Беседы с батюшкой. Что такое воля Божия. Священник Алексий Дудин

5 августа 2022 г.

В студии священник Алексий Дудин, настоятель храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в г. Коммунар, руководитель социального отдела Гатчинской епархии.

– Тема сегодняшней передачи: что такое воля Божия? И сразу возникает масса вопросов. Наверняка к Вам обращались с таким: «А как жить по воле Божией?» Мы всегда на проповеди слышим, что нужно обязательно жить по воле Божией. Я согласен, что это хорошо, но остается только узнать, как это делать. Как понять, в чем воля Божия, услышать Его призыв или Его слова, которые так или иначе адресованы миру, нам? Очень сложно понять: что же такое воля Божия?

– Для человека найти волю Божию и исполнить ее равнозначно спасению. Любой человек, находясь в здравом уме и твердой памяти, когда у него спросят, хочет ли он, чтобы с ним происходила воля Божия, скажет, что он этого хочет. Сразу возникает другой вопрос: что человек для этого делает? Ведь чтобы исполнить волю Божию, ее сначала нужно понять.

Как понимается воля Божия? Как она ищется? Самый прямой путь для этого – чтение Священного Писания. Все, что Господь хотел нам сказать, Он изложил в Священном Писании. Если человек говорит, что хочет знать волю Божию, но при этом Священное Писание остается за бортом его бытия, за пределами его сознания, то такой человек говорит неправду, он лукавит. Если ты хочешь слышать слово Господне, раскрой его, прочти, углубись в него, попроси Господа, чтобы Он твой разум, твое сердце расширил, чтобы слово Божие в него вошло.

Если человек так поступает, то, наверное, он уже имеет моральное право попросить у Господа, чтобы Его воля, изложенная в Священном Писании и присутствующая в этом мире, свершилась в человеческой жизни. Просить об этом нужно. Лучше просить об этом непрестанно. Самая известная молитва по этому поводу – это молитва Оптинских старцев на начало дня, когда мы просим, чтобы Господь этот день по Своей святой воле управил, благословил, освятил, сотворил его служением ближнему и Господу в любви. Когда человек так поступает, то есть читает Священное Писание, просит Господа, чтобы воля Господня на нем исполнялась, то дальше уже Господь человеку начинает Свою волю посылать.

Но не всякий человек готов эту волю принять. Мы знаем, что Господь Благ, и считаем: как Бог может мне сделать что-то злое, неприятное, то, чего я не хочу? Но это психологическое восприятие. Поэтому зачастую горькие пилюли, необходимые для нашего исправления, которые Господь посылает, человеческая воля принимать не хочет,  мы от этого отказываемся. Такое, к сожалению, тоже случается.

Что еще нам нужно понимать о воле Божией? Нам следует понимать, что воля Божия не является чем-то однозначным и догматизированным: ты можешь поступать только так и не иначе. Понятно, что в отношении смертных грехов это действительно именно так. Если сказано: не убий, не прелюбодействуй, – значит, не убий, не прелюбодействуй. Но если человек в обычной жизни начинает в каждом шаге искать волю Божию и за каждым самым простым действием обращаться за благословением к священнику, особенно если он начинает воспринимать этого священника как духоносного старца, то может произойти такая духовная ошибка, что человек, вроде ища волю Божию, начиная слушать определенного духовного наставника, теряет то, что Господь ему даровал. А нам Господь даровал свободу.

Ведь воля Божия в нашей жизни не является чем-то четко определенным: ты можешь жениться только на этом человеке, выйти замуж только за этого человека, работать только парикмахером, или только дворником, или только священником, а в другом качестве тебе спасения нет. Ничего подобного! Господь наш – любящий Отец. А любой любящий отец всегда своим детям оставляет свободу и смотрит, как дети этой свободой пользуются, помогает там, где надо помочь, ограждает от того, от чего надо оградить.

Но в этом отношении воля Божия не является ни в коем случае судьбой, как это воспринимают в некоторых мусульманских богословских школах: что написана вся  жизнь человека, вся его судьба – и по-другому быть не может. Ничего подобного! Человек – соработник Господу. Он сотворец с Ним; прежде всего, творец собственной жизни и жизни тех людей, с которыми он соприкасается в своем бытии.

У человека есть выбор. Вопрос в том, чем он руководствуется в своем выборе. Если он руководствуется желанием угодить Господу и послужить ближнему и ставит это во главу своего выбора, то тут Господь будет его больше вести. Если же он будет руководствоваться другими принципами, ища или мудрости, как искал Соломон, или богатства, или чего-то другого, то тут тоже воля Божия будет исполняться, но она может исполняться другим образом.

– Я хотел бы затронуть следующий аспект. Когда мы говорим о воле Божией, наверное, мы можем говорить о том, что мы точно не знаем замысел Божий по отношению к миру, к нам самим, но этот замысел существует. Воля Божия есть в этом самом замысле, в Промысле, но он нам может быть непонятен. Возьмем Великую Отечественную войну. Мы понимаем, что и это тоже замысел и Промысл Божий. Были злодеи и были праведники, и каждый из них, наверное, каким-то образом участвовал в этом замысле. Ведь если Господь все творит, то в этом случае и люди, которые творят зло, тоже участвуют в этом замысле…

– Есть Божий замысел, а есть Божие попущение. Поэтому какое-то доброе намерение Господь благословляет, поддерживает, помогает ему воплотиться в этой жизни, а злое человеческое произволение, никак не принадлежащее природе Господа, тем не менее  Богом может быть попущено. Всегда будут злые люди, которые будут творить злые дела. Но не потому, что Господь зол, а потому, что Господь не хочет человека сковывать. Он не превращает человека в робота. Иначе никакого выбора у человека и не было бы. У человека не было бы и никакой ответственности перед Богом, если бы у него не было возможности выбрать между добром и злом.

Господь всегда предупреждает человека. Если дьявол пытается запутать человека, ввести его во искушение, обмануть, что-то злое представляет чем-то добрым, то Господь всегда четко определяет и показывает человеку, что будет в одном случае, а что будет в другом. Особенно это хорошо видно в Ветхом Завете, когда Господь предлагает Своему народу как благословение всегда исполнение Его воли, Его заповедей, но показывает и проклятия, и казни, которым народ будет подвергаться, если не будет исполнять волю Божию. Но все-таки сам человек решает, исполнять волю Божию или не исполнять.

– В православной школе, институте, академии,  семинарии мы изучаем закон Божий. Объяснить закон Божий ребенку, в принципе, просто, объяснить его самому себе уже сложнее, а уж говорить о нем со взрослыми людьми совсем сложно. Закон Божий существует для всех людей: для верующих и неверующих, для грешников и праведников, для всех абсолютно?

– Конечно, закон Божий существует для всех абсолютно. Только ответственность за неисполнение этого закона для человека, знающего закон, одна, а для человека, который не знал закона, другая. Потому что Бог безусловно справедлив. В этом отношении можно вспомнить тот пример из жития святых, когда в город привезли двух девочек, маленьких невольниц, и одну из этих девочек выкупила благочестивая женщина, которая воспитала ее во всех церковных правилах благочестия, а вторую девочку, по несчастью, выкупила блудница и научила ее всей нечистоте своей профессии. Понятно, если девочки вырастут и согрешат одинаково, то ответственность у каждой будет своя. Поэтому все очень сильно зависит от того, знает человек закон Божий или не знает. В Евангелии сказано: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше.

Но это не значит, что от закона Божьего надо бегать и не изучать его, чтобы нас не так строго судили. Нет, ни в коем случае! Потому что закон Господень благ, и тот, кто попытается убежать от закона Божия, зная, где его нужно почерпнуть, как мы уже говорили в самом начале нашей передачи, тоже не сможет оправдаться. Зато человек, который пытается исполнить закон Божий, который падает и по своей немощи согрешает, снова кается и снова пытается, будет Господом принят как человек, совершивший закон. Это очень важно.

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Выражение ˮволя Божияˮ мы применяем и правильно, и неправильно. Есть еще такое выражение: ˮна роду написаноˮ. Но на роду же не написано, чтобы мы пили пиво, например. Еще один вопрос: бывает, идешь ночью или едешь на машине, и появляется предчувствие, что что-то произойдет. Начинаешь бояться, переживать и как бы ждать этого. А может, стоит сказать, что все будет хорошо, и осенить себя крестным знамением? Например, наш родственник сейчас находится в боевом самолете и не всегда может осенить себя крестным знамением. Но можно не говорить: мол, на все воля Божия, что произойдет, то и произойдет. А говорить, что все будет хорошо, и прибегать к церковным средствам».

– Действительно, мы не всегда правильно воспринимаем, что есть воля Божия. Вы сказали, что человек не всегда может осенить себя крестным знамением, но он всегда может сказать: «Господи, да будет воля Твоя». Потому что мы не знаем, что сейчас послужит нам ко благу: чтобы мы благополучно вернулись или чтобы что-то произошло. Мы можем попросить чего-то своего, а это будет нам неполезно. Но если мы попросим: «Господи, да будет воля Твоя», мы точно не ошибемся. Это замечательный способ.

Есть такая поговорка: если бы знал, где упадешь, соломки бы подстелил. В духовном плане, когда мы молимся, можем всегда такой соломки подстелить, сказав в конце нашей молитвы: «Господи, но не как я хочу, а как Ты. Да будет воля Твоя». В экстремальных случаях, когда нет возможности долго рассуждать, думать, произносить длинные молитвы, молитва «Боже, да будет воля Твоя» поведет человека ко спасению.

– Телезритель затронул важный момент о том, что мы неправильно воспринимаем волю Божию. Например: лечиться или не лечиться? Мы говорим: «Да будет воля Твоя». Там, где мы способны что-то предпринять, мы ничего не делаем.

Но есть еще один аспект: вмешательство злых сил в нашу жизнь. Когда лукавый пытается что-то изменить в нашей жизни, мы начинаем чувствовать себя растерянными. И здесь как раз возникает тот самый момент истины, когда мы можем впустить Господа в свою жизнь, а можем и не впустить. Нам говорят, что самое главное – впустить Господа в свою жизнь. Но далеко не каждый человек способен на это. Или все способны отдаться воле Господней и впустить Его в свою жизнь?

– Способны все, но хотят далеко не все. Потому что исполнять волю Божию означает отказаться от своих страстей, похотей, греховных радостей, которыми мы привыкли питать свою душу. Зачастую такой отказ бывает для человека неприемлемым. Поэтому спастись могут все, но хотят этого далеко не все, потому что это связано с определенными испытаниями.

Вы затронули вопрос о том, что есть не только воля Божия, но и воля лукавого. Еще есть воля человеческая. Здесь, на земле, три воли присутствуют всегда. Воля Божия – благая и совершенная, ведущая всех ко спасению. Воля человеческая никак не связана ни с волей Божией, ни с волей лукавого, а только с произволением самого человека. Например, если я захотел подвинуть стакан на столе – это моя воля; захотел – подвинул. Ни Бог, ни дьявол в этом действии никак не участвуют. И есть воля лукавого, который пытается страстьми и похотьми через наше грешное естество отвести нас от Бога; его задача – погубить человека. Эти три воли в жизни человеческой всегда переплетаются. И чья воля одержит победу – воля Божия или воля лукавого – зависит от того, куда человек направит свою волю, что он сам захочет сделать. Как я уже сказал, воле Божией следовать тяжелее, чем воле сиюминутных страстей и желаний. По сути, у человека есть только два состояния на земле: или он творит то, что хочет; или творит то, что надо.

– Вопрос телезрителя: «Выполнение заповедей есть воля Божия. В Послании апостола Иакова сказано, что если нарушил хотя бы одну заповедь, то виноват во всем, ибо Тот, Кто сказал «не убий», сказал и «не укради». Но все заповеди практически невозможно выполнить. Как быть?»

– Замечательный вопрос. Действительно, если внимательно читать Священное Писание, там сказано, что тот, кто нарушил одну заповедь, нарушил весь закон. Но дальше сказано: кто исполнил одну заповедь, исполнил весь закон.

Как быть? Христианин должен быть как Ванька-встанька: качнули – обратно вставай. Сколько раз падешь, столько восстань – и спасен будешь. Эти слова очень согревают душу, когда совершается чин соборования – великий покаянный чин, когда человек по своему покаянию и по молитве пресвитера очищается от забытых грехов.

Очень важно человеку никогда не отчаиваться. В начале передачи я сказал: если человек старался исполнять закон Господень, то Господь его примет как исполнившего закон. Лишь бы это старание было нелицемерным. Потому что можно обманывать и себя; и Господа пытаться обмануть. В Священном Писании мы встречаем такие моменты. Например, Господь дал человеку талант, а он его зарыл. Мол, Господи, мне все равно не исполнить всех Твоих заповедей, вот Тебе Твое. Он скажет: ты не старался.

Мы знаем, что здесь, на земле, нет ни одного безгрешного человека. Свят един Бог. Даже святые так или иначе падали; правда, в отличие от нас, тут же вставали и каялись. Даже если они совершали какие-то великие прегрешения, их покаяние было столь же велико.

Главное – не отчаиваться, идти вперед. В этом отношении мне близка поговорка Амвросия Оптинского: греши да кайся, да в рай собирайся. Если вы пали, кайтесь и идите к Господу. Кто к Господу идет, тот не погибнет. Всякий, кто с верою призовет имя Господне и будет стараться исполнять Его заповеди, спасется.

– Я где-то читал (и мне понравилась мысль), что грешников очень много, но грешников, переживающих вину своего греха, единицы. У Льюиса я прочел фразу, что добрые люди служат Господу как сыны, а плохие, злые люди служат Господу как орудие. Хотелось бы понять, неужели злые люди служат орудием в замысле Божием по поводу этого мира?

– Вообще любой человек – орудие Божие. Но орудие сознательное и, в силу этого, ответственное. Человек, зная закон Божий, имея внутри себя закон совести, всегда знает, как должно поступать. Но как он поступит – решать ему.

Человек являет свое произволение. Если это произволение благое, то Господь это благое произволение благословляет, помогает ему совершиться, и происходит так, что человек становится оружием Божиим в этом мире. Если человек являет злое произволение, то, во-первых, Господь ограничивает то зло, которое человек задумывает. Во-вторых, все злые дела по попущению Божьему все равно происходят в канве общечеловеческого спасения и все равно приводят ко Христу.

Люди, которые хотели быть со Христом, будут одесную Господа. Те, которые не хотели быть с Богом, будут от Бога далече и удалятся в то место, которое Господь уготовал не человеку, но дьяволу и его приспешникам. Но даже это будет делом милосердия Божьего, потому что пребывание рядом с Богом для человека, Бога отвергшего и ненавидящего, будет мукой адской. Поэтому такую душу Господь просто отпустит в ад, и в аду такому человеку будет лучше, чем если бы он находился постоянно рядом с Богом и святыми ангелами.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Если человек не живет по воле Божией, значит ли это, что он живет по воле злых духов? Или он может жить по своей воле?»

– Всякий, кто творит грех, становится рабом греха. Не может человек по своей воле делать все, что захочет, – не получится. Понятно, что у кого-то получается не кушать после шести вечера или соблюдать какие-то внешние правила. А вы попробуйте хотя бы не осуждать. Сказано в Евангелии: не судите, да не судимы будете. Это самый простой путь в Царство Небесное. А вы попробуйте не осуждать никого и никогда. Конечно, в житиях святых мы встречаем такие моменты. Например, умирал один монах, не очень рачительный. Братия за него опасалась, а он оказался в Царстве Небесном. За что же? За то, что в жизни никого никогда не осудил. На самом деле это великий подвиг, и это то самое, о чем мы говорили выше: исполнивший одну заповедь исполнил весь закон.

Не может человек здесь, на земле, жить только по своей воле; он будет либо искать волю Божию (с трудом, воинским подвигом, если угодно, совершать Его волю), либо дьявол будет предлагать одну «сласть» за другой. Человеку невозможно самому устоять. Доказательства этого я вижу каждый день. У нас два реабилитационных центра, один из которых действует непосредственно при нашем храме, и могу сказать, что сколько бы раз наркоманы и пьяницы ни пытались сами прекратить употреблять психоактивные вещества, они возвращались в ту же лужу, пока не призывали имя Господне и не принимали помощь от людей, способных помочь. Поэтому не может человек жить только по своей воле.

– Мы, может быть, и стараемся, но не соблюдаем заповеди Господни и живем, наверное, страшно. Когда мы сталкиваемся с какой-то бедой, мы просим: «Господи, не покинь меня. Господи, помоги!» А бывают ситуации, например, когда мы бежим на трамвай, успеваем и говорим: «Слава Тебе, Господи!» Но мы не славу Господу возносим, а просто произносим это как какую-то мантру. Я имею в виду, что мы зачастую призываем имя Господа таким образом, будто это какая-то бытовая история. Но при этом мы как бы все равно обращаемся к Господу.

– Наверное, все читали десять заповедей, данных Моисею, среди которых есть заповедь не произносить имени Господа Бога всуе. То есть в суете, напрасно, без осмысления святое имя Божие поминать не стоит. Даже если вдруг с вами такое произошло, нужно помолиться: «Господи, благодарю Тебя (что успел на трамвай, например)». Любое наше обращение к Богу должно быть разумным, чтобы не грешить против великого и святого имени Божьего. Очень важно имя Божие всегда произносить с молитвой, благоговением и разумно.

Что касается вопроса о том, как нашу волю направить с волей Божией, то это действительно бывает тяжело, зачастую больно, потому что приходится отказываться как бы от части себя. Человек хочет что-то, ему это близко, дорого, он к этому привык. Он знает, что по воле Божией должен поступить по-другому, но не может. Он падает, потом снова встает. По сути, при этом происходит одно из главных врачеваний, которое Господь здесь, на земле, нам прописал – врачевание недуга гордости, самого страшного, незримого, ужасного недуга, который человек сам диагностировать не может. Человеку гордому, немощному и грешному падать и вставать очень полезно. Только Христа ради не начните этим себя в жизни утешать: мол, я упал, теперь снова встану, потому что Господь меня хочет спасти и этим избавляет меня от гордости.

Господь попускает нам многажды впадать в один и тот же грех, чтобы мы познали и приняли свою немощь и начали потихонечку избавляться от самого страшного недуга – гордыни. Не считайте ваши многократные падения чем-то демотивирующим, заставляющим опустить руки и перестать подвизаться. Нет ни одного падения, восстав после которого, душа не стала бы лучше. Сколько раз упал, столько восстань – и спасен будешь. Сколько раз человек упал и покаялся, настолько богат его духовный мир, потому что он уже опытно (не теоретически, не из книг) знает, что будет, если исполнить волю Божию, а что будет, если поступить своевольно.

Человеку необходимо знать и понимать, что падения есть, они необходимы. Наша воля слаба, несовершенна, мы все время учимся поступать по воле Божией, мы принимаем или не принимаем Божии уроки. Так уж получилось, что человеку тяжело сразу довериться Господу. Мы прекрасно знаем историю Адама и Евы, которые находились в райском саду. Если бы они исполнили заповедь Господню и продолжали исполнять ее дальше, наверное, потомки возрастали бы в ангельский чин, находясь в эдемских, райских кущах. Но человеку обязательно надо что-то попробовать. Ему говорят: не делай, а то умрешь. А он думает: а вдруг что-то другое произойдет? Как ребенок: он все равно опытно познаёт, правда ли то, что ему сказали.

Блажен тот, кто сразу принимает волю Божию, доверяет этому и ставит в принципы своей жизни исполнять волю Божию, Его заповеди. Но большинство людей проходят методом проб и ошибок. В общем-то, можно сказать, что это и не так плохо, потому что то, что выстрадано, потом и ценится.

– За каждой литургией мы слышим замечательное пение заповедей блаженств. Мы это слушаем, но воспринимаем примерно так: «Как все хорошо!» Если бы мы задумывались, что произносится в заповедях блаженств!.. Может быть, необходимо как-то особенно трезво относиться к тому, что мы слышим? Или во время литургии нам не нужно ни о чем думать?

– Конечно, богослужение мы должны понимать. Не должен наш ум оставаться без плода, как сказал апостол. Когда мы слышим на литургии заповеди блаженств, или другие песнопения, или чтение Священного Писания, мы должны вникать в это своим умом, это ставит наш ум в такую духовно-нравственную систему координат, которая помогает ориентироваться в пространстве, и мы знаем, где добро, а где зло, куда нужно идти, а чего нужно сторониться. Знание закона Божьего и углубление в него дает человеку ясность движений, ясность в выборе. Если у человека ясности нет, он начинает метаться. В Писании сказано: человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Любой человек в духовном начинании потерпит фиаско, если не будет четко видеть и представлять, что ему нужно делать, что послужит исполнению воли Божией, а что – обратному.

– Существует заповедь Божия, которую мы слышим перед причастием. Но не все стоящие в храме причащаются; есть люди, которые не причащаются. Это нарушение заповеди Божией?

– Я думаю, смотря в каком случае. Если человек, имея возможность подготовиться к причастию и причаститься, сознательно избегает этого, особенно длительный срок, то, конечно, это прямое нарушение заповеди Божией. Если человек по объективным причинам не может в данный момент причаститься, то ничего страшного в этом нет; присутствуя на литургии как часть Единой Апостольской Церкви, он все равно становится сопричастником этой благодати, хотя, конечно, не в той полноте, как причащающийся. Тем не менее он – часть Церкви и тоже освящается, благодаря тому, что освящается рядом стоящий с ним брат, который и за него тоже возносит молитвы. Потому что в Церкви мы молимся за всех. Во время ектении мы молимся «о мире всего мира, благосостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех». То есть мы все соединяемся в Единую Церковь, и таинства объединяют и освящают всех, просто в разной степени. Когда человек причащается – у него полнота общения со Христом; если причащается член его семьи, то свет Христов все равно блистает и в нем, просто не в такой полноте.

У меня была знакомая женщина-христианка (Царство ей Небесное), которая вспоминала, что отец посылал ее в храм на всенощное бдение (она жила в многодетной семье) и говорил: «Хоть один от нашей семьи, но обязательно должен быть в церкви, молиться Господу и предстательствовать за семью».

– Удивительно!.. Наверное, на эту тему можно говорить бесконечно, но передача подошла к концу. Благословите наших телезрителей и найдите для них какие-то слова.

– Благословляю искать волю Божию, находить ее и потом от нее не отказываться, потому что она не всегда бывает такой, какой мы ее представляем. Дай вам Бог искать, найти и принять волю Господню!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​