В студии глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.
− Владыка, позавчера был праздник Рождества Пресвятой Богородицы. По его следам сразу отмечали память Ее святых родителей, Иоакима и Анны. Интересно, что Иоаким и Анна вспоминаются на каждом богослужении, в отпустах: «святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых». За этой фразой скрываются две очень сложные человеческие судьбы, два человека, давшие жизнь Пресвятой Богородице, к Которой мы обращаем много молитв, Которая родила нам Бога, Спасителя. Поэтому было бы справедливо вспомнить святых Иоакима и Анну, ведь они для нас, наверное, один из главнейших примеров родительства. Сейчас, в современную эпоху, каково быть родителями? В чем задача родителей, чем должна жить семья, сколько должно быть детей? Эта тема очень важна сегодня, потому что мы видим, что многие вещи в современном мире искажены. Давайте вспомним святых родителей, Иоакима и Анну, и поговорим о том, какой пример они нам дают, о чем сегодня мы должны вспомнить, на что обратить внимание.
− Святые праведные Иоаким и Анна для нас очень важный пример. Они жили в то время, когда к деторождению относились очень-очень серьезно, даже считалось грехом, если человек не имел детей. И в такой ситуации оказались святые праведные Иоаким и Анна, хотя они были очень благочестивые, богобоязненные, верующие и, конечно, ожидали пришествия в мир Христа Спасителя, как и все верующие люди Ветхозаветной Церкви.
Они ходили в церковь, как и нужно было по уставу, по правилам того времени. Но, к сожалению, к ним относились очень негативно. Даже из церкви выгоняли, унижали, не принимали их жертву. И это было болезненно для них, тяжело. И в обыденной жизни все к ним относились с каким-то презрением, унижали и оскорбляли их. И так они прожили очень долго, около 70 лет. Но они, невзирая на это, надеялись, что Господь их избавит от такого поношения.
Они верили, что Господь имеет силу, что Он может сделать все, поэтому они не думали о том, что детей у них уже никогда не будет. А кульминацией их терпения стала ситуация, когда они еще раз пришли в церковь, а священник их не принял, выгнал, сказав, что они не имеют права быть в Церкви.
Конечно, для престарелых людей это был очень большой удар, но они не отчаялись. Они не стали роптать на Бога, на людей, озлобляться, ненавидеть всех. Иоаким пошел в пустыню молиться Богу: «Господи, помоги!» Анна пошла к себе домой, плакала, просила Бога о милости. И, как написано, Анна смотрела на птенчиков и скорбела: «Даже птенцы имеют радость, имеют своих детей, а я никак не могу получить такой радости. Помоги, Господи, помилуй, прости нас!»
И вот им явился ангел Божий и возвестил, что Господь услышал их молитвы, увидел их терпение, смирение. Он даст им дитя, которое будет благословенно и прославится на весь мир. Господь через них даст искупителя мира, чего все ждали. Это было откровение Божие, само явление ангела, когда небо сошло на землю. Господь почтил труд, подвиг, терпение, смирение, кротость, воздержание такой благочестивой семьи.
Стоит обратить внимание: они прожили очень долго вместе, но у них не было раздора между собой из-за того, что у них нет детей. Они несли тяготы друг друга, тяготы этого бесчадия, друг друга поддерживали, укрепляли, а не ругались, не пытались разводиться, как, к сожалению, принято в нашей современной жизни. Сейчас бывают такие случаи, когда в семье нет детей и муж или жена предлагают развестись, говоря, что, может быть, создав другую семью, найдя другого человека, смогут родить дитя. И нередко с большими скандалами, с большими трудностями разводятся. Мы не видим этого в примере святых праведных Иоакима и Анны. Мы видим в них сплоченность, единство, поддержку друг друга, укрепление в вере. И самое главное, у них была любовь к Богу. Они объединились в Боге, чтобы Он, как источник всякого блага, всякого добра, помог им разрешить это.
Бывает и такая ситуация, когда современные люди приходят в церковь, им сделают жесткое замечание, неприятное. И что некоторые в таком случае говорят? «Там злые люди, недобрые! Поэтому больше я в храм не приду». А вот Иоакиму и Анне даже священник сказал, что они не имеют права приходить в храм. А они смирялись и приходили. Сколько раз бы их ни выгоняли, они все равно приходили. И молились, потому что они приходили к Богу, а не к священнику. Они понимали, что приходили помолиться Богу, чтобы Господь им дал дитя и избавил от этого поношения.
– Вопрос от телезрителя: «Мне интересно, как Дева Мария могла родить Бога, когда Бог Сам участвовал в Ее зачатии и рождении? Бог вне времени, Он существовал и существует всегда. Как Его можно родить?»
− Господь Бог так промыслил о нашем благе, нашем спасении. Дело в том, что Господь создал человека для вечности, для вечной радости, но человек нарушил закон Божий, нарушил Божие повеление в раю, он не послушался Бога, проявил невоздержание, нарушил пост. Ведь в раю тоже пост был дан человеку. Адам и Ева нарушили пост. И что самое страшное, они послушались не Бога, а дьявола. Они стали рабами дьявола. И Господь решил принять человеческую плоть от Девы Марии, Которая родилась у Иоакима и Анны как плод терпения и смирения. Плоть человеческую Он взял от Божией Матери, от Девы Марии и стал Богочеловеком. Иисус Христос принял на Себя грехи всего человечества на Кресте, принес Себя в жертву ради искупления всего человечества, искупил нас от вечных мучений, от рук дьявола. И теперь мы благодаря такой жертве Христа Спасителя имеем силу Божию для того, чтобы победить дьявола, который нас борет до сих пор.
Мы скоро будем праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Через крестную смерть Господь нам дал вечную радость, вечное спасение, которое мы потеряли своим непослушанием, невоздержанием, неподчинением воле Божией и подчинением воле дьявола. И сейчас мы имеем все средства для того, чтобы противостоять всем этим козням дьявола силой Честного и Животворящего Креста, победить его и получить от Бога вечную радость жизни со Христом. Вот почему Господу пришлось таким образом восстановить нас для вечной жизни. А иначе мы были бы обречены на вечное мучение.
Господь создал человека одним Своим словом, вдунул в него дыхание жизни. А уже для того, чтобы восстановить падшего человека, нужен был другой путь, и Господь избрал именно такой путь. Поэтому такие вопросы, которые сейчас задают, неправильные. Это Бог судил так сделать. Это тайна воплощения Божия, искупления рода человеческого от греха, от проклятия смерти, дьявольской силы. Мы можем только говорить, какая большая премудрость Божия заложена в этом акте нашего искупления. Можем благодарить Бога за это и следовать по пути, что указан Господом, чтобы унаследовать вечную радость с Ним в Царстве Небесном.
– Да. И мы не говорим, что Бог впервые родился от Пресвятой Богородицы и это первое Его появление в мире, что раньше Бога как будто бы не было. Конечно, мы говорим, что Бог был всегда, но по плоти Он родился от Богородицы в этот конкретный момент.
Вопрос от телезрителя Дмитрия: «Прежде всего я хочу сказать, что всю жизнь получаю помощь от Пресвятой Богородицы. Она никогда никого не оставляет в беде, каждого слышит и всем помогает. Я готов засвидетельствовать это всей своей жизнью. А вопрос мой такой: доводилось слышать такое поверье, что в Царстве Небесном Пресвятой Богородицы нет, она находится на земле и помогает людям. Как к этому относиться?»
Я дополню. Есть рассказ о человеке, который как бы умер, попал в рай и сказал там: «Я хочу увидеть Богородицу», – а ему ответили, что Ее там нет, Она ходит по земле.
– Пресвятая Богородица приняла на Себя очень большую миссию – быть Матерью Сына Божия и всех живущих на земле людей. Она приняла на Себя миссию ходатайствовать перед Сыном Своим Небесным за весь род человеческий.
Можно ходатайствовать за праведного человека, а Пресвятая Богородица взяла на Себя миссию ходатайствовать за нас, грешных. Хотя, если вспомнить слова акафиста Покрову Божией Матери, то Сын Божий говорит: «Проси, о Матерь Моя, так как не отвернусь от Тебя, но исполню все Твои прошения и так благодарственное пение научу всех петь Тебе».
И вот Божия Матерь постоянно просит, ходатайствует пред Сыном Своим о помиловании, прощении нас, грешных, о даровании нам милостей земных и небесных. Поэтому можно сказать, что Пресвятая Богородица всегда стоит у Престола Божия с воздетыми руками и молится обо всех нас.
Действительно, есть такое сказание, как некоторому человеку было явлено побывать в Царстве Небесном и увидеть всю славу небесную. Он спросил: «А где Матерь Божия?» И услышал ответ: «Божия Матерь на земле молится за вас, помогает всем вам». Образно говоря, Пресвятая Богородица существует везде – и на земле, и на небе, но больший акцент делает на то, чтобы молиться и помогать живущим на земле, потому что мы – Ее дети. Она болезнует материнским болезнованием, чтобы даровать нам вечность, потому что знает, какой ценой дана эта вечность.
Пресвятая Богородица была у Креста, слышала и видела, как тяжко страдал за нас Возлюбленный Сын Ее, чтобы дать нам вечность. Зная цену этой вечности, Она молится за нас сейчас, чтобы здесь, на земле, мы жили для вечности. Что не нужно прилепляться к земле. Земля – это только средство для достижения вечности. Нужно думать о вечном. Она готова умолить Бога, чтобы Господь даровал нам эту мысль, это желание, чувство, этот настрой, чтобы мы жили для вечности, но и для земной жизни столько, сколько необходимо для телесного материального блага. А все остальное должно быть о вечности.
Преподобный Амвросий Оптинский говорит, что наша жизнь должна быть подобна большому колесу, которое только чуть-чуть касается земли. Мы должны пользоваться тем, что нужно для земной жизни. Но главное – нам нужно думать о душе и о Царстве Божием, которое дал нам Господь такой дорогой ценой.
Матерь Божия постоянно об этом молится, желает нам радости в вечности, поэтому Она и Заступница Усердная, и утоляет печали, и умягчает сердце, чтобы сердце наше стало более мягким для того, чтобы больше думать о вечности, чем о земном. Мы приобрели от Иоакима и Анны Всесвятую Богородицу, Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, являющуюся Заступницей всего рода человеческого. И это есть плод трудов и подвигов Ее родителей – Иоакима и Анны, родивших Богородицу не только по плоти, но и по духу.
Претерпев унижения, оскорбления, скорби, неприятности в течение всей своей жизни, они соткали человека, ставшего Матерью Сына Божия и всего рода человеческого. Поэтому наша Церковь прославляет Иоакима и Анну, каждый день несколько раз вспоминая о них на отпустах. Любой отпуст в наших богослужениях заканчивается словами о том, чтобы Господь миловал нас молитвами святых праведных Иоакима и Анны, имеющих очень большую силу пред Богом, пред Престолом Божиим, как имеет и Божия Матерь, чтобы Господь помиловал и даровал нам утешение, спасение и вечную радость со Христом, яко Благ и Человеколюбец. И Божия Матерь, и Иоаким и Анна вместе молятся за нас, чтобы дать нам спасение и утешение и в этой, и в будущей жизни. Поэтому действительно великая милость дана нам Богом, что мы имеем Пресвятую Богородицу, угодников Божиих, которые всегда за нас молятся и ходатайствуют перед Богом об избавлении от бед и напастей и даровании вечной радости со Христом.
– Можно ли сказать, что история их показывает, что дети в семье – не главное? И что тогда главное в семье? Получается, что не дети скрепляли их семью, а нечто большее. Что же главное в семейной жизни?
– Их семью скрепляла вера в Бога. Конечно, важно и деторождение, это тоже стремление к единству. Их объединяла и эта сторона вопроса – чтобы Господь дал им дитя. Можно сказать, что в центре всей их жизни был вопрос о деторождении. Ни о чем другом они не думали. Они думали только о том, чтобы Господь дал им радость рождения ребенка.
Почему в Ветхом Завете так серьезно относились к деторождению? Потому что все ожидали пришествия в мир Христа Спасителя, Искупителя, Который искупит всех от вечных мучений и дарует вечные радости. И каждый думал, что, может быть, Он родится в его семье. Люди боялись сделать то, что сейчас называется абортом. Они ждали каждого ребенка с особым интересом, особым благоговением, чтобы иметь радость такого рождения.
А почему сейчас мы тоже должны ставить детей в центр внимания нашей семейной жизни? Потому, что Господь говорит, что в этой жизни каждого, кто у нас есть, мы должны отвратить от греховного пути и привести к Царству Небесному, к вечной жизни.
Господь говорит: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими. Если пред народом мы будем постоянно говорить о вечности, то и Господь примет нас в Царство Небесное. А если не будем об этом говорить, будем стесняться, то Он тоже от нас отвернется. Вот такие принципы ставит перед нами Господь.
Делать это очень тяжело, хотя апостол Иаков говорит: обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. Вот мотивация, по которой мы должны приводить людей ко Христу, к Царству Небесному, к вечной жизни. Но Господь дал семье – мужу и жене – дар деторождения, и этих детей мы должны посвящать Богу и делаем это в таинстве Крещения.
Сначала мы крестим ребенка для Царства Небесного, воцерковляем его и посвящаем Богу. Как в Ветхом Завете, мы выкупаем этого ребенка, посвященного Богу, чтобы в домашних условиях воспитать для Царства Небесного. Когда мы уйдем из этой жизни, Господь спросит: «Что ты сделал для Царства Небесного? Сколько людей привел к Царству Небесному?» Почему будет так? А потому, что Господь дал нам Царство Небесное очень дорогой ценой крови Сына Божия, Христа Спасителя, чтобы дать нам вечность.
Мы должны жить здесь, на земле, чтобы как можно больше людей привести к вечности. Поэтому Господь и дает нам детей – чтобы мы воспитали их для Царства Небесного, для вечной жизни. И этим спасемся. В Священном Писании так и говорится, что женщина спасается деторождением и воспитанием детей.
Господь дает нам эту радость и ценит деторождение и воспитание, потому что ребенка воспитывают для того, чтобы он был гражданином неба. Поэтому всё, что мы делаем, мы должны делать для Царства Небесного, для вечной жизни.
К сожалению, есть такая тенденция сегодняшнего дня: когда семья не хочет иметь детей, женщина делает аборт. И что она этим делает? Губит себя, совершает тяжелый грех и теряет Царство Божие, вечную жизнь. Женщина не хочет отдать своего ребенка в Царство Небесное. Сама не хочет Царства Небесного и другому не дает, и это большая жестокость. Хотим мы или не хотим, к Царству Небесному все равно придем. Но есть одна дорога в рай, а другая в ад, поэтому надо задуматься о том, что мы делаем, для чего живем. Чтобы вечно мучиться? Господь избавил нас от этого вечного мучения, а мы лезем туда руками и ногами.
Нам все-таки нужно образумиться и думать о том, что мы делаем. Господь дал вечность и сказал, чтобы мы брали ее даром, а мы говорим, что хотим здесь наслаждаться. И поэтому сейчас у некоторых есть тенденция (конечно, тенденция западная) планировать рождение детей так, чтобы в детородном возрасте не рожать, потому что думают, что сначала нужно обустроиться земным богатством – домом, машиной, работой и так далее, а потом уже вступать в брак и рожать детей.
Но возраст-то уже не тот, детородный возраст прошел. И люди начинают искать всякие средства, чтобы родить. Это, бывает, Церковь не благословляет, поэтому здесь идет двойное нарушение. Дал Господь время для вступления в брак и деторождения – вот и рожайте. Хотите вступить в брак – никто не запрещает, но делайте это тогда, когда можете рожать детей, а не тогда, когда это время уже прошло. Хотя пожалуйста: живите как Иоаким и Анна, и Господь даже на старости лет даст доброе, хорошее дитя.
– Вопрос от телезрителя: «В Откровении Иоанна Богослова написано: И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий. Имеется в виду, что там попускается жене Иезавели. А потом говорится: если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью. А дети-то при чем? Дети не отвечают за родителей».
– К сожалению, грехи родительские причиняют много скорбей и болезней детям. Есть такое, что добрые родители на несколько поколений вперед приносят своим потомкам добро, благо и благословение, а у родителей, которые жили не совсем так, как надо, не по заповедям Божиим, потомство терпит некоторые трудности в этой жизни.
В дореволюционной России очень серьезно относились к своему роду. Старались, чтобы род был благочестивым, богобоязненным, целомудренным, воспитывали благородство, высокие качества души у каждого человека в этом роде. Из рода в род передавались нравственные, духовные ценности, чтобы люди в этом роде были здоровыми, крепкими и нравственно, и телесно. Чтобы они достигали Царства Небесного, вечной жизни.
А сейчас об этом не думают. Каждый думает о том, как бы больше насладиться всякими грехами, беззакониями, удовольствиями, не думая, что будет дальше, что будет с детьми, внуками, правнуками. Сейчас говорят: «Дети же не виноваты». Да, они не виноваты, но яд греха действует на потомство и влияет и на здоровье, и на нравственность, и на духовность. Поэтому с этим надо быть очень осторожным.
– Мы понимаем, что в ветхозаветные времена иудеи во многом довели до абсурда мысль о том, что бездетность – это проклятие за человеческие грехи. Но примеры Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы показывают, что эти люди не были грешными, они были благочестивыми, но у них была особая миссия. Однако сам тезис о том, что дети являются благословением Божиим, несмотря на искажения в иудейское время, на самом деле вполне христианский, евангельский. Почему же сейчас мы так не считаем? Почему сейчас дети могут быть обузой, могут стать причиной развода или тем, что мешает вести хорошую, комфортную жизнь? Почему сейчас мы отошли от одной из важнейших заповедей?
– Я думаю, ослабла вера в Бога и в то, что мы созданы для вечности. Господь дал мужа и жену для деторождения, но не для наслаждения. Наслаждение Господь дает человеку как награду за деторождение. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что даже если в законном браке муж и жена встречаются не с целью деторождения, то это блуд. О чем это говорит? О том, что главная цель совместной жизни – деторождение, а не наслаждение и удовольствие.
Еще раз говорю, удовольствие и наслаждение – это то, что человек родил сына или дочь. Это радость, самое большое наслаждение. И Господь дает это наслаждение. А люди хотят немножко по-другому, хотят наслаждения без ребенка, но это нарушение установления Божия. Нужно возвращаться к закону Божию, к заповедям Божиим, потому что сейчас мы видим, что в стране вымирают нации, умирает больше людей, чем рождается. Даже с точки зрения патриотизма мы должны задуматься о том, что сильно ударились в наслаждения без рождения детей, мы уже готовы вообще лишиться будущих поколений. Главное – только я. Этот эгоизм, конечно, наш грех.
Сейчас говорят: «Я хочу пожить для себя, хочу наслаждаться, получать удовольствие», – и это порочный, греховный эгоизм, не имеющий того искреннего, настоящего удовольствия, наслаждения, когда человек жертвует собой ради того, чтобы воспитать ребенка и дать ему вечную радость общения со Христом в Царстве Небесном. Эта радость, это наслаждение и удовольствие не сравнить с теми мнимыми удобствами и наслаждениями, которые имеет человек без детей, когда он живет для себя. Радость человека, у которого родились дети, даже при всех трудностях, – это самая большая радость, самое большое утешение. Люди сами лишают себя этой радости, этого удовольствия. А в древние времена люди жаждали иметь как можно больше детей, потому что видели в этом радость, и утешение, и благостыню Божию. И Господь помогал им и во всем содействовал.
У нас есть примеры из жизни новомучеников и исповедников Церкви Русской, когда в ХХ веке наш верующий человек, священник, имел десять детей; или меньше, или больше. Например, у святителя Луки (Войно-Ясенецкого) было четверо малолетних детей, а его, как верующего человека, пытали, заставляли отречься от Христа и говорили, что святитель лишает детей необходимого тем, что верит в Бога, но если он отречется от Христа, то будет иметь все здесь, на земле. Но он говорил: «Я не буду предавать Бога, и Господь детей не оставит». И действительно, Господь их не оставлял, и мы это видим.
И таких священников у нас много. В те времена священников убивали за то, что они были верующими, а дети оставались живыми, и сейчас мы знаем примеры уже внуков и правнуков детей тех наших новомучеников. Господь их не оставил. Поэтому не нужно говорить глупости, что человек рождает нищету. В этом тоже есть некая западная трактовка. Дети – это не нищета, а радость и богатство. Богатство земное и небесное.
– Владыка, благодарим Вас за эту беседу и просим благословения и молитв.
– Бог благословит! Еще раз поздравляю всех с прошедшим праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Какой хороший пример родителей – праведные Иоаким и Анна! Дай Бог, чтобы их молитвами Господь укрепил нас в вере и благочестии, в желании иметь хорошую семью и детей, чтобы семья была крепкой и сильной – такой, какой была семья Иоакима и Анны, и чтобы никакие жизненные невзгоды не смогли сломить единство и желание иметь детей. И поздравляю всех с наступающим праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Желаю, чтобы силой Честного и Животворящего Креста мы были победителями всякого зла, душевного и телесного, и, победив все невзгоды, радовались и благодарили Бога за то, что Он дает нам Свою силу побеждать зло.
Ведущий Александр Черепенин, диакон
Записали Полина Митрофанова и Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Достоевский – знаток души человеческой
У книжной полки. Митрополит Антоний Сурожский. Наследие
У книжной полки. Три сказки о русском языке
По святым местам. Богоявленский мужской монастырь города Челябинска
Этот день в истории. 6 ноября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!