– Совсем недавно была Дмитриевская родительская суббота. В этом году это особенное поминовение, ведь мы вспоминали не только своих близких, но и большое количество павших воинов. Дмитриевская родительская суббота была установлена как раз в честь павших воинов Куликовской битвы. Наш народ очень чутко относится к поминовению усопших. Вокруг этого возникло много традиций, обрядов. Как же правильно поминать своих близких? Как правильно за них молиться? Как их хоронить? Как приглашать священника на кладбище? Тема большая, важная и всегда актуальная.
– Да, это наша повседневная жизнь. Мы все время имеем дело с рождением, венчанием и, конечно, с отпеванием, прощанием со своими близкими. Заглянем в историю Дмитриевской родительской субботы, князь Дмитрий Донской установил поминовение воинов, погибших на поле брани в Куликовском сражении в преддверии своих именин – дня памяти великомученика Димитрия Солунского.
Князь не просто праздновал свои именины, но сначала совершал память своих сослуживцев. И нам полезно такие вещи помнить, и прежде, чем готовиться к банкетам в честь себя или в честь свадьбы своих детей, хорошо бы тем же детям за несколько дней сказать: «Давайте сходим на могилу ваших прабабушек и прадедушек, поблагодарим их, что дожили до таких времен, что можем свадьбу сыграть».
Посещение кладбища очень полезно. Оно отрезвляет нас. Я знаю немало людей, которые в преддверии больших праздников, даже не будучи воцерковленными, посещают кладбища. Первая наша проблема – мы редко ходим на кладбища. Вторая проблема заключается: многие считают, что посещение кладбища – это выпивка и закуска. Это не просто заблуждение, это уже болезнь, своеобразная форма наркомании нашего народа, причем церковного тоже. Когда посторонний человек совершает какие-то ошибки по своему незнанию церковных традиций, мы за него переживаем, но считаем его просто церковно неграмотным. А когда христиане ходят в храм не один десяток лет, слушают проповеди, а потом спокойно устраивают пьянку – это ужас.
Мне как священнику приходится часто бывать на кладбищах, и часто я наблюдаю такую картину: люди могут и на могилке разложить закуску, бутылки и рюмки расставить. Мы уже эту тему не раз поднимали. Но это действительно является постоянной насущной проблемой. Люди не расстаются с этой привычкой…
В преддверии своего дня рождения хорошо посещать могилу матери и отца. Если родители живи, то посетить могилы своих близких предков, подчистить их. Если могила родственников далеко, то сходи на любую. Просто зайди на кладбище, подойди к заброшенной могиле и приведи ее в порядок. Это очень хорошо. Здорово будет, если такие поминовения станут традицией.
Для чего раньше устраивались застолья в связи с похоронами? Для того, чтобы накормить нищих, неимущих, чтобы от них множество молитв вознеслось к Богу о спасении и помиловании этой души. В Евангелии мы читаем историю, когда нищий лежал у порога дома богача. О чем он мечтал? Он не осуждал богача, а желал напитаться крохами, падающими с его праздничного стола. Так и тут: нищие, которых кормили в память об усопшем, возносили свои молитвы за него. Но к этому не имеют отношения никакие наши начальники или уважаемые люди, которых мы теперь зовем на поминки. Застолье превратили в пьянку. Человек посидел, выпил и уже забыл, по какому поводу пришел.
Очень благодатно детей водить на кладбище. Многие этого не делают, боятся нанести ребенку травму.
– Часто телезрители спрашивают: «А можно ли беременной ходить на кладбище?»
– Можно и нужно. Почему-то не задают вопрос: «А можно ли беременной покурить или пойти в бар, попить глинтвейна?» Никто не бегает с таким вопросом. Но волнуются о том, можно ли пойти на кладбище. Можно и нужно. Ничего там страшного нет. Наоборот, хорошо посидеть на скамеечке, порассуждать, помолиться о наших усопших… Если с вами дети, то они в своей наивной простоте помогают подмести вокруг могилки, постричь травку, протереть памятник. Они с удовольствием в этом участвуют и задают вопросы. «А бабушка меня видит?» А вы отвечайте: «Видит, она на небе и видит тебя». И ребенок старается ради бабушки. «Бабушка, прости, я опрокинул вазочки, воды принесу, опять цветочки поставлю».
А мы разве не ищем такого же диалога со святыми? Мы тоже пытаемся вступить в такой диалог. Но ребенок понимает это быстрее по чистоте своей души. Совершать поминовения усопших нужно. Это полезно для наших душ и отрезвляюще действует на наш ум.
Говоря о Дмитриевской родительской субботе, хочется спросить: «Друзья, а сейчас разве не то же время? Разве не приходят похоронки в наши семьи?» Это ответ на многие наши вопросы. А стало ли больше народу приходить в храм помянуть убитых бойцов? Или помолиться о здравии находящихся на поле брани? Нет, не стало...
Вспоминаю рассказ одного ветерана войны из Москвы. Он с матерью ходил в храм Иоанна Воина у метро «Октябрьская». Этому святому по традиции молятся о пропавших вещах и пропавших людях. Этот ветеран рассказывал, что в войну этот храм был битком набит женщинами каждый день, потому что все молились о своих близких: братьях, мужьях, сыновьях, о тех, кто пропал без вести, и о том, чтобы близкий не пропал без вести. Храм был переполнен.
Перед Дмитриевской родительской субботой Церковь отмечает день Казанской иконы Божией Матери. И мы вспоминаем, как князь Пожарский и Козьма Минин под хоругви и молитву собрали народ, чтоб очистить православную Русь от захватчиков. А сейчас мы соберемся под хоругви? Если мы сейчас выйдем с иконами, много ли народу прильнет к нам? Сколько людей поддержат призыв очистить нашу страну от иноверцев?
Патриарх Гермоген писал: «Терпеть не могу латинского пения на Москве». В то время поляки находились в Кремле, и там шли латинские мессы. Сколько сейчас прильнет к нам? Или тоже будут раскачиваться и говорить о толерантности, уважении к другой вере? Это раскачивание мешает нам по-настоящему молиться за наших ребят. Сейчас особенно надо молиться о здравии тех, кто на передовой, и упокоении тех, кто уже отдал свою жизнь за наше Отечество, выполняя боевой долг. Где вы, молитвенники? Да, священники возносят определенные прошения и о здравии воинов воинства нашего, и о спасении Руси от раздирания Церкви. А кроме священников много пришло людей?
Говоря о поминовении своих усопших, мы подходим к моменту о том, как мы живем. Оказывается, наши усопшие учат нас правильно жить. Нас учат не книги, не попы, а наши усопшие. Хорошо бы мы помнили об этом, чтобы происходило трезвение ума. В советские годы была традиция, когда пара перед походом в ЗАГС или после обязательно приходила к вечному огню, посещала место могилы неизвестного солдата, люди возлагали цветы, благодарили наших воинов, которые смогли отстоять Отечество. А сейчас мы приносим им цветы? Возносим молитву о нашем воинстве? Или мы только рассуждаем о том, что хорошо, а что плохо и где бы отсидеться, чтоб все миновало? Давайте правильно поминать усопших. Если говорить о церковном поминовении, то нужно заказывать сорокоусты об упокоении.
– Вопрос от телезрителя: «Я читаю 17-ю поминальную кафизму. И еще мне очень нравится молитва Паисия Великого об умерших без покаяния. Но мы же не знаем, кто отошел ко Господу с покаянием, а кто без него».
– Зачем рассуждать о том, кто умер с покаянием, а кто без него? Давайте реально взглянем на нашу повседневную жизнь, редко кто сейчас успевает умереть с покаянием. Это либо глубоко церковный человек, либо больной, у которого болезнь тянется очень долго, он чувствует, что ослабел, и просит пригласить к нему священника или отвезти в храм для исповеди и покаяния. Либо это солдаты, офицеры, имеющие возможность принести свое покаяние батюшке, который находится рядом с ними. Но давайте не будем рассуждать об этом и осуждать наших усопших. Давайте оставим это на волю Божию. Успел он или не успел покаяться, наше дело молиться, читать 17-ю кафизму.
А еще очень полезно вести миссионерскую деятельность: напоминать своим знакомым быть внимательными к их родственникам. Если ваш родственник близок к кончине или имеет какое-то тяжелое заболевание, то не нужно ему перед носом ставить телевизор или включать другие экраны, не нужно его развлекать и обманывать, что он будет жить вечно. И если вы видите, что у ваших друзей тяжелобольной родственник, то надо сказать: «Друг, твой папа болен, пригласи батюшку, пусть он с ним побеседует». Они могут возразить, что он никогда не ходил в церковь. В таком случае надо предупредить об этом священника, и он поищет пути, чтобы найти общий язык с человеком.
Можно напрямую предложить больному пригласить священника для причастия. А если бабушка ответит: «Не надо, выздоровею и сама схожу», то надо спокойно ответить: «Хорошо, когда выздоровеешь, пойдешь, а пока мы пригласим батюшку сюда, чтоб ты могла исповедоваться».
На самом деле такие экстремальные ситуации меняют мышление человека. Во времена ковида люди приглашали к своим родственникам священников в отделения. И другие больные, даже те, кто никогда раньше в церковь не ходил и никак ее не касался, увидев батюшку, звали его и просились исповедоваться или просто просили благословения. Да это не только в ковидный период, это всегда было. Когда приходишь в отделение с тяжелобольными к одному конкретному пациенту, другие видят тебя и просят подойти. И из других палат зовут, просят заглянуть к ним. И ты видишь, как люди поменялись в эту трудную минуту своей болезни. Для них становится очевидным, что звоночек с того света уже раздался. И они приглашают священника, чтобы с ним пообщаться.
Иногда спрашиваю у людей: «Почему вы не пригласили священника к своей умирающей маме?» Отвечают: «Мы не знали, нам никто не говорил». «А среди ваших знакомых есть те, кто ходит в церковь?» – «Да, есть». Думаешь: почему не говорили, что надо позвать священника? Лень было рассказать о том, что нужно пригласить батюшку. Это ответ на вопрос нашего телезрителям по поводу смерти с покаянием и без покаяния. Священника надо звать не тогда, когда человек уже глаз не может открыть и совсем не понимает, что вокруг происходит, а когда он еще в здравом разуме, может искренне покаяться. Священник поможет ему исповедоваться в грехах и ошибках жизни.
Меня неоднократно приглашали к людям, которые никогда не исповедовались и, кроме того, занимали высокие партийные должности, то есть им и в голову не приходило побеседовать со священником. Но так сложились обстоятельства, дети пригласили к старенькому отцу, и человек с удовольствием открывался. Он искренне говорил, что даже мысли не было, что можно вот так побеседовать с батюшкой с глазу на глаз. Это необходимо.
О сорокоусте. Сельские храмы, где всего один священник, не могут служить сорокоусты. Иногда спрашивают: «Почему во всех храмах можно это заказать, а у вас нельзя?»
Сорокоуст подразумевает сорок дней ежедневного возношения молитвы о человеке.
– Сорокоустом еще называется тот период, когда священник только принял священный сан и служит сорок дней.
– Да. Нередко молодого священника спрашивают: «Служил сорокоуст?» – «Служил». Все понятно, значит, уже погружен в те проблемы и вопросы, которые он должен знать. Сорокоуст заказывается либо в храмах, которые служат каждый день, то есть в них несколько священников, большой штат, либо в монастырях, где монашество ежедневно совершает богослужение.
Но иногда встречаешься с неграмотностью даже в церковных лавках. Приехал я как-то в один из монастырей, а там висит объявление: «Принимаем сорокоуст на полгода». Для меня это было совершенно неожиданной формулировкой. Мы возвращаемся к работе над ошибками, рассматриваем разные вопросы для людей, ходящих в храм. Сорокоуст служится сорок дней подряд. И еще есть понятие сорока литургий. Их можно заказать в сельском храме. Когда священник будет служить литургию, тогда будет совершать и поминовение. Это пятничные, субботние, воскресные дни, большие праздники. То есть сорок раз на Божественных литургиях поминается тот человек, о ком вы беспокоитесь и ходатайствуете…
И вспомним наставление некоторых монахов: прежде чем сделать какое-то дело, прочти «Царю Небесный». Прежде чем водку разливать на могиле, сможете прочесть «Царю Небесный»? Сердце не обличит тебя? Давайте и об этом думать...
– Вопрос телезрителя: «В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, что грешный богач, попавший в ад, просит прохладить язык смоченным в воде пальцем, то есть он находится в пламени и испытывает физические муки. Но там души разве пребывают телесно? При чем тут телесные муки, если это души?»
– То есть Вы считаете, если тело осталось в земле, а душа попала в ад, то душа не испытывает таких мук, как, например, жажда? Вспомним, с каких слов начинается сегодняшнее Евангелие: «И сказал Господь притчу сию». Притча – иносказательный рассказ, который приближает к человеческому пониманию все проблемы. Господь рассказывает притчу, через которую Он дает острее понять, что душа будет мучиться...
Вспомним притчу о талантах: одному рабу хозяин дал десять талантов. Думая о том, сколько это серебра по весу, мы понимаем, что это огромное количество, что на самом деле не мог хозяин дать десять талантов своему рабу. Или вспомним притчу, как некий господин пожелал сосчитаться со своими рабами-должниками. Один ему должен был пять тысяч динариев. Пять тысяч динариев в переводе на современные деньги – это миллиардные исчисления; не могло быть такого. Поэтому мы понимаем, что притча предназначена для того, чтобы обострить ум слушающего, чтобы подумать, что может с тобой произойти.
Но остальное для нас с вами – тайна. Это мы сами додумываем, что будет так или иначе, что нет тела и мы не будем испытывать жажды или горения. Вспомним житие преподобного Макария Великого. Когда он шел по пустыне, увидел лежавший на земле череп, именем Христовым ударил тростью по черепу и спросил: «Кто ты такой?» Череп отвечал: «Я был главным языческим жрецом. Нахожусь в адском пламени, – ответил череп. – Помолись, авва. Когда ты молишься о нас, находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение». «Есть ли мучения еще более жестокие?» Череп ответил: «Внизу, глубже, находятся те, которые познали имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки». Итак, мы видим, что душа испытывает жар пламени и видит пламя вокруг себя. Как это объяснить в духовном смысле? Я не знаю. Апостол Павел напоминает нам: теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно; то есть какими-то отрывками, притчами, которые говорит Господь Иисус Христос.
Как мы с вами узнаем, за что будет душа помилована Богом? Здесь вспоминаем притчу, которая обычно читается перед Великим постом, когда Царь собирает вокруг Себя Свои народы и говорит: «Я голоден был – и вы Меня накормили, жаждал – и вы Меня напоили, был чужестранцем – и вы Меня приютили, был наг – и вы Меня одели, был болен – и вы ходили за Мной, был в тюрьме – и вы Меня навестили. Идите ко Мне и становитесь по правую руку». – «Когда мы Тебя видели жаждущим, голодным, в тюрьме или больным?» И Господь говорит: все, что вы сделали для одного из самых малых братьев Моих, вы сделали для Меня.
Это же не значит, что буквально все народы будут собраны и каждому будет объясняться, кого они не накормили, не напоили и так далее; но состояние души нам с вами передается совершенно точно. Мы, живые люди, слыша эту притчу, спохватываемся. Что на самом деле будет с душой, которая привыкла, например, жадничать? Что происходит с душой, которая привыкла злопамятствовать? Какие она будет испытывать муки там? Мы не знаем этого. Только говорится, что душа будет гореть, совесть ее будет обличать. Говоря человеческим языком, душа будет находиться в пламени.
Поэтому давайте формировать душу уже сейчас, беспокоиться за наших усопших, за наших воинов, молиться, а не выяснять, успели они покаяться или нет. Нам бы успеть покаяться, время очень стремительно. А человек откладывает свое покаяние, откладывает исповедь. Некоторые говорят: буду стареньким, приду в церковь. Один из монахов очень хорошо сказал, что рождаемся мы все, а вот старенькими становимся не все. Поэтому поторопимся сейчас.
Если сейчас разговор пошел об исповеди, покаянии, значит, Господь намекает нам через наш разговор: «Слушай, брат, сходи-ка ты исповедуйся. Ты можешь не считать, что тебе пора, а на самом деле очень нужно, чтобы ты приступил к исповеди. Не откладывай на потом».
– Вернемся к традициям. Прошло отпевание, потом мы все идем за стол. Это же важный атрибут – накормить всех пришедших. Кто-то что-то скажет, что-то вспомнит, немного выпьют за упокой души. Но как это все сделать грамотно и благочестиво?
– За столом сердца раскрываются, и люди вспоминают что-то хорошее о человеке, с которым расстались. Но фраза «немного выпить» меня настораживает, и я не знаю, что делать, потому что пьяные за поминальным столом – это несерьезно, пошло и вульгарно.
Проблема остается. Наверное, можно немного выпить, но дай Бог вам сил, чтобы побыть за столом и выпить немножко. Если ты знаешь, что не можешь немножко, лучше отодвинь рюмку подальше. Дай Бог каждому по силам. Один может пройти мимо греха, а другой – не может в нем не поучаствовать. Это касается не только винопития, но многих других греховных мероприятий. У одного хватит сил принести покаяние, а у другого складывается ощущение, что он и так нормально живет, что у него все так и должно быть. Никто не против того, чтобы мы посидели за столом, всплакнули об усопшем, если он был дорог, но я против того, чтобы выпивали. Остальное все приемлемо.
Еще часто задают вопрос о памятниках. Среди народа бытует мнение, что нельзя вместо креста ставить каменный памятник, потому что он якобы придавливает душу, она не может подняться к небу. Бог в помощь, друзья, ставьте спокойно памятники. Прошли атеистические времена, и сейчас уже можно на памятниках высекать православные кресты. Было бы очень хорошо, если бы вы, ставя памятник на могиле своих близких (независимо от того, был ли человек верующий), использовали православную символику, изображение православного креста; кто-то делает большой, кто-то небольшой.
У нас даже у советских военных, которые отошли в мир иной, помимо изображения наград изображаются православные кресты. Это очень радует, и это очень нужно. Старайтесь наносить православную символику.
Когда гниют деревянные кресты, не надо из этого делать трагедию. На кладбищах специально существуют места, куда складывают старые кресты, и работники кладбища их сжигают. Непригодная к употреблению православная символика должна быть сожжена, чтобы не было какого-либо попирания святыни и чтобы никто не использовал православные кресты для непригодных действий. Ничего страшного нет, если вы отнесете их в специальное место или сожжете сами. Давайте поминать наших усопших правильно, и пусть они будут составной частью нашей жизни.
Ведущий Сергей Платонов
Записали Анна Вострокнутова и Ирина Обухова
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Игорь Илюшин. Тема беседы: «Радость покаяния».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!