Архипастырь. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий

15 мая 2024 г.

– Владыка, в этом году Вы вновь встречали Великую Субботу в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, где в этот день Господь посылает нам Благодатный огонь. Расскажите об этом, пожалуйста.

– Это большая милость Божия. Я благодарю Бога, что Господь сподобляет меня на протяжении нескольких лет бывать в этот день на Гробе Господнем и быть свидетелем этого большого чуда, большой милости Божией к нам. Он дает нам в этот день Благодатный огонь, укрепляя нас тем самым в вере, что на этом месте Он был положен мертвым, но воскрес из мертвых. Для нас это очень важное свидетельство, что Христос действительно воскрес из мертвых, и Он дал нам надежду и веру, что и мы воскреснем с Ним в Последний День. Он Сам сказал о том, что все мы воскреснем в Последний День. Когда будет Второе Пришествие, Страшный Суд, по особому Божьему усмотрению все воскреснут из мертвых, а те, которые будут жить в то время, изменятся по плоти для жизни в Царстве Божием.

Это очень важно для нашего укрепления в вере, что есть воскресение из мертвых, есть жизнь вечная. И эту жизнь вечную Господь дал нам через победу жизни над смертью, победу добра над злом. Он победил зло Своим смирением, терпением, Своей кротостью, Своей любовью ко всем людям. Он показал неизреченную любовь. Содрогаешься, когда вспоминаешь, как Христос Спаситель, Бог, Творец Неба и земли, страдает за нас, страдает от Своих рабов, страдает очень жестко. Он терпит все очень смиренно и не говорит ни одного слова укора, недовольства, ропота или осуждения. Он никого не осудил ни тогда, когда Его били, ни тогда, когда Его осудили на смерть и распяли. Он был распят на кресте среди двух разбойников; тем самым хотели сказать, что распят самый большой преступник. И Господь говорит: «Боже, прости им, потому что не знают, что творят». Вот такая высота смирения, высота любви к человеческому роду.

В то же время, когда Христос Спаситель воскрес из мертвых, мы не видим, чтобы Он занимался тем, чем мог бы заниматься человек, когда его кто-то обидел. Ведь когда Он уже победил эту ситуацию, Он мог бы наказать всех тех, что Его били, заушали и так далее. Но Он ничего не сказал им, не разбирался ни с кем, Он сказал: «Мир всем».

Даже апостолы, к сожалению, Его предали, убежали от страха. Петр даже трижды отрекся, как и предсказывал Христос. Но после Своего воскресения Господь сказал Марии Магдалине передать апостолам, чтобы они шли в Галилею, где увидят Его. И когда они встретились после Его воскресения, Он сказал им: «Мир вам». Апостолы Его предали, бросили, но Он сказал: «Мир вам». Потом вторично сказал: «Мир вам». Потом дунул и сказал: «Примите Духа Святого». Вот какая доброта и какая любовь! Этим Господь показывает Свою любовь к нам.

Все ученики были на первой встрече с воскресшим Христом, кроме Фомы. И когда Фоме сказали, что видели Христа, он сказал, что не поверит, пока не увидит ран от гвоздей. В следующий раз опять Господь показал Свою любовь, снисходя к немощи человеческой. Он знает, что люди – сомневающиеся, недоверчивые... И Он дал возможность апостолу Фоме вложить руку в Свои ребра, в раны на ногах и руках. И Фома удостоверился, что это действительно Христос, Которого распяли, Который умер на кресте. Все знали, что Его положили во гробе, но Он воскрес и показал всем славное Свое воскресение. Апостол Фома, можно сказать, от лица всего человечества, от лица всех тех, кто сомневается, удостоверился, что это действительно воскресший Христос. Фома сказал: «Господь мой и Бог мой».

И мы должны тоже сказать эти слова, потому что видим столько свидетельств о том, что Христос действительно воскрес. Мы имеем возможность ежегодно быть в Иерусалиме, наблюдать Благодатный огонь, который сходит на месте, где лежало тело Христово, где Он воскрес из мертвых. То, что там сходит Благодатный огонь, не случайно. Как когда-то апостол Фома хотел удостовериться и удостоверился, так и мы тоже, когда видим чудо схождения Благодатного огня, должны сказать: «Вот мой Бог и мой Господь». Он дает нам видеть и чувствовать этот Благодатный огонь, чтобы мы поверили в Бога, воскресшего из гроба; поверили, что Он и нас воскресит из мертвых.

Мы восклицаем каждый день в течение всех дней Пасхи Христовой до Вознесения: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Это очень отрадно, что люди отвечают очень бойко, очень радостно, дружно. Но это нас обязывает к тому, чтобы мы следовали за Христом. Раз Он нам так часто дает понять, что Он есть, что Он воскрес, является нам постоянно, то мы обязаны следовать за Христом, исполнять Его святую волю.

Когда нам человек делает какое-то добро, мы чувствуем, что обязаны ему, что должны его уважать, чтить, любить, слушать. Так и по отношению к Христу: мы должны Его любить, чтить, потому что Он за нас пострадал, претерпел страшные мучения и смерть, чтобы нас искупить из рук дьявола. Мы были до этого в рабстве дьявола, в рабстве греха, а Господь нас от этого рабства избавил. И для того чтобы мы вновь не впадали в рабство дьявола и греха, мы должны делать противоположное грехам, то есть развивать добродетели. И в этом деле у нас есть большая помощь от воскресшего Господа. Он знает, что мы немощные, слабые, не можем спастись сами. Потому Он пришел на землю, чтобы нам помочь спастись.

Если мы думаем, что сами можем иметь те или иные добродетели и этим спасемся, то мы заблуждаемся. Тогда мы отвергаем воскресшего Господа. Мы должны понимать, что мы слабые, немощные и можем делать что-то доброе и хорошее только с помощью Христа воскресшего и всегда должны обращаться к Нему за помощью, держаться к Нему как можно ближе. Не случайно Господь говорит: Я есмь лоза, а вы ветви (Ин. 15, 5). Если будем пребывать на лозе, то будем жить и питаться соками, которые исходят от этой лозы, то есть от Христа. Господь говорит: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15, 6). Это очень ярко говорит о том, что очень важно всегда быть со Христом воскресшим.

Что делать, если мы в чем-то согрешаем, уклоняемся от виноградной лозы, от этих соков? Господь, зная нашу немощь, создал Церковь Свою, в Церкви Он поставил архиереев, священников, диаконов, чтобы они были соработниками Христа в помощи людям спастись и достигать Царства Божьего, вечной жизни. В Церкви есть таинство Покаяния (Исповеди). Господь говорит: шесть дней делай, а седьмой – посвящай Богу, чтобы укрепиться в добродетельной жизни и получить от Бога в церкви благодать, силу противостоять греху, злу и дальше трудиться.

Если согрешил – приходи каяться. Некоторые говорят: «Почему я должен постоянно каяться? Все равно я буду грешить». Да, мы будем грешить. Господь знает, что мы немощны, падаем. Наша природа заражена грехом, она как зараженный источник, из которого постоянно течет грех. Но мы постоянно должны его очищать, омывать благодатью Божией; мы ко Христу обращаемся, и Он совершает это тайное действие. «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается…» Это тайное действие  совершается в храме Божием. Когда мы стоим в храме, мы, может быть, ничего не делаем, но Святым Духом совершается тайнодействие по очищению нашей души. А если мы еще и молимся, каемся, то Господь совершает еще большее очищение.

То есть идет процесс нашего очищения благодатью Божией в храме Божием через молитву Церкви, через молитву каждого из нас. Церковная молитва имеет большую силу, потому что в церкви совершаются таинства церковные: таинство Покаяния, таинство Причащения, которые содействуют нашему очищению. Это и есть пребывание на лозе, когда мы питаемся соками благодати Божией. Таинство Покаяния, таинство Причащения и другие таинства церковные дают нам эти соки благодати Божией, которые имеют силу очищать нашу падшую, зараженную природу.

Мы знаем, что подвижники любили Христа так, что уходили в пустыни и трудились над очищением падшей природы. Бог очищал их. Через их постоянную молитву, постоянное обращение к Богу Господь совершал чудо очищения падшей природы.

И мы, живущие в миру, тоже имеем эту возможность. Только нужно понимать, что мы созданы Богом для вечности и эту вечность Господь дал нам очень дорогой ценой, – ценой Своей крови, Своих страданий и смерти на кресте. И мы должны ценить этот дар Божий, который Он нам дал. У жизни вечной вот такая цена. Поэтому мы должны делать добрые дела по отношению к ближним, нуждающимся, бедным. Ходить в церковь – это тоже доброе дело, это наша небольшая жертва. Мы постимся, молимся. Все это – наша жертва Богу для того, чтобы Господь увидел наше устремление к Нему. Когда Господь видит, что мы делаем это с усердием и пониманием, что это ради Царствия Божьего, Он совершает тайнодействие, которое изменяет нас и преображает нашу жизнь.

Мы должны меняться, чтобы достигнуть такой высоты совершенства, которую показал нам Христос Спаситель до креста, после креста и после воскресения. До креста Он терпел страдания и мучения, но Он не роптал, не осуждал, не мстил и не желал никому зла. И после Своего воскресения Он тоже не стал никого наказывать, мстить или досаждать тем, которые Его мучили, причиняли скорби и страдания. Вот высота Его смирения! К такому смирению и нам нужно идти, потому что только смиренным Господь дает благодать и вечную жизнь. Христос был и есть смиренный и нас тоже призывает к этому великому смирению.

Смирение имеет очень большую силу. Мы видим, что Иисус Христос победил зло, дьявола только смирением. Он победил не оружием, не физической или какой-то другой силой – только смирением. Сила борьбы со злом, дьяволом – в смирении. И Он победил, показал нам яркую победу добра над злом. Он победил как Богочеловек. Но Господь Бог  Иисус Христос готов нам помочь понести наши немощи. И если мы к Нему обращаемся, то идет процесс нашего возрастания в Боге, как Он нам показал именно на кресте.

Нельзя говорить о том, что Он пострадал, потому что Он Бог и может все. Да, Он пострадал как Богочеловек. Но мы видим, как мученики, когда за Христа страдали, были поддержаны Богом так, что даже не чувствовали боли, страданий от того, что их били, унижали, оскорбляли. Господь им помогал нести этот крест до конца.

Чтобы воскреснуть со Христом, нам нужно возрастать в добре, доброделании, смирении, кротости, воздержании. Это все то, что мы просили у Бога в течение Великого поста в молитве преподобного Ефрема Сирина. Мы просили смиренномудрия, целомудрия, терпения, любви, видения своих грехов, неосуждения ближнего. Все это очень важно для нашего воскресения со Христом в Царстве Божием в вечные веки, которые открыл нам Господь Своим славным воскресением.

Благодать, которую мы получаем ежегодно от Бога, находясь у Гроба Господня, – это великая милость Божия, великое милосердие Божие к нам, снисхождение к нашим немощам, чтобы постоянно наполнять нас, держать в хорошем тонусе, чтобы мы не забыли о воскресении Христовом. Эта благодать Божия очень действенная, она очень благотворно влияет на нашу душу, меняет нашу жизнь, меняет наши отношения друг с другом, совершает чудеса, исцеляет многих людей от разных болезней. Эта благодать дает радость, утешение, умиротворение, люди перестают враждовать между собой, меньше враждуют. Чудес совершается очень много, если мы принимаем благодать Божию с благоговением, с пониманием, что это от Бога, что это не простой, а Благодатный, Божественный огонь, и относимся к нему с почтением, уважением. Тогда он будет совершать большие чудеса.

Именно поэтому каждый год к Гробу Господнему съезжается огромное количество людей со всех концов мира, и этот огонь освещает весь мир и всю нашу планету Земля. Во все концы мира проникает этот Божественный свет и совершает свое благодатное действие для нашего преображения, изменения, укрепления в вере и благочестии. Это неизреченная милость Божия! Господь мудро все устраивает. И как снисходителен Он к нам! Ведь Он может и не дать этого, но дает.

Когда мы бываем в Иерусалиме, ждем схождения Благодатного огня, Патриарх заходит в Кувуклию, начинает молиться, и мы тоже молимся. Мы боимся в какой-то степени, что вдруг в этом году огонь не сойдет. Мы же люди, боимся, что отвернулся от нас Господь за наши грехи. Поэтому молимся, каемся. Бывает, что быстро сходит Благодатный огонь, а бывает, не так быстро, проходит 15 минут. И начинается волнение у людей, все начинают молиться, переживать, почему не сходит огонь. Люди молятся, просят – и Господь слышит нашу молитву: мы видим, как Благодатный огонь сходит и радует всех нас. Сначала все находятся немножко в напряжении, начинают усерднее молиться, а потом, когда огонь сходит, – огромная, величайшая радость! Это величайшая милость Божия!

Сейчас все это транслируется по телевидению, люди со всего мира смотрят и тоже молятся, когда видят, что огонь долго не сходит. Но Господь Милосерден, и в последние годы огонь сходит очень быстро, через 3–5 минут, и передается всем с большой радостью. Все ликуют, торжествуют, радуются, кричат: «Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!» На всех языках мира там слышны эти слова о воскресении Христовом. Вот такая радость, такая благодать.

Мы, может быть, не всегда ее чувствуем, но она всегда есть, всегда нас окутывает, объемлет, согревает и дает нам надежду на дальнейшие наши труды в этой жизни, чтобы мы могли пользоваться этой благодатью для нашего очищения, исправления, изменения, преображения и для нашего воскресения со Христом.

Иногда скептики говорят: мол, что это за чудо по расписанию? Как это может быть? Но, знаете, в Палестине есть чудо, которое на открытом пространстве происходит с регулярностью: в дни памяти (в декабре и мае) Георгия Победоносца в Палестине всегда идет дождь. А Вы, как человек там бывавший, прекрасно понимаете, что для Палестины дождь – это благословение. Для засушливого климата это просто радость и милость Божия. Так вот, в день памяти святого Георгия обязательно идет дождь. И здесь мы уже не можем говорить про какие-то манипуляции. Как иногда можно читать и видеть в каких-нибудь хитро смонтированных роликах, что огонь на самом деле от зажигалки какой-нибудь, линзы. В общем, масса вариантов. Вы относитесь к тем, кто стопроцентно верит в то, что это Благодатный огонь. И я тоже. Пятнадцать лет назад в Великую Субботу я тоже была там, и это действительно непередаваемо и остается на всю жизнь. Блаженнейший Патриарх Иерусалима и всей Палестины Феофил говорит всем паломникам, бывающим на Святой Земле, что теперь они как апостолы: у них обязанность свидетельствовать о Святой Земле, о воскресшем Христе. Как мы можем свидетельствовать об этом?

– Мы действительно обязаны свидетельствовать о Христе распятом и воскресшем. Это сказал Господь в Евангелии: кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10, 32–33).

То есть мы поставлены в такое положение, что не можем не свидетельствовать. К сожалению, в последнее время мы не особенно свидетельствуем, как-то боимся это делать. Я думаю, этот страх в нас вселили в годы советской власти, когда гнали, унижали, оскорбляли и убивали тех, которые были вожаками свидетельства о вере православной. И таких вожаков уничтожили. Поэтому сейчас многие говорят: «Я верю в душе». Но такая вера в душе не является тем свидетельством о вере, о котором говорит Христос Спаситель. Если мы будем свидетельствовать, наша вера будет процветать и умножаться.

Апостолы после воскресения Христова, как получили Духа Святого после дня Святой Троицы, свидетельствовали везде и всюду, куда бы ни шли. Что интересно, они встречались с небольшим количеством людей в каком-нибудь городе или селе, рассказывали им о вере, Христе, о воскресении, Царстве Божием. И эти люди потом уходили в свои дома, в места, где они жили, трудились, работали, и всем об этом говорили. Таким образом вера наша очень быстро распространилась по всему миру.

Сейчас у нас есть средства массовой информации, телевидение, радио, через которые можно свидетельствовать о Христе. И телеканал «Союз» делает свое дело, рассказывая о нашей вере, о воскресшем Господе. Но люди тоже должны свидетельствовать о Боге, не только говорить об этом, но и делать то, о чем услышали сами. Апостолы рассказывали другим людям о Христе и делали так, как их научил Христос. Они обращались с молитвой к Богу, чтобы Он помогал им быть такими, какими должны быть христиане. Апостолы обрисовали облик христианина, каким он должен быть, а люди должны были рассказать об этом другим и стараться сами такими быть.

– То есть явить свой пример.

– Да. К сожалению, в нашем современном обществе этого нет. Люди идут на поводу у современной цивилизации. А в Церкви говорят: говорите другим духом кротости и смирения и показывайте пример смирения в своей личной жизни. Но этого у нас, к сожалению, не происходит.

Я всегда привожу слова нашего Святейшего Патриарха Кирилла, который говорит в своих проповедях о том, что мы должны достичь такого уровня, чтобы мотивацией наших действий и поступков была наша вера. Если моя вера говорит, что я должен так себя вести, то я так и буду себя вести. А если моя вера говорит, что так себя вести нельзя, то я так не буду себя вести. Вот такими должны быть критерии поведения.

Сейчас грани между добром и злом стираются. Мы рассуждаем: «Все так делают». И получается, что у нас нет разграничения добра и зла, в жизни все перепутано, можно поступать и так, и эдак. Но нам нужно устоять перед злом на стороне добра и показать это добро своим личным примером, другим об этом говорить и показывать. Таким образом у нас распространится добро, и зло прекратит свое существование.

Незлобие, кротость и любвеобилие к человеку, снисхождение к нашей немощи мы видим в лице Богочеловека Христа. К этому нужно стремиться нам всем, православным христианам. Как ученики Христа мы называемся православными христианами, значит, учиться надо у Него.

Мы сейчас, в эти пасхальные дни, слышим такие слова: «Елице во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия». Мы крестились во Христа и должны облечься во Христа, быть полностью облаченными в Его одежды. А одежды Христа – это смирение, кротость, воздержание, терпение, незлобие. У нас не должно быть уныния, недовольства, ропота, осуждения. Поступать так, как Он, и есть облачение во Христа. Это процесс всей жизни, мы должны постоянно это делать с помощью Христа. Потому что сами мы это сделать не можем. Нужно обращаться к Нему за помощью, и Он нам непременно поможет.

Конечно, некоторые могут сказать: «Я просил Бога, но ничего не получил». В Евангелии об этом написано: просил, но не так, как надо. Нужно не только просить, но и исправляться. Одно дело – просить и что-то делать для своего исправления. А другое дело, когда человек грешит и говорит: «Ты меня, Господи, прости и помоги мне исправиться», – а сам никаких усилий не прилагает для этого. Много есть таких моментов, в которых нам нужно быть внимательными к себе и видеть, в чем суть того, что мы не получаем просимого, и не обвинять Бога, а себя обвинять. Бог хочет всем человекам спастись и в разум истины прийти (1 Тим. 2, 4). Но если мы неправильно себя ведем, то Господь не может нам помочь в том, в чем мы нуждаемся.

Вот такая особенность сегодняшнего дня, которую мы должны постараться исправить. Мы должны свидетельствовать о своей вере и как можно чаще восклицать вместе с апостолом Фомой: «Господь мой и Бог мой!» Если Он мой Бог и Господь, то я все могу в укрепляющем меня Иисусе.

– Неделя апостола Фомы для Вас особо праздничная, наверное, потому, что апостол Фома входит в Собор Среднеазиатских святых. Он просвещал проповедью Евангелия те места, в которых Вы сейчас архиерей.

– Мы почитаем его как нашего просветителя в вере Христовой, потому что он проходил через те территории, которые сейчас входят в Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Это были торговые пути, по которым все передвигались. Конечно, он не мог ходить напрямик по пустыням, а ходил по тем дорогам, которые были в то время, и проповедовал, встречался с людьми и говорил им о распятом и воскресшем Христе.

Мы благодарим апостола Фому за его проповедь и молитвы: то, что он посеял тогда, всходит сейчас нашими посильными трудами. Мы молимся ему, надеемся и верим, что и он молится за нас, помогает нам в том, чтобы не угасла наша вера, которую он зажег тогда и которая теплится до сегодняшнего дня. И дай Бог, чтобы она никогда не угасла.

– Следующая пасхальная Неделя – это Неделя жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Эти два праведных старца очень интересные личности. Пока Господь был окружен людьми, исцелял, люди Ему внимали, они были в тени, не выказывали, что тоже Его ученики. Но когда Господь был растерзан и убит, а Его последователей ждала только опасность, они смело пошли к Пилату и погребли тело Спасителя, что тоже могло иметь для них определенный риск. Мне всегда было интересно, как это происходило и почему.

В молитвах Великой Пятницы содержится как бы намек на ответ: они видят горе Божией Матери, Ее слезы и мольбу и на это откликаются. Их милосердие и любовь преодолевают всякий страх, и они так отважно себя ведут. Как Вы к ним относитесь и к женам-мироносицам?

– Конечно, это очень дивно, что такие тайные ученики Христа Спасителя убедились в том, что Иисус Христос – не простой человек, а Богочеловек. Они так и говорили: «Мы слушаем Твои речи, и эти слова не от людей, а от Бога. Ты не смотришь на мнение людей, а говоришь то, что нужно». Так они свидетельствовали о Христе исходя из того, что слышали от Него. А когда они уже непосредственно с Ним побеседовали, Господь их убедил в том, что они должны родиться от Духа Святого. И действие благодати Божией на этих тайных учеников проявилось именно в момент Его страданий, смерти на Кресте и погребения ими Его тела.

Они увидели в Нем не простого человека, хотя Он и умер. Потому что даже разбойник на кресте сказал: «Помяни мя, Господи, во Царствии Своем». Воины, которые там были, тоже признали, что это был не простой человек. Когда Господь скончался, было землетрясение и тьма объяла землю, такое могло случиться только от Бога. Если и разбойник, и воины так сказали, тем более они, которые с Ним беседовали, знали, что Он Христос Избавитель и Искупитель.

Но Христос всем говорил (и им в том числе), что Он должен пострадать и в третий день воскреснуть. И эта мысль, может быть, какой-то нитью прошла в сознании учеников. Я думаю, поэтому они и пошли к Пилату, несмотря на то что их там могли бы даже задержать как сторонников Христа, попросили Его тело и погребли его в гробнице, которую Иосиф приготовил для себя.

А что касается жен-мироносиц, для нас удивительно то, что сделали они. Их было немного, но они смогли совершить переворот в сознании многих людей за очень короткое время. Может быть, не случайно Господь явился именно Марии Магдалине и другим женам. Такова специфика женского пола, что они не могут умолчать, если что-то увидели или услышали, и будут об этом говорить везде и всюду безостановочно (так объясняет святитель Филарет (Дроздов), почему именно женщинам явился Христос). Но есть и другое толкование, что женщина первая согрешила, поэтому через женщин и идет наше восстановление после падения.

Жены-мироносицы сделали очень много в деле проповеди христианства: веры Христовой и учения Христа Спасителя. Но я бы сказал, что больше всего они проповедовали не словами, а своими делами. Мы христиане, ученики Христа Спасителя, Который воскрес из мертвых на третий день. Мария Магдалина дошла даже до императора и свидетельствовала ему о Христе. Через целомудрие, отречение от своей воли жены-мироносицы смогли за короткое время отвратить людей от греховной жизни и многих обратили ко Христу. В этом их подвиг.

– Почему второе и третье воскресенье по Пасхе посвящены апостолу Фоме и женам-мироносицам, понятно, но дальше – Неделя о расслабленном, Неделя о самарянке, Неделя о слепорожденном, исцеленном Господом. Вроде бы они не имеют прямого отношения к Воскресению Христа, но тем не менее Церковь делает такой акцент и этим евангельским событиям посвящает пасхальные Недели.

– Мы уже немного говорили о том, что Воскресение Христово – это не просто сам факт того, что Христос воскрес и на этом все кончается. Мы должны следовать за Христом. И когда мы следуем за Христом, то видим, что есть разные ситуации в нашей жизни. Есть очень расслабленные люди, которые сами не могут следовать за Христом. Расслабленный человек лежал 38 лет, и никто на него, казалось бы, не обращал внимания. Но Господь обратил внимание даже на него. Он вывел его из плена расслабленности и дал жизнь. Христос – это жизнь.

Казалось бы, если человек болеет 38 лет, по медицинским показателям эта болезнь уже неисцелимая. А оказывается, что у Бога нет никаких препятствий для того, чтобы исцелить расслабленного. Он может исцелить и нашу душу. Некоторые говорят, что только смерть их может исправить, но Господь даже в глубокой старости может исправить человека и сделать его высокодуховным, высоконравственным и богоугодным, если он этого желает. Человек сам ничего не может сделать, но есть Христос, и Он все может сделать. Иди к Нему, проси у Него помощи, и Он тебе поможет исправиться.

Притчи из Евангелия в эти пасхальные дни нам говорят о том, что такое сила Божия. Если Господь столько делал, когда еще не был прославлен, то тем более после Его воскресения, в котором Он показал величайшую силу, Он может и нам помочь. Он исцелил и расслабленного, и слепорожденного. Человек родился слепым, и никто из врачей не мог ему помочь, потому что таким он родился, и ничего тут не сделаешь. Но и его Господь исцелил. Сила Божия величайшая!

А здесь еще нужно посмотреть на слепоту телесную и духовную. Потому что больше всего мы бываем слепы духовно. Такая слепота даже хуже, чем телесная. Раз Господь может исцелить слепоту телесную, то может исцелить и духовную. Но к Нему надо обратиться за помощью. В этой жизни нет ничего невозможного для Бога. Он все может сделать, только если мы к Нему будем обращаться, верить в Него. Господь так и говорил: «Кто хочет за Мной идти, отрекись от себя, возьми крест свой и следуй за Мной». Единственное, что для этого нужно, – отречься от своей воли и полностью отдаться воле Божией, тогда все получится.

Весь секрет того, почему мы просим что-то у Бога и не получаем этого, состоит в том, что мы всё делаем по своей воле. А нужно отречься от своей воли и полностью предаться воле Божией, тогда все получится. Эти Недели после Пасхи как раз свидетельствуют, что всемогущая сила Божия велика. Если она была велика до прославления Христа, то тем более велика после Его воскресения.

– И тогда в этом же ряду стоит самарянка Фотиния, которая стала мученицей. Причем она привела ко Христу очень много своих сродников. Учитывая ее биографию до встречи со Спасителем, удивительно, что она оказывается настолько восприимчивой к тому, что Он говорит. Не у всех слова Христа проникали в душу, а она приняла их сразу. И когда читаешь житие святой мученицы Фотинии, это просто фильм ужасов, такое непереносимо было бы для человека, если бы с ним не была благодать Божия.

– Благодать Божия касается нас постоянно, но мы противимся этой силе Божией – вот в чем беда. В разговоре с самарянкой Христос говорит о живой воде. Живая вода – это благодать Божия, которую она приняла в свое сердце и полностью изменилась. Она покаялась в том, что у нее было пять мужчин и что они не были ей мужьями. Но несмотря на то, что она так сильно грешила, Господь с ней заговорил. В этом тоже есть милосердие Божие. Господь ведь хочет всем спасения. Она прислушалась к голосу Спасителя и пошла за Христом, приняв мученическую кончину. Не каждый из нас это может, но не каждому такое и дается. Такое еще нужно заслужить – быть мученицей за Христа.

– Место, где Господь беседовал с самарянкой, находится на территории Палестины – это Святая Земля, которая также является местом распятия и воскресения Господа. Иерусалим и многие другие евангельские города находятся на территории Святой Земли. Вы каждый год предпринимаете усилия для того, чтобы быть там. Это не просто, учитывая и политическую, и экономическую ситуацию. Но Вы считаете это для себя нужным, и Господь благословляет.

Просто иногда можно слышать такое мнение: зачем совершать какие-то паломничества? И приводят цитату, что в вашем доме и в вашем храме для вас есть и Иерусалим, и Афон, и все святые места, мол, незачем совершать паломничества. Но я знаю по опыту общения с христианами Святой Земли, насколько для сохранения евангельских мест и самих христиан, там находящихся (которые зачастую живут там как исповедники), важно, чтобы христианские паломники приезжали. Расскажите об этом в заключение нашего разговора.

– Паломничество – это выражение нашей любви к тем святым местам, где подвизался Спаситель, святые угодники Божии. И, как написано в Евангелии, если мы почитаем пророка, то получаем и награду пророка; если почитаем праведника, то получаем награду праведника. И если мы даже чашу холодной воды подадим кому-либо, то не потеряем своей награды. Там же написано, что мы, почитая святыни, входим в труд подвижников. Мы немного потрудились и пришли туда, приложились к святыне, почтили ее, рассказали об этом другим. Это наш небольшой труд. Но его не сравнить с тем трудом, который совершили те или иные святые угодники Божии, тем более Сам Христос Спаситель, и мы входим в их труд.

Кто-то может сказать, что паломничество – это развлечение. Но у Бога это считается великим делом, важным для вечной жизни. Мы должны работать для вечности. А паломничество – одно из средств, чтобы получить от Бога награду в вечной жизни. Мы укрепляемся в паломничестве в вере и благочестии, получаем особый заряд для духовной жизни. Если у нас есть какой-то грех или проблемы в семейной жизни, мы молимся в этих местах, и потом все меняется в жизни, налаживается.

Есть и другая ситуация, когда люди болеют какими-то болезнями, врачи им помочь не могут, они побывают на святом месте – и получают облегчение или полное исцеление. Польза от православного паломничества очень большая. Конечно, это богоугодное дело. Богу угодно, чтобы мы это делали, это очень важно.

Некоторые говорили, что надо ходить по святым местам, пока к ним есть доступ. Может такое быть, что вы захотите туда попасть, но не сможете. Сейчас уже есть какие-то намеки на это. Многие в этом году должны были приехать в Иерусалим... Было несколько таких делегаций из разных мест, и много людей отправили назад без объяснения причины.

Это показатель того, что мы не совсем правильно поступаем. К паломничеству нужно достойно готовиться, мы едем, чтобы получить что-то важное для своего спасения. А это возможно через покаяние, осознание своей греховности и недостоинства с желанием исповедоваться и причаститься, больше открыть свою душу для Бога на святом месте. Таким должен быть духовный настрой – и тогда Господь благословляет эту поездку.

– Если можно, скажите нашим зрителям какое-то пасхальное слово, краткое и вдохновляющее.

– Самое краткое – это приветствие: «Христос воскресе!» И ответ: «Воистину воскресе Христос!» Очень радует, что Господь дал нам радость праздника Воскресения Христова и в этом году. Мы рады, что Господь посетил нас Своим Благодатным огнем.

– И Вы привезли в Среднюю Азию Благодатный огонь. Как люди его ждут, встречают?

– Встречают с большой радостью.

– А мусульмане?

– И мусульмане тоже есть.

– Потому что я знаю, что в храм приходят мусульмане. Я сама это видела в Ташкенте.

– В прошлом году мы прилетели с Благодатным огнем около 4 часов утра. И люди ждали этот Благодатный огонь с двенадцати часов ночи. Народу было очень много. Они еще и службу отстояли. Вот показатель того, что они ждут Благодатный огонь и знают, что очень важно иметь эту Божию благодать в своих домах и в своем сердце.

Ведущая Светлана Ладина

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать