Беседы с батюшкой. Преодоление скорбей. Священник Илья Павлов 8 декабря 2022

8 декабря 2022 г.

– Тема сегодняшней передачи: «Преодоление скорбей». Поговорим о том, что скорби у каждого разные. Скорби действительно существуют. Конечно, хотелось бы жить в обществе, где ни болезней, ни печалей, ни разочарований, ни скорбей, одна сплошная радость. Более того, в слово «радость» изначально включено отсутствие каких-либо раздражителей, печалей и прочего. Мы будем говорить не про удаление скорбей, а про умение их пережить. В вашей практике наверняка встречалось много ребят, которые получали какие-то разочарования. Студенты, преподаватели в академии Штиглица – не технари, а люди с художественным осмыслением этого мира. Для них все особенно сложно выглядит. Можно ли в принципе преодолеть скорби в нашей жизни?

– На самом деле просто не надо на них зацикливаться. Пока в этой жизни есть место греху, то будут и скорби. От чего происходят скорби? В основном от нашего эгоизма. Мы всегда говорим: «Господи, почему мне плохо? Дай мне что-то, чтобы стало хорошо». Если же мы меняем слово «я» на «ты», на «он» и «она», сразу чувствуем дискомфорт. Если быть честным с самим собой, то очень часто человеку все равно, что будет с другим, главное, чтоб ему самому было комфортно и хорошо. Пока это есть, воля одного человека будет накладываться на волю другого, будут и конфликты, и войны, и скорби, и зависть, и гордость, и раздражение.

Чтобы преодолеть скорби, нужно понимать, для чего они тебе даются. Иногда их просто нужно пережить, осмыслить. Когда ты учишься их переживать, то учишься и ценить то счастье, которое иногда бывает. Если бы в жизни было одно счастье, мы бы его не ценили. Счастливый человек даже и не думает о том, что в жизни других бывают скорби. Часто бывает, если в компании друзей у кого-то случается беда, остальные по инерции начинают от него дистанцироваться, чтобы не притягивать эту скорбь себе.

У нас есть двоякое понятие «успешный человек», и оно, к сожалению, пропагандируется. И не дай Бог тебе стать неуспешным, от тебя сразу люди отворачиваются. Нужно всегда начинать с самих себя. Для чего дается скорбь? Чтобы самому почувствовать изнутри, что все не так просто. Нужно научиться жить с этой скорбью и понять, для чего она тебе дана. Может быть, для того, чтобы ты стал лучше и сильнее. И когда ты извлечешь из этого урок, будут и счастье, и надежда. Господь все-таки не садист, у Него нет цели, чтобы люди страдали. Иногда скорбь служит для нашего воспитания; для того, чтобы мы становились сильнее, добрее, чтобы видели людей вокруг себя. Скорби и болезни бывают всегда. Еще не было ни одного человека, который смог прожить жизнь вообще без скорби. Так не бывает.

– У меня был очень долгий опыт общения с протестантами из Европы и Америки. У них всегда обсуждается тема успешности, причем именно в христианском аспекте. Если человек успешен, значит, на нем пребывает благодать Божия. Более того, они считают, что именно среди успешных людей, знаменитостей, власть имущих, богатых необходимо строить проповеди. Если их обратить в христианство, то своим примером они увлекут в религию большое количество людей.

Я никогда с этим не был согласен. Если мы видим, что человек страдает, то зачастую сторонимся его. Не из-за эгоизма ли это происходит? При чем здесь в принципе христианство, тем более православное исповедание? Нам, наоборот, предписано помогать, быть милосердными, ведь вера без дел мертва.

– В этом и есть самое большое лукавство протестантов. Они нам пеняют, что мы слишком сильно заслонили Христа иконами, преданиями, святыми, а нужно, чтобы Он был в центре нашей жизни. Тогда зададим протестантам вопрос: «А Христос был успешным?» Нет. Если рассуждать по-светски, Он человек, которого в жизни постигла катастрофа. У Него не было жилья. Он сторонился богатых людей, хотя они искали с Ним дружбы. Фарисеи постоянно пытаются выйти с Ним на контакт, говорят Ему: «Почему Ты ведешь Себя неправильно? Почему общаешься не с теми?» Христос на самом деле плывет против течения, дистанцируется от этих людей. И если рассуждать с точки зрения формулы успеха, то жизнь Господа неуспешна. И православный иногда успеху предпочитает хотя бы отчасти пережить то, что пережил в Своей жизни Христос.

– Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «В паломнической поездке в Дивеевский монастырь мне дали совет, когда приходит какая-то скорбь, печаль, тоска, всегда говорить: «Я терплю это ради Господа».

– Да, можно и так сказать. Мы терпим ради Него, но должна быть какая-то конкретика. Из любой скорби и печали должен быть какой-то нравственный вывод. Если постигает какое-то несчастье, то православный человек все-таки задает себе вопрос: «А почему со мной так случилось? Для чего мне это нужно?» Не за что, а почему? А когда начинаешь молиться, то Господь иногда открывает ту дорогу, которой ты должен пройти. Местами тернистую дорогу к счастью.

– Как и большинство православных мирян, я был на празднике в честь великой святой великомученицы Екатерины. И меня очень поразило, сколько всего она претерпела ради верности Христу. И ведь она была совсем юной девой.

Сейчас, казалось бы, гонения уже закончены, но опять взрывают храмы, опять убивают священников и мирян. И вновь получается, что нам очень нужен для нашего вразумления подвиг велико- и священномучеников. Раньше можно было прочитать их жития, и, может, что-то откладывалось в памяти. Хорошо, когда православный человек образован и знает, кто такая мученица Екатерина. Сейчас это особенно нужно, иначе никак.

Когда мы смотрим на наших мучеников, которые ради Христа шли на страшные мучения, то по сравнению с ними наши сегодняшние скорби – это детский лепет. Мы осознаем, что живем как у Христа за пазухой. Но тем не менее мы оцениваем и серьезно задумываемся о том, что мы в скорбях, болезнях и печалях. Может, уже не существует ничего, что могло бы сравниться с подвигом наших великомучеников, священномучеников, святых?

– В нашей жизни происходит оскудение веры. Когда мы читаем апостола Павла и других, то понимаем, что они жили ожиданием прихода Христа. А сейчас Вторым Пришествием только пугают. Чем заканчивается апокалипсис? Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!

Люди ждали этого со дня на день. Этого не случилось, но для них их жизнь была как бы вступительным экзаменом перед вечностью. Цель их земной жизни была пребывать и соединиться со Христом. А сейчас акцент смещается в сторону того, что земная жизнь самая главная и основная. Что там будет дальше – не совсем ясно. И вроде бы мы все верим, но, когда приходит последний час, нам становится очень страшно. Почему? Потому, что нет веры, нет доверия, нет уверенности в том, что будет. Хотя, по идее, если ты христианин, то итог твоей жизни – это встреча со Христом.

И когда мы говорим о примере великомученицы Екатерины, важно именно то, что она поверила, что Господь ее ждет. Все остальное было не так важно. Мученики сами никогда не провоцируют ситуации, в отличие от шахидов, которые сами идут и взрываются. Христианский мученик не притягивает эту ситуацию, но если возникает необходимость и выбор, то он делает его однозначно в пользу Бога, вечности и правды.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Бог творит только добро и ничего, кроме добра. Человек есть разумное существо и отлично понимает, что хорошо, а что плохо. А кто решил, что скорби нам посылает Бог? Если человек пьет с утра до ночи, то получает цирроз печени. Разве Бог посылает эту болезнь? Человек сам делает свой выбор».

– Это тоже протестантская канва. Если у тебя все плохо, значит, так тебе и надо. Но эта формула не всегда складывается. Бывает, что семья хорошая, замечательная, а сын заболевает онкологией. Книга Иова об этом. Он был праведником, а ему были посланы скорби. Если бы все укладывалось в то, что хорошим – хорошо, а плохим – плохо, то не было бы ни вопросов, ни этой дискуссии.

– Если мы представляем себе наши скорби не как то, что посылает Господь, а как то, что мы зарабатываем себе сами, то зачастую мы сможем избежать их. Цирроз печени посылает не Господь, а водка. И если болит зуб, то надо просто сходить к стоматологу. Для этого не надо идти в церковь.

– Верно. И святые отцы об этом рассуждают. Молитва, конечно, должна быть, но перед этим сходи к врачу. А если он не поможет, то вот тогда молись и уповай на волю Божию. Здесь не должно быть никакой провокации, как и с мученичеством, когда человек разрушает сам себя и думает, что Господь его спасет. Нет.

Почему самоубийство тяжелейший грех? Человек не должен бояться смерти, но и не должен приближать ее. Сколько Господь дал, столько и нужно прожить. На каждого человека у Бога есть свой замысел. Но у человека есть свобода, в том числе на разрушение.

Замысел по поводу праотцев Адама и Евы был не такой, какой в итоге случился. Свободная воля все сделала совершенно по-другому. Если человек сам себя разрушает – это трагедия. Человек свою свободу может использовать и во зло. Поэтому люди совершеннее ангельского мира. Ангелы укоренены в добре. У человека же всегда есть свобода выбора. Он может не всегда пойти по тому пути, по которому его хочет повести Господь. В свободе и есть наше богоподобие.

– Можно посвятить целую кандидатскую диссертацию теме того, насколько свободен человек в выборе веры и греха. Тут возникает еще один аспект – привычка, в том числе к церковной жизни. Наверно, Вы замечали, что у нас есть «воскресные» христианине, те, кто ходит в церковь только по воскресеньям. Часто это потому, что человек работает. Но иногда это бывает в силу привычки казаться, а не быть.

Если человек считает себя православным христианином и в какой-то степени аскетом, но при этом получает скорби, болезни и печали, то начинает рассуждать о справедливости или несправедливости Господа по отношению к нему. Почему он страдает? А почему грешники, которые пьют, гуляют, дебоширят, ничего за это не получают? Это фарисейская позиция рассуждать о правильности своих и чужих скорбей.

– Иногда скорбь посылается верующему человеку потому, что он способен ее понести. Когда у человека притупляется чувство Бога, когда действительно вера, церковь и таинства входят в привычку, тогда иногда происходит какая-то встряска через скорби, чтобы человек смог очиститься, встряхнутся, начать молиться по-настоящему. Скорби способны вразумить человека. А если спросить грешника, который пьет, гуляет и веселится, о покаянии, то он скажет: «Зачем? Благоразумный разбойник покаялся перед самой смертью, а до этого много делал нехороших дел».

У Господа о каждом свой замысел. И если человек совершенствуется, развивается, даже в духовном аспекте, то Он по отношению к нему и планку повышает, и запросы другие. Чем человек становится духовнее, тем больше к нему повышаются требования. Когда он возрастает, тогда и нагрузка увеличивается. Как в спорте. Когда человек достигает определенной нагрузки, тренер ее увеличивает, потому что человек теперь способен понести нечто большее. Через это человек развивается, совершенствуется. В одном из апостольских посланий христианин сравнивается с олимпийским спортсменом, который добывает себе венец. Венок – это знак победителя, но, чтобы победить, нужно прилагать усилия.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Если чему-то надлежит быть (в жизни всякое может случиться), как к этому относиться?»

– У христианина не должно быть пассивности. Да, Господь посылает нам какие-то тяжелые времена, испытания, события, но не должно быть мусульманского фатализма, что все предопределено. Христианин может задавать вопросы Богу. Молитва – это диалог с Ним. Иов задавал Ему вопросы, спрашивал Бога, почему так случилось. Когда мы молимся: «Господи, объясни, в чем тут смысл и в чем цель», Он обязательно даст нам понимание. Это отнюдь не значит, что все сразу наладится, но когда у тебя есть понимание, для чего это нужно, то ты знаешь, куда идти.

У человека должна быть активная позиция. Если тебя посещает скорбь, то самый дурной вопрос: «За что?» Надо спрашивать: «Для чего?» И когда ты задаешь правильный вопрос, то получаешь от Бога на него ответ какими-то знамениями, событиями, людьми и так далее.

– Телезритель Евгений напомнил нам про грех винопития. От пьянства принято молиться перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Некоторые люди переживают, что не сработает, если помолишься перед другой иконой. Одна икона помогает от рака, другая от таких-то испытаний, третья от других. В Музее религии в Санкт-Петербурге хранится очень большая икона начала XIX века, на которой изображены малюсенькие иконки святых, и каждая из них подписана, от чего она помогает. Эта от холеры, эта от чумы, эта от зубной боли и так далее.  Как такое может быть? А кому молятся о том, чтобы наши скорби были преодолены?

– Магическое знание никуда не делось. Вроде бы язычество мы изжили, а языческое восприятие мира все равно остается. И поэтому каждому человеку хочется иметь какое-то универсальное заклинание, чтобы он его произнес – и сразу жизнь наладилась. А в христианстве так не бывает. Это очень трудно понять, что нужно все-таки самому меняться, что-то делать в этой жизни.

И даже те иконы, которые явились нам, появились не как ответы на очень простые наши вопросы. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» – это ответ на молитву матерей, жен и так далее. Когда человек не может сам изжить недуг, то по молитве близких людей от Божией Матери идет как некий ответ: «Я с вами. Прибегайте ко Мне, и Я помогу, чтобы этот человек изменился». Но на самом деле ничего автоматически не происходит. И мы прекрасно знаем, что одному человеку чудотворная икона по вере помогает, а другому не помогает.

Например, были чудотворные иконы или мощи, а большевики заходили в храмы, выкидывали это все, сжигали. Возникает вопрос: почему Господь не защитил это все, почему у большевиков руки не отсохли после этого? А потому, что на самом деле ничего автоматически не происходит. Господь нам может помочь. Он может дать нам некий ключ, чтобы мы просто обращались к Нему, призывали Его, может направить нашу молитву. Но это не значит, что будет какое-то заклинание, которое мы произнесли – и все стало хорошо. Чтобы исцелиться от недуга пьянства, человек должен прежде всего сам захотеть перестать пить. А когда у него будут искушения, попытка срывов, тогда уже можно молиться перед «Неупиваемой Чашей» или просто Господу Иисусу Христу, чтобы Он дал силы преодолеть это искушение. Но для этого должно быть желание.

Ничего против воли человека не происходит. Даже причащение младенцев, потому что мы причащаем их по вере родителей, как бы авансом, но с условием, чтобы его в вере воспитывали. Чтобы в семь лет он пришел на первую исповедь, чтобы причащался не потому, что это от чего-то его защищает, а потому, что он таким образом соединяется со Христом, становится христианином через таинства Церкви. То есть не должно в Церкви автоматически что-то делаться. Поэтому большое искушение в народном благочестии низвести все до такого автоматизма. Но все не так просто, как кажется.

– Следующий вопрос касается людей, которых мы запросто называем «молодежь». Это люди еще так молоды, у них вся жизнь впереди, столько соблазнов, столько всего происходит вокруг, что может отвести их от правильного, интересного, важного и нужного пути. Но нам, людям церковным, очень нужно вести с ними какой-то разговор. Вы наверняка очень много общаетесь с молодыми людьми, которым 1618 лет. Какие у них скорби, разочарования? Что их волнует и что Вы им говорите?

– Скорби во все времена одни и те же. Молодой человек всегда приходит в этот мир романтиком, а потом начинаются какие-то разочарования. Даже первая любовь – человек взял и разочаровался в ней. И он может на весь мир озлобиться, если нет какого-то духовного наставника, который ему может помочь. Человек может разочароваться в своем преподавателе, в которого он верил, в друге, который его предал. То есть очень и очень много разочарований.

Это, кстати, проблема, что мы своих детей очень часто бережем от мира, от каких-то вещей: не дай Бог у него будет то или другое. А на самом деле человек сталкивается с жизнью часто неподготовленным и потом приходит с разбитым сердцем и спрашивает, как дальше жить. И начинаешь потихонечку нащупывать какие-то дороги, чтобы человек просто вышел из этой трудной ситуации.

– Вопрос от телезрителя из Фрязино: «Все автоматически не происходит, когда мы читаем какую-то молитву. Чтобы победить пьянство, надо тоже постараться, потрудиться со своей стороны. А как преодолеть грех блуда?»

– Я думаю, что грех блуда лечится через брак. Нехорошо быть человеку одному, он тянется к своей противоположной половинке. Юноша влюбляется в девушку, но дьявол пытается все это извратить. Сам процесс он возводит в некий культ. А все должно вести к какой-то цели. Любые отношения должны во что-то вылиться. Это большой вопрос среди молодежи, потому что очень многие люди приходят и не знают, как быть, что делать. А на самом деле любая дорога должна к чему-то привести, и лучше бы она привела к чему-то хорошему.

Поэтому грех блуда лечится именно семейными отношениями, когда ты женился на человеке, которого любишь, живешь с ним семьей действительно по любви, а не по каким-то расчетам. Когда живешь с нелюбимым человеком, то как раз и возникают вопросы о блуде. Недаром на венчании спрашивают: «Не обещался ли иной невесте?» Потому что сейчас человек совершит шаг и может себе жизнь этим поломать. Я считаю, что если есть нормальные, хорошие семейные отношения, то такие мысли, даже если и возникают, потом сводятся на нет и лечатся в браке.

– Мне вспоминается один из трудов митрополита Антония (Сурожского), который очень легко найти в Интернете, он называется «Какого цвета глаза у твоей жены?» Там идет очень серьезный разговор об этом.

Когда мы говорим о скорбях, иногда нам кажется, что все-таки нет скорбей в нашей жизни. Мы даже перестанем обращать на них внимание, если представим, что вся наша жизнь – это радость, потому что мы живем, дышим. И если испытания в жизни существуют, то мы их преодолеем по милосердию Господню. И все. В этом случае, даже если скорби совершенно серьезные, человек может их преодолеть. Или сущность человеческого бытия говорит о том, что надо внимательно смотреть на себя и своих близких. И если скорби существуют, то они требуют решения.

– Это зависит от того, как смотреть на жизнь. Есть восточная притча, когда человек жалуется, что он бедный. И приходит к нему ангел и говорит: «Давай я дам тебе мешок золота и выколю глаз». Он отвечает: «Нет, глаз мне нужен». – «Тогда я отрежу тебе ухо. Ты такой богатый человек – от одного, двух, трех мешков золота отказываешься, потому что боишься потерять то, что имеешь. А ты этого не ценил».

Действительно, очень часто мы не ценим то, что имеем, – нашу семью, наше жилище, возможность радоваться закату, но есть люди, лишенные этой радости. Слепой от рождения человек не видел ничего, то есть он не обладает всем спектром чувств, каким обладает обычный человек.

Это очень важно, и от этого нужно отталкиваться и благодарить Бога: «Спасибо, Господи, что у меня есть возможность воспринимать этот мир во всей его полноте». И нужно помолиться о тех людях, у которых нет этой возможности, нужно посочувствовать им, может быть, что-то сделать для них.

– Вы затронули вопрос, который я как раз хотел Вам задать. Нам кажется, что у нас беды и проблемы, но рядом с нами есть огромное количество людей, нуждающихся в чем-то гораздо больше, чем нуждаемся мы. Помню, лет десять назад возле дороги в лавру стояла женщина, не богато, но очень чисто одетая, с маленькой табличкой в руках, на которой было написано: «Нуждаюсь». Тогда мне казалось, что это удивительный, простой и честный поступок.

Сейчас же очень много нуждающихся людей, так много, что мы и представить себе не можем. Только в Петербурге около десяти тысяч человек живут на улице. И мой вопрос заключается в следующем: может быть, имеет смысл заняться помощью нуждающимся людям, чтобы забыть о своих скорбях?

– Да, можно и так сделать. На самом деле это непростой вопрос, потому что у нас есть фонд «Ночлежка», есть другие социальные службы, которые кормят, обогревают этих людей, а потом они снова уходят в никуда.

Мы помним, с чего начинал Иоанн Кронштадтский: с работных домов. Он старался вытянуть таких людей с улицы, а потом оказалось, что это не работает. И тогда он попытался изменить их жизнь, их мировоззрение, психологию.

Я много раз думал о том, что вот приезжает автобус, раздает одежду, горячее питание, но никто даже не пытается как-то социализировать этих людей. И это очень печально, потому что Иоанн Кронштадтский сумел заложить систему профтехучилищ, которая, слава Богу, и сейчас существует, как ее ни пытались разрушить.

– Да, так называемые трудовые дома. То есть Вы убедили меня в том, что им еще больше нужна помощь, и не только от нас – людей, которые могут дать какую-то копейку, но и от властей предержащих, чтобы решать эту проблему на уровне государства. Но Вы не убедили меня в том, что людям не нужно давать тепло и одежду.

Такая помощь нужна, конечно, и прежде всего она нужна для нас. Я просто подчеркнул проблему замкнутого круга, и это вовсе не значит, что людям не надо помогать. Часто я слышу: «А зачем им помогать? Все равно они все пропьют». Но ты помогаешь им для себя. Вот ты подал человеку и не задумываешься: «А зачем, для чего?» Это по большому счету не твое дело. Ты просто помог, а Господь, может быть, направит это им на пользу. Может быть, они и не пропьют это.

Иоанн Кронштадтский часто в своем дневнике корил себя, например, за то, что вспылил, а потом он все равно шел и подавал, иногда ругаясь на этих людей. Оказывается, и у святого человека терпение не безгранично.

– Мы просто забываем о том, что в то время в Кронштадте было очень много преступников.

– Тогда из Петербурга убирали бродяг на этот островной город, потому что не было дамбы, и они не могли оттуда вернуться.

– Нам необходимо подвести итог, ведь каждый человек задается вопросом: «Как жить, чтобы в моей жизни было как можно меньше скорбей?» И правильно ли это?

– Не совсем, потому что имеющиеся у нас скорби от нас не зависят. Нужно все-таки понимать, для чего они даются. С другой стороны, скорби у нас бывают от отсутствия радости, потому что мы разучились радоваться простым вещам, например, тому, что солнышко иногда светит даже в унылом, мрачном городе. Вот солнышко показалось – и уже здорово. Или ребенок нарисовал рисунок и подарил нам.

Есть много такого, что кажется нам мелким, незначительным, но из всего этого собирается некая мозаика, которая создает нам картину мира, чтобы мы научились радоваться жизни. И когда мы научимся радоваться тому малому, что у нас есть, то и скорби будут легче преодолеваться, потому что наша проблема в том, что мы зацикливаемся на этих скорбях. Вот у нас заболел палец, и мы на нем зациклились, не замечая при этом то хорошее, что есть вокруг нас.

– Вы хорошо сказали о радости, и я подумал, что нам нужно не только рассказывать друг другу о наших скорбях (хоть это тоже очень важно), но еще и делиться радостью, например, от этого детского рисунка или от прочтения чего-то интересного и удивительного, и тогда в мире станет больше радости.

– Мне вспоминается простой эпизод. Как-то пришел ко мне человек и пожаловался на взаимное непонимание с сыном, у которого переходный возраст. И у меня с ходу сорвалось с языка: «Сходи с ним на рыбалку». Через какое-то время он мне сказал: «Вот мы съездили с ним на рыбалку и поговорили там по душам, и отношения сразу вышли на другой уровень». Иногда подобного бывает вполне достаточно.

– Отец Илия, благословите наших телезрителей.

– Господь благословит вас на все хорошее. Храни нас Господь в эти не совсем простые времена. Если мы научимся радоваться маленьким вещам, которые происходят в нашей жизни, то все у нас будет хорошо и Господь обязательно нам поможет.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать