Беседы с батюшкой. Себялюбие как причина всех страстей. Священник Кирилл Тарасенко

25 октября 2022 г.

Сегодня у нас в гостях клирик храма святого праведного воина Федора Ушакова в Южном Бутове иерей Кирилл Тарасенко.

– Тема сегодняшнего разговора: «Себялюбие как причина всех страстей». Мы живем в эпоху комфорта, когда все сосредоточено вокруг человека, его удовлетворение и удовольствие стоят во главе. Зацикленность на собственном удобстве приводит к плачевному состоянию и страстям. Можем ли мы сказать, что себялюбие – это путь к страстям?

– Да, именно так. Именно себялюбие есть начало всех страстей. В Книге Бытия есть повествование о грехопадении Адама и Евы. Это короткий текст о том, как Ева увидела змея, пообщалась с ним, вступила в грех и съела плод познания добра и зла. Но на самом деле до тех пор, пока она не вкусила запретный плод, был огромный путь себялюбия, который и привел ее ко греху.

В чем заключается себялюбие? В нормальном, здоровом состоянии человек полностью обращен к Богу, к источнику жизни. Он живет с Богом, общается с Ним, как делал Адам в раю, и нормально развивается. Как только центр внимания перемещается с Бога и человек начинает вместо Него любить себя, это превращается в грех.

Мы видим, как Адам и Ева прошли этот путь. Они центром своей жизни вместо Бога поставили друг друга. И в итоге Ева не особо и думала перед тем, как согрешить. Адам даже не вступил ни в какой диалог с ней, для него было нормально, что Ева управляет его жизнью. Здесь мы видим полностью разрушенные связи между человеком и Богом. Именно это привело ко греху и к тому, где мы сейчас находимся.

– Какие главные грехи вызваны себялюбием?

– Оно источник всех страстей, то есть вызывает все грехи. Просто сейчас мы говорим о самых главных и легких для восприятия человека. Три главные и ключевые проблемы, которые рушат всю жизнь человека, – это чревоугодие, сребролюбие и гордыня. В евангельском повествовании есть история о том, как дьявол искушает Христа после сорокадневного поста. В принципе, так же он искушает и любого из нас. Начинает дьявол всегда с чревоугодия. Что это за грех? Кажется, просто не ешь много. Но так как мы люди, то состоим из души и тела. Оно очень сильно влияет на нас. И то, что мы едим, в итоге определяет, как мы будем вести свою духовную жизнь. Святые отцы так описывают состояние человека, который объелся: будто камень придавил... Наш желудок придавливает еда, и мы начинаем думать только в этой плоскости: поесть, поспать, попить, отдыхать, у нас нет сил думать о Боге.

С этим дьявол подошел и ко Господу. Мы читаем в Евангелии, что Христос сорок дней страдал и взалкал. А дьявол Ему говорит: «Поешь, отдохни. Что такого? Расслабься». Но мы знаем, что ни в коем случае нельзя вступать с ним в диалог, это всегда приводит к беде и греху. Ева заговорила с ним, и мы все согрешили.

С едой есть еще такой момент: очень легко ее вкусить чрезмерно и тем самым себя полностью ослабить. Это можно сравнить с воином в алкогольном опьянении. Идет битва, а от него в таком состоянии никакого толку, более того, он может навредить своим. Если человек объелся, то его нет для духовной жизни последующие шесть часов. Он проиграл еще до схватки с врагом. Очень важно держать себя в руках.

– Себялюбие – это синоним эгоизму или есть отличия?

– Эгоизм – это все-таки проявление греха гордыни. А в чем заключается себялюбие? Можно представить, что есть некий источник света – Господь, а мы все – зеркала, которые отображают этот свет и дают блик. Мы видим такие же яркие зеркала вокруг и вместе идем к источнику света.

Проблема заключается в том, что если человек, идущий к Богу, принимает помыслы себялюбия, то постепенно начинает обращать внимание на себя и думать, что то отражение света, которое от него исходит, на самом деле есть он сам. Будто он – источник света, а не Господь.

Если мы идем куда-то, то должны видеть цель своего пути. Мы как корабль в море: если в шторм маяк тухнет, то корабль теряется и разбивается о скалы. Так и себялюбивый человек теряет из виду маяк, Господа, и начинает просто блуждать, затем спотыкается, падает и разбивается. И живет в полном мраке и тьме, пытается с какими-то осколками, которые у него остались после этого падения, искать главный смысл. Так человек впадает в безумие и безбожие. Но когда он много раз упадет, много раз перекрутится сам с собой, то когда-нибудь снова обернется к Богу. Оставшийся маленький кусочек зеркала засветится, привлечет внимание человека, и он начнет медленно идти к источнику света. А Господь будет восстанавливать это полотно полностью, чтобы оно смогло отобразить благодать Божию. Себялюбие очень страшное чувство, ведь оно отвращает человека от Бога и делает возможным любой грех.

– Иван Сергеевич Тургенев в романе «Рудин» пишет: «Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое, бесплодное дерево; но самолюбие как деятельное стремление к совершенству есть источник всего великого». Самолюбие – это духовное самоубийство, отпадение от Бога как источника жизни?

– В современном мире очень популярной темой является личностный рост. Мы видим множество тренеров, коучей, которые предлагают человеку личностно возрастать. Мы постоянно слышим: «Ты должен расти, быть лучше». Со всех сторон идет мотивация. Человек стремится стать лучше. А что в этом плохого? То, что это огромная магистраль, ведущая к себялюбию. То есть ты все это делаешь во славу собственного «я», чтобы потом, сидя в своем кресле в загородном поместье, с внуками говорить: вот я трудился и все это заработал. Да, ты это заработал, но при этом находишься в самом настоящем аду.

Личностный рост – это главная тема христианства. Наша основная цель – стать богами с маленькой буквы, обожиться. То есть мы должны возвыситься до невероятных высот. Но каков результат христианского возвышения от ноля к Богу и возвышения какого-нибудь коуча? Там ты поднимешь свой доход с 15 тысяч в месяц до миллиона рублей, потом до трех миллиардов, потом до пятнадцати миллиардов. И на этом все. Нам же Господь предлагает стать богами и приобрести душевный мир.

Себялюбие как страсть есть начало всех грехов, но также оно и начало всех добродетелей.  Но нужно себя правильно любить. Мы это знаем из Евангелия. Господь говорит: возлюби ближнего своего, как самого себя. То есть себя любить нужно. Но как это делать правильно? Для начала нужно понять, что же такое любовь. Если мы спросим любого человека на улице, то услышим много красивых слов о чувствах, о бабочках в животе, о великом счастье и радости пребывания друг с другом. И это все будет правдой. Но проблема в том, что по статистике 70 процентов браков распадается. Что же это за любовь такая, которая через три года умирает? Оказывается, человек любит не свою половинку, а те чувства, которые он испытывает при общении с ней. А потом девушки и парни бросают друг друга, как только перестают чувствовать это. Очень популярное мнение: «Если у нас нет чувств друг к другу, то нужно быть честными, принять, что любовь прошла, и развестись. Мы друг друга не любим». Это настоящее безумие. То, что эти люди приняли за любовь, есть просто набор чувств, которые рождаются в нашем сердце. А оно, как и все наше тело, смертно вследствие греха. То есть оно заведомо умрет. И любое чувство, рожденное в сердце, обречено на смерть. Если только оно не будет заменено любовью и миром в Боге. Как этого достичь? Путем настоящего самолюбия.

– Самолюбие появляется от неведения Бога, когда человек не хочет познать Его?

– Совершенно верно. Самолюбие ведет к тому, что человек отсекает себя от Бога, перестает ведать Его. Отсюда начинаются все проблемы.

Что же такое настоящая любовь? В 13-й главе Первого послания к Коринфянам апостол Павел написал так называемый гимн любви. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

И оказывается, что настоящая любовь – это огромный труд. И он может привести к тому настоящему и чистому чувству, которое мы будем ощущать по отношению друг к другу. Если эти принципы работают с другими, то ровно так же работают и по отношению к Богу и к нам самим. Чтобы научиться себя правильно любить, нужно долготерпеть, не завидовать, не превозноситься, не искать своего и читать Священное Писание. В этом мы по-настоящему начинаем любить себя и приобретаем мир.

Мир – это очень важное свойство и цель нашей христианской жизни. Мы на литургии и за другими церковными службами постоянно слышим прошение о мире. Мы очень часто молимся об ангеле мирном, о мире во всем мире, о мире душевном, о мире нас с Богом. Это очень важное состояние человека. Именно в нем пребывает Господь.

В Священном Писании мы читаем, как Господь угнетал пророка Илию, когда он оказался в духовном одиночестве в трудные для Израиля периоды, когда язычество заполонило всю Израильскую землю. Он говорит пророку идти на гору, тот пошел. И мы читаем дальше, что начался сильный ветер, который разрушал скалы. И есть приписка: и в этом не было Бога. Потом началось страшное землетрясение, которое разрушало, меняло континенты, и снова приписка: и в этом не было Бога. Пошел огненный дождь – и в этом не было Бога. И в конце подул тихий прохладный ветерок. И в этом был Господь.

Если вы ощущаете мир, значит, находитесь рядом с Богом. И только в этом мире возможна хоть какая-то любовь к себе и к остальным. Без этого фундамента невозможна любовь. Если вы строите любовь без Бога, без мира в Боге, она обречена на смерть. Как бы вы друг друга ни любили, этому придет конец. Просто мы так устроены, нужно это принять. Мы живем в мире, который создал Господь, и без Его живительного источника все рушится и разрушается. Как бы вы красиво ни построили замок своей жизни, каким бы он ни был шикарным, с комнатами золота и наград, залами любви и так далее, если он стоит на песке, то в конце концов разрушится. И в конце своей жизни вы будете жить на руинах дворца с какими-то ужасными мыслями и ощущениями.

Что же нужно сделать? Все бросить и поставить хоть маленькую будочку, но на фундаменте. А потом на ней возводить крепкое здание, которое сможет вместить вашу семью и укрыть всех от невзгод. Это возможно только в Боге.

– Любовь к себе уничтожает любовь к ближнему?

– Да, неправильная любовь к себе это уничтожает. Любые разделения начинаются именно потому, что мы начинаем любить себя больше остальных… Так жить страшно. Если выключить в студии свет, то через недельку мы сможем и поубивать друг друга, ведь нужно будет искать ресурсы и как-то выживать. Если найдем кусочек еды, то будем за него драться. Когда человек находится во тьме, он думает, что он один, и хочет сохранить все у себя, чтобы никто ничего не забрал. Когда человек идет к Богу, он находится в свете и видит рядом, что он не один, что много этих ярких огней вокруг, тогда ему нет смысла устраивать разделение. Любое разделение в мире (по полу, по цвету кожи, плохой – хороший) идет как следствие себялюбия. Нужно правильно любить себя.

– А как это делать? Соблюдать заповеди, стараться жить со Христом? Какие есть советы?

– Да очень простые. Как, например, научиться ездить на велосипеде?

– Пробовать, падать и подниматься.

– Это и есть ответ на вопрос. Как научиться молиться? Нужно начать это делать. Как начать любить себя правильно? Нужно начать падать, вставать, идти. Если мы упали, это не значит, что все потеряно. Очень важно помнить об этом. Зачастую падение говорит о том, что в эту сторону больше ходить не надо. Не нужно бояться упасть.

Уныние – один из самых страшных грехов. Когда человек падает, то остается лежать, ведь так легче и проще. И в этом состоянии он умирает, засыхает. Это уловка дьявола – послать такие мысли: ты самый грешный, тебе в храме делать нечего, ведь ты хуже всех. Но Господь пришел именно к грешникам. Храм – это собрание грешников, некий клуб по интересам. Но те, кто после падения встает и продолжает идти, становятся святыми. Если вы считаете себя грешным, ужасным и мерзким, то вам нужно идти к таким же, как и вы, в храм Божий. И не смотрите, что некоторые стоят в красивых одеждах и с крестами, они такие же, как и вы, просто так получилось.

– Вопрос телезрительницы Татьяны: «Если человек живет только в самодовольстве и при этом думает, что все у него хорошо, это самообман или же духовная слепота?»

– Если человек живет в самодовольстве и определяет это так, то это уже некий шажочек к Богу. Если мы всем довольны,  говорим «я – молодец, все сделал правильно с помощью Божией», тогда все хорошо. А если «все сделал правильно только я», тогда огромные проблемы. Чего вы добились на самом деле, находясь во тьме? Гордиться тем, что вы выше всех во тьме находитесь? Так ведь какая разница: темно, ничего не видно… Поэтому нужно отвернуться от тьмы и потихонечку идти к Богу.

– Вопрос телезрителя: «Не относится ли тревога о собственной участи на Страшном Суде к проявлению эгоизма и заботы о спасении своей души?»

– Тревога о Страшном Суде – это добродетель, которая называется «память смертная». Именно такая тревога – это очень хорошо. Но мы должны понимать, что любой страх, кроме страха отпадения от Бога, является бесовским. Это очередная уловка дьявола, чтобы отвести нас от Бога.

Для чего нам нужен страх? У любого греха есть добрый корень, некая добродетель. Человек должен был принимать пищу и благодарить Бога за то, что Бог его питает и дает силы дальше с Ним общаться. Это корень чревоугодия. Адам был поставлен как хозяин всего рая, законный владыка, он во славу Божию возделывал свой участок земли. Извращенное понятие этого после грехопадения – сребролюбие, собственничество, желание забрать все одному себе. В страхе то же самое.

Изначально нам страх был дан для того, чтобы мы боялись отпасть от Бога. Это предохранительный механизм, который нас спасает от падения, – страх Божий. Если этот страх превращается просто в тревогу, в страх потерять какие-то средства или в состояние ужаса, это говорит о том, что вы духовно не совсем здоровы, нужно срочно себя лечить (скорее всего и медикаментозно, но в первую очередь духовно). Необходимо исправлять этот страх и понять, что бояться нечего. Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? С Господом нам ничего не страшно в этом мире.

– Вопрос телезрительницы Елены из Москвы: «Я часто слышу от православных людей, что нужно плохо относиться к себе во имя смирения. Святые писали о себе как о последних грешниках. Это результат их самобичевания или радостного покаяния? Как в современном обществе относиться к себе, чтобы не быть эгоистом?»

– Отвечу издалека. Наверное, все часто встречали людей без определенного места жительства, которые приходят в храм. Они выглядят соответствующе: обноски, опухший вид – человек находится в таком состоянии. Если он пришел в храм – это прекрасно, значит, он о чем-то задумался или хочет просто денежку получить. Но зачастую эти люди находятся вне храма вместе с себе подобными, и, что поразительно, им хорошо. Они живут как древние собиратели: пришли, поели, поспали. У них забот в мире очень мало, и их жизнь радостна и прекрасна. Конечно, с огромными последствиями для них: эта жизнь зачастую запивается алкоголем и становится прекрасной, но им это нравится. Запомним этот образ как образ страшного греха.

А теперь берем обычного человека, например, Елену, которая идет в храм Божий на Пасху, надев все самое красивое, белый платочек. Когда подошла к храму, там стоят две «стены» людей, просящих милостыню. Пасха, много народу, ее слегка толкнули, и она свой красивый платочек запачкала. Идти домой, пропускать службу нехорошо, заходит в храм, стоит всю службу и понимает: она готовилась к Пасхе, постилась, молилась, надела все самое лучшее, взяла корзину с куличами, стремится к Богу, сейчас пойдет на Причастие, а у нее на платке пятно от соприкосновения с «грехом». Поэтому она скорбит. Для нее маленькое пятно на красивом белом платке – больший страх, чем для грешников, которые целиком в этих пятнах. И святые отцы настолько близко стояли к Богу, настолько понимали важность момента, что даже самое маленькое (для нас, грязных людей) пятнышко им казалось огромной проблемой. Как точка на белом листе. На черном листе точек может быть сколько угодно – и будет незаметно. На белом листе точка будет яркой.

Святые отцы говорят о том, что они подошли к Богу (оставаясь грешниками) в своей чистоте так близко, что замечают в себе даже самый маленький изъян. Они очень ярко об этом пишут. Как мы должны на это реагировать? Мы должны радоваться, что с грехом можно бороться (есть яркие примеры, как святые отцы побороли эти грехи), но и должны понимать, что полное очищение без Бога невозможно. Только один Господь Иисус Христос был полностью святым, идеальным и совершенным. А мы идем к Богу и остаемся несовершенными. Очень полезно понимать, что ты несовершенен.

Есть у меня личный пример. Как только меня рукоположили в диаконы, я проходил сорокоуст (служил 40 дней, чтобы все вошло в привычку, чтобы я освоился). Вчера я еще был студентом, а сегодня уже диакон. Огромная благодать, ты этому радуешься, но ошибки неизбежны, хоть ты и изучал это в семинарии (стресс, множество действий и т.д.). И я с осознанием высоты своего положения, общаясь с Богом напрямую, прикасаясь к Дарам, делаю какую-то очередную ошибку в начале богослужения. Служба идет дальше, уже антифоны поют, а я в каждое прошение думаю, почему сделал такую глупую ошибку. То есть я не общаюсь с Богом, а копаюсь в себе. И мы стоим со священником перед Евангелием на горнем месте в алтаре, и он замечает, что со мной что-то не так, я нахожусь не здесь. Он спрашивает, что со мной. Я говорю. Батюшка делает паузу, поворачивается ко мне: «А ты не знал? Ты дурак». Ничего себе заявление во время богослужения! Он убежал читать Евангелие. А я стою и понимаю: чего это я о себе возомнил? Я же по-настоящему дурак. И потом стало просто делать какие-то ошибки! Сделал ошибку – ну да, дураки ошибаются. Прости, Господи! Идешь дальше. Нужно меньше мнения о себе иметь. Парадоксально, но чем хуже о себе думаешь (в допустимых нормах), тем проще тебе жить и идти к Богу, без надуманного самомнения.

– Вопрос телезрительницы Ольги: «Почему дети вырастают неблагодарными эгоистами?»

– Не надо их воспитывать неблагодарными эгоистами. Воспитание детей – это очень серьезная тема. У нас есть заповедь Божия, обращенная к детям: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. От почитания отца и матери напрямую зависят долголетие, успех и счастье в твоей жизни. Если не почитаете отца и матерь, будете несчастны в жизни и даже можете рано умереть.

Какие народы планеты Земля дольше всех живут? Кавказцы и японцы. Если мы чуть-чуть погрузимся в реалии Кавказа и Японии, увидим: там есть культ почитания старших. И почему-то они там дольше всего живут. Даже в этом явлении мы видим прямое подтверждение слов Бога.

Если мы воспитываем детей и понимаем, что наш ребенок не уважает нас, родителей, то мы должны сделать все возможное, чтобы он исправился. Конечно, бить я никого не призываю, но исправить нужно. Если вы это пустите на самотек, ребенок вырастет и сдаст вас в дом престарелых. Вы умрете там, и, возможно, Господь засчитает это как труд, но Он спросит, почему вы, будучи в силах, не смогли воспитать своего ребенка правильно. В Священном Писании есть яркие примеры. Во времена, когда у Израиля был Ковчег Завета (великая святыня участия Бога в жизни Израиля: ларец, покрытый золотом, в котором хранились заповеди Моисея, жезл Аарона, манна небесная), жил первосвященник и пророк Илий. Он был великой святости человек, достойнейший из достойнейших. А его сыновья, Офни и Финеес, ставшие священниками, были воплощением ужаса. Они пошли на войну, а старенький отец остался в Иерусалимском храме. И за их нечестие и общее нечестие народа Ковчег Завета был захвачен ассирийцами, а Офни и Финеес убиты. Когда пришел посланник к первосвященнику и рассказал, что случилось, тот от шока, что больше нет его любимых детей и Ковчега Завета, упал с трона, повредил спину и умер. Четко порицается: какой бы ты ни был святой, если ты не воспитал своих детей, с тебя это спросится и будет страшное наказание и тебе, и детям.

Нужно всеми силами учить детей быть в Боге, воспитывать в них правильное самолюбие по евангельским заповедям. Тогда они не смогут вас не любить, вам будет проще их любить; и у вас будет все хорошо. Но нужно к этому стремиться и через Бога к этому идти.

– Вопрос телезрителя: «Почему эгоистам жить легче?»

– Мы уже немного говорили о том, почему алкоголикам жить хорошо. Потому, что они находятся в состоянии опьянения и им ничего не нужно. А эгоисты находятся в состоянии духовного опьянения. Они о себе большого мнения, считают себя лучше всех, самыми хорошими, самыми правильными. Но как любая добродетель имеет свои последствия, так и любой грех имеет свои последствия. Это нас, конечно, не должно утешать. Мы должны понимать, что любой гордец, любой эгоист будет наказан. Гордыня и тщеславие – это те духовные пороки, которые чаще всего приводят к безумию. Человек начинает вести себя как сумасшедший. Мы и сейчас считаем, что эгоист ведет себя неправильно, как-то ненормально. Но страшная форма этого греха приводит к слабоумию, сумасшествию.

– Вопрос телезрителя: «Иногда люди боятся полюбить себя, мол, я тогда вообще стану эгоистом, не буду развиваться. Как не навредить душе? Полюбить себя, но не навредить душе?»

– Нужно открыть Священное Писание, Евангелие, Апостол и читать со вниманием, слагая все в сердце. Если у вас нет времени читать Священное Писание, то можно его частично заменять утренним и вечерним правилом. Чтение Священного Писания уже само является лекарством для духовных страстей и помогает нам увидеть, как нужно на самом деле жить. Если мы говорим, что Господь некий маяк, к которому мы все идем в бушующем штормовом мире, то Священное Писание – это карта с компасом: куда тебе нужно плыть.  Читая Священное Писание, мы достигаем своей цели. Если вы не знаете карты, если  читаете Священное Писание и не понимаете, что там написано, значит, у вас проблема с чтением карт. Нужно понимать, что написано в Священном Писании. Иначе нам просто не выжить, к сожалению.

– Вопрос телезрителя: «Мама постоянно называет меня эгоистом и напоминает мне об этом при каждом возможном случае. Я уже начинаю сам верить, что я эгоист. Как мне быть?»

– Мы говорим по поводу почитания старших, но если взрослые начинают грешить по отношению к своим детям каким-то лишним деспотизмом, это приводит к самым страшным последствиям. И, к сожалению, мы видим вокруг очень много плодов этого злонравия. В чем оно заключается? В 1990-х, после долгого забвения, был всплеск православия, многие люди искали Бога, они нашли Его. Устроилось много православных школ, православных гимназий, всяких православных лагерей и людей-неофитов, которые твердо стояли за веру. Это, к сожалению, негативно отобразилось на их детях. Я знаю многодетную семью, в которой вместо сказок читали Псалтирь.

 К чему это привело? Как только дети выросли и стали независимы экономически от родителей, они просто превратились в самых страшных отступников от веры. Представить только, эти прекрасные детки всю жизнь ходили в храм: девочки в платочках, мальчики в брючках, рубашечках, читали Псалтирь, такие все хорошие… Но, оказывается, это все достигалось ужасным давлением со стороны родителей. Дети не получили достойную любовь, им не рассказали, кто такой Господь Бог, они видели Бога только со стороны постоянного притеснения, угнетения: молись, постись, это не говори, тут сиди, слушай. Они вырастают и закидывают молитвослов куда подальше и живут разгульной жизнью. Поэтому очень важно баланс соблюсти. Нам советовали мудрые священники, и я сам к этому пришел, что, например, если твои близкие родственники просыпаются, не хотят идти в храм (они говорили за подростков), если подростки утром не хотят идти в храм в воскресенье, то будет иногда полезнее для их духовного состояния оставить их дома поспать.

Я тоже знаю такой пример. Мой друг священник рос в священнической семье, у него было несколько братьев. Старшего сына воспитывали вот так, среднего более-менее мягко, а младшего воспитывали уже более мягко, он был хулиганом в детстве, мог проспать на службу. Родители его не били, не ужасали, а просто папа мог подойти и сказать: «Что вы, как мусульмане, в храм не пошли?» И это было намного страшнее, намного ужаснее, чем какие-то ругательства. В итоге этот мальчик стал священником. Иногда можно и нужно ослаблять хватку, чтобы ребенок мог развиваться и самостоятельно искать какие-то ответы на вопросы.

– Вы правильно сказали: уважение к родителям…

– Добавлю. У нас, бывает, приходят к Причастию люди, чьи дети реагируют негативно, кричат, плачут по малолетству. Но зачастую это случается с теми, кто в храме первый или второй раз в жизни. Ребенку психологически тяжело: какое-то непонятное здание, люди  заставляют его что-то есть, он не понимает, что происходит. Но и духовного мы тоже не можем исключать. Реакция отрицания Причастия, нежелание его принимать – явный звоночек для родителей: что-то у них в семье не так, ребенок не принимает Христа. Бывает так, что родители прямо просят: «Ну, причастите», начинают силой держать ребенка. Мы никогда в храме этого не делаем и говорим: «Уважайте своего ребенка. Если он не хочет, значит, вам нужно менять свою жизнь, как-то его этому обучать. Но насиловать ребенка даже в маленьком возрасте мы не можем».

– Давайте подведем итог сегодняшней беседы.

– Мы говорили сегодня о себялюбии. Себялюбие является как началом страстей, так и началом добродетелей. Если мы любим себя в страстном варианте, то оказываемся один на один со всеми грехами, и наша жизнь превращается в самый настоящий ад. Ад – это там, где нет Бога. И вот в нашей жизни нет Бога, мы от этого очень сильно страдаем. А если мы себя любим правильно, по-евангельски, соблюдая и помня гимн любви апостола Павла, то оказываемся в одной связке с источником жизни – Богом. Наша жизнь просто расцветает, и мы этим питаемся. Мы не срезанные цветы, которые поставлены в вазу, а цветы на клумбе, за которыми ухаживает Сам Господь. У нас нет другого варианта, кроме как расцвести и стать самыми красивыми и благоухающими. Дай Бог всем нам этого достигнуть.

Ведущий Павел Денисик

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ протоиерей Василий Гелеван.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать