Беседы с батюшкой. Священник Тимофей Китнис

30 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции иерей Тимофей Китнис.

− Расскажите про Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции. Что это за образование?

− Это наиболее древнее крыло Русской Православной Церкви за рубежом. Я думаю, надо обозначить, откуда оно произошло, какова его историческая ретроспектива и как Архиепископия живет сегодня. Вследствие Гражданской войны в 1920−1921 годах за рубежом оказалось огромное количество православных (и не только русских) людей. Патриарх Тихон на запрос, который пришел из-за границы, дал ответ: пока ситуация не наладится, людей, находящихся за границей, нужно духовно окормлять. Он назначил управляющим Русской Зарубежной Церковью митрополита Евлогия, который участвовал в Поместном Соборе 1917−1918 годов и которого патриарх хорошо знал. Многие, конечно, думали, что это временная ситуация, которая достаточно быстро будет преодолена.

Русская эмиграция была весьма неоднородна, в том числе по своим политическим взглядам. На Поместном Соборе часть епископата сделала достаточно резкие политические заявления против советской власти, и на патриарха Тихона стали давить. В итоге ситуация привела к тому, что в 1920-х годах после смерти патриарха Тихона (особенно после «Декларации» митрополита Сергия) прекратилась возможность поддерживать связь с Московской Патриархией. Русская Церковь вступила в подвиг исповедничества и мученичества. Все в Москве это понимали. Понимал это и патриарший местоблюститель Сергий. Русская Православная Церковь за рубежом на тот момент не могла нормально поддерживать связь с Московской Патриархией.

Надо сказать, что и сама Зарубежная Церковь разделилась на два крыла. Одно возглавил митрополит Евлогий в Париже. На тот момент это было наиболее полноценное и многочисленное крыло. Храм во имя святого Александра Невского, возведенный при императоре Александре II, становится центром этого крыла. Митрополит Евлогий сознательно стал отходить от политики. В 1930-х годах он понял: раз нет возможности поддерживать связь с Московским Патриархатом, нужно вступить в общение с константинопольским патриархом Фотием II. Но митрополит Евлогий выдвинул условие: мы будем заниматься только духовным окормлением людей, оказавшихся за границей, миссией и не будем участвовать ни в какой политической деятельности. Русский Экзархат был образован на этом условии. Ему было предоставлено самоуправление: сами выбирали епископа, а патриарх Константинопольский только его утверждал. Церковь жила по установлениям Собора 1917−1918 годов, строго придерживаясь их.

Второе крыло возглавлял другой замечательный деятель Зарубежной Церкви – митрополит Антоний (Храповицкий). В этом крыле было много политики. Людей можно было понять: только что закончилась Гражданская война, у многих в России родственники были в сложном положении, многие пострадали. Ситуация совершенно понятная. РПЦЗ митрополита Антония тоже старалась придерживаться установлений Поместного Собора, но в ней было более активное участие мирян, выборность игуменов монастырей и так далее.

В 1920-х годах образовывается полноценный Институт святого преподобного Сергия (который начинался как пастырские курсы), где реализовалось лучшее, что было в русском богословии до революции. Достаточно назвать такие имена, как Георгий Флоровский, Владимир Лосский, Антон Карташев. Сформировалась целая парижская школа, которая со временем стала привлекать внимание русских студентов. В институт поступали не только те, кто интересовался богословием, но и многие иностранцы (антиохийцы, эфиопы). Это была самая настоящая миссия.

Храм Александра Невского в Париже до Второй мировой войны был таким крупным центром, что, по воспоминаниям Ковалевского, на Пасху полиция в Париже вынуждена была перекрывать бульвар де Курсель, потому что за ночь к храму подходило до тридцати тысяч человек. А в Великий Четверг раздавали прихожанам до пяти тысяч свечей (была такая традиция). Во время Второй мировой войны многие представители Русского Экзархата (такие яркие, как мать Мария (Скобцова), отец Дмитрий Клепинин) приняли участие в Сопротивлении. Они даже пострадали и приняли мученическую кончину. Митрополит Евлогий после Второй мировой войны принял советское гражданство, взял советский паспорт и постоянно повторял, что как только ситуация нормализуется,  старейшая ветвь Русской Православной Церкви должна будет вновь полноценно воссоединиться с Московским Патриархатом, с Матерью Церковью. Вы, наверное, хотите спросить, как это произошло?

− Да. Вы сказали, что Архиепископия в какой-то момент перешла в Константинопольский Патриархат, но сегодня она принадлежит Московскому Патриархату. Как это получилось?

− В 1990-х годах в русском зарубежье начинается движение к воссоединению с Московским Патриархатом; правда, с сохранением организационных, управленческих традиций, которые уже существовали. Тринадцать лет назад произошло первое историческое событие: ветвь митрополита Антония (Храповицкого), которую он когда-то возглавлял, воссоединилась с Московским Патриархатом. Это было очень большое и радостное событие.

Русский Экзархат долгое время не проявлял активности в этом направлении, потому что никогда не прерывал евхаристического общения с Московским Патриархатом: даже при сложных политических вопросах, которые возникали в период советской власти, это общение никогда не прерывалось. Более того, после Второй мировой войны была первая попытка воссоединения. Но только два года назад сложились определенные условия: патриарх Варфоломей, возглавляющий Константинопольский Патриархат, решил упразднить Русский Экзархат, то есть отменить соглашение, свободу самоуправления, по которому жила (и сейчас живет) Архиепископия. Тогда митрополит Иоанн (Реннето), который сейчас возглавляет эту ветвь, сказал, что мы не можем принять такое решение без Собора. Поэтому он собрал приходы, и после достаточно горячего, разностороннего и вдумчивого обсуждения было принято решение соединиться с Матерью Церковью. Митрополит Иоанн вступил в переговоры с Патриархом Кириллом, который проявил чрезвычайную открытость и глубокое понимание  вопроса: он дал специальную грамоту, подтверждающую все права старейшей ветви Русской Православной Церкви за рубежом.  Благодаря разумной политике Патриарха Кирилла почти весь бывший Русский Экзархат (основные храмы, известные приходы, Институт преподобного Сергия) вошел в Московский Патриархат. Произошло радостное воссоединение.

− Какие территории входят в Архиепископию? Центр, очевидно, в Париже во Франции. Где еще есть приходы?

− При митрополите Евлогии приходы находились даже в Марокко и Алжире. Кстати, митрополит Евлогий в своих воспоминаниях описывает чудесный случай, произошедший в Марокко. Там русская эмигрантка вышла замуж за мусульманина, приняла ислам (иначе было невозможно в 1920-е годы). Но муж заболел, и у эмигрантки сработала дореволюционная привычка пригласить батюшку, чтобы он отслужил водосвятный молебен. Пришел священник, отслужил молебен – и муж выздоровел. Веру он менять не стал (хотя существует версия, что он тайно крестился), но выделил землю, которой владел, под строительство храма. Сам храм был построен благодаря благотворительным собраниям, балам.

В Архиепископию входят: Германия, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Италия, Испания, конечно, Франция. Согласно правилам приходы могут сами выбирать, в какую каноническую православную юрисдикцию им переходить. Поэтому какие-то приходы перешли напрямую под управление Московского Патриархата, какие-то перешли в РПЦЗ. Здесь никаких препятствий нет. Но в настоящий момент основные приходы Архиепископии перешли в Московский Патриархат.

− Сколько примерно можно назвать приходов?

− Более семидесяти пяти.

− Чем Архиепископия живет сегодня?

− По словам митрополита Иоанна, пока Архиепископия находилась в качестве Русского Экзархата Константинопольского Патриархата, была тенденция на размывание русской традиции. Сейчас идет обратный процесс (его называют «миссионерский»), когда те приходы, которые были в период Русского Экзархата по разным причинам утеряны, сейчас восстанавливаются благодаря той грамоте, что Патриарх Кирилл дал митрополиту Иоанну.

Сейчас идет активная миссионерская деятельность, полноценно продолжает свою деятельность Институт преподобного Сергия. На его базе существует онлайн-проект для студентов на французском языке, есть заочное отделение для русских студентов, где могут учиться все желающие (не только будущие священники). Я знаю студентов, которые приезжают из России и получают образование в Париже. Сейчас в институте работают над тем, чтобы создать возможность полноценного онлайн-обучения. Это даст возможность соприкоснуться с замечательной школой, которая составляет мировую славу русского богословия.

− То есть замечательный Свято-Сергиевский институт мало того что жив, он еще и активно работает, выходит на дистанционное образование?

− Долгое время не могли сделать ремонт. Сейчас при институте есть комнаты, в которых могут останавливаться не только паломники, но и студенты во время сессии. Идет динамичное развитие Архиепископии в разных направлениях.

− Может, какие-то миссионерские проекты сейчас появились?

− Безусловно. Миссионерские проекты существовали всегда, но сейчас планируется сразу несколько интересных задумок. Об одной из них расскажу. Институт преподобного Сергия находится в Париже на Сергиевой горке, и некоторым студентам подчас сложно приезжать туда. Так как в институте учится очень много людей из Германии, планируется открыть там филиал, чтобы разгрузить институт. Это будет Центр от Архиепископии, где студенты будут получать богословское образование. В свое время во Францию устремлялось большое количество русских эмигрантов. И Германия, особенно в 1990-х годах, пережила значительную эмиграционную волну: прежде всего приезжали немцы, которые возвращались на историческую родину. Их сейчас так много, что на территории Германской епархии начинают интенсивно открываться приходы. И, на наш взгляд, открытие такого Центра важно.

− От лица телезрителей желаю помощи Божьей в этом прекрасном начинании!

− Мы в самом начале, и нам требуются молитвы.

− Вы сказали: Сергиева горка. В Париже есть место, названное в честь преподобного Сергия Радонежского?

− Институт преподобного Сергия называют Сергиевой горкой. Само место было очень интересное. И почему выкупили именно это место? По воспоминаниям митрополита Евлогия, в двадцатые годы, когда князь Трубецкой и М.А. Осоргин помогали искать  место для подворья, где можно было бы основать и пастырские курсы, и построить церковь, – французское правительство предложило сразу несколько мест. Эти территории были конфискованы у Германии (была война, поэтому в то время все так делали…)

– Здание Московской Патриархии, кстати, тоже бывший дом немецкого посла в России…

– Совершенно верно. До Первой мировой войны на том месте, где сейчас находится Институт святого преподобного Сергия, была немецкая лютеранская миссия. Здание было конфисковано и выставлено на аукцион; это отдельная история, как его выкупали. Митрополит Евлогий в воспоминаниях пишет, что когда он увидел место (а оно холмистое, это небольшая горка), то оно сразу напомнило что-то русское; он сразу представил, как все должно быть устроено, хотя там стояли немецкая кирха и немецкие здания.

Место это было выкуплено чудесным образом. Когда начинался аукцион, не было денег даже на то, чтобы внести первый взнос для участия; потом собрали, внесли, выиграли аукцион. Но в ближайшее время нужно было заплатить вторую и третью часть денег. Самое интересное, что одну третью часть денег нашли, а две третьих – нет. Но по условию аукциона, если не выплачивали оставшиеся части, то первая часть не возвращалась. Происходили действительно чудесные события. К митрополиту Евлогию пришел от еврейского банкира человек и говорит: «Слышал, что русские ищут деньги, а почему не обращаются к банкиру?» Митрополит сказал, что это и в голову не пришло. Человек ответил, что напрасно, и пригласил зайти. Этот банкир мало того что дал беспроцентный кредит; часть денег была просто подарена, прощена.

Еще одно замечательное событие произошло, когда лютеранскую кирху перестраивали в православный храм. Всё делали очень красиво: декор, иконостас; расписывал храм известный художник Дмитрий Стеллецкий. Но в самом управлении митрополит Евлогий распорядился, чтобы все портреты, которые там висели (а это были портреты людей, которые участвовали в миссии), оставили на месте. Во время Второй мировой войны, когда Франция была оккупирована, зашел в управление помощник немецкого коменданта. Почему он зашел? Потому, что  был сыном пастыря, который возглавлял миссию до Первой мировой войны. Зашел он в управление с агрессивным настроем. Но, увидев портрет своего отца, сказал, что здесь никого трогать не будут. Вот так Промыслом Божьим все было сохранено, и во время войны в церквях не прекращались службы, а институт продолжал функционировать.  И это несмотря на то, что русские православные в Париже, представители епископата, приняли очень активное участие в Сопротивлении, и это очень раздражало немецкие власти.

– Одной из жертв французского Сопротивления стала мать Мария (Скобцова), преподобномученица. Расскажите о ней.

– О ней написано достаточно много книг, в советское время был снят фильм «Мать Мария», с актрисой Людмилой Касаткиной в главной роли. Это совершенно нелинейная судьба; она из бывших эсеров, с непростой личной жизнью. Надо было потерять все, оказаться за границей, чтобы найти и оценить православие, которое не ценили на своей Родине. Это случилось со многими людьми в эмиграции. Для людей за рубежом Церковь являлась не ностальгическим клубом, а возможностью настоящего воцерковления. И мать Мария одна из тех многих (подчеркну – многих!), кто по-новому открыл для себя православие, будучи крещенным в детстве. Она становится монахиней, оканчивает Свято-Сергиевский институт, видит свой особый путь социального служения. Считает, что монашеское служение для того времени не в келье, а среди народа. В чем резко расходилась с другим замечательнейшим человеком архимандритом Киприяном (Керном), который придерживался более традиционного монашеского служения.

Где работало большинство русских людей за границей в то время? На тяжелых работах на предприятиях, таксистами. На заводе «Рено» работало более 3 000 русских эмигрантов, было даже отдельное общество рабочих в «Рено». Они собирались вместе, проводили время на природе. Много людей работало в шахтах на севере Франции, всем было тяжело. Эмиграция была очень бедной, многие люди жили в бараках годами. Мать Мария приезжала к людям с выступлениями, далеко не везде ее встречали радушно. В одном бараке ей сказали, что лучше бы она пол помыла у них. Мать Мария взяла тряпку, ведро и начала мыть пол. Только после этого люди стали ее слушать.

Другой пример ее служения. Много русских людей в эмиграции из-за тяжелых условий оказалось в психиатрических лечебницах. Мать Мария ездила по лечебницам, зная французский язык, многим помогала реабилитироваться. Кроме того, писала замечательные статьи. Ей принадлежат такие глубокие мысли: «Впервые Русская Церковь в эмиграции оказалась на свободе. Мы оказались предоставлены сами себе. Нам разрешают открывать приходы, никто не препятствует религиозной деятельности». И она считала, что это крайне благодатное время для положения Церкви, чтобы реализоваться общинам.

Деятельность матери Марии была разносторонней. Когда началась война, она тут же образовала вокруг себя круг людей, которые стали спасать евреев: с отцом Димитрием они выписывали фальшивые свидетельства о крещении. Об этом, конечно, быстро узнало гестапо, их несколько раз предупреждали. Как следствие этой деятельности – она оказалась в лагере. Существует версия, что незадолго до победы, буквально за неделю, выдавая себя за другого человека, она пошла в печь, венчая себя мученическим венцом; тем самым логично завершила свой исповеднический путь.

– Примерно через пять дней в этот лагерь пришли советские войска и освободили всех пленных.

В этом году мы отмечаем 800 лет со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Какие мероприятия проходят в Париже в честь этого святого?

– Во-первых, эти мероприятия уже начались. Было несколько семинаров, посвященных различным направлениям деятельности святого Александра Невского. Все воспринимают Александра Невского как военного, как великого полководца. Но надо помнить, что у него было много и других сторон его натуры. У нас еще будут проходить разные семинары. Кроме того, Архиепископия открыла канал «Аксиос», который вещает в интернет-пространстве; с ним можно познакомиться на YouTube. Он рассказывает о жизни приходов, есть тематические выпуски.

В частности, один из выпусков рассказывает о дипломатической деятельности святого Александра Невского. Мы знаем, что он ездил в Орду, но не знаем, насколько тяжело это было для него лично, потому что его отец был отравлен в Орде. Но на тот момент России нужен был надежный тыл. Когда Александр Невский туда прибыл для переговоров, ситуация была очень сложная: с одной стороны, сильная экспансия Запада, с другой – разоренная Русь; Новгородско-Псковское княжество оказалось вообще беззащитным. Поэтому нужно было договориться с монголо-татарами; и не просто договориться, а создать стабильную ситуацию.

Александр добился невероятного: в личном общении он нашел общий язык с ханом Батыем, мало того, стал крестником его сына Сартака; начинается православная миссия среди монголов. Со временем, мы знаем, там появился православный храм, своя община, потому что в Орде было очень много угнанных православных людей. Благодаря деятельности святого Александра Невского грозный враг Руси стал его союзником. В Новгороде, например, для охраны границ находился на постоянной основе монгольский гарнизон. Впоследствии Александр Невский договорится о том, чтобы дань собирали не баскаки, а сами князья. Эти тенденции к положительному существованию в той сложной ситуации заложил святой Александр Невский. Именно на этих подробностях будет сосредоточено внимание ближайшего семинара.

– Кого из русских или европейских святых почитают в Архиепископии?

– Когда мы говорим об Архиепископии, называем Париж, то это для нас все равно что-то инородное. Но в том-то и особенность, что в Архиепископии западноевропейских приходов русские традиции. Когда стала понятно, что ситуация в России не изменится к лучшему, было поставлено две задачи. Одна задача для внешнего мира – показать красоту православия западному миру; другая – не потерять своей религиозной идентичности, учитывая, что богослужение на Западе идет на французском и на русском языках.

В соборе Александра Невского по традиции в верхнем храме служба идет на церковнославянском языке, а в крипте каждый воскресный день служат на французском. Огромное количество людей, которые не сохранили по разным причинам русский язык, сохранили православие. Поэтому в Архиепископии почитают преподобного Сергия, святителя Спиридона Тримифунтского, святого Николая Чудотворца. Святитель Спиридон Тримифунтский был покровителем рода Толстых.

Была такая замечательная деятельница Мария Николаевна Толстая, урожденная Мещерская. Когда она оказалась за границей, дом ее находился под покровительством святителя Спиридона, которого она очень почитала: ее подруга, греческая принцесса Алиса Баттенберг передала ей мощи святителя. Во время Второй мировой войны, когда Мария Николаевна пила чай, в здание попали две бомбы, но не разорвались (на тот момент она была уже инокиней). Она понимает, что это знак, и передает святыню в собор.

Если вы окажетесь в соборе, то можно увидеть все основные святыни. Здесь есть икона святого Георгия Победоносца, украшенная самыми настоящими боевыми Георгиевскими крестами. Святой Георгий был покровителем Русского легиона, который защищал Францию во время Первой мировой войны. Легион героически боролся даже после того, как Ленин вышел из войны. Рядом с мостом Александра III стоит памятник русскому легионеру, защищавшему Францию. В том же храме находится икона Божией Матери Донская, Покровительницы казачьих войск. Рядом стоит подсвечник в форме казачьей булавы. Икону привезли казаки, которые тоже оказались здесь. Одним словом, в Архиепископии почитаются те же русские святые.

Записали Наталья Богданова и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать