Беседы с батюшкой. Священник Роман Колесников

28 июня 2022 г.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Роман Колесников, настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Ростокине (Москва).

–  В Евангелии Господь напутствует апостолов идти по городам и весям и, входя в дом, говорить: «Мир дому сему». Что такое приносят с собой апостолы? И как можно мир передать другим людям?

–  Каждый раз, когда я читаю этот отрывок из Священного Писания, мне на ум приходят православные верующие. Я родом из старообрядческой семьи и по своей жизни знаю, что такое жизнь в расколе. Там все интересно и бурно развивается, но нет самого главного, что присутствует в Православной Церкви, что меня поражало с самого начала, – мирного духа. Удивительно, но где бы вы ни были, православного человека можно отличить от всех других по этому мирному духу. Человек, который получает благодать Божию в таинстве Причастия, также получает как основу духовной жизни мирный дух. Мир как состояние. Все может меняться, развиваться и происходить совсем не так, как хотелось бы, но это мирное состояние, которое свидетельствует о присутствии Христовом, помогает человеку взглянуть на собственную жизнь и события в ней с точки зрения Промысла Божия. С точки зрения того, как Господь задумал нашу жизнь и наши обстоятельства.

В Евангелии Господь заповедует Своим ученикам, что они имеют мир, который дается благодатью Божией и не зависит от личного спокойствия или темперамента. Он заповедует апостолам желать этого мира окружающим и своим поведением и глаголами распространять его вокруг себя. Каким образом это можно сделать? Никаким другим способом, как только своим христианским поведением и своими словами, которые пропитаны словом и благодатью Божиими. Другие люди понимают это на невербальном уровне. Они чувствуют, что этот человек не просто плывет по жизни, а идет за Богом.

Жизнь православного человека не всегда может быть правильная. Мы не роботы, нас никто не учил жить. Я всегда говорю прихожанам, что мы проживаем эту жизнь впервые, поэтому у нас есть ошибки, падения, грехи. Но есть и очень важный момент, как сказано в молитвах в день святой Пятидесятницы: мы согрешили перед Господом и каемся перед Ним. То есть мы возвращаемся к Нему. И мне кажется, что Господь во многом будет спасать нас именно за это. Не за то, что мы были правильные, а за то, что после своих грехопадений мы все равно стремились вернуться к Богу.

Когда человек возвращается к Господу, у него всегда возникает вопрос: «Как понять, нахожусь я под лучами Божией благодати или все это себе выдумал?» Одним из критериев является мирный дух. Дьявол всегда толкает человека на суету, на скорость, что обязательно приводит человека к раздражению. А мирный дух есть плод Духа Святого и показатель того, что человек на правильном пути. Мы можем об этом свидетельствовать из своей духовной жизни. Например, какое состояние мы получаем, когда помолились, когда причастились Христовых Таин? Человек причащается и молится в разных ситуациях, даже в экстренных случаях, но он обязательно получает мир после принятия таинств, после разговора с Богом в молитве, после чтения слова Божия. Таков признак того, что все будет хорошо, потому что будет по-Божьему.

–  Многие приходят в церковь именно в поисках этого духовного мира, спокойствия, умиротворения. В мире, где очень много шума и суеты вокруг, очень хочется найти успокоение.

–  Да, именно так. Но нужно быть внимательным. Очень часто новоначальные люди полагают, что мирное состояние связано прежде всего с ничегонеделанием. Дескать, есть такая поговорка: «Больше спишь – меньше грешишь». А на самом деле с духовной точки зрения это мало связано с реальной жизнью. Давайте обратимся к святым. Например, в житии преподобного Сергия Радонежского, стяжавшего мирный дух, посмотрите, как он отстроил свой монастырь, собрал вокруг себя братию, даже участвовал в политической жизни страны, не побоялся пойти примирять князей... Разумеется, было много искушений, и конечно, все это не достигалось ничегонеделанием. Это активная позиция человека в жизни. Но при этом обязательно присутствовало мирное состояние, потому что без него не было бы таких плодов, такого результата.

Иногда мне кажется, что Господь попустил суету современного мира в том числе как некий миссионерский способ вернуть людей в Церковь Божию. Со мной однажды был показательный случай. В Москве же постоянно пробки, люди торопятся, спешат. Я, как-то стоя в глухой пробке, поравнялся с машиной, где сидела девушка, и она не нашла ничего лучшего, как читать в это время Псалтирь. Вот удивительное место Москва! Здесь так много агрессии, суеты, желчи, негатива, и среди всего этого есть такая девушка, которая в пробке молится. 

–  Наверняка она опытным путем поняла, что Псалтирь – это хорошее средство для того, чтобы провести время в пробке с пользой для души.

– Я в тот момент очень нервничал, не знал, куда себя деть, и таким вот образом Господь меня вразумил. Ты, священник, нервничаешь, ругаешься, а есть люди рядом с тобой, прихожане, которые выбрали правильную тактику, они молятся. Тогда город представляется в совершенно другом свете. Москва – это не только место, где много машин и людей, это место, где очень много святынь. Жаль, что мы привыкаем к этому, но на самом деле в этом глубокое значение. Мы живем под покровом Божией Матери. Это действительно город благодати. И удивительно, что в наше время даже в таких мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург, есть люди, стяжавшие мирный дух. С ними не просто приятно, а очень хочется общаться, потому что через этот мирный дух проникает слово Божье, и ты каким-то образом заряжаешься светом.

–  Святые могут быть и среди нас, но мы их не видим, не знаем.

– Мне очень нравится наблюдать за нашими прихожанами, верующими. Сейчас очень тяжелая жизнь, и поразительно, что при этом люди действительно Божии, святые. Они приходят в храм, молятся, чают спасения. Наблюдаешь это и восхищаешься светом и святостью людей.

–  Наверное, поговорку, которую Вы привели, надо перефразировать: больше делаешь, меньше грешишь.

–  Больше делаешь, меньше грешишь – это про другую сторону нашей духовной жизни. Сейчас стало очень много осуждения. А одним из главнейших орудий против него является делание. Больше трудишься, меньше осуждаешь. Когда много трудишься, тогда нет времени на осуждение, и, кроме того, приобретается опытность, ты понимаешь, как в жизни все непросто. Осудить всегда легко. Но жизнь очень многогранна, бывает очень много аспектов, которые мы не учитываем.

–  Для осуждения много времени и не надо. Иногда вечером, уставший, подводишь итог тяжелому трудовому дню, вспоминаешь события и кого-нибудь да осудишь, кому-нибудь позавидуешь и так далее.

–  Дело не в том, сколько часов работаем, а в том, что мы что-то делаем. Когда человек занят делом, он действительно приобретает опытность общения с людьми, расширяется его жизненный кругозор. Преподобный Амвросий Оптинский сказал: кого в чем осудишь, в том сам и побудешь. Действительно, когда ты кого-нибудь осудишь, потом оказываешься точно в такой же ситуации, и выясняется, что ты поступаешь не лучше. Это приходит на память, когда в следующий раз стремишься кого-то осудить.

– Да, хороший способ борьбы с осуждением. А как бороться с завистью?

–  Обратите внимание, мы все каемся в осуждении и хотели бы, чтобы этого не было. Но премудро Господь устраивает: ты осудил человека и потом оказываешься в его ситуации, и это падение становится важнейшим уроком духовной жизни. В духовной жизни важны не столько победы, когда сделал что-то правильно, а в том числе и переживание своих падений. Это очень энергоемкое делание.

Человек не просто так завидует, это не падает с потолка. Мы бы не хотели завидовать, но не можем ничего с собой поделать. Надо воспринимать эту страсть как крест, надо это пережить, перетерпеть. В духовной жизни мы очень недооцениваем добродетель терпения. Нам все время хочется что-то сделать, переделать. Ко мне подходят прихожане с вопросами, какие бы перечитать акафисты, каноны. Нам все время хочется что-то делать, но очень важно довериться жизни, в которой проявляет Себя Христос. Этого у нас зачастую нет. Мы не хотим никому доверять, а считаем, что надо что-то сделать, чтобы было правильно. Отсюда появляется суета, человек закапывает себя таким духовным многоделанием, а толку часто не получает никакого.

–  Падение во грех – это хороший урок. Не так важны победы, как важны уроки, на которых мы учимся.

–  Разумеется, я имею в виду не тяжкие падения, а такие духовные незрелости, которые проявляются в зависти, осуждении и так далее. По своему опыту могу сказать: то, что с нами происходит, оказывается полезным и нужным для нашего духовного возрастания. Мы бы с радостью отказались от этих страстей, но попробуйте-ка это сделать. Каждый раз, когда ты возвращаешься к той или иной ситуации, которая тебя тронула, сердце опять вспоминает то, что ты тогда пережил или не пережил. Это как крест. Нужно научиться это перетерпеть. Научиться жить и при солнечной погоде, и при ветре, и при ненастье. Ты воин. Не важно, какое у тебя внутреннее состояние, есть послушание – быть христианином, читать слово Божие, причащаться Христовых Таин. Обратите внимание, бывает, что люди не причащаются под предлогом того, что якобы не совсем достойны этого из-за зависти или осуждения, которые есть в их сердцах. Так дьявол улавливает человека. Дьявол не допускает человека к Причастию, к лекарству, которое исцелило бы его от страстей, и тот остается с ними один на один. Где он будет черпать силы для того, чтобы исцелиться? Он начнет идти не по тому пути. Очень важно иметь такое мерило – мирный дух. Важно быть внимательным к тому, является плодом твоих дел мир или нет.

–   Умом человек понимает, что невыгодно испытывать ту или иную страсть, более правильно вынести какой-то урок для себя, думать в первую очередь о себе, а не о другом. Как перенастроить ум? Как убедить его, что надо думать не о ближнем, у которого что-то там получается, а задуматься о себе, чтобы и у тебя тоже что-то получалось хорошо?

– Нужно дать себе время и забыть эту ситуацию. Не надо никого переучивать, тем более свой ум. Мы все время думаем. Ум является центром человеческой деятельности. И в этом наше уязвимое место. Очень много людей, которые думают, и очень мало тех, кто делает. Я вспоминаю своего деда: ему нужно было косить, заниматься пчелами, смотреть за животными и так далее. А поскольку мы мало делаем, то много думаем. От этого сложность. Когда человек занят делом, у него не просто меньше времени на осуждение и зависть, но приобретается опыт и постепенно эта страсть уходит. Преподобный Симеон Афонский говорил: хочешь побороть страсть – не бойся ее, а хочешь не бояться – не думай о ней. Когда мы акцентируем внимание на той или иной страсти, то придаем ей слишком много власти. А дальше уже дьявол понимает, что он на правильном пути и нужно прежде всего человека смутить, то есть лишить мирного духа. Если он не мирный, тогда уже и на молитву не становится, не причащается. А там уже недалеко до раскола и других отпадений.

–  Вы говорите, что сейчас люди больше думают, больше внимания уделяют уму, больше времени проводят в мыслях, нежели чувствуют. За чувствование отвечает, как известно, сердце. Чувствование теряется и деятельность сердца отходит на второй план. По-христиански какое правильное соотношение в руководстве своей жизнью должны занимать ум и сердце?

–  Наши предки даже не задумывались о таких вопросах. Почему мы так размышляем и задаем их? Во многом мы оторваны от жизни. Мы, городские жители, оторваны от связи с природой и познаем жизнь по книжкам. В духовной жизни очень полезно приобрести важный навык – доверять жизни, доверять Христу.

Что значит доверять жизни? Я верую, что в моей жизни, как и в жизни всех людей, действенно и реально действует Христос. И по своему опыту могу сказать, что были ситуации, когда я был уверен, что правильно нужно поступить так, как подсказывает ум или даже сердце, а Господь вывернул все по-другому. Со временем понимаешь, что все случилось во славу Божию только благодаря тому, что ты в какой-то момент доверился жизни и уверовал, что в ней действует Христос. Очень важные вехи, которые происходят с человеком, даже не зафиксировать умом или сердцем. Почему ты поступил так или иначе? Когда включается ум или сердце? Как мы женимся? Какие аргументы в пользу наших избранниц? А Бог его знает. Где-то подсказывает сердце, где-то ум, где-то жизнь. И, наверно, так она себя и проявляет.

Святой Иоанн (Крестьянкин) писал, что нужно больше доверять жизни. А он знал, о чем говорил, ведь пережил и лагеря, и гонения... Доверять нужно учиться. А как это происходит? Человек утром просыпается и читает утренние молитвы. И нужно не просто прочитать их как положено, а именно с обращением, что мы нуждаемся в поводыре, наставнике. Я очень люблю молитву Оптинских старцев, где простыми словами выражается чаяние, как мы хотим провести эту жизнь. Слово, которое произнесено в молитве, уже дошло до Бога. А дальше мы делаем то, что запланировали. Завтракаем, едем на работу, а Господь в течение этого дня посылает и новых людей, и события. Человек видит храм, заходит и вдруг там успокаивается. Или находит ответ на свои вопросы в таких местах, где даже не думал их получить. Так проявляется жизнь. Как определить, где сколько ума и сколько сердца? Я не знаю.

–  Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Получается, что помимо ума и сердца в нас что-то может делать и грех?

–  Апостол Павел размышлял о соотношении благодати и закона Моисеева, как Христос победил благодатью закон. Но если мы вернемся к нашему разговору, то можно сказать, что не грех что-то делает, а плоть. Дьявол делает что-то, что нам не совсем подвластно. Человек действительно понимает, что есть какие-то элементы его душевной жизни, которые не очень подвластны ему. Зависть, осуждение. Мы не выдумываем эти страсти, они часто живут помимо нас, параллельно нам. Нужно учиться в духовной жизни спокойнее относиться в том числе и к себе. Все переделывать не нужно. Такое многоделание в духовном плане неполезно. Нужно учиться потерпеть себя и то, что происходит в тебе.  И потом даже не заметите, в какой момент эта страсть улетучилась. Почему она улетучилась, тоже большой вопрос. Нужно уметь жить и в радости, и в горести, и в благодушном состоянии, и в скорбном. Нужно все это пережить. Это и есть жизнь.

– Апостол Павел пишет, что закон жизни во Христе освободил его от закона греха и смерти. Мы празднуем день сошествия Святого Духа на апостолов. Мы причастны Святому Духу. Можем ли мы сказать, что этот закон духа и нас освобождает от греха?

– Когда мы причащаемся Христовых Таин и живем церковной жизнью, то имеем Ходатаем Господа нашего Иисуса Христа, Который освобождает нас от греха. В каком смысле освобождает? Да, мы, к сожалению, оступаемся, но знаем, к Кому обратиться, чтобы этот грех смылся. И смывается он Кровью Христовой, поскольку мы знаем, что именно Он прощает этот грех, потому что мы живем во Христе Иисусе. К сожалению, мы не перестаем грешить, но мы знаем, как освободиться от греха. Печать Духа Святого нас, с одной стороны, оберегает от греха, а с другой стороны, если мы все-таки попали в этот грех, мы можем освободиться от него. И в-третьих, мы, конечно, в Духе Святом, в Господе нашем Иисусе Христе можем освободиться от этой страсти. Истории из житий святых, как дьявол попускал, чтобы святой мучился той или иной страстью, а потом путем многотрудной борьбы побеждал в себе эту страсть, – это действительно плод Духа Святого. Человеческими усилиями это невозможно было победить.

– Мы сейчас в днях Апостольского поста. Дни сошествия Святого Духа предваряли этот пост. Наверняка многих мучает вопрос: мы причастны Святому Духу, мы получили Его в таинстве Миропомазания, регулярно посещаем церковь, но не всякий может о себе сказать, что ощущает присутствие Святого Духа в своей жизни. Почему так? Мы исполняем все необходимое, прошли через таинство Миропомазания, в котором непосредственно ниспосылаются Дары Святого Духа, живем церковной жизнью, но почему будто бы не ощущаем присутствие Святого Духа?

– По двум причинам. Первая: часто мы живем невнимательной жизнью. Когда мы празднуем день сошествия Святого Духа, мне всегда вспоминается не только таинство Крещения, таинство Миропомазания, а еще и таинство Рукоположения – более яркое воспоминание, потому что крещение и миропомазание происходят в детстве. Это незабываемое ощущение, незабываемое переживание, когда тебя вводят в Святая святых – в алтарь, когда епископ возлагает на тебя руки и читает молитву рукоположения. Ты выходишь из алтаря совершенно другим человеком. Потом стараешься беречь эту благодать в своем поведении какое-то время. Потом многие священнослужители просто привыкают к этому дару – это результат как раз невнимательности. Ну, есть и есть. Может, для этого и Господь иногда попускает некоторые потрясения в священнической жизни, чтобы человек вдруг осознал, что он потерял.                                                                                                                                Никогда не забуду разговор с одним священником, который попал под запрещение. Он приехал в наш храм на исповедь, ему нельзя было носить наперсный крест, благословлять, но он вел духовную жизнь и поэтому желал исповедоваться. Он был меня старше. Я его спросил: «А с чего все началось? Я молодой священник, многого не знаю. Рассказывают прихожане, какой Вы были замечательный молитвенник, служитель». Он мне сказал: «Брат, все началось с осуждения. В какой-то момент я понял, что все не так и все не такие. Поэтому я стал позволять себе критиковать и священноначалие, и прихожан, и собратьев по алтарю. И это осуждение потом толкнуло меня на другие грехи». Так человек оказался без сана. Я не знаю, какова дальнейшая судьба этого священника, но такое бывает, и Господь попускает такое потрясение, чтобы остановить человека, потому что от невнимательности мы привыкаем к этому дару Духа Святого.

А с другой стороны, мы не ощущаем присутствия Духа Святого в жизни и по духовным причинам. Как говорили святые, если мы будем считать, что не грешны, то мы в прелести. Поэтому иногда люди духовной жизни удивляются: чем больше ходишь на исповедь, тем больше видишь грехов. Это закономерно, потому что видение своих грехов Господь нам дает для того, чтобы мы ощущали недостоинство несения этой благодати, чтобы мы не были в прелести, чтобы в какой-то момент не сказали: «А нам Бог не нужен. И все, что мы в жизни делаем, мы получаем без Бога, без благодати, своими усилиями». Мне кажется, в духовной жизни поэтому мы можем не ощущать, что живем в Духе Святом.

– Какие еще признаки прелести Вы бы выделили?

– Отсутствие мирного духа – это однозначно. Человек одержим. В том числе есть что-то вроде бунтарского духа. Причем нужно понимать, что при этом бунтарском духе аргументы у человека совершенно разумные, правильные, по-человечески выверенные, и нечего возразить. А вот дух другой, – дух противления. Не случайно святые отцы говорят, что послушание – одно из важнейших аспектов духовной жизни, потому что в послушании есть некое доверие. В послушании проявляется доверие к жизни. Я могу сейчас что-то не понимать, но по послушанию выполняю, потому что верую, что это Самому Христу, Богу. Я в Церкви, я уловлен Его благодатью, и все, что делается, – делается во славу Его. Причем человек, находясь в прелести, может много молиться, часто причащаться. Можно наблюдать такой момент: манера причастия и исповеди своеобразная – человек не слышит наставления, поправки, он все знает. На исповеди такого человека никогда не остановишь, ему нужно обязательно все выговорить. Причастие: обязательно он знает, каким образом это делается. И никакой священник, никакой епископ это не поправит. Человек одержим. Поэтому это страшное состояние прелести, состояние измененного сознания, от которого нужно и самим беречься, и просить Господа, чтобы Он избавил нас от этого, потому что одно из важнейших свойств Причастия – исцеление души и тела.

– Находясь в прелести, человек может говорить много умных слов, тезисов. Мне это напоминает раскол. Часто в расколе люди уверенно, с умным видом оперируют умными словами, говорят, почему они правы. Раскольники – это в том числе и те, кто находится в прелести?

– Именно. Я много читал старообрядческой литературы и православной полемической, и мне в память врезалась одна фраза митрополита Московского Платона. Он называл старообрядцев «заболевшими недугом раскола». Это действительно так, это и есть болезнь. Человек разумно размышляет, а в нем живет болезнь. И в расколе есть всегда логическая правда – вот почему многие соблазняются расколом. Но раскол потому и раскол, что он всего лишь часть, он эту человеческую правду показывает частично. А человеческая жизнь – жизнь во Христе – в Церкви, потому что Церковь кафолична, она объемлет и принимает все части, а не только одну.

Одним из аргументов в пользу Православной Церкви для многих является тот факт, что в Православной Церкви есть святые. Не начетчики, не историки, не философы, а именно святые. Например, преподобный Серафим Саровский. Я помню, когда еще был в старообрядчестве, мне попалась книга «Подвижники благочестия XVIIIXIX столетия». Ее издавал Ново-Голутвин монастырь в 1990-е годы. Это двухтомник. И меня поразило, что перечисляются люди, которых я никогда не знал. Это насельники Соловецкого монастыря, Оптиной пустыни, других монастырей Русской Православной Церкви. Дух, который они передают в своих писаниях, такой же, как дух преподобных отцов IV, V веков или X столетия после Рождества Христова. Меня поразило, что действительно Дух Божий дышит где хочет, в любые времена. Эта святость является как раз плодом работы Духа Святого.

Человек может быть необразованным, он может не знать даты тех или иных событий, произошедших в нашей стране или в Русской Православной Церкви, но он дружит с Богом, он единоплеменен со святыми, он с ними говорит и боится греха, боится отступить от Церкви Христовой. И как только я слышу правильные разговоры, особенно с неким апломбом, меня это всегда настораживает, потому что очень легко уйти в раскол. Что греха таить: священников легко судить и есть за что судить. Но такое Господь устроил чудо, что Дух Святой распространяется в мире через таинство Рукоположения. Мы такие недостойные, но Господь нас поставил перед престолом Божиим. И теперь мы имеем дерзновение говорить Его слово. И скучаем, когда не говорим. Светские люди говорят: «Вот они привыкли ничего не делать». А поговорите со священником, который болел и долго не служил. Или, не приведи Господь, со священником, который оказался в запрете. Человек скучает по службе – это о многом говорит.

 – Прошу короткого напутствия для наших телезрителей.

– Наше время действительно непростое, много сложностей. Хотелось бы, чтобы мы причастились частички мирного духа, который бы помог нам в преодолении всех житейских сложностей во имя Господа нашего Иисуса Христа.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Наталья Мухлынина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Обязательно ли быть мучеником в христианстве».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​