. Очень часто люди не молятся. Как семья проводит вечер? Один смотрит телевизор, другой в ноутбуке, третий в телефоне, четвертый где-то гуляет, пятый еще что-то делает, шестая носки вяжет. Но почему бы не выбрать определенное время вечером для того, чтобы собраться в какой-нибудь комнате всем вместе и почитать вечерние молитвы поочередно? Или почему бы не встать пораньше и не поблагодарить Бога, не попросить поддержки, помощи? Почему не настроить свое сознание и отношение к жизни, зарядив их молитвенной энергией, благодатной помощью от Бога? В пост нужно задуматься прежде всего об этом. А кто что съел или не съел – не важно. Очень плохо, когда ты поел и не поблагодарил Бога. Господь дал тебе возможность полакомиться чем-то и ты нарушил какой-то постный день? Но ты же не в монастыре живешь, сейчас холодно, может, это нужно по болезни или для профилактики.

Людям постарше я рекомендую в пост употреблять творожные, кисломолочные продукты. У них хрупкие кости, остеопороз. Если священник знает об особенностях организма прихожан, то необходимо говорить об этом. Священник даже в Ветхом Завете обладал определенными медицинскими познаниями, к нему шли убедиться, здоров человек или нет. И он благословлял такого человека входить в израильское общество или находиться за станом. Сейчас священники тоже грамотные, образованные. Не люблю, когда священник безосновательно запрещает что-то. Бабушка приходит и спрашивает, можно ли ей поесть яиц или молока попить по болезни, а он строго запрещает. Почему? Он же не пойдет к ней в больницу, если у нее начнется язва или гастрит.

– Пойдет, если позовут.

– Есть определенная статистика. Надо входить в положение людей и понимать, что все-таки мы носители живой веры, потому что она сообразуется со Священным Писанием,  Преданием и канонами Церкви. С монахов, конечно, особый спрос, особая строгость. Поэтому люди, которые несут свои богослужебные обязанности в монастырях, едят более постную пищу, уставную, которая помогает им не огрубевать телом и душой. Мы должны обратить на это внимание.

– Вопрос от телезрителя: «С приближением поста и во время его возникают различные чувства, раздражение на ближнего, осуждение. Как научиться видеть образ Божий в каждом человеке и отделять грех от него самого?»

– Действительно, человек очень часто присовокупляет личность человека ко греху. И мы обижаем человека, когда начинаем говорить об этом. Прежде всего, если ты не священник, то не поучай, а постарайся научать своим примером, то есть не надо быть таким самому. Священник же может сказать в лицо что-то неприятное, задеть за живое. Христос сказал апостолам заботиться о своем стаде. Это образ, где есть пастырь, а есть пасомые. Пасомый не может быть пастырем, он должен выполнять определенные послушания, организовать для себя определенные правила, которые позволили бы ему находиться в смиренном, спокойном состоянии в сообществе верующих людей, то есть в Церкви.

Если человек не принимает эти правила, то у него начинаются различные душевные волнения, протесты, состояния, которые могут вызвать конфликт с окружающим миром и самим собой. Человек должен понять: если он православный, значит, должен быть послушным Церкви и ее пастырям.

Быстро раздражающийся человек не должен сразу говорить гневные слова, отвечать на то, что его раздражает, надо переждать этот момент. Я таким людям говорю: «Прежде чем сказать плохое слово, прочитай «Отче наш», успокойся». Когда человек прочитывает молитву, он просто-напросто перекипает, гнев испаряется, остается абсолютно безвредный сухой остаток. Над собой надо работать, обращать на себя внимание, если ты плохо себя ведешь. Можно даже завести дневник состояний, в котором делать записи каждый день в течение всего Рождественского поста. Если состояние нервозное, конфликтное, записывай, что ты делал, что читал, как пытался избавиться от него. И, конечно, нужно обращаться к духовнику. Он поможет обрести внутренний мир и покой.

– Ранее Вы сказали, что мы должны быть профессиональными православными. Как это?

– Профессиональный человек – тот, кто обладает определенными компетенциями и знаниями, который сам их понимает и может ими поделиться. Очень часто человек считает себя православным только потому, что заходит в храм и ставит свечку.

– Не самый худший вариант.

– Но и не самый лучший. Получение водительских прав предполагает прохождение определенного искуса, получение практических и теоретических знаний, сдачу экзаменов.  И тогда высока вероятность, что, сев за руль, ты не принесешь ущерба ни себе, ни другим.

Так и православный человек должен получать знания и совершенствоваться в них. Часто люди, которые называются православными и ходят в храм на протяжении 20, 30, 50 лет, даже ни разу не читали «Закон Божий», не знают Священной истории по периодам, не знают, кто такие древние патриархи, не знают служб. Они только ставят свечки, но при этом начинают учить и архимандрита, и епископа, и священника…

Компетенции должны приобретаться правильным путем. Поход на богослужение – это не только внешняя сторона жизни, но и внутренняя. Православный человек должен понимать, что именно читается в определенный день, сам прочитывать это Евангелие, иметь тесную связь с духовником, то есть говорить с ним не о том, чем манит или что предлагает мир, а о спасении души. Если ты говоришь о том, что можешь духовнику что-то подарить, даешь ему какие-то посулы, то грош цена этим отношениям. Но те отношения драгоценные, когда человек приезжает, даже если духовник далеко, когда необходимо поработать ногами, головой, почитать, посмотреть, обсудить вопросы духовного характера, например, как сообразовать свою жизнь со словами Христа, апостолов и святых людей. Вот какие отношения должны быть между священником и верующим человеком. Нарушение этой границы очень плохо. Так говорят все святые отцы. Такого быть не должно, с этим надо бороться и никогда не мириться. Мы должны помнить самое главное правило – наша жизнь для того, чтобы обрести Царствие Небесное. Христос сказал: в Царствие Божие придете только через Церковь Мою. В ней есть определенный устав, устройство, и мы должны это принять как правило, как аксиому и не доказывать обратное, чтобы не быть выброшенным с корабля спасения, который называется Церковь.

– Как этому научиться? Смотреть телеканал «Союз», читать Евангелие? Как образовываться?

– Очень много поучительного можно получить на телеканале «Союз», в проповедях Святейшего Патриарха, особенно в его первых книгах, когда он был митрополитом.

– Но это же не системное образование.

– Компетенция иногда и не предполагает системности образования. Нужно прочитать протоиерея Серафима Слободского, чтобы знать устройство Церкви и веры. Это азы. Как по букварю научиться читать. Обязательно нужно прочитать православный Катехизис Филарета (Дроздова) и другие книги, которые помогают человеку узнать о Церкви. Есть православный портал azbyka.ru. Нужно интересоваться церковной жизнью. Есть церковные календари. Есть сайт patriarchia.ru, где можно посмотреть документы, узнать о жизни Церкви. Очень часто мы смотрим новостные, политические и другие сайты, но не сайт Православной Церкви. Не у всех есть телеканал «Союз». Мало людей знают о его проблемах. Нужно поддерживать такие церковные начинания. Когда человек приближается к этим явлениям, его сердце становится мягче, благороднее. Он становится участником чего-то доброго, не тратит деньги на курево, пиво и всякую дребедень, а старается помочь Церкви, старается нести свет, чтобы он светил всем, кто в нем нуждается.

– Вопрос от телезрителя Владимира: «Когда человек ложится отдыхать, сразу начинается какая-то борьба ума, в голову лезут непонятные мысли, воспоминания, помыслы. Как с этим бороться? Когда ходишь на службу, причащаешься, становится спокойнее, но через время это молитвенное состояние начинает улетучиваться».

– Ответ на вопрос простой. Ум находится в состоянии поиска, и его нужно нагружать – читать священные книги, Псалтирь, ходить на службы, слушать песнопения. Их можно найти и на YouTube, послушать то, что пелось в храме. «Благослови, душе моя, Господа». Потом поискать, где еще хорошо поют, послушать афонское пение. Этой информацией нужно напитывать свой ум, и тогда он начнет воспроизводить духовные сны.

Телезритель сам замечает, что когда он ходит в церковь, этих беспокойных мыслей становится меньше. В церкви он напитывается духовным, а как выходит из нее, мозг начинает впитывать мирское, грязное, грешное. Нужно привести себя в состояние душевного равновесия и понимать, чем ты будешь прокачивать свой мозг. Если духовным, то будут сниться соответствующие сны, а если мирским, то будет сниться всякая мерзость и духовное запустение. Очень хорошая практика – после молитвы включать фоновой музыкой чтение Священного Писания или Псалтири и ложиться спать. Будут сниться благостные сны. Я проверял это на себе. Никогда не было никаких искушений, всегда хорошее настроение, просыпаешься с чистой головой.

– Нужно создать вокруг себя атмосферу.

– Да, обязательно, чтобы лампадочка теплилась, чтобы иконочка была, чтобы тебя ничего не отвлекало. Нужно отключить телефон, заниматься только богомыслием. Телефон нужно включать только после молитвы. Конечно, если человек не находится на службе, не оперативный работник, который должен быть все время на связи. Для большинства людей, которые ведут размеренный духовный образ жизни, это будет очень полезно.

– То, что Вы описали, – это идеальные условия.

– К этому надо стремиться.

– Но как такой график жизни соблюдать?

– Для этого много от чего нужно отказаться.

– Вообще от всего.

– От всего плохого.

– Зачастую люди, особенно молодые, живут в очень напряженном графике.

– Потому что им надо наркотики.

– Почему сразу наркотики?

– Их очень много сейчас.

– Если говорить про новости как про наркотик, то да.

– Я очень удивлен, иногда видишь человека, вроде нормальный, но, оказывается, принимает наркотики. Алкоголь, курево, вейпы – это всё наркотики.

– В обществе говорят: «Ты устал, тебе нужно выпить. Сходи в бар, выпей, расслабься, выдохни».

– С этим надо бороться. Чтобы человек получал не эрзац счастья, а настоящее, которое сотворил Господь. Спаситель сотворил орган счастья – головной мозг – так, чтобы он работал сам, без поддержки. А если человек набрался эрзаца и потом пытается его воспроизвести и поделиться этим пустым счастьем с другими, то эта пустота будет только увеличиваться в размере и сжирать сердца этого человека и тех, кто находится рядом с ним.

– Много активности особенно в больших городах. В регионах все же как-то спокойнее.

– Может быть. Там уход за домашней скотиной, за территорией, определенные действия физического характера. Люди отклеиваются от некоторых пагубных вещей. Но и там много не очень хорошего.

– По личному опыту жизни в мегаполисе могу сказать, иногда настолько бываешь увлечен работой, хоть она и связана с Церковью, что на духовное совсем не остается времени.

– С Церковью обычно связано служение. Такая работа оплачивается, но это все-таки служение. Если мы будем относиться к своим церковным обязанностям как к работе, то что тогда нас отделяет от мирских людей?

– Соглашусь. Но даже если занимаешься очень богоугодными делами, бывает, так увлечешься ими, что время уже час ночи, а ты все не можешь закончить. И когда же тогда молиться?  Меня многие поймут. После всех дел, бывает, уже нет ни настроя, ни физических сил, ни возможностей каких-то моральных усилий.  

– Есть правило для мирянина, а есть правило для монаха. Если монах будет говорить, что ему некогда помолиться, то тут что-то непонятное. А если мирянин такие вопросы задает, это нормально. Поэтому для них и есть такие рекомендации: вставать на 10 минут раньше и вычитывать молитвенное правило. Это очень быстро. И перед сном нужно примерно 12 минут на молитвы. Вы абсолютно ничего не потеряете. Здесь главное – желание. Но если у тебя есть возможность посмотреть новости в телефоне, поговорить с близкими, а потом говоришь: «Устал и хочу спать», – тогда стоит задуматься, есть ли у тебя внутренняя организация и потребность в этом. Тогда откажись от денег, от хороших вещей, ходи в немытых ботинках, чтобы полностью соответствовать этому типажу.

– Здесь не только можно сказать о какой-то духовной расхлябанности, здесь вообще можно дать характеристику человека в целом. То есть ты не организовал свою жизнь так, чтобы там было все в порядке. Необязательно мы говорим про молитву.

– Молитва обязательно должна быть, это антивирусная программа.

– Мы говорим о ритме жизни в течение дня, когда мы должны спать и так далее. Можно ли предположить, что есть какое-то определенное время, когда лучше всего молиться?

– Церковь предлагает помолиться после того, как человек встал, и перед тем, как лег спать.  Дело в том, что молитвенное правило можно растягивать в течение дня. Если ты встал и у тебя нет времени, прочитай две молитвы, садясь в машину.

– Пятидесятый псалом можно прочитать.

– То есть всю гамму утренних молитв можно прочитать до 12 часов. После 12 часов можно начинать читать вечерние молитвы. Тоже вот так растянуть и по одной, по две, по три читать, как бы собирать по крупицам. И тогда получится красивое молитвенное ожерелье, которое не стыдно будет и Богу показать.

– Я помню, многие батюшки рассказывали, какое у них было молитвенное правило в детстве. Когда они были совсем маленькие, читали обычное начало: «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш», пели «Достойно есть». И уходили спать. Потом, когда были чуть постарше, добавляли молитву ангелу-хранителю. А когда были уже совсем взрослые, читали полное правило. Можем ли мы по немощи нашей читать Трисвятое по «Отче наш» и идти спать?

– Сколько лет человеку?

– Например, как я, тридцать лет.

– Если как Вы, кушайте в день хлеб с маслом и воду – и тогда такое правило будет уместно. Как молишься, так и ешь. Но так не хочется, да? Молитва – это дар Божий.

– Так, может быть, и хочется, но не получится.

– У души нет болевых рецепторов. Это в желудке, если в нем ничего нет, выделяется сок и в головной мозг посылается сигнал, что надо что-то съесть, попить, то есть наполнить его. У души нет этих рецепторов. Но есть особая духовная потребность у людей с незапятнанной совестью. Такие люди ощущают пустоту, если они не помолились.

– Это бывает тогда, когда ты пропускаешь литургию в воскресенье. Если часто ходишь, а потом пропустил, ощущаешь некомфортное состояние.

– Но таких болевых рецепторов, которые могут потребовать у головного мозга молитв, нет. Но у святых людей, наверное, они есть. Если их отвлекают, они сразу отворачиваются, уходят, закрываются и молятся. У них есть потребность в этом. Как у голодного человека потребность поесть, у них – потребность помолиться, побыть в одиночестве и таким образом пообщаться с Богом.

А есть люди, которые не чувствуют этого и избегают молитв. Есть люди, которым покажешь молитвослов, а они найдут тысячи причин, чтобы его не взять. Дотянут до последнего, когда уже в кровать пора ложиться и еще вздыхают: «Эх, я не помолился. Господи, прости». И так откладывают на завтра, на послезавтра, каждый день у них «Господи, прости», при этом набирается очень много маленьких грешков.

Если бы ты читал вечерние молитвы, то избавлялся бы от этого груза. А если ты не исповедуешься Богу, не просишь у Него помощи, не очищаешь свою душу молитвенным отношением, обещанием Богу не грешить, то обрастаешь греховным бурьяном, приобретаешь такие оттенки и виды, которые становятся очень непривлекательными. Люди, которые ведут церковный образ жизни, видят, во что человек превращается по его поступкам, словам, действиям, по его внешнему состоянию. Поэтому за собой надо следить, в молитвенном плане в том числе.

– Это порой очень сложно.

– Помните, Христос говорил: «Пойдемте помолимся Отцу». Апостолы уснули, Он их будит, говорит: «Уже время приходит, скоро Меня не будет, а вы даже не можете себя держать в руках и помолиться». Молитва – это огромнейший труд. Говорят: «Помолись за меня». И отвечают: «Хорошо»…

– Много ли людей помолилось за этого человека, который просит? Наверное, никто, к сожалению.

– Если священника просят помолиться – это не просто так. Значит, человека надо помянуть в суточном круге, да еще частички вынуть за него. Это надо не забыть и обязательно сделать несколько раз. И в течение литургии помолиться. Поэтому это очень большое дело. А кто-то говорит: «Да-да, помолюсь», но какая молитва, такие и плоды.

– Честно сказать, иногда говорят: «Помолись за меня», пытаешься тут же сказать: «Господи, помоги», а дальше забываешь...

– На самом деле молиться за других людей – это большая духовная проблема, большая задача. Надо, во-первых, помнить об этом.

– И не требовать этого, когда говоришь: «Помолись за меня», как будто ты чего-то ждешь. А как к этому относиться?

– К этому надо очень серьезно относиться. Кто просит – понятно: «просите – и дастся вам». А вот у кого просят – тут уже должен сказать: «Или я помолюсь, или ты поработай, напиши записочку, позвони, принеси в храм вина, муки, чтобы просфоры испечь». Это должен быть действенный процесс.

– Во всем этом какое-то наше русское благочестие. Я, к сожалению, не очень хорошо знаю, как на Балканах или в Греции, знаю только понаслышке.

– Точно так же. Там даже все может быть по-домашнему, потому что просфоры пекут несколько женщин. Женщина может просфору испечь по рецепту и принести; и еще потребовать, чтобы на ее просфоре послужили.

– Проще в этом плане.

Да, у них женщина может в алтарь зайти прибраться.

– Эта же простота не только в отношении к просфоре. Получается, отношение к Церкви как к своему родному дому.

– У них такая традиция, ничего не сделаешь. Там женщина может войти в алтарь, прибраться. Когда я был в Греции, тоже очень удивился. Она в лосинах входит, там убирается, пылесосит, орлецы архиерейские поднимает, что-то под престолом вытирает. Храм очень старый. Еще когда было османское иго, храмы строились таким образом, чтобы всадник, сидящий на коне, был выше, чем этот храм. То есть они делались с углублением, чтобы крыша этого храма не была выше всадника на коне. Вот такие там старинные храмы.

Это было несколько лет назад на острове Тасос. Это греческая православная церковь. У них такие традиции. Женщины заходят в алтарь, дома варят свечи, делают ладан и приносят в церковь. Просфора у них – это один большой хлеб, на котором печати стоят так, что получается пять просфор.

Поэтому женщина может потребовать, чтобы священник послужил на ее просфоре литургию, и священник не может отказать. Там женщина может кадить свой дом, кропить его святой водой, окуривать его свечами.

– У нас тоже так бывает.

– Бывает, только у них это распространенный процесс. Выходишь в воскресенье, смотришь, а они все кадят свой дом. Сколько окошек видишь – в каждой семье кадят, все молятся. Во всяком случае, большинство, где есть патриархальная семья, бабушки, дедушки, внуки, сыновья. Это очень интересное наблюдение.

У нас тоже есть такое. Я тоже некоторым людям благословляю так, чтобы у них дома были кадильные свечи (называются «монашенки») или маленький уголек, чтобы по воскресным дням они кадили иконочки, дом окропляли святой водой, молились. Это очень хорошая традиция, ее надо возрождать. На Руси такое было.

– У некоторых даже молельная комната есть. Не только красный уголок, а именно отдельное помещение.

– Это в идеале. А так красный уголок – очень хорошо. К этому надо стремиться, этого не надо стесняться. Если мы стесняемся своих правильных духовных потребностей, это к хорошему тоже не приводит. Это ведет к какой-то закомплексованности. Почему я должен стесняться перекреститься? Не надо стесняться, но и не надо делать это напоказ.

– Футболисты крестятся – и ничего. А тут мимо храма идешь…

– Мимо храма прошел, можешь перекреститься и поклониться. Особенно если знаешь, в честь кого храм, – почему нет? Поэтому свои традиции, православную веру нужно любить, исповедовать.

– И верить разумно.

– Конечно, разумно.

– Все-таки наша вера – это вера умных людей, мы не просто так совершаем обряды.

– И обряды надо совершать, и вера должна быть, и знание. Все должно быть. И Христос совершал обряды.

– Безусловно, надо понимать, что происходит и зачем.

– Если бы это не было нужно, Христос сказал бы: «А зачем?» И Господь не творил бы человека телесным. Мыслями бы общались. В мыслях подумал – и человек исцелился. Он же мог так сделать. Но Христос делал обряд: кому дуновение, кому брение, кому водой сказал умыться.

– А кто-то Его коснулся.

– Кого-то Он коснулся, кому-то что-то сказал. Обряд обязательно нужен, потому что это видимое действие благодати Духа Святого. Это очень важно.

– Да, все-таки будем верить, молиться, поститься, смотреть телеканал «Союз».

– Обязательно помогать телеканалу «Союз», чтобы все эти невзгоды носили временный характер. Посмотрели передачу на телеканале «Союз», есть в кармане сто рублей – обязательно переведите. Сами себя не будем поддерживать – рухнем. Поэтому необходимо поддерживать канал и призывать людей, чтобы помогали. Необходимо говорить людям о его пользе, помощи, поддержке. Господь любит доброхотов. Здесь открываются большие качества души. Поэтому не будем раздавать милостыню профессиональным попрошайкам. Если есть потребность – набери определенную сумму в течение месяца и перешли телеканалу.

– Как говорят светские люди, это как выпить чашку кофе. Это не так много.

– Я думаю, что и кофе можно пить, и помогать. Главное, быть участливым, верующим и испытывать в этом необходимость.

– Когда творят милость, зачастую это очень необходимо тем, кто это делает. Это тоже очень важный момент. Это не просто так, нам заповедано быть милосердными и творить милость.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ протоиерей Василий Гелеван.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать