Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Трушин

19 июня 2022 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин.

–  Сегодня день ангела, праздник всех святых. Завтра начинается пост. Вы снова у нас в гостях на заговенье. Такая хорошая получилась традиция. Сегодня можно поздравить друг друга с днем небесного покровителя.

От мам, бабушек и дедушек приходит очень много вопросов про их внуков и сыновей. «Отбился от рук, ничего не делает, абсолютное безволие, меланхолия. Ничего не хочет – ни работать, ни учиться, ни в армию идти». Откуда это безволие у наших молодых людей? Каковы причины этого и как с этим бороться?

­– Вопрос очень больной для современного общества. Перед глазами прошло уже несколько поколений таких возрастающих молодых людей. И, конечно, видно это безволие, кисельность характера.

Есть еще такой момент: когда мы поднимаем ту или иную острую тему, появляются люди, которые обижаются. «Батюшка, Вы нас обидели, очень резко высказались».

– Обижаются, когда Вы хотите побудить их к действию?

Тогда, когда действительно хочется обнажить проблему, а не замазать ее. У многих есть такая беда: когда слушаем проповедь священника, даже находясь в храме, и он поднимает какие-либо проблемы, нам всегда кажется, что это о ком-то другом или это было когда-то давно и нас лично не касается. Мы думаем про себя, что мы хорошие и пушистые. Сегодня поднимаем больную тему с насущными вопросами, и я бы хотел, чтоб никто не обижался, а заглянул внутрь себя, в свою душу. Так и нужно бы делать православному человеку: не на других смотреть и их поучать, как мы любим, а заглянуть в себя и задать себе вопрос: «А я участник этой проблемы или она меня не касается?»

Многие родители, воспитывая своих детей, потакают их привычкам и баловству. Это тянется с детства. И потом эти привычки из мелких нарушений вырастают в большие… Мамы очень болезненно воспринимают, если им делают замечание, что их ребенок бегает по храму, кричит, озорничает. Мама привыкла, что ребенок бегает по квартире, или у нее уже блок на эти крики и шум, или это нежелание дисциплинировать своего ребенка. Эта проблема есть во многих храмах. Иногда слушаешь аудиозапись или смотришь видеозаписи тех или иных священнослужителей и слышишь, как там дети кричат, хохочут, топают. А священник терпеливо продолжает свою проповедь. Очень редко бывает, что священник поворачивается и делает замечание какой-нибудь маме обратить внимание на ребенка.

Однажды я был в поездке в Ярославле, там есть замечательный музей с древними экспонатами. Экскурсовод водила небольшую группу, буквально три-четыре мамы и маленькие дети. Экскурсовод была молодая и стеснялась сделать им замечание. Дети сходили с ума, залезали на старинные музыкальные инструменты. Там есть фисгармония, старинный клавесин. А дети залезали на эти инструменты, трогали их руками. Я вижу, как девушка жмется, чувствуется, что ее это смущает. А мамы и ухом не ведут. У меня появилось такое гневливое состояние, что я сделал замечание детям, а потом и мамам. Надо было видеть, с какой благодарностью потом подошла ко мне девушка-экскурсовод и сказала: «Батюшка, спасибо».

Гнев был не на детей, а на мам, которым не хочется заниматься своими детьми. Конечно, сейчас кто-то может сказать, что мамы тоже должны отдыхать. Но давайте не будем размазывать проблему. Мы не видим болезней. А вот с таких мелочей все и начинается. Для ребенка нормально, что он просит какие-то сладости и игрушки, но зачем превращать посещение зоопарка в сплошное потребление сладостей, когда ребенок фактически не видит зверей, а просто бегает от кормушки к кормушке. Мама разве не понимает, что не для этого привели ребенка в зоопарк? Хотелось бы, чтобы он хоть чуть-чуть увидел редких животных, чтобы ему о них рассказали, а не кормили без конца крашеными хлопьями и прочим. А потом будут лечить ребенка и сетовать на врачей, что те не могут справиться. Мама, миленькая, а ты сразу не можешь на это посмотреть? По мере возрастания ребенка все это будет усугубляться.

– Вы считаете, что с этого и начинает формироваться то, о чем мы сегодня говорим?

– Конечно.

– Вопрос телезрителя: «Какая роль святых в нашей жизни? Некоторые священники, монахи говорили, что не стоит рассказывать посторонним людям о своих детях. Ведь расскажешь радостное – будут завидовать, поделишься горем – будут злорадствовать. Лучше рассказывать о своих детях святым и Богу?»

– Вопрос о роли святых в нашей жизни для церковного, верующего человека можно не поднимать. Мы настолько живы благодатью Божией и той благодатью, которая исходит от святых Его, что об этом можно и не говорить. Каждый святой несет послушание от Бога, помогая людям. А мы настолько избаловались, что даже разделили святых по тем или иным формам послушания: есть святые, которым молятся только при болезни ног или при болезни глаз. Но если он свят, разве не может помочь и в другом? Разве он будет заниматься только зубами, ногами, спиной и прочим? Наши святые благодатью Божией помогают нам во всем. В равной степени можно к святому Пантелеимону обращаться и с болезнями, и с другими проблемами. Одно время он считался покровителем войска. А воины обращались к нему не только с болезнями спины, ног или глаз. У каждого есть излюбленные святые и наши непосредственные небесные покровители.

Человек церковный самым главным праздником своей жизни считает именины, то есть день небесного покровителя. Этот праздник идет прежде всего. Затем идет день ангела, когда мы были крещены и от Бога нам был дан ангел-хранитель. И, наконец, третий важный день в нашей судьбе – это день рождения по плоти.

Самый важный день это день памяти нашего небесного покровителя. И было бы хорошо, чтобы каждый из нас находил время прочитать его житие, у кого-то совсем небольшое, а у кого-то сохранились даже и труды, выдержки, поучения. Это было бы очень полезно. Вот приходят ко всеми любимой святой блаженной Матроне, а самая главная цель – это взять цветочков, чтобы заваривать чай. А Вы не хотите перечитать, чему учила блаженная Матрона, за что поощряла?

Слова святых, как и слова Евангелия, не устаревают, они сопровождают нас в течение всей жизни. И сопровождали в жизни наших бабушек и дедушек, будут сопровождать наших внуков или правнуков. Слова святых очень полезны для нас. Иногда слышишь от людей: «Я был у Серафимушки, мы чай пили». Оказывается, были у преподобного Серафима Саровского. Всем было бы полезно открыть и почитать его наставления или беседу с Н.А. Мотовиловым. Ох, как бы мы узнали себя в некоторых вразумлениях преподобного Серафима. Именно в этом в первую очередь польза общения с нашими небесными покровителями. Мы не только просим у них благословения на поступление в институт или решения земных проблем, но общение с ними полезно для нашей христианской жизни.

Второй вопрос был о детях. Вы согласны, что полезно, когда учитель собирает родительское собрание и поднимает вопрос о том, какая проблема существует среди учеников в классе? Многие родители впервые слышат, что такая проблема есть, или впервые узнают, что ребенок курит. Задача священника и в том числе нашей замечательной передачи высветлить ряд проблем, на которые, может быть, кто-то не обращает внимания, считает, что их не существует.

Мы беседуем для того, чтобы видеть наши болезни. Особенно хорошо, когда проповедь касается не только людей, находящихся вне стен церкви. Хорошо, когда батюшка говорит о любви, о каких-то нравственных правилах и о том, что полезно ходить в церковь, ведь это касается тех, кто находится вне стен церкви, или тех, кто там редко бывает. Но хорошо бы нам поднимать вопросы о болезнях и среди тех, кто находится внутри стен церкви. Нам всем надо лечиться от этих болезней. Это дает духовное здоровье человеку. То, что я надел рясу, вовсе не значит, что стал святым. А то, что человек стал приходить в церковь, научился ставить свечечку и отличать литургию от вечерни, не значит, что теперь он уже в раю живет.

Некоторые решили, что уже в раю, раз начали ходить в церковь, да еще и утренние молитвы читать, даже вечерние. И не так важно, что они не понимают ничего и в момент прочтения молитв пребывают где-то далеко. Нам надо чаще заглядывать в свои души и подчищать их. Иначе мы погрязнем в гордыне и самолюбовании. А может, многие молодые люди и не хотят приходить в церковь потому, что мы не являемся для них примером, ведь мы склонны к тому же: смотреть телевизор, нарушать посты, материться и так далее. Они глядят на нас и говорят: «Ребята, но вы же себя объявили православными церковными людьми, тогда и ведите себя по-другому. Мы хотим увидеть, как должен себя вести человек, ходящий в храм, а вы ведете себя точно так же, как и мы все». Надо потихонечку вскрывать свои нарывчики, чтобы нам было легче находиться рядом друг с другом. Чтобы не было такого, когда люди говорят, что любят приходить в пустой храм, когда никого нет, так они лучше чувствуют присутствие Бога. Это красиво звучит, очень сентиментально. Но хочется спросить у них: «А почему вы не терпите окружающих вас людей? Может, дело не в том, что так острее чувствуется присутствие Бога, а в том, что вам не хочется чувствовать никого вокруг?» Это наша общая проблема, и здорово, что на наших встречах мы поднимаем эти важные вопросы.

– Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «По учению Православной Церкви, когда человек умирает, его душа летит к Богу или в преисподнюю. Других вариантов нет. Но когда мы пишем записки или молимся за умерших родственников, то автоматически считаем, что они с Богом. А кто даст гарантию, что они не мучаются в аду?  Тем более в одной известной притче Христос сказал, что между адом и раем пропасть, которую преодолеть невозможно. Значит, все наши молитвы и записки не имеют никакой силы?»

– Замечательный вопрос, некое протестантское настроение. А кто считает, что они уже в раю?

– Мы уповаем на это.

– Правильно. Мы очень надеемся, что Господь милостив к душам наших усопших. И если понимаем, что человек прожил жизнь и не понял, зачем она ему дана, и что его душа вряд ли спаслась, тогда мы ходатайствуем перед Богом, чтобы Он был милостив к этой душе. Мы вымаливаем эту душу. Православные отцы учат нас, что в память об усопших раздается милостыня, заказываются панихиды или длительные поминовения. Мы молимся о них келейно, общей молитвой в Церкви, делаем добрые дела. Можно прийти в храм и попросить благословения настоятеля на какое-либо дело. «Я видел пустые места около забора, благословите посадить там в память о моем усопшем деде сирень. И у вас будет очень красиво на территории, когда сирень зацветет». Многие настоятели согласятся. Скажите, разве ваши труды останутся пустыми перед Богом? Не может такого быть, чтобы труды ради памяти усопшего, ради спасения его души остались у Бога втуне.

Святые отцы говорят, что душу можно вымолить из ада. Господь посылает ангела, душа изымается и переводится в Царство Небесное. Как больной переводится из реанимации в общую палату, когда начинает выздоравливать, так переводится и помилованная, отмоленная душа. И таких примеров очень много. Целые книги написаны о воспоминаниях, как души усопших какими-либо знаками давали знать живым, что они помилованы. Один из таких ярких случаев я прочитал в своей юности. Это очень меня впечатлило. У одной матери был непутевый сын, который гулял, пьянствовал и неожиданно скончался. И мать в память о нем буквально с первого же дня начала выпекать хлеб, потом выходила на улицу и кормила им всех его друзей, всю голодную молодежь. По ночам пекла, а утром раздавала. Люди были накормлены, перестали много пить, у них появилось время немножко задуматься. И в 40-й день, когда мать ненадолго задремала возле печи в ожидании хлебов, ей было видение сына, который сказал: «Сначала меня окружили бесы и не давали мне покоя, а потом вдруг посыпались хлебы – и все бесы исчезли».

Есть и знаменитый рассказ о священнике. В одно глухое село был назначен новый священник после смерти предыдущего. И вдруг во время первой литургии он умирает. Назначили следующего, и с ним происходит то же самое. Пошла дурная молва об этой церкви, никто не хотел в ней служить. Но один иеромонах приходит к владыке и просит благословения служить там. Он уже старенький, скоро ко Господу отходить, а нехорошо, чтобы село стояло без службы. И, может, Господь откроет, что там происходит на самом деле... И вот люди пришли на богослужение, подходит ответственный момент поминовения живых и усопших, и вдруг на горнем месте появляется страшное видение – священник, опутанный цепями, лицо его перекошено от боли. Тогда иеромонах, перекрестившись и набравшись сил, стал спрашивать, откуда он здесь и зачем. И тот священник закивал головой на сундук, что стоял в углу алтаря. Иеромонах открыл сундук, а он полон записок. Оказалось, что самый первый священник, который скончался, не читал записки на литургии, а складывал их в сундук в надежде, что потом перечитает. Но смерть застала его неожиданно, и душа его не уходила. И тогда иеромонах занялся тем, что взял на себя послушание и стал служить литургию каждый день, вычитывая записки из сундука. Каждый раз видение вновь повторялось, и призрак священника, скованный цепями, стоял на литургии. И вот наконец наступил день, когда была дочитана последняя записка, и тогда на глазах старенького иеромонаха цепи спали с умершего священника, он улыбнулся и растворился в воздухе. С тех пор видение больше никогда не повторялось. Видите, можно не только вымолить душу, а даже потрудиться за своего усопшего. И Господь это принимает.

– У меня тоже есть одна история, когда ангелы читали записки. Их спрашивают: «Почему читаете?» А они отвечают: «Батюшка не читает, нам приходится».

Многие подают записки, платят деньги – и на этом все. Но есть и ответственность мирян.

– Несомненно. Это больше смущение для священника, когда люди пишут записки, а сами не только не пребывают в храме, а уезжают куда-то. Я как настоятель сельского храма часто вижу эту картину. Люди подают записки, проезжая мимо. Я спрашиваю: «А вы завтра сами в храме будете?» Отвечают: «Нет, батюшка, завтра на шашлыки едем, друзья соберутся». Или: «Завтра воскресный день, мне бы отдохнуть». Люди на гулянке в это время. Скажите, примет ли Господь чтение записок и молитву священника в тот момент, когда человек пьянствует или все просыпает? Как относиться к этому? Принимать ли записки в таких случаях? Очень непростой вопрос. И состояние у священника очень непростое, когда он держит в руках записки.

Почерк большинства своих прихожан уже знаешь. А когда появляются записки с новым почерком, думаешь: эти люди сейчас молятся? Понятно, когда они из-за работы или по болезни не могут присутствовать в храме. А если они сейчас пьянствуют, или блудят, или вообще заняты делами, далекими от православия? Нужно ли читать тогда эти записки? Или это будет, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), пустое сотрясение воздуха?

Наступает Апостольский пост, он несложный, нетрудный. В память об усопшем можно не писать записки, а строго поститься. Скажи: «Господи, прими жертву в память об усопшем близком – благослови меня строго поститься в течение этого поста». И будет замечательно. То есть Господь принимает твой подвиг, твои старания в память об усопшем человеке как молитву.

А рядом с тобой находится другой человек, который написал записку, что-то за нее пожертвовал, оставил ее в свечной лавке и помчался купить мясо для шашлыка или по другим делам (может, у него билет в театр или в кино на это время, или сериал, от которого он не может оторваться). Скажите, чей подвиг, чье поминовение примет Господь? У кого из них душа усопшего сродника получит облегчение, если в этом есть потребность? Это очень насущные вопросы для жизни Православной Церкви, чтобы поминовение не превращалось в формальность.

Люди начинают обижаться, когда им говоришь: «Либо Вы присутствуете на богослужении, либо не подавайте записку». – «Как же так? Да я хочу для церкви пожертвовать…». Тут же память о Боге приплетут, все что угодно. Краснобаи замечательные находятся. Я хочу увидеть тех, кто желает быть с Богом, в храме. А людей, говорящих о Боге, очень много. Это наша повседневная жизнь: или мы потакаем таким вещам, разрешаем их, или вдруг найдется строгий батюшка, который не позволит так делать.

Я помню, как мои прихожане поехали в паломничество в монастырь, где покоятся родители Сергия Радонежского. Там был старенький монах, который у каждого принимал записки. Паломники обычно исписывают несколько листов. И монах начинал спрашивать о каждом имени. «Так, этот человек верующий?» – «Вы знаете, батюшка, нет. Он в церковь не ходит, но очень хороший». – «Вычеркиваем». – «Нет, ну как же? Это мой муж». – «Это не имеет значения». Он таким образом фильтровал записки, и получалось, что от двух листов оставалось всего пять имен.

Если бы во всех храмах так подходили к этому делу, я думаю, очень многие захотели бы сначала сами побыть в храме, помолиться, а не исписывали целые простыни. Это нужно для нас с вами, для каждого человека в отдельности, не только для тех, о ком мы молимся. Так складывается верующий человек, христианин.

– Вопрос телезрительницы: «Вы сейчас хорошую тему затронули, что надо совершать подвиг. А я говорю: я на духовные подвиги не очень способна. Начинаешь их делать – и все кувырком. Иисус Христос говорит: просите – и дано будет вам. Батюшка Иоанн Кронштадтский пишет: просите просто, Господь простое Существо. Легко рассуждать. Я не прошу ни золота, ни серебра. Уже давно прошу простые вещи, но не дается. В быту Господь помогает во всем, спасибо Ему, я благодарю Его за каждый день. А в просьбах не помогает никак. Я буду просить Его до самой смерти, как расслабленный, которому тридцать восемь лет никто не мог помочь».

– В Апостоле есть ответ на Ваш вопрос. Апостол Павел просил избавить его от болезни, которая его донимала, от «жала в плоти». Что Господь ответил? «Достаточно для тебя Моей благодати». Может, просьба, которая не исполняется, и есть то «жало в плоть»? Ведь все остальное Господь исполняет, как Вы сами сказали. Представляете, какая радость! А почему Он не исполняет ту или иную нашу просьбу? Это для нас может остаться тайной. Она откроется нам, когда мы придем к Господу и душа наша будет готова воспринять все. И мы поймем: как хорошо, что Господь не дал нам того, о чем мы просили. Очевидно, так было нужно.

Моя бабушка говорила: «Я в молодости была такой глупой, что даже однажды просила у Бога мотоцикл. Как хорошо, что Он мне его не дал». Так что будем относиться к этому именно так.

– Есть такое выражение: воспитывай ребенка, пока он лежит поперек лавки. Моему ребенку два года. Я замечаю, что у него уже есть свои привычки, характер; и хитрость появилась. В общем, растет как все нормальные дети. Но ведь и сейчас тоже можно закладывать какие-то семена. Например, как можно ребенка четырех-пяти лет научить тому, чтобы проявлять силу воли?

– Я не беру на себя такую ответственность: быть педагогом для детей. Когда мы подняли эту тему, мне хотелось подвести всех к разговору о современных молодых мужчинах, на которых должна возлагаться ответственность за семью, жену, детей, страну. Однажды в личном разговоре с большим чиновником я услышал: «Батюшка, я Вам честно скажу: дефицит мужчин, умеющих управлять или желающих быть настоящими чиновниками».

– Хотя бы уметь принимать решения и нести за них ответственность – разве это проблема сейчас?

– Оказывается, чиновники жалуются, что очень трудно найти среди молодых мужчин людей, берущих на себя ответственность за свои решения.

– Возвращаемся в детство.

– Поэтому если вы потихонечку в чем-то будете приучать ребенка к каким-то ограничениям, важно делать это с любовью. Как к нам Господь подходит с любовью и терпит наши несовершенства независимо от нашего возраста. Помогать, наставлять, конечно, надо. В этом задача отца и матери. Вы уже наперед знаете, как будет складываться ситуация и где помогут те или иные вразумления или наставления.

Мы же учим ребенка правильно держать ложку, чтобы он не ел руками кашу и не ронял ее на себя. Ребенок может быть недоволен, может отшвыривать ложку. Но мы настаиваем – и он осваивает этот инструмент. Мы учим его работать ложкой, зная, что это ему пригодится в течение жизни. Но почему во многих других вещах мы даем ребенку абсолютную поблажку и считаем, что ему не пригодится быть сдержанным, самостоятельным, нести ответственность за свои поступки? Необязательно воспитание должно быть в виде ругани или наказания. Любовь дает эти наставления, правила.

Я думаю, это очень важно. Тогда бы у нас не было множества брошенных жен с детьми, кочующих мужчин, у которых официально уже пятая семья, а неофициальным и счету нет. Удивительно, что родители потакают этому. Я не слышал, чтобы мама сказала: «Как это – бросил свою жену? Как это – перешел жить к другой женщине? Да чтоб духу твоего здесь больше не было. Молиться за тебя не буду, если не будешь нести ответственность за своего ребенка и жену». Нет, мама будет гладить по головке, может быть, даже поощрять эти вещи.

Господь дает нам немало заповедей, которые нас воспитывают. Наша телезрительница сказала, что она не готова к подвигу. Я думаю, в одном этом признании уже подвиг. Подвиг – от понятия «подвизаться», двигаться к Богу. Это могут быть очень небольшие шаги, но очень важные. Вроде незаметные дела совершаются в семье… Жена по утрам готовит, потом моет посуду и так далее. Если это делается, большинство членов семьи порой не обращают внимания на эту занятость мамы, супруги. Но если она не помоет посуду в какой-то момент – сразу заметна эта гора тарелок. И тут же у всех настроение меняется. В этом режиме мы живем и воспитываем детей.

На каждый случай нет возможности давать советы. Любящее сердце подсказывает каждому из нас, как поступить. Только все это делается ни в коем случае не в гневе. Да не поднимется твоя рука в гневе, если ты хочешь шлепнуть ребенка; наказывай только при условии, когда твой гнев прошел. Тогда ты можешь чуть-чуть вразумить. А в гневе отойди, помолись, сделай земной поклон. Пусть твой гнев схлынет, пройдет, и любящим сердцем сделаешь все правильно.

Конечно, мы очень надеемся, что молодые мужчины будут и добрыми отцами, и защитниками нашего Отечества. А на кого еще нам уповать? Кто защитит? Сейчас складывается трудная ситуация. Кто будет защищать Отечество? Это матери всегда воспитывали своих сыновей так, чтобы на них можно было положиться. Поэтому недаром у казаков считается: если мать казачка, значит, и ребенок казачонок. То есть специфика воспитания идет от матери. А уж если верующие, церковные отцы есть, этому можно только радоваться. В семье должно быть продолжение рая, где Адам и Ева живут без змея, без искушений.

– Надо стремиться к тому, чтобы было меньше разводов, меньше грехов и больше любви.

– Любить – это трудиться. У многих святых отцов проходит эта мысль: любовь – это труд, и довольно тяжелый. Поэтому хорошо бы, чтобы мы, как христиане, привыкали трудиться в любви. Как это будет выражаться? Через труд прежде всего сердцем.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать